Архитектура Монголии

редактировать
Низкая, круглое белое здание с конической крышей Юрточный храм начала ХХ века Три типа построек на фоне облачного неба Архитектурные поколения: юрта, храм и небоскреб Модель храма под стеклом Модель Храм Майтрейи

архитектура Монголии в основном основана на традиционных жилищах, таких как юрта (монгольский : гэр, гер) и шатер. В течение XVI и XVII веков по всей стране были построены ламарии как храмы, которые позже были расширены для размещения растущего числа прихожан. Монгольские архитекторы проектировали свои храмы с шестью и двенадцатью углами и пирамидальными крышами, приближающимися к круглой форме юрты. Дальнейшее расширение привело к квадратной форме в конструкции храмов с крышами в форме шатров. Решетчатые стены, опоры кровли и слои войлока в конечном итоге были заменены камнем, кирпичными балками и досками.

Монгольский художник и историк искусства Н. Чултем выделил три стиля традиционной монгольской архитектуры (монгольский, тибетский и китайский) отдельно. или в комбинации. Бату-Цагаан (1654 г.), спроектированный Занабазаром, был ранним квадратичным храмом. Монастырь Дащойлин Хийд в Улан-Баторе является образцом юртовой архитектуры. Храм Лаврина 18 века в ламазери Эрдэнэ Цзу был построен в тибетской традиции. Храм Чойджин лама Сум (1904 г.), ныне музей, является примером храма, построенного в китайской традиции. Квадратный храм Цогчин в Гандан монастыре Улан-Батора сочетает в себе монгольские и китайские традиции. Храм Майтрейи (снесен в 1938 году) был образцом тибето-монгольской архитектуры. Монастырь Дащойлин Хийд начал проект по восстановлению этого храма и 80-футовой (24 м) скульптуры Майтрейи. Индийские влияния также можно увидеть в монгольской архитектуре, особенно в дизайне буддийских ступ.

Содержание
  • 1 Древний период
  • 2 Юрты
  • 3 Палатки
  • 4 Имперский период
  • 5 Возрождение
  • 6 Пост-ренессанс
  • 7 Революционная архитектура
  • 8 Классицизм и массовое производство
  • 9 Современный период
  • 10 См. Также
  • 11 Сноски
  • 12 Внешние ссылки
Древний период

Конфедерация сюнну управляла современной Монголией с третьего века до н.э. до первого века нашей эры, живя в переносных круглых палатках на телегах и круглых юртах. Аристократия хунну жила в небольших дворцах, а их деревни были защищены огромными стенами. С. И. Руденко также упоминает капитальное строительство из бревен. Археологические раскопки показывают, что у хунну были города; их главным городом был Луут Хот (Город Драконов).

В регионе господствовали могущественные государства, созданные тюркскими и уйгурскими племенами с шестого по девятый века. и в долинах Орхона, Туула и реки Селенги было несколько тюркских городов. Основным городом Тюркского каганата был Балыклык. Уйгурский каганат, пришедший на смену туркам, сосредоточился в городе Кара Балгасун, основанном в начале восьмого века. Сохранилась часть 12-метровой высокой крепостной стены со сторожевой башней. В городе существовал большой район ремесленной торговли, в архитектуре которого оказали влияние согдийские и китайские традиции.

Археологические раскопки обнаружили следы городов периода Кидань 10-12 веков. Самым значительным из раскопанных городов был Хатун Хот, основанный в 944 году. Другим значительным городом Кидан был Барс-Хот в долине реки Херлен, который занимал территорию в 290 гектаров (720 акров).. Город был окружен глиняными стенами, которые теперь имеют толщину 4 метра (13 футов) и высоту от 1,5 до 2 метров (от 4 футов 11 дюймов до 6 футов 7 дюймов).

Юрты
Рисунок колесной юрты, запряженной волами Гер-терэг в движении Через монгольский равнины Несколько юрт в степи, 1921 год Просторный открытый интерьер Внутри юрты Две юрты с людьми снаружи для масштаба Юрты в степи Здание в форме юрты с припаркованными снаружи автомобилями Храм в монастыре Дашичойлинг

юрта, традиционное жилище монгольских кочевников, представляет собой круглое сооружение. поддерживается разборным деревянным каркасом и покрывается шерстяным войлоком. В монгольском юрта известна как «гер» (гэр).

В XII и XIII веках для правителей строили гер-тереги (юрты на повозках). При раскопках Каракорума были найдены большие железные втулки осей колес телеги. Длина оси составляла более 6 метров (20 футов), а телегу тянули 22 быка. Такие гер-тереги упоминаются в Тайной истории монголов..

Средневековые юрточные лагеря обычно располагались в хурээ (круге) с юртой вождя в центре. Hurees были заменены аилом (соседством) в XIII и XIV веках во время Монгольского ханства и окончания внутренних распрей. После распада ханства в XV веке хурээ был основной планировкой монастырей (изначально мобильных). Другой тип монастырской планировки, кхийд (по тибетской схеме), использовался в 16-17 веках, когда буддизм был повторно представлен в регионе. По мере того как монастыри и лагеря хурээ превращались в города, в их названиях сохранялось слово хурээ (например, Нийслел Хуреэ и Засагту Хаан-у Хуреэ).

Изначально у крыш были более крутые уклоны, с краем вокруг центрального отверстия, позволяющим выходить дыму от центрального открытого огня. В 18-19 веках появились закрытые печи с дымоходами (зуух); это позволило создать более простой дизайн с более низким силуэтом. Еще одна относительно недавняя разработка - дополнительный слой холста для защиты от дождя.

Организация и обстановка внутреннего пространства отражают семейные роли и духовные представления. Каждое кардинальное направление имеет значение, и дверь всегда смотрит на юг. Пастухи используют положение солнца в короне юрты, поскольку солнечные часы.

Юрты использовались в Средней Азии на протяжении тысячелетий. В Монголии они повлияли на другие архитектурные формы, особенно храмы. От 30 до 40 процентов населения живут в юртах, многие в пригородах.

Палатки
Шатер в форме юрты под крышкой Отдых монгольской палатки

Палатки сыграли роль в развитии монгольской архитектуры, и эти временные убежища часто использовались в пастырских условиях. Шатры ставились для Наада, пиров и других собраний.

Йодгор - небольшая палатка, вмещающая одного или двух человек. Майхан - это большая палатка для группы. Цацар - тканевый плафон на вертикальных опорах, заменяющий стену. Цачир - это большая прямоугольная палатка с вертикальными тканевыми стенами, а Асар - это общее название цацар и цачир.

В книге Джованни да Пиан дель Карпине История Монгалорум (История монголов) сообщается, что во время церемонии интронизации Гуюк-хана в 1246 г. была установлена ​​палатка вместимостью На реке Тамир было возведено 2000 человек. Шатер поддерживался колоннами, украшенными золотой фольгой, а внутренняя сторона стен была покрыта балдахином. Более поздние конструкции многих храмов основывались на цахире.

Имперский период
Изысканный рисунок XVIII века Рисунок фонтана «Серебряное дерево» в 18 веке перед дворцом

Первыми были останки столицы Монгольской империи, Каракорум. переоткрыт и изучен С.В. Киселевым. Каракорум, в долине реки Орхон , был основан Чингисханом в 1220 году как военный центр; через 15 лет он также стал административным и культурным центром империи.

Дворец Тюмень Амугуланг (дворец Великого хана) находился в центре города. Основываясь на записях Вильгельма Рубрука, большинство ученых полагают, что перед дворцом стоял серебряный фонтан в форме дерева; однако, по другим данным, фонтан находился внутри дворца. По словам Рубрука, четыре серебряных льва стояли у подножия Серебряного Дерева, и из их ртов текло сброженное кобылье молоко (айраг, любимый монгольский напиток). Четыре золотых змея обвились вокруг дерева.

Большая каменная черепаха Черепаха (бикси ) в Каракоруме

Вино текло из пасти одного змея, айраг - из второго змея, мед из третьего и рисовое вино с четвертого. На вершине дерева ангел затрубил в горн. Ветви, листья и плоды дерева были сделаны из серебра. Он был разработан пленным скульптором Вильгельмом Парижским. Хан восседал на троне в северной части двора перед дворцом. Раскопки частично подтвердили описание, здания отапливались дымовыми трубами, установленными под полом. Ханский дворец был построен на платформе площадью 0,2475 гектара (0,612 акра).

Сын Чингисхана, Угедей, приказал своим братьям, сыновьям и другим князьям построить дворцы в Каракоруме. В городе были буддийские храмы, христианские церкви и мусульманские мечети. У каждых ворот этого четырехгранного города, обнесенного стеной, стояли скульптуры черепах. Стелы на спинах черепах увенчаны маяками для путешественников в степи. Строительством Каракоруна руководил Отчигин, младший брат Чингисхана.

Музейный экспонат Артефакты из дворца 13-го века в Каракоруме

Другие города и дворцы существовали по всей Монголии в 13-14 веках. Наиболее изучены руины дворца Ауруг близ Керулена и города Хирхира и Кондуи в Забайкалье. Последние два указывают на то, что города развивались не только вокруг ханских дворцов, но и вокруг домов другой знати; Хирхира возникла вокруг резиденции Джучи-Хасара. Монгольская знать, недовольная временными резиденциями, начала строить роскошные дворцы. Дворец в Хирхире находился внутри цитадели. Дворец в Кондуе построен на платформе, окруженной двухъярусными террасами, беседками и бассейнами. Археологические раскопки выявили следы горения; все три города пали в конце 14 века, когда китайская армия совершила набег на регион и разграбила города. Каракорум, разрушенный в 1380 году, так и не восстановил былую славу. Войны, которые вел Китай, продолжались с 1372 по 1422 год, остановив культурный прогресс Монголии в имперский период. Этот регион переживал темные века до второй половины 16 века, когда начался ренессанс.

Возрождение
Большое здание в стиле пагоды Храм Зуу в монастыре Эрдэнэ Зуу

После двухвекового упадка культуры в Монголии во второй половине 16 века началось возрождение. Это был период относительного мира, свободного от иностранной агрессии, и была введена школа гелуг буддизма. Алтан-хан Тумет основал город Хух-Хото в 1575 году как политический и культурный центр. Среди первых буддийских монастырей в Монголии в этот период был храм Тхегчен Чончор Линг в Кхох Нуур, построенный Алтан-ханом в ознаменование его встречи в 1577 году с третьим Далай-ламой Сонамом Гьяцо. Многие храмы были построены в Хух-Хото в течение этого периода, в том числе Дачжао и Храмы Силитучжао.

Далекие стены, на заднем плане горы Стены Эрдэнэ Зуу

В Халха Абатай-хан основал Эрдэнэ Зуу монастырь 1585 г. недалеко от городища Каракорум. Хотя эти первые храмы были спроектированы в китайском стиле, монгольская архитектура разработала уникальный стиль с тибетским и индийским влиянием.

Монгольский стиль начался с мобильных храмов. Когда люди стали вести оседлый образ жизни, храмы превратились в многоугольные и квадратные конструкции. Крыша, поддерживаемая колоннами и стенами, служила одновременно и потолком.

Большая витиеватая ступа Ступа в монастыре Эрдэнэ Зуу

Занабазар, первый Богд Гэгэн Халха-монголов, спроектировал множество храмов и монастыри в традиционном монгольском стиле и руководили их строительством. Он соединил восточную архитектуру с дизайном монгольских юрт и шатров. Храм Бату-Цаган Цогчин в Занабазаре в Улан-Баторе был прообразом монгольского архитектурного стиля. Большое сооружение в форме шатра, его четыре центральные колонны поддерживают крышу. В среднем ряду 12 столбцов; те, что во внешнем ряду, немного выше, а общее количество колонн составляет 108. Храм, предназначенный для расширения, изначально был 42 на 42 метра (138 футов × 138 футов), а позже увеличился до 51 на 51 метр (167 футов × 167 футов).

Индийский стиль был наиболее заметным в дизайне ступ. Среди самых известных ступ - Их Тамир, Алтан Субурган из Эрдэн Зуу, Джиран Хашир из Ганданга и мавзолеи Абатай-хана и Тюшиту-хана Гомбодоржи. В этот период были построены монастыри Кхёгнё Тарни (1600 г.), Зая-ин-Хуре (1616 г.), Баруун-Хури (1647 г.) и Зая-иин-Кхийд (1654 г.).

Пост-ренессанс

Строительство храмов в традициях ренессанса продолжалось в 18, 19 и начале 20 веков. Ишбалджир (1709–1788) сравнил пропорции здания с пропорциями человеческого тела в «Изысканных цветочных бусах», а Агваанхайдав (1779–1838) описал процесс строительства храма Майтрейи. Агваансерен (1785–1849) написал «Ахар шахар» («Строительство и ремонт храмов»). Переводы Кангюра использовали также монгольские архитекторы.

В этот период были построены монастыри Зююн Хуреэ (1711 г.), Амарбаясгалант (1727 г.) и Манджушри Хиид (1733 г.). Мобильный монастырь Ихе Хурээ, основанный для Занабазара, обосновался на своем нынешнем месте в Улан-Баторе в 1779 году. Стена вокруг монастыря Эрдэнэ Юу со 108 ступами была начата в 1734 году.

Храм бодхисаттвы Авалокитешвара был построен с 1911 по 1913 год как символ нового независимого Богдо-ханства в Монголии. Статуя боддхисаттвы, которая, как полагают, открывает глаза мудрости разумным существам, символизирует шаг монгольского народа в современную цивилизацию.

В начале 20 века по всей стране было около 800 монастырей. Исследована экспериментальная практика сочетания традиционной азиатской архитектуры с русской архитектурой. Богд-хан построил свой зимний дворец как русский хором. Другой пример сочетания азиатского и русского стилей - резиденция Ханддоржи Ванга, лидера Монгольской революции 1911 года. Корпус здания выполнен в виде русского дома, а верх выполнен в азиатском стиле. Одно из первых европейских зданий в Монголии - двухэтажное здание Музея изящных искусств Занабазара, построенное как торговый центр в 1905 году.

Революционная архитектура
Длинное трехэтажное здание с большими оконными колоннами Военный клуб, сегодня Университет киноискусства

Октябрьская революция уничтожила большую часть традиционной культуры, более 800 монастырей были разрушены, а тысячи лам подверглись чистке. конструктивистская архитектура, процветавшая в Советском Союзе, также прижилась в Монголии. Здание Комитета радиопочты с башней, увенчанной пирамидой, было образцом конструктивизма. Другими примерами были офисы Mongoltrans, Министерство внутренних дел и Военный клуб.

Классицизм и массовое производство

Центр Улан-Батора был спроектирован советскими архитекторами, которые разработали классицизм как сталинская архитектура. Министерство иностранных дел, Государственный университет, Дом правительства, Оперный театр и Государственная библиотека олицетворяют европейский классицизм.

Большой, классический здание с множеством колонн Национальный театр Улан-Батора

Монгольские архитекторы работали над творческим соединением этого неоклассицизма с традиционной монгольской архитектурой. Развитие центра Улан-Батора продолжилось по инициативе Б. Чимеда, спроектировавшего Национальный театр, Музей естественной истории и гостиницу Улан-Батор. Театр имеет квадратную плоскость и двухъярусную шатровую крышу монгольской архитектуры; это и другие его здания. Чимед использует местные традиции в современной архитектуре. Этому направлению последовали и другие архитекторы; Урт Цагаан (Туристическая прогулка) и Министерство здравоохранения Б. Дамбийняма, а также Астрономическая обсерватория, здание Государственного университета № 2 и здание метеорологии А. Хишигта отличаются от европейской архитектуры.

Сталинское здание Министерство иностранных дел Мост, сфотографированный из заднего окна автомобиля Улан-Батор. Мост мира

Монгольская архитектура была продиктована экономикой и массовым производством в эпоху Никиты Хрущева и Леонида Брежнева в Советском Союзе. Начало 1960-х годов характеризовалось увеличением советских и китайских инвестиций из-за их конкуренции за монгольское влияние, и эта конкуренция привела к ускоренному развитию. Старые районы к югу от Средней реки (Дунд гол) и Мост Мира были построены китайскими рабочими.

Архитектура 1960-х и 1970-х годов включала однообразные четырех-, пяти- и девятиэтажные многоквартирные дома простой прямоугольной формы, что диктовалось необходимостью быстрого и дешевого строительства. Враждебность между Советским Союзом и Китаем вынудила Монголию встать на чью-либо сторону, а страну - союзником первого (что привело к увеличению советских инвестиций). Жилые кварталы были построены вокруг Улан-Батора, в том числе к югу от реки Дунд-Гол, часто советскими солдатами. В этот период были построены новые города (Дархан, Эрдэнэт и Багануур ).

За визитом Брежнева в 1974 году последовали современные жилые дома в Баянгол районе Улан-Батора. Жилье состоит из девятиэтажных многоквартирных домов и пяти V-образных 12-этажных домов по улице Аюш, аналогичных проспекту Калинина в центре Москвы. Эта улица - самый оживленный торговый центр города.

Монотонность городской архитектуры подвергалась критике на четырех последовательных съездах Монгольской ассоциации архитекторов, начиная с 1972 года, но существенного улучшения не произошло. В начале 1980-х годов появились новые общественные здания, такие как музей Ленина и кинотеатр «Ялалт» (ныне Тенгиз). Этнографический музей, расположенный в центре парка развлечений Улан-Батора, был спроектирован как окруженный стенами монгольский замок на острове в искусственном озере. Зимний домик международного детского лагеря «Найрамдал» спроектирован как океанский лайнер, путешествующий по горному морю. Один из крупнейших памятников социалистического периода - Дворец культуры. Хотя в нем есть элементы монгольской архитектуры, его основной дизайн также можно найти в столицах многих бывших социалистических стран.

На фоне видения замены юрт многоквартирными домами юрточные районы рассматривались как временное, временное жилье. При социализме государство почти не прилагало усилий (за исключением бань) для развития юртовых районов, которые стали монгольскими трущобами.

Современный период

Перестройка и переход к демократии вызвал интерес к традиционной истории культура и свободное мышление в искусстве и архитектуре. Почти все население Монголии пожертвовало на ремонт храма Ченрезиг в монастыре Гандан Тегчинлинг и на отливку статуи Боддхисаттвы Авалокитешвары. Группа художников и архитекторов во главе с актером Болдом, энтузиастом традиционной архитектуры, разработала проект по превращению Улан-Батора в азиатский город. Они начали строить традиционные ворота и шторы на Улице революционеров и других улицах, а также в парке развлечений. Хотя проект завершился в начале финансового кризиса 1998 г., буддийская сангха Монголии продолжала восстанавливать и основывать монастыри.

Современная архитектура вернулась, когда экономика начала восстанавливаться после финансового кризиса. Завершение строительства высокого стеклянного здания Ardiin Bank (в котором сейчас находится Ulaanbaatar Bank) и стеклянного гостиничного комплекса Chinggis Khan во второй половине 1990-х годов ознаменовало начало новой эры в монгольской архитектуре.

Башня Бодхи, построенная в 2004 году, состоит из двух зданий. Та, что выходит на площадь Сухэ-Батора, представляет собой четырехэтажное классическое здание, гармонирующее с окружающей архитектурой 1950-х годов. Другое здание - высотная башня - выходит на переулок; аналогичный принцип был использован при оформлении Дворца культуры прошлого периода. Еще одно современное здание - башня Нарантуул в Улан-Баторе. Отель «Монголия», расположенный в районе Баянзурх, имеет в центре серебряный фонтан, напоминающий Каракорум.

Премьер-министр Цахиагийн Элбэгдорж назначен группа профессионалов для разработки проекта нового города в Каракоруме. По словам премьер-министра, новый город станет столицей Монголии. После его отставки и назначения премьер-министром Миеегомбын Энхболд проект был заброшен.

См. Также
На Викискладе есть средства массовой информации, связанные с Архитектура Монголии, Здания в Монголии, Культура Монголии, Архитектура династии Юань и Монастыри в Монголии.
Сноски
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-06-12 00:54:34
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте