Gemini 10

редактировать
Gemini X
Agena Firing - GPN-2000-001355.jpg Gemini 10 выведен на более высокую орбиту с помощью своего транспортного средства Agena
ОператорНАСА
COSPAR ID 1966-066A
SATCAT номер 2349
Продолжительность миссии2 дня, 22 часа, 46 минут, 39 секунд
Завершение орбит43
Характеристики космического корабля
Космический корабльGemini SC10
ПроизводительMcDonnell
Стартовая масса8 295 фунтов (3762,6 кг)
Посадочная масса4254 фунта (1930 кг)
Экипаж
Размер экипажа2
Члены
Выход в открытый космос 2
Длительность выхода в открытый космос 1 час 28 минут
Начало миссии
Дата запуска18 июля 1966 г., 22:20:26 (1966-07-18UTC22: 20: 26Z) UTC
РакетаTitan II GLV, s / n # 62-12565
Место запускаМыс Кеннеди LC-19
Конец миссии
ИзвлеченоUSS Guadalcanal
Дата посадки21 июля 1966 г., 21:07:05 (1966-07-21UTC21: 07: 06Z) UTC
Место посадки26 ° 44.7′N 71 ° 57'W / 26,7450 ° N, 71,950 ° W / 26,7450; -71,950 (приводнение Gemini 10)
Параметры орбиты
Система отсчетаГеоцентрический
РежимНизкая околоземная орбита
Высота перигея 161 морская миля (299 км)
Высота в апогее 408 морских миль (756 км)
Наклонение 28,8 градуса
Период 95,19 минут
Эпоха 19 июля 1966 г.
Стыковка с GATV -5005
Дата стыковки19 июля 1966 г., 04:15:00 UTC
Дата отстыковки20 июля 1966 г., 19:00:00 UTC
Время пристыкован1 день, 14 часов, 45 минут
Gemini 10 Insignia.svg Gemini10crew.jpg. (LR) Янг, Коллинз Project GeminiGemini 9A Gemini 11

Gemini 10 (официально Gemini X ) был космическим полетом 1966 года с экипажем в программе НАСА Gemini. Это был 8-й полет с экипажем Джемини, 16-й полет с экипажем американцев и 24-й космический полет за всю историю (включая полеты X-15 на расстояние более 100 километров (54 морских миль)).

Содержание

  • 1 Экипаж
    • 1.1 Резервный экипаж
    • 1.2 Экипаж поддержки
  • 2 Параметры полета
    • 2.1 Стыковка
    • 2.2 Космический выход
  • 3 Цели
  • 4 Полет
    • 4.1 Первое рандеву
    • 4.2 Выход в открытый космос 1
    • 4.3 Второе рандеву
    • 4.4 Выход в открытый космос 2
    • 4.5 Эксперименты
    • 4.6 Возвращение в атмосферу
  • 5 Знаки отличия
  • 6 Местоположение космического корабля
  • 7 См. также
  • 8 Ссылки
  • 9 Внешние ссылки

Экипаж

Позиция Астронавт
Командирский пилотДжон У. Янг. Второй космический полет
ПилотМайкл Коллинз. Первый космический полет

Резервный экипаж

Позиция Астронавт
Командирский пилотАлан Л. Бин
ПилотКлифтон К. Уильямс-младший.

Команда поддержки

Джим Ловелл и Базз Олдрин изначально были названы резервной командой, но после Чарльза Бассетта и Эллиота Си погибли в аварии Т-38, они были переведены в резервную команду для Близнецов 9, а Алан Бин и Клифтон Уильямс были переведены в самолет Близнецов 10.

Параметры миссии

Стыковка

  • Пристыковка : 19 июля 1966 г. - 04:15:00 UTC
  • Отстыковано : 20 июля 1966 г. - 19:00:00 UTC

Выход в открытый космос

  • Коллинз - выход в открытый космос 1 (встать)
    • Начало : июль 19, 1966, 21:44:00 UTC
    • Конец : 19 июля 1966 года, 22:33:00 UTC
    • Продолжительность : 0 часов 49 минут
  • Коллинз - EVA 2
    • Начало : 20 июля 1966 г., 23:01:00 UTC
    • Конец : 20 июля 1966 г., 23:40:00 UTC
    • Продолжительность : 0 часов 39 минут tes

Объективы

Ультрафиолетовая линза Gemini X

Gemini 10 была разработана для рандеву и стыковки с Target Vehicle (ATV), и EVA. Также планировалось состыковаться с квадроциклом из миссии Gemini 8. Аккумулятор этой Agena вышел из строя за несколько месяцев до этого, и подход и стыковка продемонстрировали бы способность сближения с пассивным объектом. Это также будет первая миссия, в которой будет запущена собственная ракета Agena, что позволит им достичь более высоких орбит.

Gemini 10 установили, что радиация на большой высоте не является проблемой. После стыковки с ракетой-носителем Agena на низкой орбите Янг и Коллинз использовали ее для временного набора высоты до 412,4 морских миль (763,8 км). Покинув первую Аджену, они затем встретились с заброшенной Адженой, оставшейся после прерванного полета Gemini 8 - таким образом, выполнив первое двойное рандеву программы. Поскольку на борту второй «Агены» не было электричества, рандеву удалось осуществить только глазами - без радара.

После встречи Коллинз вышел в открытый космос к бездействующему Аджену на конце 50-футового (15-метрового) троса, сделав его первым человеком, встретившимся на орбите с другим космическим кораблем. Затем Коллинз извлек космическую панель для сбора пыли со стороны Аджены. Когда он сосредоточился на том, чтобы держать свой трос подальше от Близнецов и Агены, камера Коллинза Hasselblad высвободилась и ускользнула, поэтому он не мог делать фотографии во время выхода в открытый космос.

Flight

Agena во второй раз стартовала идеально после того, как возникли проблемы с целями для Gemini 6 и 9. Gemini 10 последовал за ними 100 минут спустя и вошел в 86,3 на 145,2- морская миля (159,9 на 268,9 км) по орбите. Они были на 970 морских миль (1800 км) позади Аджены. Во время пуска произошли два аномальных события. При взлете шлангокабель для заправки порохом зацепился за его выпускной шнур. Он вырвался из служебной башни LC-19 и остался прикрепленным ко второй ступени во время подъема. Видеозапись с камеры слежения также показала, что купол резервуара окислителя первой ступени разорвался после постановки и выпустил облако тетроксида азота . Пакет телеметрии на первом этапе был отключен при постановке, поэтому единственными доступными данными были визуальные свидетельства. При просмотре фильмов о пусках межконтинентальных баллистических ракет Titan II было обнаружено по меньшей мере семь других случаев разрушения танков после постановки, вероятнее всего, вызванных летящими обломками, выхлопом двигателя второй ступени или изгибом конструкции. НАСА окончательно решило, что это явление не представляет опасности для космонавтов, и не приняло никаких мер.

Gemini 10Agena Info
AgenaGATV-5005
NSSDC ID:1966-065A
Масса7000 фунтов (3175 кг)
Место запускаLC-14
Дата запуска18 июля 1966 г.
Время запуска20:39 : 46 UTC
1-й перигей159,1 морских миль (294,7 км)
1-й апогей163,5 морских миль (302,8 км)
Период90,46 м
Наклон28,85
Повторный вход29 декабря 1966 г.

Первое рандеву

Коллинз не смог использовать секстант для навигации, так как он этого не сделал. похоже, работает, как ожидалось. Сначала он ошибочно принял свечение воздуха за настоящий горизонт, пытаясь исправить положение звезд. Когда изображение показалось неправильным, он попробовал другой инструмент, но это было непрактично, так как у него было очень маленькое поле зрения.

У них была резервная копия в виде компьютеров на земле. Они сделали свой первый запуск, чтобы вывести их на орбиту 143 на 147 морских миль (265 на 272 км). Однако Янг ​​не осознавал, что во время следующего ожога он слегка повернул космический корабль, что означало, что они внесли ошибку вне плоскости. Это означало, что потребовались два дополнительных ожога, и к тому времени, когда они состыковались с Agena, было израсходовано 60% их топлива. Было решено держать Gemini в стыковке с Agena как можно дольше, поскольку это означало, что они могли использовать топливо на борту Agena для контроля ориентации.

Первый запуск двигателя Agena длился 80 секунд и вывел их на орбиту 159 на 412 морских миль (294 на 763 км). Это был самый высокий показатель, на котором когда-либо был человек, хотя вскоре рекорд был побит Gemini 11, преодолевшим расстояние более 540 морских миль (1000 км). Этот ожог был настоящей поездкой для команды. Поскольку Близнецы и Аджена состыковались нос к носу, испытываемые силы были «на глаз», а не «на глаз» при запуске с Земли. Когда они достигли апогея , экипаж сделал несколько снимков, но их больше интересовало, что происходит в космическом корабле - проверка систем и наблюдение за измерителем доз радиации.

После этого у них был период сна, который длился восемь часов, а затем они были готовы к еще одному напряженному дню. Первым делом экипажа было выполнить второй запуск двигателя Agena, чтобы вывести их на ту же орбиту, что и Gemini 8 Agena. Это было в 20:58 по всемирному координированному времени 19 июля и длилось 78 секунд, и их скорость снизилась до 340 футов в секунду (105 м / с), что вывело их на орбиту 159 на 206 морских миль (294 на 382 км).. Они сделали еще один ожог Agena, чтобы вывести свою орбиту на 203,9 морских миль (377,6 км).

EVA 1

Первый из двух выходов в открытый космос на Близнецах 10 был стоячим выходом в открытый космос, когда Коллинз стоял в открытом люке и фотографировал звезды в рамках эксперимента S-13. Они использовали 70-миллиметровую камеру общего назначения, чтобы запечатлеть южный Млечный Путь в ультрафиолете. После орбитального восхода солнца Коллинз сфотографировал цветную пластину на борту космического корабля (MSC-8), чтобы увидеть, точно ли пленка воспроизводит цвета в космосе. Он снова вошел в космический корабль на шесть минут раньше, когда оба астронавта обнаружили раздражение глаз, которое было вызвано незначительной утечкой гидроксида лития в запасе кислорода астронавтов. После повторного давления в кабине они запустили кислород с высокой скоростью и промыли систему окружающей среды.

После учений в открытом космосе Янг и Коллинз проспали вторую «ночь» в космосе. На следующее «утро» они начали подготовку ко второму рандеву и новому выходу в открытый космос.

Второе рандеву

После отстыковки от своей Аджены, экипаж подумал, что они заметили Близнецы 8 Агена. Однако оказалось, что это их собственная Agena на расстоянии 3,0 морских миль (5,5 км) от них, в то время как их цель находилась на расстоянии 95 морских миль (176 км). Только на расстоянии чуть более 16 морских миль (30 км) они увидели в нем слабую звезду. После еще нескольких коррекционных ожогов они оставались на расстоянии 10 футов (3,0 м) от Gemini 8 Agena. Они обнаружили, что Agena очень стабильна и находится в хорошем состоянии.

Выход в открытый космос 2

Через 48 часов и 41 минуту после начала миссии начался второй выход в открытый космос. Первой задачей Коллинза было найти сборщик микрометеоритов (S-12) с борта космического корабля. Он сделал это с некоторыми трудностями (аналогично тому, с которым столкнулся Юджин Сернан на Близнецы 9A ). Коллектор выплыл из кабины в какой-то момент во время выхода в открытый космос и был потерян.

Затем Коллинз подошел к «Агене» и попытался ухватиться за стыковочный конус, но обнаружил, что это невозможно, так как он был гладким и не имел сцепления. Он использовал азотный управляемый ручной маневренный блок (HHMU), чтобы двинуться к Близнецам, а затем обратно к Агену. На этот раз он смог схватить несколько связок проводов и забрал сборщик микрометеоритов (S-10) с Аджены. Он решил не заменять его, так как на Аджене оторвался кусок савана, который мог бы захватить пуповину, и возвращение к Близнецам было сочтено самым безопасным курсом действий.

Последними задачами, оставшимися на этом выходе в открытый космос, были. чтобы проверить HHMU, проверить орбитальную механику с помощью троса между Близнецами и Адженой, а Янга в космическом корабле перевести на пассивного Коллинза. Однако из-за низкого оставшегося количества топлива в сочетании с периодической телеметрией для его мониторинга эти дорогостоящие маневры были прекращены, и выход в открытый космос был завершен всего через 39 минут. За это время экипажу потребовалось восемь минут, чтобы закрыть люк, поскольку у них возникли некоторые трудности с 50-футовым (15-метровым) шлангокабелем. Его выбросили вместе с рюкзаком, которым пользовался Коллинз, час спустя, когда они открыли люк в третий и последний раз.

Эксперименты

Было еще десять экспериментов, которые команда выполнила во время миссии. Трое интересовались радиацией: MSC-3 был трехосным магнитометром, который измерял уровни в Южно-Атлантической аномалии. Также был MSC-6, beta спектрометр, который измерял потенциальные дозы облучения для миссий Аполлон, и MSC-7, спектрометр тормозного излучения, который обнаруживал поток излучения как функция энергии при прохождении космического корабля через Южно-Атлантическую аномалию.

С-26 исследовал ионный и электронный след космического корабля. Это дало ограниченные результаты из-за отсутствия топлива для управления ориентацией, но обнаружило, что температуры электронов и ионов были выше, чем ожидалось, и зарегистрировал ударные эффекты во время стыковки и расстыковки.

Были выполнены эксперименты S-5 и S-6, которые ранее проводились на Gemini 9A; это были фотографии синоптической местности и синоптической погоды соответственно. Также был S-1, который предназначался для изображения Зодиакального света. Все эти эксперименты оказались бесполезными, так как использованная пленка была вдвое слабее, чем Gemini 9A, а грязные окна снижали пропускание света в шесть раз.

Экипаж также пытался провести эксперимент по навигации D-5. Им удалось отследить только пять звезд, шесть из которых необходимы для точных измерений. Последний эксперимент, D-10, должен был исследовать систему управления ориентацией с ионным зондированием. В этом эксперименте измерялось положение космического корабля по потоку ионов и электронов вокруг космического корабля на орбите. Результаты этого эксперимента показали, что система работает точно и быстро реагирует.

Возвращение в атмосферу

Разрушение Близнецов 10.

Последний день миссии был коротким, и ретроспективная стрельба произошла через 70 часов 10 минут начала миссии. Они приземлились всего в 3,0 морских милях (5,6 км) от предполагаемого места приземления и были возвращены USS Guadalcanal.

Миссия Gemini 10 была поддержана следующими ресурсами Министерства обороны США: 9067 человек персонала, 78 самолетов и 13 человек. корабли.

Insignia

Gemini 10 в космосе Медальон Fliteline

Нашивка проста по дизайну, но в высшей степени символична. Главная особенность - это большой крестик, вокруг которого вращаются Близнецы и Агена. Две звезды имеют разные значения: две попытки встречи, Кастор и Поллукс в Близнецах или два члена экипажа. Это одна из немногих нашивок экипажа без имени экипажа. Его можно отображать «вверх ногами», но он правильно отображается с космическим кораблем справа. Он был разработан первой женой Янга, Барбарой.

Местоположение космического корабля

Космическая капсула Gemini 10 на выставке Cosmosphere в Канзасе

В течение многих лет космический корабль был центральным элементом космической выставки в Norsk Teknisk Музей, Осло, Норвегия. Он был возвращен по запросу в 2002 году.

В настоящее время космический корабль демонстрируется в Cosmosphere в Хатчинсоне, Канзас.

См. Также

  • Портал космических полетов

Ссылки

  1. ^Макдауэлл, Джонатан. «SATCAT». Космические страницы Джонатана. Получено 23 марта 2014 г.
  2. ^Hacker, Barton C.; Гримвуд, Джеймс М. (сентябрь 1974 г.). «Глава 11: столпы уверенности». На плечах титанов: история проекта Gemini. Серия истории НАСА. СП-4203. НАСА. п. 239. В Gemini IV НАСА изменило обозначения миссий Gemini на римские цифры.
  3. ^ "Книга фактов о космонавтах" (PDF). НАСА. Апрель 2013. Проверено 18 апреля 2018 г.
  4. ^Reichl, Eugen (2016). Проект Близнецы. Америка в космосе. Атглен, Пенсильвания: Шиффер Паблишинг. ISBN 9780764350702.
  5. ^«Близнецы 10». Координированный архив данных космической науки НАСА. Проверено 6 января 2018 г.
  6. ^Майкл Коллинз (1974). «8». Несение огня: путешествия астронавта (электронная книга). Cooper Square Press. ISBN 9781461660880.
  7. ^"Gemini X Composite" воздух-земля "и запись с бортовой голосовой ленты, 338 страниц" (PDF). Проверено 2 января 2019 г.
  8. ^«Стенограмма комментария к миссии Gemini X PAO, 524 страницы» (PDF). Проверено 2 января 2019 г.
  9. ^«Стенограмма комментария к миссии Gemini X PAO, 524 страницы» (PDF). Проверено 2 января 2019 г.

Внешние ссылки

Викискладе есть материалы, связанные с Gemini 10.

Эта статья включает материалы из общественного достояния с веб-сайтов или документов Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства.

Последняя правка сделана 2021-05-21 14:09:24
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте