Трени (Стравинский)

редактировать

Трени
id est Lamentationes Jeremiae Prophetae
Кантата от Игоря Стравинского
Scuola Grande di San Rocco (Венеция) - Il Salone Maggiore.jpg Зал Scuola Grande di San Rocco в Венеции, где состоялась премьера произведения
ТекстСтихи из Книги причитаний
ЯзыкЛатинский
Выполнено23 сентября 1958 (1958-09-23): Венецианская биеннале
Опубликовано1958
Записано5 Январь 1959 (1959-01-05) - 6 января 1959 (1959-01-06) Schola Cantorum (Хью Росс, хормейстер); Колумбийский симфонический оркестр Игорь Стравинский, дир. (LP, 1 диск, 33⅓ об / мин, 12 дюймов, монофонический. Columbia Masterworks ML 5383)
Движения3
Подсчет очков
  • солисты
  • хор
  • оркестр

Threni: id est Lamentationes Jeremiae Prophetae, обычно обозначаемый просто Threni, представляет собой музыкальную постановку Игоря Стравинского из стихов из Книги причитаний в Латиница из Вульгаты, для солистов, хора и оркестра. Он важен среди сочинений Стравинского как его первая и самая длинная полностью додекафоническая работа, но исполняется нечасто. Его описывали как «суровый», но также как «кульминационный момент» в его карьере художника, «важный как духовно, так и стилистически» и «самый амбициозный и структурно самый сложный» из всех его религиозных композиций, и даже » среди величайших произведений Стравинского ».

Стравинский написал« Трени »в 1957–1958 годах для Венецианской биеннале, и впервые он был исполнен там в сентябре 1958 года. Спектакль в Париже двумя месяцами позже стал катастрофой., объясняется неадекватностью исполнителей и недостаточными репетициями. Это привело к взаимным обвинениям между Стравинским, Пьером Булезом и Робертом Крафтом. Произведение было впервые опубликовано в 1958 году и впервые записано в 1959 году в записи, проведенной композитором.

Поскольку Трени предназначалась для концертного, а не для литургического использования, Стравинский свободно выбрал текст из первых глав Книги Плача. Он состоит из трех частей: большое центральное движение окружено двумя гораздо более короткими. Эрнст Кренек в 1942 году написал сеттинг к «Плачу», и Стравинский признал, что это могло повлиять на него. Он считал менее вероятным, что произведения композиторов эпохи Возрождения, в том числе Таллис, Берд и Палестрина, повлияли на него, хотя он изучал такую ​​музыку.

Содержание
  • 1 История
  • 2 Оркестровка
  • 3 Общие атрибуты
    • 3.1 Текст
    • 3.2 Музыкальный стиль
    • 3.3 Влияния
  • 4 Движения
    • 4.1 1. De Elegia Prima
    • 4.2 2. De Elegia Tertia
    • 4.3 3. De Elegia Quinta
  • 5 Дискография
  • 6 Источники
История

Стравинский сочинил Threni между летом 1957 года и весной 1958 г., начало его 29 августа 1957 г. за роялем ночного клуба в отеле, в котором он останавливался в Венеции, и завершение его до 27 марта следующего года. Впервые он был исполнен 23 сентября 1958 года в зале Scuola Grande di San Rocco, Венеция. Композитор дирижировал солистами Урсулой Золленкопф, Жанной Дерубэ, Юго Куэно, Ричардом Робинсоном, Чарльзом Шарбахом и Робертом Оливером, NDR Chor и NDR Sinfonieorchester. Стравинский посвятил спектакль Алессандро Пиовезану, директору Венецианской биеннале, который недавно скончался.

Первое парижское представление 14 ноября 1958 года было провальным. По словам Стивена Уолша, Пьер Булез не выполнил свое обязательство по привлечению адекватных исполнителей, и те, которых он мог получить, ломались несколько раз. Поначалу реакция аудитории была вежливой, но когда Стравинский отказался вернуться и поклониться, он постепенно перешел в насмешки. Стравинский сказал, что никогда больше не будет дирижировать в Париже. Стравинский почувствовал себя униженным из-за того, что он назвал «скандальным концертом», сразу после выступления написал в дневнике, что это был «самый несчастный концерт в моей жизни», и обвинил Булеза в результате. Роберт Крафт добавляет, что Булез обещал репетировать Трени, но не сделал этого. Тем не менее Стравинский был виноват в том, что не отменил концерт, несмотря на мольбы семьи и друзей, включая его жену и Надю Буланже. Признавая, что выступление было «катастрофой», Булез, тем не менее, настаивал на том, что он действительно участвовал в репетициях фортепиано вместе со Стравинским, которого он тщетно пытался убедить быть более твердым с певцами. Он пришел к выводу, что Стравинский «не был хорошим дирижером; он был ужасно паршивым дирижером», и проблемы с певцами усугублялись тем, что «оркестр был плохо подготовлен Ремеслом». Согласившись с тем, что певцы были «абсолютно ужасными», Булез возразил, что их выбрал не он, а агент, отвечающий за фестиваль в Экс-ан-Провансе.

Стравинский сам провел первую запись в январе. 1959 г. с Симфоническим оркестром Колумбии. Эта запись была переиздана несколько раз с момента первой публикации на LP в 1959 году и является частью выпуска 2007 года работ Стравинского на Sony..

Threni впервые была опубликована Boosey Hawkes в 1958 году. Проведение с этой партитуры затруднено из-за нехватки штриховых линий. Отвечая на вопрос Роберта Крафт об этом, Стравинский сказал: «Голоса не всегда находятся в ритмическом унисон. Следовательно, любые тактовые линии могут произвольно разрезать хотя бы одну линию». Он порекомендовал дирижеру «просто отсчитать музыку, как он отсчитывает мотет Жоскена». Однако в 1965 году было выпущено пересмотренное издание с несколькими изменениями в запретах, а также с некоторыми исправлениями.

Стравинский уже использовал технику двенадцати тонов ранее в 1950-х годах, как в Canticum Sacrum (1955) и в Agon (1957). Но ни один из них не является исключительно додекафонным, в отличие от Трени.

Оркестровка

Трени оценивается за одно сопрано, одно контральто, два тенор и два баса солиста, хор и оркестр из 2 флейт, 2 гобоев, английского рожка, 2 кларнеты (второе удвоение альт-кларнет in F), бас-кларнет, контрабас саррузофон, флюгельгорн, 4 валторны, 3 тромбона (1 альт, 1 тенор, 1 бас), туба, литавры, тамтам, арфа, селеста, фортепиано и струнные. (Флюгельгорн на самом деле указан издателем как «горн», хотя в списке «оркестровка» во главе партитуры указывается спецификация «Горн контральто в B (Флюгельгорн)», а в самой партитуре, где все другие инструменты названы по-итальянски, по-французски и по-немецки он называется «Bugle C-alto (Flügelhorn)». Однако роль играет флюгельгорн. Французское слово для флюгельгорна - это горн à поршни, а итальянское - flicorno.)

Общие атрибуты

Текст

Стравинский написал Трени для Венецианской биеннале, а не для литургического использования, и он сам выбрал слова для соответствовать его музыкальным целям. Полный текст включен в анализ Кустера. Текст включает еврейские буквы, с которых начинаются стихи в некоторых главах «Плач Иеремии». Они всегда предназначены для хора и их сравнивают с «серией светящихся инициалов, украшающих рукопись».

Музыкальный стиль

Сам Стравинский описал свое отношение к высоте звука в «Трени» как «своего рода «триадическая атональность» », противопоставляя это« тональному повторению »своих балетных партитур. Трени широко использует каноны. В хоре также используется безмолвное пение - впервые Стравинский сделал это.

Для партитуры нужен большой оркестр, но он никогда не используется в тутти, предпочитая небольшие группы индивидуально выбранных инструментов одновременно.

Основная 12-тональная строка для Threni - D♯-G♯-G ♮ -A♯-C♯-A ♮ -D ♮ -B ♮ -E ♮ -C ♮ -F ♮ -F♯. Стравинский широко использует тональные - даже диатонические - возможности этого ряда. Тем не менее, Стравинский не особо глубоко использует технику двенадцати тонов в этой работе, полагаясь на свободное транспонирование и комбинирование, выбор и повторение, так что характер музыки на самом деле не сильно отличается от его более ранних работ: начало " Sensus spei ", например (особенно много повторяющихся нот в соло альта и повторяющийся отклик припева), напоминает Renard и Les noces, а также два коротких отрывка для струны и припев в начале, устанавливая еврейские буквы caph и res, напоминают места в «Орфее» (1948).

Влияния

Произведение, которое, скорее всего, повлияло на Threni Стравинского, - это Lamentatio Jeremiae prophetae, opus 93, Эрнст Кренек, для 8-партийного хора без сопровождения, сочиненный в 1942 году, но опубликованный только в 1957 году (за год до Трени). Сам Стравинский сказал, что ему понравилась эта работа, что он читал трактат Кренека о двенадцатитонном контрапункте, и что «Возможно, мой собственный Трени показывает контакт с Плачем [Кренека]». Одним из примеров является решение Стравинского полагаться на такт, а не на такты в разделе «Кверимония».

Эдгар Мюррей считает Трени менее выразительной, чем Кренек, и больше похожей на Плач Томас Таллис. Стравинский, однако, признавая, что изучал настройки Таллиса и работы Уильяма Берда и Палестрины, не верил, что они повлияли на его музыку.

Другое наблюдались сходства - например, эпизод с мужским квартетом в «Кверимонии», вероятно, был предложен Карло Джезуальдо суммой Эстима - хотя такие вещи лучше охарактеризовать как «отождествления», чем «влияния»

Отрывок, начинающийся с такта 231 («NUN: Scrutemur vias nostras»), представляет собой новую для Стравинского ритмическую структуру, которая сильно напоминает многослойные ритмы Стокхаузена Zeitmaße, которую Роберт Крафт репетировал в доме Стравинского как раз во время сочинения (с 16 января по 14 февраля 1958 года). Стравинский присутствовал не только на этих репетициях, но и на сессиях записи Zeitmaße, с большим интересом следя за партитурой. Опубликованная партитура Трени также является первой из работ Стравинского, в которой применен нотационный прием, заключающийся в замене нотоносцев в безмолвных размерах белым пространством на странице - особенность, часто встречающаяся в рукописях Стравинского еще в 1916 году, но с этого момента только в печати. вперед. Эта особенность также присутствует в партитуре Штокхаузена.

Серия, использованная Пьером Булезом в его «Структурах 1а», встречается в набросках для Трени, но она настолько принципиально отличается от строки, которую фактически использовал Стравинский, что имеет прямое отношение к Трени. неясно.

Движения

У Трени есть три движения, соответствующие трем главам Плач Иеремии, из которых взяты тексты, используемые в работе. Ниже приводится резюме. Подробный музыкальный анализ и полный латинский текст, наряду с английской версией Библии короля Якова, доступны в диссертации Эндрю Кустера.

1. De Elegia Prima

После короткого оркестрового вступления движение начинается словами «Incipit lamentatio Jeremiae Prophetae» (здесь начинается плач пророка Иеремии), после чего музыка устанавливает Lamentations, глава 1, стихи 1, 2 (первая часть), 5 (первая часть), 11 (последняя часть) и 20. Еврейская буква предшествует каждому используемому стиху (алеф, бет, хе, каф, реш).

2. De Elegia Tertia

В этом движении используется текст из 3-й главы "Lamentations", с буквой на иврите перед каждым блоком из трех стихов. Он намного длиннее, чем два других движения вместе взятых, и разделен на три части:

Querimonia
(жалоба) использует стихи 1–6 и 16–21 (еврейские буквы: алеф, beth, vav, zayin ).
Sensus spei
(чувство надежды) использует стихи 22–27, 34–36, 40– 45 и 49–57 (буквы на иврите: хет, тет, ламед, монахиня, самех, ayin, tsade, qoph ).
Solacium
(утешение) использует стихи 58–64 (еврейские буквы: реш, шин, тав ).

3. De Elegia Quinta

Это, безусловно, самый короткий фрагмент произведения. Он начинается со слов «Oratio Jeremiae Prophetae» (молитва пророк Иеремия), после чего музыкальные композиции ставят главу 5, стихи 1, 19 и 21. Плачущие стихи. С этим текстом не связаны буквы на иврите.

Дискография
  • Стравинский: Threni, т.е. Lamentationes Jeremiae Prophetae (1957). –58), дирижирует Игорь Стравинский. Бетани Бердсли (s); Беатрис Креб s (контральто); Уильям Льюис и Джеймс Уэйннер (теноры); Мак Морган (баритон); Роберт Оливер (бас); Schola Cantorum (Хью Росс, реж.); Колумбийский симфонический оркестр; Дирижирует Игорь Стравинский (запись 5–6 января 1959, Нью-Йорк). Запись LP, монофоническая. Columbia Masterworks ML 5383. Нью-Йорк: Columbia Records, 1959. Переиздано на Стравинском: хоровые произведения. Игорь Стравинский Recorded Legacy 14. Набор из двух пластинок. CBS 37527–37528. [N.p.]: CBS, 1981. Переиздано на издании Игоря Стравинского, Vol. 11. Комплект из 2 компакт-дисков. Sony SM2K 46301. [N.p.]: Sony Classical, 1991. Переиздан на Диске 21 (88697103112-21), "Sacred Works vol. 2" произведений Игоря Стравинского. Комплект из 22 компакт-дисков. Sony Classical 88697103112. Нью-Йорк: Sony BMG Music Entertainment, 2007.
  • Stravinsky Vol. VI: Симфония Псалмов, Свадебка, Плач Иеремии. Филармония; Хорал Саймона Джоли; Роберт Крафт, конд. В Les Noces: Международный фортепианный квартет, Ансамбль ударных Тристана Фрая, Элисон Уэллс (сопрано), Сьюзан Бикли (меццо-сопрано), Мартин Хилл (тенор), Алан Юинг (глубокий бас); В Threni: Джули Моффат (сопрано), Дженнифер Лейн (меццо-сопрано), Мартин Хилл и Джозеф Корнуэлл (теноры), Дэвид Уилсон-Джонсон и Мартин Робсон (басы). (Симфония псалмов, записанная 5 и 6 января 2001 г.; Les Noces, записанная 8 и 9 января 2001 г.; Трени, записанная 25–30 июня 2001 г.; все записаны в студии Abbey Road Studio One, Лондон, Англия.) Кох KIC-CD-7514. Нью-Йорк: Международная классика Коха, 2002.
  • Стравинский: Трени, Реквием Песнь. Collegium Vocale Gent ; Королевский фламандский филармонический оркестр ; Филипп Херревеге, конд. Кристина Ландшамер (сопрано), Ева Волак (альт), Максимилиан Шмитт (тенор), Магнус Ставеланд (тенор), Флориан Бош (бас), Дэвид Соар (бас), записано 13–15 октября 2014 г. PHI – LPH020. Phi Classics, 2016.
Источники
Последняя правка сделана 2021-06-11 11:03:28
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте