Социальная фантастика

редактировать
Внешнее видео
значок видео Шумер - короткий научно-популярный фильм.

Социальная фантастика - это поджанр из научной фантастики, обычно (но не обязательно) мягкая научная фантастика, в меньшей степени связанный с технологиями / космической оперой И еще со спекуляциями об обществе. Другими словами, он «поглощает и обсуждает антропологию» и размышляет о человеческом поведении и взаимодействиях.

Исследование вымышленных обществ - важный аспект научной фантастики, позволяющий выполнять прогнозные (Машины времени (1895); Последний круг рая, 1965) и предупредительный (Дивный новый мир, 1932; Девятнадцать восемьдесят четыре, 1949; Конец детства, 451 градус по Фаренгейту, 1953), призванные критиковать современный мир (Путешествия Гулливера, 1726; произведения Александра Громова, 1995 - Настоящее время) и представить решения (Walden Two, Freedom ™ ), изобразить альтернативные общества (World of the Noon ) и изучить последствия этического принципы, как, например, в работах из Сергей Лукьяненко.

Содержание
  • 1 На английском языке
  • 2 Примеры из 1940-х годов
  • 3 Другие примеры
  • 4 См. также
  • 5 Источники
  • 6 Дополнительная литература
На английском языке

Социальная фантастика - это широкий термин для описания любого произведения спекулятивной фантастики, в котором на переднем плане представлены социальные комментарии (в отличие, скажем, от гипотетической технологии). Социальная научная фантастика - это поджанр, в котором социальные комментарии (культурные или политические) происходят в научно-фантастической вселенной. Утопическая и антиутопическая литература - это классический, поляризованный жанр социальной научной фантастики, хотя большинство произведений научной фантастики можно интерпретировать как важную особенность в том или ином виде социальных комментариев. Поэтому нередки случаи, когда научно-фантастическое произведение обозначается как социальная фантастика, как и многие другие категории.

Книга Томаса Мора Утопия (1516 г.) представляет собой ранний образец этого жанра. Другой ранний классический писатель, Джонатан Свифт, написал критические взгляды на современное общество - его самая известная работа, Путешествие Гулливера (1726), является примером романа, который частично является социальной научной фантастикой. (с такими классическими элементами научной фантастики, как новаторство в странных новых мирах и эксперименты с вариациями анатомии человека) и отчасти высокой фэнтези (например, фантастические виды, высмеивающие различные слои общества).

Одним из авторов, использовавших научную фантастику для исследования социологии ближайшего будущего, был Х. Дж. Уэллс в своей классической книге Машина времени (1895) показывает, что человечество разделилось на отдельные ветви Элоиз и морлоков в результате классовое неравенство : счастливое пастырское общество Элоиса, на которое охотятся морлоки, но все же нуждающееся в них для поддержания своего мира, - тонко завуалированная критика капиталистического общества, где класс эксплуататоров или буржуазия символизируется бесполезные, легкомысленные Элои и эксплуатируемый рабочий класс, или пролетариат, представлены недоедающими морлоками, живущими в подземелье. Уэллс «Пробуждение спящего» (1899, 1910) предсказал дух 20-го века: технически продвинутый, недемократический и кровавый. Наряду с прогнозами будущего общества, если текущие социальные проблемы сохранятся, а также изображениями инопланетных обществ, которые являются преувеличенными версиями наших (примером которых является Война миров 1897 года), Уэллс также подверг резкой критике популярная тогда концепция вивисекции, экспериментальной «психиатрии» и исследований, которые проводились с целью реструктуризации человеческого разума и памяти (ясно подчеркнуто в Остров доктора Моро, 1896 г.).

Другие ранние примеры влиятельных романов включают Врил, Сила грядущей расы (1871) Эдвард Булвер-Литтон, Эревон ( 1872) от Сэмюэл Батлер, Взгляд назад: 2000-1887 (1888) от Эдвард Беллами и Новости из ниоткуда (1890) от Уильям Моррис

В США новая тенденция научной фантастики, уходящая от гаджетов и космической оперы к спекуляциям о человеческом состоянии, была поддержана в журналах 40-х годов такими авторами, как Роберт А. Хайнлайн и Исааком Азимовым, который ввел термин «социальная научная фантастика» для описания своей собственной работы. Этот термин сегодня используется нечасто, кроме как в контексте конкретно обозначения изменений, произошедших в 1940-х годах, но определяемый им поджанр по-прежнему является основой научной фантастики.

Утопическая фантастика в конечном итоге породила негативный и часто более циничный жанр, известный как антиутопия : «негативная утопия» Олдоса Хаксли Дивный новый мир (1932) и Animal Farm (1945) и Nineteen Eighty-Four (1949) от Джорджа Оруэлла. «Разрушающая мысль сила» маккартизма повлияла на Рэя Брэдбери 451 ° по Фаренгейту (1953). Примеры молодежной литературы антиутопии включают Голодные игры (2008) Сюзанн Коллинз, Дом Скорпиона (2002) Нэнси Фармер, Дивергент (2011) от Вероника Рот, Бегущий в лабиринте (2009) от Джеймс Дэшнер, и Делириум (2011) Лорен Оливер.

Хризалиды (1955) Джон Виндхэм исследовали общество нескольких детей-телепатов в мире, враждебном такие отличия. Роберт Шекли изучал полярные цивилизации криминала и стабильности в своем романе 1960 года Цивилизация статуса.

Современная эра социальной научной фантастики началась с 1960-х годов, когда такие авторы, как Харлан Эллисон, Брайан Олдисс, Уильям Гибсон и Фрэнк Герберт писали романы и рассказы, отражающие реальные политические события и экологические проблемы, но также экспериментировали в создании гипотетических общества будущего или параллельных населенных планет. Основной темой Эллисона был протест против усиления милитаризма. Курт Воннегут написал Бойня №5 (1969), в котором использовался научно-фантастический прием рассказывания историй путешествия во времени для исследования антивоенных, моральных и социологических темы. Сериал Фредерика Поля Gateway (1977–2004) сочетал в себе социальную фантастику с твердой научной фантастикой. Современные представители социальной научной фантастики в традиции Кэмпбелла / Хайнлайна включают Л. Нил Смит, написавший как The Probability Broach (1981), так и альтернативные варианты будущего «боком во времени» и то, как будет выглядеть либертарианское общество. Он считается наследником Роберта А. Хайнлайна индивидуализма и либертарианства в научной фантастике.

Ким Стэнли Робинсон исследовал различные модели будущее в его Трилогии «Три Калифорнии» (1984, 1988, 1990).

Сага об отшельничестве (1991 – настоящее время), Л. Э. Модезитт-младший представляет собой смесь научной фантастики и фэнтези, которую можно охарактеризовать как социальную научную фантастику. В 13 книгах этой серии описываются меняющиеся отношения между двумя технологически развитыми культурами и культурами примитивного мира, в которые каждая из них невольно переносится. Темы гендерных стереотипов, сексизма, этики, экономики, защиты окружающей среды и политики исследуются в ходе сериала, который исследует мир глазами всех его героев.

Дорис Лессинг получила Нобелевскую премию по литературе 2007 года. Хотя в основном она известна своими основными работами, она написала множество работ по социальной научной фантастике, в том числе Memoirs of a Survivor (1974), Briefing for a Descent into Hell (1971) и Канопус в серии «Аргос» (1974–1983).

Примеры из 1940-х годов
Другие примеры
См. Также
Ссылки
Дополнительная литература
  • Современная научная фантастика: ее значение и будущее, ред. Реджинальд Бретнор и Джон Вуд Кэмпбелл, 2-е издание, 1979 г., ISBN 0-911682-23-6.
Последняя правка сделана 2021-06-08 07:51:50
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте