Атабаски | |
---|---|
Дене | |
Географическое. распространение | Западная Северная Америка |
Лингвистическая классификация | Дене-енисейский ?
|
Подразделения | |
ISO 639-2 / 5 | ath |
Glottolog | atha1247 |
Географическое распространение атабаскских языков |
атабасков (также пишется атабаскский, атапасканский или атапасканский, также известный как Дене ) - большая семья языков коренных народов Северной Америки, расположенных в западной части Северной Америки в трех ареальных языковых группах: северное, тихоокеанское побережье и южное (или Апачей ). Кари и Поттер 2010: 10 место общей территории 53 атабаскских языков в 4 022 000 квадратных километров (1 553 000 квадратных миль).
На чипевианском языке говорят на большей части территории всех коренных народов Северной Америки, в то время как на навахо говорят наибольшее количество людей, говорящих на любом родном языке к северу от Мексики.
Слово Athabaskan является англизированной версией названия языка кри для озера Атабаска (Cree : Aδapaska˙w «[где] тростники один за другим») в Канаде. Кри является одним из алгонкинских языков и, следовательно, сам не является атабаскским языком. Название было присвоено Альбертом Галлатином в его классификации языков Северной Америки 1836 г. (написано 1826 г.). Он признал, что это был его выбор использовать это название для языковой семьи и связанных народов, написав:
Я обозначил их произвольным наименованием Атабаскас, которое происходит от первоначального названия озера.
— Альберт Галлатин., 1836: 116–7Четыре варианта написания - «Атабасканский», «Атабасканский», «Атапасканский» и «Атапасканский» - используются примерно в равной степени. Определенные сообщества могут предпочесть одно написание другому (Krauss 1987). Например, Конференция вождей Танана и Центр коренных языков Аляски предпочитают написание «Атабасканский». Этнолог использует «Атапасканский» в названии языковой семьи и отдельных языков.
Хотя термин атабаскский широко распространен в лингвистике и антропологии, среди ученых наблюдается растущая тенденция использовать термины дене и дене языки, именно так его называют многие из их носителей языка. Они применяют эти термины ко всей языковой семье. Например, по предложению участников в 2012 году ежегодная конференция атабаскских языков сменила название на Конференцию языков дене.
Лингвисты условно делят семью атабасков на три группы, исходя из географическое распространение:
На 32 северных атабаскских языках говорят по всей территории Аляски и внутренние части северо-запада Канады в Юкон и Северо-Западные территории, а также в провинциях Британская Колумбия, Альберта, Саскачеван и Манитоба. официальными языками Северо-Западных территорий являются пять атабаскских языков, в том числе чипевиан (Dënesųłıné), догриб или тлыччо яти, гвичин ( Kutchin, Loucheux), а также северный и южный варианты Slavey.
На семи или более атабаскских языках Тихоокеанского побережья говорят на Тихоокеанском северо-западе Соединенных Штатов. К ним относятся Эпплгейт, Галис, несколько языков области Роуг Ривер, Верхний Коквилль, Толова и Верхний Ампкуа в Орегоне ; Река Угорь, Хупа, Река Маттоле-Беар и Толова в северной Калифорнии ; и, возможно, Kwalhioqua-Clatskanie в Вашингтоне.
Семь южных атабаскских языков изолированы значительным расстоянием как от языков Тихоокеанского побережья, так и от языков Севера. Отражая древнюю миграцию народов, на них говорят индейцы юго-запада Америки и северо-западной части Мексики. В эту группу входят шесть южных атабаскских языков и навахо.
В следующем списке перечислены атабаскские языки, упорядоченные по их географическому положению в различных штатах и провинциях Северной Америки (включая некоторые языки, которые в настоящее время вымерли). Носители нескольких языков, таких как навахо и гвичин, живут на границах между разными штатами и провинциями. Эти языки повторяются по местам в этом списке. Альтернативные названия языков см. В классификации, приведенной далее в этой статье.
Язык | Население | Динамики | Процент говорящих |
---|---|---|---|
Ахтна | 500 | 80 | 16,0% |
Дена'ина | 1,400 | 980 | 70,0% |
Deg Xinag | 275 | 40 | 14,6% |
Eyak | 50 | 0 | 0,0% |
Gwich'in | 1100 | 300 | 27,3% |
Хан | 50 | 12 | 24,0% |
Холикачук | 200 | 12 | 6,0% |
Коюкон | 2,300 | 300 | 13,0% |
Танана | 380 | 30 | 7,9% |
Танакросс | 220 | 65 | 29,6% |
Верхний Кускоквим | 160 | 40 | 25,0% |
Верхний Танана | x | x | x |
Источник: Информация в этой таблице было извлечено из Центра коренных языков Аляски. |
Эяк и атабаски вместе образуют генеалогическую лингвистическую группу называется атабаскан-эяк (AE) - хорошо продемонстрировано через последовательные звуковые соответствия, обширный общий словарный запас и кросс-лингвистически уникальные гомологии как в глаголе, так и в существительном морфологии.
тлинкит имеет дальнее отношение к группе атабасков-эяков и образует семью на-дене, также известную как атабаск-эяк-тлинкит (АЕТ). С достижениями 2010 года, реконструкциями согласных на-дене (или атабаск-эяк-тлинкит), эта последняя группировка рассматривается лингвистами Аляски как хорошо продемонстрированная семья. Поскольку и тлинкит, и эяк довольно далеки от атабаскских языков с точки зрения их звуковых систем, обычно проводится сравнение между ними и реконструированным протоатабаскским языком. Это больше похоже на тлинкит и эяк, чем на большинство дочерних языков в атабаскской семье.
Хотя Этнолог по-прежнему относит атабаскскую семью к хайде в своем определении семьи на-дене, лингвисты, активно работающие над атабаскскими языками, не принимают во внимание эту позицию.. Центр коренных языков Аляски, например, придерживается позиции, согласно которой недавние уточненные данные о хайде окончательно опровергли гипотезу включения хайда. Было установлено, что хайда не имеет отношения к атабаскским языкам.
Симпозиум на Аляске в феврале 2008 года включал доклады о семьях енисейцев и на-дене. Эдвард Вайда из Университета Западного Вашингтона подвел итоги десяти лет исследований, основанных на вербальной морфологии и реконструкциях протоязыков, что указывает на то, что эти языки могут быть связаны между собой.
Внутренняя структура атабаскской языковой семьи сложна, и ее точная форма все еще является предметом горячих споров среди экспертов. Традиционное трехстороннее разделение на Северное, Тихоокеанское побережье и Южное по существу основано на географии и физическом распределении атабаскских народов, а не на разумных лингвистических сравнениях. Несмотря на эту неадекватность, современная сравнительная атабаскская литература демонстрирует, что большинство атабасканцев по-прежнему используют трехстороннюю географическую группировку, а не какую-либо из предложенных лингвистических группировок, приведенных ниже, поскольку ни одна из них не получила широкого признания. Эта ситуация предположительно изменится по мере улучшения документации и анализа языков.
Помимо традиционной географической группировки, описанной ранее, существует несколько сравнительно основанных подгрупп атабаскских языков. Ниже представлены две наиболее актуальные точки зрения.
Ниже приводится схема классификации в соответствии с Керен Райс, основанная на материалах, опубликованных в Годдард (1996) и Митхун (1999). Он представляет собой то, что щедро называют классификацией «Райс – Годдард – Митхун» (Tuttle Hargus 2004: 73), хотя почти полностью принадлежит Керен Райс.
Ветви 1–7 являются северными Атабаскская (ареальная) группировка. Kwalhioqua – Clatskanai (# 7) обычно относился к группе тихоокеанского побережья, но недавнее рассмотрение Краусса (2005) не находит его очень похожим на эти языки.
Другая классификация Джеффа Лира следующая, обычно называемая «классификацией Леера» (Tuttle Hargus 2004: 72–74):
Ни одна из подгрупп не нашла значительной поддержки среди других атабасканцев. Детали семейного древа атабасков следует рассматривать как предварительные. Как выразились Таттл и Харгус, «мы не считаем, что различия между двумя моделями... окончательно решены, и на самом деле ожидаем, что они будут обсуждаться в течение некоторого времени». (Tuttle Hargus 2004: 74)
Северная группа особенно проблематична в своей внутренней организации. Из-за неспособности обычных критериев общих нововведений и систематических фонетических соответствий обеспечить четко определенные подгруппы, семья атабасков - особенно северная группа - была названа Майклом Крауссом (1973) «сплоченным комплексом»., 1982). Следовательно, модель генетической классификации Stammbaumtheorie или генеалогическое древо может быть неуместной. Языки южной ветви гораздо более однородны и представляют собой единственную четко генеалогическую подгруппу.
Споры продолжаются относительно того, образуют ли языки тихоокеанского побережья действительную генеалогическую группу, или же эта группа может вместо этого иметь внутренние ветви, которые связаны с разными подгруппами в северных атабасках. Положение Kwalhioqua – Clatskanai также обсуждается, поскольку он может попасть либо в группу Тихоокеанского побережья, если таковая существует, либо в Северную группу. Записи Никола настолько скудны - Краусс описывает их как «слишком мало и слишком жалко» (Krauss 2005) - что трудно сделать какие-либо надежные выводы по этому поводу. Никола может быть промежуточным звеном между Kwalhioqua – Tlatskanai и Chilcotin.
Как и Никола, документация по Tsetaut очень ограничена. Следовательно, трудно с уверенностью поместить его в семью. Атабасканисты пришли к выводу, что это северный атабаскский язык, соответствующий его географическому происхождению, и что он может иметь какое-то отношение к своему далекому соседу Талтану. Цецаут, однако, имеет общий гидронимический суффикс («река, ручей») с Секани, Бобром и Цуутиной - PA *-*ah - а не с суффиксом Tahltan, Tagish, Kaska, а также North и South Tutchone - PA * -tuʼ (Кари 1996; Кари, Фолл, Пит 2003: 39). Неоднозначность, окружающая Цецэут, объясняет, почему он помещен в отдельную подгруппу в классификации Райса – Годдарда – Митхуна.
Подробные списки языков, диалектов и субдиалектов см. В соответствующих статьях по трем основным группам: северные атабаски, атабаскцы тихоокеанского побережья, южные Атабаски. В оставшейся части этой статьи будет использоваться традиционное трехстороннее географическое группирование, за исключением случаев, указанных выше.
Северные атабаскские языки - самая большая группа в семье атабасков, хотя эта группа внутренне варьируется примерно так же, как и языки всей семьи. урхеймат из семьи атабасков, скорее всего, находится в долине Танана восточно-центральной Аляски. Существует много гомологий между протоатабаскской лексикой и образцами, отраженными в археологических памятниках, таких как Восходящее Солнце, Лебединая точка и Сломанный мамонт (Кари, 2010). Группа северных атабасков также включает наиболее консервативные в лингвистическом отношении языки, в частности коюкон, ахтна, денаина и дакель / носитель (Leer 2008).
О Цецауте известно очень мало, и по этой причине он обычно помещается в отдельную категорию подгруппа.
Язык никола настолько плохо засвидетельствован, что невозможно определить его положение в семье. Некоторые считают, что это отдельная ветвь хилкотина.
Язык Kwalhioqua – Clatskanie, несомненно, является частью подгруппы Тихоокеанского побережья, но имеет немного больше в распространен с языками северных атабасков, чем с языками тихоокеанского побережья (Leer 2005). Таким образом, он образует условный мост между северными атабаскскими языками и языками тихоокеанского побережья вместе с Никола (Krauss 1979/2004).
протоатабаскский является реконструированным предком атабаскских языков.
Wikisource содержит текст Британской энциклопедии 1911 года статьи Athapascan. |