Шикаста

редактировать

Роман Дорис Лессинг 1979 года

Шикаста
Лессинг Шикаста.jpg Обложка первого издания США (Альфред А. Кнопф )
АвторДорис Лессинг
Художник с обложкиПол Гамарелло
СтранаВеликобритания
ЯзыкАнглийский
СерияКанопус в Аргос
ЖанрРоман (научная фантастика )
Издатель
Публикация дата
  • октябрь 1979 г. (США)
  • ноябрь 1979 г. (Великобритания)
Тип носителяПечать (твердая обложка )
Страницы448
ISBN 0-394-50732-0 (США). 0-224-01767-5 (Великобритания)
OCLC 4774671
Десятичный формат Дьюи 823 /. 9/14
Класс LC PZ3.L56684 Sh 1979 PR6023.E833
За ним следует
, за которым следуетБраки между зонами три, четыре и пять

Re: Colonized Planet 5, Шикаста (часто сокращается до Шикаста ) - это научно-фантастический роман 1979 года Дорис Лессинг, первая книга в ее пяти книгах Навес нас в серии Argos. Впервые он был опубликован в США в октябре 1979 г. Альфредом А. Кнопфом и в Великобритании в ноябре 1979 г. Джонатаном Кейпом. Шикаста - это также название вымышленной планеты, представленной в романе.

Шикаста с подзаголовком «Личные, психологические, исторические документы, касающиеся посещения Джохора (Джорджа Шербана) Эмиссара (9 класс) 87-й годовщины Периода последних дней») - это история планеты Шикаста (аллегорический Земля ) под влиянием трех галактических империй, Канопуса, Сириуса и их общего врага, Путтиоры. Книга представлена ​​в виде серии отчетов канопских посланников Шикасте, которые документируют предысторию планеты, ее деградацию, приведшую к «Веку разрушения» (20 век) и Апокалипсис (Третья мировая война ).

Шикаста опирается на Ветхий Завет и находится под влиянием духовных и мистических тем в суфизме и Исламская система верований, которой Лессинг интересовался в середине 1960-х годов. Книга представляет собой серьезный сдвиг в творчестве Лессинг с реализма на научную фантастику, и это разочаровало многих ее читателей. Он получил неоднозначные отзывы критиков. Некоторые были впечатлены масштабом и видением книги, а один рецензент назвал ее «смелой и тревожной работой одного из величайших писателей мира». Другие критиковали мрачность романа, то, что человечество не имеет свободы воли и что их судьба находится в руках галактических империй.

История Шикасты пересказывается в третьей книге из серии Канопус, Сириусские эксперименты (1980), на этот раз с точки зрения Сириуса. Шикаста снова появляется в четвертой книге серии, Создание представителя Планеты 8 (1982), а Зоны, кратко упомянутые в Шикасте, являются предметом второй книги серии, Браки между зонами три, четыре и пять (1980).

Содержание
  • 1 Сюжет
  • 2 Предпосылки и жанр
  • 3 Анализ
  • 4 Прием
  • 5 Примечания
  • 6 Источники
  • 7 Процитированные работы
  • 8 Дополнительная литература
  • 9 Внешние ссылки
Сюжет

Канопус, благожелательная галактическая империя с центром в Канопус в созвездии Арго Навис, колонизирует молодой и многообещающую планету они называют Роханда (плодородная). Они взращивают его обросших гуманоидов и ускоряют их эволюцию. Когда туземцы готовы, Канопус накладывает на Роханду «Замок», который связывает его через «астральные потоки» с гармонией и силой Канопийской Империи. Помимо Канопуса, две другие империи также утверждают присутствие на планете: их союзник Сириус с одноименной звезды и их общий враг Путтиора. Сирианцы в основном ограничивают свою деятельность генетическими экспериментами на южных континентах во время предыстории Роханды (описанной в третьей книге Лессинга из серии Canopus, Сирианские эксперименты ), в то время как шаммат Путтиоры бездействует, ожидая возможности нанести удар.

На протяжении многих тысячелетий уроженцы Роханды процветают в атмосфере мирного сосуществования и ускоренного развития, вызванной Канопианами. Затем непредвиденное «космическое переориентация» выводит Роханду из фазы с Канопусом, что приводит к разрыву Замка. Лишенные ресурсов Канопуса и постоянного потока вещества, называемого SOWF (субстанция нашего чувства), туземцы заболевают «дегенеративным заболеванием», которое ставит цели человека выше целей общества. Шамматы используют это нарушение и начинают подрывать влияние Канопуса, заражая туземцев их злыми путями. По мере того как Роханда перерастает в жадность и конфликты, канопеи неохотно меняют свое название на Шикаста (пораженный). Позже в книге Шикаста идентифицируется как Земля, или аллегорическая Земля.

В попытке спасти планы Канопуса относительно Шикасты и исправить упадок туземцев, канопские эмиссары отправляются на Землю. планета. Джохор - один из таких эмиссаров, который принимает форму туземца и начинает идентифицировать тех людей, которые не деградировали слишком далеко и поддаются его корректирующим инструкциям. Затем Джохор отправляет тех, кого он успешно «обратил», для распространения информации среди других туземцев, и вскоре изолированные общины начинают возвращаться в дошикастанские дни. Но без влияния SOWF и Шаммата на туземцев, Канопус ведет проигранную битву, и планета приходит в упадок. К 20 веку Шикастана планета превратилась в войну и самоуничтожение. Джохор возвращается, но на этот раз через Зону 6, из которой он родился на планете (воплощение ) как шикастан, Джордж Шербан. По мере того, как Шербан подрастает, он устанавливает контакт с другими переодетыми канопианцами, а затем возобновляет свою работу, пытаясь помочь шикастанцам. Но голод и безработица растут, анархия распространяется.

Накануне Третьей мировой войны Шербан и другие эмиссары перемещают небольшое количество многообещающих шикастанцев в отдаленные места, чтобы избежать надвигающегося ядерного холокоста. Он также принимает участие в суде над всеми европейцами за преступления колониализма. Китай завоевал Европу, но он убеждает людей, что Европа была не единственным преступником.

Война уменьшила население Шикасты на 99% и очистила планету от «варваров». Шаммат, направивший шикастанцев на самоуничтожение, самоуничтожаются и уходят с планеты. Канопийцы помогают выжившим восстановить свою жизнь и воссоединиться с Канопусом. С усилением Лока и снова свободным течением SOWF, гармония и процветание возвращаются в Шикаста.

Предпосылки и жанр
Дорис Лессинг выступает на Кельнском литературном фестивале в Германии, 2006

В середине 1960-х Лессинг заинтересовался суфизмом, Исламская система верований, после прочтения Суфиев Идриса Шаха. Она описала «Суфиев» как «самую удивительную книгу, которую [она] прочитала», и сказала, что она «изменила [ее] жизнь». Позже Лессинг встретил Шаха, который стал «хорошим другом [и] учителем». В начале 1970-х Лессинг начал писать художественную литературу о «внутреннем пространстве», в которую вошли романы «Брифинг для сошествия в ад» (1971) и Мемуары выжившего (1974). В конце 1970-х она написала «Шикаста», в котором использовала множество суфи концепций.

Шикаста задумывался как «единственная самодостаточная книга», но как вымышленная вселенная Лессинг, она обнаружила, что у нее есть идеи не только для одной книги, и в итоге написала серию из пяти. Шикаста и серия Канопус в Аргосе в целом попадают в категорию мягкой научной фантастики («космическая фантастика», по словам Лессинга) из-за их ориентации на характеристики и социальные и культурные вопросы, а также снижение внимания к науке и технологиям. Роберт Альтер из The New York Times предположил, что этот вид письма принадлежит к жанру литературного критика Нортропа Фрая, называемого «анатомией», который представляет собой «сочетание фантастики и морали». Гор Видал поместил «научную фантастику» Лессинга где-то между Джоном Милтоном и Л. Роном Хаббардом ".

Идрисом Шахом., который познакомил Лессинг с суфизмом

. Шикаста представлял собой серьезный сдвиг в фокусе для Лессинга, находящийся под влиянием духовных и мистических тем в суфизме. Это переключение на " научная фантастика "не была хорошо встречена читателями и критиками. К концу 1970-х Лессинг считался" одним из самых честных, умных и увлеченных писателей того времени ", и западные читатели, не знакомые с суфизмом, были встревожены что Лессинг отказалась от своего «рационального мировоззрения». Джордж Стад из The New York Times пожаловался, что «наша Великая хозяйка люмпен-реализма стала религиозной по отношению к нам». Реакция рецензентов и читателей на первые два Книги этой серии, Шикаста и Браки между зонами три, четыре и пять (1980), побудили Лессинг написать в предисловии к третьей книге серии Сирианские эксперименты (1980):

Мне бы очень хотелось, чтобы рецензенты и читатели могли видеть эту серию, Канопус в Аргосе: Архив, как основу, которая позволяет мне рассказать (я надеюсь) одну или две увлекательных истории; задавать вопросы как себе, так и другим; для изучения идей и социологических возможностей.

Последовала дальнейшая критика серии Canopus, которая включала этот комментарий New York Times критика Джона Леонарда : «Один из многих грехов, за которые 20-й век будет привлечен к ответственности за то, что он обескуражил миссис Лессинг... Теперь она пропагандирует нашу незначительность в космическом раззматизме ». Лессинг ответил: «Они не понимали, что научная фантастика - это одна из лучших социальной фантастики нашего времени. Я также восхищаюсь классической научной фантастикой, такой как Blood Music, автор Грег Беар. Он великий писатель. " В 1983 году Лессинг сказала, что хотела бы писать рассказы о красных и белых карликах, космических ракетах, питаемых антигравитацией, а также о заколдованных и цветных кварков, "[b] но мы не все можем быть физиками ".

Позже Лессинг написала несколько эссе о суфизме, которые были опубликованы в ее сборнике эссе Time Bites (2004). Она была награждена премией 2007 г. Нобелевская премия по литературе, и был описан Шведской академией как «тот эпик женского опыта, который со скептицизмом, огнем и дальновидностью подверг критике разделенную цивилизацию». 64>

Лессинг посвятила Шикаста своему отцу. Когда она была еще ребенком в Южной Родезии (ныне Зимбабве ), он часто смотрел в ночное небо и говорил: «Заставляет вас думать - там так много миров, что не имеет значения, если мы взорвем себя - гораздо больше там, откуда мы пришли». Шикаста породил религиозный культ в Америке. Лессинг сказал в интервью, что я Последователи писали ей и спрашивали: «Когда нас собираются посетить боги?», и она сказала им, что эта книга «не является космологией». Это изобретение », и они ответили:« А, вы просто нас проверяете ».

Анализ
« Самые низкие, самые забитые, самые несчастные из шикастанцев будут смотреть, как ветер двигает растение., и улыбка; посадит семя и будет смотреть, как оно растет; буду стоять, чтобы наблюдать за жизнью облаков. Или приятно лежать без сна в темноте, слыша вой ветра, который не может - не на этот раз - навредить ему там, где он находится в безопасности. Именно здесь сила всегда неудержимо проникала в каждое существо Шикасты ».

- Выдержка из отчета« Дополнительная пояснительная информация II »Джохора, Шикаста, стр. 250.

Происходит имя« Шикаста ». от персидского слова شکسته (shekasteh), означающего «сломанный», и часто используется как название иранского национального стиля персидской каллиграфии, Shekasteh Nastaʿlīq. В книге Лессинг прямо не заявляет, что планета Шикаста Земля, но многие критики полагают, что ее сходство с историей Земли дает понять, что Шикаста - это Земля, как ее видят Канопеи. Некоторые документы в книге, написанной шикастанцами, относятся к географическим местам и странам на Земле. Однако другие критики интерпретируют Шикаста как аллегорическую Землю с параллельными историями, которые время от времени меняются.

Шикаста имеет был назван "анти-романом" и "архитектурным романом". Это история планеты Шикаста от людей. Это относится к Канопусу и представляет собой тематическое исследование для «студентов первого курса канопского колониального правления». Он содержит серию отчетов канопских посланников на планету, выдержки из канопских справочников, истории Шикасты, а также копии писем и журналов, написанных избранными шикастанцами. История Шикасты отслеживается практически бессмертными канопианцами, начиная с предыстории Роханды, до «Века разрушения» Шикасты (20-й век Земли) и до будущего Земли, когда китайцы оккупируют Европу и мир Начинается война III. Книга претендует на то, чтобы быть «истинной» историей нашей планеты.

Шикаста ссылается на Ветхий Завет, гностицизм и суфизм, и опирается на несколько иудео-христианских тем. Лессинг писал в предисловии к книге, что корни книги уходят в Ветхий Завет. Ее SOWF (Вещество-Мы-Чувство), «духовная пища», которая течет от Канопуса до Шикасты, также является словом, которое она изобрела с произношением, похожим на «суфий». Рецензент на книгу в Los Angeles Times сказал, что Шикаста - это «переработка Библии», а сайт Infinity Plus проводит параллели между канопийцами и их посланниками, а также Богом и его ангелами из Древнего мира. Завещание. Рецензент New York Times писал, что «космическое пространство», откуда пришли канопийцы, является метафорой «религиозного или внутреннего пространства». Тельма Дж. Шинн в своей книге «Миры внутри женщин: мифы и мифы в фантастической литературе женщин» описала борьбу между Канопусом и Шамматом, разыгравшуюся на Шикасте, как «вечную борьбу между добром и злом» и «дегенеративную болезнь». "который поражает Шикасты как метафору первородного греха. Лессинг сказал в интервью, что последняя война (Третья мировая война ) в конце романа - это Апокалипсис. Филлис Стернберг Перракис написала в Журнале исследований бахаи, что Шикаста является «символическим изображением пришествия нового пророка на планету, подобную земле», и связывает это с принципами Веры бахаи.

