В греческой мифологии, Тиресий (; Греческий : Τειρεσίας, Тиресий) был слепым пророком из Аполлона в Фивах, прославившимся ясновидением И за то, что превратился в женщину на семь лет. Он был сыном пастуха Эвереса [el ] и нимфа Харикло. Тиресий полностью участвовал в семи поколениях в Фивах, начиная с должности советника самого Кадма.
Восемнадцать ссылок на мифического Тиресия, отмеченные Люком Бриссоном, делятся на три группы: первая рассказывает об эпизоде смены пола Тиресия. а позже его встреча с Зевсом и Герой; вторая группа рассказывает о его ослеплении Афиной; третий, почти потерянный, похоже, повествует о злоключениях Тиресия.
Подобно другим оракулам, как Тиресий получал свою информацию, варьировалось: иногда он получал видения; в других случаях он слушал пение птиц или просил описать видения и образы, появляющиеся в дыму сожженных жертв или внутренностей, и таким образом истолковывал их. Плиний Старший приписывает Тиресию изобретение авгурия.
. На горе Циллен на Пелопоннесе, когда Тиресий наткнулся на пару совокупляющихся змей, он ударил пару своей палкой. Гера была недовольна и наказала Тиресия, превратив его в женщину. Будучи женщиной, Тиресий стал жрицей Геры, женился и имел детей, в том числе Манто, который также обладал даром пророчества. Прожив семь лет, Тиресий снова нашел спаривающихся змей; в зависимости от мифа, на этот раз она либо позаботилась о том, чтобы оставить змей в покое, либо, согласно Гигину, наступила на них. В результате Тиресиас был освобожден от приговора и позволил восстановить свою мужественность. Эта древняя история была записана в потерянных строках Гесиода.
. В эллинистические и римские времена смена пола Тиресия была приукрашена и расширена до семи эпизодов с соответствующими любовными отношениями в каждое, вероятно, написано александрийцем Птолемеем Ченнусом, но отнесено Евстафием к потерянному элегическому Тиресию. Тиресий представлен как сложная лиминальная фигура, посредник между человечеством и богами, мужчинами и женщинами, слепыми и видящими, настоящим и будущим, этим миром и Подземным миром.
Согласно мифографическому сборнику Библиотека, рассказывались разные истории о причине его слепоты, самая прямая из которых заключалась в том, что он был просто ослеплен богами за то, что раскрыл их секреты. Альтернативная история, рассказанная Ферекидом, последовала в поэме Каллимаха «Купание Паллады»; в нем Тиресий был ослеплен Афиной после того, как он наткнулся на ее купающуюся обнаженную. Его мать, Харикло, нимфа Афины, умоляла Афину снять проклятие, но богиня не смогла; вместо этого она очистила его уши, дав ему способность понимать пение птиц, что дало ему дар предсказания. В отдельном эпизоде Тиресий был вовлечен в спор между Герой и ее мужем Зевсом на тему того, кто получает больше удовольствия от секса: мужчина, как утверждала Гера; или, как утверждал Зевс, женщина, поскольку Тиресий испытал и то, и другое. Тиресий ответил: «Из десяти частей человек наслаждается только одной». Гера мгновенно ослепила его за его нечестие. Зевс не мог ничего сделать, чтобы остановить ее или отменить ее проклятие, но в качестве компенсации он дал Тиресию дар предвидения и срок жизни в семь жизней.
Говорят, что он понимал язык птиц и мог предугадывать будущее по указателям огня или дыма. Однако больше всего он полагался на общение с мертвыми, угрожая им, когда они опаздывали к нему.
Тиресий драматически появляется в Одиссее, книга XI, в который Одиссей вызывает духов мертвых (некия ). «Так разумен Тиресий даже после смерти, - замечает Марина Уорнер, - что он подходит к Одиссею, узнает его и зовет его по имени, прежде чем он напьется черной крови жертвы; даже собственная мать Одиссея не может этого сделать, но должен напиться, прежде чем ее призрак сможет увидеть своего сына сам ».
Как провидец,« Тиресий »был« обычным титулом прорицателей на протяжении всей греческой легендарной истории »(Graves 1960, 105.5).). В греческой литературе высказывания Тиресия всегда даются в виде коротких изречений, которые часто загадочны (gnomic ), но никогда не ошибаются. Часто, когда его имя присоединяется к мифическому пророчеству, оно вводится просто для того, чтобы придать индивидуальность типичному примеру провидца, а не из-за какой-либо неотъемлемой связи Тиресия с мифом: таким образом, именно Тиресий рассказывает Амфитриону Зевса и Алкмены и предупреждает мать Нарцисса, что мальчик будет процветать до тех пор, пока не узнает себя. Это его символическая роль в трагедии (см. Ниже). Как и большинство оракулов, он обычно крайне неохотно раскрывает все, что видит в своих видениях.
Тиресий появляется как имя повторяющегося персонажа в нескольких рассказах и греческих трагедиях, касающихся легендарной истории Фив. В Вакханках по Еврипиду, Тиресий появляется с Кадмом, основателем и первым царем Фив, чтобы предупредить нынешнего царя Пентея против осуждения Диониса как бога. Вместе с Кадмом он одевается как поклонник Диониса, чтобы подняться на гору, чтобы почтить нового бога с фиванскими женщинами в их вакхических пирах.
В Софокле 'Царь Эдип, Эдип, царь Фив, призывает Тиресия помочь в расследовании убийства предыдущего царя Лая. Сначала Тиресий отказывается давать прямой ответ и вместо этого намекает, что убийца - это тот, кого Эдип действительно не желает искать. Однако, спровоцировав гнев сначала на обвинение Эдипа в том, что у него нет предвидения, а затем на то, что Тиресий приложил руку к убийству, он показывает, что на самом деле это сам Эдип (невольно) совершил преступление. Возмущенный Эдип выгоняет его из дворца, но потом понимает правду.
Тиресий также появляется в книге Софокла Антигона. Креонт, ныне царь Фив, не разрешает похоронить Полиникия. Его племянница, Антигона, бросает вызов приказу и поймана; Креонт постановил, что ее следует похоронить заживо. Боги выражают свое неодобрение решению Креонта через Тиресия, который говорит Креонту, что «город болен по вашей вине».
Тиресий и его пророчество также участвуют в рассказе о Эпигони.
Тиресий умер, выпив воды из испорченного источника Тильфусса, где он был пронзен стрелой Аполлона.
Его тень спустилась на Асфодельские луга, первый уровень Аида. После смерти его посетил в подземном мире Одиссей, которому он дал ценные советы относительно остальной части его одиссеи, например, как пройти Сциллу и Харибду. Он даже дал ему совет, где ему не следует есть скот Гелиоса на Тринации (совет, которому люди Одиссея не последовали, что привело к их гибели от ударов молнии Зевса во время гроза).
Часто устанавливаются связи с парными змеями на кадуцею (Brisson 1976: 55–57).