Занабазар

редактировать
Öndör Gegeen. Zanabazar. Jebtsundamba Khutuktu
YesheDorje.jpg Thangka с изображением Занабазара
Personal
РодилсяEshidorji. 1635. Yesönzüil, Övörkhangai, Монголия
Умер1723. Пекин, династия Цин, Китай
Место упокоенияНеизвестно
РелигияБуддизм
НациональностьМонгол
КонфессияТибетский буддизм
ПроисхождениеГелугпа (Желтая шляпа)
Старший пост
Реинкарнация Таранатха

Ондор Гегин Занабазар (рожд. Эшидорджи ) был шестнадцатым Джебтсундамба Хутукту и первым Богдом Гегин, или высший духовный авторитет, из линии гелугпа (Желтая шляпа) тибетского буддизма Внешней Монголии.

Сын монгольского Тушит-хана, Занабазар был объявлен духовным лидером Халхи. Монголы собранием знати в 1639 году, когда ему было всего четыре года. 5-й Далай-лама (1617–1682) позже признал его реинкарнацией буддийского ученого Таранатхи и даровал ему санскритское имя Джнянаваджра (Санскрит : ज्ञानवज्र, Занабазар на монгольском языке), что означает «громовой скипетр мудрости». На протяжении почти 60 лет Занабазар продвигал гелугпа школу буддизма среди монголов, вытесняя или синтезируя Сакья или «Red Hat «Буддийские традиции, которые преобладали в этом районе, сильно повлияли на общественное и политическое развитие Монголии 17 века. Его тесные связи с халкой монгольскими лидерами и набожным императором Канси облегчили подчинение халхи царству Цин в 1691 году.

В дополнение к Занабазар, занимавший свою духовную и политическую роль, был эрудитом - выдающимся скульптором, художником, архитектором, поэтом, дизайнером костюмов, ученым и лингвистом, которому приписывают начало культурного возрождения Монголии семнадцатого века. Он наиболее известен своими замысловатыми и элегантными буддийскими скульптурами, созданными в непальском стиле, две из самых известных - Белая Тара и Вараджрадхара, созданные в 1680-х годах. Чтобы помочь в переводе священных тибетских текстов, он создал сценарий Соёмбо, из которого произошел Соёмбо, который позже стал национальным символом Монголии. Занабазар использовал свои творческие способности для продвижения буддизма на всех уровнях общества халха и объединения монгольских племен халха во времена социальных и политических потрясений.

Содержание
  • 1 Жизнь
    • 1.1 Ранние годы, 1635–1651
    • 1.2 Духовное и светское лидерство, 1651-1686 гг.
    • 1.3 Покорность Халхи правлению Цин, 1686-1691
    • 1.4 Последние годы и смерть, 1691-1723 гг.
  • 2 Художественные работы
  • 3 Наследие
  • 4 Примечание
  • 5 источников
Жизнь

Ранняя жизнь, 1635-1651 гг.

5-й Далай-лама

Занабазар родился в 1635 г. в современном Йесонзуил, Оверкхангай, Монголия. Названный при рождении Эшидорджи, он был вторым сыном Тюшит хана Гомбодоржа (1594-1655) и его жены Хандоджамцо. Гомбодорж, один из трех халха-ханов, которые могли проследить свою родословную непосредственно до Чингисхана, был внуком Абтай Сайн-хана (1554-1588), который первым открыл земли халха-монголов. распространению «желтой шляпы» или гелугпа тибетского буддизма. В 1578 году дядя Абтая, Алтан-хан, даровал на монгольском языке титул «Далай-лама » лидеру гелуг Сонам ​​Гьяцо.

Монастырь Дрепунг

Согласно традиции, Занабазар с раннего возраста проявлял признаки развитого интеллекта, лингвистических способностей и религиозной преданности. Чудесные происшествия якобы произошли в его юности, и он смог полностью прочитать молитву Джамбалтсанджод (хвала Манджушри ) в возрасте трех лет. В 1639 году собрание знати халха в Ширит Цагаан-нуур (75 км к востоку от бывшей столицы Каракорум ) признало Занабазара Ёндор Геген (верховным святым) и верховным религиозным лидером халха., хотя ему тогда было всего четыре года. Они поклялись в своем послушании, провозгласив его «Того, кто размахивает знаменем школы Сакьяпа » и «учителем множества». Это назначение в качестве верховного религиозного лидера укрепило связи между аристократией халха и тибетской буддийской иерархией, дало халху благородство, добавило религиозной легитимности и послужило точкой сплочения для вождей племени халха, которые в том же году заключили непростой союз с западными странами. Ойратские (джунгарские ) монгольские племена.

Занабазар основал свой религиозный центр в 1647 году, странствующий лагерь гер, известный как «Монастырь Запада» (Баруун Хури), позже переименованный в монастырь Шанх. В 1649 году Занабазар был отправлен в Тибет для получения личных наставлений от 5-го Далай-ламы и 4-го Панчен-ламы в монастыре Дрепунг. Далай-лама назвал его реинкарнацией ученого Таранатхи (1575–1634), который руководил конкурирующей школой тибетского буддизма Джонанг до своей смерти в Монголия за год до рождения Занабазара. Считалось, что Таранатха является 15-й реинкарнацией (хутукту) Джебцундамбы (одного из 500 первоначальных учеников Будды). Таким образом, Занабазар был признан 16-й реинкарнацией, и впоследствии он и его последователи стали называться Джебцундамба Хутукту. Иерархия тибетских буддистов также даровала ему дополнительный титул Богд Гэгэн, или «Высочайший Просветленный Святой», что сделало его самым высокопоставленным ламой в Монголии.

Духовное и светское руководство, 1651-1686 гг.

Статуэтка Занабазара

После своих путешествий в Тибет в 1651 году, а затем в 1656 году, Занабазар и его свита тибетских лам основали ряд монастырей, храмов и буддийских святынь под влиянием гелуг на всей территории Монголии, наиболее примечательным из которых является ступа для размещения останков Таранафы, монастырь Сариджин в горах Кхентий (завершен в 1680 году) и несколько передвижных храмов, в которых находились картины, скульптуры, стены завесы и ритуальные предметы, созданные под влиянием тибетско-непальского стиля, либо импортированные из Тибета, либо созданные Занабазаром или его учениками.

К концу 1650-х годов Занабазар еще больше укрепил свой духовный и политический авторитет над вождями племен халкха. Геры, которые он получил в качестве подарков от знати халха после своего избрания в 1639 году, стали его Örgöö, его амбулаторной дворцовой резиденцией. Известный как Шира Бусиин Орд (Дворец желтого экрана), позже названный Ургой русскими и Да Хурээ или Их Хурээ монголами, он в конечном итоге стал столицей Монголии Улан-Батор после поселения на своем нынешнем месте, недалеко от слияние рек Сельбе и Туул и ниже Богд Хан Уул в 1778 году. Занабазар основал семь аймаков (монастырских отделов) для надзора за своими религиозными учреждениями; Департамент Казначейства, Департамент администрации, Департамент питания, Департамент Заслуженного врача, Департамент Амдо, Департамент Орлог и Департамент Хуухен Нойон. Его авторитет был дополнительно подтвержден в 1658 году, когда он председательствовал на собрании знати в Эрдэнэ Зуу, а год спустя он пожаловал дворянские титулы в Olziit Tsagaan Nuur. Тем не менее, несмотря на то, что Занабазар был признан бесспорным духовным лидером Калхи, нравственное влияние Занабазара не смогло преодолеть традиционный трайбализм монголов, как среди различных племен халха, так и соперничество между халхами и ойратами - Джунгар монголы на запад.

Подчинение Халхи правлению Цин, 1686-1691 гг.

Император Канси

По мере роста напряженности между Джунгаром и Халха-монголами Занабазар пытался умиротворить джунгарского лидера Галдан Бошугту-хан дарами его произведений искусства и священных текстов. В 1686 г. он посетил мирную конференцию по приказу императора Канси, чтобы достичь примирения с джунгарами. Несмотря на эти усилия, стычки и вендетты вскоре привели к тотальной войне. Когда в 1688 году силы Галдана двинулись на восток, на территорию Халки, Занабазар и почти 20 000 беженцев из Халхи бежали на юг, в нынешнюю Внутреннюю Монголию, чтобы искать защиты у Цинского императора. Преследуя их, джунгарские войска разграбили Эрдэнэ Зуу и разрушили несколько монастырей, построенных Занабазаром. Под властью Занабазара три правителя Халха объявили себя вассалами Цин в Долон Нор (место Шангду, дворца удовольствий юаньских императоров) в 1691 году, что стало политически решающим шагом, который официально положил конец последним остаткам династии Юань и позволил Цин принять мантию ханов Чингизидов, объединив силы халха в армию Цин. Мотивированный призывами Занабазара, которым он очень восхищался, а также угрозой, исходящей от сильного единого монгольского государства под властью Джунгар, Император Канси направил войска Цин на север, чтобы подчинить силы Галдана.

Последние годы и смерть, 1691-1723 гг.

С 1691 по 1701 годы цинские армии сражались с джунгарами за контроль над Монголией. Занабазар остался в Китае, зимовал в Пекине и проводил лето с императором Канси в Джехол (Чэндэ) в качестве своего духовного наставника. Он вернулся в Халха-Монголию только один раз в этот период, в 1699 году, чтобы присутствовать на похоронах своего старшего брата, Тюшит-хана Чанхуундоржа. Император Канси назвал Занабазара «Да ламой», «Великим ламой» и пригласил его в свое паломничество в Утайшань в 1698 году. Под опекой Занабазара интенсивность буддийской преданности императора Канси заметно возросла после 1701 года. 214>Амарбаясгалант

В 1697 году силы Цин решительно победили Галдана в битве при Джао Модо. В возрасте 66 лет Занабазар наконец переселился в Халха-Монголию в 1701 году, чтобы руководить восстановлением монастыря Эрдэнэ Зуу. В течение следующих нескольких лет он курировал строительство большего количества буддийских монастырей в Монголии, ежегодно путешествуя в Пекин для встречи с императором Цин. Получив известие о смерти императора Канси 20 декабря 1722 года, Занабазар немедленно отправился в Пекин, чтобы провести буддийские обряды в Пекинском Желтом монастыре (Хуан си 黃寺). Занабазар умер сам (отравленный, как некоторые полагают, новым императором) в Пекине всего через шесть недель, 18 февраля 1723 года. Ему было 88 лет. Его тело было забальзамировано, возвращено в Монголию и мумифицировано. Сын императора Канси, Император Юнчжэн, приказал построить монастырь в китайском стиле, посвященный главному божеству-покровителю Занабазара, Майтрейе, на том месте, где располагался странствующий лагерь ламы. момент его смерти. Он пообещал 100 000 лян серебра на строительство монастыря, которое было завершено только через год после его смерти в 1736 году. Монастырь Амарбаясгалант или «Монастырь Благословенного Мира» похож на собственный Дворец Юнхэ Юнчжэна в Пекине. Тело Занабазара было окончательно похоронено здесь в 1779 году.

В 1937 году монастырь Амарбаясгалант был разграблен монгольскими коммунистами. Останки Занабазара якобы были извлечены и сожжены на близлежащих холмах.

Художественные произведения
Монастырь Тёвкхон

В период своего расцвета Занабазар был признан скульптором по преимуществу среди буддийских стран Азии и величайшим скульптором. Монголии Его иногда называют Микеланджело Азии, поскольку он олицетворяет монгольское Возрождение. Во время своего пребывания в Тибете Занабазар восхищался непальским стилем изобразительного искусства, одобренным школой гелуг, и это глубоко повлияло на его собственное художественное развитие и стиль. По возвращении из Тибета в 1651 и 1656 годах он возродил искусство изготовления металлических изображений в Монголии, вырезав изображения различных буддийских богов из бронзы или меди. К 1670-м и 1680-м годам он и его мастерская учеников в монастыре Тёвкхон производили сотни художественных произведений, которые использовались для заселения многих монастырей и храмов, которые он основал, и, следовательно, рассматривались как средства распространения буддизма за пределы границ. придворных кругов в мирские массы. По мере роста его политического влияния его работы стали формой дипломатии, использованной в переговорах с джунгарским лидером Галдан Бошугту-ханом и для получения благосклонности императора Канси, проложив путь для включения внешней Монголии в состав Цин.

Сценарий Соёмбо

Подавляющая часть художественной продукции Занабазара пришлась на период между его возвращением из его первой поездки в Тибет в 1651 году и поражением армий халха джунгарскими монголами в 1688 году. Его величайшие шедевры, в том числе «Вараджрадхара», Зеленая Тара, Белая Тара 1685, Двадцать один Тара, Пять Дхьяни Будд, ходящий Майтрейя и многие другие были созданы в середине 1680-х годов в Монастырь Твхон, его убежище за пределами Эрдене Зуу, первоначально называвшееся Баясгалант Аглаг Орон (Счастливое уединенное место), работы Занабазара свидетельствуют о его исключительном мастерстве в изображении женской красоты, а также о его уникальном эстетическом видении физического совершенства человека. Его скульптуры, изображающие мирные и задумчивые женские фигуры, имеют прекрасные пропорции с чертами лица, характеризующимися высоким лбом, тонкими, изогнутыми бровями, высокими носами и маленькими мясистыми губами. Особенно красивы лица Будд Занабазара и Бодхисаттв в глубокой медитации. Руководствуясь желанием освободить людей от гнева, невежества, похоти, презрения и злой воли - пяти пороков, порождающих все грехи.

Занабазар установил уникальные особенности монгольского буддизма, включая тибетское влияние, но все же переработанное одеяние лам, переработанные мелодии для пения и модификации традиционных церемоний либо в мелодиях, либо путем введения новых текстов молитв, которые он сочинил.

В 1686 году он разработал сценарий Соёмбо для облегчения перекрестных переводов между монгольским, тибетским и санскритом. Сегодня письменность встречается в основном в исторических текстах, а также в религиозных и храмовых надписях. Однако один особый символ письма, символ Соёмбо, позже стал национальным символом Монголии и появился на государственном флаге с 1921 года и на гербе Монголии с 1960 года, а также на деньгах., марки и т. д.

Художественные работы Занабазара
Пример 1
Наследие
Музей Занабазара

Сегодня Занабазар считается одним из самых выдающихся исторических деятелей Монголии, прославившимся распространением тибетского буддизма по всей Монголии, при этом изменяя его в соответствии с чувствами монголов, тем самым устанавливая для монголов уникальная культурная самобытность. Его художественные работы обычно считаются апогеем монгольского эстетического развития и породили культурный ренессанс среди монголов в конце 17 века. Даже в социалистическую эпоху в стране (1921-1991) он был признан выдающимся ученым (его религиозные роли незаметно отбрасывались) и признаны за его художественные и культурные достижения. Однако как политическая личность социалистические власти изображали Занабазара предателем и обманщиком масс, ответственным за утрату монгольского суверенитета маньчжурцами. В постсоциалистическую эпоху, однако, произошла переоценка его имиджа, в результате чего его действия в переговорах о подчинении Халхи Цин считались долгосрочными интересами Монголии, и он в основном реабилитирован за свою роль в 1691 году.

В 1965 году в Улан-Баторе был основан Музей изящных искусств Занабазара, в котором хранится самая большая коллекция его работ. Буддийский университет Занабазар был основан в 1970 году в Улан-Баторе, а главная улица Ундур Геген Занабазар (Өндөр Гэгээн Занабазарын гудамж) расположена в центре столицы. В 2009 году в его честь был назван род динозавров Занабазар, останки которого были обнаружены в Монголии.

Примечание
Литература
  • Золзая М. ( 2009 г.). Учение о насилии Ундур Гегин Занабазар. История монгольской этики. ISBN 978-99929-9914-1, Улан-Батор, Арвин Судар,
Последняя правка сделана 2021-06-23 06:38:55
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте