Леди Джейн Грей, претендент на английский престол в XVI веке, оставила неизгладимое впечатление в английской литературе и романах. Ограниченное количество материала, из которого можно построить ее биографию, основанную на источниках, не мешает авторам всех возрастов заполнять пробелы плодами своего воображения.
В елизаветинских балладах история Джейн - это рассказ о невиновность предана. В одной балладе леди Джейн, осуждая своего палача королеву Марию I, заявляет: «Папу я ненавижу как смерть / и Христа люблю как Спаситель». Джейн теперь не только невиновная, но и мученик за протестантское дело, и как таковая фигурирует в Книге мучеников Фокса. Без определенных доказательств, Роджер Ашам идеализировал ее и по-другому как благородную и ученую. Но величайшая дань ей елизаветинской эпохи была дана в «Элегии» Томаса Шалонера, опубликованной в 1579 году. Здесь она бесподобна в своей учености и красоте, сравнимая только с Сократом по своей храбрости и спокойствию. смирение перед лицом смерти. Он даже предполагает, что она была беременна во время казни, утверждение, которое не появляется больше нигде, по-видимому, для того, чтобы Мэри, великий злодей пьесы, казалась еще более бессердечной.
Из мартирологии и поэзии Джейн наконец вышла на сцену в раннем якобинском периоде сэра Томаса Уайетта по Джон Вебстер и Томас Деккер, где она играет роль трагического любовника. Пьеса, вероятно, во многом основана на ранее проигранной пьесе под названием «Леди Джейн». Эта тема была поднята позже в этом веке Джоном Бэнксом, драматургом Реставрации, в его «Невинном узурпаторе: или Смерть леди Джейн Грей». Здесь Джейн уговаривают принять корону только после того, как ее муж, лорд Гилфорд Дадли, угрожает покончить жизнь самоубийством, если она этого не сделает. Впервые напечатанный после Славной революции, в пьесе Бэнкса есть также сильное анти- римско-католическое измерение, которое, по-видимому, привлекло внимание публики.
Изображение леди Джейн Грей, которую просят занять трон, как это представлялось в эпоху романтизма. Гравюра по мотивам Роберта СмиркаВ XVIII веке последовали новые пьесы и стихи, когда начала формироваться небольшая индустрия джанеитов. В ранний ганноверский период она берет на себя роль политической героини, а также мученика, ученого и трагического любовника, подавляя ее Платона и беря корону только для того, чтобы спасти английский протестантизм. 1715 трагедия под названием Леди Джейн Грей: Трагедия в пяти действиях, написанная Николасом Роу ,, подчеркивает пафос судьбы Джейн.. Растущая репутация Джейн была не просто популярным явлением. Гилберт Бернет, историк вигов и самопублицист, описал Джейн, со значительным преувеличением, как «чудо века» в своей «Истории Реформации». Оливер Голдсмит его «История Англии», опубликованная в 1771 году. Даже трезвый Дэвид Хьюм был соблазнен трагедией Джейн и Дадли.
Только в начале девятнадцатого века Джон Лингард, католический историк, рискнул сказать пару слов о противодействии Джейн, сказав, что она «слишком любила платья», и напомнила промоутерам, что ей всего шестнадцать. Однако ее популярность как сюжета для трагических романов еще больше возросла в девятнадцатом веке, в эпоху массовой печати, когда ее история появляется в различных средствах массовой информации, включая популярные журналы и детские книги. В 19 веке также было несколько оперных трактовок ее истории, в том числе опера Никола Ваккаи 1836 года Джованна Грей.
Джейн неоднократно переделывалась, чтобы удовлетворить склонности ее аудитории. После Французской революции евангелическое движение остановилось на ней как на символе, отмеченном не ее романтикой, а ее благочестием. В 1828 году The Lady's Monitor заявила, что она унаследовала «все великие, все хорошие, все замечательные качества, будь то ум, нрав или личность». Радикальный мыслитель и философ Уильям Годвин назвал ее «самым совершенным молодым существом женского пола, которое только можно было найти в истории» в своей агиографии Джейн, опубликованной под псевдонимом Теополилиус Марклифф. Марк Твен использовал Джейн в качестве второстепенного персонажа в своем романе 1882 года Принц и нищий.
В 1833 году, Поль Деларош создал Казнь леди Джейн Грей (le Supplice de Jeanne Grey), считающийся самым известным портретом Джейн, на котором изображена тайная казнь в тускло освещенной комнате или темница. Это исторически неточно во многих отношениях, и на него повлияло восстановление французской монархии после Французской революции. Джейн изображена в белой одежде, напоминающей французское нижнее белье со шнуровкой, по цвету похожее на ту, что носила Мария-Антуанетта во время казни в 1793 году. Фактическая казнь Джейн произошла на открытом воздухе в лондонском Тауэре . Два года спустя Джордж Уайтинг Флэгг решил назвать свое изображение женщины с завязанными глазами Леди Джейн Грей, готовящейся к казни, а не после Мэри, королевы Шотландии.
Джованна Грей, трагическая опера (tragedia lirica) в трех действиях, основанная на последних днях Джейн Грей, была написана Никола Ваккаи с либретто автора Карло Пеполи. Премьера оперы состоялась 23 февраля 1836 года в Ла Скала, Милан, с Марией Малибран в главной роли. На премьере она провалилась, и произведение так и не вошло в репертуар.
Сообщая о плохих рецензиях, полученных Джованной Грей, Revue et gazette musicale de Paris выразил удивление по поводу того, что такая интересная и трагическая тема не была задана композитором, способным сделать ее интересной. драматический успех и предложил в качестве возможных вариантов Мейербер, Россини или Галеви.
Несколько второстепенных композиторов впоследствии попытались поставить оперы о Джейн Грей, но без особых усилий. успех.
Антонио Д'Антони написал версию в 1848 году для оперного театра в Триесте, но она так и не была исполнена.
Версия Тимотео Пазини, Джованна Грей, установлена на либретто Джованни Пеннакки, состоялась «триумфальная» премьера в Teatro Comunale в Ферраре в 1853 году с Луиджией Аббадиа в главной роли. В следующем году он снова был исполнен в Ези в Театре Перголези, но не остался в репертуаре.
повторно использовал либретто Пеполи для его Джованны Грей, премьера которой состоялась в Триесте во время карнавального сезона 1859 года.
Джейн Грей Анри Бюссера премьера состоялась в 1891 году и вскоре была забыта. Арнольд Рознер обратился к этой теме в «Хрониках девяти», написанных в 1984 году на либретто по пьесе «Хроники королевы Джейн». Были записаны отрывки из произведений Рознера. Рознер (2002). Его премьера состоялась в Бостоне Odyssey Opera и BMOP (1 февраля 2020 г.).
Было три киноверсии жизни Джейн, в которых ее играла:
В версиях Принца и нищего ее играла:
Джейн также играла в сериале BBC Элизабет R (1971).
В радиоспектакле BBC Radio 4 «Королева девяти дней» Аманды Уиттингтон взрослую Джейн играли Лу Брили и ребенок Джейн.
Джейн также появляется в двух эпизодах Приключений Сары Джейн, Затерянных во времени частей 1 и 2, которые происходят в ее последний день в качестве королевы. Ее играет Эмбер Битти.
Сью Паррилл и Уильям Б. Робисон, Тюдоры на кино и телевидении (МакФарланд, 2013). ISBN 978-0786458912.