История Монгалорум - это отчет, составленный Джованни да Пьян дель Карпине, о его поездке в Монгольская империя. Написанный в 1240-х годах, это самый старый европейский отчет о монголах. Джованни был первым европейцем, который попытался вести хронику монгольской истории.
Джованни записал информацию, которую он собрал в своей работе, в рукописях имеют различные названия: Ystoria Mongalorum quos nos Tartaros appellamus («История монголов, которых мы называем татарами») и Liber Tartarorum или Liber Tatarorum («Книга татар [или татар]»). Этот трактат состоит из девяти глав. Первые восемь описывают страну, климат, нравы, религию, характер, историю, политику и тактику татар, а также лучший способ противостоять им. В девятой главе описаны регионы, через которые он прошел.
Название имеет важное значение, поскольку подчеркивает, что монголы не были идентичны татарам. На самом деле, автор указывает, что монголов весьма обидел такой ярлык: они победили татар в нескольких походах около 1206 года, после чего татары перестали существовать как самостоятельный этнос.
В отчете рассказывается о его путешествии, о том, что он узнал об истории Монголии, а также о монгольских обычаях того времени.
Джованни, будучи первым европейцем в то время, посетившим Монголию и возвратившимся поговорить об этом, стал чем-то вроде знаменитости по возвращении в Европу. Он провел то, что сегодня назвали бы лекционным туром по континенту.
Известно, что существуют две редакции Истории Монгалорум: собственная и другая редакция Джованни. Сокращение Первой редакции можно найти в Туринской национальной библиотеке. Tartar Relation - это расширенная версия второй редакции.
Стандартное научное издание Истории написано Анастасиусом Вингаертом в Sinica Franciscana, vol. 1 (Quaracchi, 1929), pp. 3–130..
Как и некоторые другие известные средневековые маршруты, он показывает отсутствие эгоизма путешественника или автора, и даже в последней главе почти не содержится личного повествования. Джованни был не только стариком, когда он отправился на эту миссию, но, согласно случайным свидетельствам в анналах своего ордена, был толстым и тяжелым человеком (vir gravis et corpulentus), так что, вопреки францисканскому прецеденту, он ехал верхом. осел между его проповедями в Германии. Однако в своем повествовании он никогда не жалуется.
Его книга с точки зрения личных и географических подробностей уступает книге, написанной несколькими годами позже младшего брата того же ордена, Вильгельма Рубрукского или Рубрука, который был самым большим приверженцем Людовика IX. заслуженный посланник к монголам. Несмотря на эти недостатки - и на легковерность, которую он проявляет в восточных сказках, которые иногда по-детски абсурдны, - «История» монаха Джованни во многих отношениях является главным литературным памятником европейской сухопутной экспансии до Марко Поло. Среди его новаторских рекомендаций было развитие легкой кавалерии для борьбы с монгольской тактикой.
Он впервые открыл монгольский мир католическому христианскому миру. Изложение татарских нравов, обычаев и истории - возможно, лучшее изложение этого предмета среди христианских писателей Средневековья. Он представил четыре списка: народов, покоренных монголами, народов, которые (по состоянию на 1245–1247 годы) успешно сопротивлялись, монгольских князей и свидетелей его повествования, в том числе различных киевских купцов. Все эти каталоги, не имеющие аналогов в западной средневековой литературе, имеют большую историческую ценность.
Пролог идентифицирует основную аудиторию рассказа Джона Плано Карпини как «всех верных Христу». В Прологе объясняется, что Иоанн Плано Карпини был послан Папой в страну татар, так что «если бы они [татары] случайно напали, они не сочли бы христианский народ неподготовленным». Иоанн путешествовал «год и четыре месяца и более» с монахом Бенедиктом Поляком, который был нашим [экипажем Иоанна] товарищем в наших невзгодах и нашим переводчиком ».