Thebaid (латинская поэма)

редактировать
Латинская поэма Statius

The Thebaid (; Latin : Thēbaïs) - латинский эпос в 12 книгах, написанный на дактильном гексаметре Публием Папинием Статиусом (ок. 45 г. н.э. - ок. 96). Поэма касается Фиванского цикла и описывает войну Семерых против Фив, которые были семью чемпионами, возглавлявшими армию Архив против города Фивы.

Содержание
  • 1 Композиция
  • 2 Поэтические модели
  • 3 Содержание
  • 4 Древнее восприятие и каноничность
  • 5 Влияние
  • 6 Критические отклики Фиваиде
    • 6.1 Фиваида и его контекст
    • 6.2 Стиль
    • 6.3 Божественный механизм
  • 7 Важные цитаты
  • 8 См. также
  • 9 Примечания
  • 10 Библиография
  • 11 Внешние ссылки
Состав
A картина Тьеполо, изображающая битву при Полинике и Этеокле, из Ca 'Dolfin Tiepolos.

. Основываясь на свидетельстве самого Статиуса, Фиваида была написана ок. 80 – с. 92, когда поэту было около 35 лет, и считается, что произведение было опубликовано в 91 или 92 году. Согласно последнему стиху поэмы, Статий писал Фиваиду в течение десяти лет во время правления Императора Домициан, хотя симметрия композиционного периода, предусматривающая назначение одной книги в год, была воспринята учеными с подозрением. Поэма разделена на двенадцать книг, имитирующих Энеиду Вергилия, и состоит из 9 748 стихов гекзаметра, стандартного метра греко-римского эпоса. В Сильвае Статий говорит о своей обширной работе по полировке и пересмотру Фиваиды и публичных декламациях стихотворения. Из эпилога становится ясно, что Статий считал Фиваиду своим великим произведением и верил, что она принесет ему славу в будущем.

Поэтические модели

Фиваида Статиуса затрагивает ту же тему, что и Фиваида - ранний греческий эпос из нескольких тысяч строк, который сохранился лишь в виде коротких фрагментов (также известный как Фиваида), которую некоторые классические греческие авторы приписывают Гомеру. Возможно, более важным источником для Статия был длинный эпос Фиваиды Антимаха из Колофона, важное стихотворение как в развитии фиванского цикла, так и в эволюции эллинистической поэзии. В поэме Статиуса есть некоторые параллели с СтесихоромФиваидой ». Для Стация также важны многочисленные трактовки мифа в греческой драме, представленные сохранившимися пьесами, такими как Эсхил Семь против Фив, Софокл Антигона и Еврипида Фениссы и Просители. Другие авторы предоставили модели для определенных разделов стихотворения; эпизод Короба в Книге 1 может быть основан на рассказе Каллимаха, тогда как повествование Гипсипиля в Книге 5 перекликается с трактовкой Аполлония Родосского.

С латинской стороны, Статий очень обязан Вергилию, что он признает в своем эпилоге. Статиус подражает разделению одиссея и Илиады Вергилия, концентрируя этиологический материал и путешествия в первых шести книгах и сосредотачиваясь на боевых повествованиях во вторых шести, и многие эпизоды ссылаются на разделы в Энеиде (например, соответствие эпизода Димаса и Голля с Нисус и Эвриал ). Существенное влияние Овидия можно проследить в том, как Статиус трактовал космическую структуру, описание, стиль и стихи; Овидий в некотором смысле кажется больше образцом для Статия, чем Вергилий. Влияние Лукана можно особенно ощутить в склонности Статиуса к мрачным битвам, обсуждению тирании и сосредоточению внимания на нефасе. Трагедии Сенеки также кажутся быть влиятельным в Фиваиде, особенно в изображении Статиусом семейных отношений, проклятий поколений, некромантии и безумия.

Содержание
Изображение Семи чемпионов, клянущихся клятва.

Книга 1 Фиваида открывается приамелем, в котором поэт отвергает несколько тем, связанных с фиванской мифологией, и решает сосредоточиться на Доме Эдипа (Oedipodae confusa domus), за которым следует recusatio и отрывок, восхваляющий Домициана. Повествование начинается с молитвы Эдипа хтоническим богам и проклятия его сыновей Полиник и Этеокла, которые отвергли его и жестоко обращались с ним. Ярость Тисифон слышит молитву Эдипа и поднимается на землю, чтобы исполнить проклятие, вызывая раздор между Этеоклом и Полиником (который находится в изгнании в течение года, пока Этеокл удерживает трон в Фивах.). За этим следует совет богов, на котором Юпитер сообщает богам о своем плане вовлечь Фивы и Аргос в войну; когда Юнона страстно умоляет об Аргосе, непоколебимое решение Юпитера заставляет ее замолчать. Меркурий отправляется в подземный мир, чтобы принести тень Лая, чтобы вести Этеокла на войну. Тем временем Полиник ввергается бурей в Аргос и к порогу дворца Адраста, где он встречает Тидея, изгнанника с Калидона, который также ищет убежище, и борется с ним. Адраст приглашает двух изгнанников, угощает их и, во исполнение пророчества, предлагает им выйти замуж за своих дочерей; Затем он продолжает объяснять этиологию праздника, который отмечают аргивы, рассказывая историю очищения Аполлона Кротопом и соблазнения его дочери Псамафой, что в конечном итоге приводит к смерти ее и ее ребенка Линуса, за которым следует мстительный вызов Аполлоном монстра-детоеда из преисподней, который позже был убит Корибусом, и, наконец, предложение Короба о самопожертвовании Аполлону, чтобы положить конец чуме на Аргосе. Книга заканчивается молитвой Адраста Аполлону.

Книга 2 Вторая книга начинается с того, что Меркурий направляет тень Лая в Фивы; Лай появляется в облике Тиресия Этеоклу во сне и заставляет его отказаться позволить Полинику стать королем, когда его год закончится. Адраст женится на Полинике с Аргией, а Тидеус с Дейпилом в церемонии, омраченной дурными предзнаменованиями. Поэт описывает ожерелье Гармонии, которое Арджия носит на свадьбу, как предмет, который приносит своим носителям неудачу и вызывает раздоры. Полиник отправляет Тидея с посольством к Этеоклу, чтобы напомнить ему, что время его правления закончилось. Этеокл отказывается от просьбы Тидея отказаться от престола. Тидей в ярости уходит, и Этеокл устраивает засаду, чтобы убить его, когда он возвращается через горный перевал. Тайдей убивает всех нападающих, кроме Меона, чтобы он мог донести эту новость до Этеокла. Затем Тидеус прикрепляет боевые трофеи, взятые у убитого, к дубу, когда он молится Минерве.

Книга 3 Меон возвращается в Фивы, сообщает о резне Этеоклу, критикуя поведение тирана, а затем кончает жизнь самоубийством. Фиванцы выходят осмотреть бойню и хоронить мертвых. Юпитер приказывает Марсу отправиться на Землю, чтобы разжечь войну, но Венера блокирует его колесницу, умоляя его предотвратить войну. Марс следует командам Юпитера и направляется на Землю, создавая проблемы в городах и помогая Тидею распространять новости о битве. Прибыв на Аргос, Тидей призывает жителей города немедленно атаковать Фивы, но Адрасту нужно время, чтобы подумать, как лучше поступить. Амфиарай и Меламп идут, чтобы принять покровительство о приближающейся войне, которая предвещает смятение, насилие и смерть. Марс доводит аргивян до безумия, и они берутся за оружие и собираются у дверей дворца Адраста, требуя войны, а также у дверей дома Амфиара, вынуждая провидца раскрыть неблагоприятные знаки, которые он видел у Афеса. Аргия, сочувствуя беспокойству своего мужа Полиника, обращается к Адрасту с просьбой ускорить войну. Король наконец перемещен и начинает приготовления.

Книга 4 Книга 4 открывается через три года после третьей книги. Собираются аргивяне и их союзники, и поэт просит Фаму и Ветустаса помочь ему составить каталог героев и союзников. Описаны доспехи и внешний вид каждого героя. Адраст и Полиник собирают аргосские войска, Тидей этолийцев, Гиппомедон дорийцев и Капаней мессенцев. Эрифил приводит Амфиарая в бой, и он возглавляет спартанцев, а Парфенопей без ведома своей матери, Аталанты, возглавляет аркадцев; она пытается помешать своему сыну вступить в войну, но в конце хвалит его Адрасту. Фиванцы неохотно готовятся к войне. Из-за дурных предзнаменований и безумного предупреждения предводителя вакханалов царь Этеокл советуется с Тиресием. Провидец утверждает, что вызов духов - более верный способ предсказания будущего, поэтому Тиресий, Этеокл и Манто отправляются в рощу Дианы, чтобы выполнить некромантию. Манто и Тиресиас видят подземный мир, и его многочисленные жители приходят пить предложенную кровь. Они также видят на расстоянии дух Лая, который приближается только после того, как Тиресий убеждает его, что он ненавидит своего сына Эдипа, а не его внука Этеокла; дух старого царя говорит им, что Фивы одержат победу, но победа будет принадлежать Эдипу. По мере продвижения аргивян через Немею, Вакх вызывает засуху в армии. Армия встречает Гипсипил, который кормит ребенка Офелтом (Архемор). Она оставляет мальчика и показывает аргивянам источник, где они наконец находят воду; книга заканчивается восхвалением Немеи.

Книга 5 На вопрос аргивян, кто она такая, Гипсипил рассказывает свою историю. Чтобы наказать остров Лемнос за игнорирование ее поклонения, Венера заставляет женщин острова убить всех мужчин. Гипсипил спасает своего отца, Тоаса, бросая его по течению в море в сундуке. Подобно тому, как лемнийские женщины отчаялись в своем будущем, аргонавты прибывают, спят с женщинами и вскоре уходят. Когда выясняется, что Гипсипила спасла ее отца, она бежит с Лемноса и становится медсестрой Офелтес. Как говорит Гипсипил, змея сокрушает Офелта, которого убивают аргивяне. Царь Ликург и Эвридика оплакивают своего сына, и аргивяне предлагают учреждение Немейских игр в память Офелта.

Книга 6 Аргивы сжигают Офелт на огромном костре, и совершаются погребальные жертвоприношения, пока Эвридика декламирует плач. Девять дней спустя участники собираются на новые Немейские игры, которые включают в себя гонки на колесницах, в которых побеждает Амфиарай, пешие гонки, в которых Парфенопея обманывают из-за легкой победы, и соревнование по дискусам, в котором побеждает Гиппомедон. Капаней почти убит в боксе, а Тидей побеждает в борьбе. Книга заканчивается зловещей попыткой Адраста стрелять из лука.

Книга 7 Юпитер, разгневанный задержкой Немейского, посылает Меркурия во фракийский храм Марса, чтобы разбудить армию. Марс посылает Панику в армию Аргоса, чтобы напугать солдат, которые возобновили свой марш. Вакх тщетно умоляет Юпитер предотвратить войну, поскольку аргивяне прибывают в Фивы с ужасными предзнаменованиями. Антигона и старый слуга смотрят на армию с башни и описывают героев (teichoscopia ), а Иокаста пытается отговорить Полиника от сражения. Аргивяне убивают двух священных для Вакха тигров и побуждают фиванцев к битве. Поэт обращается к музе, когда начинает описывать первую стычку, в которой Аполлон дает Амфиараю aristeia. Во время битвы земля открывается и поглощает Амфиарая и его колесницу.

Книга 8 Когда Амфиарай спускается, Плутон, которому угрожает нарушение его владений, посылает Тисифона для совершения преступлений на войне. Фиванцы празднуют после битвы, в то время как Меламп умилостивляет Теллуса жертвоприношениями в лагере Аргоса. Поэт вызывает Каллиопу, когда снова начинается битва. Обе стороны выигрывают в битве, но Атис, невеста Исмены, убита и доставлена ​​к Эдипу. Меланипп ранен Тидеусом. Затем Тайдеус убивает его и ест его голову.

Капаней взбирается на городскую стену Фив, кампанского краснофигурного шейного амфора, приписываемого художнику Кайвано, ок. 340 г. до н.э., Дж. Музей Пола Гетти (92.AE.86).

Книга 9 Тидеус умирает, и армии сражаются за тело. Тисифон заставляет Гиппомедона вступить в бой и вернуть тело, и у героя есть аристея. На реке происходит битва Исмен, и Гиппомедон погибает, когда река разливается, чтобы отомстить за своего внука по воле матери мальчика, Исменис. Герои сражаются за тело Гиппомедона, и Гипсей умирает. Аталанте в Аркадии снится смерть Парфенопея, и она молится Диане, которая дает ему аристею, прежде чем он будет убит Дриасом.

Книга 10 Фиванцы празднуют, как жены героев Аргоса совершают жертвоприношения. Юнона. Юнона отправляет Ирис в рощу Сна, которая погружает фиванскую армию в глубокий сон ночью. Группа солдат собирается аргивян, которая входит в фиванский лагерь и убивает спящих воинов. Пара Димас и Хоплей убивают множество фиванцев и вместе их убивают. Фиванцы просыпаются и бегут в город; идет битва у ворот, которые в конце концов закрываются. Тиресий требует смерти Менцея, чтобы война закончилась. Менецей прыгает со стен. Капаней взбирается на башню и проклинает Юпитера, который убивает его ударом молнии.

Книга 11 Фиванцы загнали аргивян в их лагерь. Тисифон и Мегаэра побуждают Полиникса бросить вызов Этеоклу, чтобы он сразился в единоборстве, чтобы решить исход войны. Иокаста и Антигона пытаются отговорить их, но они выходят на равнину, чтобы сражаться. Фортуна и Пиетас пытаются отложить бой, но их отгоняют фурии. Братья убивают друг друга, и Эдип сетует, когда Иокаста убивает себя в новостях. Креонт принимает власть, запрещает захоронение Полиника и аргосских мертвецов и изгоняет Эдипа, в то время как аргивяне тихо возвращаются домой.

Книга 12 Фиванцы хоронят своих мертвецов. Вдовы Аргоса едут в Фивы, чтобы похоронить своих умерших родственников, но получают известие, что Креонт отказал им в погребении; женщины едут в Афины, чтобы попросить Тесея помочь им. Аргия тайно приходит в Фивы и встречает Антигону за стеной; они сжигают тела братьев на одном костре, но пламя разделяется. Креонт арестовывает женщин, поскольку вдовы становятся просителями у алтаря Клеменции в Афинах. Тесей готовит армию против Фив и убивает Креонта в битве. «Фиваида» заканчивается эпилогом, в котором поэт молится о том, чтобы его стихотворение было успешным, предостерегает его от соперничества с «Энеидой» и надеется, что его слава переживет его.

Античный прием и каноничность

Фиваида была популярна при жизни Стация, и (согласно последнему стиху эпоса) римские школьники уже заучивали отрывки из эпоса еще до того, как он был закончен. Император Домициан лично благосклонно относился к Статию, и образовательное использование его стихотворения можно было рассматривать как следствие официального одобрения; тем не менее, стихотворение оставалось популярным произведением в латинской литературе на протяжении многих столетий, свидетельствуя о его литературных достоинствах и непреходящей привлекательности. Комментарий к Фиваиде передается под именем Лактанций Плацид, датируемый V или VI веком нашей эры, который оказался полезным для современных ученых.

Влияние
Рыцарь из "Рыцарь" Чосера. ".

В конце XII века французский стихотворный роман Le roman de Thèbes был составлен неизвестным автором, вероятно, при дворе of Генрих II Английский. Здесь Фиваида превращается в рыцарский эпос. Джованни Боккаччо, итальянский поэт XIV века и писатель, наиболее известный своим Декамероном, также в значительной степени заимствован у Фиваидов при создании своего Тесейда (который, в свою очередь, активно использовался Чосером при написании "The Knight's Tale " для Кентерберийские рассказы ). Особое значение имеет сцена, в которой Меркурий отправляется в царство Марса. Все три произведения (а также Эдмунда Спенсера Faerie Queene ) содержат большие фрагменты алл Горические фигуры, которые обитают в царстве Войны и представляют различные бесполезности войны и насилия.

Наконец, одна из главных причин того, что Статия вспоминают сегодня, - это благодаря поэту Данте Алигьери. Подобно Вергилию, который является персонажем первых двух песнопений Данте Божественная комедия, Статий тоже играет большую роль в комедии: Данте и Вергилий встречаются со Статием в Чистилище, и он сопровождает их в Земной Рай на вершине святой горы. Через посредство Данте Статиус встречает своего предшественника Вергилия и лично хвалит его. Эта сцена оправдана, поскольку исторический Статий посвятил заключительные строки своей Фиваиды восхвалению Вергилия.

Критические отзывы о Фиваиде

Несмотря на свою популярность в Средние века и в эпоху Возрождения, репутация Фиваиды пострадала в научных кругах XIX и начала XX века. Ученые той эпохи считали Статия «производным» и неоригинальным и критиковали его, казалось бы, положительный взгляд на режим Домициана. В конце 20 века ученые пытались реабилитировать Статия; серия новых переводов сопровождалась множеством исследований (см. библиографию), которые стремятся вернуть Статия обратно в классический канон.

Фиваида и ее контекст

Критика Статия была вынуждена иметь дело с лестным отношением поэта к репрессивному императору Домициану в его Сильвах и его мнимым оправданием режима в Фиваиде. Ученые начала 20 века считали Статия просто панегиристом тирана. Более поздние ученые придерживаются противоположной точки зрения на Статия и интерпретируют Фиваиду как критику гражданской войны и прихода к власти династии Флавиев. Жестокость и безумие персонажей были интерпретированы как символ жестокого поведения Домициана и его чиновников. Популярность самоубийств в Фиваиде также была связана с концепцией самоубийства как социального протеста, найденной в Таците. Такие ученые, как П. Харди, указали на резкий дисбаланс в стихотворении, который ставит насилие в приоритет над миром, и отметили акцент на нарушенной преемственности. Ученые также изучили погребальные игры Статиуса и их связь с поэтическими соревнованиями, в которых участвовал Статий.

Стиль

Стиль Фиваиды был описан учеными как эпизодический ; в прошлом это считалось серьезным недостатком, но с тех пор было переоценено. Ученые заметили сильную степень контроля над расположением эпизодов, описанием и телеологическим повествованием и указывают на то, как сопоставления стихотворения подчеркивают определенные структурные элементы в тексте. Развитие интертекстуальных чтений также показало, что подражание Статиусу Вергилию и другим поэтам часто бывает весьма проницательным и творческим. Важность риторики, еще один пункт критики со стороны более ранних ученых, также изучалась в Фиваиде; Часто Статиус развивает свой характер с помощью речей, а не с помощью повествовательного описания, и Статиус оказался искусным мастером риторической техники.

Божественная техника

Как и большинство предшествующих ему эпосов (за заметным исключением Лукана Bellum civile ), Статиус в полной мере использует боги как сюжетные приемы; однако Статиус использует их по-своему. Денис Фини указал, что роль и эффективность олимпийских богов резко снижены по сравнению с хтоническими божествами. В частности, власть Юпитера узурпирована богами подземного мира, персонификациями и аллегориями, а также человеческими героями (такими как Тесей). В изображении богов Статиусом С. С. Льюис рассматривает технику Статиуса как отход от более мифологической трактовки Гомера и Вергилия; Развитие аллегории Статием было важным шагом к господству аллегории в средневековой литературе. Чтобы проиллюстрировать разницу, Льюис противопоставляет Гомеровского Ареса, который занимается другими вещами, помимо ярости на войне, с Марсом Статия, олицетворением абстракции, который еще до начала битвы всегда уже бушует в своей слепой и безумной страсти. Льюис далее утверждает, что из-за этого различия в Фиваиде «лежит зародыш всей аллегорической поэзии».

Важные цитаты
Картина 19 века Марселя Баше Эдип проклинает своих сыновей.
Первые строки

Fraternas acies alternaque regna profanis. decertata odiis sontesque evolvere Thebas. Pierius menti calor incidit

Братские войны и чередование правлений,. сражался в неестественной ненависти, и виновные Фивы. пиерийский огонь обрушился на меня, чтобы развернуться

- Фив. 1.1–3—D. Р. Шеклтон-Бейли, пер.
Заключительные строки

vive, preor; nec tu divinam Aeneida tempta,. sed longe sequere et vestigia semper adora.. mox, tibi si quis adhuc praetendit nubila livor. occidet, et meriti post me referentur honores.

Так процветайте, я молюсь, но не завидуйте божественной Энеиде.. Вернитесь назад. Всегда обожай ее следы.. Если какая-то зависть затуманивает тебя, она исчезнет;. Когда я уйду, будет оказана должная честь.

—Theb. 12.816–819- Чарльз Стэнли Росс, пер.
См. Также
Примечания
Библиография
  • Доминик, В.Дж. Мифический голос Статиуса: Власть и политика в Фиваиде (Лейден, 1994).
  • Фини, округ Колумбия, Боги в эпосе (Оксфорд, 1991).
  • Харди, П. Эпические преемники Вергилия: исследование динамики традиции (Кембридж, 1993).
  • Росс, Чарльз Стэнли. Семеро против Фив: Фиваиды.
  • Весси, DWT Статий и Фиваида (Кембридж, 1973).
  • Уилсон Джойс, Джейн Статиус, Фиваида: Песнь Фив (Cornell University Press, 2008)
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-06-11 07:50:44
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте