Шауни

редактировать

Шони
Shawnee Prophet, Tenskwatawa.jpg Пророк Шауни, Тенскватава (1775–1836), ок. 1820 г., портрет Чарльза Берда Кинга
Общая численность населения
7,584 зарегистрированных, 14,000 самоидентифицированных
Регионы со значительной численностью населения
США (Пенсильвания, Мэриленд, Южная Каролина, Вирджиния, Индиана, Иллинойс, Алабама, Миссури, Канзас и Оклахома ); ранее Кентукки, Огайо и Западная Вирджиния
Языки
Шони, английский
Религия
традиционные религии и христианство
Родственные этнические группы
Майами, Меномини

Шауни (Шааванваки, Шаваноки и Shaawanowi lenaweeki ) - говорящая на алгонкинском языке этническая группа коренных жителей Северной Америки. В колониальные времена они были полу мигрирующей индейской нацией, в основном населявшей районы долины Огайо, простирающейся от территории Огайо и Кентукки на восток до Западной Вирджинии, Вирджиния, Пенсильвания и Западный Мэриленд ; к югу от Алабамы и Южной Каролины ; и на запад в Индиана и Иллинойс.

Подвергнутые европейско-американскому давлению на запад, шауни мигрировали в Миссури и Канзас. В 1830-х годах некоторые были перемещены с верхнего Среднего Запада на Индийскую территорию (ныне Оклахома) к западу от реки Миссисипи. Другой шауни не переехал в Оклахому до окончания гражданской войны. Состоящие из разных исторических и родственных групп, сегодня существует три признанных на федеральном уровне племени шауни, все со штаб-квартирой в Оклахоме : Абсенте-шауни индейцев Оклахомы, Восточное племя шауни из Оклахомы и Племя шауни.

Содержание

  • 1 Язык
  • 2 История
    • 2.1 Предыстория
    • 2.2 XVII век
    • 2.3 XVIII век
    • 2.4 Американская революция
    • 2.5 Война Текумсе и война 1812 года
      • 2.5.1 Великая комета 1811 года и Текоомсе
      • 2.5.2 Новомадридское землетрясение
      • 2.5.3 Участие племен в Войне 1812
    • 2.6 Последствия
  • 3 Федеральное признание
  • 4 Социальные и родственные группы
  • 5 Признанные государством племена
  • 6 Непризнанные группы, заявляющие о происхождении шауни
  • 7 Флаги шауни
  • 8 Монеты племени шауни
  • 9 Известные шауни
  • 10 См. Также
  • 11 Примечания
  • 12 Ссылки
  • 13 Внешние ссылки
    • 13.1 Признанные на федеральном уровне племена шауни
    • 13.2 История шауни

Язык

Язык шауни, алгонкинский язык, на котором говорили 200 человек в 2002 году, в том числе более 100 не говорящих на шони и 12 лояльных шони. Язык написан латинским шрифтом. В нем есть словарь, и отрывки из Библии были переведены на язык шауни.

История

Предыстория

Форт Древние культуры Мононгахела Херб Роу

Некоторые ученые считают, что шауни являются потомками люди precontact древней культуры форта региона Огайо, хотя это не является общепринятым. Форт Древняя культура процветала с 1000 по 1650 год нашей эры среди людей, которые преимущественно населяли земли по обе стороны реки реки Огайо в областях современного южного Огайо, северного Кентукки и западная Западная Вирджиния. Они были строителями курганов. Форт Древняя культура когда-то считалась продолжением Миссисипской культуры. Но теперь ученые полагают, что древняя культура форта развивалась независимо и произошла от культуры Хоупвелла (100 г. до н.э. - 500 г. н.э.), а также людей, строивших курганы.

Змеиный Курган, Пиблз, Огайо

Судьба древних людей Форта окружена неопределенностью. Скорее всего, их общество, как и культура Миссисипи на юге, было серьезно разрушено волнами эпидемий от новых инфекционных болезней, перенесенных первыми испанскими исследователями в 16 веке. После 1525 г. в Мэдисонвилле, месте типа , размеры деревенских домов становились все меньше и меньше, с доказательствами, свидетельствующими о том, что люди перешли от своего ранее «сосредоточенного на садоводстве оседлого образа жизни».

В археологических записях есть пробел между самыми последними памятниками древних фортов и самыми старыми памятниками шауни. Последние были зарегистрированы европейскими (французскими и английскими) археологами как населяющие эту территорию во время встречи. Ученые в целом признают, что сходство в материальной культуре, искусстве, мифологии и устной истории шауни, связывающей их с народами Древнего форта, может использоваться для поддержки связи между обществом древних фортов и развитием как исторического общества шауни.

Шауни традиционно считали ленапе (или делавэров) восточного побережья Срединно-Атлантического региона, которые также говорили по-алгонкински, своими «дедами». Алгонкин нации современной Канады считали шауни в США своей самой южной ветвью. Вдоль Восточного побережья племена, говорящие на языке алгонкинов, в основном располагались в прибрежных районах, от Квебека до Каролин.

Алгонкинские языки имеют слова, похожие на архаическое шавано (теперь: шааванва), означающее «юг». Однако корень šawa- не означает «юг» в шони, но означает «умеренный, теплый (погоды)»: см. Charles F. Voegelin, «šawa (плюс -ni, -te) УМЕРЕННЫЙ, ТЕПЛО. Cp. Šawani 'модерирует... ". В одном из рассказов шауни «Саваге» (šaawaki) - божество южного ветра. Куртин переводит Sawage как «тает», имея в виду теплую погоду на юге. Шааваки засвидетельствован как дух Юга или Южного Ветра в этом рассказе, в одной из сказок Фогелина и в песне, собранной Фогелином.

17 век

Европейцы сообщили о столкновении шауни на обширной географической территории. Одним из самых ранних упоминаний о шауни может быть карта 1614 голландцев, на которой изображен Саванью, расположенный к востоку от реки Делавэр. Более поздние голландские источники 17-го века также помещают их в это место. Согласно сообщениям французских исследователей того же века, шони обычно располагались вдоль реки Огайо, где французы встречали их во время набегов из восточной Канады и страны Иллинойс.

A В городе Шауни могло быть от сорока до ста домов, покрытых корой, подобных по конструкции ирокезским домам. В каждой деревне обычно был молитвенный дом или дом совета, длиной от шестидесяти до девяноста футов, где проходили общественные обсуждения.

Согласно одной английской легенде, некоторые шауни произошли от группы, посланной вождем Опечанканоу, правитель Конфедерации Поухатанов 1618–1644, поселился в долине Шенандоа. Партию возглавил его сын Шива-а-ни. Эдвард Бланд, исследователь, сопровождавший экспедицию Авраама Вуда в 1650 году, писал, что во времена Опечанканоу произошла ссора между вождем Чаванов и правление Поухатана (также родственника семьи Опечанканоу). Он сказал, что последний убил первого. Шауни были "изгнаны из Кентукки в 1670-х годах ирокезами из Пенсильвании и Нью-Йорка, которые заявили, что долина Огайо является охотничьим угодьем для торговли пушниной Колонисты Баттс и Фаллам в 1671 году сообщили, что шауни оспаривали контроль над долиной Шенандоа с Конфедерацией Хауденосауни (ирокезы) в том году и проигрывали.

Примерно до 1670 года группа шауни мигрировала в район реки Саванна. В 1674 году эти шауни связались с англичанами, базировавшимися в Чарльз-Тауне, Южная Каролина. -длительный союз. Шауни реки Саванна были известны англичанам Каролины как "индейцы саванны". Примерно в то же время другие группы шауни мигрировали во Флориду, Мэриленд, Пенсильванию и другие регионы к югу и востоку от Страна Огайо. д'Ибервиль в своем дневнике в 1699 году описывает шауни (или, как он их называет, шауэноны) как «единственную нацию, которой следует бояться., распространяясь по Каролине и Вирджинии в направлении Миссисипи ».

Историк Алан Галлай предполагает, что миграция шауни в середине-конце 17 века, вероятно, была вызвана Бобровые войны, начавшиеся в 1640-х гг. Страны Конфедерации ирокезов вторглись с востока, чтобы обезопасить долину Огайо для охотничьих угодий. Шауни стали известны своими обширными поселениями, простирающимися от Пенсильвании до Иллинойса и Джорджии. Среди известных им деревень были Эскиппакитики в Кентукки, Соннионто (также известный как Нижний Шоунитаун ) в Огайо, Чалакагай, недалеко от того места, где сейчас Силакога, Алабама, Чалагавта на месте нынешнего Чилликот, Огайо, Олд Шоунитаун, Иллинойс и Сувани, Джорджия. Их язык стал lingua franca для торговли между многочисленными племенами. Они стали лидерами среди племен, инициировав и поддерживая паниндейское сопротивление европейской и евро-американской экспансии.

18 век

Карта 1715 года, показывающая земли «шауанонов» (шауни)

Шауни занимали районы в центральной Пенсильвании. Долго не имея вождя, в 1714 году они попросили Карондавану, военного вождя онейды, представить их в провинциальном совете Пенсильвании, который принял выбор шауни в качестве своего лидера. Примерно в 1727 году Карондавана и его жена, известный переводчик, известный как мадам Монтур, поселились в Отстонвакине, на западном берегу, на слиянии Лоялсок-Крик и Западная ветвь реки Саскуэханна.

К тому времени, когда европейско-американские поселенцы начали прибывать в долину Шенандоа (ок. 1730 г.) в Вирджинии, шауни преобладали в северной части долины. Они были заявлены как данники Haudenosaunee или Шесть Наций ирокезов на севере. Последний помог некоторым из народа тускарора из Северной Каролины, который также был ирокезоязычным и дальним родственником, переселиться в окрестности того места, которое сейчас Мартинсбург, Западная Вирджиния. Большая часть тускароров мигрировала в Нью-Йорк и поселилась недалеко от Онейды, став шестой нацией Конфедерации ирокезов; они объявили, что их миграция закончилась в 1722 году. Также в это время Сенека (ирокезская нация) и ленапе военные отряды с севера часто сражались в генеральных сражениях с преследующими отрядами Катавба из Вирджинии, который догонит их в населенных шауни регионах Долины.

К концу 1730-х годов давление колониальной экспансии привело к неоднократным конфликтам. На общины шауни повлияла торговля мехом. Приобретая оружие и европейские товары, они также продавали ром или бренди, что приводило к серьезным социальным проблемам, связанным с злоупотреблением алкоголем их членами. Несколько общин шауни в провинции Пенсильвании, возглавляемые Питером Чартье, торговцем метисом, выступили против продажи алкоголя в своих общинах. Это привело к конфликту с колониальным губернатором Патриком Гордоном, который находился под давлением торговцев с целью разрешить торговлю ромом и бренди. Не имея возможности защитить себя, в 1745 году около 400 шауни мигрировали из Пенсильвании в Огайо, Кентукки, Алабаму и Иллинойс, надеясь избежать влияния торговцев.

До 1754 года штаб-квартира шауни находилась в Шони-Спрингс по современным -день Кросс-Джанкшен, Вирджиния около Винчестера. Отец более позднего вождя Кукурузный Стебель проводил там свой совет. Несколько других деревень шауни были расположены в северной долине Шенандоа : в Мурфилде, Западная Вирджиния, на Северной реке ; и на Потомаке в Камберленд, Мэриленд. В 1753 году шауни на реке Скиото в стране Огайо отправили гонцов тем, кто все еще находился в долине Шенандоа, предлагая им покинуть Вирджинию и пересечь Аллегенис, чтобы присоединились к людям дальше на запад, что они и сделали в следующем году. Сообщество, известное как Шанноа (Нижний Шоунитаун ) на реке Огайо, к 1750 году достигло примерно 1200 человек.

Со времен Бобровых войн, Хауденосауни Конфедерация («Пять Наций») провозгласила страну Огайо своим охотничьим угодьем по праву завоевания и рассматривала переселившихся туда шауни и ленапе как зависимые племена. Некоторые независимые отряды ирокезов из различных племен также мигрировали на запад, где они стали известны в Огайо как Минго. Эти три племени - шауни, делавэры (ленапе) и минго - стали тесно связаны друг с другом, несмотря на различия в их языках. Первые двое говорили по-алгонкински, а третий ирокезский.

После участия в первой фазе французско-индийской войны (также известной как «война Брэддока») в качестве союзников французов, Шауни перешли на сторону в 1758 году. Они заключили формальный мир с британскими колониями по Истонскому договору, который признал хребет Аллегени (Восточный водораздел ) в качестве их общей границы. Этот мир продлился только до войны Понтиака в 1763 году.

Позже в том же году Корона издала Прокламацию 1763 года, юридически подтвердив границу 1758 года как пределы Британская колонизация. Они зарезервировали землю за ее пределами для коренных американцев. Но короне было трудно обеспечить соблюдение границы, так как англо-европейские колонисты продолжали двигаться на запад.

Договор о форте Стэнвикс в 1768 году расширил эту линию на запад, дав британским колонистам право претендовать на то, что сейчас является Западной Вирджинией и Кентукки. Шауни не соглашались с этим соглашением: переговоры по нему велись между британскими официальными лицами и Конфедерацией Хауденосауни («Шесть Наций»), которая требовала суверенитета над землей, хотя шауни и другие индейские племена также вели там охоту.

После Стэнвикского договора англо-американцы начали наводнять долину реки Огайо для поселения. Жестокие инциденты между поселенцами и индейцами переросли в войну Данмора в 1774 году. Британским дипломатам удалось изолировать шауни во время конфликта: ирокезы и ленапе остались нейтральными. Шауни столкнулись с британской колонией Вирджиния всего с несколькими союзниками Минго. Лорд Данмор, королевский губернатор Вирджинии, предпринял двунаправленное вторжение в страну Огайо. Вождь шауни Кукурузный Стебель атаковал одно крыло, но сразился до ничьей в единственном крупном сражении войны, Битве при Пойнт-Плезант.

В Соглашении о лагере Шарлотта По окончании этой войны (1774 г.) Корнстолк и шауни были вынуждены британцами признать ту же самую границу реки Огайо своей южной границей, которая была установлена ​​с Конфедерацией Хауденосауни («Шесть Наций») Договор 1768 г. в форте Стэнвикс. Шауни уступили все права на «охотничьи угодья» Западной Вирджинии и Кентукки к югу от реки Огайо. Однако многие другие лидеры шауни отказались признать эту границу. Группа шауни напала на Дэниела Буна в Кентукки в 1775 году.

Американская революция

Когда Соединенные Штаты провозгласили независимость от британской короны в 1776 году, шауни разделились. Они не поддержали дело американских повстанцев. Кукурузный стебель возглавил меньшинство, пожелавшее остаться нейтральным. Шауни к северу от реки Огайо также были недовольны американским поселением Кентукки. Колин Кэллоуэй сообщает, что большинство шауни вступили в союз с британцами против американцев.

военные лидеры, такие как вождь Блэкфиш и Синяя куртка присоединились к Тащить каноэ и группу из людей чероки вдоль нижнего Теннесси и ручья Чикамауга против колонистов в этой области. Некоторые колонисты называли их Чикамауга, потому что они жили вдоль этой реки во время так называемых войн между чероки и американцами, во время и после Американской революции.

Позже шауни объединились с Майами в огромную боевую силу в долине Огайо, после революции, во время Северо-западной индейской войны между Соединенными Штатами и конфедерацией индейских племен. После поражения в битве при падших лесах в 1794 году большинство шауни подписали Гринвильский договор в следующем году. Они были вынуждены уступить большие части своей родины новым Соединенным Штатам. Другие группы шауни отвергли этот договор и самостоятельно мигрировали в Миссури к западу от реки Миссисипи, где они поселились вдоль Эппл-Крик около мыса Жирардо.

Война Текумсе и война 1812

Текумсе, Бенсон Лоссинг в 1848 году на основе рисунка 1808 года.

В начале XIX века лидер шауни Текумсе прославился организацией своего одноименного конфедерации Противодействовать американской экспансии на землях коренных американцев. Возникший в результате конфликт стал известен как Война Текумсе. Два главных противника в конфликте, вождь Текумсе и американский политик Уильям Генри Харрисон, оба были младшими участниками Битвы за Павшие леса в конце Северо-Западной Индии. Войны в 1794 году. Текумсе не входил в число коренных американцев, подписавших Гринвильский договор, положивший конец войне, когда шауни и другие коренные американцы уступили большую часть своей исторической территории в настоящее время Огайо в США. Однако многие индийские лидеры в регионе приняли условия Гринвилля, и в следующие десять лет сопротивление всех племен американской гегемонии угасло.

В сентябре 1809 года Уильям Генри Харрисон, тогдашний губернатор территории Индиана, пригласил потаватоми, ленапе, народ реки Угорь и Майами на встречу в Форт-Уэйн, Индиана. В ходе переговоров Харрисон пообещал племенам крупные субсидии и выплаты, если они уступят земли, о которых он просил. После двух недель переговоров лидеры Потаватоми убедили Майами принять договор в качестве взаимности, потому что Потаватоми ранее принимали менее выгодные для них договоры по просьбе Майами. Наконец, племена подписали Форт-Уэйнский договор 30 сентября 1809 года, тем самым продав США более 3 000 000 акров (приблизительно 12 000 км²), в основном вдоль реки реки Вабаш к северу от <361.>Винсеннес, Индиана.

Текумсе был возмущен Форт-Уэйнским договором, считая, что земли американских индейцев принадлежат всем племенам, идея, которую в предыдущие годы отстаивали лидер шауни Синяя куртка и могавков лидер Джозеф Брант. В ответ Текумсе начал расширять учение своего брата, известного как Тенскватава, духовного лидера, известного как Пророк, который призвал племена вернуться к своим предкам. Он начал связывать эти учения с идеей панплеменного союза. Текумсе много путешествовал, призывая воинов бросить вождей приспособленцев и присоединиться к сопротивлению в Проретстауне.

На этом портрете Харрисона первоначально изображен в штатском, делегат Конгресса от Северо-Западная территория в 1800 году.

В августе 1810 года Текумсе повел 400 вооруженных воинов противостоять губернатору Харрисону в Винсеннесе. Текумсе потребовал, чтобы Харрисон аннулировал договор Форт-Уэйн, угрожая убить вождей, подписавших его. Харрисон отказался, заявив, что майами являются владельцами земли и могут продать ее, если захотят. Текумсе ушел мирно, но предупредил Харрисона, что будет искать союза с британцами, если договор не будет аннулирован.

Великая комета 1811 года и Текоомсе

Великая комета 1811 года, нарисованная Уильямом. Генри Смит

В марте Великая комета 1811 года появилась. В течение следующего года напряженность между американскими колонистами и коренными американцами быстро нарастала. Четыре поселенца были убиты на реке Миссури, а в другом инциденте туземцы захватили лодку с припасами у группы торговцев. Харрисон вызвал Текумсе в Винсеннес, чтобы объяснить действия своих союзников. В августе 1811 года два лидера встретились, и Текумсе заверил Харрисона, что шауни намерены оставаться в мире с Соединенными Штатами.

После этого Текумсе отправился на юго-восток с миссией по вербовке союзников против Соединенных Штатов среди «пяти цивилизованных племен ». Его имя Текоомсе означало «Падающая звезда» или «Пантера через небо». Он сказал чокто, Чикасо, Маскоги и многим другим, что комета Март 1811 г. сигнализировал о его приходе. Он также сказал, что люди увидят знамение, доказывающее, что Великий Дух послал его.

Пока Текумсе путешествовал, обе стороны готовились к битве при Типпекано. Харрисон собрал небольшой отряд из регулярных войск и ополченцев для подготовки к борьбе с силами коренных народов. 6 ноября 1811 года Харрисон повел армию численностью около 1000 человек в Профетстаун, штат Индиана, надеясь разогнать конфедерацию Текумсе. Рано утром следующего дня силы под командованием Пророка преждевременно атаковали армию Харрисона у реки Типпеканоу возле реки Вабаш. Несмотря на численное превосходство, Харрисон отбил атаку, вынудив туземцев отступить и покинуть Пророкстаун. Люди Харрисона сожгли деревню и вернулись домой.

Землетрясение в Новом Мадриде

11 декабря 1811 года землетрясение в Новом Мадриде потрясло земли Маскоги и Средний Запад. Хотя интерпретация этого события варьировалась от племени к племени, они согласились, что мощное землетрясение должно иметь духовное значение. Землетрясение и его толчки помогли движению сопротивления Текумсе, поскольку маскоги и другие индейские племена считали, что это знак того, что шауни необходимо поддержать, и что это был знак, предсказанный Текумсе.

Индейцы ужаснулись... деревья и вигвамы сильно дрожали; лед, окаймляющий край реки Арканзас, раскололся; и большинство индейцев думали, что Великий Дух, разгневанный на человеческую расу, собирался уничтожить мир.

— Роджер Л. Николс, индейцы Америки

Участие племен в войне 1812 года

Новые Землетрясение в Мадриде было истолковано Маскоги как повод для поддержки сопротивления шауни.

Маскоги (Крик), присоединившиеся к конфедерации Текумсе, были известны как Красные Палки. Они были более консервативной и традиционной частью народа, поскольку их общины в Верхних городах были более изолированы от европейско-американских поселений. Они не хотели ассимилироваться. Красные Палки поднялись в сопротивлении Нижнему Ручью, и отряды были вовлечены в гражданскую войну, известную как Война за ручей. Это стало частью войны 1812 года, когда вспыхнул открытый конфликт между американскими солдатами и Красными палками ручья.

PushmatahaVsTecumseh.jpg . Портреты вождя чокто Пушматаха (слева) иТекумсе
Эти белые американцы... дают нам справедливый обмен, свою одежду, свое оружие, свои инструменты, инвентарь и другие вещи, которые нужны чокто, но не делают... Они лечили наших больных; они облачили наши страдания; они накормили наших голодных... Таким образом, в резком контрасте с опытом шауни, будет видно, что белые и индейцы в этом районе живут в дружеских и взаимовыгодных условиях.. - Пушматаха, 1811 - Обмен историей чокто..
---------------------
Где сегодня Pequot ? Где Наррагансетты, Могикане, Поканеты и другие могущественные племена нашего народа? Они исчезли перед алчностью и угнетением белого человека, как снег перед летним солнцем... Не спи дольше, O чокто и чикасо... Не останутся кости наши мертвые будут распаханы, а их могилы превращены в вспаханные поля?. - Текумсе, 1811 г.

После Уильяма Халла сдачи Детройта британцам во время войны 1812 г. генерал Уильям Генри Харрисон получил командование США. Армия Северо-Запада. Он намеревался вернуть город, который защищал британский полковник Генри Проктер вместе с Текумсе и его войсками. Отряд армии Харрис потеронапел поражение в Френчтауне вдоль реки Рейзин 22 января 1813 года. Некоторые поставленные автомобили были доставлены в багажник, но оставил тех, кто был слишком ранен, чтобы путешествовать с неадекватной охраной. ; Они не смогли предотвратить предотвращение нападения и нападение на них. Американцы назвали случившееся «резней с речным изюмом». Поражение положило конец кампании Харрисона против Детройта, и фраза «Помните реку изюм!» стал сплоченным кличем американцев.

В мае 1813 года Проктер и Текумсе осадили форт Мейгс на севере Огайо. Американское подкрепление, прибывшее во время осады, было разбито туземцами, но форт устоял. В конце концов индейцы начали расходиться, вынудив Проктера и Текумсе вернуться в Канаду. Их второе наступление в июле против форта Мейгс также не удалось. Чтобы поднять боевой дух индейцев, Проктер и Текумсе попытались штурмовать форт Стивенсон, небольшой американский пост на реке Сандаски. После того, как они были отбиты с серьезными потерями, британцы и Текумсе завершили свою кампанию в Огайо.

На озере Эри американский командующий капитан Оливер Хазард Перри участвовал в битве при озере Эри 10 сентября 1813 года. Его решающая победа над британцами обеспечила контроль озера Америки, улучшил моральный дух американцев после серии поражений и вынудил британцев отступить из Детройта. Генерал Харрисон начал новое вторжение в Верхнюю Канаду, которое завершилось победой США в битве на Темзе 5 октября 1813 года. Текумсе был убит там, и его смерть фактически положила конец альянсу народов Северной Америки с Британцами в районе Детройта. Американский контроль над озером Эриначал, британцы больше не предоставили свои ресурсы своим союзникам-аборигенам, которые вышли из войны. Американцы контролировали этот район до конца конфликта.

Последствия

Шауни из Миссури мигрировали из Штатов в Мексику, в восточную часть испанского Техаса. Они стали как известны «Абсент Шони ». К ним присоединились некоторые делавэры (ленапе). Хотя они были связаны с чероки во время войны чероки, их вождь, Джон Линни оставался нейтральным во время войны чероки 1839 г.

В знак независимой признательности за их нейтралитет, в конце 1840-х годов, после того, как Техас получил от Мексики, его техасский президент Мирабо Ламар полностью компенсировал шауни за их улучшение и улучшение урожая во время их принудительного удаления от севера Техаса до территории Арканзас. Шауни поселились недалеко от современного Шони, Оклахома. К ним присоединились Шони, изгнанные из Канзаса (см. Ниже), которые разделяли их традиционные взгляды и убеждения.

В 1817 году шауни из Огайо подписали договор Форт-Мейгс, уступив свои оставшиеся земли в обмен на три резервации в Вапогконетте, Хог-Крик (около Лима ) и Льюистаун, Огайо. Они делили эти земли с некоторыми сенеками, которые мигрировали на запад из Нью-Йорка.

В ряде договоров, включая договор Льюистауна, люди шауни и сенека обменяли землю в западном Огайо с Соединенными Штатами на земле к западу от реки Миссисипи. В 1831 году группа Льюистауна из Сенека-Шауни отправилась на Индийскую территорию (в современной Оклахоме).

Основная часть шауни в Огайо последовала за Черным Копытом, который приложил все усилия, чтобы заставить шауни отказаться от своей родины. После смерти Чёрного Копыта оставшиеся 400 шауни из штата Огайо в Вапогконетте и Хог-Крик сдали свои земли и перебрались в заповедник шауни в Канзасе. Это движение в порядке соответствовало условиям, согласованным Джозефом Парксом (1793–1859), который вырос в семье Льюиса Кэсса и был ведущим переводчиком шауни.

Миссури присоединился к Союз в 1821 году. После Сент-Луисского договора в 1825 году 1400 миссури шауни были насильственно перемещены с мыса Жирардо вдоль западного берега реки Миссисипи на юго-восток Канзаса, недалеко от реки Неошо.

В течение 1833 года только банда Шауни Черного Боба сопротивлялась удалению. Они поселились на северо-востоке Канзаса около Олате и вдоль реки Канзас (Кав) в Монтичелло около Гам-Спрингс. Методистская миссия шауни была создана, чтобы служить племени. Около 200 шауни из Огайоали последовали за пророком Тенскватава и присоединились к своим братьям и сестрам из Канзаса в 1826 году.

В середине 1830-х годов две роты солдат шауни были завербованы на службу в США в Семинольской войне во Флориде. Одним из них руководил Джозеф Паркс, которому было присвоено звание капитана. Паркс был крупным землевладельцем как в Вестпорте, штат Миссури, так и в Шони, Канзас. Он также был масоном и членом методистской епископальной церкви. В Шони, штат Канзас, кладбище шауни было начато в 1830-х годах и использовалось до 1870-х годов. Паркс был среди самых выдающихся людей, похороненных здесь.

В Индийском билле об ассигнованиях 1853 года Конгресс ассигновал 64 366 на договорные обязательства перед шауни, такие как рента, образование и другие услуги. Дополнительные 2000 долларов были выделены для Сенеки и Шауни вместе.

Во время Гражданской войны в США банда Блэка Боба бежала из Канзаса и присоединилась к «Абсенте-шауни» на территории Индии, чтобы спастись бегством. война. После гражданской войны шауни в Канзасе были изгнаны и вынуждены переехать в северо-восточную Оклахому. Члены группы Shawnee из бывшей группы Lewistown стали известны как "Eastern Shawnee".

Бывшие канзасские шауни стали известны как «лояльные шауни» (некоторые говорят, что это из-за их преданности Союзу во время войны; другие говорят, что это потому, что они были последней группой покинуть свою родину в Огайо). Последняя группа, по-видимому, рассматривалась Соединенными Штатами чероки, потому что они были также известны как «чероки-шауни» и поселились на некоторых землях чероки на индийской территории.

Федеральное признание

В 2000 году «лояльный» или «чероки» Шони наконец получил федеральное признание независимо от нации чероки. Теперь они известны как «Племя Шауни». Сегодня большинство членов трех признанных на федеральном уровне племен шауни проживают в Оклахоме.

Социальные и родственные группы

До контакта с европейцами у племени шауни была патрилинейная система, по которой происхождение и наследование передавались по отцовской линии. Это отличалось от многих индейских племен, у которых была матрилинейная система.

Согласно историку середины 19 века Генри Харви, их правили короли, которых они называли сахема [или сахемы], которые правили. по преемственности по материнской линии. Например, дети короля не унаследуют положение. Сыновья его брата от матери или сыновья его сестры (а после них - сыновья ее дочери) будут править. Женщины не унаследовали такое положение напрямую. Харви предположил, что шауни полагались на эту систему происхождения, потому что сыновья женщины всегда считались законными.

Пять разделов, или септов, племени были широко известны как:

  • Chillicothe ( Главное место), Халагавта, Чалака, Чалаката; Главное подразделение «Чилликоти», назначенное первым руководителем Иллини или человеком Квикуллаем.
  • Хатавекела, Тавикила;
  • Кишпоко, Кишпокота, Кишпоко, Кишпокота; [от ishpoko как родственное Ispogi, что означает болота или болотистые земли Muscogi или Creeks, наиболее характерные для Тукабатчи]
  • Mekoche, Mequachake, Machachee, Maguck, Mackachack и т.д.; Макочи
  • Пекови, Пекуве, Пиква, Пековита. [Пикиванни или пикквей]

Военные вожди тоже были потомственными. Они произошли от своей материнской линии в подразделении Кишпоко.

Исследование 1935 года отметило, что у шауни было пять септов, и что они также были разделены на шесть кланов или подразделений в соответствии с родством. Каждый клан олицетворял духовные ценности и играл признанную роль в общей конфедерации. Каждая группа имен или клан находится в каждом из пяти подразделений, и каждый шауни принадлежит к клану или группе имен.

Шесть имен групп:

  • Pellewomhsoomi (группа имен индейки) - представляет жизнь птиц,
  • Kkahkileewomhsoomi (группа имен черепах) - представляет водную жизнь,
  • Petekoθiteewomhsoomi (группа имен с закругленными лапами) - представляет плотоядных животных, таких как собака, волк или тех, у кого лапы являются мячом. -образный или «округлый»,
  • Mseewiwomhsoomi (группа названий лошадей) - представляет травоядных животных, таких как лошадь и олени,
  • θepatiiwomhsoomi (группа названий енотов) - представляет животных, у которых лапы могут рвать и слеза, как у енота и медведя.
  • Petakineeθiiwomhsoomi (группа имен кроликов) - олицетворяет мягкий и мирный характер.

У каждой септы или подразделения была основная деревня, где жил начальник подразделения.. Эту деревню обычно называли в честь дивизии. По традиции, каждое подразделение и клан шауни выполняли определенные роли от имени всего племени. К тому времени, когда эти элементы родства были записаны европейскими американцами, эти сильные социальные традиции угасли. Их плохо понимают. Из-за рассеивания народа шауни с 17 по 19 век роли подразделений изменились.

Сегодня правительство Соединенных Штатов признает три племени шауни, все из которых расположены в Оклахоме :

По состоянию на 2008 год было зарегистрировано 7 584 шони, большинство из которых проживало в Оклахоме.

Признано государством. Племена

Это признанное государством племя в Алабаме, признанное Комиссией по делам индейцев Алабамы в соответствии с Законом Дэвиса-Стронга. Он почетно признан Огайо в Резолюции 188 Сената Огайо, принятой 26 февраля 1991 года, и Резолюцией № 83 Палаты представителей Палаты представителей Огайо, принятой 3 апреля 1991 года, и Кентукки, Прокламацией губернатора штата Огайо от августа. 13, 1991. Племя Piqua Shawnee исполнило Green Corn Dance в Национальном историческом парке Cumberland Gap в 2011 году.

Piqua Shawnee - единственное признанное племя

Непризнанные группы, заявляющие о происхождении шауни

Самоидентифицированные группы, считающие шауни, проживают в Огайо и других штатах:

  • Chickamauga Keetoowah Unami Wolf Band of Cherokee Delaware Shawnee Огайо, Западная Вирджиния и Вирджиния
  • К востоку от реки Шони, Огайо
  • Септ Кишпоко, Огайо Шони, Луизиокоана
  • Септ Огайо, Шони (резервация Хог-Крик), Огайо
  • Нижний Восточный Огайо Мекоче Шони, Огайо Письмо о намерениях на петицию 05.03.2001.
  • Нижний Восточный Огайо Mekojay Shawnee, Огайо
  • Morning Star Shawnee Nation, Ohio
  • Piqua Sept of Ohio Shawnee Indians, Огайо
  • Остаток резервации платформы Band народа шони
  • Население шони Блю-Крик-Бэнд, округ Адамс, штат Огайо. Письмо о намерениях к петиции от 05.08.1998.
  • Пиква Шоуни / Пиква Септ из Огайо-Шауни - Письмо о намерениях к петиции 16.04.1991.
  • Риджетоп Шоуни, Кентукки. В 2009 и 2010 годах Палата штата ассамблеи Кентукки признала индейское племя Риджутоп шауни, приняв совместные резолюции 15 или HJR-15 и HJR-16.
  • Юго-восточный штат Кентукки Шауни, Кентукки
  • Объединенная группа остатков народа шауни, Огайо
  • Объединенное племя индейцев шауни, Канзас
  • Банда Верхнего Кишоко народа шауни, штат Индиана, признанная среда Индианы в конце 1980-х.
  • Виньярдское поселение индейцев шауни, штат Иллинойс
  • Группа индейцев шауни на реке Югиогахени, штат Мэриленд

Эти группы не признаны на федеральном уровне. Ни в Огайо, ни в Кентукки нет формальной процедуры признания племен, но его законодательный орган признал группы почетным образом резолюцией.

Флаги шауни

Монеты племени шауни

Известный шауни

  • Каковатчики, (ум. Ок. 1750) Значительный лидер в 1694 году, вождь шауни уже в 1709 году. В 1744 году переехал в Логстаун.
  • Питер Шартье (Ваканакшина - «Белый, который возлежит»; 1690–1759), франко-канадский шауни, выступавший против продажи алкоголя в общинах шауни и сражавшийся на стороне во французской и индийской войне. 541>Кукурузный Стебель (Hokolesqua; 1720–1777), опасл шауни в Войне Данмора 1774 года.
  • Нонхелема (1720–1786), сестра Кукурузного Стебля, помогла составить словарь y для языка шауни.
  • Blackfish (Chiungalla; 1729-1779), вождь шауни подразделения Chillicothe племени шауни.
  • Blue Jacket (Wehyahpiherhnwah - «Синий жилет»; 1743–1810), лидер в Северо-Западной индейской войны и важный предшественник Текумсе.
  • Джордж Друайяр (1773–1810), французско-канадский разведчик шауни на
  • Черном Копыте (Катахекасса; 1740–1831), уважаемый вождь шауни, который верил его народу нужно было адаптироваться к европейско- американской культуре, чтобы выжить.
  • Черный Змей (Шеменето), член отделения или клана Кишпоко, он был главным военным вождем племени шауни во время американской войны за независимость.
  • Чиксика (Чиукска - «Черный пень»; 1760 –1792), Кишпоко военный вождь и старший брат Текумсе
  • Текумсе («Пантера, переходящая через дорогу»; 1768–1813), лидер шауни; со своим братом попытался объединить племена к западу от Аппалачей против расширения европейско-американских поселений.
  • Тенскватава («Открытая дверь» или «Один с открытым ртом»; 1775–1836), шауни-пророк и младший брат Текумсе
  • Черный Боб (Wa-wah-che-pa-e -hai или Wa-wah-che-pa-e-kar), вождь 19 века и военный вождь в Огайо.
  • Линк Рэй (1929–2005), рок-н-ролльный гитарист, авторы песен и вокалист
  • Нас'Нага (1941–2012), писатель и поэт из США.
  • Сат-Ох (ок. 1920 - 3 июля 2003 г.), писатель.

См. также

Примечания

Ссылки

  • Каллендер, Чарльз. «Шауни», на северо-востоке: Справочник североамериканских индейцев, том. 15, изд. Брюс Триггер. Вашингтон, округ Колумбия: Смитсоновский институт, 1978. ISBN 0-16-072300-0
  • Клифтон, Джеймс А. Стар женщина и другие рассказы Шони. Лэнхэм, доктор медицины: University Press of America, 1984. ISBN 0-8191-3712-X ; ISBN 0-8191-3713-8 (pbk.)
  • Эдмундс, Р. Дэвид. Шауни-пророк. Линкольн, Небраска: University of Nebraska Press, 1983. ISBN 0-8032-1850-8.
  • Эдмундс, Р. Дэвид. Текумсе и поиски индийского лидерства. Первоначально опубликовано в 1984 году. 2-е издание, Нью-Йорк: Пирсон Лонгман, 2006. ISBN 0-321-04371-5
  • Эдмундс, Р. Дэвид. «Забытые союзники: верные шауни и война 1812 года» в книге Дэвида Кертиса Скэггса и Ларри Л. Нельсона, ред., Шестидесятилетняя война за Великие озера, 1754–1814, стр. 337–51. Ист-Лансинг: Michigan State University Press, 2001. ISBN 0-87013-569-4.
  • Ланггут, А. Дж. (2006). Союз 1812: которые участвовали во Второй войне американцев за независимость. Нью-Йорк: Саймон и Шустер. ISBN 0-7432-2618-6.
  • Ховард, Джеймс Х. Шони !: Церемониализм индейского племени и его культурное происхождение. Афины, Огайо: Ohio University Press, 1981. ISBN 0-8214-0417-2 ; ISBN 0-8214-0614-0 (pbk.)
  • Лакомяки, Сами. Собираясь вместе: люди шауни через диаспору и национальность, 1600-1870 гг. Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета, 2014.
  • О'Доннелл, Первые народы Джеймса Х. Огайо. Афины, Огайо: Ohio University Press, 2004. ISBN 0-8214-1525-5 (мягкая обложка), ISBN 0-8214-1524-7 (твердый переплет)
  • Сагден, Джон. Текумсе: Жизнь. Нью-Йорк: Холт, 1997. ISBN 0-8050-4138-9 (твердый переплет); ISBN 0-8050-6121-5 (1999 г. в мягкой обложке)
  • Сагден, Джон. Синяя куртка: Воин Шауни. Линкольн и Лондон: University of Nebraska Press, 2000. ISBN 0-8032-4288-3.

Внешние ссылки

На Викискладе есть средства массовой информации, связанные с Шони.

Федерально признанные племена шауни

История шауни

Последняя правка сделана 2021-06-08 04:09:43
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте