Апарахито

редактировать

Апарахито
Плакат Плакат Апарахито
РежиссерСатьяджит Рэй
ПроизведеноEpic Films (Сатьяджит Рэй)
СценарийСатьяджита Рэя
На основеПатера Панчали и Апарахито. Бибхутибхушана Бандопадхая
В главной ролиКану Банерджи. Каруна Банерджи. Пинаки Сен Гупта. Смаран Гхосал. Рамани Сен Гупта. Чарапракаш Гош. Субодх Гангули
МузыкаРави Шанкар
КинематографияСубрата Митра
ОтредактировалДулал Датта
РаспространяетсяMerchant Ivory Productions / Sony Pictures Classics (в США)
Дата выпуска11 октября 1956 г.
Продолжительность113 минут
СтранаИндия
ЯзыкБенгальский

Апарахито (Бенгальский : অপরাজিত Ôporajito; Непобедимый) - это индийский бенгальский язык драматический фильм 1956 года, написанный и снятый Сатьяджит Рэй (1921–1992), и второй часть из Трилогия Апу. Это адаптировано из последней одной пятой части романа Бибхутибхушана Баннерджи Патер Панчали (1929) и первой трети его продолжения «Апарахито» (1932). Он начинается там, где закончился предыдущий фильм Патер Панчали (1955), когда семья Апу переезжает в Варанаси, и рассказывает о жизни Апу с детства до юности в колледже, вплоть до смерти его матери., когда он остался совсем один.

Когда Рэй начал снимать «Pather Panchali», у него не было планов выпускать продолжение. Критический и коммерческий успех фильма побудил его начать снимать «Апарахито». В отличие от своего предыдущего предприятия, где он оставался верным роману, Рэй принял здесь несколько смелых художественных решений, например, изобразив отношения между Апу и его матерью совершенно иначе, чем в книге. В результате, в отличие от своего предшественника, фильм не был хорошо принят на местном уровне; Рэй напомнил, что «что касается пригородной публики, она была шокирована изображением отношений матери и сына, которое так резко расходилось с общепринятым представлением о взаимной милости и преданности».

Критический прием за пределами Индии, однако был в подавляющем большинстве положительным. Он получил 11 международных наград, в том числе Золотой лев и Премию критиков Венецианского кинофестиваля, став первым фильмом, получившим обе награды. Ветеран кинорежиссера Мринал Сен сказал, что считает этот фильм одним из лучших индийских фильмов, которые он когда-либо видел. Босли Кроутер сказал, что «Это сделано с таким редким чувством и умением. живописные образы и с таким сочувственным пониманием индийского характера со стороны мистера Рэя, что они развивают своего рода гипноз для безмятежного и терпимого зрителя ». Признание критиков, полученное этим фильмом, побудило Рэя сделать еще один сиквел, Apur Sansar (1959), который был также хорошо принят и, таким образом, завершил одну из самых признанных критиками кинотрилогий всех времен, как Роджер Эберт позже отмечал: «Эти три фильма... завоевали высшие призы в Каннах, Венеции и Лондоне и создали новый кинотеатр для Индии, чья плодовитая киноиндустрия традиционно оставалась в узких рамках сумасшедших музыкальных романов.. Никогда прежде ни один человек не оказал такого решающего влияния на фильмы, посвященные его культуре ».

Содержание
  • 1 Краткое содержание сюжета
  • 2 Актеры
  • 3 Производство
    • 3.1 Происхождение и развитие
    • 3.2 Сценарий и команда
  • 4 Критический прием
  • 5 Награды и номинации
  • 6 Похвалы и наследие
  • 7 Сохранение
  • 8 Ссылки
  • 9 Библиография
  • 10 Дополнительная литература
  • 11 Внешние ссылки
Краткое содержание сюжета

В 1920 году Апу (Пинаки Сен Гупта) и его родители, которые покинули свой дом в сельской местности Бенгалия, h Эйв поселился в квартире в Варанаси, где его отец Харихар (Кану Банерджи ) работает священником. Харихар делает успехи в своих новых занятиях: молитвах, пении и богослужении среди гатов на священной реке Ганг. Харихар заболевает лихорадкой и вскоре умирает, а его жена Сарбаджая (Каруна Банерджи ) вынуждена работать горничной. С помощью двоюродного дяди Апу и его мать возвращаются в Бенгалию и поселяются в деревне Мансапота. Апу учится на священника, но хочет учиться в местной школе, которую его мать убеждает разрешить. Он преуспевает в учебе, производя впечатление на приезжего сановника, и директор проявляет к нему особый интерес.

В течение нескольких лет юный Апу (теперь его играет Смаран Гхосал) преуспел, чтобы получить стипендию для продолжения учебы в Калькутте. Сарбаджая чувствует себя покинутым и напуганным этим, но уступает и с любовью пакует свой чемодан. Апу едет поездом в город и после уроков начинает работать за печатным станком, чтобы прокормиться. Он привыкает к городской жизни и чувствует себя в деревне не на своем месте. Сарбаджая ожидает от него визитов, но он навещает их всего несколько раз. Ее одиночество и тоска по сыну продолжают расти. Она серьезно заболевает, но не сообщает Апу о своей болезни, чтобы не помешать его учебе. Когда Апу наконец узнает о ее слабом здоровье, он возвращается в деревню и обнаруживает, что она умерла. Бхабатаран, двоюродный дядя Апу, просит его остаться здесь и совершить последние обряды его матери. Апу отвечает, что он проведет последние обряды в Калькутте и отправится обратно в город.

В ролях
  • Пинаки Сен Гупта в роли Апурба «Апу» Роя (мальчик)
    • Смаран Госал в роли Апу (подросток)
  • Кану Банерджи в роли Харихара Роя, отца Апу
  • Каруна Банерджи в роли Сарбаджая Роя, мать Апу
  • Рамани Ранджан Сен в роли Бхабатарана, дядя Сарбаджая и двоюродный дедушка Апу
  • Чару Пракаш Гхош в роли Нанды Бабу
  • Субодх Гангули в качестве директора
Производство

Происхождение и развитие

Апарахито был основан на последней пятой части романа Патер Панчали и первой трети романа Банерджи «Апарахито». Роман «Патер Панчали» - классический билдунгсроман (разновидность рассказа о взрослении ) в каноне бенгальской литературы. Впервые он появился как сериал в калькуттском периодическом издании в 1928 году, а в следующем году был опубликован как книга. По словам Робинсона, биографа Рэя, из трех фильмов трилогии Апу «Апарахито» имеет наибольшее сходство со своим литературным источником. Изображение Банерджи отношений матери и сына очаровало Рэя. Робинсон пишет: «Их отношения имели для него отзвук в чисто психологическом плане». Рэй был особенно тронут «смелым и глубоким откровением» Банерджи о том, что «в течение некоторого времени после смерти Сарбаджая Апу знакомится со странным ощущением... его немедленной реакцией было удовольствие, как волна освобождения... восторг от разрыва оков... несомненно, он любил свою мать, но известие о ее смерти сначала доставило ему удовольствие - он не мог избежать правды ». Жена Рэя Биджоя также выразила обеспокоенность, когда узнала о заговоре, спросив его: «Как вы думаете, люди в нашей стране примут облегчение сына, получившего свободу после смерти своей матери?» Рэй осознавал риск, говоря: «Давайте посмотрим, что произойдет. В конце концов, позже Апу был полон сожаления по поводу своей первой реакции на смерть матери. И, как он понял, ее смерть на самом деле стала для него очень большим ударом».

Сценарий и команда

В романах есть женский персонаж по имени Лила, которая повлияла на отчуждение Апу от его матери, когда он жил в Калькутте. Отказавшись от двух претендентов, Рэй нашел одну актрису, чтобы изобразить персонажа, но актрисе не разрешили сниматься в фильме ее жених. В конце концов, Рэй неохотно удалил персонажа из сценария. Сам Рэй позже прокомментировал, что он думал, что Лила, с которой Апу имел преуменьшенный роман, была веской причиной привлекательности Апу Калькутты, и что без присутствия Лилы в фильме влечение Апу к Калькутте может показаться в некоторой степени искусственным. «Я никогда не уверен, - сказал он, - достаточно ли сильна привязанность Апу к городу без элемента девушки, притяжение, которое оказывает город, немного абстрактно». Однако, когда он позже посмотрел фильм, он не почувствовал отсутствие Лилы.

Субрата Митра, оператор The Apu Trilogy, сделал свое первое техническое новшество в этом фильме: представил bounce освещение. Согласно Интернет-энциклопедии кинематографистов:

Страх перед дождем вынудил арт-директора Банси Чандрагупта отказаться от первоначального плана строительства внутреннего двора типичного бенаресского дома под открытым небом, и декорации были построены внутри студия в Калькутте. Митра вспоминает, как тщетно спорил с Чандрагуптой и Рэем о невозможности симуляции рассеянного света без тени. Но это привело его к инновациям, которые впоследствии стали его самым важным инструментом - отраженным освещением. Митра поместил белую ткань в рамку поверх декорации, напоминающей клочок неба, и расположил студийные светильники внизу, чтобы они отражались от ненастоящего неба.

Критический прием

Фильм был с энтузиазмом принят критиками. Джеймс Берардинелли писал:

Апарахито был снят сорок лет назад, на другом конце света, однако темы и эмоции, включенные в повествование, поразительно актуальны для современного западного общества (что объясняет, почему он называется "вневременная классика").... Апарахито - потрясающий фильм. Его богатая поэтическая композиция идеально сочетается с возвышенным эмоциональным резонансом повествования. Для тех, кто видел Патера Панчали, Апарахито является почти безупречным продолжением путешествия, начатого там. Тем не менее, для тех, кто пропустил более раннюю работу Рэя, этот фильм не теряет своего воздействия. Сам по себе или как часть Трилогии Апу нельзя упускать из виду Апарахито.

Роджер Эберт сказал: «В отношениях между Апу и его матерью соблюдаются истины, которые должны существовать во всех культурах: как родитель приносит жертвы ради лет только для того, чтобы увидеть, как ребенок отворачивается и бездумно уходит во взрослую жизнь... Это о времени, месте и культуре, далеких от наших собственных, и тем не менее, это напрямую и глубоко связано с нашими человеческими чувствами. Это как молитва, утверждающая, что кино может быть таким, каким бы далеко не наш цинизм ни ушел ».

Во время Венецианского кинофестиваля, Пенелопа Хьюстон, который был в составе жюри, нарушил протокол и лично сказал Рэю: «Я считаю, что это было великолепно». Председатель церемонии награждения, Рене Клер, поначалу не хотел вручать ей желанный приз; в конце концов он согласился, но не раньше, чем сказал Хьюстону: «Я надеюсь, что Рэй уедет и научится снимать фильмы!» Японский режиссер Акира Куросава представил важный фильм в фестивальном конкурсе того года, Трон крови (Кумоносу-дзё), который проиграл фильму Рэя. Однако много лет спустя дочь Куросавы составила список из 100 фильмов, которыми он восхищался; в этом списке он цитировал его как утверждающего выбор жюри как «АБСОЛЮТНО правильный» (хотя он ошибочно определил победивший фильм как «Патер Панчали»).

Эмануэль Леви сказал: «Сделано в 1956 году (и выпущено во многих странах годом позже.), 'Aparajito' указывает на процессы модернизации и индустриализации Индии и их неизбежное влияние как на личность, так и на культуру. Тем не менее, в своем оптимистичном взгляде Рэй предполагает, что люди могут оказаться на высоте положения и не будут скомпрометированы коррупцией, которая характерна для общества. на свободе ». Босли Кроутер, который ранее тепло ответил Патеру Панчали, заявив, что фильм настолько дилетантский, что« его вряд ли можно сойти за черновик в Голливуде », похвалил его, сказав, что «замечательная камера мистера Рэя улавливает красоту во многих вещах, от мягкости грустного выражения лица матери до силуэта далекого поезда, что намек на слабость драматизма. Индийская музыка и выразительные звуки природызавершите стимуляцию чувств в этом странном, грустном, вызывающем воспоминания фильме ». На уровне Rotten Tomatoes рейтинг Aparajito составляет 94%, основанный на совокупности 18 обзоров со средней оценкой 8,7 / 10.

Награды и номинации

Aparajito выиграл Золотой лев на Венецианском кинофестивале 1957 и на сегодняшний день остается единственным продолжением фильма, когда-либо получившим главный приз на престижной Венеции, Берлин или Каннские кинофестивали. Наряду с «Золотым львом» он получил премию Cinema Nuovo и FIPRESCI Award Critics Award, став первым фильмом, выигравшим все три.

Рэй также получил награду «Золотые ворота» за Лучший фильм и лучший режиссер на Международном кинофестивале в Сан-Франциско в 1958 году вместе с премией критиков за этот фильм.

Фильм получил премию Бодила за Лучший неевропейский фильм года на Дании в 1967 году.

Он выиграл Селзник Золотой лавр за лучший фильм на Берлинский международный кинофестиваль

Он также получил премию ФИПРЕССИ и премию Вингтона на церемонии вручения наград Британского института кино на Лондонском кинофестивале

Фильм был номинирован на Лучший фильм и Лучшая зарубежная актриса на 1959 British Academy Film Awards.

Награды и наследие

В 1992 году Sight Sound (журнал о фильмах Британского института кино ) оценил The Apu Tri logy занял 88 место в опросе критиков величайших фильмов всех времен, а сам «Апарахито» отдельно занял 127 место в том же списке. В 2002 году в объединенном списке результатов опроса критиков и режиссеров Sight Sound Апарахито вошел в 160 лучших. В 1998 году журнал Asian Film журнал Cinemaya провел опрос критиков. Лучшие фильмы всех времен поставили «Трилогию Апу» на 7-е место в списке. В 1999 году The Village Voice поставил «Трилогию Апу» на 54-е место в списке 250 лучших фильмов века, основанном на опросе критиков. В 2001 году кинокритик Роджер Эберт включил Трилогию Апу в свой список "100 великих фильмов" всех времен. В 2005 году The Apu Trilogy была включена в список All-TIME 100 Greatest Movies журнала Time.

Смаран Госал, сыгравший роль подростка Апу, в возрасте из 14, сделал только один фильм, документальный Рабиндранат Тагор (1961), также снятый Рэем, где он сыграл молодого Рабиндраната Тагора. Смаран умер в 2008 году в Калькутте в возрасте 64 лет.

Апарахито предшествовал Патер Панчали (1955), а за ним последовал Апур Сансар (Мир Апу) в 1959 году. три фильма составляют трилогию Апу. Патер Панчали изображает детство Апу в их родовом доме. Апур Сансар изображает взрослую жизнь Апу, его реакцию на преждевременную смерть жены и его последнюю связь с сыном, которого он бросил в младенчестве. Рэй изначально не планировал снимать трилогию: он решил снять третий фильм только после того, как его спросили о возможности создания трилогии на Венецианском кинофестивале 1957 года , где Апарахито выиграл Золотого льва. Фильм считается самым богатым из трех с точки зрения характеристик. Апур Панчали (2014) - бенгальский фильм режиссера Каушика Гангули, в котором изображена реальная история Субира. Баннерджи, актер, сыгравший Апу в «Патере Панчали».

Согласно Майклу Срагову из The Atlantic Monthly в 1994 году, «Юный достиг совершеннолетия драмы, наводнившие арт-хаусы с середины пятидесятых, в огромном долгу перед трилогией Апу, которую Терренс Рафферти справедливо назвал «чистейшим Bildungsroman кино» ». Во всем мире режиссеры, такие как Мартин Скорсезе, Джеймс Айвори, Аббас Киаростами, Элиа Казан и Уэс Андерсон на них повлияла Трилогия Апу, многие другие (например, Куросава) хвалят эту работу. Техника отраженного освещения, разработанная кинематографистом Субрата Митра для Апарахито, также оказала глубокое влияние на развитие кинематографии. После Апарахито Рэй снял еще 35 фильмов, в том числе художественные, документальные и короткометражные. Он работал над написанием сценариев, кастингом, озвучиванием, кинематографией, художественным руководством, редактировал и создавал собственные титры и рекламные материалы. Он разработал отличительный стиль создания фильмов, основанный на визуальном лиризме и сильном гуманизме, как в его трилогии Апу. Таким образом, Рэй зарекомендовал себя как автор кино.

Сохранение

Архив кино Академии сохранил всю трилогию Апу в 1996 году, включая Апарахито.

Ссылки
Библиография
  • Берган, Рональд (2006). Фильм. Доркинг Киндерсли. ISBN 978-1-4053-1280-6. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Рэй, Биджоя (2012). Маник и я. Пингвин. ISBN 978-0-143-41625-8.
  • Гокулсинг, К. Моти; Диссанаяке, Вимал (2004). Индийское популярное кино: повествование о культурных изменениях. Trentham Books. ISBN 1-85856-329-1. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Гокулсинг, К. Моти; Диссанаяке, Вимал (2013 г.)). Справочник индийских кинотеатров Routledge. Routledge. ISBN 978-1-136-77284-9. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Гугельбергер, Георг М. (1996). The Real Thing: Testimonial Discourse and Latin America. Duke University Press. ISBN 978-0-8223 -1844-6. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Робинсон, Эндрю (1989). Сатьяджит Рэй: The Inner Eye. University of California Press. ISBN 978-0-520-06946-6. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Робинсон, А. (2003). Сатьяджит Рэй: Внутренний глаз: биография мастера кино-ма кер. И. Б. Таврический. ISBN 1-86064-965-3. CS1 maint: ref = harv (link )
  • Деды Морозы, Константин (2002). Ответ на фильм: A Текстовое руководство для студентов, изучающих киноискусство. Роуман и Литтлфилд. ISBN 0-8304-1580-7. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Wood, R (1972). Трилогия Apu. November Books Ltd. ISBN 0-85631-003-4. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
Дополнительная литература
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-06-11 20:13:57
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте