Ariadne musica

редактировать

Ariadne musica - это сборник organ музыки Иоганна Каспара Фердинанда Фишера, впервые опубликованный в 1702 году. часть сборника представляет собой цикл из 20 прелюдий и фуг в разных тональностях, поэтому Ariadne musica считается важным предшественником Иоганна Себастьяна Баха 's Хорошо темперированный клавир, имеющий аналогичную структуру.

Название отсылает к греческому мифу, в котором Тесей находит выход из лабиринта Минотавра, используя клубок ниток, который Ариадна, дочь царя Миноса с Крита, дала ему. Точно так же можно сказать, что музыка в сборнике ведет слушателя через лабиринт ключей. Фишер также использовал греческую мифологию, чтобы назвать пьесы из другого его крупномасштабного музыкального сборника, Musikalischer Parnassus.

Первое издание Ariadne musica было сделано в 1702 году в Шлакенверте. Произведение несколько раз переиздавалось при жизни Фишера. Оригинальный эстамп, упомянутый Иоганном Готфридом Вальтером в Musicalisches Lexicon, теперь утерян, но рукопись копия сохранилась.

Содержание
  • 1 Пьесы
  • 2 Связь с Иоганном Себастьяном Бахом
  • 3 Записи
  • 4 См. Также
  • 5 Внешние ссылки
Пьесы

20 прелюдий и фуг:

  • Прелюдия и фуга № 1 до мажор
  • Прелюдия и фуга № 2 до-диез минор
  • Прелюдия и фуга № 3 ре минор
  • Прелюдия и фуга № 4 ре мажор
  • Прелюдия и фуга № 5 ми-бемоль мажор
  • Прелюдия и фуга № 6 ми Фригийская
  • Прелюдия и фуга № 7 ми Дориан
  • Прелюдия и фуга № 8 ми мажор
  • Прелюдия и фуга № 9 фа минор
  • Прелюдия и фуга № 10 фа мажор
  • Прелюдия и фуга № 11 фа-диез минор
  • Прелюдия и фуга № 12 соль минор
  • Прелюдия и фуга № 13 соль мажор
  • Прелюдия и фуга № 14 ля мажор
  • Прелюдия и фуга № 15 ля минор
  • Прелюдия и фуга № 16 ля мажор
  • Прелюдия и фуга № 17 си-бемоль мажор
  • Прелюдия и фуга № 18 си минор
  • Прелюдия и фуга № 19 си мажор
  • Прелюдия и фуга Фуга No. 20 в До минор

5 ричеркарс на хорал мелодии, каждая из которых связана с определенным католическим событием:

  • Ricercar pro Tempore Adventus, до мажор (на Ave Maria klare, для Advent )
  • Ricercar pro Festis Natalitys, до мажор (на Der Tag der ist so freudenreich, для Christmas )
  • Ricercar pro Tempore Quadragesimae, ля минор (на Da Jesus an dem Kreuze stund, для Великого поста )
  • Ricercar pro Festis Paschalibus, ре минор (на Christ ist erstanden, для Пасхи )
  • Ricercar pro Festis Pentecostalibus, фа мажор (на Komm, heiliger Geist, для Pentecost )

Все пьесы довольно короткие, в том числе несколько очень коротких фуг (самая короткая фуга ля минор из семи тактов). Большинство из них относятся к обычному времени, за некоторыми исключениями (в первую очередь, фуга Э Дориана, которая находится в 12/8). Прелюдии варьируются от пьес, основанных на коротких упрощенных токката -подобных пассажах на длинных устойчивых аккордах (как, например, до мажор и соль мажор), до немного более сложных произведений с короткими имитационными пассажами, подобными этому., из конца прелюдии ми-бемоль мажор:

Последние 4 такта прелюдии ми-бемоль мажор из Ariadne musica.

Все фуги четырехголосные, за исключением ля-бемоль мажор с пятой частью, удваивающей октаву в последнем аккорде. Некоторые из них слабо связаны тематически с сопутствующими прелюдиями.

Все ричеркары представляют собой темы, написанные целыми и половинными нотами, при этом заметным исключением является до-мажор Ricercar pro Festis Natalitys с темой, состоящей в основном из четвертых и восьмых нот. Три помечены alla breve, Ricercar pro Festis Natalitys находится в обычном времени, а F major ricercar - в 3/2.

Ricercar pro Festis Paschalibus ранее был приписан Иоганну Себастьяну Баху и внесен в каталог BWV как BWV 746, хоральная прелюдия Христос ist erstanden.

Связь с Иоганном Себастьяном Бахом

Наиболее очевидная связь Хорошо темперированного клавира Баха с Ариадной Музыкой - это использование Бахом сюжета Фишера в одной из фуг:

Вступительные такты фуги ми мажор из Ariadne musica.

Тема из шести нот четырехголосной фуги ми мажор Фишера (начальные такты изображены выше, тема выделена) используется Бахом в качестве сюжета фуги ми мажор из второго тома хорошо темперированного клавира BWV878 / 2, также в четырех голосах :

The beginning of Bach's E major fugue from the second volume of the Well-Tempered Clavier.

Пьеса Фишера довольно короткая (хотя и не такая короткая, как, например, фригийская фуга E 8 тактов из того же сборника) и написана преимущественно с использованием длинных нот; Фуга Баха гораздо сложнее, с плотным контрапунктом и намного длиннее, хотя предмет Фишера превращается в одно из немногих произведений из WTC, в которых во всех голосах присутствует значительное количество целых и половинных нот.

Тот же предмет из шести нот встречается в двух клавишных композициях 17-го века знаменитого Иоганна Якоба Фробергера : Fantasia No. 2 и Ricercar No. 4. начальные полосы последнего можно увидеть ниже (с перевернутой версией той же темы, показанной темно-розовым цветом):

The opening bars of Froberger's Ricercar No. 4; the six-note theme is shown in blue, its inverted form is shown in dark pink.

Фишер, возможно, узнал эту тему от Фробергера. Кроме того, фуга ми-бемоль мажор Фишера и фуга соль минор Баха из Книги 1 имеют схожую структуру относительно использования контрсубъектов; сюжет фуги Баха представляет собой слегка измененную версию фуги Фишера. Фуги до мажор Баха и Фишера в значительной степени основаны на стретто, и их сюжеты несколько похожи по ритму.

Записи

Ariadne musica редко исполняется или записывается, хотя отдельные прелюдии и фуги часто появляются в различных сборниках органной музыки барокко. Следующие записи содержат по крайней мере одну часть Ariadne musica (прелюдии и фуги или ричеркары) полностью:

  • Иоганн Каспар Фердинанд Фишер: Ariadne musica, Вольфганг Баумгрец, Христофорус 1992. (полная запись)
  • German Organ Музыка vol. 1, Joseph Payne, 1994. Naxos 550964. (на трех разных органах, без рицеркаров)
  • Иоганн Каспар Фердинанд Фишер: Блюмен-Штраус: Полное собрание сочинений для органов, Серж Шунбрудт, 2002. AEOLUS AE-10321. (полная запись)
  • A Joy Forever: Opus 41 в Гошен-колледже, Брэдли Леман, 2006. LaripS 1002. (полная запись)
  • J.K.F. Фишер: Ариадна Музыка (20 прелюдий и фуг); произведения Кальдары, Баха, Бетховена и Зорге, Франца Хазельбека. Общество музыкального наследия MHS 1634.
См. Также
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-06-12 02:57:26
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте