Агваанл Увсанчойджиням Данзан Ванчуг | |
---|---|
Его Святейшество 8-й Джебцундамба Хутухту | |
Предшественник | Агваанчойдживанчугперенлайджамтс, 7-й Джебтсундамба Хутухтхуджанджанц |
Судебный собеседник | |
Хутухту | |
Каган Монголии | |
Действующий . 1911–1924 | |
Предшественник | Сандо, как Амбань из Внешней Монголии |
Преемник | Пелжидийн Генден в качестве главы государства Монгольской Народной Республики |
Личные данные | |
Родился | 1869. Литанг, Сычуань, династия Цин |
Умер | 20 мая 1924 г. (54–55 лет). Нийслел Кхюре, Внешняя Монголия |
Ю pouse (s) | Цэндиин Дондогдулам |
Богд-хан (монгольский : Богд хаан; ок. 1869-20 мая 1924) стал Богд Гэгэн Эзен Хан из Богдского каганата в 1911 году, когда Хури объявил независимость от династии Цин Китая после Синьхайской революции. Он родился в Тибете. Как 8-й Джебцундамба Хутукту, он был третьим по значимости человеком в иерархии тибетского буддизма, уступая только Далай-ламе и Панчен-ламе, и поэтому также известен как «Богдо-лама». Он был духовным лидером тибетского буддизма Внешней Монголии. Его жена Цендиин Дондогдулам, Эх Дагина («Дакини Мать»), считалась проявлением Белой Тары.
будущий Богд-хан родился в 1869 г. в Литанг, Кхам в семье тибетского чиновника. Он родился как Agvaanl Uvsanchoijinyam Danzan Vanchüg. Его отец, Гончигцерен, был бухгалтером при дворе 12-го Далай-ламы. Мальчик был официально признан новым воплощением Богд Гегена в Потала в присутствии 13-го Далай-ламы и Панчен-ламы. Новый Богд Гэгэн прибыл в Ургу, столицу Внешней Монголии, в 1874 году. После этого он жил только в Монголии.
По словам очевидца,
... он не стал марионеткой в руках лам, а, наоборот, взял их в руки. С юных лет он хотел восстановить великое Монгольское царство Чингисхана или, по крайней мере, освободить Монголию от китайцев и сделать ее самостоятельной. Местные князья боялись его, но массам он нравился... Независимый и умный первоиерарх и правитель был неприемлем ни для Тибета, ни для китайцев.
В результате с юных лет его подчиненным был 8-й Богд-гэген. происки цинских чиновников в Урге. Позже он стал объектом пропагандистских кампаний, организованных монгольскими коммунистами, которые напали на него, утверждая, что он был ярым отравителем, педофилом и libertine, который позже был повторен в художественной литературе и другой ненаучной литературе (например, Джеймс Палмер). Однако анализ документов, хранящихся в монгольских и российских архивах, не подтверждает эти утверждения.
Будучи монахом, Богд имел ограниченный доступ к физическим средствам наложения власти, хотя некоторые враги были казнены за богохульство. Польский путешественник Фердинанд Оссендовский записал, что он знал «каждую мысль, каждое движение князей и ханов, малейший заговор против него, и обидчика обычно любезно приглашают в Ургу из где он не возвращается живым. Заявления Оссендовского о его знакомстве с Богд Геген не были подтверждены сравнительным анализом его книги и рукописей.
К весне 1911 года некоторые видные монгольские дворяне, в том числе князь Тогс-Очирин Намнансурен убедил Джебстундамба Хутухту созвать собрание знати и церковных чиновников для обсуждения независимости. Хутухту согласился. Чтобы избежать подозрений, он использовал в качестве предлога религиозный праздник, на котором собравшиеся лидеры обсудят необходимость перераспределения налогов среди хошуунов. Встреча состоялась 10 июля, и монголы обсуждали, лучше ли подчиниться воле царей или противостоять ей. Собрание зашло в тупик, некоторые отстаивают полное сопротивление, другие - частичное. Восемнадцать дворян решили взять дело в свои руки. Тайно встретившись на холмах недалеко от Урги, они решили, что Монголия должна объявить о своей независимости. Затем они убедили хутукту направить делегацию из трех видных представителей - светского дворянина, священнослужителя и светского чиновника из Внутренней Монголии - в Россию для помощи. [10] Конкретный состав делегации - дворянин, священнослужитель и простой человек - мог быть предназначен для наделения миссии чувством национального консенсуса.
1 декабря Временное правительство Халхи выпустило общую прокламацию, провозгласившую конец правления Цин и установление теократии под властью Джебцундамба Хутукту. 29 декабря Хутукту был официально провозглашен Бодг Ханом нового монгольского государства.
Богд Гэгэн потерял свою власть, когда китайские войска оккупировали страну в 1919 году. Принц Тусиэту-хана Аймака Дарчин Чин Ван был сторонником китайского правления, в то время как его младший брат Цеванг был сторонник Унгерн-Штернберг. Когда в конце 1920 года силам барона Унгерна не удалось захватить Ургу, Богд был помещен под домашний арест; затем он был освобожден и восстановлен Унгерном незадолго до того, как он взял Ургу в 1921 году. После революции 1921 года во главе с Дамдином Сухбаатаром Богд-хану было разрешено остаться на престоле в ограничивал монархию до своей смерти в 1924 году, через год после смерти его жены.
Правительство взяло под свой контроль печать Богд-хана после его смерти в соответствии с Конституцией Монгольской Народной Республики от 26 ноября 1924 года.
Было предложено, чтобы Владения Чжан Цзолиня (китайские «Три Восточные провинции ») переходят Внешнюю Монголию под управление Богда-хана и Бодо в 1922 году после того, как просоветские монгольские коммунисты захватили контроль над Внешней Монголией..
После его смерти монгольское революционное правительство, возглавляемое последователями советских коммунистов, заявило, что больше не будет никаких реинкарнаций, и учредило Монгольскую Народную Республику. Однако в том же году в северной Монголии появились слухи о реинкарнации Джебцундамба Хутукту. Традиционного определения предполагаемого воплощения не проводилось. Еще один слух появился в 1925 году. В ноябре 1926 года III Великий хурал Монгольской Народной Республики принял специальное постановление, запрещавшее поиски реинкарнаций Богд Гэгэна. Окончательный запрет был одобрен 7-м съездом Монгольской народно-революционной партии и 5-м Великим народным хуралом в 1928 году.
Тем не менее, следующая реинкарнация Богд Гэгэна был найден в Тибете мальчиком, родившимся в 1932 году в Лхасе. Об этом не было объявлено до распада СССР и демократической революции в Монголии. 9-й Джебтсундамба Хутухту был официально возведен на трон в Дхарамсале Тензином Гьяцо, 14-м Далай-ламой в 1991 году и в Улан-Баторе. в 1999 году.
Зимний дворец Богд-хана сохранился и является туристической достопримечательностью Улан-Батора.
Богд Хан Дата рождения: ок. 1869 Умер: 20 мая 1924 г. | ||
Регламентские титулы | ||
---|---|---|
Предшественник. Хевт Йос-Хан | Монгольский каган. 29 декабря 1911-1919 гг.. 1921 - 20 мая 1924 г. | вакантным республика объявила |
религиозные титулы | ||
Предшествующий. Нгаванг Чоки Вонгчук Тринли Гьятшо | 8-й Джебцундамба Хутукту. 1870-20 мая 1924 г. | Вакант Следующим титулом является Джампал Намдрел Чоки Гьялцен |