A шоссе, взлетно-посадочная полоса или дорожная база участок автомагистрали, автомагистрали или другой дороги общего пользования, специально построенной для использования в качестве взлетно-посадочной полосы (в основном) военных самолетов и служить вспомогательной военно-воздушной базой. Эти взлетно-посадочные полосы позволяют военным самолетам продолжать работу, даже если их обычные авиабазы, некоторые из наиболее уязвимых целей в любой войне, будут разрушены или разрушены.
Первые полосы шоссе были построены ближе к концу Второй мировой войны в нацистской Германии, где хорошо развитая система Reichsautobahn позволяла самолетам использовать автострады. Во время холодной войны полосы шоссе систематически строились по обе стороны железного занавеса, во многих случаях в ответ на Шестидневную войну и операцию Focus в 1967 году, когда ВВС Израиля в результате внезапного авиаудара вывели из строя многие авиабазы своих противников всего за несколько часов. Страны, построившие полосы на автомагистралях, включают Западную и Восточную Германию, Сингапур, Северную Корею, Тайвань, Швеция, Финляндия, Болгария, Швейцария, Польша, Индия, Пакистан и Чехословакия.
Обычно полосы 2 - до прямых участков шоссе длиной 3,5 км (от 1,2 до 2,2 миль), на которых любое центральное резервирование состоит из аварийных барьеров, которые можно быстро снять ( позволяют самолетам использовать всю ширину дороги) и другие особенности irbase (рулежные дорожки, пандусы аэропорта ) могут быть построены. Дорога потребует более толстого, чем обычно, покрытия и прочного бетонного основания. Специализированное оборудование типичного аэродрома хранится где-то поблизости и переносится только тогда, когда аэродромные операции начинаются. Полосы автомагистралей можно превратить из автомагистралей в авиабазы, как правило, в течение 24–48 часов. Дорога должна быть подметена, чтобы удалить весь мусор, прежде чем самолет сможет начать движение. Однако взлетно-посадочные полосы могут быть довольно маленькими - короткие взлетно-посадочные полосы, построенные в шведской системе Bas 90, обычно имеют длину всего 800 метров (2600 футов). Возможности STOL самолетов Viggen и Gripen позволили использовать такие короткие взлетно-посадочные полосы. В случае финских наземных авиабаз пространство, необходимое для посадки самолетов, сокращается с помощью провода, аналогичного системе CATOBAR, используемой на некоторых авианосцах.
Ряд стран во всем мире используют стратегию шоссе, построенного для использования в качестве вспомогательных авиабаз в случае войны.
Несмотря на то, что они не предназначены для использования в военных целях, в сельской Австралии несколько участков шоссе поддерживаются в качестве потенциальных взлетно-посадочных полос для использования Королевской службой летающих врачей Австралии.
В 1989 году в Китае были проведены первые учения по разминированию шоссе. С тех пор они проводились позже и в разных районах страны. В 2014 году китайские войска впервые посадили военные самолеты на полосе шоссе в провинции Хэнань.
После турецкого вторжения на Кипр, В греческой части Кипра были построены три полосы на автомагистралях, которые легко узнать по центральной линии взлетно-посадочной полосы и разметке зоны приземления. У всех них также есть зоны разворота самолетов на обоих концах. Один расположен на шоссе Лимассол – Никосия (5200 м или 17 100 футов) и один из шоссе Лимассол – Ларнака (5000 м или 16 000 футов). Третья - гораздо меньшая полоса, расположенная на шоссе Лимассол-Пафос недалеко от международного аэропорта Пафоса.
во время учений Operation Saber Strike. в 2016 и 2018 годах самолет A-10 Thunderbolt II из США Air National Guard эксплуатировался с бывших взлетно-посадочных полос Варшавского договора в Эстонии.
Во время Зимней войны 1939-1940 гг. ВВС Финляндии повторно развернули свои самолеты на импровизированных аэродромах, включая замерзшие озера, для сохранения их против советской авиации. Эта тактика была успешной: советские воздушные налеты на базы нанесли небольшой урон, а численность финской авиации была значительно выше.
На протяжении холодной войны финские ВВС поддерживали сеть вспомогательных аэродромов, включая гражданские аэропорты и дорожные базы, для повышения живучести и эффективности в случае войны.
По состоянию на 2017 год все самолеты ВВС Финляндии могут работать с наземных баз.
В настоящее время Финляндия проводит учения на своих дорожных базах (маантиетукикохта) примерно раз в год. В учениях Baana 16 в 2016 г. ВВС Финляндии летали на F / A-18C и BAE Hawk, Pilatus PC-12 и C295M самолет с шоссе в Луси. Военно-воздушные силы Финляндии используют предохранительные тросы для быстрой остановки самолетов F / A-18, которые изначально были предназначены для работы с авианосцев. ВВС Швеции также принимали участие в учениях 2015 и 2016 годов, управляя истребителями Gripen.
В Германии есть несколько полос шоссе (NLP-Str - Notlandeplätze auf Straßen, «аварийные аэродромы на дорогах»).
21 мая 2015 года Индия успешно провела испытания своей взлетно-посадочной полосы на участке скоростной автомагистрали Ямуна в Уттар-Прадеше. Она была построена за 13 000 фунтов стерлингов. Cr для своих боевых самолетов IAF, первых для военной авиации в стране. В июне 2016 года министр автомобильного транспорта и автомобильных дорог Нитин Гадкари объявил, что правительство рассматривает возможность создания «взлетно-посадочных полос» для коммерческих операций. 24 октября 2017 г. Индия успешно провела испытания еще одной взлетно-посадочной полосы на участке Agra Lucknow Expressway в Уттар-Прадеше.
в префектуре Хоккайдо Силы самообороны Японии имеют авиабазу Кенебецу и суббазу Якумо в качестве альтернативных авиабаз.
Северная Корея создала большое количество полос на автомагистралях для использования в случае войны.
В Пакистане, автомагистраль М-1 (Пешавар - Исламабад ) и автомагистраль М-2 (Исламабад- Лахор ), каждая из которых включает по две аварийных взлетно-посадочных полосы общей протяженностью 2700 человек. м (9000 футов) длиной каждый. Четыре секции аварийной взлетно-посадочной полосы вводятся в эксплуатацию после снятия съемных бетонных перемычек с помощью вилочных погрузчиков. ВВС Пакистана (PAF) использовали автомагистраль M2 в качестве взлетно-посадочной полосы дважды: впервые в 2000 году, когда они приземлили истребитель F-7P, Учебно-тренировочный самолет Super Mushak и C-130 и, опять же, в 2010 году. В последний раз PAF использовала взлетно-посадочную полосу на автомагистрали M2 2 апреля 2010 года для приземления, дозаправки и перевозки от двух истребителей, Mirage III и F-7P, во время учений Highmark 2010. В марте 2019 года Пакистан также использовал участок автомагистрали M2 для посадки своих истребителей продемонстрировать свои возможности.
Большое количество дорожных полос (DOL - Drogowy Odcinek Lotniskowy, освещенный «участок аэродрома») было построено во время холодной войны в Польше. С 2003 года только одна полоса шоссе используется ежегодно для учений.
Военно-воздушные силы Республики Сингапур периодически проводят «учения с запасными взлетно-посадочными полосами». Впервые он был проведен 17 апреля 1986 года с самолетами F-5 и A-4. Седьмое учение «Торрент 2016» было проведено возле авиабазы Тенгах в ноябре 2016 года. Были сняты знаки, уличные фонари и другие приспособления, а также временно установлено посадочное оборудование, в том числе мобильные аэрофинишеры впервые. Истребители F-15SG и F-16C / D участвовали в учениях 2016 года.
Как и в случае с Северной Кореей, Южная Корея также имеет установлен ряд полос на шоссе.
Тамильская сепаратистская группа ТОТИ действовала на севере Шри-Ланки до их ликвидации в 2009 году, использовала шоссе в качестве взлетно-посадочной полосы.
Швеция начала строительство взлетно-посадочных полос (reservvägbaser) в качестве альтернативы баз с введением системы Bas 60 в конце 1950-х годов. Шестидневная война в 1967 г. (когда ВВС Египта были остановлены внезапным нападением на авиабазы) и использование штурмовиков дальнего действия (в первую очередь Су-24 ) вдохновил на дальнейшее развитие, результатом которого стала система Bas 90. Улучшения в системе Bas 90 включали строительство коротких резервных взлетно-посадочных полос в непосредственной близости от авиабаз и дальнейшее рассредоточение наземных операций. Viggen и Gripen были разработаны с возможностью STOL для использования более коротких взлетно-посадочных полос.
ВВС Швеции не практиковали использование своих дорожных баз около десяти лет в начале 21 века, но в 2015 и 2016 годах его истребители Saab JAS 39 Gripen участвовали в учениях ВВС Финляндии. В сентябре 2017 года ВВС США впервые за более чем десятилетие провели учения на ряде дорожных баз.
С 1969 года было построено несколько полос на шоссе под названием NOLA / NOSTA (Notlandepisten) по 2004 г.
Тайвань построил ряд полос на шоссе (戰備 跑道, букв. "запасная полоса войны").
В бывшем СССР было построено большое количество дорожных полос (Аэродромный Участок Дороги, «аэродромная часть дороги»).
Участок взлетно-посадочной полосы пакистанской автомагистрали М-2 со съемными разделителями.
Самолет A-10 Thunderbolt II приземляется на автобане A29 недалеко от города Альхорн во время учений НАТО «Highway 84».
Вид сзади самолета A-10 Thunderbolt II, взлетающего с автобана A29 недалеко от города Альхорн во время учений НАТО «Шоссе 84».
Самолет C-130 Hercules на такси по автобану A29 недалеко от города Альхорн во время учений НАТО "Highway 84".
Бывшая взлетно-посадочная полоса возле Энерды, Швеция.
Кортбана (короткая взлетно-посадочная полоса) на бывшей военной базе Оптанд, Швеция. Обратите внимание на то, что дорога становится шире.
На Викискладе есть материалы, связанные с полосами шоссе. |