Ресепшн

Пол Грей написал в обзоре в Time, что документы, из которых состоит Шикаста, позволяют Лессингу растянуть роман на обширные периоды времени и резко изменить перспективу "из почти бесконечного с точностью до минуты ». Он сказал, что связность книги - это ее разнообразие, и отметил, как Лессинг перемежает свои «великие замыслы» и «конфигурации огромных сил» «отрывками, вызывающими болезненную остроту». Грей сказал, что Шикаста ближе к Путешествию Гулливера и Ветхому Завету, чем к Баку Роджерсу, и может разочаровать читателей, интерпретирующих ее «космическую фантастику» как «научную фантастику». Он нашел мрачное видение Лессинг истории Земли, в котором она предполагает, что люди «не могли... не создавать беспорядков, которые у них есть, что все их промахи были предопределены небольшим тиком в космосе», немного «неудовлетворительным», но добавил что даже если вы не подписываетесь под ее теориями, книга все равно может приносить удовольствие, «даже яростно увлекательная на каждой странице». Грей назвал Шикаста «смелым и тревожным произведением одного из величайших писателей мира».

Автор Гор Видал писал в The New York Review of Books, что Шикаста это «произведение грозного воображения». Он сказал, что Лессинг является «мастером» эсхатологического письма, но добавил, что, хотя ее изображения терминала Лондона «очень реальны», в целом книга «никогда не совсем достаточно реально ". Видал также считал, что Зона 6, альтернативный план Лессинга для мертвых, не так убедительна, как Сухие земли в Урсуле К. Ле Гуин трилогии Земноморья. Он сравнил канопианцев и Шаммат с Богом и сатаной Милтона в Потерянном рае, но сказал, что, хотя Люцифер «низвержение... его писателя-создателя - это потрясающая вещь», в Человеческая раса Шикасты Лессинг без свободной воли слишком пассивна и не представляет интереса. Видаль объяснил это «сдачей» Лессинг суфиям и SOWF (Вещество-мы-чувства), а не ее неспособностью создать хороших персонажей.

обозреватель New York Times Джордж Стэйд сказал, что Шикаста «заставляет нас задуматься... что мы такие, как мы пришли к этому пути и куда мы идем», но жаловался, что книга наполнена «ложными надеждами» и что судьба человечества зависит от «теософских эманаций, космических влияний, оккультных сил, духовных посещений и звездных вибраций». Когда SOWF отрезан и шикастанцы вырождаются, Лессинг «одновременно обвиняет и оправдывает» их, подразумевая, что человечество плохо, но это не их вина. В то время как Стад дополнил Лессинг сатиру в книге и ее изображения Зоны 6, которые, по его словам, «имеют жуткую красоту древних гностических текстов», он «не одобряет [d]» романа в целом, но добавил: «это не значит, что мне не понравилось это читать».

Уайт в Los Angeles Times. М. Г. Лорд назвал Шикасту «эпосом» и подозревал, что это могло повлиять на Нобелевский комитет, когда они назвали Лессинг «эпиком женского опыта». Тельма Дж. Шинн написала в своей книге «Миры внутри женщин: мифы и мифотворчество в фантастической литературе женщин», что история человечества Лессинг в Шикасте «пессимистична», но «убедительна». Infinity Plus охарактеризовала Шикаста как «мейнстримный роман, в котором используются идеи фантастики» и сказала, что, хотя Лессинг не могла предсказать распад Советского Союза и влияние компьютеров, роман «едва ли кажется устаревшим» из-за ее «хитроумно не «специфический» подход.

Джеймс Шелленберг, писавший в канадском научно-фантастическом и фэнтезийном журнале Challenging Destiny, был впечатлен «великим чувством перспективы» Шикасты и контекстом человечества, установленным в «более широком масштабе цивилизации и здравомыслящий ". Ему нравилась концепция SOWF как «метафоры единства сообщества», но он чувствовал, что это необычный способ построить утопию. Фрагментарное повествование в книге приводит к тому, что Лессинг нарушает «известное изречение письма - показывать, не рассказывать», и хотя это может сработать в определенных обстоятельствах, Шелленберг считал, что такой подход не очень хорошо работает в Шикасте. Интернет-журнал Путешествие к морю нашел включение Лессинг историй из Библии на иврите «занимательным и интригующим», и сказал, что она оспаривает отказ логического мыслителя от этих священных текстов, предполагая, что они «воображаемо возможно», что они могут быть правдой.

После смерти Лессинг в 2013 году The Guardian включили Шикаста в свой список пяти лучших книг Лессинг.

Примечания
Ссылки
Цитированные работы
Дополнительная литература
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-06-08 05:21:19
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте