Халха-монголы

редактировать
Халха
Регионы со значительным населением
Монголия 3 006 444
Языки
Халх Монгольский
Религия
Преимущественно Тибетский буддизм, Шаманизм и Ислам
Родственные этнические группы
Другие Монгольские группы

Халха (монгольский : Халх, Халх, монгольское произношение: ) - самая большая подгруппа монгольского народа в Монголии с 15 века. Халха вместе с Чахарами, Ордосом и Тумидом непосредственно управлялись борджигинскими ханами до 20 века; в отличие от ойратов, которыми правили джунгарские дворяне, или хорчинов, которыми правили потомки Касара.

Две первоначальные основные группы халха управлялись прямыми потомками по мужской линии Даян-хана. Баарин, Хонгирад, Джарууд, Байгут и Узид (Уджид) стали подданными пятого сына Даян-хана Ачиболода, таким образом сформировав Южные пять халхов. Караэй, Джалаир, Ольхонуд, Хатагин, Бесут, Ильджигин, Горлос, Урианхай, Сартуул, Тангут, Хотогоид, Хуриэ и Цохор стали младшим (может быть третьим) сыном Даян-хана подданными Гересендже (монгольский : Гэрсэне Жалайр Хан), таким образом сформировав "Аглагийн арван гурван хүрээ Халх" или Тринадцать Халхи Крайнего Севера.

Были также многочисленные прямые потомки Чингисхана, которые составляли правящий класс халха-монголов до 20 века, но они считались и до сих пор считаются как халха-монголы, а не принадлежат к особому отряду.

Тринадцать халкхов Крайнего Севера - основная субэтническая группа независимого государства Монголия. Они составляют 1 610 400 человек (78,8%) населения Монголии (данные на 1989 год).

Халха или Халхский диалект является стандартным письменным языком Монголии.

Содержание

  • 1 Этимология
  • 2 История
  • 3 Халха диаспора
  • 4 Утрата территории Халхи Имперской России и буриатизированные халхи
  • 5 Литература

Этимология

Термин Халх («Халх, Халха») всегда озадачивал лингвистов и историков. Одно из возможных толкований состоит в том, что оно имеет тот же корень, что и слова xалхавч «защищать» и халхлах «защищать; прикрывать; защищать; скрывать; перехватывать», хотя не существует существительного или глагола xалх, который независимо существовал бы помимо этнического название группы. Подобным образом субэтнические группы в пределах Халха исторически были зарегистрированы в книгах, журналах и документах как «Джалаир Халха», «Сартуул Халха», «Тангут Халха» и т. Д. Даже порядок слов в фразах Южный Пять Халха и Северная Тринадцать Халха подразумевают, что слово Халх соотносится с единицами в пределах южной и северной племенных федераций, но оно не обозначает группу в целом. Наконец, монголы всегда связывали термин Халх с названием Халхин-Гол.

История

Монголы Халха в начале Северного Юань периода. Турко- Монгольские остаточные государства и владения к 15 веку Монастырь Эрдэнэ Зуу был основан в 16 веке в самом сердце территории Халха

Даян-хан создал Халха-Тюмень из монголов, проживающих на территории современной центральной Монголии и северной части Внутренней Монголии. В монгольских исторических источниках, таких как Эрденин Эрих («Бусы драгоценностей»), четко указано, как был создан Халха Тюмен и где эти люди проживали во время его создания. Утверждение выглядит следующим образом:

  • Транслитерация:
Хангай Кханд нууглан суудж
Хари даисинд чину Халха болсон
Халуун аминд чину Туши болсон
Ирехиин узуур, Харахиин харуул болсон
Халха тумен чину Тер бухии пиво аджаамуу
  • Кириллица:
Хангай ханд нутаглан сууж
Харь дайсанд чинь халх болсон
Халуун аминд чинь түшээ болсон
Ирэхийн үзүүр, харахын харуул болсон
Халх түмэн чинь тэр бүхий бээр ажаамуу
  • Английский перевод:
«Жилище в горах Хангай» (горная цепь Центральной Монголии, называемая горным хребтом Хангай, рядом с которым была построена древняя столица Харакорум)
«Щит (на монгольском языке халха означает« щит »или« защита ») от инопланетных врагов»
«Опора для вашего драгоценного жизнь »
« Клинок для приходящих, охранник для тех, кто смотрит »
« Твой Халха-Тумэн действительно для тебя »

Считается также, что народ Южного Халха, который сейчас проживают во Внутреннем Монге olia были перемещены на юг с исконной территории Хангайских гор. Чтобы ознаменовать и обозначить его происхождение, каждый новый год во время празднования белого месяца / луны все южные халкхи проводят особые обряды поклонения Горе Хангай и обращаются на северо-запад и молятся. Эта особая церемония проводится только южными халхами, и ни у кого из других южных монголов нет таких ритуалов.

При Даян-хане халха была организована как один из трех тюмен Левого крыла. Даян-хан поставил на Халхе пятого сына и одиннадцатого сына. Первый стал основателем Пяти Халх Южной Монголии, а второй стал основателем Семи Халх Северной Монголии. Они назывались Внутренняя Халха и Внешняя Халха соответственно, в маньчжурских.

монгольских хрониках Гересендже назывались «Хонг Тайджи из Джалайира », что указывает на то, что основная часть Халха были потомками племени Джалаир. В более широком смысле, некоторые ученые считают, что Халх имел тесную связь с Пяти улусом левого крыла бывшей династии Юань, которой руководили пять могущественных племен Джалаира, Онггират и Мангхуд.

«Страна Халха» (Pays des Kalkas) на карте 1734 года, составленной д'Анвилем, на основе полевых исследований иезуитов ок. 1700

Пять Халх состояли из пяти племен, называемых Джаруд, Баарин, Онгират, Байауд и Оджиед. Они жили в долине к востоку от Большого Хингана. Они столкнулись с восходящими маньчжурами, но в конечном итоге были побеждены ими. Пять Халк, кроме Джаруда и Баарина, были организованы в Восемь Знамен. Обратите внимание, что Халха Левое Знамя Лиги Джуу Уда и Правое Знамя Халха Лиги Уланчаб были ответвлениями Семи Халха.

Тогс-Очирин Намнансурен из Халхи, лидер Национально-освободительного движения 1911 года.

Семь Халхов участвовали в регулярных боях против Ойирада на западе. Потомки Гересенье основали дома Тюшит-хана, и. Они сохранили свою независимость до тех пор, пока им не пришлось обратиться за помощью к императору Канси из маньчжу династии Цин против вождя зунгар Галдан в 1688 году. В 1725 году император Юнчжэн предоставил Церин независимость от дома Тюшит-хана, образовав дом.

Халха возглавили движение за независимость Монголии в 20 веке. Перенеся бесчисленные лишения, они основали независимое государство Монголия на севере Монголии.

Когда они не участвовали в империализме, халхинцы работали скотоводами.

халхской диаспорой

К 1990-м годам многие Халха переселились в большую городскую обстановку. Однако в начале 20 века многие из них жили в буддийских монастырях.

. Подавляющее большинство халха-монголов сейчас проживает на территории современного государства Монголия. Однако в Китае есть четыре небольших баннера: два во Внутренней Монголии; один в Цинхай ; и один в Иехол. Среди бурят в России также есть несколько групп, однако они уже не сохраняют халхскую самоидентификацию, культуру и язык. Халх-монголы в Цинхае, Китай, и те, что были из бурят в России, были подчинены Халхинскому Цогту-хану и его сыновьям.

Халкхас Чохту Хонг Тайджи (1 знамя): Поэт, сторонник Лигдан-хана и противник Далай-ламы ' Согласно приказу «Желтой шляпы» Цогту Хонг Тайджи переехал в Цинхай со своими подданными где-то после 1624 года. Лигдан Хан и Цогту Хонг Тайцзи должны были встретиться в Цинхае и в конечном итоге построить монгольскую базу, независимую от маньчжурцев. правление, которое было географически далеко от досягаемости маньчжурского императора. Более того, двум монгольским ханам было ясно, что влияние тибетского Далай-ламы в монгольских делах возрастает. Поэтому они решили положить конец влиянию Далай-ламы и ордена «Желтой шляпы», поддержав орден «Красной шляпы». Однако большинство подданных и солдат Лигдан-хана умерли от оспы по пути в Цинхай. После смерти Лигдана Цогту Тайцзи начал нападать на монастыри дге-лугс-па. Когда Цогту послал 10 000 человек под командованием своего сына Арсланга против Далай-ламы в Лхасе, Арсланг перешел на другую сторону и поддержал Далай-ламу. Иерарх dGe-lugs-pa, Пятый Далай-лама (1617–1682), вызвал ойрата Гуши-хана Торо-Байку, 10 000 человек которого в начале 1637 г. сокрушили 30 000 Цогту в Улан-Хошуу; Цогту Тайцзи был убит. Сегодня ойраты Гуши-хана также известны как «Верхние монголы » или «ДЭЭД МОНГОЛ», и они по-прежнему проживают в Цинхае, формируя 21 знамя. Остатки халхов Цогту Хонг Тайджи образуют только одно знамя и известны как «Нижние монголы» или «ДООД МОНГОЛ». Цогту Хонг Тайцзи известен как Цогту Хан среди халха-монголов в Цинхае.

Знамя правого крыла Халхи: Это знамя было широко известно как Знамя Дархана Бейли, и правитель этого знамени был потомком Бунидари, внука Герсенца Джалаир-хана. В 1653 году они мигрировали во Внутреннюю Монголию из Тушит-хана Аймака Внешней Монголии.

Знамя Восточного Крыла Халха: Это знамя было широко известно как «Чохор Халх», и правитель этого знамени был потомком Гомбо-Илдена, внука Герсенца Джалаир-хана в пятом поколении. Они бежали из Засакто-ханского аймака Внешней Монголии во Внутреннюю Монголию в 1664 году. Его границы, согласно данным монгольских пастбищ, составляют 125 на 230 ли, или примерно 41 на 76 миль.

Знамя Танггот Халха: Это Знамя, ранее подчинявшееся в административных целях Знамени Восточного Крыла Тумет (Монголджин), широко известно как Танггот Халха. Говорят, что на этой крошечной территории, размером не более 12 на 15 миль, проживает около 500 человек. Китайцев практически нет, так как прилегающие районы принадлежат монголам. Племя, у которого есть собственный принц, было основано иммигрантами из подразделения Джасакто-ханов Внешней Монголии, которые бежали во Внутреннюю Монголию и предложили подчинение маньчжурам в 1662 году во время войн между Северной (Халха) и Западной ( Улот) Монголы.

Отступление территории Халхи в пользу Императорской России и захороненных Халхов

Во время правления Чингисхана в XII-XIII веках ни долина Селенги в современной южной Бурятии, ни степи Ага не имели на этот раз какая-то связь с бурятами; это были земли племени меркидов и собственно монгольского племени. Начиная с 1628 года, с русским завоеванием и переселением бурят, долина Селенги, как и прежде, была заселена монгольскими кланами под властью халха-ханов. К 1652 году халха-ханы протестовали против вторжения русских в Забайкалье, а с 1666 года набеги на халху достигли Братска, Илимска, Еравнинска и Нерчинска, а ханы осадили форты на Селенге. В то же время, однако, в 1647 году хорис вдоль реки Уда сдались русским как блок, чтобы не платить дань халхам. Небольшие фрагменты монгольского клана также перешли на север, чтобы защитить казачьи форты. Вторжение в Халху хана Галдана Бошогту в 1688 году остановило сопротивление Халхи наступлению казаков и отправило больше монгольских беженцев, бежавших под контроль России.

Наконец, селенгинские монголы, отрезанные новой границей от своих халхских сородичей и смешанные с переселенцами бурят и хори, постепенно приняли русское обозначение как бурят. К этим группам относятся: Потомки Охин Тайджа (внука Халха Цогту-хана); Хатагин; Атаган; Ашабагад; Сартуул; Тавнангууд; Юнгсиебу; Озид; Уулд; Tsongool. Подкланы Цонгула следующие: 1. Урианхад, 2. Болингуд, 3. Баатуд, 4. Ашибагад, 5. Авгачуд, 6. Шарнууд, 7. Номход, 8. Хамниган, 9. Аршаантан, 10. Хорчид, 11. Наймантан., 12. Yunshööbü, 13. Khotgoid, 14. Eljiged, 15. Örlüüd, 16. Tavnanguud, 17. Orongoi, 18. Tsookhor, 19. Sartuul, 20. Sharaid, 21. Temdegten. Монгольский академик, писатель и ученый Бямбын Ренчин (монгол : Бямбын Ренчин) является представителем этой этнической группы. Его отец принадлежал к племени Юнгсиебу, а мать была прямым потомком Чингисхана через цогту-хана Халхи.

Справочные материалы

  1. ^Национальная перепись населения Монголии 2010 Архивировано 15 сентября 2011 г. в Wayback Machine
  2. ^Халха
  3. ^C. Энциклопедия Монголии и Монгольской империи П. Этвуд, Халха
  4. ^ "60 старинных фотографий из забытых моментов истории: дворянка Халха из Монголии, 1908 год". История Daily. 3 апреля 2019 г.
  5. ^К.П. Атвуд-Энциклопедия Монголии и Монгольской империи, Цогту Тайдж
  • Морикава Тецуо 森川 哲雄: Харуха Тумэн - Соно Сейрицу ни Цуйтэ ハ ル ハ ・ ト メ そ の, 55, No. 2, pp. 32–63, 1972.
  • Окада Хидэхиро 岡 田英弘: Даян Хан но Рокуманко но Киген ダ ヤ ン ・ ハ ー ン の 六万 戸 の 起源, Эноки Хакуши Канреки Кинен Тойоши Ронсō 榎 博士記念 東洋 史 論叢, pp. 127–137, 1975.
  • Этвуд, Кристофер. «Халха», «Цогту Тайцзи» и «Буряты». Энциклопедия Монголии и Монгольской империи. 2006.
  • Латтимор, Оуэн. Монголы Маньчжурии. Рэуэй: Quinn Boden Company, Inc., 1934
  • Шабад, Теодор. Изменяющаяся карта Китая. Нью-Йорк: Praeger Publishers, Inc., 2-е изд. 1972
  • Ширнен Б. Б. Ширнэн: Buriadyn Noudel Hel Ayalgouny Ouchir Буриадын Нүүдэл-Хэл Аялгууны Учир, стр. 67–70, 2005.
Последняя правка сделана 2021-05-25 05:22:45
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте