Акира Куросава

редактировать
Японский кинорежиссер и сценарист

Акира Куросава
Akirakurosawa-onthesetof7samurai-1953-page88. jpg Акира Куросава на съемках Семи самураев в декабре 1953 г.
Родился(1910-03-23) 23 марта 1910 г.. Синагава, Токио, Япония
Умер6 сентября 1998 (1998-09-06) (88 лет). Сетагая, Токио, Япония
Место отдыхаАньё-ин, Камакура, Канагава, Япония
Профессия
  • Кинорежиссер
  • сценарист
  • продюсер
  • редактор
Годы работы1936–1993
Супруг (ы)Ёко Ягути ​​(m.1945; умер в 1985 г.) ​
ДетиХисао (р. 1945–) и Кадзуко (р. 1954-)
Японское имя
Синдзитай 黒沢 明
Кюдзитай 黑澤 明
Романизация Куросава Акира

Акира Куросава (японский : 黒 澤明 Куросава Акира; 23 марта 1910 г. - 6 сентября 1998 г.) японский кинорежиссер, сценарист и продюсер, снявший 30 фильмов за 57 лет карьеры. Он считается одним из самых важных и влиятельных режиссеров в истории кино.

Куросава вошел в японскую киноиндустрию в 1936 году, после непродолжительной работы художником. После нескольких лет работы над многочисленными фильмами в качестве помощника режиссера и сценариста, он дебютировал в режиссера во время Второй мировой войны в популярном боевике Санширо Сугата (он же Дзюдо Сага). После войны получивший признание критиков Пьяный ангел (1948), в котором Куросава снял тогда неизвестного актера Тоширо Мифунэ на главную, закрепил за режиссером репутацию одного из самых важных режиссеров роль одного из самых важных режиссеров Японии. Двое мужчин будут сотрудничать еще в 15 фильмах.

Расёмон, премьера которого состоялась в Токио, неожиданно стал обладателем Золотого льва на Венецианском кинофестивале 1951 года. Коммерческий и критический успех этого фильма впервые открыл западные кинорынки для японской киноиндустрии, что, в свою очередь, привело к международному признанию других японских кинематографистов. Куросава снимал примерно один в год на протяжении 1950-х и начала 1960-х годов, включая ряд высоко оцененных (и часто адаптированных) фильмов, как Икиру (1952), Семь самураев (1954).) и Ёджимбо (1961). После 1960-х он стал гораздо менее плодовитым; Тем не менее, его более поздние работы, включая его последние два эпоса, Кагемуша (1980) и Ран (1985), продолжали получать награды, хотя чаще за рубежом, чем в Японии.

В 1990 году он получил премию Оскар за заслуги перед жизнью. Посмертно он был назван «азиатом века » в категории «Искусство, литература и культура» журналом AsianWeek и CNN, цитируемым там как пяти человек, внесших наибольший вклад в улучшении Азии в 20 веке. Его карьера широко распространена ретроспективами, критическими исследованиями и биографиями в многих форматах потребительских СМИ.

Содержание
  • 1 Биография
    • 1.1 От детства до военных лет (1910–1945)
      • 1.1.1 Детство и юность (1910–1935)
      • 1.1.2 Директор по обучению (1935–1941))
      • 1.1.3 Фильмы военного времени и брак (1942–1945)
    • 1.2 Ранние послевоенные годы до Рыжей Бороды (1946–65)
      • 1.2.1 Первые послевоенные работы (1946–50)
      • 1.2.2 Международное признание (1950–58)
      • 1.2.3 Рождение компании и Красная Борода (1959–65)
    • 1.3 Голливудские амбиции в последних фильмах (1966–98)
      • 1.3.1 Голливудский обход (1966) –1966) 68)
      • 1.3.2 Трудное десятилетие (1969–77)
      • 1.3.3 Два эпоса (1978–86)
      • 1.3.4 Заключительные работы и последние годы (1987–98)
  • 2 Творчество Работы / фильмография
  • 3 Стиль и основные темы
  • 4 Наследие
    • 4.1 Наследие общей критики
    • 4.2 Репутация среди кинематографистов
    • 4.3 Посмертные сценарии
    • 4.4 Kurosawa Production Company
    • 4.5 Киностудии и награды
  • 5 Документальные фильмы
  • 6 Примечания
  • 7 Ссылки
    • 7.1 Источники
  • 8 Дополнительная литература
  • 9 Внешние ссылки
Биография

Детство до военного года (1910–1945)

Детство и юность (1910–1935)

Куросава родился 23 марта 1910 года в Чимачи в Омори район Токио. Его отец Исаму (1864–1948), член семьи самураев из префектуры Акита, работал директором младшей средней школы армейского института физического воспитания, а его мать Шима (1870–1952) происходила из купеческой семьи, жившей в Осаке. Акира был восьмым и самым младшим ребенком в умеренно богатой семье, двое из его братьев и сестер уже выросли на момент его рождения, один умер, оставив Куросаву расти с тремя сестрами и братом.

В пропаганде физических упражнений, Исаму Куросава был открыт западным традициям и считал, что театр и кино имеют образовательные достоинства. Он поощрял своих детей смотреть фильмы; Юный Акира посмотрел свои первые фильмы в возрасте шести лет. Важное формирующее влияние оказал его учитель начальной г-н Тачикава, чья прогрессивная образовательная практика пробудила в его юном ученике сначала любовь к рисованию, а интерес к образованию в целом. В это время мальчик также изучал каллиграфию и кендо фехтование.

Еще одним большим в детстве был Хейго Куросава (1906-1933), старший брат Акиры на четыре года.. После Великого землетрясения Канто 1923 года, Хейго взял 13-летнего Акиру, чтобы посмотреть на разрушения. Когда младший брат хотел отвести взгляд от человеческих трупов и трупов животных, разбросанных повсюду, Хейго запретил ему это делать, нанеся Акиру вместо встретить свои страхи лицом к лицу. Некоторые комментаторы предположили, что этот инцидент повлияет на дальнейшую артистическую карьеру Куросавы, режиссер редко колебался, сталкивался со своей неприятной правдой в работе.

Хейго был академически одаренным, но вскоре после того, как не смог обеспечить себе место в передовой части Токио средняя школа, он начал отстраняться от остальной семьи, предпочитая сосредоточиться на интересе к иностранной литературе. В конце 1920-х Хейго стал бэнси (рассказчиком немых фильмов) токийских театров, показывающих иностранные фильмы, и быстро сделал себе имя. Акира, который на тот момент планировал стать художником, переехал к нему и два брата стали неразлучны. Под руководством Хейго Акира увлекался не только фильмами, но также театральными и цирковыми представлениями, одновременно выставляя свои картины и работая на Лигу пролетарских художников. Он так и не смог зарабатывать на жизнь своим искусством, поскольку он начал воспринимать большую часть пролетарского движения как «применение нереализованных идеалов прямо на холст», он потерял энтузиазм к живописи.

С продукцией говорящих картинок в начале 1930-х, кинодеятели, такие как Хейго, начали терять работу, и Акира вернулся к родителям. В июле 1933 года Хейго покончил жизнь самоубийством. Куросава прокомментировал длительное чувство утраты, которое он испытал после смерти брата, и назвал главу его автобиографии (Something Like an Autobiography ), которая написана почти через полвека после этого события, "История, которую я не хочу" Всего четыре месяца спустя умер старший брат Куросавы, оставив Акиру в возрасте 23 лет, единственного из оставшихся в живых братьев Куросаву, вместе с тремя выжившими сестрами.

Директор на стажировке (1935–1941)

Куросава был помощником режиссера Кадзиро Ямамото (фотография) более чем дюжины фильмов Ямамото.

В 1935 году новая киностудия Photo Chemical Laboratories, известная как PCL (которая позже стала основной студией Тохо ) Хотя он ранее не проявлял интереса к кино как профессии, Куросава представил необходимое эссе, в котором соискателям предлагалось обсудить основные недостатки японских фильмов и найти способы их пр. еодоления. Его полу-насмешливое мнение заключено в том, что, если недостатки фундаментальными, их невозможно исправить. Эссе Куросавы заставило его сдать дополнительные экзамены, и директор Кадзиро Ямамото, который был среди экзаменаторов, полюбил Куросаву и настоял на том, чтобы студия наняла его. 25-летний Куросава присоединился к P.C.L. в феврале 1936 года.

В течение пяти лет в качестве помощника режиссера Куросава работал под руководством многих режиссеров, но, безусловно, знаменитой фигурой в его развитии Ямамото. Из своих 24 фильмов под названием A.D. он работал над 17 под руководством Ямамото, многие из них - комедии с участием популярного актера Кеничи Эномото, известный как «Энокен». Ямамото взращивал талант Куросавы, продвигая его напрямую от третьего помощника директора до главного помощника директора через год. Обязанности Куросавы были выполнены и он работал над разными задачами: от создания сцены и разработки фильмов до разведки местности, полировки сценария, репетиций, освещения, дублирования, монтажа и режиссуры второго блока. В последнем фильме Куросавы в качестве помощника режиссера Ямамото, Конь (Ума, 1941), Куросава взял на себя большую часть производства, так как его наставник был занят съемками другого фильма.

Ямамото посоветовал Куросаве, что хороший режиссер должен овладеть сценарием. Куросава вскоре понял, что ему потенциальный доход от его сценариев был намного выше, чем платили как помощнику режиссера. Позже он написал или соавтор всех своих фильмов, а также часто писал сценарии для других режиссеров, таких как Сацуо Ямамото, Триумф крыльев (Tsubasa no gaika, 1942). Этот внешний сценарий послужил Куросаве прибыльным второстепенным второстепенным, которое продлится до 1960-х годов, намного позже того, как он прославился.

Фильмы о войне и брак (1942–1945)

В течение двух лет после релиза «Лошади» в 1941 году Куросава искал историю, которую он мог бы использовать для начала своей режиссерской карьеры. К концу 1942 года, примерно через год после нападения японцев на Перл-Харбор, романист Цунео Томита опубликовал свой Мусаси Миямото роман о дзюдо «Санширо Сугата», реклама которого заинтриговала Куросаву.. Он купил книгу в день ее публикации, проглотил ее за один присест и сразу же попросил Тохо обеспечить права на фильм. Первоначальный инстинкт Куросавы подтвердил, поскольку через несколько дней других крупных японских студии также предложили купить права. Тохо победил, и Куросава начал подготовку к своей дебютной работе в качестве режиссера.

Юкико Тодороки сыграла главную женскую роль в «Санширо Сугата» напротив Санширо в раннем фильме Куросавы. Современная фотография 1937 года.

Съемки Санширо Сугаты начались на месте в Иокогаме в декабре 1942 года. Производство шло гладко, но пройти готовый фильм через цензоры было совершенно другим делом. Цензура посчитала, что работа была явно "британо-американской" по военной военной Японии, и только благодаря вмешательству режиссера Ясудзиро Одзу, который продвигал фильм, Санширо Сугата был наконец принят для выхода в прокат 25 марта 1943 г. (Куросаве только что исполнилось 33 года). Фильм имел успех как у критиков, так и на коммерческой основе. Тем не менее, служба цензуры позже решила вырезать около 18 минут записи, большая часть из которых теперь считается утерянной.

обратился к теме фабричных женщин военного времени в Самая красивая, пропагандистский фильм, который он снял в полудокументальном стиле в начале 1944 года. Чтобы добиться от своих актрис реалистичности, режиссер заставил их жить на настоящей фабрике во время съемок, есть фабричная еду и звать друг по их имена персонажей. Он использовал аналогичные методы со своими исполнителями на протяжении всей своей карьеры.

Во время постановки актриса, играющая лидера фабричных рабочих, Ёко Ягути, была выбрана ее коллегами для представления своих требований перед директором. Она и Куросава постоянно ссорились, и именно благодаря этому спорам они, как это ни парадоксально, сблизились. Они поженились 21 мая 1945 года, и Ягути была на втором месяце беременности (она так и не возобновила свою актерскую карьеру), и пара останется вместе до ее смерти в 1985 году. У них было двое детей, оба выжили после Куросавы по состоянию на 2018 год: сын Хисао., родился 20 декабря 1945 года, работал продюсером некоторых из последних проектов своего отца, и Казуко, дочь, родившаяся 29 апреля 1954 года, которая стала художником по костюмам.

Вскоре Перед женитьбой на Куросаве студия против его воли оказывала давление с целью снять продолжение его дебютного фильма. Часто откровенно пропагандистский Sanshiro Sugata Part II, премьера которого состоялась в мае 1945 года, обычно считается одной из его самых слабых картин.

Куросава решил написать сценарий для фильма, который был бы одновременно цензурным. -дружелюбный и менее дорогой в производстве. «Люди, которые наступают на тигра», основанные на пьесе Кабуки Кандзинчо с комиком Энокеном, с которым Куросава часто работал во время своего помощника режиссера, были закончены в сентябре 1945 года. К этому времени Япония сдалась, и началась оккупация Японии. Новые американские цензоры интерпретировали ценности, якобы продвигаемые в картине, как чрезмерно «феодальные» и запретили произведение. Он не выходил на экраны до 1952 года, когда был выпущен еще один фильм Куросавы, «Икиру». По иронии судьбы, во время производства фильм уже подвергся критике японских цензоров военного времени как слишком западный и «демократичный» (им особенно не нравился комический носильщик в исполнении Энокена), поэтому фильм, скорее всего, не увидел бы свет, даже если бы война продолжалась и после ее завершения.

Первые послевоенные годы до Красной Бороды (1946–65)

Первые послевоенные работы (1946–50)

После войны Куросава под областью демократических идеалов оккупации, стремились снимать фильмы, которые установили бы новое уважение к личности и себе. Первый такой фильм, Нет сожалений для нашей молодежи (1946), вдохновленный инцидентом 1933 года Такигава, так и военным делом о шпионаже Хоцуми Одзаки, подвергшийся критике довоенный период Японии. режим за его политическое угнетение. Что типично для режиссера, героическим центральным персонажем является женщина, Юкиэ (Сэцуко Хара ), которая, рожденная в привилегированной среде высшего среднего класса, ставит под сомнение свои ценности во время политического кризиса. Первоначальный сценарий пришлось выполнить окончательную переписать, и из-за неоднозначной темы и пола главного героя разделила критиков. Тем не менее ему удалось завоевать одобрение публики, превратившей вариации названия фильма в послевоенную модную фразу.

Его следующий фильм Одно чудесное воскресенье, премьера которого состоялась в июле 1947 года, получила неоднозначные отзывы. Это относительно несложная и сентиментальная история любви, в которой рассказывается о бедной послевоенной паре, пытающейся в разорении послевоенного Токио насладиться своим еженедельным выходным днем. В фильме чувствуется влияние Фрэнка Капры, Д. У. Гриффит и Ф. В. Мурнау, каждый из которых был одним из любимых режиссеров Куросавы. Еще одним фильмом, выпущенным в 1947 году с участием Куросавы, был приключенческий боевик Снежная тропа режиссера Сэнкичи Танигучи по сценарию Куросавы. Он ознаменовал дебют энергичного молодого актера Тоширо Мифунэ. Именно Куросава со своим наставником Ямамото вмешался, чтобы убедить Тохо подписать контракт с Мифунэ во время прослушивания, на котором молодой человек произвел сильное впечатление на Куросаву, но сумел оттолкнуть большинство других судей.

Рекламный кадр чисто выбритого Шимуры. Такаши Шимура играл преданный врач, помогающий больному гангстеру, которого изображает Мифуне в Пьяный ангел. Позже Шимура также играл в фильмах Куросавы «Семь самураев», «Икиру» и «Расомон».

«Пьяный ангел» считается первой крупной работой режиссера. Хотя сценарий, как и все произведения Куросавы времен оккупации, произошел из-за американских цензуры, Куросава чувствовал, что это был первый фильм, в котором он мог свободно выражать свои мысли. Суровая история доктора, который пытается спасти гангстера (якудза ) с туберкулезом, это также был первый фильм режиссера с Тоширо Мифунэ, который продолжит главную роль в все, кроме одного (Икиру) из следующие 16 фильмов режиссера. Хотя Мифунэ не играл главного героя «Пьяного ангела», его взрывная игра в роли гангстера доминирует в драме, что он сместил акцент с главного героя, врача-алкоголика, которого играет Такаши Шимура, который появился уже в нескольких фильмах Куросавы. Однако Куросава не хотел подавлять безмерную жизнеспособность молодого актера, и мятежный персонаж Миф наэлектризовал публику во многом так, как вызывающую позицию Марлона Брандо поразила бы американскую киноаудит себя годами позже. Премьера фильма прошла в Токио в апреле 1948 года и вызвала восторженные отзывы, и по результатам престижного опроса критиков Kinema Junpo фильм был признан лучшим фильмом своего года, первым из трех фильмов Куросавы, удостоенных таких чести.

Куросава вместе с продюсером Содзиро Мотоки и другими режиссерами и друзьями Кадзиро Ямамото, Микио Нарусэ и Сэнкичи Танигучи сформировали новое независимое продюсерское подразделение под названием Film Art Association (Eiga Geijutsu Kyōkai). Для дебютной работы этой организации и первого фильма для Daiei studios Куросава обратился к современной пьесе Кадзуо Кикута и вместе с Танигучи адаптировал ее для экрана. Тихая дуэль снялась в главной роли Тоширо Мифунэ в роли молодого врача-идеалиста, борющегося с сифилисом, преднамеренной попыткой Куросавы вырвать у актера типаж гангстера. Выпущенный в марте 1949 года, он имел кассовый успех, но обычно считается одним из меньших достижений режиссера.

Его второй фильм 1949 года, также спродюсированный Film Art Association и выпущенный Shintoho, было Бродячая собака. Это детектив (возможно, первый важный японский фильм в этом жанре), который исследует настроение Японии во время ее болезненного послевоенного восстановления через историю молодого детектива, которого играет Мифунэ, и его зацикленность на возвращение его пистолета, который был украден ветераном войны без гроша в кармане, который продолжает использовать его для грабежей и убийств. Адаптированный из неопубликованного романа Куросавы в стиле его любимого писателя Жоржа Сименона, это было первое сотрудничество режиссера со сценаристом Рюдзо Кикушима, который позже помог написать сценарии восьми других фильмов Куросавы. Знаменитый, практически бессловесный эпизод, длящийся более восьми минут, показывает детектив, замаскированный под бедного ветерана, бродящего по улицам в поисках похитителя оружия; он использовал реальные документальные кадры разрушенных войной районов Токио, снятых другом Куросавы, Иширо Хонда, будущим директором Годзиллы. Фильм считается предшественником современных жанров полицейского процессуального и приятельского полицейского.

Скандал, выпущенный Shochiku в апреле 1950 года. был вдохновлен личным опытом директора и гневом по отношению к японской желтой журналистике. Работа представляет собой амбициозную смесь драмы из зала суда и фильма о социальных проблемах о свободе слова и личной ответственности, но даже Куросава считал готовый продукт резко несфокусированным и неудовлетворительным, и почти все критики соглашаются. Однако это будет второй фильм Куросавы 1950 года, Расомон, который в конечномпринесет ему и японскому кинематографу совершенно новую международную аудиторию.

Международное признание (1950–58)

После завершения «Скандала» к Куросаве обратились студии Daiei с просьбой снять для них еще один фильм. Куросава выбрал сценарий начинающего молодого сценариста Синобу Хашимото, который в итоге работал над девятью своими фильмами. Первая совместная работа основана на экспериментальном рассказе Рюноскэ Акутагавы «В роще », в котором рассказывается об убийстве самурая и изнасиловании его жены из разных и противоречащих друг другу точки зрения. Куросава увидел потенциал в сценарии, и с помощью Хашимото отшлифовал и расширил его, а затем представил его Дайэю, который был счастлив принять проект из-за его небольшого бюджета.

Съемки Расомона начались 7 июля., 1950, и после обширных локационных работ в первобытном лесу Нара, завершенных 17 августа. Всего одна неделя была потрачена на поспешную пост-продакшн, затрудненную из-за пожара в студии, премьера готового фильма состоялась в Токийский Императорский театр 25 августа, на следующий день расширяется по всей стране. Фильм был встречен прохладными отзывами, многие критики были озадачены его уникальной темой и обработкой, но, тем не менее, это был умеренный финансовый успех для Daiei.

Достоевский написал «Идиот», который Куросава адаптировал в японской версии фильма в 1951 году. Портрет Перова 1800-х.

Следующим фильмом Куросавы для Сочику был Идиот, экранизация романа любимого писателя режиссера Федора Достоевского. История перенесена из России на Хоккайдо, но в остальном полностью соответствует оригиналу, что многие критики считают пагубным для произведений. Редакция по заказу сократила его с первоначальной версии Куросавы с 265 минут до 166 минут, что сделало повествование трудным для понимания. Сильно отредактированная версия успешной версии фильма считается одной из наименования работ режиссера, а оригинальной полной версии больше не существует. Современные обзоры сильно сокращенной отредактированной версии были очень негативными, но фильм имел умеренный успех в прокате, в основном из-за одного из его звезд, Сэцуко Хара.

Между тем, без ведома Куросавы, Rashomon был включен в Венецианский кинофестиваль благодаря усилиям Джулианы Страмиджоли, японского представителя итальянской кинокомпании, которая посмотрела фильм, полюбила его и убедила Daiei представить его. 10 сентября 1951 года Расёмон был удостоен высшей награды фестиваля - Золотого льва, что шокировало не только Дайэй, но и международный мир кино, который в то время практически не знал о многолетних кинематографических традициях Японии. 294>

После того, как Дайэй ненадолго удалил отпечаток фильма с субтитрами в Лос-Анджелесе, RKO приобрел права на распространение Rashomon в Штатах. Компания пошла на большую ставку. Она выпустила на американский рынок только один предыдущий фильм с субтитрами, и единственной предыдущей японской радиостанцией, коммерчески выпущенной в Нью-Йорке, была комедия Микио Нарусэ, Жена! «Будь как роза», 1937 год: критический и кассовый провал. Эдливан, за первые три недели в одном нью-йоркском театре было заработано 35000 долларов, что для того времени было неслыханных, как слабые сильные отзывы критиков и даже обозревателя . суммой.

Этот успех, в свою очередь, привел к появлению в Америке и на Западе моды на японские фильмы в течение 1950-х годов, сменив энтузиазм по итальянскому неореалистическому кино. К концу 1952 года Rashomon был выпущен в Японии, США и большей части Европы. Среди японских режиссеров, чьи работы в результате выигрывать фестивальные призы и коммерческие релизы на Западе, были Кендзи Мидзогути (Жизнь Охару, Угэцу, Саншо Судебный пристав ), а несколько позже - Ясудзиро Одзу (Tokyo Story, An Autumn Afrik ) - художники, пользующиеся большим уважением в Японии, но до этого периода почти полностью неизвестные на Западе. Растущая репутация Куросавы среди аудитории в 1950-х годах заставила бы западную аудиторию более сочувствовать приему более поздних поколений японских режиссеров, начиная с Кон Итикава, Масаки Кобаяси, Нагиса Осима и Сохеи Имамура до Джузо Итами, Такеши Китано и Такаши Миике.

Его карьера выросла благодаря внезапной международной известности, Куросава, теперь воссоединившись со своей первоначальной киностудией, Тохо (которая будет продюсировать его следующие 11 фильмов), приступил к работе над своим следующим проектом, Икиру. В фильме снимается Такаши Шимура в роли больного раком токийского бюрократа Ватанабэ, который отправляется в последний поиск смысла перед своей смертью. Для сценария Куросава пригласил Хашимото, а также писателя Хидео Огуни, который стал соавтором 12 фильмов Куросавы. Несмотря на мрачный сюжет произведения, сценаристы использовали сатирический подход, который некоторые сравнивают с работами Брехта, как с бюрократическим миром его героя, так и с культурной колонизацией Японии США. (Американские поп-песни занимают видное место в фильме.) Благодаря этой стратегии создателям фильма обычно приписывают спасение картины от сентиментальности, свойственной драмам о неизлечимо больных персонажах. Икиру открылся в октябре 1952 года и получил восторженные отзывы - он принес Куросаве его вторую награду Kinema Junpo "Лучший фильм" - и огромный кассовый успех. Он остается самым популярным из всех фильмов художника, которое происходит в современную эпоху.

В декабре 1952 года Куросава взял своих сценаристов Икиру, Шинобу Хашимото и Хидео Огуни, в уединенное место на сорок пять дней в гостинице. для создания сценария своего следующего фильма Семь самураев. Работа ансамбля был первым собственным фильмом Куросавы о самураях, жанром которого он стал наиболее известен. Простая история о бедной фермерской деревне в период Сэнгоку в Японии, которая нанимает группу самураев для защиты от надвигающегося нападения бандитов, получила полную эпическую трактовку с огромным источником актеров (в основном состоящих из ветераны предыдущих постановок) и тщательно проработанное действие, растянувшееся до почти трех с половиной часов экранного времени.

Три месяца были потрачены на подготовку к съемкам и месяц на репетиции. Съемки заняли 148 дней в течение года, прерванные проблемы с производством и финансированием, а также проблемы со здоровьем Куросавы. Фильм, наконец, был открыт в апреле 1954 года, на полгода позже поступальной даты выхода и примерно в три раза больше бюджета, чтоало его в то время самым дорогимским фильмом из когда-либо созданных. (Однако по голливудским стандартам, это был довольно скромный бюджет даже для того времени.) Фильм получил положительную реакцию критиков стал большим хитом, быстро вернув вложенные в него деньги и предоставив студии продукт, который мог и продавать на международном рынке, хотя и с обширными редакциями. Со временем - а также с выпуском необрезанной версии в кинотеатрах и домашних видео - его репутация неуклонно росла. Сейчас некоторые комментаторы считают его величайшим из созданных японских фильмов в 1979 году японских кинокритиков также признали его лучшим японским фильмом когда-либо созданных. В последней версии (2012 г.) широко уважаемого Британского института кино (BFI) Взгляд и звук среди «Лучшие фильмы всех времен» «Семь самураев» заняли 17-е место всех фильмов из во всех странах как в опросах критиков, так и в опросах директоров, получивших место в первой десятке списков из 48 критиков и 22 режиссеров.

В 1954 году ядерные испытания в Тихом океане вызвали радиоактивные ливни в Японии и один В частности, инцидент в марте подвергся японскому рыболовному судну ядерным осадкам, что привело к катастрофическим катастрофам последствиям. Именно в этой тревожной атмосфере был задуман следующий фильм Куросавы, Записи живого существа. История касалась пожилого владельца фабрики (Тоширо Мифуне), что он решил переместить всю расширенную семью (как легальную, так и внебрачную) на то, что, по его мнению, является безопасным фермой в Бразилии.. Производство прошло гораздо более гладко, чем в фильме режиссера, за несколько дней до окончания композитор, соавтор и близкий друг Куросавы Фумио Хаясака умер (от туберкулеза) в возрасте 41 года. Музыка к фильму была закончена. ученика Хаясаки, Масару Сато, который стал автором всех следующих восьми фильмов Куросавы. «Запись живого существа» открылась в ноябре 1955 года и вызвала неоднозначные отзывы и приглушенную реакцию аудитории, первым фильмом Куросавы, потерявшим деньги во время первоначального театрального просмотра. Сегодня многие считают его одним из лучших фильмов, посвященных психологическим последствиям глобального ядерного тупика.

Следующий проект Куросавы, Трон крови, экранизация «Макбет» Уильяма Шекспира - набор, как и «Семь самураев» в эпоху Сэнгоку, представляет собой амбициозный перенос английского произведения в японский контекст. Куросава проинструктировал свою главную актрису, Исузу Ямада, относиться к работе так, как если бы она была кинематографической версией японского, а не классика европейской литературы. Учитывая то, что Куросава оценил традиционную японскую сценическую игру, игра игроков, особенно Ямада, в степени опирается на стилизованные техники театра Но. Он был снят в 1956 году и выпущен в январе 1957 года, что вызвало несколько негативную реакцию в стране, чем предыдущий фильм режиссера. За границей «Кровавый трон», независимо от того, какие вольности он использует в отношении исходного материала, быстро завоевал место среди самых знаменитых шекспировских адаптаций.

Практически же последовала еще одна адаптация классического европейского театрального произведения с постановкой Нижние глубины, основанные на пьесе Максима Горького, происходящей в мае и Июнь 1957 года. В отличие от шекспировского взрыва Кровавого трона, Нижняя «Глубины» были сняты только в двух ограниченных декорациях, чтобы подчеркнуть ограниченный характер жизни персонажей. Несмотря на то, что эта адаптация русского материала к японскому сеттингу - в данном случае поздний период Эдо - отличие от его более раннего «Идиота», эта адаптация полностью русского материала, хотя и верна пьесе, была сочтена успешной с художественной точки зрения. Премьера фильма состоялась в сентябре 1957 года, что вызвало неоднозначную реакцию, как и у «Кровавого трона». Однако некоторые критики причисляют его к самым недооцененным работам режиссера.

Три следующих фильма Куросавы после «Семи самураев» не смогли захватить японскую аудиторию так, как этот фильм. Настроение режиссерской работы становилось все более пессимистичным и мрачным, а возможность искупления через личную ответственность теперь очень подвергалась сомнению, особенно в «Троне крови» и «Нижних глубинах». Он осознал это и намеренно стремился создать более беззаботный и развлекательный фильм для своего следующего производства, одновременно переключившись на новый широкоэкранный формат, который набирал популярность в Японии. В результате получился фильм Скрытая крепость - приключенческий боевик-комедия о средневековой принцессе, ее верном генерале и двух крестьянах, которым всем нужно пройти через вражеские линии, чтобы добраться до своего родного региона. Выпущенный в декабре 1958 года фильм «Скрытая крепость» имел огромный кассовый успех в Японии и был тепло принят критиками как в Японии, так и за рубежом. Сегодня этот фильм считается одним из самых легких фильмов Куросавы, хотя он остается популярным, не в последнюю очередь потому, что он оказал большое влияние на космическую оперу Джорджа Лукаса 1977 года , «Звездные войны».

Рождение компании и «Красная борода» (1959–65)

Начиная с «Расёмон», постановки Куросавы становились все более масштабными, равно как и бюджет режиссера. Тохо, обеспокоенный этим развитием событий, предположил, что он может помочь финансировать свои собственные работы, тем самым уменьшив потенциальные убытки студии, и в свою очередь предоставив себе больше творческой свободы в качестве сопродюсера. Куросава согласился, и в апреле 1959 года была создана Kurosawa Production Company с Тохо в качестве мажоритарного акционера.

Несмотря на то, что Куросава рисковал своими деньгами, Куросава выбрал историю, которая была более прямо критичной по отношению к японскому бизнесу и политической элите, чем любая предыдущая работа. Плохой сон, основанный на сценарии племянника Куросавы Майка Иноуэ, это драма мести о молодом человеке, который может проникнуть в иерархию коррумпированной японской компании с намерением разоблачить людей, ответственных за смерть его отца. Его тема оказалась актуальной: пока фильм снимался, проводились массовые демонстрации против нового договора о безопасности между США и Японией, который многие японцы, особенно молодежь, считали угрожающим демократии страны, давая слишком много денег. много власти корпорациям и политикам. Фильм открылся в сентябре 1960 года, получив положительную реакцию критиков и скромные кассовые сборы. 25-минутная вступительная часть, изображающая корпоративный свадебный прием, широко считается одной из наиболее искусно выполненных сценок Куросавы, но оставшаяся часть фильма часто воспринимается как разочаровывающая по сравнению. Фильм также подвергся критике за использование обычного героя Куросавана для борьбы с социальным злом, которое не может быть разрешено действиями отдельных лиц, какими бы храбрыми или хитрыми они ни были.

Ёдзимбо (Телохранитель), второй фильм Kurosawa Production, в центре на самурая без хозяина, Санджуро, который прогуливается в город 19-го века, которым управляют две противостоящие жестокие группировки, и провоцирует их на уничтожение друг друга. Режиссер использовал эту работу, чтобы сыграть со многими жанровыми условностями, в частности, с вестерном, одновременно предлагая беспрецедентно (для японского экрана) графическое изображение насилия. Некоторые комментаторы видели персонажа Сандзюро в его фильме как фантастический персонаж, который волшебным образом обращает вспять исторический триумф коррумпированного купеческого класса над самурайским классом. Премьера фильма состоялась с участием Тацуи Накадаи в его первой крупной роли в фильме Куросавы, а также новаторских фотографий Кадзуо Миягавы (снимавшего Расомона) и Такао Сайто. в апреле 1961 года, и это было коммерчески успешное предприятие, заработавшее больше, чем любой предыдущий фильм Куросавы. Фильм и его черно-комический тон также широко копировали за рубежом. Серхио Леоне Пригоршня долларов был виртуальным (неавторизованным) поэтапным римейком, в котором Тохо подавал иск от имени Куросавы и выиграл. криминальный фильм Высокое и Низкое по роману Эда Макбейна «Королевский выкуп». Изображение Эда МакБейна c. 2001.

После успеха «Ёдзимбо» Куросава оказался под давлением Тохо с требованием создания сиквела. Куросава обратился к сценарию, который он написал до Ёдзимбо, переработав его, чтобы включить в него героя его предыдущего фильма. Сандзюро был первым из трех фильмов Куросавы, адаптированных по произведениям писателя Сюгоро Ямамото (другими будут «Красная Борода» и «Додескаден»). Он светлее по тону и ближе к традиционному фильму того времени, чем «Ёдзимбо», хотя его история о борьбе за власть внутри самурайского клана изображена с сильно комическим подтекстом. Фильм открылся 1 января 1962 года, быстро превзойдя кассовые сборы Ёдзимбо и получив положительные отзывы.

Тем временем Куросава поручил Тохо приобрести права на экранизацию фильма «Выкуп Кинга», романа о похищении, написанном американским автором и сценаристом Эван Хантер, под псевдонимом Эд МакБейн, одна из его серии криминальных книг 87-го участка. Режиссер намеревался создать произведение, осуждающее похищение людей, которое считал одним из самых тяжких преступлений. Фильм с саспенсом под названием High and Low был снят во второй половине 1962 года и выпущен в марте 1963 года. Он рекорд по кассовым сборам Куросавы (третий фильм подряд, сделавший это), самым высоким. кассовый японский фильм года и получил восторженные отзывы. Его триумф был несколько омрачен, когда, по иронии судьбы, фильм обвинили волне похищений, произошедших в Японии примерно в это время (он сам получал угрозыищения в адрес своей маленькой дочери Кадзуко). Многие комментаторы считают, что «Высокое и низкое» - одна из самых сильных работ режиссера.

Куросава быстро перешел к следующему проекту, Red Beard. Основанный на сборнике рассказов Сюгоро Ямамото и включающие элементы из романа Достоевского Оскорбленные и раненые, это исторический фильм, действие которого происходит в клинике для бедных середины XIX века, в котором гуманистические темы Куросавы находят свое отражение. пожалуй, их наиболее полное заявление. Самодов и материалистичный молодой врач, получивший образование за рубежом, Ясумото вынужден стать интерном в клинике под строгой опекой доктора Нииде, известного как «Акахигэ» («Красная борода»), которого играет Мифунэ. Поначалу он сопротивляется Рыжей Бороде, но теперь Ясумото восхищается его мудростью и храбростью и воспринимает пациентов в клинике, сначала он презирал, как достойных сострадания и достоинства.

Юзо Каяма, который играет Ясумото. «Молодой парень» (Wakadaish), особенно в серии музыкальных комедийных фильмов «Молодой парень» (Wakadaishō), поэтому его участие в практически гарантировало высокие кассовые сборы. Съемки, самые продолжительные для режиссера, длились больше года (после пяти месяцев подготовки к съемкам) и завершились весной 1965 года, оставив режиссера, его команду и актеров измученными. Премьера «Красной Бороды» состоялась в апреле 1965 года, став самым кассовым фильмом в Японии за год и третьим (и последним) фильмом Куросавы, который флагет престижный ежегодный опрос критиков Kinema Jumpo. Это одна из самых известных и любимых работ Куросавы в его родной стране. За пределами Японии критики разделились гораздо больше. Большинство комментаторов признают его технических достоинств. и политическим изменениям.

Фильм ознаменовал для его создателя конец эпохи. Режиссер сам признал это во время его выпуска, сказав критику Дональду Ричи, что какой-то цикл только что подошел к концу и что его будущие фильмы и методы производства будут другими. Его предсказание оказалось довольно точным. Конца с конца 1950-х годов, телевидение начало все больше доминировать в досуге большой и лояльной аудитории японского кино. По мере, как доходы кинокомпании падали, уменьшалась и их склонность к риску - особенно риску, тому с дорогостоящими производственными методами Куросавы.

Рыжая Борода также обозначила в хронологическом промежуточную точку в карьере художника. За свои предыдущие двадцать девять лет в киноиндустрии (включая пять лет в качестве помощника режиссера) он снял двадцать три фильма, в то время как за оставшиеся двадцать восемь лет по многим и сложным причинам он закончил только семь. Больше. Кроме того, по причинам, которые были объяснены должным образом, «Красная Борода» станет его последним фильмом с Тоширо Мифуне в главной роли. Ю Фудзики, актер, работающий над «Нижними глубинами», заметил, что в двух отношениях мужчин на съемочной площадке «сердце Куросавы было в телеера Мифунэ». Дональд Ричи описал взаимопонимание между ними как уникальный «симбиоз».

Голливудские амбиции в последних отношениях фильмов (1966–98)

Голливудский обход (1966–68)

Когда эксклюзивный контракт Куросавы с Toho подошел к концу в 1966 году, 56 -летний режиссер серьезно подумывал о переменах. Наблюдая за тяжелым состоянием отечественной киноиндустрии и уже получив десятки предложений из-за границы, идея работы за пределами Японии привлекла его как никогда.

Для своего первого зарубежного проекта Куросава выбрал сюжет, основанный на сюжете. на статью журнала Life. Экшн-триллер Embassy Pictures, который будет снят на английском языке и назовут просто «Поезд-беглец», должен стать его первым цветным фильмом. Но языковой барьер оказался серьезной проблемой, и английская версия сценария даже не была закончена к тому времени, когда съемки были начаты осенью 1966 года. Съемки, для которых требовался снег, были перенесены на осень 1967 года, а затем отменены в 1968 году. два десятилетия спустя другой иностранный режиссер, работавший в Голливуде, Андрей Кончаловский, наконец, снял Поезд-беглец (1985), хотя и по новой сценарии, частично основанному на сценарии Куросавы.

Режиссер тем временем был вовлечен в гораздо более амбициозный голливудский проект. Тора! Тора! Тора!, созданный 20th Century Fox и Kurosawa Production, будет изображение атаки японцев на Перл-Харбор как с американской, так и с японской точек зрения., где Куросава флагет японскую половину, русскоязычный режиссер - американскую. Он несколько месяцев работал над сценарием с Рюдзо Кикушима и Хидео Огуни, но очень скоро проект начал рушиться. Режиссером американских эпизодов оказался не Дэвид Лин, как планировалось изначально, а американец Ричард Флейшер. Бюджет также был сокращен, теперь не должно было быть отменено 90 минут - серьезная проблема, учитывая сценарий Куросавы длился более четырех часов. После выбора доработок при непосредственной участии Дэррила Занука в мае 1968 года был согласован более или менее окончательный вариант сценария.

Съемки начались в начале декабря, но Куросава продержался совсем немного. более трех недель в качестве директора. Он изо всех сил работать с незнакомой командой и командой голливудского производства, в то время как его методы работы озадачили американских продюсеров, которые в конечном итоге пришли к выводу, что режиссер, быть, психически болен. Куросава был обследован в больнице Университета Киото нейропсихологом доктором Мураками, чей диагноз был направлен Дэррилу Зануку и Ричарду Занаку в студии Fox, что указывало на диагноз: неврастения с указанием, что "он страдает нарушением сна, возбужденным чувством тревоги и маниакальным возбуждением, вызванным вышеупомянутым заболеванием. В канун Рождества 1968 года американцы объявили, что Куросава покинул производство из-за «усталости», и фактически уволили его. В конце концов, в японских эпизодах фильма его заменили два режиссера: Киндзи Фукасаку и Тосио Масуда.

Тора! Тора! «Tora!», Выпущенная в сентябре 1970 года и получившая без энтузиазма отзывов, была, как выразился Дональд Ричи, «почти полной трагедией» в карьере Куросавы. Он потратил годы своей жизни на кошмарный с точки зрения логистики проект, который в итоге не вложил ни одного кадра, снятого им самим. (Его имя было удалено из титров, хотя сценарий, используемый для японской части, все еще принадлежал ему и его соавторам.) Он отдалился от своего давнего соавтора, писателя Рюдзо Кикушима, и больше никогда с ним не работал. Проект случайно выявил коррупцию в его собственной продюсерской компании (напоминает его собственный фильм «Плохой сон»). Само его здравомыслие было поставлено под сомнение. Хуже всего то, что японская киноиндустрия - и, возможно, сам этот человек - начали подозревать, что он больше никогда не снимет фильм.

Трудное десятилетие (1969–77)

Зная, что его репутация была поставлен на карту после широко разрекламированной Торы! Тора! Тора! После неудачи Куросава быстро перешел к новому проекту, чтобы доказать, что он все еще жизнеспособен. На помощь ему пришли друзья и прославленные режиссеры Кейсуке Киношита, Масаки Кобаяси и Кон Итикава, которые вместе с Куросавой основали в июле 1969 года продюсерскую компанию под названием «Четыре клуба рыцарей» (Ёнки но кай). Хотя состоял в, чтобы четыре режиссера создавали фильм каждый, было высказано предположение, что реальная мотивация для трех других режиссеров заключалась в том, чтобы облегчить Куросаве успешное завершение фильма и, таким образом, найти свой путь обратно в бизнес.

Первым предложенным и разработанным проектом был исторический фильм, который назывался Дора-хейта, но когда это сочли слишком дорогим, внимание переключилось на Додесукаден, адаптация еще одного произведения Сюгоро Ямамото, снова о бедных и обездоленных. Фильм был снят быстро (по стандартам Куросавы) примерно за девять недель, и Куросава решил показать, что он по-прежнему способен работать быстро и эффективно в рамках ограниченного бюджета. Для его первой работы в цвете динамическое редактирование и сложные композиции его ранних картин были отложены, и художник сосредоточился на создании смелой, почти сюрреалистической палитры основных цветов, чтобы выявить токсичную среду, в которой персонажи прямой эфир. Он был выпущен в Японии в октябре 1970 года, но, несмотря на небольшой критический успех, он был встречен безразличием публики. Картина потеряла деньги и привела к роспуску «Клуба четырех рыцарей». Первоначальный прием за границей был несколько более благоприятным, но с тех пор Додесукаден обычно считался интересным экспериментом, не сравнимым с лучшими работами режиссера.

Не имея возможности получить финансирование для дальнейшей работы и якобы страдая от проблем со здоровьем, Куросава, очевидно, достиг переломный момент: 22 декабря 1971 года он несколько раз перерезал себе запястья и горло. Попытка самоубийства оказалась безуспешной, и здоровье режиссера восстановилось довольно быстро, Куросава теперь нашел убежище в семейной жизни, не зная, будет ли он когда-нибудь снимать еще один фильм.

В начале 1973 года советская студия Мосфильм подошел к кинорежиссеру, чтобы спросить, будет ли ему интересно работать с ними. Куросава использует переработку автобиографического произведения русского исследователя Владимира Арсеньева Дерсу Узала. Книгу об охотнике Голди, который живет в гармонии с природой, пока не будет уничтожен вторгшейся цивилизацией, он хотел создать с 1930-х годов. В декабре 1973 года 63-летний Куросава отправился в Советский Союз с четырьмя своими ближайшими помощниками, начав полуторагодовое пребывание в стране. Съемки начались в мае 1974 года в Сибири, причем в режиме использования суровых природных условий, оказались очень сложными и требовательными. Картина завершилась в апреле 1975 года, когда в июне измученный и тоскующий по дому Куросава вернулся в Японию со своей семьей. «Дерсу Узала» состоялась мировая премьера в Японии 2 августа 1975 года и имела хорошие кассовые сборы. В то время как критика в Японии была оценена за рубежом, получив Золотой приз на 9-м Московском международном кинофестивале, а также премию Оскар за лучший фильм на иностранном языке. Сегодня критики по-прежнему разделяют мнение о фильме: одни видят в нем предполагаемого художественного упадка Куросавы, а другие считают его одними из лучших его работ.

Хотя ему были представлены предложения по телевизионным проектам, он не интересовался в работе за пределами мира кино. Тем не менее, пьющий режиссер снялся в серии телевизионных роликов виски Suntory, которые транслировались в 1976 году. Опасаясь, что он никогда не сможет снять еще один фильм, режиссер, тем не менее, продолжал работать. над различными проектами, написанием сценариев и создателей подробных иллюстраций, намереваясь оставить после себя визуальные записи своих планов на случай, если он никогда не сможет снять свои рассказы.

Два эпоса (1978–86)

В 1977 году американский режиссер Джордж Лукас выпустил Звездные войны, чрезвычайно успешный научно-фантастический фильм, на который, среди прочего, оказал влияние «Скрытая крепость» Куросавы. Лукас, как и многие другие режиссеры Нового Голливуда, уважал Куросаву и считал его образ для подражания и был шокирован, обнаружив, что японский режиссер не смог обеспечить финансирование какой-либо новой работы. Они встретились в Сан-Франциско в июле 1978 года, чтобы обсудить проект, который Куросава считал наиболее жизнеспособным с финансовой точки зрения: Кагемуша, эпическая история вора, нанятого в качестве двойника средневекового японского лорда великого клана. Лукас, очарованная сцена и иллюстрация Куросавы, сыграл свое влияние на 20th Century Fox, чтобы заставить студию, которая уволила Куросаву всего десятью годами ранее, продюсировать Кагемушу, а нанял коллег-фаната Фрэнсиса Форда Копполу в качестве сопродюсера..

Производство началось в апреле следующего года, Куросава был в приподнятом настроении. Съемки длились с июня 1979 года по март 1980 года и были проблемы, не последние из которых увольнение главного актера, Синтаро Кацу - создателя очень популярного персонажа Затоити. - из-за инцидента, в котором актер против воли режиссера настоял на видео своего выступления. (Его заменил Тацуя Накадай в его первой из двух последовательных главных ролей в фильме Куросавы.) Фильм был завершен всего на несколько недель позже графика и открылся в Токио в апреле 1980 года. Он быстро стал хитом в Японии. Фильм также имел успех у критиков и кассовый успех за рубежом, выиграв желанную Золотую пальмовую ветвь на Каннском кинофестивале 1980 в мае, хотя некоторые критики тогда и сейчас осуждали фильм из-за его мнимой холодности. Куросава провел большую часть оставшегося года в Европе и Америке, продвигая Кагемушу, собирая награды и награды и выставляя в искусства рисунки, которые он сделал для раскадровки фильма.

Сидни Люмет успешно попросил Куросаву быть номинированным званием лучшего режиссера своего фильма «Ран» на 58-й церемонии вручения премии «Оскар», что в конечном итоге выиграл Сидни Поллак.

Международный успех Кагемушиил Куросаве приступить к его следующему проекту, Ран, еще одна эпопея в том же духе. Сценарий, частично основанный на Уильяме Шекспире Король Лир, изображает безжалостного, кровожадного даймё (военачальника), которого играет Тацуя Накадай, который после глупого изгнав своего единственного верного сына, он сдает свое королевство двум другим сыновьям, которые затем предают его, тем самым ввергая все королевство в войну. Японские студии по-прежнему опасались продюсировать еще один фильм, который был одним из самых дорогих из когда-либо снятых в стране, снова потребовалась международная помощь. На этот раз его исходил французский продюсер Серж Сильберман, который продюсировал последние фильмы Луиса Бунюэля. Съемки фильма начались только в декабре 1983 года и длились больше года.

В январе 1985 года производство «Ран» было остановлено, так как 64-летняя жена Куросавы Ёко заболела. Она умерла 1 февраля. Куросава вернулся, чтобы закончить работу над своим фильмом, а 31 мая состоялась премьера фильма «Ран» на Токийском кинофестивале, а на следующий день состоялся его широкий прокат. Фильм имел умеренный финансовый успех в Японии, но более крупный за рубежом, и, как и в случае с Кагемуша, Куросава отправился в путешествие по Европе и Америке, где он посетил премьеры фильма в сентябре и октябре.

Ран получил несколько наград в Японии, но не получил там такой чести, как многие лучшие фильмы режиссера 1950-х и 1960-х годов. Однако мир кино был удивлен, когда Япония отказалась от выбора Ран в пользу другого фильма в качестве официального заявления для участия в конкурсе на номинацию «Оскар» в категории Лучший иностранный фильм, который в конечном итоге был отклонен. на 58-й церемонии вручения премии Оскар. И продюсер, и сам Куросава объяснили неспособность даже представить Ран на конкурс недоразумением: из-за тайных правил Академии никто не был уверен, квалифицирован ли Ран как японский фильм, французский фильм (из-за его финансирования) или и то, и другое., поэтому он не был отправлен вообще. В ответ на то, что, по крайней мере, выглядело вопиющим пренебрежением со стороны его соотечественников, режиссер Сидни Люмет провел успешную кампанию, направленную на то, чтобы Куросава получил номинацию на Оскар в категории Лучший режиссер в том же году ( Сидней Поллак в конечном итоге получил награду за режиссуру Из Африки ). Художник по костюмам Рана, Эми Вада, получил единственный «Оскар» в фильме.

Кагемуша и Ран, особенно последний, часто считаются одними из лучших работ Куросавы. После выхода Рана на свободу Куросава называл его своим лучшим фильмом, что сильно изменило отношение режиссера, который, когда его спрашивали, какая из его работ была его лучшей, всегда раньше отвечал: «Моя следующая».

Заключительные работы и последние годы (1987–98)

Для своего следующего фильма Куросава выбрал тему, сильно отличающуюся от всех, которые он когда-либо снимал раньше. В то время как некоторые из его предыдущих картин (например, «Пьяный ангел» и «Кагемуша») включали короткие эпизоды снов, Сны должны были быть полностью основаны на собственных снах режиссера. Примечательно, что впервые за более чем сорок лет Куросава для этого глубоко личного проекта написал сценарий в одиночку. Хотя его предполагаемый бюджет был ниже, чем у фильмов, непосредственно предшествующих ему, японские студии по-прежнему не хотели поддерживать одно из его произведений, поэтому Куросава обратился к другому известному американскому фанату, Стивену Спилбергу, который убедил Warner Bros. купить международные права на законченный фильм. Это облегчило сыну Куросавы, Хисао, как сопродюсеру и будущему главе Kurosawa Production, переговоры о ссуде в Японии, которая покроет затраты на производство фильма. На съемки ушло более восьми месяцев, а премьера «Мечты» состоялась в Каннах в мае 1990 года и вызвала вежливый, но приглушенный прием, аналогичный той реакции, которую эта картина вызвала бы во всем мире. В 1990 году он получил премию Оскар за за достижения в жизни. В своей благодарственной речи он сказал: «Я немного волнуюсь, потому что еще не понимаю, что понимаю в кино».

Стивен Спилберг помог профинансировать производство нескольких последних фильмов Куросавы. Спилберг на своем мастер-классе в Cinémathèque Française в 2012 году.

Куросава теперь обратился к более традиционной истории с Rhapsody in August - первым фильмом режиссера, полностью снятым в Японии после Додескадена. двадцать лет назад - в котором исследуются шрамы ядерной бомбардировки, разрушившей Нагасаки в самом конце Второй мировой войны. Он был адаптирован из романа Киёко Мурата, но упоминания о бомбардировке Нагасаки в фильме исходили от режиссера, а не от книги. Это был его единственный фильм, в котором была роль американской кинозвезды: Ричарда Гира, который играет небольшую роль племянника пожилой героини. Съемки проходили в начале 1991 года, когда фильм открылся 25 мая того же года, что вызвало в основном негативную реакцию критиков, особенно в США, где режиссера обвинили в пропаганде наивно антиамериканских настроений, хотя Куросава отверг эти обвинения.

Куросава, не теряя времени, перешел к следующему проекту: Мададайо или Еще нет. Основанный на автобиографических очерках Хяккена Учиды, фильм рассказывает о жизни японского профессора немецкого языка во время Второй мировой войны и после нее. Повествование сосредотачивается на ежегодном праздновании дня рождения со своими бывшими учениками, во время которого главный герой заявляет о своем нежелании умирать прямо сейчас - тема, которая становится все более актуальной для 81-летнего создателя фильма. Съемки начались в феврале 1992 года и завершились к концу сентября. Его выпуск 17 апреля 1993 года был встречен еще более разочаровывающей реакцией, чем в случае с его двумя предыдущими работами.

Тем не менее Куросава продолжал работать. Он написал оригинальные сценарии «Море наблюдает» в 1993 году и «После дождя» в 1995 году. Завершая последнюю работу в 1995 году, Куросава поскользнулся и сломал основу позвоночника. После аварии он всю оставшуюся жизнь использовал инвалидное кресло, что положило конец любым надеждам на то, что он станет режиссером другого фильма. Его давнему желанию - умереть на съемочной площадке во время съемок фильма - не суждено было сбыться.

После несчастного случая здоровье Куросавы начало ухудшаться. В то время как его ум оставался острым и живым, его тело сдавалось, и последние полгода жизни режиссер в основном был прикован к постели, слушая музыку и смотря телевизор дома. 6 сентября 1998 года Куросава умер от инсульта в Сетагая, Токио, в возрасте 88 лет. На момент смерти у Куросавы было двое детей, его сын Хисао Куросава который женился на Хироко Хаяси и его дочери Кадзуко Куросаве, которая вышла замуж за Хараюки Като, вместе с несколькими внуками. Один из его внуков, актер Такаюки Като и внук Кадзуко, стал актером второго плана в двух фильмах, посмертно разработанных по сценариям Куросавы, которые остались неосвоенными при его жизни Фильмы Такаши Коидзуми «После дождя» (1999) и Кей Кумай «Море смотрит» (2002).

Творческие работы / фильмография

Хотя Куросава в первую очередь известен как кинорежиссер, он также работал в театре, на телевидении и писал книги. Подробный список, включая его полную фильмографию, можно найти в списке творческих работ Акиры Куросавы.

Стиль и основные темы
Кровавый трон (Кумоносу-дзё) фото актеров и съемочной группы в 1956 г., изображены (слева направо) Синдзин Акиике, Фумио Яногучи, Куичиро Кишида, Самаджи Нонагасе, Такао Сайто, Тоширо Мифунэ (в джипе), Минору Чиаки, Такаши Шимура, Теруё Сайто (автор сценария), Ёсиро Мураки, Акира Куросава, Хироши Незу, Асакадзу Накай и Содзиро Мотоки.

Куросава выделены жирным шрифтом., динамичный стиль, сильно подверженный влиянию западного кино, но отличающийся от него; он был вовлечен во все аспекты кинопроизводства. Он был одаренным сценаристом и тесно сотрудничал со своими соавторами с самого начала работы над фильмом, чтобы обеспечить высококачественный сценарий, который он считал прочной основой хорошего фильма. Он часто был редактором собственных фильмов. Его команда, известная как «Куросава-гуми» (группа Куросавы), в которую входили оператор Асакадзу Накаи, ассистент по постановке Теруё Ногами и актер Такаши Шимура, была известна своим лояльность и надежность.

Стиль Куросавы отмечен множеством приемов и приемов. В своих фильмах 1940-х и 1950-х годов он часто использует «осевой разрез », в котором камера движется к объекту или от него через серию согласованных прыжковых разрезов, а не следящие выстрелы или растворяются. Еще одна стилистическая черта - «нарезка по движению», при которой движение отображается на экране двумя или более кадрами вместо одного непрерывного. Одной из форм кинематографической пунктуации, отождествляемой сКуросавой, является протирание, эффект, создаваемый с помощью оптического принтера : линия или полоса перемещаются по экрану, стирая конец сцена и раскрытие первого изображения следующего. В качестве переходного устройства он используется вместо прямого среза или растворяется ; в его зрелой работе салфетка стала визитной карточкой Куросавы.

В саундтреке к фильму Куросава предпочитает контрапункт звукового образа, в котором музыка или звуковые эффекты, казалось, иронически комментировали изображение, а не подчеркивали его. Мемуары Теруё Ногами вызывают несколько таких примеров из «Пьяного ангела» и «Бродячей собаки». Куросава был также связан с используемыми современными японскими композиторами, в том числе Фумио Хаясака и Туру Такемицу.

Куросава использовал в своих фильмах ряд повторяющихся тем: отношения мастер-ученик между обычно более старыми наставник и один или несколько новичков, что часто требует как духовного, так и технического мастерства и самообладания; героический поборник, исключительная личность, которая выходит из массы людей, чтобы произвести что-то или исправить что-то неправильно; изображение экстремальных погодных явлений как драматических приемов и символов обратной страсти; и повторение циклов дикого насилия в истории. По словам Стивена Принса, последняя тема, которую он называет «противоположностью преданному героическому образу кино Куросавы», началась с «Кровавого трона» (1957) и повторяется в фильмах 80-х годов.

Наследие

Наследие общей критики

Жак Риветт, известный критик французской новой волны, который оценил работу Мидзогути как более японскую по сравнению с работой Куросавы. 556>Кендзи Мидзогути, известный директор Угэцу (1953) и Судебный исполнитель Саншо (1954), был на 14 лет старше Куросавы. После середины 1950-х некоторые критики французской новой волны начали отдавать предпочтение Мидзогути Куросаве. Критик и режиссер «Новой волны» Жак Риветт, в частности, считал Мидзогути единственным японским режиссером, чьи работы были одновременно полностью японскими и поистине универсальными; Куросава, напротив, считался более подверженным влиянию западного кино и культуры, и это мнение оспаривалось.

В Японии некоторые критики и кинематографисты считали Куросаву элитарным. Онивали его, чтобы сосредоточить свои усилия и внимание на исключительных или героических персонажей. В своем DVD-комментарии к фильму «Семь самураев» Джоан Меллен утверждала, что некоторые кадры с персонажами самураев Камбей и Кюдзо, которые показывают, что Куросава придал им более высокий статус или значимость, являющиеся доказательством этой точки зрения. Эти японские критики утверждали, что Куросава не был достаточно прогрессивным, потому что крестьяне не имели лидеров из своих рядов. В интервью Меллену Куросава защищался, говоря:

Я хотел сказать, что после всего крестьяне были сильнее, крепко цепляясь за землю... Это самураи были слабыми, потому что их разносило ветры времени.

С начала 1950-х Куросава был обязан угождать западным вкусам из-за его Лаборатории в Америке и Америке. В 1970-х годах левый режиссер Нагиса Осима, который известен своей критической реакцией на работы Куросавы, обвинил Куросаву в потворстве западным верованиям и идеологиям. Автор Audie Block, однако, оценил, что Куросава никогда не играл с неяпонской публикой и осуждал тех режиссеров, которые это делали.

Репутация среди режиссеров

Ингмар Бергман, показанный здесь в бюсте, расположенный в Кельце, Польша, был поклонником творчества Куросавы.

Многие кинематографисты находились под разными творчества Куросавы. Ингмар Бергман назвал свой фильм Девственный источник «туристическим, паршивым подражанием Куросаве» и добавил: «В то время мое восхищение япон кинематографом было на пике. Я сам был почти самураем! »Федерико Феллини считал Куросаву« величайшим живым примером из всех, кем должен быть автор кино »Сатьяджит Рэй, посмертно награжденный премией Премия Акиры Куросавы за заслуги в режиссуре на Международном кинофестивале в Сан-Франциско в 1992 году ранее говорила о Расомоне:

«Эффект от фильма на меня [после первого просмотра его в Калькутте в 1952 году] был потрясающим. Я смотрел его три раза в день подряд и каждый раз задавался вопросом, есть ли где-нибудь еще фильм, который давал бы такое стойкое и ослепительное доказательство того, что режиссер руководит всеми аспектами кинопроизводства. "

Роман Полански считал Куросаву одним из трех режиссеров, которых он любил больше всего, наряду с Феллини и Орсоном Уэллсом, Я выбрал« Семь самураев »,« Трон крови »и« Скрытую крепость »Для похвалы. Бернардо Бертолуччи считал влияние Куросавы основополагающим:« Фильмы Куросавы и «Сладкая жизнь» Феллини - это то, что подтолкнуло меня засало в кинорежера ». Андрей Тарковский назвал Куросаву одним из своих любимых фильмов и назвал «Семь самураев» одним из десяти своих любимых фильмов. Вернер Херцог размышлял о режиссерах с помощью с кем он чувствует родство и фильмы, которыми он восхищается:

Гриффит - особенно его Рождение нации и Сломанные цветы - Мурнау, Бунюэль, Куросава и Эйзенштейн Иван Грозный,... все приходят на ум.... Мне нравятся Дрейера Страсти Жанны д'Арк, Пудовкин Буря над Азией и Довженко Земля,... Угетсу Моногатари Мизогути, Музыкальная комната Сатьяджита Рэя... Мне всегда было интересно, как Куросава сделал что-то столь же хорошее, как Расомон; равновесие и поток идеальны, и он использует пространство таким хорошо сбалансированным образом. Это один из лучших фильмов, когда-либо были сняты.

Стэнли Кубрик, в воспоминаниях ассистента, очень вероятно, считал, что фильмы о пресловутом необитаемом острове были Битва за Алжир, Дантон, Расомон, Семь самураев и трон крови. Роберт Альтман, впервые увидев Расёмон, был так впечатлен последовательностью кадров солнца Он утверждал, что уже на следующий день он начал снимать те же эпизоды в своей работе.

Посмертные сценарии

После смерти Куросавы было создано несколько посмертных работ, основанных на его не снятых сценариях. После дождя, режиссер Такаши Коидзуми, был выпущен в 1999 году, а Наблюдает за морем, режиссер Кей Кумай, премьера в 2002 году. Сценарий, созданный Ёнки но Кай («Клуб четырех рыцарей») (Куросава, Кейсуке Киношита, Масаки Кобаяши и Кон Итикава), примерно во время создания Додескадена, наконец был снят и выпущен (в 2000 году)) как Дора-Хейта, единственный оставшийся в живых член-основатель клуба Кон Итикава. Братья Хуайи СМИ и CKF Pictures в Китае объявили в 2017 году о планах снять фильм о посмертном сценарий Маски красной смерти Эдгара Аллана По для 2020 года под названием «Маска черной смерти». Патрик Фратер, писавший для журнала Variety в мае 2017 года, заявил, что запланированы еще два незаконченных фильма Куросавы, а съемки Silvering Spear начнутся в 2018 году.

Kurosawa Production Company

В сентябре 2011 года это было сообщила, что права на ремейк большинства фильмов Куросавы и непроданных сценариев были переданы проектом Akira Kurosawa 100 компании Splendent из Лос-Анджелеса. Глава Splendent Сакико Ямада заявил, что его цель - «помочь современным кинематографистам познакомить новое поколение кинозрителей с этими незабываемыми историями».

Kurosawa Production Co., основанная в 1959 году, продолжает курировать многие аспекты. наследия Куросавы. Сын директора, Хисао Куросава, в настоящее время возглавляет компанию. Ее американский филиал, Kurosawa Enterprises, расположен в Лос-Анджелесе. Права на работы Куросавы тогда принадлежали Kurosawa Production и киностудиям, в которых он работал, в первую очередь Тохо. Затем эти права были переданы проекту Akira Kurosawa 100, а в 2011 году они были переданы компании Splendent из Лос-Анджелеса. Kurosawa Production тесно сотрудничает с Фондом Акиры Куросавы, основанным в декабре 2003 года и которым также руководит Хисао Куросава. Фонд организует ежегодный конкурс короткометражных фильмов и возглавляет проекты, связанные с Куросавой, в том числе недавно снятый с полки, чтобы построить мемориальный музей режиссера.

Киностудии и награды

В 1981 году Киностудия Куросавы была открыта в Иокогаме; с тех пор в Японии были открыты два дополнительных места. Была создана большая коллекция архивных материалов, включая отсканированные сценарии, фотографии и новостные статьи, доступный через Цифровой архив Акиры Куросавы, японский собственный веб-сайт, поддерживаемый Университетом Рюкоку Исследовательским центром цифровых архивов в сотрудничестве с Kurosawa Production. Школа кино Акиры Куросавы при Университете Анахайма была открыта в весна 2009 г. при поддержке Kurosawa Production. Он предлагает онлайн-программы по созданию цифровых фильмов со штаб-квартирой в Анахайме и учебном центре в Токио.

В честь Куросавы также были названы две кинопремии. Премия Акиры Куросавы за услуги в режиссуре фильмов, представленных во время Международного кинофестиваля в Сан-Франциско, премия Акиры Куросавы вручается во время Токийского международного кинофестиваля.

Куросава часто упоминается как один из величайших кинематографических всех времен. В 1999 году он был назван «азиатом века » в категории «Искусство, литература и культура» журналами AsianWeek и CNN, названный «одним из [пяти] людей, внесших наибольший вклад в улучшение Азии за последние 100 лет ». В ознаменование 100-летия со дня рождения Куросавы в 2010 году в 2008 году был запущен проект AK100. Цель проекта AK100 - «познакомить молодых людей, которые являются представителями следующего поколения и всех людей во всем мире, к свету и духу мира. Акира Куросава и чудесный мир, который он создал ».

Университет Анахайма в сотрудничестве с семьей Куросава основал Школы кино Акиры Куросавы при университете Анахайма, чтобы предлагать интерактивные и смешанные программы обучения по Акире Куросаве и кинопроизводству. Анимационный фильм Уэса Андерсона Собачий остров частично вдохновлен съемочной техникой Куросавы. На 64-м кинофестивале в Сиднее была ретроспектива Акиры Куросавы, на которой были показаны его фильмы, чтобы вспомнить великое наследие, которое он создал из своей работы.

Документальные фильмы

Значительное количество полнометражных и короткометражных документальных фильмов, жизнь и фильмы Куросавы были сняты при его жизни и после его смерти. АК был снят в 1985 году и является французским документальным фильмом, режиссером которого является Крис Маркер. Хотя он был снят, когда Куросава работал над Ран, фильм больше фокусируется на удаленной, но вежливой личности Куросавы, чем на создание фильма. Этот документальный фильм иногда как отражение увлечения Маркера японской культурой, которое он также использовал в одном из своих самых известных фильмов, Санс Солей. Фильм был показан в разделе Особый взгляд на Каннском кинофестивале 1985. Другие документальные фильмы о жизни и произведениях Куросавы, снятые посмертно, включая:

  • Куросава: Последний император (Алекс Кокс, 1999)
  • Послание Акиры Куросавы: За прекрасные фильмы (Хисао Куросава, 2000)
  • Куросава (Адам Лоу, 2001)
  • Акира Куросава: создавать чудесные вещи (Toho Masterworks, 2002)
  • Акира Куросава: эпос и интимное (2010)
  • Куросава Way (Catherine Cadou, 2011)
Примечания
Ссылки

Источники

Дополнительная литература
  • Бьюкенен, Джудит (2005). Шекспир в кино. Пирсон Лонгман. ISBN 0-582-43716-4.
  • Burch, Nöel (1979). Стороннему наблюдателю: форма и значение в японском кино. Калифорнийский университет Press. ISBN 0-520-03605-0.
  • Коуи, Питер (2010). Акира Куросава: мастер кино. Публикации Риццоли. ISBN 0-8478-3319-4.
  • Дэвис, Энтони (1990). Съемки пьес Шекспира: адаптации Лоуренса Оливье, Орсона Уэллса, Питера Брука и Акиры Куросавы. Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-39913-0.
  • Дессер, Дэвид (1983). Самурайские фильмы Акиры Куросавы (Этюды в кино № 23). UMI Research Press. ISBN 0-8357-1924-3.
  • Дессер, Дэвид (1988). Эрос плюс резня. Издательство Индианского университета. ISBN 978-0-253-20469-1.
  • Гудвин, Джеймс (1993). Акира Куросава и Интертекстуальное кино. Издательство Университета Джона Хопкинса. ISBN 978-0-8018-4661-8.
  • Годар, Жан-Люк (1972). Том Милн (ред.). Годар на Годаре. Da Capo Press. ISBN 978-0-306-80259-1.
  • Старшая школа, Питер Б. (2003). Имперский экран: культура японского кино в пятнадцатилетней войне 1931–45. Издательство Висконсинского университета. ISBN 978-0-299-18134-5.
  • Куросава, Акира (1999). Куросава Акира дзенгасу [Полное собрание произведений Акиры Куросавы] (на японском языке). Shogakukan. ISBN 978-4-09-699611-9.
  • Куросава, Акира (1999). Юмэ ва тенсай де ару (мечта - гений). Bungei Shunjū. ISBN 978-4-16-355570-6.
  • Леонард, Кендра Престон (2009). Шекспир, безумие и музыка: безумие оценки в кинематографических адаптациях. Плимут: Пресса Чучела. ISBN 0-8108-6946-2.
  • Мартинес, Делорес П. (2009). Переделка Куросавы: переводы и преобразования в мировом кино. Пэлгрейв Макмиллан. ISBN 978-0-312-29358-1.
  • Меллен, Джоан (1975). Голоса из японского кино. Liveright Publishing Corporation. ISBN 978-0-87140-604-0.
  • Меллен, Джоан (1976). Волны у двери Гэндзи. Книги Пантеона. ISBN 978-0-394-49799-0.
  • Моррисон, Джеймс (2007). Роман Полански (современные кинорежиссеры). Университет Иллинойса Press. ISBN 978-0-252-07446-2.
  • Пекинпа, Сэм (2008). Кевин Дж. Хейс (ред.). Сэм Пекинпа: Интервью. Университетское издательство Миссисипи. ISBN 978-1-934110-64-5.
  • Сато, Тадао (1987). Течения в японском кино. Коданша Интернэшнл Лтд. ISBN 978-0-87011-815-9.
  • Соренсен, Ларс-Мартин (2009). Цензура японских фильмов во время оккупации Японии США: дела Ясудзиро Одзу и Акиры Куросавы. Эдвин Меллен Пресс. ISBN 0-7734-4673-7.
  • Звездные войны. Эпизод IV: Новая надежда (DVD). 20th Century Fox Home Entertainment. 2006.
  • Тирар, Лоран (2002). Мастер-класс кинематографистов: частные уроки ведущих режиссеров мира. Faber and Faber Ltd. ISBN 978-0-571-21102-9.
  • Уайлд, Питер. (2014) Акира Куросава Reaktion Books ISBN 978-1-78023-343-7
Внешние ссылки
На Викискладе есть материалы, связанные с Акирой Куросава.
В Викицитатнике есть цитаты, связанные с: Акира Куросава
Последняя правка сделана 2021-06-09 23:59:41
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте