Драугр

редактировать

драугр или драуг (древнескандинавский : драугр, множественное число драугар ; современный исландский : драугур, фарерский : дрейгур и датский, шведский и Норвежский : драуг) - нежить существо из скандинавской мифологии, также называемое аптрганга или аптргангр, буквально «снова ходок» "(исландское : афтурганга).

Слово драугр можно проследить до протоиндоевропейского корня * dʰrowgʰos "фантом", от * dʰrewgʰ- "обмануть" (см. Также авестийский druj "). Древнескандинавское значение слова - ревенант. На шведском языке draug - это современное заимствованное из западно-норвежского языка, поскольку исконно шведская форма drög приобрела значение «бледный, неэффективный и медлительный человек, который волочится за собой».

Воля кажется сильной, достаточно сильной, чтобы вернуть хугр [одушевленную волю] к своему телу. Эти ожившие люди были известны как драугары. Однако, хотя мертвые могут снова жить, они также могут снова умереть. Драугары умирают "второй смертью", как называет это Честер Гулд, когда их тела разлагаются, сжигаются, расчленяются или иным образом уничтожаются.

Драугары живут в их могилах, часто охраняя сокровища, похороненные вместе с ними в их могиле. Это ожившие трупы с телесным телом, в отличие от призраков, с такими же физическими способностями, как и при жизни. В древней литературе проводится четкое различие между драугаром морского и драугаром суши.

Содержание
  • 1 Черты
  • 2 Создание
  • 3 Средства предотвращения
  • 4 Подобные существа
  • 5 Фольклор
    • 5.1 Исландские саги
    • 5.2 Недавние
    • 5.3 Использование в популярных культура
  • 6 См. также
  • 7 Примечания
  • 8 Ссылки
  • 9 Внешние ссылки
Черты

Драугары обладают сверхчеловеческой силой, могут увеличивать свои размеры по желанию и несут безошибочный запах распада. По словам Грегга Смита, «драугр выглядел как мертвое тело: опухшее, почерневшее и в целом ужасное на вид». Это фигуры-нежить из скандинавской и исландской мифологии, которые, кажется, сохраняют некоторое подобие разума. Они существуют для того, чтобы охранять свои сокровища, сеять хаос на живых существах или мучить тех, кто обидел их в жизни. Способность драугра увеличивать свой размер также увеличивала его вес, и тело драугра было описано как чрезвычайно тяжелое. Торольв из саги Эйрбиггья был «неповрежденным и с уродливым видом... раздутым до размеров быка», а его тело было настолько тяжелым, что его нельзя было поднять без рычагов. Они также известны своей способностью подниматься из могилы, как струйки дыма, и «плыть» сквозь твердую скалу.

В фольклоре драугары убивают своих жертв различными способами, включая сокрушение их увеличенными формами, пожирание их плоть, пожирая их целиком в их увеличенных формах, косвенно убивая их, сводя с ума и пить их кровь. Животные, кормящиеся возле могилы драугра, могли сходить с ума от влияния существа. Они также могут умереть от того, что сошли с ума. Торольф, например, заставлял птиц падать замертво, когда они пролетали над его тачкой.

Жертвы драугра не ограничивались нарушителями в его доме. Бродячая нежить опустошала домашний скот, загоняя животных до смерти, верхом на них или преследуя их в какой-то отвратительной, наполовину ободранной форме. Обязанности пастухов держали их на улице по ночам, и они были особой мишенью для голода и ненависти нежити:

Быки, которых использовали для перевозки тела Торольфа, были загнаны насмерть демонами, и все звери, которые подходили к нему. его могила сошла с ума и завыла до смерти. Пастух из Хвамма часто мчался домой, а Торольв следовал за ним. Однажды осенью ни овцы, ни пастухи не вернулись на ферму.

Драугары известны своими многочисленными магическими способностями (называемыми тролльскими скакуньями), напоминающими способности живых ведьм и волшебников, например, изменение формы, управление погодой и заглядывая в будущее. Драугр может превратиться в тюленя, в большого быка с содранной шкурой, в серую лошадь со сломанной спиной, но без ушей и хвоста, и в кошку, которая сядет на грудь спящего и станет все тяжелее, пока жертва не задохнется. Драугр ráinn (Траин) превратился в кошачье существо (kattakyn) в саге о Хромундаре Gripssonar :

Затем Траин превратился в тролля, и курган был заполнен ужасным зловоние; и он вонзил свои когти в шею Хромунда, отрывая плоть от его костей.

Драугар обладает способностью погружаться в сны живых, и они часто оставляют после себя подарки, чтобы «живой человек мог будьте уверены в материальном характере визита ". Драугар также имеет способность проклинать жертву, как показано в саге о Греттис, где Греттир проклят, что не может стать сильнее. Драугар также принес болезнь в деревню и мог создать временную тьму в дневное время. Они предпочитали быть активными ночью, хотя, похоже, он не был уязвим для солнечного света, как некоторые другие призраки. Драугр также может убивать невезучих людей.

Присутствие драугра могло быть показано большим светом, который исходил от холма, как лисий огонь. Этот огонь станет преградой между землей живых и землей мертвых. Драугр мог также волшебным образом перемещаться по земле, плывя сквозь твердый камень, как это делает Киллер-Храпп:

Затем Олаф попытался броситься на Храппа, но Храпп провалился в землю там, где он стоял, и на этом их встреча закончилась.

Некоторые драугары невосприимчивы к оружию, и только у героя есть сила и мужество, необходимые, чтобы противостоять столь грозному противнику. В легендах герою часто приходилось отбивать драугра обратно в могилу, тем самым побеждая его, поскольку оружие не помогало. Хороший пример этого находится в Хромундарской саге Грипссонар. Железо может ранить драугра, как и многие сверхъестественные существа, но этого недостаточно, чтобы остановить его. Иногда от героя требуется избавиться от тела нетрадиционным способом. Предпочтительный метод - отрезать голову драугра, сжечь тело и сбросить пепел в море, при этом упор делается на абсолютную уверенность в том, что драугр мертв и ушел.

Драугар, как говорили, был либо hel-blár («мертвенно-синий»), либо nár-fölr («труп-бледный»). Смертельно-синий цвет на самом деле не был серым, а был темно-синим или бордовым оттенком, покрывающим все тело. Гламр, пастух-нежить из саги Греттис, как сообщается, был темно-синим, а сага Лаксдула описывает, как были выкопаны кости мертвой колдуньи, явившейся во сне, и они были «синими и зловещими». "

Местом упокоения драугров была гробница, которую они смогли покинуть ночью, чтобы навестить живых. Предполагается, что такие посещения являются ужасными событиями, которые часто заканчиваются смертью одного или нескольких живых, что затем оправдывает эксгумацию драугра героем.

Драугра руководствовались прежде всего завистью и жадностью. Жадность заставляет его злобно нападать на любых потенциальных грабителей могил, но драугр также выражает врожденную ревность к живым, проистекающую из тоски по жизненным вещам, которые у него когда-то были. Они также демонстрируют безмерный и почти ненасытный аппетит, как показывает встреча Арана и Асмунда, братьев по мечам, которые дали клятву, что, если один умрет, другой будет бодрствовать с ним в течение трех дней внутри кургана. Когда Аран умер, Асмунд принес в курган свое имущество - знамена, доспехи, ястреба, гончую и лошадь - затем заставил себя ждать три дня:

В первую ночь Аран встал со стула и убил ястреб и гончая и съели их. На вторую ночь он снова встал со стула, убил лошадь и разорвал ее на куски; потом он сильно кусал конину зубами, кровь текла из его рта все время, пока он ел... На третью ночь Асмунд стал очень сонным, и первое, что он понял, Аран схватил его за уши и оторвал их.

Сотворение

Основным признаком того, что умерший человек станет драугром, является то, что труп находится не в горизонтальном положении, а в вертикальном или сидячем положении, что указывает на то, что мертвые могут вернуться. Любой злой, мерзкий или жадный человек может стать драугром. Как отмечает Арманн, «большинство средневековых исландских призраков - это злые или маргинальные люди. Если они не недовольны или злы, они непопулярны».

Средства предотвращения
Рунный камень Нёрре-Нура интерпретируется как имеющий «могильный переплет» надпись «раньше хранила умершего в могиле».

Традиционно на грудь недавно умершего клали открытые железные ножницы, а соломку или веточки можно было спрятать среди их одежды. Большие пальцы ног связывали вместе, или иглы вонзали в подошвы ног, чтобы мертвые не могли ходить. Традиция также считала, что гроб нужно поднимать и опускать в трех разных направлениях, когда его выносили из дома, чтобы сбить с толку возможное чувство направления драугра.

Считалось, что наиболее эффективным средством предотвращения возвращения мертвых является дверь для трупа, специальная дверь, через которую труп переносили ногами вперед с окружающими его людьми, так что труп не мог видеть, где это шло. Затем дверь замуровали кирпичом, чтобы предотвратить возвращение. Предполагается, что эта вера зародилась в Дании и распространилась по всей скандинавской культуре, основанная на идее, что мертвые могут уйти только тем путем, которым они вошли.

В саге Эйрбиггья драугаров отгоняют, удерживая «дверь-обречение». Один за другим их вызывают к двери, приговаривают и выгоняют из дома с помощью этого законного метода. Затем дом был очищен святой водой, чтобы они больше не вернулись.

Подобные существа

Вариантом драугра является хаугбуи (от древнескандинавского haugr '«хоу, курган, курган»), который был жителем холмов, мертвым телом, живущим внутри могила. Заметная разница между ними заключалась в том, что хаугбуи не может покинуть место захоронения и нападает только на тех, кто вторгается на их территорию.

Хаугбуи редко находили далеко от места его захоронения и обычно представляют собой тип нежити. найдено в норвежских сагах. Говорят, что это существо либо плавает рядом с лодками, либо плывет вокруг них на частично затопленном судне, всегда самостоятельно. В некоторых источниках свидетели изображают их как оборотней, которые выглядят как морские водоросли или покрытые мхом камни на береговой линии.

Фольклор

Исландские саги

Один из лучших -известный драугар - Гламр, побежденный героем в саге о Греттис. После того, как Гламр умер в канун Рождества, «люди узнали, что Гламр не отдыхает с миром. Он вызвал такой хаос, что некоторые люди падали в обморок при виде его, а другие сошли с ума». После битвы Греттир в конечном итоге получает Гламр на спине. Незадолго до того, как Греттир убивает его, Гламр проклинает Греттира, потому что «Гламр был наделен большей злой силой, чем большинство других призраков», и, таким образом, он смог заговорить и оставить Греттира со своим проклятием после его смерти.

Несколько амбивалентный, альтернативный взгляд на драугра представлен на примере Гуннара Хамундарсона в саге о Ньяле : «Казалось, что хау был агапе, и что Гуннар повернулся внутри хижины, чтобы взглянуть вверх на луну. Им показалось, что они видят четыре огонька внутри хижины, но не видят тени. Затем они увидели, что Гуннар веселый, с радостным лицом "

В саге Эйрбиггья пастух подвергается нападению сине-черным драугром. Во время завязавшейся драки пастуху сломана шея. Следующей ночью пастырь восстает как драугр.

Недавний

«драуг» из современного скандинавского фольклора на борту корабля, в нечеловеческой форме, в масленых шкурах

В более позднем скандинавском В фольклоре драуг (современное написание, используемое в Дании, Норвегии и Швеции) часто отождествляется с духами моряков утонувших в море. Говорят, что существо имеет явно человеческий облик, за исключением того, что его голова целиком состоит из морских водорослей. В других рассказах драуг описывается как безголовый рыбак, одетый в клеенчатую шкуру и плывущий на пол-лодке (норвежский муниципалитет Бё, Нурланд имеет полу-лодку в своей герб). Эта черта характерна для самой северной части Норвегии, где жизнь и культура основывались на рыболовстве больше, чем где-либо еще. Причина этого может заключаться в том, что рыбаки часто тонули в больших количествах, а рассказы о беспокойных мертвецах, приходящих с моря, были более распространены на севере, чем в любом другом регионе страны.

Легенда из Трёнделаг рассказывает, как труп, лежащий на пляже, стал объектом ссоры между двумя типами драугов (безголовыми и с головой водорослей). Подобный источник даже сообщает о третьем типе, глейпе, который, как известно, цепляется за выходящих на берег моряков и заставляет их скользить по мокрым камням.

Но, хотя драуг обычно предвещает смерть, есть забавный рассказ. в Северной Норвегии северянина, которому удалось его перехитрить:

Это было Сочельник, и Ола спустился в свой эллинг, чтобы взять бочонок бренди он купил на праздники. Войдя внутрь, он заметил драугра, сидящего на бочке и смотрящего на море. Ола с огромным присутствием духа и большой храбростью (можно было бы сказать, что он уже немного выпил) на цыпочках подошел к драугру и сильно ударил его в поясницу, так что он вылетел наружу. окно, и вокруг него свистели искры, когда он ударился о воду. Ола знал, что ему нельзя терять время, поэтому он быстро двинулся в путь, пробегая через кладбище, которое находилось между его домом и эллингом. На бегу он кричал: «Вставайте, все христианские души, и помогите мне!» Затем он услышал звук битвы между призраками и драуграми, которые сражались друг с другом с помощью досок для гробов и пучков водорослей. На следующее утро, когда люди пришли в церковь, весь двор был усыпан чехлами для гробов, досками для лодок и водорослями. После битвы, в которой призраки выиграли, драугры больше не вернулись в этот район.

Использование в массовой культуре

Современная и популярная связь между драугом и морем восходит к таким авторам, как Йонас Ли и Регине Нордманн, чьи работы включают несколько сборников сказок, а также рисунки Теодора Киттельсена, который несколько лет жил в Свольвэре. На севере традиции морских драугов особенно ярки.

Арне Гарборг описывает земельных драугов, пришедших только что с кладбищ, и термин драуг даже используется для вампиров. Представление о драугах, живущих в горах, присутствует в поэтических произведениях Хенрика Ибсена (Пер Гюнт ) и Осмунда Олавссона Винье. В нюнорском переводе Властелина колец этот термин использовался как для Назгула, так и для мертвых людей Дунхарроу. Курганы Толкина имеют очевидное сходство с хаугбуи и были вдохновлены им. В видеоигре The Elder Scrolls V: Skyrim драугры - это останки мертвых скелетов павших воинов, населяющих древние захоронения вдохновленной нордической расой людей. Драугры - общий враг, первый из которых встречается игроку в видеоигре God of War 2018 года, с множеством различных способностей и способностей.

экзопланета PSR B1257 + 12 A была названа «Драугр».

См. Также
Примечания
Ссылки
  • Чедвик, Н.К. (1946). «Скандинавские призраки: исследование драугов и хаугбуев». Фольклор. 57 (2): 50–65. doi : 10.1080 / 0015587x.1946.9717812.
  • Чедвик, Н. К. (1946). «Скандинавские призраки II». Фольклор. 57 (3): 106–127. doi : 10.1080 / 0015587X.1946.9717823.
  • Якобссон, Арманн (2011). «Вампиры и стражи: классификация средневековой исландской нежити». Журнал английской и германской филологии. 110 (3): 281–300. doi : 10.5406 / jenglgermphil.110.3.0281. S2CID 162278413. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Якобссон, Арманн (2009). «Бесстрашные убийцы вампиров: заметка об исландцах. драугра и демоническое заражение в «Саге о Греттис». Фольклор. 120 (3): 307–316. doi : 10.1080 / 00155870903219771. S2CID 162338244. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Scudder, Bernard (trans.) (1997). Egils Saga. Penguin Group. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Скаддер, Бернард (пер.) (2005). Сага о Греттире Сильном. Группа пингвинов. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
Внешние ссылки
На Викискладе есть средства массовой информации, связанные с Рыбаком и драугом, написанным Йонасом Ли.

.

Последняя правка сделана 2021-05-18 03:57:13
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте