Tłıchǫ

редактировать
Эта статья о народе тлычжан. Чтобы узнать о языке, см. Язык Tłı̨chǫ. Чтобы узнать о правительстве, см. Правительство Тличо.
Tłıchǫ
Dogrib tipis.jpg Тличо типи с. 1900 г.
Всего населения
1,935
Регионы со значительной численностью населения
Канада Северо-Западные территории
Языки
Tłı̨chǫ, английский
Религия
Христианство, анимизм
Родственные этнические группы
Йеллоунайвс, Денесолине, Сахту
Tłıchǫ находится в Северо-Западных территориях. Детта Детта Ndilǫ Ndilǫ Бехчок Бехчок Гамети Гамети Wekweeti Wekweeti Что я Что я Общины тлихо на Северо-Западных территориях
Страница фотоальбома с изображением поселения Тлычж в форте Раэ

Тлье ( произношение Athabaskan:  [tɬʰĩtʃʰõ], английский: / т ə л ɪ tʃ oʊ / ) люди, иногда пишутся Tlicho, а также известное как догриб, являются ден первых наций людей Athabaskan говорящей этнолингвистической группы, проживающей в Северо-западные территории, Канада.

СОДЕРЖАНИЕ
  • 1 Имя
  • 2 Сообщества
  • 3 Договорный процесс
    • 3.1 Йеллоунайфская группа B (Договор № 8 Догриб)
    • 3.2 Повязка из собачьего ребра (Договор № 11 по догрибу)
  • 4 первые нации тлончо
    • 4.1 Yellowknives Dene First Nation (ранее Yellowknife B Band)
    • 4.2 Правительство Тличо (ранее Dog Rib Rae Band)
      • 4.2.1 Соглашение Tlicho
  • 5 Известных людей Tłįchǫ
  • 6 См. Также
  • 7 Примечания
  • 8 Дальнейшее чтение
  • 9 Внешние ссылки
Имя

Имя Догриб является английской версией их собственного имени, Tłı̨chǫ Done (или Thlingchadinne) - «Люди с собачьим боком », ссылаясь на их легендарное происхождение от сверхъестественного человека-собаки. Как и их соседи Дене, они часто называли себя просто Done («человек», «человек») или Done Do («Люди, то есть Dene People»). Земля Tłıchǫ известна как Ndé (или Dé, Dèe или Né). На 1682 Franquelin карты, догриб был записан как "Alimousp [I] goiak" (от Cree Alimospikayak, "Собака-фланги").

Сообщества

В настоящее время у народа Тлыччо шесть поселений или поселений, в которых в основном проживают жители Тлыччо: Бехчоко (ранее Раэ-Эдзо), Вати (Лак-ла-Мартр), Гамети (Озера Раэ), Веквити (Озеро Снейр ), Деттах и Ндилу (Долина Радуги) ( subcommunity из Йеллоунайфа, известный под тльим как Somba Кэ - «где деньги»).

Девочки-тлычжи в форте Раэ в 1937 году.

Тлий Yatıı или язык догриба принадлежит атабаскским языкам, которые являются частью языков на-дене семьи. Диалект, на котором говорят в общинах Детта и Ндилу, развился в результате смешанных браков между Йеллоунайвсом и Тлончо.

Договорный процесс

Группа Йеллоунайф B (Договор № 8 Догриб)

В июне 1899 года начались переговоры по Договору № 8, который охватил 840 000 квадратных километров в Северо-Западной территории. Это было соглашение между канадским правительством и группами дене в рассматриваемом районе; в обмен на их готовность поделиться своей землей с инородцами, дене получат медицинскую и образовательную помощь, а также договорные платежи. Канадское правительство и различные группы дене, в том числе Йеллоунайвс и Тлучо под предводительством Драйгиза с вождями Бенаия и Сек'эглинан, подписали договор в 1900 году в Форт-Резолюшн (называемом Тлучо ndàà). После подписания группа, подписавшая договор, получила название «Yellowknife B Band» (Helm, 7: 1994). На тот момент в истории Договор № 8 был крупнейшим земельным поселением, когда-либо созданным канадским правительством (PWNHC, Historical).

Dog Rib Rae Band (Договор № 11 Догриб)

Через двадцать лет после подписания Договора № 8 в долине реки Маккензи была обнаружена нефть. После открытия канадское правительство предложило еще один договор, который расчистит путь для горняков и развития этого района. Договор широко обсуждался, поскольку туземцы не хотели терять свое право на охоту, ловлю рыбы, собирательство и ловушку в этом районе. Они также выступали против того, чтобы их «ограничивали индейскими резервами ». Многие Дене считали, что договор № 8 не соблюдается канадским правительством, и некоторые опасались, что этот договор будет аналогичным. Тем не менее, Договор № 11 был подписан торговым главой Тлухо Монфви летом 1921 года. Группы Тлучо, подписавшие этот договор, были тогда известны как «Группа ребер собак» (Helm, 7: 1994), составляя большинство население Тлончи. И Договор № 8, и Договор № 11 частично совпадают в своих границах и продолжают вызывать конфликт между двумя отдельными договорными группами (в настоящее время - двумя Первыми Нациями).

Не все члены общин дене и тлончо согласились с этими договорами или подписали их. Осенью 1992 года Тлончи подали свои региональные претензии правительству Канады. Переговоры должны были начаться в 1994 году между Йеллоунайфской группой B (Договор № 8 Догриб) и Группой Dog Rib Rae (Договор № 11 Догриб), но Йеллоунайфская группа B отказалась вступить в переговоры. Это усложняло дело, поскольку обе договорные группы имели сухопутные границы, которые перекрывали друг друга. Самоуправление, казалось, было проблемой между двумя группами, поскольку обе хотели сказать свое слово в соглашении. Это остановило переговоры в 1994 году, пока канадское правительство исследовало вопрос о границах и самоуправлении. Новый мандат в апреле 1997 года позволил вести переговоры о «совместных земельных претензиях и соглашении о самоуправлении с Советом Договора № 11 Догриб» (Договор № 11 Догриб). В 1999 году Принципиальное соглашение было доступно для утверждения Догрибом и было принято 7 января 2000 года. Девяносто три процента отряда Dog Rib Rae Band (Договор № 11 Догриб) проголосовали за соглашение. После нескольких обсуждений и изменений в сообществе в марте 2003 г. главные переговорщики парафировали соглашение.

Tłįchǫ Первые нации

Yellowknives Dene First Nation (ранее Yellowknife B Band)

Банда Йеллоунайф Б (Договор № 8 Догриб) сформировала Первую нацию Дене Йеллоунайф в 1991 году после провала переговоров о всеобъемлющих земельных претензиях в масштабах всей территории. В настоящее время они ведут переговоры об урегулировании земельных претензий на свои земли в рамках процесса рассмотрения претензий на землю Акаитчо правительством территории Акаитчо. The Yellowknives Dene First Nation (известные сами по себе как Weledeh Yellowknives Dene) - это зонтичная организация для Dettah Yellowknives Dene First Nation (или Detah - `` Burnt Point '' в Тлуче, что означает традиционный рыбацкий лагерь дене) и Ndilǫ Yellowknives Dene First Nation ( / д я л oʊ / DEE -loh ). Они говорят на диалекте Dettah-Ndilǫ языка Tłchǫ и являются потомками Tłch, Yellowknives и Chipewyan.

Правительство Тличо (ранее Dog Rib Rae Band)

Соглашение Тлихо

Акт подписания соглашения положил начало процессу ратификации Соглашения Тличо. В четверг, 4 августа 2005 г., Соглашение Тличо вступило в полную силу, «первый официальный день правительства Тличо и правительств общины Тличо» (Дата вступления в силу Тличо). 25 августа 2003 года они подписали соглашение о земельных претензиях, также называемое Tłįchǫ, как правительство Тличо, с правительством Канады. Соглашение уступит 39 000 квадратных километров (15 100 квадратных миль) территории между Большим Медвежьим озером и Большим Невольничьим озером на Северо-Западе в собственность Tłįchǫ. На территории находятся общины Бехчок, Гамети, Веквиети и Вати, а также алмазные рудники Дьявик и Экати. Четыре группы Tłįchǫ, Dog Rib Rae First Nation, Wha Ti First Nation, Gameti First Nation и Dechi Laot'i First Nations, а также их зонтичный Совет Dogrib Treaty 11, прекратили свое существование 4 августа 2005 г. Правительство Тличо.

У тлонхов будут свои законодательные органы в четырех местных общинах, вождями которых должны быть тлонхи, хотя любой может баллотироваться в советники и голосовать. Законодательные органы будут, среди прочего, иметь право собирать налоги, взимать роялти за ресурсы, которые в настоящее время передаются федеральному правительству, а также контролировать охоту, рыболовство и промышленное развитие.

Tłįchǫ также получит выплаты в размере 152 миллионов долларов в течение 15 лет и ежегодные выплаты в размере примерно 3,5 миллиона долларов.

Федеральное правительство сохранит контроль над уголовным законодательством, как и по всей Канаде, а СЗТ будет контролировать такие услуги, как здравоохранение и образование.

Процесс рассмотрения земельных претензий длился двадцать лет. Аналогичный процесс с инуитами на Северо-Западе привел к созданию новой территории Нунавута. Хотя Тлончо не будет отдельной территорией, масштабы его полномочий вызывают сравнения как с рождением Нунавута, так и с созданием правительства СЗТ в 1967 году.

Известные люди Tłįchǫ
  • Вождь Медвежьего озера ( K'aàwidaà - « величайший торговец», также известный как Фрэнсис Ямби или Эямби, Эйрапе, 1852-1913), был, пожалуй, самым известным из торговых вождей Тлончо, в 1872 году он женился на Эмме Ковеа (р. 1854 г.) в форте Норман (Tiłiht'a, Tiłiht'a Kǫ, Tulita ), и вместе они вырастили девять детей, членов региональной группы Sahtigot'in ( Sahti K'e Hot'iį - «Люди Большого Медвежьего озера»). он вырос, чтобы стать известным торговым руководителем группы Тлучо, торгующей как в Старом форте Раэ (Nihshih K'e, Ninhsin Kon), так и в форте Норман, похоронен на острове на Lac Ste. Croix, к северу от сообщества Gameti (Rae Lakes)
  • Вождь Эдзо, великий Tłįchǫdonk'awi («народный торговец, то есть торговый вождь»), участвовал в знаменитом мирном договоре на озере Меса в 1825 (или 1829) с великим торговым вождем Йеллоунайфа Акаитчо, положив конец долгому периоду враждебности и война между Йеллоунайв и Тлончем
  • Дземи ( Экави Дзими, названный Фрэнком Расселом: Джимми), Tłįchǫ donk'awi (торговый начальник) в Старом форте Раэ, глава донкави в Старом форте Раэ, Каво (лидер) Dechi Laot'i ( «Люди на опушке леса»)
  • Эвайнган (названный Фрэнком Расселом: Рабеска), Tłįchǫdonk'awi (торговый руководитель) в Старом форте Раэ, Каво (лидер) Et'aa got'in («Люди рядом с другим народом»)
  • Drygeese (также известный как Dry Geese), Tłįchǫ donek'awi (торговый руководитель) в Fort Resolution (Įndàà, Deninoo Kue), подписанный как представитель Tłįchǫ и Yellowknives, позже известный как Yellowknife B Band, Договор № 8 в 1900 году. в Форт-Резолюшн
  • Беня, Tłįchǫ donek'awi (торговый руководитель) в Fort Resolution
  • Маленький Крепо, Tłįchǫ donek'awi (торговый начальник) в Форт-Резолюшн
  • Главный Кастор, Tłįchǫ donek'awi (торговый руководитель) в Fort Resolution
  • Вождь Монфви ( Ewaro'A - «Маленький рот», 21 мая 1866-1936), Tłįchǫdonk'awi (торговый руководитель) стал Каво («вождем») Dechi Laot'i («Край Лесные люди »), был назначен руководством Тлухо представлять все группы Тлучо, подписал в 1921 году Договор № 11 для групп Тлучо, позже известный как Dog Rib Rae Band.
  • Писатель Ричард Ван Кэмп, автор книги «Малое благословение», является представителем этой нации из Форт-Смита, Северо-Западный Запад.
  • Художник Джеймс Ведзин - представитель этого народа из Бехчоко, Северо-Западные территории.
  • В романе « Белая птица» и «Черная птица » Вэла Уэйка, репортера Северной службы Си-би-си, работавшего в Йеллоунайфе с 1969 по 1973 год, рассказывается история участия Догриба в формировании Братства индейцев Северо-Западного Востока. Действие происходит в том, что тогда называлось Рэй.
Смотрите также
Примечания
дальнейшее чтение
  • Договор Догриб 11 Совет. План реализации соглашения Tłįchǫ. [Оттава]: Королевский принтер для Канады, 2003. ISBN   0-662-34972-5
  • Футбол, Вирджиния. Легенды догрибов. Йеллоунайф, Канада: Отдел учебных программ, Департамент образования, Северо-Западные территории, 1972 год.
  • Хелм, июнь. Пророчество и сила индейцев догриб. Исследования по антропологии индейцев Северной Америки. Линкольн: University of Nebraska Press, 1994. ISBN   0-585-26644-1
  • Хельм, Джун, Нэнси Эстрейх Лурье и Гертруда Прокош Курат. Игра "Догриб". Оттава: [Королевский принтер], 1966.
  • Хелм, Джун и Джордан Пейпер. 1996. «Пророчество и сила среди индейцев догриб». Журнал религии. 76, нет. 4: 675.
  • Хелм, Джун, и Нэнси Эстрайх Лурье. Натуральное хозяйство индейцев догриб из озера Ла-Мартр в районе Маккензи Северо-Западных территорий. Оттава: Северный координационный и исследовательский центр, Департамент по делам Севера и национальных ресурсов, 1961 г.
  • Моффит П.М. 2004. "Колониализация: определяющий фактор здоровья беременных женщин догриб". Журнал транскультурного сестринского дела: официальный журнал транскультурного общества медсестер / Транскультурного общества медсестер. 15, нет. 4: 323-30.
  • Szathmary EJ и N Holt. 1983. "Гипергликемия у индейцев догриб Северо-Западных территорий, Канада: ассоциация с возрастом и центростремительным распределением жира в организме". Человеческая биология; Международный отчет об исследованиях. 55, нет. 2: 493–515.
внешние ссылки
Последняя правка сделана 2023-04-12 07:21:49
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте