Мифологии коренных народов Америки

редактировать
Смотрите также: индейская религия

В коренных народов Северной и Южной Америки включают в себя множество различных культур. У каждого своя мифология. Некоторые из них довольно разные, но определенные темы имеют общие культурные границы.

Койот и Опоссум появляются в рассказах нескольких племен.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 Северная Америка
    • 1.1 Северо-восток (юго-восток Канады и северо-восток США, включая Великие озера)
    • 1.2 Великие равнины
    • 1,3 Юго-восток США
      • 1.3.1 Миф о сотворении мира
    • 1,4 Калифорния и Большой бассейн
    • 1.5 Юго-запад
    • 1.6 Плато
    • 1.7 Арктика (прибрежная Аляска, северная Канада и Гренландия)
    • 1.8 Субарктика (внутренние северные районы Канады и Аляска)
    • 1.9 Северо-запад
    • 1.10 Ацтеки
      • 1.10.1 Миф о сотворении мира
  • 2 Центральная Америка
  • 3 Южная Америка
  • 4 ссылки
  • 5 Библиография
  • 6 Дальнейшее чтение
  • 7 Внешние ссылки

Северная Америка

Не существует единой мифологии коренных народов Северной Америки, но существует множество различных канонов традиционных повествований, связанных с религией, этикой и верованиями. Такие истории глубоко основаны на природе и богаты символикой времен года, погоды, растений, животных, земли, воды, огня, неба и небесных тел. Общие элементы - это принцип всеобъемлющего, универсального и всеведущего Великого Духа, связь с Землей и ее ландшафтами, вера в параллельный мир в небе (иногда также под землей и / или под водой), разнообразные повествования о сотворении., посещение «страны мертвых» и коллективные воспоминания о древних священных предках.

Характерной чертой многих мифов является тесная связь между людьми и животными (включая птиц и рептилий). Они часто показывают смену формы животного и человека. Брак между людьми и разными видами (особенно медведями) - общая тема. В некоторых историях животные воспитывают человеческих детей.

Хотя большинство мифов коренных жителей Северной Америки глубоки и серьезны, некоторые используют беззаботный юмор - часто в форме обманщиков - для развлечения, поскольку они тонко передают важные духовные и моральные послания. Аллегория широко используется для изучения самых разных вопросов, от любви и дружбы до домашнего насилия и психических заболеваний.

Некоторые мифы связаны с традиционными религиозными ритуалами, включающими танец, музыку, песни и транс (например, танец солнца ).

Большинство мифов этого региона впервые были переписаны этнологами в конце 19 - начале 20 веков. Эти источники были собраны у старейшин коренных американцев, которые все еще были тесно связаны с традициями своих предков. Они могут считаться наиболее достоверными сохранившимися записями древних историй и, таким образом, составляют основу описаний ниже.

Северо-восток (юго-восток Канады и северо-восток США, включая Великие озера)

Из полнолуния упал Нокомис - из «Истории Гайаваты», 1910 г.

В мифах этого региона изображены женские божества, такие как создательница, Большая Черепаха; и Первая Мать, из тела которой выросли первые кукуруза и табак. Два великих героя божественной культуры - Глускап и Манабус.

Другие истории исследуют сложные отношения между животными и людьми. Некоторые мифы изначально декламировались как стихотворные повествования.

  • Мифология ирокезов  - конфедерация племен, расположенная в районе штата Нью-Йорк.
  • Мифология Хо-Чанк  - североамериканское племя, проживающее в настоящее время на востоке Висконсина.
  • Религия вайандот  - североамериканское племя, проживающее на северном берегу озера Онтарио.
  • Мифология сенека  - североамериканское племя, расположенное к югу от озера Онтарио.

Большие равнины

В историях, уникальных для Великих равнин, рассказывается о буйволах, которые обеспечивали жителей равнин едой, одеждой, жильем и утварью. В одних мифах они добрые, в других - устрашающие и злобные. Солнце - важное божество; другие сверхъестественные персонажи включают Morning Star и Thunderbirds.

Распространенной темой является путешествие, часто в сверхъестественное место по ландшафту или в параллельный мир в небе.

Одна из самых распространенных трикстерских историй Равнин - это Старик, о котором рассказывается множество юмористических историй. Старик, известный как Вазия, жил под землей со своей женой, и у них была дочь. Их дочь вышла замуж за Ветра и родила четырех сыновей: Севера, Востока, Юга и Запада. Тогда солнце, луна и ветры вместе правили вселенной.

Важным сверхъестественным героем является Мальчик-Сгусток крови, превращенный из сгустка крови.

Юго-восток США

Важные мифы этого региона касаются происхождения охоты и земледелия, а также происхождения болезней и медицины.

Важной практикой этого региона был анимизм, вера в то, что все предметы, места и существа имеют душу. Большинство смертей, болезней или несчастий связаны с неспособностью упокоить душу убитого животного. Когда это происходит, животное может отомстить через своего «вождя вида». Большое количество редких материалов, обнаруженных с мертвыми в этих регионах, дает убедительные доказательства того, что они верили в своего рода загробную жизнь. Считается, что, когда член племени умирал, его душа парила над его общинами, пытаясь заставить своих друзей и родственников присоединиться к ним, поэтому их похоронные церемонии были не только для поминовения умерших, но и для защиты живых.

Церемония « Зеленая кукуруза», также известная как «Буск», была ежегодным празднованием успешного урожая кукурузы. Их пожары были потушены и разожжены, обиды прощены, а материалы выброшены или сломаны, чтобы их заменить. По сути, это было обновлением жизни и сообщества этих племен.

Миф о сотворении мира

Было время, когда не было земли, и все существа жили в месте над небом, называемом Галунлати. Все, что внизу было только водой, но когда Галунлати стало слишком тесно, существа решили отправить вниз Водяного Жука, чтобы посмотреть, сможет ли он найти им новое место для жизни. Он подчинился и нырнул в воду до самого дна, где собрал немного грязи и вынес ее на поверхность. Оказавшись над водой, грязь разлетелась во все стороны и превратилась в остров. Великий Дух защитил остров, прикрепив к нему шнуры и привязав его к небесному хранилищу.

Хотя земля теперь была стабильной, земля была слишком мягкой, чтобы на ней могло стоять какое-либо животное, поэтому они послали Канюка, чтобы осмотреть ее. Некоторое время он летал вокруг, пока не нашел достаточно сухое место для приземления, и когда он это сделал, взмахи крыльев заставили грязь сдвинуться с места. В одних местах он спускался вниз, в других - вверх, создавая на земле вершины, долины, холмы и горы. Остальные существа теперь могли спуститься вниз, но вскоре поняли, что было очень темно, поэтому пригласили солнце пойти с ними. Все были счастливы, кроме Рака, который сказал, что его раковина стала ярко-красной, потому что солнце было слишком близко, поэтому они поднимали солнце семь раз, пока Раки не остались довольны.

Затем Великий Дух создал растения для этой новой земли, после чего сказал животным бодрствовать в течение семи дней. Только Сова могла это сделать, и в качестве награды Великий Дух дал ему дар зрения в темноте. Растения тоже пытались, но только сосны, меха, падуб и еще несколько избранных смогли бодрствовать, поэтому он дал им дар сохранять листья круглый год. Затем Великий Дух решил, что он хочет, чтобы люди жили на этом острове, поэтому он создал одного мужчину и одну женщину. Пара еще не умела заводить детей, поэтому мужчина взял рыбу и прижал ее к животу женщины, после чего она родила. Они делали это в течение семи дней, пока Великий Дух не почувствовал, что людей на данный момент достаточно, и сделал так, чтобы женщина могла рожать только один раз в год.

Смотрите также:

  • Мифология чероки  - североамериканское племя, которое мигрировало из района великих озер в юго-восточные лесные массивы.
  • Мифология чокто  - североамериканское племя из современной Алабамы, Флориды, Миссисипи и Луизианы.
  • Мифология ручья  - Североамериканское племя из современной Джорджии и Алабамы.

Калифорния и Большой бассейн

В мифах этого региона преобладает священный создатель / обманщик Койот. Среди других значимых персонажей - Люди Солнца, Звездные женщины и Тьма.

Некоторые из наиболее отличительных церемоний этого региона были их похоронные обычаи и их поминовение умерших. Когда наступала смерть, дом, в котором она происходила, сгорали, и иногда запрещали произносить имя умершего. Вдов мажут смолой и остригают до тех пор, пока их не освободит ежегодный траур. Этот траур стал известен как «сожжение», «крик» или «танец мертвых». Во время этих церемоний сжигается множество объектов, в то время как племя танцует, поет и плачет, чтобы умилостивить призраков.

Еще одна распространенная церемония - это церемония, которая проводится, когда подростки достигают половой зрелости. Девочки проходят через серию изнурительных табу, когда начинаются ее первые месячные, но после них следует праздничный танец, когда они заканчиваются. Мальчики пройдут официальное посвящение в племя, участвуя в церемониях, рассказывающих о тайнах и мифах этого племени.

Смотрите также:

Юго-запад

Мифы народов навахо, апачей и пуэбло рассказывают, как первые люди вышли из подземного мира на Землю. Согласно народам хопи пуэбло, первыми существами были Солнце, две богини, известные как Женщина Жестокая (Хуруинг Вухти) и Женщина-Паук. Именно богини создали живых существ и людей. Другие темы включают происхождение табака и кукурузы и лошадей; и битва лета и зимы. Некоторые истории описывают параллельные миры в небе и под водой.

Смотрите также:

Плато

Мифы о регионе Плато выражают сильное духовное чувство людей к своим ландшафтам и подчеркивают важность уважительного отношения к животным, от которых они зависят в еде. К священным обманщикам здесь относятся Койот и Лисица.

Смотрите также:

Арктика (прибрежная Аляска, северная Канада и Гренландия)

Мифы этого региона тесно связаны с ландшафтом тундры, снега и льда. В памятных историях рассказывается о ветрах, луне и великанах. В некоторых источниках говорится, что Ангута - верховное существо, создавшее Землю, море и небесные тела. Его дочь Седна создала все живое - животных и растения. Она также считается покровительницей инуитов.

Субарктика (внутренний север Канады и Аляска)

Некоторые мифы отражают экстремальный климат и зависимость людей от лосося как основного пищевого ресурса. В воображении этот ландшафт населен как добрыми, так и злобными гигантами.

Северо-Запад

В этом регионе доминирующим священным обманщиком является Ворон, которая принесла в мир дневной свет и появляется во многих других историях. Мифы исследуют отношения людей с побережьем и реками, на которых они традиционно строили свои города. Есть истории о посещении параллельных миров под морем. и в небе

Смотрите также:

Ацтеки

У ацтеков, которые преимущественно населяли современную центральную Мексику, была сложная система верований, основанная на божествах, которые напрямую влияли на жизнь людей, включая тех, кто контролировал дождь, восходящее Солнце и плодородие. Добровольное человеческое жертвоприношение было центральным элементом порядка вселенной и человеческого выживания.

Ацтеки рассматривали людей как слуг и воинов богов, которые не были милосердными или щедрыми, но всемогущими существами, которых нужно кормить и умиротворять, чтобы избежать бедствий и наказания. Так возникла концепция человеческих жертвоприношений. Эта практика не была новой и использовалась в других культурах, таких как майя, но ацтеки сделали это своим, так сказать, главным событием в своих церемониях. Эти жертвоприношения в основном предназначались для умиротворения бога солнца.

Миф о сотворении мира

Согласно ацтекам, создание земли началось с бога по имени Ометеотль, также известного как двойственный бог, поскольку они были созданы в результате союза Тонакатекутли и Тонакачихуатля, которых ацтеки считали господином и госпожой их средств к существованию. У Тонакатекутли и Тонакачихуатля было четверо детей: Шипе Тотек, что в переводе с науатля переводится как «бог с содранной кожей », ассоциируется с красным цветом. Он бог времен года и всего, что растет на земле. Tezcatlipoca, что переводится как «дымящееся зеркало», ассоциируется с черным цветом. Он бог земли и самый могущественный из четырех детей. Кецалькоатль, что переводится как «змей с перьями», ассоциируется с белым цветом. Он бог воздуха. Наконец, Huitzilopochtli, что переводится как «колибри юга», ассоциируется с синим цветом. Он бог войны.

Кецалькоатль (Пернатый змей), бог воздуха. И Тескатлипока (Дымящееся зеркало), бог земли.

Четверо детей решили, что они хотят создать мир, в котором будут жить люди. Кецалькоатль и Уицилопочтли сделали первую попытку, начав с огня. Этот огонь стал солнцем, но только половиной солнца, потому что он не был достаточно большим или ярким, чтобы осветить весь их мир. Затем они создали первых мужчину и женщину, которых назвали Cipactonal и Oxomoco соответственно. Их многочисленные дети были названы мачеуалесами и должны были быть земледельцами. Отсюда они создали время, а затем преисподнюю, известную как Миктлан. Они сделали двух богов, чтобы править этим подземным миром, по имени Миктлантекутли и Миктекачихуатль.

В конце концов миру понадобилось настоящее солнце, поэтому Тескатлипока взял на себя задачу стать солнцем. Это известно как возраст первого солнца. За это время они также создали гигантов, которые ходили по земле. Кецалькоатль, полагая, что правление его братьев продлилось достаточно долго, ударил его с неба дубинкой, и он упал в воды земли. Рассерженный, он поднялся из воды как ягуар и истребил всех гигантов. Закончив, он снова поднялся в небо и стал созвездием Большой Медведицы. Затем Кецалькоатль стал солнцем, породив эпоху второго солнца. Чтобы отомстить своему брату, Тескатлипока бросил в мир гигантский порыв ветра, унесший своего брата и многих мачеуаул прочь. Некоторые мачеуале выжили, но превратились в обезьян и сбежали в джунгли. В эпоху третьего солнца Тлалок взял верх и стал новым солнцем мира. Он бог дождя, который дает всходы. Кецалькоатль снова пришел разрушить мир, на этот раз огненным дождем, превратившим всех людей этого века в птиц. Затем он отдал мир жене Тлалока, Чалчиутликуэ (богине рек / ручьев и всех водных форм). Во время ее правления в качестве солнца прошел сильный дождь и затопил мир, превратив мачеуалес в рыбу и заставив небо упасть, покрыв землю, так что ничто не могло там жить, тем самым положив конец эпохе четвертого солнца. В конце концов, увидев, как они потерпели поражение из-за ссор, Кецалькоатль и Тескатлипока уладили свои разногласия и превратились в гигантские деревья на обоих концах света, используя свои ветви, чтобы поддерживать небо. Их отец, Тонакатекутли, увидел это исправление их ошибок и дал им править небом с звездным шоссе, которое мы теперь знаем как Млечный Путь.

Есть много историй о том, как наступил век пятого и последнего солнца. Одна история рассказывает о том, как Тескатлипока взял кремень и использовал его, чтобы снова разжечь костры, чтобы снова осветить мир, прежде чем обсудить со своими братьями, что следует делать. Они решили создать новое солнце, которое питается сердцами и кровью людей. Чтобы накормить его, они сделали четыреста мужчин и пять женщин. Здесь история идет в разные стороны. Некоторые говорят, что и Кецалькоатль, и Тлалок хотели, чтобы их сыновья стали новым солнцем, поэтому каждый из них бросил своих сыновей в один из костров, созданных Тескатлипокой. Тлалок дождался, пока огонь погаснет, прежде чем бросить своего сына в тлеющие угли, так что его сын стал луной. Кецалькоатль решил бросить своего сына прямо в огненное пламя, так что он стал пятым и последним солнцем, которое мы видим в небе сегодня. Другая история рассказывает о собрании богов в древнем городе Теотиуакан, чтобы обсудить, как создать новое солнце. Бог по имени Нанахуацин, бог болезней, предложил броситься в огонь и стать новым солнцем. Будучи слабым и болезненным богом, другие считали, что он не должен делать это, и что более сильным и могущественным богом должно быть солнце. Текучтекатль, очень богатый бог, выступил вперед и сказал, что сделает это, но не смог найти в себе смелости прыгнуть в огонь. Нанахуацин, не колеблясь, бросился в огонь. Видя его храбрость, Текучицтекатль тоже решил вмешаться. Они оба превратились в солнца, но свет теперь был слишком ярким, чтобы что-либо увидеть, поэтому один из других богов бросил кролика в Текучтекатль, приглушив его свет и превратив его в луну. Нанахуацин, теперь новое солнце, по сути, переродился как Оллин Тонатиу. Проблема, с которой они теперь столкнулись, заключалась в том, что он не сдвинется со своего места в небе, если другие боги не принесут в жертву ему свою кровь. Итак, бог по имени Тлауискальпантекутли, властелин рассвета, бросил дротик в Тонатиу, но промахнулся. Затем Тонатиу бросил одного обратно в Тлауискальпантекутли, ударив его по голове и превратив в Итцлаколиуки, бога холода, холода и обсидиана. Понимая, что они не могут отказаться, другие боги предложили ему свои обнаженные груди, и Кецалькоатль вырезал им сердца жертвенным ножом. В крови богов Тонатиу начал двигаться по небу по той же схеме, которую мы видим по сей день. Кецалькоатль взял одежду и украшения принесенных в жертву богов и завернул их в узлы, которым люди поклонялись.

Смотрите также:

Центральная Америка

Южная Америка

использованная литература

Библиография

дальнейшее чтение

  • Янг, Фрэнк В. «Пятый анализ сказки о звездном муже». В кн.: Этнология 9, вып. 4 (1970): 389-413. DOI: 10,2307 / 3773045.

внешние ссылки

Последняя правка сделана 2023-03-21 04:42:31
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте