Алтан Хан

редактировать

Хан Тюмеда
Алтан Хан
Хан из Тюмед
Алтан Хан.jpg
Родился1507 (1507)
Умер1582 (74–75 лет)
СупругЭркету Катун
Дом Борджигин
ОтецБарс Болуд Джинонг
Регион, управляемый Алтан-ханом с 1571 г. н.э.

Алтан-хан Тюмеда (1507 г.) –1582; монгольский : Алтан хан; китаец : 阿勒坦汗), имя которого было Анда (ᠠᠨᠳᠠ в монгольском ; 俺答 в китайском ), был лидер Тюмеда монголов и де-факто правитель Правого крыла, или западных племен, монголов. Он был внуком Даян-хана (1464–1543), потомка Хубилай-хана (1215–1294), сумевшего объединить племенной союз между халхами. Монголы на севере и чахары (цахары) на юге. Его имя означает «Золотой Хан » на монгольском языке.

Содержание
  • 1 Консолидация власти
  • 2 Союз с гелугом
  • 3 Военные подвиги
  • 4 Смерть
  • 5 Наследование
  • 6 См. Также
  • 7 Ссылки
  • 8 Источники
Консолидация власти

Борджигин Барсболадиин Алтан был вторым сыном Барса Болуда Джинонга и внуком Батумонгке Даян Хана, который воссоединил Монгольское дворянство в попытке вернуть себе славу династии Юань. Алтан-хан правил Тюмедом и принадлежал к Правому крылу монголов вместе со своим старшим братом, правившим Ордосом. После смерти Гюн Билига в 1542 году Алтан стал фактическим лидером всего Правого крыла и получил титул «Тошитю Сечен Хан».

Когда Боди Алах Хан, каган монголов из Чахара, умер в 1547 году, Алтан заставил преемника Боди Алага Дарайисунг Кюденг Хан бежать на восток. В 1551 году Дарайисунг пошел на компромисс с Алтаном в обмен на присвоение ему титула «Гегин-хан». Алтан Хан, контролировавший Ордос тумен Хуангхэ или Хуанхэ, имел хорошие возможности для оказания давления на китайцев и ойрат монголов в Тибете при развитии как сельское хозяйство, так и торговля.

Алтан-Хан также основал город Кёке-Хота (Хох-Хот, что означает «Голубой город»), ныне столицу Автономного района Внутренняя Монголия Китайской Народной Республики. На одной из главных площадей города установлена ​​его впечатляющая статуя.

Союз с гелуг
Алтан-ханом как символ буддизма.

Алтан-хан особенно известен установлением связей между Монголией и религиозными лидерами тибетского гелуг ордена. Алтан Хан впервые пригласил 3-го Далай-ламу в Тюмед в 1569 году, но, очевидно, он отказался ехать и вместо этого послал ученика, который сообщил ему о прекрасной возможности распространить буддийские учения по всей Монголии. В 1571 году Алтан-хан получил титул «принц Шуньи» (послушный и праведный принц) от императора Лунцин (4 марта 1537 г. - 5 июля 1572 г.), 12-го императора Китая (династия Мин). В 1573 году Алтан-хан взял в плен нескольких тибетских буддийских монахов. Император также дал принцу новой столицы Шуньи новое имя - Гуйхуа, что означает «возвращение к цивилизации». Принц очень заинтересовался Гелукпой, и Пекин с радостью предоставил ему тибетских лам, тибетские писания и переводы.

Сонам ​​Гьяцо принял приглашение Алтан-хана в Тюмед в 1577 году. Позже Алтан-хан получил первый монастырь Монголии., построенный на месте встречи. Также правитель халха-монголов, Абтай Саин-хан бросился в Тюмед на встречу с Далай-ламой. Монастырь Эрдэнэ-Зу был построен им в 1586 году на месте бывшей монгольской столицы Каракорум после того, как он принял буддизм в качестве государственной религии. Этот монастырь также часто (ошибочно) называют первым монастырем в Монголии, и он превратился в крупное заведение. В 1792 году в нем было 62 храма и около 10 000 лам.

Сонам ​​Гьяцо публично объявил, что он был реинкарнацией тибетского Сакья монаха Дрогона Чогьяла Пхагпы (1235–1235). 1280), который обратил Хубилай-хана, в то время как Алтан-хан был реинкарнацией Хубилай-хана (1215–1294), знаменитого правителя Монгольской империи и императора Китая, и что у них снова собрались вместе, чтобы сотрудничать в распространении буддийской религии.

Алтан-хан обозначил Сонама Гьяцо как «Далай» (перевод на монгольский язык имени Гьяцо, означающего «океан»). В результате Сонам ​​Гьяцо стал известен как Далай-лама, который с тех пор используется в качестве титула, часто переводимого на английский как «Океан мудрости». Титул также был посмертно дан Гендун Друп и Гендун Гьяцо, которые считались предыдущими воплощениями Сонама Гьяцо. Таким образом, Сонам ​​Гьяцо был признан уже третьим Далай-ламой.

Сонам ​​Гьяцо никогда не вернулся в Тибет, но продолжал проповедовать среди монголов. Тюмед-монголы и их союзники были вовлечены в традицию гелуг, которая должна была стать основной духовной ориентацией монголов в последующие столетия.

Сонам ​​Гьяцо сказал, что время пришло чтобы Монголия приняла буддизм, что с этого времени больше не должно быть жертвоприношений животных, не должно быть никаких убийств, животных или людей, военные действия должны проводиться только целенаправленно, а женщины должны приноситься в жертву на погребальных кострах их мужья должны быть отменены. Он также издал указ, отменяющий монгольский обычай кровавых жертвоприношений. «Эти и многие другие подобные законы были установлены Гьялва Сонамом Гьяцо и введены Алтан-ханом».

Началась масштабная программа перевода тибетских (и санскритских) текстов на монгольский, с письмами, написанными серебром и золотом и оплачен монгольскими преданными Далай-ламы. В течение 50 лет практически все монголы стали буддистами, с десятками тысяч монахов, которые были членами ордена гелуг, верными Далай-ламе.

Когда Сонам ​​Гьяцо умер в 1588 году, его воплощение - и, следовательно, новый Далай-лама - был правнуком Алтан-хана.

Военные подвиги

Алтан-хан использовал свою военную силу, чтобы угрожать династии Мин Китай. Он возглавлял набеги на внутренний Китай в 1529, 1530 и 1542 годах, возвращаясь с грабежом и скотом. В 1550 году он пересек Великую Китайскую стену и осадил Пекин, поджег пригороды. В 1552 году Алтан-хан получил контроль над останками Каракорума, старой столицы Монголии. Император Лунцин, правящий император династии Мин был вынужден предоставить особые торговые права ханству после подписание с ним мирного договора в 1571 году, разрешившего ему обменивать лошадей на шелка, что еще больше укрепило его экономику. Алтан-хан также получил от императора титул принца Шуньи («принц, подчиняющийся праведности»). Во время своего правления он совершил несколько успешных военных кампаний на запад против восставших ойратов, казахов и киргизов, вернув их под свою власть.

Смерть

Алтан-хан умер в 1582 году, всего через четыре года после встречи с Третьим Далай-ламой. Ему было 74 или 75 лет в то время.

Наследование

Титул Алтан-хана принцем Шуньи унаследовал его сын, которого поддерживал двор Мин. Правнук Алтан-хана, Йонтен Гьяцо, был избран 4-м Далай-ламой.

См. Также
Ссылки
Источники
Последняя правка сделана 2021-06-11 02:38:24
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте