Ватанен в 2009 году | |
Личная информация | |
---|---|
Национальность | Финн |
Дата рождения | (1952-04-27) 27 апреля 1952 (возраст 68). Тууповаара, Финляндия |
Чемпионат мира по ралли рекорд | |
Годы работы | 1974–1985, 1987–1998, 2003 |
Штурман | Фабриция Понс. Фред Галлахер. Роджер Фриман. . . Дэйв Ричардс |
Команды | Форд, Opel, Peugeot, Subaru, BMW, Mitsubishi, Citroën |
Rallies | 101 |
Чемпионаты | 1 (1981 ) |
победы в ралли | 10 |
подиумы | 27 |
победы на этапах | 527 |
Всего очков | 518 |
Первое ралли | 1974 Ралли 1000 озер |
Первая победа | 1980 Ралли Акрополис |
Последняя победа | 1985 Шведское ралли |
Последнее ралли | 2003 Ралли Финляндия |
Ари Пиети Уолеви Ватанен ( произношение ) (родился 27 апреля 1952 года) - финн ралли водитель т - заявил политик и член Европейского парламента (MEP) с 1999 по 2009 год. Ватанен выиграл чемпионат мира по ралли в 1981 году и Парижское ралли Дакар четыре раза. С 2013 года Ватанен является президентом Эстонского Союза автоспорта.
Год его дебюта в ралли был 1970, и он дебютировал в Чемпионате мира по ралли на 1974 1000 Lakes Rally. В том же году он выиграл ралли Nortti на Opel Ascona, победив Ханну Микколу, что привлекло к нему внимание. Его первым международным ралли было ралли Rothmans 747 1975 года на Ямайке за рулем Datsun 120Y. Он занял 12-е место со штурманом Джерри Филлипсом. В конце того сезона ему предложили свою первую профессиональную поездку на Ford Escort RS1800 на автомобиле RAC Rally. Он потерпел крушение на второй день, но к тому времени он произвел на менеджера команды Ford Стюарта Тернера такое впечатление, что ему предложили место в команде на чемпионате Великобритании по ралли в следующем году. Он должным образом выиграл чемпионат, подвиг, который он повторил в 1980 году, под руководством Дэвида Ричардса, который впоследствии стал председателем Prodrive, Banbury. команда автоспорта и одна из самых влиятельных фигур в британском (и мировом) автоспорте. Между 1977 и 1980 годами он также принимал участие в отдельных соревнованиях чемпионата мира, сначала за официальную команду Ford, а затем, после ее ухода из спорта в конце 1979 года, за получастную Rothmans Rally Team. Он одержал свою дебютную победу в 1980 Acropolis Rally и стал чемпионом мира по ралли в 1981. Он остается единственным частным водителем (то есть не за рулем официальной заводской команды), достигшим этого подвига.
Ватанен и Ричардс разошлись в сезоне 1982 года, и следующие несколько лет Ватаненом руководил Терри Гарриман. он не защищал свой титул чемпиона мира в 1982 году, вместо этого участвуя в чемпионате Великобритании на Ford Escort, прежде чем перейти в команду Opel в 1983 году. Opel Ascona и Opel Manta были только полноприводный и не вполне конкурентоспособный, но Ватанену все же удалось выиграть Safari Rally.
. В 1984 Ватанен подписал контракт на управление Peugeot 205 T16 для Peugeot заводская команда. От ралли «1000 озер» 1984 года до 1985 ралли Швеции Ватанен выиграл пять мировых ралли подряд. Ему предстояло выиграть титул чемпиона мира 1985 года, но в середине сезона он отставал от своего товарища по команде Тимо Салонена после серии аварий и механических проблем. Затем он попал в серьезную аварию на Ралли Аргентина, когда его автомобиль совершил кувырок со скоростью более 120 миль в час. Его сиденье сломалось, и он был брошен в машину, получив серьезные травмы ног и туловища и опасное для жизни внутреннее кровотечение. Он провел 18 месяцев, восстанавливаясь сначала после физических травм, а затем и после тяжелой депрессии. Затем он полностью выздоровел, и, вернувшись в автоспорт в 1987 году, он четыре раза выигрывал Ралли Париж-Дакар ; с Peugeot в 1987, 1989 и 1990 годах и с Citroën в 1991 году. Он стал центром споров, когда его автомобиль был украден, когда он возглавлял то же ралли в 1988 году.
Ватанен. Выставка Peugeot 405 T16 GR.Вместе с Peugeot Ватанен также выиграл международный подъем на холм Pikes Peak после того, как Peugeot прекратил участие в чемпионате мира по ралли в 1986 году из-за упадка группы B. сплочение. Peugeot использовал уроки, извлеченные из своего 205 T16, для создания 405 T16. Обладая не менее 600 л.с. (447 кВт), большими крыльями, полным приводом и управляемым колесом, Ватанен поднял машину на гору в рекордно короткие сроки, его усилия были отражены в отмеченном наградами короткометражном фильме Climb Dance.
Автобиография Ватанена «Каждая секунда на счету», подробно описывающая его жизнь и карьеру до этого момента, была опубликована в 1988 г. (SAF Publishing, ISBN 0-946719-04-7 ) и сразу же стал бестселлером.
Ватанен продолжал более или менее активно участвовать в чемпионате мира по ралли до сезона 1998 года. Он управлял автомобилем Mitsubishi Ralliart Europe в четырех соревнованиях в 1989 и в пяти соревнованиях в 1990. Его лучший результат с Mitsubishi Galant VR-4 был вторым на ралли «1000 озер» 1990 года. С 1992 по 1993 он соревновался за Subaru в 11 дисциплинах, финишировав вторыми три раза, в том числе на дебютном мероприятии первой Subaru Impreza в Финляндии. Ватанен ненадолго возглавил соревнования, прежде чем его заменил победитель Юха Канккунен. Тем не менее, в конце сезона 1993 года команда Subaru отказалась от него в пользу Карлоса Сайнса.
. В следующем году он вернулся за руль Ford, за рулем Ford Escort RS Cosworth для получастной команды, а затем был включен в заводскую команду Ford, где заменил травмированного Франсуа Делекура. Его самым заметным результатом в том году стал подиум на Ралли Аргентина, когда он впервые участвовал в гонке после аварии там девять лет назад.
Сезоны 1995 и 1996 годов были спокойными для Ватанена, чья карьера лучшего пилота постепенно подходила к концу. В то время водителей было в избытке, и те, кто опоздал в карьере, такие как Ватанен, обычно проигрывали в пользу более молодых талантов. Тем не менее, он продолжал участвовать в нескольких соревнованиях тогда и в последующие годы, его лучшим результатом стал подиум в 1998 Safari Rally. Затем он ненадолго вернулся к заводскому Subaru для участия в завершающемся сезоне Ралли Великобритании, ознаменовав его сотым этапом чемпионата мира по ралли.
Хотя он стал гораздо менее активным в ралли, его жажда автоспорта не оставила его полностью, и Ватанен присоединился к Nissan на этапе Париж-Дакар в 2003 году, заняв седьмое место. Он также появился на ралли Финляндии 2003 года на подготовленном Bozian Racing Peugeot 206 WRC и финишировал одиннадцатым. В 2004 и 2005 годах Ватанен также участвовал в гонке «Дакар» для Nissan, а в 2007 году он предпринял еще одну попытку с Volkswagen, но сошел на седьмом этапе.
В настоящее время он занимает позицию « «Патрон клуба» Ирландского мотоклуба Донегала с 2002 года. Он давно связан с мотоклубом Донегола и Международным ралли Донегала, участвуя дважды в начале своей карьеры, в 1975 и 1978 годах.
Несмотря на отсутствие корней в Эстонии, в январе 2013 года Ватанен был назначен кандидатом в президенты правлением Эстонского союза автоспорта и стал первым иностранным президентом этого органа. Ватанен сказал, что у него всегда были хорошие отношения с эстонцами, и он глубоко впечатлен достижениями такой маленькой страны. По слухам, другим кандидатом будет самый известный в Эстонии бывший гонщик ралли Маркко Мяртин. Ватанен был избран президентом Эстонского союза автоспорта безо всякого соперника.
Ватанен и Ричардс на соревнованиях Colin McRae Forest Stages в 2008 году.В сентябре 2008 года Vatanen принял участие в Colin McRae Forest Stages Rally, раунде Чемпионата Шотландии по ралли с центром в Перте в Шотландии. Его штурманом снова был Дэвид Ричардс, и они соревновались в том же Rothmans спонсируемом Ford Escort RS1800, на котором они ездили в 1981 году. Он был одним из многих. экс-чемпионов мира примут участие в акции памяти Макрея, умершего в 2007 году.
Ватанен родился и вырос в деревне Тууповаара в Восточной Финляндии. Он женат на Рите и имеет четырех детей: Ким (1972 г.р.), Риа (1980 г.р.), Туа (1982 г.р.) и Макс (1990 г.р.). У них есть дома в Финляндии и Франции. Ким - менеджер текущего пилота WRC Себастьяна Ожье. В 2016 году Макс пошел по стопам отца, приняв участие в British Rally Championship за рулем M-Sport подготовленного Ford Fiesta R5.
В 1993 году Ватанен поселился на юге Франции, где он купил ферму и винодельню.
В 1999 Ватанен был избран в Европарламент из списка из консервативной финской партии Национальная коалиция, несмотря на то, что продолжает жить во Франции. Вопросы, над которыми он работал, включают налогообложение автомобилей, дорожную политику, помощь в целях развития и сельскохозяйственную политику.
В 2004 году он был переизбран, на этот раз из списка консервативного французского Союза за народное движение. На выборах в Европейский парламент 2009 г. Ватанен снова был кандидатом от Национальной коалиции в Финляндии, но на этот раз он не был избран.
В июле 2009 г. Ватанен заявил о своей заинтересованности в том, чтобы выступить в качестве кандидата против Макс Мосли на президентских выборах FIA в октябре, если нынешний президент Мосли решит вернуться на следующий срок. Позже он подтвердил, что будет баллотироваться в президенты. 23 октября 2009 года Ватанен провалил свою заявку на избрание президентом FIA, который выиграл его бывший босс команды Peugeot, впоследствии менеджер Scuderia Ferrari Жан. Тодт.
Он подписал Пражскую декларацию о европейской совести и коммунизме.
Номер | Событие | Сезон | Co -водитель | Автомобиль |
---|---|---|---|---|
1 | Ралли Акрополис | 1980 | Дэвид Ричардс | Ford Escort RS1800 |
2 | Ралли Акрополис | 1981 | ||
3 | Ралли в Бразилии | |||
4 | Ралли 1000 озер | |||
5 | Safari Rally | 1983 | Opel Ascona 400 | |
6 | 1000 Lakes Rally | 1984 | Peugeot 205 Turbo 16 | |
7 | Rallye Sanremo | |||
8 | RAC Rally | |||
9 | Rallye Automobile de Monte- Карло | 1985 | ||
10 | Шведское ралли |
Год | Класс | Автомобиль | Результат | Этапы | |
---|---|---|---|---|---|
1987 | Автомобиль | Peugeot | 1-й | 3 | |
1988 | DSQ | 4 | |||
1989 | 1-й | 7 | |||
1990 | 1-й | 7 | |||
1991 | 1-й | 5 | |||
1992 | Citroen | 5-й | 7 | ||
1993 | 8-й | 2 | |||
1994 | Не входил | ||||
1995 | Автомобиль | Citroen | DNF | 3 | |
1996 | 4-й | 7 | |||
1997–2002 | Не входил | ||||
2003 | Автомобиль | Nissan | 7-й | 4 | |
2004 | DNF | 1 | |||
2005 | 39-й | 0 | |||
2006 | Не входил | ||||
2007 | Автомобиль | Volkswagen | DNF | 0 |
На Викискладе есть материалы, связанные с Ари Ватаненом. |
Награды и достижения | ||
---|---|---|
Предшественник. Стиг Бломквист | Автоспорт. Международная награда гонщиков ралли . 1984 | Успешно. Тимо Салонен |
Спортивные позиции | ||
Предыдущий. Вальтер Рёрль | Чемпион мира по ралли. 1981 | Преемник. Вальтер Рёрль |
Предыдущий. Рене Метге | Ралли Дакар. Победитель автомобилей . 1987 | Преемник. Юха Канккунен |
Предыдущий. Юха Канккунен | Ралли Дакар. Победитель автомобилей . 1989, 1990, 1991 | Преемник. Хьюберт Ориоль |
Записи | ||
Предыдущий. Вальтер Рёрль. 33 года, 232 дня. (сезон 1980 года ) | Самый молодой чемпион мира по ралли. 29 лет, 212 дней. (сезон 1981 года ) | Преемник. Юха Канккунен. 27 лет, 249 дней. (сезон 1986 года ) |