Кхам

редактировать
Кхам в тибетской культурной зоне

Кхам (тибетский : ཁམས་, Вайли : кхамс; китайский : 康; пиньинь : канг) или До Кхам, одна из трех традиционных провинций Тибета, другими являются Амдо на северо-востоке и У-Цанг на западе, в который входит Нгари (включая бывший Гуге королевство) на северо-западе. Кхам занимает территорию, в основном разделенную между пятью регионами в современном Китае : Тибетский автономный район и Сычуань, с меньшими участками, расположенными в пределах Цинхай, провинции Ганьсу и Юньнань.

Во время правления Китайской Республики над материковым Китаем (1911–1949) большая часть региона была административно частью Сикана. Он имел статус «особого административного района » (китайский : 特別 區) до 1939 года, когда он стал официальной провинцией Китая. Его провинциальный статус был номинальным и несогласованным, как и большая часть территории Китая во время японского вторжения и гражданской войны. Туземцев региона Кхам называют (тибетский : ཁམས་ པ་, Wylie : khams pa).

Содержание
  • 1 География
  • 2 Этнические группы
  • 3 История
  • 4 Известные люди
  • 5 См. Также
  • 6 Ссылки
  • 7 Дополнительная литература
  • 8 Внешние ссылки
География
Горы Даксуэ Реки Кхама

. Кхам имеет пересеченную местность, характеризующуюся горными хребтами и ущельями, бегущими с северо-запада на юго-восток, и все вместе известные как горы Хэндуань. Через Кхам протекают многочисленные реки, в том числе Меконг, Янцзы, река Ялонг и река Салуин.

В соответствии с современным административным делением Китая, Кхам включает в общей сложности 50 современных округов Китайской Народной Республики, которые были включены в состав китайских провинций Сычуань. (16 округов), Юньнань (три округа) и Цинхай (6 округов), а также восточная часть Тибетского автономного района (25 округов).

Этнические группы

Между народами Кхама и Лхасы существуют значительные различия в традициях и верованиях - даже во внешнем виде. По крайней мере одна треть жителей Кхама говорят на языках Цяньги, семье из двенадцати различных, но взаимосвязанных языков, которые не имеют близкого родства с тибетским кхамом.

Люди Кхама были известными воинами за их меткую стрельбу и верховую езду.

История
Кхампы, жители Кхама

Кхама традиционно назывались Чуши Гангдрук, то есть «четыре реки и шесть хребтов». Народы Кхама пережили бурное прошлое, их суверенитет часто ущемлялся и маргинализировался как тибетцами на западе, так и ханьскими китайцами на Востоке. Пятью основными независимыми регионами были Королевство Чакла, Дерге, Королевство Лингцанг, Нангчен и. Другие важные государства включали Нангкен, Чамдо, Батанг, Мили и Государства Хор.

Кхам с западными турист

Кхам никогда не контролировался одним королем, но большинство вождей почитали Далай-лам и часто вступали в контакт с правительством Лхасы. Кхам представлял собой лоскутное одеяло из двух дюжин или более королевств, племен и вождеств, которые постоянно находились в состоянии войны друг с другом. После краха Тибетской империи в середине IX века народы Кхама агрессивно сохраняли свою независимость от вторгшихся наций. Местные вожди правили своими территориями с наследственными титулами, дарованными китайским правительством. Вожди могли править с большой степенью независимости как от Китая, так и от Тибета.

В 1717 году монгольское Джунгарское ханство вторглось в Тибет, после чего последовал период внутренних раздоров и гражданской войны. К 1720 году местные тибетские лидеры присягнули на верность Китаю, и династия Цин послала армии в этот район, чтобы победить джунгар. В 1724 году области Амдо и Кхам были преобразованы в провинцию Цинхай (Коконор), а части Восточного Кхама были включены в соседние китайские провинции

. В начале 19 века Гомбо Намгье поднял восстание в Ньяронге, районе Восточного Кхама. Сообщается, что он взял под свой контроль Восточный Тибет, за исключением Амдо. Жители Дерге и штатов Хор обратились как к Лхасе, так и к правительству Маньчжурии с просьбой о помощи против Намгье. Китай не смог предпринять никаких действий, но тибетские власти послали армию в 1863 году и победили Намгье в 1865 году. Затем Тибет потребовал Ньяронг, Дерге (или Деге) и государства Хор к северу от Ньяронга. Это, по-видимому, было принято тогдашним маньчжурским императором Тунчжи.

тибетским контролем Батанг региона Кхам, по-видимому, не оспаривалось по соглашению, заключенному в 1726 году, вскоре после вторжения в Тибет. Автор Фрэнсис Янгхазбенд в 1904 году, что встревожило правителей Цин в Китае. Они послали имперского чиновника в регион, чтобы начать восстановление контроля над Цин, но местные жители восстали и убили его. Правительство Цин в Пекине затем назначило Чжао Эрфэна, губернатора Синина и командующего армией Тибета для реинтеграции Тибета в Китай. В 1905 или 1908 году Эрфенг был послан и начал разрушать многие монастыри в Кхаме и Амдо, осуществляя китаизацию региона:

Монастырь в Кхаме

Он отменил власть местных тибетских лидеров и назначили на их место китайских магистратов. Он ввел новые законы, которые ограничили количество лам и лишили монастыри их светской власти, а также инициировал схемы возделывания земли китайскими иммигрантами. Методы Чжао в Восточном Тибете поразительным образом прообразили коммунистическую политику почти полвека спустя. Они были нацелены на истребление тибетского духовенства, ассимиляцию территории и переселение тибетских плато бедными крестьянами из Сычуани. Как и более поздние китайские завоеватели, люди Чжао грабили и разрушали тибетские монастыри, переплавляли религиозные образы и разрывали священные тексты, чтобы использовать их на подошвах своих ботинок, и, как коммунисты должны были сделать позже, Чжао Эрфэн разработал всеобъемлющую схему для восстановления Тибета, которое охватывало военную подготовку, восстановительные работы, светское образование, торговлю и управление.

В феврале 1910 года правительство Цин послало собственную военную экспедицию для установления прямого китайского правления, свергнув 13-го Далай-ламы и выпустив Императорский указ, побудивший к поиску нового воплощения, хотя в Тибете его в значительной степени игнорировали. Далай-лама сбежал в Британскую Индию, где он подружился с Чарльзом Альфредом Беллом, британским дипломатическим офицером, работавшим в Сиккиме и критиковавшим политику Великобритании в этом регионе. «Войдя, а затем выйдя снова, мы сбили тибетцев с ног и оставили их для первого встречного», - писал позже Белл. Ситуация вскоре должна была измениться, так как после падения династии Цин в октябре 1911 года солдаты Чжао взбунтовались и обезглавили его.

Официальная позиция британского правительства заключалась в том, что оно не будет вмешиваться между Китаем и Тибетом и будет признают только фактическое правительство Китая в Тибете в настоящее время. В своей истории Тибета Белл писал, что «тибетцы были брошены в руки китайской агрессии, агрессии, за которую в первую очередь ответственны британская военная экспедиция в Лхасу и последующее отступление [и последующий вакуум власти в Тибете]». Позже Великобритания определила индо-тибетскую границу в Симлском соглашении 1914 года с линией Мак-Магона. Делегация Китая отказалась согласиться с этой линией и по-прежнему заявляет, что земли, полученные Индией от Тибета, являются Южным Тибетом, хотя линия Мак-Магона остается фактической границей.

Калон Лама Тибетского правительства Джампа Тендар, генерал-губернатор Кхама

В 1932 году соглашение, подписанное между китайским военачальником Лю Вэньхуэем и тибетскими силами, официально закрепило раздел Кхама на два региона: Восточный Кхам, который находился под управлением китайских войск, а Западный Кхам - под управлением Тибета. Восточный Кхам впоследствии стал фактическим районом контроля китайской провинции Сикан. Граница между восточным и западным Кхамом - это Янцзы - Дри Чу на тибетском языке и Цзиньша Цзян, или Чанг Цзян, соответственно, на китайском языке.

Тенпай Гьялцан, кхампа, которому было 5 лет, был выбран пятым Джамьянг Хутукту в 1921 году.

Семья Кхам Пандацанга возглавила восстание хамба в 1934 году против Тибетское правительство в Лхасе. Гоминьдан обратился к кхампам, чьи отношения с правительством Далай-ламы в Лхасе сильно ухудшались. Революционный лидер кхампа Пандатсанг Рапга основал Партию улучшения Тибета, чтобы свергнуть тибетское правительство и создать Тибетскую республику в составе Китая. В дополнение к использованию кхампа против тибетского правительства в Лхасе, китайский Гоминьдан также использовал их против коммунистов во время гражданской войны в Китае.

Гоминьдан сформулировал план, согласно которому трем дивизиям кхампа будет помогать Панчен-лама противостоять коммунистам.

Гоминьдановская разведка сообщила, что некоторые тибетские вожди туси и кхампа Су Юнхэ контролировали 80 000 солдат в Сычуани, Цинхае и Тибете. Они надеялись использовать их против коммунистической армии.

Китайский Гоминьдан (националисты) также привлек кхампа к своим вооруженным силам.

Китайский Гоминьдан также искал помощи кхампа в защите Сычуани от Японии во время Вторая мировая война, так как здесь располагалась временная столица. Членом кхампа в Монгольской тибетской академии был Хань Цзясян.

300 «бандитов кхампа» были зачислены в состав вооруженных сил Утешительной комиссии Гоминьдана в Сычуани, где они были частью усилий центрального правительства Китая по проникновению и дестабилизировать местных ханьских полевых командиров, таких как Лю Вэньхуэй. Китайское правительство стремилось установить полный контроль над приграничными территориями против полевых командиров. Силы Консолтарской комиссии использовались для борьбы с коммунистической Красной армией, но потерпели поражение, когда их религиозный лидер был схвачен коммунистическими силами.

Правительство Китайской Республики также использовало торговцев кхампа для управления секретными перевозками между разными местами.

Кесанг Церинг был отправлен китайцами в Батанг, чтобы взять под контроль Сикан, где он сформировал местное правительство. Он был распространен там с целью распространения принципа трех народов среди кхампа.

В 1950 году, после поражения гоминьдановских правителей Китая коммунистическими силами в Китае Гражданская война, Народно-освободительная армия вошла в западный Кхам. Затем Западный Кхам был создан как отдельная территория Камдо, затем в 1965 г. был объединен с Тибетским автономным районом. Между тем, Сиканг, составлявший восточный Кхам, был присоединен к Сычуани в 1955 г. Граница Между Сычуанем и Тибетским автономным районом осталась река Янцзы.

Известные люди
См. Также
  • флаг Китайский портал
  • значок Азиатский портал
Ссылки
Дополнительная литература
Внешние ссылки
На Викискладе есть материалы, связанные с Kham.

Координаты : 30 ° 36′6,01 ″ с.ш. 96 ° 50′29,59 ″ в.д. / 30,6016694 ° с.ш. 96.8415528 ° E / 30.6016694; 96.8415528

Последняя правка сделана 2021-05-25 05:23:26
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте