Ariadne musica - это сборник organ музыки Иоганна Каспара Фердинанда Фишера, впервые опубликованный в 1702 году. часть сборника представляет собой цикл из 20 прелюдий и фуг в разных тональностях, поэтому Ariadne musica считается важным предшественником Иоганна Себастьяна Баха 's Хорошо темперированный клавир, имеющий аналогичную структуру.
Название отсылает к греческому мифу, в котором Тесей находит выход из лабиринта Минотавра, используя клубок ниток, который Ариадна, дочь царя Миноса с Крита, дала ему. Точно так же можно сказать, что музыка в сборнике ведет слушателя через лабиринт ключей. Фишер также использовал греческую мифологию, чтобы назвать пьесы из другого его крупномасштабного музыкального сборника, Musikalischer Parnassus.
Первое издание Ariadne musica было сделано в 1702 году в Шлакенверте. Произведение несколько раз переиздавалось при жизни Фишера. Оригинальный эстамп, упомянутый Иоганном Готфридом Вальтером в Musicalisches Lexicon, теперь утерян, но рукопись копия сохранилась.
20 прелюдий и фуг:
5 ричеркарс на хорал мелодии, каждая из которых связана с определенным католическим событием:
Все пьесы довольно короткие, в том числе несколько очень коротких фуг (самая короткая фуга ля минор из семи тактов). Большинство из них относятся к обычному времени, за некоторыми исключениями (в первую очередь, фуга Э Дориана, которая находится в 12/8). Прелюдии варьируются от пьес, основанных на коротких упрощенных токката -подобных пассажах на длинных устойчивых аккордах (как, например, до мажор и соль мажор), до немного более сложных произведений с короткими имитационными пассажами, подобными этому., из конца прелюдии ми-бемоль мажор:
Все фуги четырехголосные, за исключением ля-бемоль мажор с пятой частью, удваивающей октаву в последнем аккорде. Некоторые из них слабо связаны тематически с сопутствующими прелюдиями.
Все ричеркары представляют собой темы, написанные целыми и половинными нотами, при этом заметным исключением является до-мажор Ricercar pro Festis Natalitys с темой, состоящей в основном из четвертых и восьмых нот. Три помечены alla breve, Ricercar pro Festis Natalitys находится в обычном времени, а F major ricercar - в 3/2.
Ricercar pro Festis Paschalibus ранее был приписан Иоганну Себастьяну Баху и внесен в каталог BWV как BWV 746, хоральная прелюдия Христос ist erstanden.
Наиболее очевидная связь Хорошо темперированного клавира Баха с Ариадной Музыкой - это использование Бахом сюжета Фишера в одной из фуг:
Тема из шести нот четырехголосной фуги ми мажор Фишера (начальные такты изображены выше, тема выделена) используется Бахом в качестве сюжета фуги ми мажор из второго тома хорошо темперированного клавира BWV878 / 2, также в четырех голосах :
Пьеса Фишера довольно короткая (хотя и не такая короткая, как, например, фригийская фуга E 8 тактов из того же сборника) и написана преимущественно с использованием длинных нот; Фуга Баха гораздо сложнее, с плотным контрапунктом и намного длиннее, хотя предмет Фишера превращается в одно из немногих произведений из WTC, в которых во всех голосах присутствует значительное количество целых и половинных нот.
Тот же предмет из шести нот встречается в двух клавишных композициях 17-го века знаменитого Иоганна Якоба Фробергера : Fantasia No. 2 и Ricercar No. 4. начальные полосы последнего можно увидеть ниже (с перевернутой версией той же темы, показанной темно-розовым цветом):
Фишер, возможно, узнал эту тему от Фробергера. Кроме того, фуга ми-бемоль мажор Фишера и фуга соль минор Баха из Книги 1 имеют схожую структуру относительно использования контрсубъектов; сюжет фуги Баха представляет собой слегка измененную версию фуги Фишера. Фуги до мажор Баха и Фишера в значительной степени основаны на стретто, и их сюжеты несколько похожи по ритму.
Ariadne musica редко исполняется или записывается, хотя отдельные прелюдии и фуги часто появляются в различных сборниках органной музыки барокко. Следующие записи содержат по крайней мере одну часть Ariadne musica (прелюдии и фуги или ричеркары) полностью: