Бодевадми | |
---|---|
![]() | |
Общая численность населения | |
28000 | |
Регионы со значительной численностью населения | |
![]() ![]() | |
Языки | |
английский, Потаватоми | |
Религия | |
Католицизм, Методизм, Мидевивин |
Поттаватоми, также пишется Pottawatomie и Потаватоми (среди множества вариаций ) - индейский народ Великих равнин, верховий реки Миссисипи и западных регионов Великих озер. Они традиционно говорят на языке потаватоми, члене алгонкинской семьи. Потаватоми называют себя нешнабе, родственным слову Анишинаабэ. Потаватоми являются частью долгосрочного союза, который называется Совет Трех Огней, с оджибве и Одава (Оттава). В Совете Трех Огней Потаватоми считаются «младшим братом» и упоминаются в этом контексте как Бодевадми, имя, которое означает «хранители огня» и относится к огню Совета трех народы.
В 19 веке они были вытеснены на запад европейско-американским вторжением в конце 18 века и переселены со своих земель в районе Великих озер в резервации в Оклахоме. В рамках переселения индейцев они в конечном итоге уступили многие из своих земель, и большая часть потаватоми перебралась в Небраску, Канзас и индейские территории, теперь в Оклахоме. Некоторые группы выжили в районе Великих озер и сегодня признаны на федеральном уровне племенами. В Канаде насчитывается более 634 признанных правительств или групп коренных народов.
Английское «Potawatomi» происходит от оджибве Boodewaadamii (g) (синкопировано в Оттаве как Boodewaadmii (g)). Само имя Potawatomi (автоним ) - Bodéwadmi (без синкопа: Bodéwademi; множественное число: Bodéwadmik), родственник формы оджибве. Их имя означает «те, кто ухаживает за огнем очага», что относится к очагу Совета Трех Огней. Слово происходит от «заботиться о очаге огня», что на языке потаватоми означает «бодевадм» (без синкопии: «бодевадем»); формы оджибве и оттава - это будаваадам и будваадам соответственно.
С другой стороны, Потаватоми называют себя Нешнабе (без обморока: Энешенабе; множественное число: Нешнабек), родственником оджибве Анишинаабе (г), что означает «первобытные люди».
Потаватоми учат своих детей «семи дедушкам учениям» мудрости, уважения, любви, честности, смирения, храбрости и истины по отношению друг к другу и ко всему творению, каждому из который учит их равенству и важности своих соплеменников и уважению ко всем творениям природы. Сама история учит о важности терпения и слушания, поскольку она следует за путешествием Водяного паука, чтобы добыть огонь для других животных, чтобы выжить в холода. Пока другие животные выходят одно за другим, чтобы объявить, что именно они вернут огонь, Водяной паук сидит и ждет, слушая своих собратьев-животных. Когда они заканчивают и борются со своими страхами, она выходит вперед и объявляет, что именно она вернет их. Пока они смеются и сомневаются в ней, она плетет чашу из своей сети, которая плывет по воде, чтобы поднять огонь. Она приносит раскаленный уголь, из которого разводят огонь, и они прославляют ее честь и храбрость.
Потаватоми впервые упоминаются во французских записях, которые предполагают, что в начале 17 века они жили на территории нынешнего юго-западного Мичигана. Во время Бобровых войн они бежали в район вокруг Грин-Бей, чтобы избежать атак как ирокезов, так и нейтральной нации, которые были ищет расширенные охотничьи угодья. По оценкам, в 1658 году Потаватоми насчитывала около 3000 человек.
В качестве важной части Конфедерации Текумсе воины Потаватоми принимали участие в войне Текумсе, войне 1812 года и Пеорийская война. Их союзы неоднократно менялись между Великобританией и Соединенными Штатами по мере того, как отношения сил менялись между странами, и они рассчитывали влияние на их торговые и земельные интересы.
Во время войны 1812 года банда Потаватоми населяла территорию около форта Дирборн, где развивался Чикаго. Под предводительством вождей Блэкберд и Нускотомег (Безумный Осетр) отряд численностью около 500 воинов атаковал эвакуационную колонну Соединенных Штатов, покидающую форт Дирборн; они убили большинство мирных жителей и 54 военнослужащих капитана Натана Хилда и ранили многих других. Джордж Ронан, первый выпускник Вест-Пойнт, погибший в бою, погиб в этой засаде. Инцидент упоминается как «Резня в форте Дирборн ». Вождь Потаватоми по имени Муктипок (Макдебки, Черная Куропатка) посоветовал своим товарищам-воинам не нападать. Позже он спас нескольких гражданских пленников, выкупленных Потаватоми.
Французский период контактов начался с первыми исследователями. который достиг Потаватоми в западном Мичигане. Они также обнаружили это племя, проживающее на полуострове Дор в Висконсине. К концу французского периода потаватоми начали движение в район Детройта, оставив большие общины в Висконсине.
Начался британский период контактов когда Франция уступила свои земли после поражения в войне французов и индейцев (она же Семилетняя война ). Восстание Понтиака было попыткой коренных американцев вытеснить британских и других европейских поселенцев с их территории. Потаватоми захватили все британские пограничные гарнизоны, кроме Детройта.
Нация потаватоми продолжала расти и расширяться к западу от Детройта, в первую очередь в развитии деревень Святого Иосифа, прилегающих к Майами в юго-западном Мичигане. Сообщества Висконсина продолжили свое движение и двинулись на юг вдоль береговой линии озера Мичиган.
Период Договора Соединенных Штатов в истории Потаватоми началось с Парижского договора (1783 г.), положившего конец войне за независимость США и установившему интерес Соединенных Штатов к низовьям Великих озер. Так продолжалось до тех пор, пока не были подписаны договоры о переселении индейцев. США признали потаватоми как единое племя. У них часто было несколько вождей племен, которых принимали все деревни. У Потаватоми было децентрализованное общество с несколькими основными подразделениями, основанными на географических положениях: Милуоки или Висконсин область, Детройт или Гурон-Ривер, Св. Река Джозеф, река Канкаки, реки Типпекано и Уобаш, река Иллинойс и озеро Пеория, а также Дес-Плейнс и Фокс Риверс.
Вожди, перечисленные ниже, сгруппированы по географическим регионам.
Период удаления истории Potawatomi начался с договора В конце 1820-х годов, когда Соединенные Штаты создали оговорки. Билли Колдуэлл и Александр Робинсон вели переговоры для Организации Объединенных Наций в Чиппева, Оттаве и Потоватоми по Второму договору Прери-дю-Чиен (1829 г.), по которому они уступили большую часть своих земель в Висконсине. и Мичиган. Некоторые Потаватоми стали религиозными последователями «Пророка Кикапу», Кеннекука. С годами США уменьшили размер резерваций под давлением прибывающих европейцев из Америки за землю.
Последний шаг последовал за Чикагским договором, заключенным в 1833 году для племен Колдуэллом. и Робинсон. В обмен на уступку земли США пообещали новые земли, ренту и припасы, чтобы дать людям возможность построить новые дома. Потаватоми из Иллинойса были перемещены в Небраску, а Потаватоми из Индианы в Канзас, оба к западу от реки Миссисипи. Часто рента и поставки сокращались или приходили с опозданием, и Потаватоми страдали после переселения. Те, кто находился в Канзасе, позже были перемещены в Индийскую территорию, ныне Оклахому. Удаление потаватоми Индианы было задокументировано католическим священником, Бенджамином Пети, который сопровождал индейцев на тропе смерти Потаватоми. Пети умер, возвращаясь в Индиану. Его дневник был опубликован в 1941 году Историческим обществом Индианы.
Многие Потаватоми нашли способы остаться, в основном те, кто жил в Мичигане. Другие бежали к своим одава соседям или в Канаду, чтобы избежать переселения на запад.
Есть несколько активных банд Потаватоми.
Признанные на федеральном уровне племена потаватоми в Соединенных Штатах:
Год | Всего | Соединенные Штаты. Штаты | Канада |
---|---|---|---|
1667 | 4,000 | ||
1765 | 1,500 | ||
1766 | 1,750 | ||
1778 | 2,250 | ||
1783 | 2,000 | ||
1795 | 1,200 | ||
1812 | 2,500 | ||
1820 | 3,400 | ||
1843 | 1,800 | ||
1854 | 4,440 | 4,040 | 400 |
1889 | 1,582 | 1,416 | 166 |
1908 | 2,742 | 2,5 22 | 220 |
1910 | 2,620 | 2,440 | 180 |
1997 | 25,000 | ||
1998 | 28,000 | ||
c.2006 | 21,000 | 17,000 | 4,000 |
2010 | 23,400 | 21,000 | 2400 |
2014 | 4500 | ||
2018 | 6700 |
Ла Шовиньери (1736) и Морган (1877) упоминаются среди дудемов Потаватоми (кланы):
|
|
|
Они считают Epigaea repens своим племенным цветком и считают, что он произошел непосредственно от их божественности. Allium tricoccum употребляется в традиционном Кухня потаватоми. Они смешивают настой корня Uvularia grandiflora с салом и используют его в качестве мази для массажа больных мышц и сухожилий. Они используют Symphyotrichum novae-angliae как средство для окуривания. Vaccinium myrtilloides является частью их традиционной кухни, и его едят свежим, сушеным и консервированным. Они также используют кору корня растения для лечения неуточненного заболевания.
Потаватоми впервые жили в Нижнем Мичигане, штат Индиана. затем переехал в северный Висконсин и в конце концов поселился в северной Индиане и центральном Иллинойсе. В начале 19 века большая часть земель Потаватоми была захвачена правительством США. После Чикагского договора в 1833 году, по которому племя уступило свои земли в Иллинойсе, большая часть народа потаватоми была переселена на индейские территории к западу от реки Миссисипи. Многие погибли на пути к новым землям на западе во время своего путешествия через Айову, Канзас и Индийские территории (ныне Оклахома ), следуя то, что стало известно как «Смертельный след ».
Год или столетие | Местоположение |
---|---|
1615 | Восток Мичилимакинак, Мичиган |
Острова Полуострова Дор, Висконсин (1-й пт) | |
1640 | (до) с Хочунком (Виннебаго) к западу от Грин-Бэй, штат Висконсин |
1641 | Sault Ste. Мари, Мичиган |
1670 | Устье Грин-Бей, Висконсин / Мичиган |
17 век | Река Милуоки, Висконсин |
1780-е годы | на острове Сент-Джозеф River, MI / IN |
Potawatomi (также пишется Pottawatomie; в Potawatomi Bodéwadmimwen или Bodéwadmi Zheshmowen или Neshnabémwen) - это центральный язык, на котором говорят на алгонкине вокруг Великих озер в Мичигане и Висконсине. На нем также говорит Потаватоми в Канзасе, Оклахома, и на юге Онтарио. На потаватоми в качестве первого языка говорят менее 1300 человек, большинство из них пожилые. Люди работают над возрождением языка.
Язык потаватоми больше всего похож на язык одава ; он также заимствовал значительный объем лексики из Саука. Подобно языку одава или оттавскому диалекту языка анисинаабэ, язык потаватоми демонстрирует большое количество гласных синкопе.
Многие места на Среднем Западе имеют названия, производные из языка Потаватоми, включая Вокеган, Маскегон, Окономовок, Округ Поттаваттами, Каламазу и Скоки.
![]() | Викискладе есть медиафайлы, связанные с Potawatomi. |