A-3 (A3D) Skywarrior | |
---|---|
Роль | Стратегический бомбардировщик |
Национальное происхождение | США |
Производитель | Douglas Aircraft Company |
Первый полет | 28 октября 1952 г. |
Введение | 1956 |
На пенсии | 27 сентября 1991 г. |
Статус | На пенсии |
Основной пользователь | ВМС США |
Производство | 1956–1961 |
Количество построенных | 282 |
Разработано в | разрушитель Douglas B-66 |
Douglas A-3 Skywarrior - это реактивный двигатель стратегический бомбардировщик, который был разработан и произведен Douglas Aircraft Company.
Он был разработан Дугласом от имени ВМС США, которые искали авианосец -способный стратегический бомбардировщик. В июле 1949 года Douglas получил контракт на производство своей конструкции, превзойдя заявки восьми других авиастроительных компаний. В отличие от конкурирующих конструкций, которые были нацелены на максимальную взлетную массу 100 000 фунтов (45 000 кг), Skywarrior был разработан для взлетной массы 68 000 фунтов (31 000 кг), что облегчало его использование из существующих Midway- авианосцы класса. Большая часть самолетов была произведена Westinghouse Electric Corporation, в том числе ее ранние турбореактивные двигатели Westinghouse J40 , которые не оправдали обещаний и были заменены конкурентами. Двигатель Pratt Whitney J57 к середине 1953 года. 28 октября 1952 года прототип XA3D-1 выполнил первый полет типа .
. 31 марта 1956 года Skywarrior поступил на службу в эскадрилью ВМФ. Первоначально использовавшиеся в качестве стратегического бомбардировщика с ядерным оружием, появление эффективных баллистических ракет привело к тому, что к началу 1960-х гг. На протяжении большей части своего последующего срока службы Skywarrior выполнял различные второстепенные задачи, которые включали использование в качестве платформы радиоэлектронной борьбы, тактического разведывательного самолета и топливозаправщика большой вместимости. Это был один из самых длительных самолетов палубного базирования в истории, он был введен в эксплуатацию в середине 1950-х годов и выведен из эксплуатации в 1991 году. На протяжении всей своей службы Skywarrior был самым тяжелым самолетом, который эксплуатировался из авианосец, что способствовало его прозвищу «Кит ».
Skywarrior - один из двух штурмовиков ВМС США, предназначенных в качестве стратегических бомбардировщиков для ввода в строй, второй является его предшественником, североамериканским AJ Savage. Сверхзвуковой авианосный самолет North American A-5 Vigilante также изначально разрабатывался для стратегических ядерных ударных задач и с начала 1960-х годов на очень короткое время вытеснил в этой роли А-3. Модифицированный вариант Skywarrior, B-66 Destroyer, служил в ВВС США, где он использовался как тактический бомбардировщик, самолет радиоэлектронной борьбы и платформа для воздушной разведки. вплоть до его вывода в 1970-е годы.
Во время Второй мировой войны, ВМС США (USN) начал изучать концепцию эксплуатации реактивных самолетов со своих авианосцев. Успех стимулировал дальнейшее развитие концепции; В начале послевоенных лет официальные лица USN начали исследовать использование реактивной энергии в качестве потенциального средства управления более крупными авианосными самолетами, способными выполнять стратегическую бомбардировку . Военно-воздушные силы США все больше осознавали, что они могут выполнять более широкую роль, что было возможно ранее, и что флот стратегических бомбардировщиков, эксплуатируемый ВВС США (ВВС США), не может достичь больших частей world, ограничение, которое отсутствовало на его авианосном флоте и их воздушных крыльях.
В январе 1948 года Начальник военно-морских операций издал требование о разработке дальнего авианосца. -базируемый штурмовик, способный доставить либо 10 000 фунтов (4500 кг) бомбовой нагрузки, либо ядерное оружие. Предполагалось, что самолет будет эксплуатироваться с запланированных США -класса «суперперевозчиков, которые были значительно больше, чем существующие авианосцы USN, поэтому в спецификации была установлена целевая загруженная масса 100000 фунтов (45000 кг). Кроме того, USN стремилось к тому, чтобы этот бомбардировщик обладал большей скоростью и дальностью полета, чем его существующий североамериканский флот AJ Savage. В общей сложности восемь производителей самолетов представили ответы на спецификации, но все, кроме Douglas Aircraft Company и Curtiss-Wright, отказались от участия, заявив, что не было никаких средств, позволяющих выполнить требования. в пределах ограничения веса в 100 000 фунтов. Неуверенность в характеристиках и требованиях двигателей и бомб были основными факторами, способствовавшими созданию этой атмосферы негатива.
Эд Хайнеманн, главный конструктор Дугласа, позже прославившийся A-4 Skyhawk, опасаясь, что класс Соединенных Штатов может быть отменен, предложил значительно меньший самолет с полной массой 68 000 фунтов (31 000 кг), способный работать с существующими авианосцами USN. Хайнеманн рассуждал (правильно), что по мере развития технологий размер и вес ядерного оружия будут существенно уменьшаться, что увеличивало основания для разработки более компактного бомбардировщика. Однако такие деятели, как генерал ВВС США Хойт Ванденберг высмеивают предложение Хайнеманна как «безответственные заявления». В течение этого периода USN и USAF были яростными соперниками, каждый из которых стремился сохранить финансирование своих проектов за счет другого в период, отмеченный резким сокращением оборонных бюджетов; в частности, официальные лица ВВС США часто выражали свое открытое противодействие строительству авианосцев класса США.
В конце 1948 года и Дуглас, и Кертисс-Райт получили контракты на предварительное проектирование для дальнейшего разрабатывать и уточнять свои предложения. В то время как Дугласу удавалось поддерживать взлетную массу на уровне 68 000 фунтов, Curtiss не смогла выполнить более значительную цель в 100 000 фунтов на этом этапе, и поэтому была исключена из рассмотрения. В апреле 1949 года критикам USN удалось добиться отмены авианосцев класса Соединенных Штатов; Этот результат подтвердил решение Heinemann сосредоточиться на конструкции, которая могла бы использоваться с меньшими военно-морскими авианосцами класса Midway. В июле 1949 года USN, признав пригодность конструкции Дугласа, заключил с компанией контракт на производство двух летных прототипов и одного неподвижного планера.
Douglas sourced. значительные части самолета, включая ответственность за турбореактивные двигатели, радар, хвостовую турель, электрические генераторы и различные другие вспомогательные системы от Westinghouse Electric Corporation ; эта сильная зависимость от Westinghouse якобы доставляла Дугласу некоторый дискомфорт. В частности, разработка двигателя Westinghouse J40 оказалась неспособной выполнить графики разработки или обещанные характеристики; Позже Хайнеманн заметил, что «первое, что мы узнали, это то, что J40 недостаточно мощный». Еще до первого полета Дуглас рассматривал возможность перехода на двигатель J57 конкурирующего производителя Pratt Whitney, который был тяжелее, но позволял сделать самолет в целом легче из-за меньшее потребление топлива.
28 октября 1952 года прототип XA3D-1 выполнил свой первый полет типа ; Первоначальный испытательный полет, пилотируемый Джорджем Янсеном, был проведен с высокой степенью секретности. Вначале было обнаружено, что самолет особенно хорошо управляется в полете, отчасти из-за того внимания, которое Хайнеманн и команда разработчиков уделяли гидроусилителям рулевых поверхностей. 16 октября 1953 года первый YA3D-1, оснащенный двигателем-конкурентом J57, совершил свой первый полет.
Из-за серьезных проблем в разработке, в основном связанных с оригинальными двигателями J40, выпуск Skywarrior был отложен до 31 декабря. Март 1956. A-3 был, безусловно, самым большим и самым тяжелым самолетом, когда-либо созданным для повседневного использования на авианосцах, хотя по иронии судьбы это было наименьшее предложение среди других предложений, которые могли быть развернуты только на еще более крупных авианосцах, еще не находящихся в эксплуатации.. Как и предсказывал Хайнеманн, Skywarrior был спроектирован так, чтобы нести более крупные и громоздкие бомбы, чем он когда-либо будет на вооружении, благодаря быстрому совершенствованию оружейных технологий. Несмотря на это, по настоянию военно-морского флота, самолет был аттестован на «перегрузочную» полезную нагрузку 84 000 фунтов (38 000 кг), испытания которой установили бы рекорд по весу для операций с авианосцем. Из-за его громоздких размеров и менее тонкого профиля его прозвали «Китом».
К концу 1950-х стало ясно, что ядерная миссия Skywarrior будет передана на баллистические ракеты ; тем не менее, его большой клиренс и размеры означали, что самолет можно было бы использовать и в других целях. Соответственно, большое количество Skywarriors было модернизировано в качестве воздушных заправщиков танкеров или платформ радиоэлектронной борьбы ; в частности, модель EKA-3B могла легко переключаться между выполнением ударов, дозаправкой и радиоэлектронной борьбой по мере необходимости. Было разработано множество других моделей этого типа, в результате чего он использовался для воздушной разведки, а также в качестве учебно-тренировочного самолета . Производство этого типа было прекращено в 1961 году.
Skywarrior имел крыло со стреловидностью 36 ° и два турбореактивных двигателя Pratt Whitney J57. Ранние прототипы использовали предполагаемую Westinghouse J40, силовую установку, которая оказалась катастрофической и впоследствии была отменена. Турбореактивные двигатели могут быть дополнены запасом на двенадцать баллонов с тягой JATO по 4500 фунт-сила (20 кН ). Самолет имел в основном обычный полу- монокок фюзеляж с двигателями в подкрыльевых гондолах. Управление полетом было гидравлическим, и для хранения под палубой крылья А-3 складывались за пределы двигателей, лежали почти ровно, а его вертикальный стабилизатор был прикреплен к правому борту. Вместительные внутренние топливные баки обеспечивали большую дальность полета.
Расположение камеры замаскированного RA-3B Тяжелой фотографической эскадрильи 61Ранние варианты A-3 имели экипаж из трех человек: пилот, бомбардир / штурман (BN) и член экипажа / штурман (также известный как третий член экипажа). Необычная конфигурация кабины была объединена с тремя членами экипажа, сидящими под навесом. В приподнятом отсеке пилот и бомбардир / штурман сидели бок о бок с местом пилота на левом борту, имеющим полный контроль над полетом. На начальных вариантах третий член экипажа, который также выступал в качестве наводчика для двойной хвостовой 20-мм пушки, которая на короткое время оснащалась оригинальной версией бомбардировщика A3D / A-3A (удалена и заменена оборудованием ECM.), сидевший позади пилота на кормовом сиденье. Третья станция экипажа имела секстант для астронавигации и оборудование защитных электронных средств противодействия. Более поздние варианты электронной разведки могли вместить экипаж из семи человек с летным экипажем, состоящим из пилота, второго пилота и штурмана, а также четырех операторов электронных систем, занимающих станции в бывшем бомбоотсеке в просторном фюзеляже.
Усилия по сокращению Вес, делавший самолет пригодным для работы на авианосцах, привел к удалению кресел для катапультирования в процессе проектирования Skywarrior, исходя из предположения, что большинство полетов будет выполняться на большой высоте. Аналогичное устройство с аварийным туннелем использовалось на F3D Skyknight. Экипажи начали болезненно шутить, что "A3D" означает "All Three Dead". (В 1973 году вдова члена экипажа Skywarrior, убитого над Вьетнамом, подала в суд на компанию McDonnell Douglas Aircraft Company за то, что она не предоставила катапультируемые кресла для A-3.) Напротив, эсминец B-66 ВВС США не с учетом требований к массе для перевозки грузов, на протяжении всего срока службы оснащался катапультными креслами.
Задокументированная история механических отказов в A3D / A-3 показала уровень значительно выше среднего. Хотя в журналах появлялись статьи, в которых предполагалось, что проблема безопасности усугубляется назначением более слабых пилотов на более медленные самолеты, такие как A-3, в период своего расцвета пилоты Skywarrior часто были «лучшими из лучших» и, за некоторыми исключениями, были лучшими из лучших. старшие пилоты, у которых не менее 1500 часов реактивного времени из-за его критической задачи по нанесению ядерного удара и сложности с доставкой такого большого самолета на борт, особенно ночью на небольших авианосцах. Первоначально бомбардировщики Skywarrior были назначены на все боевые авианосцы, в том числе: класс Essex времен Второй мировой войны и (просто) послевоенный класс Midway.
Skywarrior мог нести до 12 000 фунтов (5400 кг) вооружения в фюзеляже бомбовый отсек, которое в более поздних версиях использовалось для оборудования датчиков и камер или дополнительных топливных баков. Первоначально была установлена система управления бомбами AN / ASB-1A, позже ее заменила модернизированная AN / ASB-7 со слегка измененной формой носа. Оборонительное вооружение представляло собой две 20-мм пушки в хвостовой турели с радаром, разработанной Westinghouse, которая вскоре была заменена оборудованием электронного противодействия. Хотя некоторые бомбардировки будут выполняться в начале войны во Вьетнаме, большинство бомбардировок будет выполняться более проворными штурмовиками и истребителями-бомбардировщиками, а Skywarrior будет служить в основном как танкер и самолет поддержки радиоэлектронной борьбы.
До начала эксплуатации США. Подводные лодки ВМФ с баллистическими ракетами «Полярис», А-3 были важнейшим элементом ВМС США в системе ядерного сдерживания. Эскадрильи были организованы в два тяжелых ударных крыла (HATWING), одно из которых первоначально было расположено на военно-морской авиабазе Северный остров, Калифорния, а затем в декабре 1957 года было переброшено на военно-воздушную базу Уидби-Айленд, Вашингтон. в то время как другое крыло первоначально было расположено на военно-морской авиабазе Джэксонвилл, Флорида, а затем переехало на военно-морскую авиабазу Сэнфорд, Флорида. Крыло на острове Уидби будет ликвидировано в 1959 году, но эскадрильи, составлявшие крыло, позже перейдут на вариант EKA-3B, в конечном итоге сформировав ядро сообщества Grumman EA-6B Prowler ВМФ, в то время как крыло в NAS Sanford будет преобразовано в A3J Vigilante (позже A-5A) в миссии тяжелой ядерной атаки с последующим преобразованием в RA-5C и переходом к миссии разведки атак. Крыло Vigilante также продолжит сохранять небольшое количество самолетов TA-3B для обучения летных офицеров ВМС работе с радиолокационными и навигационными системами Vigilante. Стратегическая роль Skywarrior в бомбардировке исчезла после 1964 года, и его ненадолго дополнили A3J Vigilante. Вскоре после этого ВМФ отказался от концепции палубного стратегического ядерного оружия для успешной программы подводных лодок с баллистическими ракетами Polaris, и все A-5A были преобразованы в разведывательный вариант RA-5C Vigilante. Многие А-3Б были переоборудованы в самолеты-заправщики и самолеты РЭБ.
Skywarriors видели некоторое применение в обычных бомбардировках и минометах (A-3B) во время войны во Вьетнаме с 1964 по 1967, часто для доставить Mk84 2000 фунтов (910 кг) бомб. А-3 нашла дальнейшую службу на танкере (KA-3B), фотографической разведке (RA-3B), радиоэлектронной разведке (EA-3B) и радиоэлектронной борьбе. (ERA-3B, EKA-3B) роли.
На протяжении большей части войны во Вьетнаме EA-3B из воздушной разведывательной эскадрильи 1 (VQ-1) летали с авиабазы Дананг в Южном Вьетнаме, обеспечивая возможность непрерывной электронной разведки над районом, включая тропу Хо Ши Мина и весь путь на север до гавани Хайфон. Он был известен как VQ-1 Det.B. Экипаж и наземный вспомогательный персонал были временно назначены с их базы на военно-морской авиабазе Ацуги, Япония, а после 1970 года - военно-морской авиабазе Агана, Гуам. После того, как Det B был ликвидирован, VQ-1 предоставил отряды из двух самолетов EA-3B, которые были развернуты с боевыми группами авианосцев в западной части Тихого и Индийского океана (WESTPAC / IO) до конца 1980-х годов, когда его заменили на Lockheed ES-3A Shadow.
Кроме того, вариант A-3B был модифицирован в RA-3B и использовался во Вьетнаме в качестве самолета фоторазведки. Тяжелая фотоэскадрилья 61 (VAP-61) at Авиационная база ВМС Агана, Гуам и родственная эскадрилья VAP-62 на военно-морской авиабазе Джексонвилл, Флорида, предоставили экипажи и вылетели из Дананг, выполняя полеты по картированию и сбору разведывательных данных над районом Юго-Восточной Азии. RA-3B с 12 видеокамерами был хорошо оборудован для выполнения картографического картирования территорий, на которых не было подробных карт. С установленным ИК-оборудованием RA-3B использовался ночью для наблюдения за перемещением войск по дорогам и тропам в Лаосе. Другие местоположения включали Det Tango на базе Королевских ВВС Таиланда Дон Муанг в Бангкоке, Таиланд, Det Southpaw на базе RAAF в Таунсвилле, Австралия, а также работу на Osan Air База, Южная Корея.
Во время войны во Вьетнаме штурмовики А-3 были модифицированы в танкеры KA-3B, а некоторые были модифицированы в многоцелевой вариант танкера EKA-3B, который был настоящей рабочей лошадкой для авиакрыла-носителя. Было добавлено электронное оборудование для постановки помех без потери возможности заправщика, поэтому EKA-3B мог подавить радар противника во время ожидания дозаправки тактического самолета. В конце концов, EKA-3B был заменен меньшим специализированным танкером Grumman KA-6D Intruder, который, хотя и имел меньшую вместимость и выносливость, в большем количестве использовался в авиакрыле авианосца. Два дополнительных подразделения военно-морского резерва были созданы в начале 1970-х как эскадрильи дозаправки в воздухе, VAQ-208 и VAQ-308, на военно-морской авиабазе Аламеда, Калифорния. Оба подразделения эксплуатировали самолеты с удаленным оборудованием радиоэлектронной борьбы и были переименованы в КА-3Б. ВАК-208 и ВАК-308 были списаны в начале 1990-х годов.
Вариант EA-3 использовался в критически важные функции электронной разведки (ELINT), работающие с палуб авианосца и на берегу, в дополнение к более крупному Lockheed EP-3. Его последняя служба была платформой ELINT во время Desert Storm.
Вариант EA-3B был модифицирован для электронной разведки против Варшавского договора. Начиная с 1956 года, полеты по всему земному шару выполнялись с аналогичным заданием ВВС США EB-47 Stratojet. EA-3B нес экипаж из семи человек, с экипажем из трех человек в кабине и офицером радиоэлектронной борьбы и тремя операторами / оценщиками электронных систем в переделанном отсеке вооружения. Он предлагал уникальные возможности электронной разведки во время многочисленных конфликтов эпохи холодной войны и войны во Вьетнаме.
Несколько самолетов EA-3B оставались на вооружении достаточно долго, чтобы участвовать в первой войне в Персидском заливе 1991 года. Skywarrior был выведен из службы USN в сентябре 1991 года, последние экземпляры этого типа были сняты с вооружения 27 сентября 1991 года. Подразделения RDT и E ВМС США, в частности Naval Air Systems Command (NAVAIR ). в военно-морской авиабазе Пойнт Мугу и NAWS China Lake попытались сохранить свои испытательные стенды A-3. Эти амбиции в конечном итоге не увенчались успехом, когда вице-адмирал Ричард Данливи, будучи заместителем начальника военно-морских операций по воздушной войне и сам бывший бомбардир / штурман А-3, принял окончательное решение о снятии с вооружения. тип.
A-3 использовался в качестве гражданского испытательного стенда в течение многих лет до того, как этот тип был отправлен в отставку из ВМС США, а Hughes Aircraft Company использовала этот тип как испытательный стенд для разработки системы вооружения для General Dynamics-Grumman F-111B и Grumman F-14 Tomcat, с Westinghouse и Raytheon Также использую А-3 в качестве полигона. После вывода этого типа из службы ВМС США в 1991 году ВМС США решили прекратить материально-техническое обеспечение испытательных стендов гражданского назначения. Вместо того, чтобы отказаться от A-3, Hughes, Westinghouse и Raytheon согласились приобрести оставшиеся A-3 и запасные части у ВМФ, что позволило их испытательному флоту продолжать работу и сэкономить ВМС США на стоимости хранения и утилизации. По мере созревания плана два других подрядчика, Thunderbird Aviation и CTAS, также решили участвовать в аналогичных соглашениях, при этом одиннадцать самолетов A-3 были распределены между пятью операторами. Запасные части от ASO (Aviation Supply Office) были равномерно распределены между подрядчиками, и склады были опустошены по всей территории США. Из-за недоразумений и реорганизаций в ВМС США мировые активы ASO были списаны, так и не дошли до подрядчиков. В начале 1993 года CTAS решила, что они больше не используют свои самолеты, и у Хьюза было несколько программ, требующих дополнительных средств.
NRA-3B Тихоокеанского ракетного испытательного центра в 1982 годуВ начале 1994 года в рамках программы ВВС США было принято решение модифицировать А-3 для испытаний РЛС F-15, и единственный доступный планер хранился на складе Авиационная база ВМФ Аламеда после закрытия флота. Хьюз добавил этот самолет в резерв и переправил его в Ван Найс для модификации. У подбитого F-15B на AMARC на авиабазе Дэвис-Монтан, штат Аризона, была удалена вся носовая часть и прикреплена к передней части самолета. Стойки и оборудование были установлены в кабине, а самолет использовался Хьюзом и ВВС США для разработки программного обеспечения F-15.
В 1994 году Westinghouse решила расторгнуть свое соглашение с военно-морским флотом, и Thunderbird добавила свой самолет в резерв Thunderbird. В 1996 году компания Thunderbird Aviation перешла в режим конкурсного управления, и Хьюз, за счет взаимной экономии средств с правительством, добавил активы Thunderbird к контракту, подготовив их для переправы в аэропорт Дир-Вэлли и переместив в Мохаве, Калифорния и Тусон, Аризона для длительного хранения.
В декабре 1996 года Raytheon купила аэрокосмические подразделения Hughes Aircraft Company. Hughes Aeronautical Operations, теперь входящая в состав Raytheon Systems, продолжала эксплуатировать A-3 со своей базы в аэропорту Ван-Найс, Калифорния. Эти самолеты участвовали в нескольких военных авиасалонах, рассказывая посетителям, что самолет по-прежнему ценен своей грузоподъемностью по сравнению с корпоративными самолетами и своими характеристиками по сравнению с небольшими авиалайнерами.
30 июня 2011 г. последний летающий самолет EA-3B, BuNo 144865 / FAA N875RS, самолет Raytheon, прибыл на военно-морскую авиабазу Пенсакола, Флорида, для вывода на пенсию и экспонирования в Национальном музее морской авиации..
Примечание: по первоначальной схеме обозначения ВМФ Skywarrior был обозначен как A3D (третий штурмовик от Douglas Aircraft). В сентябре 1962 года была внедрена новая система обозначений Tri-Services, и самолет получил новое обозначение А-3. Где применимо, обозначения до 1962 г. указываются первыми, а обозначения после 1962 г. - в скобках.
ВВС США заказали 294 экземпляра производного B-66 Destroyer, большинство из которых использовалось в разведке и РЭБ ролей. Разрушитель был оснащен катапультными креслами.
Data from McDonnell Douglas aircraft since 1920 : Volume I
General characteristics
Performance
Armament.
Avionics.
Related development
Aircraft of comparable role, configuration, and era
Related lists
Wikimedia Commons has media related to Douglas A-3 Skywarrior. |