Чокьи Гьялцен. ཆོས་ ཀྱི ་ རྒྱལ་ མཚན | |
---|---|
10-й Панчен-лама | |
10-й Панчен-лама Клод-Макс Лочу | |
10-й Панчен-лама | |
Правление | 3 июня 1949 г. - 28 января 1989 г. |
Предшественник | Тубтен Чокьи Нима |
Преемник | Противоречие с 11-м Панчен-ламой :. Гедхун Чокьи Нима (Признан 14-м Далай-ламой). Гьялцен Норбу (китайская подборка) |
Директор подготовительной компании член комитета Тибетского автономного района. (исполняющий обязанности) | |
В должности | 1959-1964 |
Предшественник | 14-й Далай-лама |
Преемник | Нгапой Нгаванг Джигме (исполняющий обязанности) |
2-й, 5-й, 6-й, 7-й Вице-председатель Всекитайского собрания народных представителей | |
В должности | 15 сентября 1954 г. - 18 апреля 1959 г. |
В офис | 10 сентября 1980 г. - 28 января 1989 г. |
2-й, 3-й, 5-й Заместитель председателя Китайской народной политической консультативной конференции | |
В должности | 15 сентября 1954 - 21 Декабрь 1964 г. |
На должности | Февраль 1979 г. - 6 июня 1983 г. |
Родился | Гёнбо Седан. (1938-02-19) 19 февраля 1938 г.. Округ Сюньхуа, Цинхай, Китайская Республика |
Умер | 28 января 1989 г. (1989-01-28) (50 лет). Шигадзе, Тибетский автономный район, Китайская Народная Республика |
Погребение | Монастырь Таши Лунпо, Шигадзе |
Супруг | Ли Цзе |
Выпуск | Ябши Пан Ринзинвангмо |
Отец | Гонпо Цетэн |
Мать | Сонам Дролма |
Религия | Тибетский буддизм |
Официальное название: 10-й Панчен Эрдени | |||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Традиционный китайский | 第 十世班禪 額 爾德尼 | ||||||||||||||
Упрощенный китайский | 第 十世班禅 额 尔德尼 | ||||||||||||||
Буквальное значение | Число-10- время жизни. +. Пандита -Ченпо (санскрит - тибетский буддийский титул, что означает «Великий ученый "). +. Эрдени (маньчжурский заимствованное из монгольского, что означает« сокровище ») | ||||||||||||||
| |||||||||||||||
Имя Дхармы : Лобсанг Тринли Люндруб Чокьи Гьялцен | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Китайское имя | |||||||
Традиционный китайский | 羅桑 赤列 倫 珠 確 吉 堅贊 | ||||||
Упрощенный китайский | 罗桑 赤 列 伦 珠 确 吉 坚赞 | ||||||
Буквальное значение | 善慧 事業 運 成 法幢 | ||||||
| |||||||
Тибетское имя | |||||||
Тибетский | བླ ོ་ བཟང་ ཕྲིན་ ལས་ ལྷུན་ གྲུབ་ ཆོས་ ཀྱི་ རྒྱལ་ མཚན་ ་ | ||||||
| |||||||
Оригинальное имя: Gönbo Cêdän | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Китайское имя | |||||||
Традиционный китайский | 貢布 慈 丹 | ||||||
упрощенный китайский | 贡布 慈 丹 | ||||||
| |||||||
Тибетское имя | |||||||
Тибетский | མགོན་ པོ་ ཚེ་ བརྟན་ | ||||||
| |||||||
Лобсанг Тринли Лхундруб Чоки Гьялцен, родился Гонбо Седан (19 февраля 1938 - 28 января 1989), был десятым Панчен-ламой, официально 10-й Панчен Эрдени (китайский : 第 十世班禅 额 尔德尼; букв. : «Число-10- время жизни Великий Ученый Сокровище») школы гелуг тибетского буддизма. Его часто называли просто Чокьи Гьялцен (что может быть Чокьи Гьялце, Чоскии Гьянцен и т. Д.), Хотя это также имя нескольких других известных фигур в тибетской истории.
10-й Панчен-лама родился Гонпо Цетен 19 февраля 1938 года в сегодняшнем автономном округе Сюньхуа Салар в Цинхае, в семье Гонпо Цетена и Сонама Дролмы. Когда Девятый Панчен-лама умер в 1937 году, в результате двух одновременных поисков десятого Панчен-ламы были выявлены два конкурирующих кандидата с правительством в Лхасе (которое выбрало мальчика из Сиканга. ) и чиновники Девятого Панчен-ламы (выбравшие Цетен) в конфликте. Правительство Китайской Республики, втянутое в Гражданскую войну в Китае, заявило о своей поддержке Цетена 3 июня 1949 г., глава Комиссии по делам Монголии и Тибета, присоединился к Гоминьдану губернатору Цинхая Ма Буфану и возглавил возведение Цетена на престол 11 июня в качестве Чокьи Гьялцена в монастыре Кумбум. Правительство Далай-ламы в Лхасе все еще отказывалось признать Гьялцена.
Гоминьдан хотел использовать Гьялцена для создания широкой антикоммунистической базы в Юго-Западном Китае. Гоминьдан сформулировал план, согласно которому Панчен-лама будет помогать трем дивизиям кхампа противостоять коммунистам.
Когда Лхаса отказала Гьялцену на территории, традиционно контролируемой Панчен-ламой, он попросил Ма Буфанга помочь ему возглавить армию против Тибет, сентябрь 1949 года. Когда приближалась победа коммунистов, Ма пытался убедить Панчен-ламу приехать с гоминьдановским правительством на Тайвань, но Панчен-лама заявил о своей поддержке коммунистической Китайской Народной Республики вместо этого. Панчен-лама, в отличие от Далай-ламы, стремился контролировать процесс принятия решений. Кроме того, режим Далай-ламы шатался, а его правительство проявляло небрежность в делах, и Гоминьдан использовал это в своих интересах, чтобы проникнуть в лхасский режим Далай-ламы.
Панчен-лама поддержал притязания Китая на суверенитет над Тибетом и политику реформ Китая в отношении Тибета. Радио Пекин передало призыв религиозного лидера к «освобождению» Тибета от Тибета, что оказало давление на правительство Лхасы с целью проведения переговоров. с Народной Республикой. В 1951 году Панчен-лама был приглашен в Пекин, когда тибетская делегация подписывала Соглашение из 17 пунктов и телеграммула Далай-ламе о выполнении Соглашения. 14-й Далай-лама узнал его, когда они встретились в 1952 году.
В сентябре 1954 года Далай-лама и Панчен-лама отправились в Пекин, чтобы присутствовать на первом заседание первого Всекитайского собрания народных представителей, встреча Мао Цзэдуна и других лидеров. Вскоре Панчен-лама был избран членом Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей, а в декабре 1954 года он стал заместителем председателя Китайской народной политической консультативной конференции. В 1956 году Панчен-лама отправился в Индию в паломничество вместе с Далай-ламой. Когда Далай-лама бежал в Индию в 1959 году, Панчен-лама публично поддержал китайское правительство, и китайцы доставили его в Лхасу и назначили председателем Подготовительного комитета Тибетского автономного правительства. Регион.
После поездки по Тибету в 1962 году Панчен-лама написал документ, адресованный премьер-министру Чжоу Эньлаю, осуждающий политику злоупотреблений. и действия Китайской Народной Республики в Тибете. Это стало известно как Петиция на 70 000 символов. Согласно Изабель Хилтон, это остается «самым подробным и осознанным нападением на политику Китая в Тибете, которое когда-либо было написано».
Панчен-лама встретился с Чжоу Эньлаем Обсудить написанное им прошение. Первоначальная реакция была положительной, но в октябре 1962 года власти КНР, работающие с населением, подвергли петицию критике. Председатель Мао назвал петицию «... отравленной стрелой, выпущенной в партию реакционными феодалами».
На протяжении десятилетий содержание этого отчета оставалось скрытым от всех, кроме самых высоких уровней китайского руководства, пока в 1996 году не появился один экземпляр. В январе 1998 года по случаю 60-летия со дня рождения Десятый Панчен-лама, английский перевод тибетского эксперта Роберта Барнетта, озаглавленный «Отравленная стрела: секретный доклад 10-го Панчен-ламы», был опубликован.
В 1964 году он был публично унижен на заседаниях Политбюро, уволен со всех постов власти, объявлен «врагом общества». Тибетский народ », его дневник снов конфисковали и использовали против него, а затем посадили в тюрьму. Ему тогда было 26 лет. Положение Панчена ухудшилось, когда началась Культурная революция. Китайский диссидент и бывший красный гвардеец Вэй Цзиншэн опубликовал в марте 1979 года письмо от своего имени, но написанное другим анонимным автором, в котором осуждались условия содержания в тюрьме Циньчэн, где 10-й Панчен-лама был заключен в тюрьму. В октябре 1977 года он был освобожден, но содержался под домашним арестом в Пекине до 1982 года. После освобождения он был признан властями КНР политически реабилитированным, и затем он поднялся до важных постов. Он служил заместителем председателя Всекитайского собрания народных представителей.
В 1978 году, отказавшись от обета рукоположенного монаха, он путешествовал по Китаю в поисках жены, чтобы начать семья. Он начал ухаживать за Ли Цзе, дочерью Дун Циу, генерала НОАК, который командовал армией в Корейской войне. Она была студенткой-медиком в Четвертом военно-медицинском университете в Сиане. В то время у ламы не было денег, и он все еще находился в черном списке партии, но жена Дэн Сяопина и вдова Чжоу Эньлая увидели символическое значение брака между тибетцем. Лама и ханьская женщина. Они лично вмешались, чтобы поженить пару на большой церемонии в Большом народном зале в 1979 году. Год спустя Панчен-лама был назначен заместителем председателя Всекитайского собрания народных представителей и другие политические посты, и он был полностью политически реабилитирован к 1982 году.
Ли Цзе в 1983 году родила дочь по имени Ябши Пан Ринзинвангмо. Широко известная как «принцесса Тибета», она считается важной в тибетском буддизме и тибетско-китайской политике, поскольку она является единственным известным потомком за более чем 620-летнюю историю либо Панчен-лама, либо Далай-лама линии реинкарнации. Ринзинвангмо училась в Соединенных Штатах в течение 10 лет, где ее законным опекуном был американский актер Стивен Сигал, до возвращения в Китай в 2005 году. В том же году Ринзинвангмо получила докторскую степень в области финансов. в Университете Цинхуа в Пекине. В июне 2010 года Ринзинвангмо защитила докторскую диссертацию и получила высшее образование. Как китайско-тибетский и мировой молодежный лидер, Ринзинвангмо посвящает большую часть своего времени и энергии своей постоянной работе с многочисленными глобальными благотворительными организациями и организациями, а именно: Всекитайская федерация молодежи, Красный Крест Тибета, Ассоциация охраны окружающей среды Великих рек Сноуленд, и несколько приютов и лагерей для детей в тибетских этнических регионах. Ринзинвангмо свободно говорит на нескольких тибетских диалектах, китайском и английском языках.
В начале 1989 года 10-й Панчен-лама вернулся в Тибет, чтобы перезахоронить некоторые из найденных костей из могил предыдущих Панчен-лам, могил, которые были разрушены во время разрушение Ташилунпо в 1959 году. Он умер от сердечного приступа в Шигадзе в возрасте 50 лет, 28 января, всего через пять дней после выступления в Тибете, в котором он сказал : «После освобождения, безусловно, было развитие, но цена, заплаченная за это развитие, была больше, чем прибыль». Хотя официальной причиной смерти был сердечный приступ, некоторые тибетцы подозревают нечестную игру. В 2011 году китайский диссидент Юань Хунбин заявил, что Ху Цзиньтао был организатором смерти 10-го Панчен-ламы. Смерть 10-го Панчен-ламы вызвала беспрецедентный шестилетний спор по поводу его активов на сумму 20 миллионов долларов между его женой и дочерью монастырем Ташилхунпо. Буддийская ассоциация Китая пригласила Далай-ламу присутствовать на похоронах Панчен-ламы и воспользоваться возможностью, чтобы связаться с религиозными общинами Тибета. Из-за короткого уведомления Далай-лама не смог присутствовать на приглашении. между китайским правительством и сторонниками Далай-ламы материализовались новые споры.
Многие легенды и теории заговора распространились среди тибетцев о смерти Панчен-ламы. По одной из версий, он предвидел свою смерть в послании жене при их последней встрече. В другом радуга появилась в небе перед его смертью. Некоторые люди, в том числе Далай-лама, считают, что он был отравлен его собственным медицинским персоналом. Сторонники этой теории ссылаются на замечания, сделанные Панчен-ламой 23 января высокопоставленным чиновникам и опубликованные в People's Daily и China Daily. В послании критиковались эксцессы культурной революции в Тибете и хвалились реформы и открытость 1980-х годов. Его дочь Ринзинвангмо, как сообщается, отказалась от комментариев, якобы объяснив свою раннюю смерть своим в целом плохим здоровьем, чрезмерным увеличением веса и хроническим недосыпанием.
Правительственные учреждения | ||
---|---|---|
Ему предшествовал. Тензин Гьяцо, четырнадцатый Далай-лама. в качестве директора. (бежал в Индию во время Восстание 1959 года ) | Директор Подготовительного комитета Тибетского автономного района. Действующий . 1959–1964 | Преемник. Нгапой Нгаванг Джигме. исполняющий обязанности директора |
Религиозные титулы | ||
Предыдущий. Тубтен Чокьи Нима, 9-й Панчен-лама | Реинкарнация Панчен-ламы. 10-й . 1949–1989 | Преемник. Гедхун Чокьи Нима. (Г нашествие Тибета в изгнании толкование) Гьялцен Норбу. (Китайская Народная Республика толкование) |