T. Кеннет Мэттингли II | |
---|---|
Родился | Томас Кеннет Мэттингли II. (1936-03-17) 17 марта 1936 (возраст 84). Чикаго, Иллинойс, США |
Статус | на пенсии |
Гражданство | Американец |
Другие имена | Кен Мэттингли |
Alma mater | Обернский университет, бакалавр наук 1958 |
Род занятий | Морской авиатор, летчик-испытатель |
Награды | |
Космическая карьера | |
НАСА Астронавт | |
Звание | Контр-адмирал, USN |
Время в космосе | 21d 04h 34m |
Выбор | 1966 NASA Group 5 |
Всего EVAs | 1 |
Общее время EVA | 1 час 23 минуты |
Миссии | Аполлон 16, STS-4, STS-51-C |
Знак различия миссии | |
Выход на пенсию | июнь 1985 г. |
RADM Томас Кеннет Маттингли II, USN, Ret. (родился 17 марта 1936 г.) - бывший американский авиатор, авиационный инженер, летчик-испытатель, контр-адмирал в ВМС США и астронавт, которые выполняли миссии Apollo 16, STS-4 и STS-51-C.
Мэттингли должен был лететь на Аполлон-13, но за три дня до запуска его задержали и сняли с миссии из-за заражения немецкой корью (который он не заключал). Позже он летал в качестве пилота командного модуля Аполлона-16 и совершил 64 лунных орбиты, что сделало его одним из 24 человек, совершивших полет на Луну. Мэттингли и его командир с «Аполлона-16» Джон Янг - единственные люди, совершившие полеты на Луну, а также в орбитальную миссию космического челнока (Фред Хейз, его бывший товарищ по тренировочному экипажу с Аполлона-13 проводил атмосферные летные испытания космического корабля "Подход и посадочные испытания ").
Во время обратного полета Аполлона-16 на Землю Мэттингли выполнил выход в открытый космос по извлечению кассет с пленкой снаружи космического корабля, командно-сервисного модуля. Это был второй в истории выход в открытый космос, сделанный на большом расстоянии от любого планетарного тела. По состоянию на 2020 год он остается одним из трех таких выходов в открытый космос, которые были проведены во время J-миссий.
Родился Томас Кеннет Маттингли II 17 марта 1936 года в Чикаго, штат Иллинойс, Томасу Кеннету Мэттингли и Констанс Мейсон (урожденная Кларк) Мэттингли. Его отец, который был нанят Eastern Airlines вскоре после рождения сына, перевез семью в Хайалиа, Флорида. Авиация стала частью жизни Мэттингли с самого раннего возраста; позже он вспоминал, что его «самые ранние воспоминания... все были связаны с самолетами».
Мэттингли был активным членом бойскаутов Америки, где он достиг второго высшего звания, Спасатель. Он окончил среднюю школу Майами Эдисон в 1954 году и получил степень бакалавра наук в области авиационной техники в Обернском университете. в 1958 году. Он также был членом братства Дельта Тау Дельта (глава Эпсилон Альфа).
Он присоединился к ВМС США в качестве прапорщика в 1958 году и получил свои авиаторские крылья в 1960 году. Затем он был назначен в Тридцать пятую штурмовую эскадрилью (VA-35) на военно-морской авиабазе Океана, Вирджиния и летал на самолете A-1H Skyraider на борту авианосца USS Saratoga с 1960 по 1963 год. В июле 1963 года он служил в 11-й тяжелой ударной эскадрилье (VAH-11 ) на военно-морской авиабазе Сэнфорд, Флорида, где летал на A-3B Skywarrior на два года и развернут на борту военного корабля США Франклин Д. Рузвельт. Находясь в Сэнфорде, другу и коллеге Мэттингли было поручено провести аэрофотосъемку запуска с мыса Канаверал, и он убедил Маттингли сопровождать его в этой миссии, и в итоге они наблюдали за запуском Gemini 3 (несущий будущий Аполлон-16 командир Джона Янга Мэттингли) с воздуха.. После завершения второго рейса Мэттингли разочаровался в своей попытке присоединиться к школе пилотов-испытателей ВМС США на реке Патаксент после упомянутого круиза. закончился после начала занятий, однако ему удалось получить место в Школе летчиков-испытателей ВВС США на базе ВВС Эдвардс, где будущие астронавты Эдгар Митчелл и Кароль Дж. Бобко были его Среди одноклассников и инструкторов были Чарльз Дюк, его товарищ по команде Аполлона 16 и Генри Хартсфилд, который Мэттингли будет командовать на STS 4.
. Он наработал 7200 часов. летного времени - включая 5000 часов на реактивных самолетах.
10 сентября 1965 года НАСА начало процесс отбора в пятую группу астронавтов. Из 351 претендента НАСА отобрало 159 кандидатов, которые отвечали основным требованиям, которые требовали, чтобы претенденты были гражданами США, рожденными 1 декабря 1929 года или позднее, и ростом не более шести футов. Они также должны были иметь не менее 1000 часов налета на реактивном самолете . Ранее Мэттингли не проявлял особого интереса и склонности подавать заявки на участие в программе астронавтов, однако его взгляды изменились, когда в школе летчиков-испытателей ВВС и его классу предложили возможность подать заявку на участие в НАСА или Программа USAF пилотируемой орбитальной лаборатории. Мэттингли и Митчелл выбрали второй вариант, и они были отклонены. Срок подачи заявок в группу НАСА истек, однако один из их инструкторов смог убедить НАСА принять их заявку, несмотря ни на что. На панели интервью представителями офиса астронавтов были Джон Янг и Майкл Коллинз, в то время проходившие подготовку в качестве основного экипажа для Gemini 10. Позже Маттингли вспоминал, что Янг его «озадачил». Коллинз спросил Мэттингли, что он думает о F-104, на что Мэттингли ответил, что он думал, что это «забавный самолет», но бесполезный в бою. Коллинзу, похоже, не понравился ответ, и Мэттингли почувствовал, что он взорвался его шанс. Однако после завершения процесса отбора Мэттингли позвонил Дику Слейтону с предложением стать космонавтом.
На момент выбора у него было 2582 часа опыта полетов, в том числе 1036 часов на реактивном самолете. Он также имел степень бакалавра инженерных наук или физических или биологических наук, как того требовала начальная квалификация. Из 100 военнослужащих и 59 гражданских кандидатов НАСА выбрало 19 астронавтов для присоединения к группе.
Мэттингли, лейтенант ВМС США, был студентом ВВС США. Школа пилотов аэрокосмических исследований на авиабазе Эдвардс, Калифорния, когда НАСА выбрало его в качестве астронавта в апреле 1966 года.
Сначала Мэттингли был частью команды поддержки Аполлона 8. Мэттингли служил CAPCOM во время второй телевизионной передачи Аполлона 8 и последующей подготовки к трансземной инъекции.
Затем он тренировался параллельно с Биллом Андерсом для Аполлона-11 в качестве резервного пилота командного модуля, потому что Андерс собирался уйти из НАСА в августе 1969 года, и в случае задержки миссии Андерс будет недоступен.
Первое основное назначение Мэттингли должен был быть пилотом командного модуля в миссии Аполлон 13. За три дня до запуска он был отстранен от миссии из-за заражения немецкой корью (которой он никогда не болел) и был заменен резервным пилотом CM, Джеком Свигерт. В результате он пропустил резкий взрыв в полете, повредивший космический корабль. Однако Мэттингли помогал экипажу решить проблему энергосбережения во время входа в атмосферу.
Обмен с Аполлона-13 был размещен Мэттингли об экипаже, который будет летать Аполлон 16 (16–27 апреля 1972 г.), пятая миссия по высадке на Луну с экипажем. В состав экипажа входили Джон У. Янг (командир), Мэттингли (пилот командного модуля) и Чарльз М. Дьюк младший (пилот лунного модуля ). Аполлону-16 была поручена задача собрать образцы с лунного нагорья возле кратера Декарт. Находясь на лунной орбите, научные инструменты на борту командно-служебного модуля Каспер расширили фотографическое и геохимическое картирование пояса вокруг лунного экватора. Двадцать шесть отдельных научных экспериментов были проведены как на лунной орбите, так и на окололунном побережье. Основной упор был сделан на использование человека в качестве орбитального наблюдателя с использованием уникальных возможностей человеческого глаза и присущего человеку любопытства.
На обратном этапе миссии Маттингли выполнил выход в открытый космос (EVA) для извлечения пакетов пленки и данных из научного отсека на стороне служебного модуля. Хотя миссия Аполлона-16 была завершена на день раньше из-за опасений по поводу нескольких неисправностей космических кораблей, все основные цели были достигнуты благодаря неустанным усилиям группы поддержки миссии и стали возможными благодаря самому тщательному предполетному планированию, связанному с миссией Аполлона..
После своего возвращения на Землю Мэттингли занимал руководящие должности астронавтов в программе разработки космического челнока.
Мэттингли (на переднем плане) с Генри Хартсфилд приветствует президента Рональда Рейгана рядом с первой леди Нэнси Рейган после приземления STS-4 4 июля 1982 года ", - говорит президент Рональд Рейган. с астронавтами НАСА Генри Хартсфилдом и Томасом Мэттингли на взлетно-посадочной полосе, пока первая леди Нэнси Рейган сканирует нос космического корабля "Колумбия" после его приземления в День независимости на базе ВВС Эдвардс 4 июля 1982 г. "Мэттингли был назначен командующим СТС-4, четвертый и последний орбитальный т. Первый полет космического корабля Columbia, запущенного из Космического центра Кеннеди, Флорида, 27 июня 1982 года с Генри У. Хартсфилдом-младшим., как пилот. Эта 7-дневная миссия была разработана для дальнейшей проверки этапов подъема и входа шаттлов; проводить постоянные исследования воздействия долгосрочных экстремальных температур на подсистемы орбитального корабля; и провести исследование загрязнения, вызванного орбитальным аппаратом, в отсеке полезной нагрузки орбитального аппарата. Кроме того, экипаж провел несколько научных экспериментов, расположенных в кабине орбитального аппарата и в отсеке для полезной нагрузки. Эти эксперименты включали эксперимент с системой непрерывного проточного электрофореза, предназначенный для исследования разделения биологических материалов в жидкости в соответствии с их поверхностным электрическим зарядом. Этот эксперимент стал первым, кто начал коммерческое предприятие, в котором использовались уникальные характеристики космоса. Экипажу также приписывают проведение ремонта в полете, который позволил им активировать первый оперативный «спецвыпуск » (состоящий из девяти экспериментов, которые варьировались от водорослей и ряски рост в космосе до плодовой мухи и креветок генетические исследования). STS-4 совершил 112 витков вокруг Земли перед приземлением на бетонную взлетно-посадочную полосу на базе ВВС США Эдвардс, Калифорния 4 июля 1982 года. Мэттингли и Хартсфилд приветствовали Президент Рональд Рейган после приземления; В своей приветственной речи Рейган узнал в этой паре, выпускниках Обернского университета, «вас, двух сыновей Оберна».
STS-51-C, первый космический шаттл миссии обороны, запущенной из Космического центра Кеннеди, Флорида 24 января 1985 года. В состав экипажа входили Кен Маттингли (командир космического корабля), Лорен Шрайвер (пилот), Джеймс Бучли и Эллисон Онидзука (Специалисты миссий ) и Гэри Пэйтон (DOD Специалист по полезной нагрузке ). STS-51-C выполнил свою миссию Министерства обороны США, которая включала развертывание модифицированного инерциального разгонного блока (IUS) с космического корабля Space Shuttle Discovery. Посадка произошла 27 января 1985 года.
В 1985 году Мэттингли ушел из НАСА и уволился из военно-морского флота в 1986 году с двухзвездочным званием контр-адмирал. (верхняя половина) и вошла в частный сектор. Он работал директором в отделе поддержки космических станций Груммана. Затем он возглавил программу повышения давления Атлас для General Dynamics в Сан-Диего, Калифорния. В Lockheed Martin он был вице-президентом и отвечал за программу разработки X-33. В настоящее время он работает в Вирджинии.
. Мэттингли является членом многих организаций. Он младший научный сотрудник Американского института аэронавтики и астронавтики ; сотрудник, Американское астронавтическое общество ; и член Общества экспериментальных летчиков-испытателей и США. Военно-морской институт.
Мэттингли - обладатель множества наград. Он был награжден медалями НАСА за выдающиеся заслуги (2); Космический центр Джонсона Почетная грамота (1970 г.); Премия ОАО "Группа за достижения" (1972 г.); Медаль за выдающиеся заслуги на флоте ; Крылья космонавта ВМФ ; SETP Премия Ивана К. Кинчелоу (1972); Дельта Тау Дельта Премия за достижения (1972 год); Премия Совета инженеров выпускников Оберна за выдающиеся достижения (1972 год); AAS Премия за выслугу летных достижений за 1972 год; AIAA Премия Хейли в области астронавтики за 1973 год; Международная авиационная федерация присудила ему премию V. Комаров М. Диплом 1973 г.; Медаль за выдающиеся заслуги Министерства обороны (1982).
Мэттингли был введен в должность с группой астронавтов Аполлона в Международный зал космической славы в 1983 году. 24 астронавтов Аполлона, которые были введены в США Зал славы астронавтов в 1997 году.
В 1970 году он женился на Элизабет Дейли. У них есть один ребенок.
Мэттингли был изображен в фильме 1995 года Аполлон 13 парнем Чикагона Гэри Синиз. Он был изображен в 1998 HBO минисериал С Земли на Луну Желько Иванек.
На Викискладе есть средства массовой информации, связанные с Кеном Маттингли. |