Йоль | |
---|---|
Перетаскивание Святочного бревна в 1832 году | |
Также называется | Йольтид, Юлефест |
Наблюдают | различные северные европейцы, германские народы, неоязычники, лаВейские сатанисты |
тип | культурные, германские язычники затем христианин, светский, современный язычник и сатанинский |
Начинается | декабрьское солнцестояние |
Заканчивается | через одиннадцать дней после декабрьского солнцестояния |
Дата | Варьируется |
Частота | Ежегодно |
Относится к | Рождеству, Квартальным дням, Колесу года, Винте r фестивали, Рождество |
Йоль или Юлетид («Святочное время» или «Святочный сезон») - праздник, исторически отмечаемый германскими народами. Ученые связывают первоначальные празднования Йоля с дикой охотой, богом Одином и язычником англосаксоном Мёдранихтом.
. Исходя из языческих корней, Йоль претерпел христианизированную переформулировку, в результате чего появился термин Рождество. Многие современные рождественские обычаи и традиции, такие как Святочное бревно, Святочный козел, Святочный кабан, Святочное пение, и другие происходят из языческих традиций Йоль. Термины с этимологическим эквивалентом Йоля до сих пор используются в странах Северной Европы и Эстонии для описания Рождества и других праздников, происходящих во время сезона зимних праздников. Сегодня Йоль отмечается в язычестве и других формах неоязычества, а также в лаВейском сатанизме.
Йоль - это современная версия древнеанглийских слов ġēol или ġēohol и ġēola или ēoli, причем первое указывает на 12-дневный фестиваль «Йоль» (позднее: «Рождество »), а последнее указывает на месяц «Йоль», причем ǣrra ēola относится к периоду до праздника Йоль (декабрь) и ftera ēola относится к периоду после Йоля (январь). Считается, что оба слова произошли от общегерманского * jeχʷla- и родственны готскому 𐌾𐌹𐌿𐌻𐌴𐌹𐍃 (jiuleis); древнескандинавский, исландский, фарерский и норвежский нюнорск jól, jol, ýlir; датский, шведский и норвежский букмол июл. Этимологическая родословная этого слова, однако, остается неясной, хотя были предприняты многочисленные умозрительные попытки найти индоевропейские родственные слова и за пределами германской группы. Существительное Yuletide впервые засвидетельствовано примерно с 1475 года.
Это слово высказывается в явном дохристианском контексте, прежде всего в древнескандинавском языке. Среди многих других (см. Список имен Одина ), длиннобородый бог Один носит имена jólfar (древнескандинавское для «Йольского отца») и jólnir («Йольский отец»). В Ágrip af Nóregskonungasögum, написанном в XII веке, прямо говорится, что Рождество, иол, происходит от имени Одина, иолне. Во множественном числе (древнескандинавский jólnar, «Святочные») может относиться к норвежским богам в целом. В древнескандинавской поэзии это слово часто используется как синоним «пиршества», например, в kenning hugins jól (древнескандинавский «Huginn 's Yule» → «raven's пир '').
Считалось, что древнефранцузский jolif (→ французский joli ), который был заимствован в английском языке в XIV в. столетие как «веселый» само по себе заимствовано из древнескандинавского jól (со старофранцузским суффиксом -if; ср. старофранцузский aisif «легкий», современный французский festif = fest «праздник» + -if ). Но Оксфордский словарь английского языка считает такое объяснение слова jolif маловероятным. Французское слово впервые засвидетельствовано в англо-норманнском Estoire des Engleis, или «Истории английского народа», написанном Джеффри Геймаром между 1136 и 1140 годами.
Йоль - это местный праздник середины зимы, отмечаемый германскими народами. Самые ранние упоминания о нем встречаются в виде названий месяцев, где период Святочного прилива длится где-то около двух месяцев, приходясь на конец современного календарного года между серединой ноября и началом января..
Йоль упоминается в самом начале истории германских народов; из 4 века готский язык он появляется в названии месяца fruma jiuleis, а в 8 веке английский историк Беде писал, что англосаксонский календарь включал месяцы геола или гюли, соответствующие декабрю или декабрю и январю.
Хотя древнескандинавское название месяца ýlir подтверждается аналогичным образом, древнескандинавский корпус также содержит многочисленные ссылки на событие по древнескандинавской форме имени, jól. В главе 55 Прозаической Эдды книги Скалдскапармал даются разные имена богов ; один - «Йольские существа». Затем цитируется работа скальда Эйвиндра скалдаспиллира, в которой используется этот термин: «Мы снова создали праздник Йольского существа [мед поэзии], панегирик наших правителей, как мост кладки ». Кроме того, одно из многочисленных имен Одина - Джолнир, относящееся к этому событию.
Сага о Хаконе Добром кредитах Король Хакон I из Норвегия, правившая с 934 по 961 год с христианизацией Норвегии, а также перенесением Йоля на христианские праздники, проводившиеся в то время. В саге говорится, что, когда Хокон прибыл в Норвегию, он был убежденным христианином, но поскольку земля все еще была языческой и люди сохранили свои языческие обычаи, Хокон скрывал свое христианство, чтобы получить помощь «великих вождей». Со временем Хокон принял закон, устанавливающий, что рождественские праздники должны проводиться одновременно с празднованием Рождества христианами, «и в то время каждый должен был выпить на праздновании пива с мерой зерна или заплатить штраф, и должен был соблюдать праздник, пока длится эль ".
Согласно саге, раньше Йоль праздновали три ночи, начиная с середины зимы. Хокон планировал, что, когда он прочно утвердится и будет иметь власть над всей страной, тогда он «проповедует Евангелие». Согласно саге, в результате его популярность заставила многих позволить себе креститься, а некоторые перестали приносить жертвы. Хокон провел большую часть этого времени в Тронхейме. Когда Хокон решил, что обладает достаточной властью, он попросил епископа и других священников из Англии, и они приехали в Норвегию. По их прибытии «Хокон дал понять, что он будет проповедовать Евангелие по всей стране». Сага продолжается, описывая различные реакции различных региональных вещей.
Приводится описание языческих практик Йоля (примечания принадлежат Холландеру):
Это был древний обычай: когда приносили жертву, все фермеры должны были прийти в языческий храм и принести с собой пищу, в которой они нуждались, пока длилось пиршество. На этом пиру все должны были принять участие в распитии эля. Также в связи с этим были убиты все виды скота, в том числе лошади; и вся кровь из них называлась хлаут [жертвенная кровь], а хлаутболли - сосуд, вмещающий кровь; и hlautteinar, жертвенные веточки [ aspergills ]. Они были сделаны наподобие оросителей, и ими следовало обмазывать кровью пьедесталы идолов, а также стены храма внутри и снаружи; Подобным образом присутствующие люди должны были быть окроплены кровью. Но мясо животных следовало отварить и подать в пищу на пир. Посреди пола храма должны были разводиться костры, а над кострами висели чайники. Жертвенный стакан нужно было носить вокруг огня, и тот, кто делал пир и был вождем, должен был благословить стакан, а также все жертвенное мясо.
Продолжается повествование, что тосты должны были быть выпиты. Первый тост должен был быть выпит за Одина «за победу и власть короля», второй - за богов Ньёрд и Фрейр «за хороший урожай и мир», а третий - за мензурку следовало выпить самому королю. Кроме того, пили тосты за память умерших родственников. Их называли минни.
Ученые связали событие месяца и Йольский период с Дикой охотой (призрачное шествие в зимнем небе), бог Один (который засвидетельствован в германских регионах как руководитель Дикой Охоты и носит имя Джолнир), а также усиление сверхъестественной активности, такой как Дикая Охота, и усиление активности драугаров - неживых существ, ходящих по земле
Mōdraniht, событие, сфокусированное на коллективных женских существах, которое, по свидетельству Беды, произошло среди языческих англосаксов в канун Рождества, было рассмотрено как еще одно свидетельство плодородия событие во время Йольского периода.
Обычно считается, что Йольские события сосредоточены на Середине зимы (хотя конкретная датировка является предметом споров), с пиршеством, питьем и жертвоприношением (чёрный ). Ученый Рудольф Симек говорит, что языческий Йольский пир «имел ярко выраженный религиозный характер» и что «неясно, выполнял ли германский Йольский пир по-прежнему свою функцию в культе мертвых и в почитании предков, функция, которую жертвоприношение в середине зимы определенно выполняло для западноевропейского каменного и бронзового века ". Традиции Святочного бревна, Йольского козла, Йольского кабана (Sonargöltr, все еще отражено в Рождественской ветчине ), Святочное пение и другие проистекают из йольских обычаев, которые, по словам Симека, «указывают на значение праздника в дохристианские времена».
В современном германоязычном языке области и некоторые другие страны Северной Европы, исторически родственные английскому yule обозначают сезон Рождества. Примеры: jul в Швеции, Дания и Норвегия, jól в Исландии и на Фарерских островах, joulu в Финляндии, Joelfest во Фрисландии., Joelfeest в Нидерландах и jõulud в Эстонии.
Поскольку формы неоязычества могут быть совершенно разными и иметь очень разное происхождение, эти представления могут значительно различаться, несмотря на общее название. Некоторые празднуют так, как они считают, что древние германские язычники соблюдали эту традицию, в то время как другие отмечают праздник с ритуалами, «собранными из разных источников». В германских неоязычных сектах Йоль отмечается собраниями, которые часто включают трапезу и вручение подарков.
Такие группы, как Народное собрание Асатру в США, признают, что празднование длится 12 дней, начиная с даты зимнего солнцестояния. В большинстве форм Викки этот праздник отмечается в зимнее солнцестояние как возрождение Великого рогатого бога-охотника, которого считают новорожденным солнцем солнцестояния.. Метод сбора в этот шабаш зависит от практикующего. У некоторых есть частные церемонии дома, в то время как другие делают это со своими шабашами.
Церковь Сатаны и другие Сатанисты ЛаВея празднуют Йоль как альтернатива христианскому празднику Рождества.