Романская светская и бытовая архитектура

редактировать
Сильно отреставрированный романский замок Вартбург дает представление о том, как он мог выглядеть в XII и XIII века Средневековые здания, окружающие Пьяцца делла Чистерна в Сан-Джиминьяно, включают романское здание с автоматическим говорящим устройством, встроенным в его портал.

Романская архитектура - архитектурный стиль средневековой Европы, характеризующийся полукруглыми арками. Термин «романский» обычно используется для периода с 10-го по 12-е века, причем «прероманский » и «Первый романский » применяются к более ранним зданиям с романскими характеристиками. Романская архитектура может быть найдена по всему континенту, разнообразная региональными материалами и характеристиками, но с общей согласованностью, которая делает ее первым общеевропейским архитектурным стилем со времен Имперской римской архитектуры. Романский стиль в Англии традиционно называют нормандской архитектурой.

. Самыми распространенными сохранившимися романскими зданиями являются церкви, многие из которых до сих пор стоят, более или менее неповрежденные и часто используемые. Многие из этих церквей были построены как аббатства для обслуживания религиозных общин. Жилые помещения и другие монастырские постройки этих аббатств составляют значительную часть сохранившейся внутренней архитектуры романского периода.

Вторым наиболее распространенным типом сохранившихся романских построек является замок, большая часть которого находится в руинах в результате войны или практики демонтажа замков, которые впоследствии могли быть разрушены. использовались в восстаниях. В Германии и Эльзасе.

сохранились несколько разрушенных или сильно измененных императорских дворцов, некоторые из которых находятся в стенах замков, а другие не укреплены. Примеры чисто внутренней архитектуры включают великие зал укрепленной усадьбы в Англии, небольшое количество больших городских домов во Франции и Германии и несколько палаццо в Венеции. Гораздо больше небольших домов разбросано по Европе, часто сильно измененных вставкой более поздних окон, а иногда и неузнаваемой и неучтенной древности.

Содержание
  • 1 История
    • 1.1 Происхождение
    • 1.2 Политика и религия
  • 2 Характеристики
    • 2.1 Стены и материалы
    • 2.2 Арки, арки, опоры и колонны
    • 2.3 Своды и крыши
    • 2.4 Двери и окна
    • 2.5 Архитектурные украшения и скульптура
    • 2.6 Цвет
  • 3 Монастырские постройки
    • 3.1 Типы построек
    • 3.2 Примеры
  • 4 Укрепленные постройки
    • 4.1 Крепости
    • 4.2 Замки и дворцы, обнесенные стеной
  • 5 Внутренние постройки
    • 5.1 Характеристики
    • 5.2 Городские дома и дома-башни
    • 5.3 Городские дома
  • 6 Торговые дворцы и коммерческие здания
  • 7 Гражданские здания
  • 8 Романское возрождение
  • 9 Примечания и ссылки
    • 9.1 Библиография
  • 10 См. Также
История

Ниже приводится краткое изложение основных моментов из раздела История в цитированной выше статье.

Происхождение

Романская архитектура была первым отличительным стилем, распространившимся по Европе со времен Римской империи. Архитектура романского стиля развивалась одновременно на севере Италии, в некоторых частях Франции и на Пиренейском полуострове в X веке.

Политика и религия

Романский период был временем частых конфликтов. Большая часть Европы была затронута феодализмом, при котором крестьяне владели землей, которую они обрабатывали, от местных правителей в обмен на военную службу и работу на строительных объектах. Это привело к строительству замков в стратегических точках, многие из которых были построены как цитадели норманнов, потомков викингов, вторгшихся в северную Францию ​​в 911 году. Вторжение в Англию Вильгельма, герцога Нормандии, в 1066 году здесь были построены замки и аббатства, что усилило присутствие норманнов. Политическая борьба также привела к укреплению многих городов или восстановлению и укреплению стен, оставшихся с римского периода. Одно из наиболее известных сохранившихся укреплений - город Каркассон. Ограждение городов привело к нехватке жилого пространства внутри стен и привело к созданию стиля городского дома, который был высоким и узким, часто окружающим общественные дворы, как в Сан-Джиминьяно в Тоскане.

В Германии императоры Священной Римской империи построили ряд резиденций, замков и дворцов, в стратегических точках и на торговых путях. Императорский дворец Гослар (сильно отреставрированный в XIX веке) был построен в начале XI века Отто III и Генрихом III, а разрушенный дворец в Гельнхаузене был принят Фредериком Барбаросса до 1170. Перемещение людей и армий также привело к строительству мостов, некоторые из которых сохранились, в том числе мост XII века в Бесалу, Каталония, XI век. век Пуэнте-де-ла-Рейна, Наварра и Пон-Сен-Бенезе, Авиньон.

Система монашества, в которой верующие становятся членами ордена, с общим Связи и общее правило, живущие во взаимозависимой общине, а не как группа отшельников, живущих в непосредственной близости, но по существу раздельно, были установлены монахом Бенедиктом в VI веке. С этого времени по всей Европе были основаны монастыри, что привело не только к строительству больших церквей, но также монастырей, жилых кварталов и других зданий, связанных с общественной жизнью, таких как больницы, амбары и кузницы . 70>

Крестовые походы, 1095–1270, которые были направлены на то, чтобы вырвать священные места Палестины из исламского контроля, привели к строительству замков в Сирии и Палестине. Крестовые походы вызвали очень большое перемещение людей, а вместе с ними - идеи и торговые навыки, особенно те, кто участвовал в строительстве укреплений и металлообработке, необходимой для обеспечения оружия, что также применялось для оборудования и украшения зданий.. Непрерывное перемещение людей, правителей, знати, епископов, аббатов, ремесленников и крестьян было важным фактором в создании единообразия в методах строительства и узнаваемого романского стиля, несмотря на региональные различия.

Характеристики

Стены и материалы

Большинство домашних построек романского периода были построены из дерева или частично из дерева. В скандинавских странах здания часто были полностью деревянными, в то время как в других частях Европы здания были «фахверковыми», построены с деревянными каркасами, пространства заполнялись щебнем, плетью и мазкой или другими материалами, которые затем покрывались штукатуркой. Камень часто использовали для подвалов. Строительный материал сильно различается в Европе, в зависимости от местного камня и строительных традиций.

Хотя в большинстве стран камень является обычным материалом для крупных зданий, таких как замки и дворцы, на большей части территории Польши, Германии, Северной Италии и в Нидерландах чаще используется кирпич. Там, где камень использовался для строительства жилых домов, он часто был сравнительно маленькими и неправильными кусками, засыпанными густым раствором. Гладкая тесаная кладка использовалась там, где имелся легкообрабатываемый известняк. У оборонительных построек, таких как замки, стены очень толстые. Во всей романской архитектуре окна, как правило, маленькие. Общее впечатление от романской архитектуры - солидность и сила.

Арки, арки, опоры и колонны

Арки в домашней архитектуре по всей Европе в этот период всегда были полукруглыми, за исключением дворцовых зданий Сицилии где Нормандская архитектура находилась под влиянием исламского стиля. Аркады (ряды арок) встречаются в интерьере больших зданий, таких как большой зал замка, поддерживающие балки крыши или верхнего этажа. Аркады также используются для создания монастырей и лоджий. Крупномасштабные аркады обычно служат для структурных целей, но они также используются в меньших масштабах в качестве декоративных элементов как внутри, так и снаружи.

В романской домашней архитектуре аркады чаще всего поддерживались на опорах. Они были построены из кирпича и имеют квадратное или прямоугольное сечение, как правило, с горизонтальным каркасом, представляющим капитель у пружины арки. Колонны также использовались для поддержки аркад и сводов, но они характерны скорее для дворцовой, гражданской и монастырской архитектуры, чем для небольших домов. Колонеты и приставные валы также используются в конструкциях и для украшения. Капитель наверху колонны обычно разрезается так, чтобы она была круглой внизу, где она находится на колонне, и квадратной вверху, где она поддерживает арку. Капитель может быть без украшения, иметь лиственную или фигурную резьбу.

Своды и крыши

В строительстве широко использовалось дерево. Большинство зданий имеют открытые деревянные крыши. Когда в здании есть каменный подвал или подвалы, этот нижний этаж может быть сводчатым с бочкой или паховым сводом. Сводчатые внутренние помещения особенно часто встречаются в монастырских зданиях, замках и дворцах, где работали опытные мастера-каменщики. К концу периода в сводчатых помещениях монастырских зданий использовался ребристый свод, который использовался в церквях аббатств.

Двери и окна

Узкие двери и маленькие окна часто имеют квадратную вершину и перекрываются прочной каменной перемычкой, которую можно поддерживать на выступающих скобах. В некоторых каменных постройках сохранились деревянные перемычки. Большие дверные проемы и окна увенчаны полукруглыми арками, а также аркады и своды. Большие дверные проемы в более сложных жилищах часто устанавливаются в пределах трех архивольтов или лепных украшений, а также могут иметь кронштейны или колонны и капители, как в доме еврея в Линкольне. Окна с квадратным верхом часто устанавливаются группами, по два или три под одной перемычкой. Окна с круглым верхом часто соединяются под широкой аркой и разделены каменными импостами или колоннетами. На Сицилии есть несколько дворцов и церквей, где в этот период использовалась остроконечная арка, очевидно, заимствованная из исламской архитектуры.

Архитектурные украшения и скульптура

Каменные здания часто украшаются выступами, которые могут быть плоскими галтелями или закругленными лепными украшениями. Иногда на них вырезаны узоры, особенно шевроны. Арочный дверной проем, вставленный в толстую стену, может быть глубоко утоплен и иметь три или более полос молдинга вокруг него. Дверные проемы иногда имеют колонны с капителями, а также встречаются на фрамугах, разделяющих парные окна. Иногда капители и пояса украшены растительными мотивами или фигурами.

Аркады - важная декоративная особенность романской архитектуры, чаще всего встречающаяся в домашней архитектуре в виде ломбардной полосы, которая представляет собой ряд небольших арок, которые, кажется, поддерживают линию крыши.

Цвет

Цвет использовался разными способами для улучшения зданий в этот период. Окрашенные стены можно было раскрасить, причем в разных регионах преобладала разная мода. Иногда внешние детали каменных построек выделялись цветом. В Италии здания часто строились из чередующихся полос кирпича и камня. В Венеции дворцы богатых семей были облицованы мрамором, который контрастировал с расписной лепниной. Внутри большие поверхности стен и простые изогнутые своды романского периода были украшены фресками, их следы были обнаружены в замках и богатых домах. Однако подавляющее большинство этих картин, как и сами здания, были разрушены в результате перестройки и косметического ремонта, сырости, войны, пренебрежения и изменения моды. Немногочисленные исключения из светского убранства в основном сохранились потому, что находились на попечении церкви. Очень редкими сохранившимися высококачественными остатками являются картины из Арланзы в Испании, которые сейчас разошлись по музеям Барселоны и Америки. Эти фрески примерно 1210 года происходят из монастыря, но имеют светскую тематику и предположительно похожи на те, что существовали в некоторых дворцах. Существует ряд огромных реальных и мифических животных, отражающих мир геральдики и освещенных бестиариев.

Гобелены и другие текстильные драпировки также использовались для украшения дворцов, с гобеленом из Байе наиболее известный пример - хотя сейчас в соборе Байе он, скорее всего, изначально был сделан для украшения дворцового зала епископа Одо в 1070-х годах, и другие подобные завесы описаны. Повествование о героической победе на войне было еще одной темой, несомненно, часто повторяемой. Ткань Святого Гереона 11 века, возможно, всегда находилась в церкви, но заимствование узоров из фигурных восточных тканей, вероятно, также было стилем, используемым в больших домах. Текстильные драпировки помогали согревать сквозняки в каменных зданиях и имели большое преимущество для тех, у кого много домов, поскольку их было относительно легко переносить между ними.

Монашеские постройки

В католических традициях общинные монашество было основано святым Бенедиктом в Монте-Кассино около 529 года. Оно было поддержано Карлом Великим, и все большее количество монастырей основывалось по всей Европе. в позднем средневековье. Наиболее влиятельными орденами в тот период были бенедиктинцы, Клуниаки, основанные в Клюни в 910 году, а затем цистерцианцы, основанные в 1098 году. Бернард из Клерво вступил в цистерцианский орден в 1113 году и, как его лидер, основал более пятисот монастырей со строгим дизайном и часто в отдаленных местах.

Каролингский План Святого Галла датировка с начала 9-го века представляет собой подробный проект церкви аббатства и прилегающих к ней монастырских построек, самого старого такого архитектурного плана, существующего со времен Римской империи. Он показывает идеализированное расположение с отдельными кельями для монахов, мастерскими, удобствами, садами, конюшнями и школой. Это жизненное пространство для полностью самодостаточного сообщества. Природные ограничения, такие как строительная площадка, непосредственная близость к городским зданиям и недостаток средств, означали, что на практике в романский период было построено так много монастырей. С 10-го века большое аббатство Клюни установило стандарты строительства и удобств, которым должны были подражать другие.

Сохранившиеся бытовые и хозяйственные постройки монастырских комплексов в целом отличаются от уцелевших жилищ простых мирян как по структуре, так и по деталям. Хотя монастырские здания построены для совместной жизни, обетованной бедностью и простотой, монашеские здания в целом прочно построены и тщательно отделаны сводчатыми потолками, лепниной, колоннами и резьбой, которые напрямую связаны с формами, найденными в монастырских церквях, в то время как монастыри, которые сформировали Ядром монашеской жизни часто являются шедевры романского строительства, стиля и орнамента.

Типы построек

В общем, основными жилыми и рабочими помещениями любого монастыря были клуатры, четыре аркадных прохода, которые окружали двор и находились, где это возможно, рядом с и на южной (самой солнечной) стороне церкви. Аркады на уровне земли представляли собой рабочее и общее жилое пространство монаха, в котором находились столовые для учебы и письма, а часто на одном участке - «уборная», где монахи могли мыть руки и лица перед едой. Над аркадами располагались длинные спальни, в которых спали монахи. Там, где такие здания еще существуют с романского периода, они построены из камня, хотя в большинстве ранних монастырей они, вероятно, были деревянными. Монастырские постройки со временем становились все более удобными и крепкими: камень заменял дерево, открытые аркады застеклялись от ветра, а открытые общежития снабжались деревянными ширмами для тепла и уединения.

Ряд зданий окружали и примыкали друг к другу. монастырь. Дом капитула был наиболее значительным, как место встречи руководящего совета аббатства. Обычно он выступал с восточной стороны монастыря и мог иметь рядом с собой узкий проход или "укрытие", ведущее к могильнику недалеко от восточного конца церкви.

Также от аркады монастыря находился calefactory или "согревающая комната", где зимой горел огонь. Обычно он располагался под частью общежития. Лестница часто спускалась из общежития прямо в трансепт церкви и использовалась монахами в ночное время. Из общежития выступал «необходимариум», или туалетный блок, со сливом под туалетами. Важным зданием, от которого сохранилось несколько примеров, была трапезная или столовая. Рядом с трапезной находились монастырские кухни, причем их близость к монастырю определялась тем, готовили ли их братия монастыря или миряне.

Отдельно от монастыря был лазарет для лечения больных, где можно было позаботиться о престарелых хрупких членах монашеской общины. Обычно это был большой зал, но мог составить целый отдельный комплекс с собственной часовней, кухней и двором. К лазарету часто примыкали отдельную столовую, известную как «мизерикорд», чтобы больные и немощные престарелые братья могли получать пользу от употребления красного мяса, чего не разрешалось в трапезной.

В начале основания монастырей, ожидалось, что настоятель или настоятель будет жить в общежитии, в общении с другими монахами. По мере того, как роль настоятеля все больше становилась ролью бизнес-менеджера и предпринимателя, этот скромный образ жизни был оставлен, и за пределами монастыря были построены отдельные дома. Другие здания, обычно встречающиеся на территории монастыря, включают пекарни, пивоварни, зернохранилища, колодцы, кузницы, амбары и голубятни. Часто строили гостевые дома для путешественников, а богадельни - для заботы о бедных. Школы также были обнаружены при монастырях. Во многих монастырях были сторожки, где жили прихожане и охраняли монастырский участок.

Примеры

Монастырские комплексы часто развивались на протяжении нескольких столетий, причем здания разной даты примыкали друг к другу, а отдельные здания расширялись и изменялись в более поздние архитектурные периоды. За исключением церквей (о которых идет речь в отдельной статье), большие романские постройки встречаются редко, даже в контексте древних монастырей. Тем не менее, существует ряд прекрасных примеров, разбросанных по всей Европе, с аббатством Сенанк, освященным в 1178 году, которое представляет собой редкое выживание, сохранившее многие из своих первоначальных романских зданий нетронутыми, включая церковь, монастырь, общежитие и т. Д. фабрика и дом главы. Монастырь св. Мартен-дю-Канигу, основанный в 1005 году, также сохранил свою первоначальную форму и некоторые из своих первоначальных жилых построек, хотя и был поврежден как землетрясением, так и чрезмерной реставрацией. В Маульбронн в Германии средневековый монастырь остался практически нетронутым, но, как правило, постройки различаются по датам, причем самые ранние из них были построены в романском стиле конца XII века. Аббатство Фонтене сохранило ряд важных зданий, включая общежитие монахов, зал монахов, скрипторий и большую кузницу.

на Лорш в Германии и Бери-Сент-Эдмундс в Англии остаются двумя впечатляющими сторожками в очень разных стилях. Сторожка аббатства Лорш вела в комплекс, форму которого теперь можно определить только с помощью археологии. Сама сторожка датируется 774 годом и сочетает в себе ряд черт классической античности, таких как коринфские колонны и мотив триумфальной арки с североевропейским народным языком в триангуляции «арок» верхний ярус и круто скатная крыша, и византийский орнамент в полихромной отделке поверхности. Нормандская башня в Бери-Сент-Эдмундс была построена аббатством Ансельмом во второй четверти 11 века как главный вход в монастырь из города. Он поднимается в четыре ступени разной высоты, с одним арочным порталом и группами из трех проемов различной конструкции на верхних уровнях, между уплощенными угловыми контрфорсами.

Романские монастыри сохранились во многих древних монастырях, особенно во Франции, Испании и Италии. Они варьируются от простых конструкций с деревянными стропильными крышами или сводчатыми сводами и аркадами, опирающимися на прочные опоры, как в St Milchael's, Хильдесхайм, до элегантных ребристых сводов и аркад, заполненных пластинчатым орнаментом, как в соборе из Таррагоны, Испания, и опирается на красиво украшенные парные колонны с фигуративными капителями, как на Сен-Пьер, Муассак, Франция, и Сен-Джон Латерано, Рим. В монастырях иногда сохраняется верхняя аркада, которая давала доступ к общежитиям или кельям, как, например, в соборе Св. Леоноса и монастыре Санто-Доминго-де-Силос в Бургосе.

Из различных комнат, которые примыкали к монастыри, расположенные на первом этаже, часто имели паховые или ребристые своды, подобные тем, что находятся в скриптории в Фонтене. Там, где сохранились большие здания, такие как кузница в Фонтене, они представляют собой залы, похожие на сараи, с плоскими контрфорсами и маленькими круглыми окнами.

В монастырях часто был колодец. В монастыре Unser Lieben Frauen в Магдебурге, Германия, есть тщательно продуманный колодец, а в аббатстве Меллифонт есть разрушенный образец.

Укрепленные постройки

Замок представляет, в подавляющем большинстве,, тип внутренней архитектуры, для которой существует наибольшее количество сохранившихся образцов в романском стиле. Также существует ряд жилых зданий, связанных с монастырскими территориями, дворцами, общественными зданиями и городскими домами.

Крепости

Замки построены из деревянных палисадов, построенных для защиты, или из горок, где земляной холм, обычно искусственный, был преодолен высокое деревянное строение, часто окруженное канавами. Эта последняя система защиты получила дальнейшее развитие с добавлением внешних палисадов, окружающих двор, в котором были построены жилые постройки. Примерно с 1000 г. деревянное здание на мотте было заменено донжоном (каменная крепость ), самый ранний из которых, как полагают, находился в Дуэ-ла-Фонтен, Мэн-и-Луара, Франция, построено примерно в 950 году.

Судя по размеру проемов в нижних этажах, первые высокие каменные здания, по-видимому, служили в основном жилыми домами.. Однако с необходимостью они разработали все большее количество защитных функций. Многие такие замки были построены норманнскими захватчиками Англии. Хотя ряд крепостей XII века, например замки Удана и Провена во Франции, были круглыми или многоугольными в плане, квадратные крепости преобладали в Англии. Примеры квадратных крепостей включают Белую башню (Лондонский Тауэр ), замок Хедингем в Эссексе и Рочестерский замок в Кенте. После 1150 года появилось большее количество полигональных крепостей, которые было труднее добывать. Примеры включают замки в Виндзорском замке, Конисборо и Орфорд замках.

Эти замки прямоугольной формы являются замками и имеют основное предназначение будучи жилищем правителя, холл был главной жилой комнатой, обычно на первом этаже. В некоторых таких хранилищах на цокольном уровне есть колонны, поддерживающие свод. Полы над ним сделаны из дерева и поддерживаются длинными деревянными балками, которые на тот момент можно было вырезать из леса. В таком большом замке, как в Рочестере, основные пространства можно разделить каменной стеной или аркадами, поднимающимися через несколько этажей. Многие замки имели выступающие башенки по углам с винтовой лестницей, а в толстых стенах верхних этажей были проходы. В Рочестере сохранился камин, установленный в стене внутри украшенной арки. Верхние этажи романских крепостей иногда имеют отдельные окна, обозначающие личные комнаты лорда и леди. Также может быть часовня; например, в Белой башне лондонского Тауэра находится Часовня Святого Иоанна, установленная в угловой башне.

В горных регионах замки часто принимают очень неправильную форму, по-разному адаптируя план к месту. Замки часто создавались на протяжении веков, и обычно к ним добавляли дополнительные окружающие стены. Между 1072 и 1080 гг. Санчо III Наваррский (Великий) построил замок Лоар на высоком скалистом хребте в предгорьях Пиренеев, как обязательство Реконкисты. Замок был дополнительно укреплен в 13 веке внешней стеной с десятью башнями. Несмотря на внешний вид, замок Лоарре имеет сравнительно комфортные жилые помещения и часовню, украшенную прекрасной резьбой.

Обнесенные стеной замки и дворцы

Другие замки, начатые в 11 веке, строились на возвышенностях, которые использовали крутые склоны для защиты, а не на рвах. Центральная башня стала последним защитным слоем замка, в то время как основные жилые помещения были построены у стен по всему периметру, что позволяло много места для различных функций. Замок Конисборо - английский пример, с крепостью, возвышающейся на более раннем motte, и стеной со встроенными в нее жилыми и служебными помещениями, окружающими двор. Развалины внутри дворца показывают остатки большого зала с центральным камином, кухней и двухэтажного жилого дома с прилегающими уборными. В самой крепости есть комната для лорда с камином под капюшоном, а небольшая сводчатая часовня была встроена в толстую внешнюю стену крепости. Замок Ладлоу, Шропшир началось в XI век, в нем жили многие члены королевской семьи Тюдоров, и за несколько столетий его укрепления и жилые помещения были улучшены.

Гогенштауфен Замок Святого Ульриха в Рибовилле, Эльзас и Замок Трифель в Аннвейлер являются примерами замков этого типа с удобными жилыми помещениями. Замок Мюнценберг примечателен наличием двух высоких крепостей. Он имеет две окружающие стены, с богато украшенным дворцом, встроенным в стену верхней палаты, с галереями из многослойных окон, выходящих на долину.

Были построены другие менее укрепленные жилища, такие как дворцы Кайзерверт, Гельнхаузен, Ландсберг и Гослар. на более доступных сайтах и ​​регулярно использовались императорским двором или официальными лицами. У них есть большие залы, атриумы, балконы с колоннами и дворы, окруженные аркадами, похожие на монастырские клуатры. Эти комплексы, где они сохранились без чрезмерно усердной романтической реставрации XIX века, наблюдаемой в Госларе, представляют собой здания большой архитектурной изысканности.

Многие городские стены, монастырские кварталы и дворцы имели сторожки, построенные с караульной или жилые помещения над большой аркой. Одним из первых является вход в аббатство Лорш, нижняя часть которого имеет три проема, напоминающих римскую триумфальную арку, а верхняя часть из полихромного кирпича имеет детали, напоминающие фахверковый дом, эффект усиливается за счет большого крутого склона. шиферная крыша. В отличие от этого сторожка аббатства Бери-Сент-Эдмундс напоминает церковную башню. Многие романские ворота вписаны в стены итальянских городов. Они всегда из тонкой каменной кладки и зубчатые, но без орнамента.

Внутренние постройки

Характеристики

В Европе сохранилось мало домов романского периода. Одна из причин заключается в том, что многие из них были построены из дерева или фахверка. Несколько фахверковых домов в Германии в Эсслингене, Бад-Вимпфене и Швебиш-Халле были показаны к этому периоду. Сохранившиеся дома в основном каменные, такие как дом в Бад-Мюнстерайфель в Германии, дома в Линкольншире, Англия, и дома в деревне Сен-Гильем- ле-Дезер, Лангедок-Руссильон, Франция.

Одним из самых простых типов романских домов был «длинный дом». Обычно они строились из дерева и соломы, были одноэтажными и вмещали как семью, так и домашний скот. У длинного дома были двери с обеих сторон, образуя проход, отделявший жилые помещения семьи от жилых помещений животных. В гостиной был центральный очаг с дымовыми отверстиями во фронтоне. Сохранился длинный каменный дом такого плана в Бад-Кёзен, Германия

В солидных каменных домах в романском стиле, подобных романскому замку, обычно было основное жилое пространство на первом этаже, возвышавшееся над чердаком. Этот подклад может иметь две формы: закрытый подвал, похожий на подвал, или открытую лоджию. Он может использоваться для хранения, в качестве конюшни или для коммерческих целей, в зависимости от местоположения и владельцев дома. Такое расположение очевидно в Manor House в Boothby Pagnell и в Гильдии Святой Марии в Линкольншире, Англия.

Жилая площадь на первом этаже в более простых домах была Одноместный номер, к которому ведет внешняя лестница из камня или дерева. Ранние дома могли иметь открытый каменный очаг и отверстие для дыма в крыше. Интерьеры домов разработаны с отдельными камерами и перегородками из камня или дерева. В дополнительные комнаты можно попасть из внешней деревянной галереи, консольной из отверстий и консолей вдоль стен, как видно из дома 13 века в Порече, Хорватия.

Дверные проемы могут быть каменными или деревянными. перемычки, но часто были арочными, а в более красивых домах были лепные украшения, декоративная резьба и, возможно, колонны и резные капители вокруг дверей. Распространенной формой дверного проема в Италии были выступающие внутрь кронштейны для поддержки каменного фрамуги, над которой возвышалась открытая арка. Эта форма продолжилась в готический период и превратилась в веерный фонарь. Самые простые окна были узкими и закругленными. Окна в важные помещения часто представляли собой парные арочные проемы, разделенные колоннетой или импостом. В некоторых домах есть парные оконные рамы, расположенные под перемычками, а не под арками, в то время как во Франции есть ряд домов, в которых есть ряды квадратных окон, разделенных столпами и опорами, установленных в рамках горизонтального ряда и образующих галерею.

Городские дома и дома-башни

Дома, построенные в средневековых городах, были ограничены в пространстве, часто из-за того, что город был окружен стенами. В ответ на это дома в городах обычно были многоэтажными. Самые простые из этих зданий были чрезвычайно стеснены по площади: на каждом этаже было всего по одной комнате, куда можно было подняться только по крутой лестнице. В некоторых случаях внешние лестницы переходили на деревянные балконы, которые обслуживали верхние этажи целого ряда высоких узких домов, о чем свидетельствуют ряды отверстий и поддерживающих карнизов, которые встречаются в стенах очень многих итальянских средневековых зданий. Точно так же небольшие внутренние дворы, которые обеспечивали свет и воздух, были общественными пространствами для окружающих зданий. Также предусматривался сбор дождевой воды. Узкие многоэтажные дома романского периода сохранились в ряде городов, наибольшее их количество приходится на Италию, где они, как правило, построены из камня или кирпича и часто были расширены в более позднее время или были изменены их романские проемы. что делает их неотличимыми от более поздних средневековых построек. Дом Данте, который, как считается, был домом Данте Алигьери во Флоренции, является хорошим сохранившимся примером. В Германии Башня Баумбург в Регенсбурге представляет собой элегантный образец конца 13-го века, демонстрирующий элементы, переходящие от романского к готическому, в его декоративных оконных проемах, которые отличаются на каждом этаже и контрастируют с гладко оштукатуренными стенами. Другой дом, в Кардене, имеет схожие черты, но по форме сочетает в себе дом-башню и холл. Крайности высокой городской застройки можно найти в Сан-Джиминьяно и Болонье, где семьи соперничали друг с другом в строительстве очень высоких домов-башен. В Болонье сохранились только Торре Гаризенда (1100 м), 130 футов, и Торре Азинелли (1109 м), 225 футов, но гораздо меньший обнесенный стеной город на холме Сан-Джиминьяно содержит четырнадцать башен и еще многие пни. однажды ощетинившись ими. Было высказано предположение, что высокие дома этого города служили практической целью подвешивания рулонов ткани для сушки в тени, а не на солнце.

Городские дома

Во Франции есть ряд мест, где сохранились группы домов в романском стиле. Группа существует в деревне Сен-Гильем-ле-Дезер, недалеко от старинного монастыря. В Клюни имеется значительное количество, включая оштукатуренные образцы деревянных каркасов. Самый красивый таунхаус в романском стиле находится в Сен-Антонен-Нобль-Валь, Тарн-и-Гаронна, Франция, построенный семьей Граноле в начале 12 века. Это солидный трехэтажный дом с широким фасадом на улицу, укрепленный с одной стороны выступающей колокольней с типичными парными многослойными окнами. Первый этаж - открытая лоджия с аркадой на простенках. Через первый этаж находится длинное окно или углубленная галерея с изящными колоннами, обрамленными двумя непрерывными горизонтальными карнизами. На верхнем этаже находится ряд из трех окон.

В Италии значительным зданием этого времени является Дворец ректора XII или XIII веков в Сан-Джиминьяно. Это скромное здание, выходящее на площадь, имеет симметричный фасад, низкий фронтон, сохраняющий вид классического фронтона, и портал с полукруглой аркой, возвышающейся над широкой перемычкой, поддерживаемой карнизами, что является общей чертой средневековая итальянская внутренняя архитектура, а также дом Данте. В этом доме есть дверной проем, также с аркой и перемычкой, между двумя оконными рамами верхнего этажа, который когда-то выходил на балкон, как тот, который был восстановлен в доме 13 века в Порече в Истрии, Хорватия.

Дом в Порече олицетворяет природу немногих каменных домов, сохранившихся в этот период, в том смысле, что основные жилые помещения находились на первом этаже, возвышались над подвалом или «подвалом», и к ним можно было попасть через внешняя каменная лестница. У дома в Порече есть еще одна особенность, которую также видели в Англии: внешняя труба дымохода выступает из верхнего этажа прямо над дверным проемом.

На удачно названной Крутой улице, которая ведет к собору Линкольна (некогда большая нормандская церковь, но почти полностью перестроенная в готическом стиле), находятся два купеческих дома, известные как «Дом еврея» и «Дом Аарона Великого». Еврейский дом », (ок. 1170). Оба дома были сильно переделаны, в них были установлены створчатые окна и витрины, но в обоих сохранились дверные проемы, и оба изначально имели камин в верхнем помещении прямо над ним, с арками, поддерживающими дымоход и обрамляющими дверь. Детали лепнины арок над дверями и верхними окнами выполнены тонкой ручной работы.

В Италии был отреставрирован комплекс средневековых построек в замке Монселиче (Castello Cini) который включает в себя дома 11, 12 и 13 веков. Самая старая, известная как Casa Romanica, имеет две большие арки, образующие лоджию на первом этаже, над которой возвышается простой фасад, разбитый только маленькими окнами и выступающей грудью дымохода. Лоджия ведет в большую кухню с грубыми деревянными колоннами, стоящими на каменных основаниях и распределяющими вес широких балок верхнего этажа на выступающие горизонтальные кронштейны. На верхнем этаже есть «большой зал» и меньшая комната над лоджией с паховым сводом. Башня «Кастеллетто» XII века и башня Эццолино XIII века сохранили романские черты: более поздняя была построена из кирпича и имела более декоративные элементы, такие как парные многослойные окна на верхнем этаже.

Торговые дворцы и коммерческие здания

Торговые дворцы - это, по сути, городские постройки, изначально скромные по размеру, но увеличившиеся в размерах к 13 веку, где жили и занимались своим бизнесом богатые торговые семьи. В Венеции сохранилось несколько таких зданий с открытыми подвальными лоджиями, тянущимися вдоль главного водного пути, Гранд-канал и главные комнаты фортепиано нобиле, выходящие на балкон с аркадой и видом на вид. Круглые арки часто бывают ходульными, а проемы на верхних этажах сгруппированы в узоры, причем те, которые расположены по бокам, отличаются от группировки в центре. Детали обработаны с легкостью и изысканностью, типичной для венецианской средневековой архитектуры. В то время как конструкции выполнены из кирпича, излюбленным материалом для архитектурной отделки был мрамор, который тщательно вырезан в замысловатые детали или выложен на поверхность в виде узорчатого шпона. Как и базилика Святого Марка, архитектура домов показывает византийское влияние. В их число входят Ca 'Farsetti, Ca' da Mosto, Ca 'Loredan и Fondaco dei Turchi.

Fondaco dei Turchi был построен как частный дворец для богатой семьи Пезаро и, как и другие палаццо вдоль Гранд-канала, был спроектирован так, чтобы облегчить ведение бизнеса, с его длинной аркадой, протянувшейся вдоль главного водного пути. Это было одно из самых внушительных зданий Венеции в период позднего средневековья, и Сенат использовал его для размещения высокопоставленных гостей. Позже он был сдан в аренду турецким торговцам, отсюда и его название. Хотя здание было тщательно отреставрировано в 19 веке, оно демонстрирует типичные черты венецианского романского стиля: ходульные арки с закругленными верхами аркады, павильоны на каждом конце здания, верхняя галерея, зубчатые выступы и патера, мраморные круглые или лиственные орнаменты, нанесенные на внешние стены.

Североевропейский вариант купеческого дома можно увидеть в Overstolzenhaus в Кельне с шестью этажами с окнами и ступенчатыми фронтонами. В то время как открытые лоджии домов использовались для торговли, а лоджии ратушей широко использовались для рынков, (см. Ниже) другие коммерческие здания были специально построены, иногда городскими властями, для облегчения торговли, что является важным примером сохранившейся коммерческой недвижимости. Здание, являющееся Коренстапельхаусом (англ. Old Corn Warehouse) в Генте, Бельгия, находится недалеко от набережной и имеет широкий фасад с двумя рядами отверстий для облегчения обработки и укладки мешков с зерном.

Общественные здания

В Италии ряд важных городских зданий в романском стиле сохранились в значительной степени нетронутыми и продолжают использоваться. Для итальянской средневековой архитектуры характерно отсутствие четкого разрыва между романским и готическим стилями. Паховые своды, округлые арки, парные окна, горизонтальные ряды и другие подобные элементы продолжали использоваться с 11 века до начала 15 века. Часто в светской архитектуре только форма оконных проемов указывает на дату конца 13 или 14 века, а не 12 или начало 13 века. Многие из лучших романских зданий Италии, такие как Палаццо делла Раджионе, Мантуя (начало 1250 г.), были построены через много лет после того, как готический стиль уже утвердился.

Открытая лоджия на первом этаже, которая встречается в некоторых романских таунхаусах, также встречается в Италии в ряде зданий, которые служили гражданским или общественным целям. В городах Мантуя, Милан и Падуя Палаццо делла Раджионе («место разума») и в Комо Бролетто служил ратушей и центром местного самоуправления. Эти здания своими огромными фасадами простирались по большим городским площадям, которые контрастировали с тесными средневековыми жилыми помещениями большинства горожан. Лоджия представляла собой крытое общественное пространство, а в Падуе была расширена, чтобы сформировать главный рынок города. Палаццо в Милане, также известный как Broletto Nuovo («Новый дом суда»), представляет собой строение из красного кирпича с каменными опорами и верхним этажом. В нем оконные арки полихромные в итальянском стиле. Broletto в Комо облицован полихромным мрамором.

В тосканском городке на холмах Масса Мариттима есть два романских гражданских здания, которые олицетворяют характер средневековой архитектуры Тосканы по сравнению с архитектурой на севере. Палаццо дель Подеста и Палаццо дель Комуне в Масса Мариттима представляют собой тип романских гражданских зданий, которые продолжили готический стиль в других горных городах, таких как Вольтерра и достигли своего пика в конце 13 века Барджелло и начало 14 века Палаццо Веккьо во Флоренции и Палаццо Пубблико в Сиене.

романское возрождение

В 19 веке, когда архитектура готического возрождения была модной, здания иногда проектировались в романском стиле. Есть несколько церквей романского возрождения, датируемых еще с 1830-х годов и продолжающихся до 20-го века, где ценилось массивное и «жестокое» качество романского стиля и было выполнено из кирпича. Музей естественной истории, Лондон, спроектированный Альфредом Уотерхаусом, 1879, с другой стороны, представляет собой здание в стиле романского возрождения, которое полностью использует декоративный потенциал романской аркады и архитектурной скульптуры. Романский внешний вид был достигнут при свободной адаптации общего стиля к функциям здания. Колонны фойе, например, производят впечатление резкого геометрического узора, похожего на колонны Даремского собора. Однако источники вырезанных узоров - стволы пальм, саговников и папоротников тропических деревьев. Мотивы животных, которых много, включают редкие и экзотические виды.

Типом современных зданий, для которых наиболее часто применялся романский стиль, были складские помещения, где желательными особенностями были отсутствие больших окон и внешний вид большой прочности и устойчивости. Эти здания, как правило, из кирпича, часто имеют плоские контрфорсы, переходящие в широкие арки на верхних этажах, как некоторые итальянские романские фасады. Этот стиль был адаптирован к коммерческим зданиям, открыв пространство между арками в большие окна, кирпичные стены превратились в оболочку здания, которое в основном было современной стальной конструкцией, архитектор Генри Хобсон Ричардсон дал его имя в стиле, Ричардсоновский романский. Хорошими примерами этого стиля являются магазин Marshall Fields в Чикаго Ричардсона, 1885 г., и Chadwick Lead Works в Бостоне США, Уильям Престон, 1887 год. здание суконных фабрик, сталелитейный завод и электростанции.

Примечания и ссылки

Библиография

  • В.И. Атрошенко и Джудит Коллинз, Истоки романского стиля, Лунд Хамфрис, Лондон, 1985, ISBN 0-85331-487-X
  • Джон Беквит, Раннее средневековое искусство, Темза и Гудзон, ( 1964)
  • Р. Аллен Браун, Замки: история и руководство, New Orchard Editions, (1985) ISBN 1-85079-013-2
  • Тревин Копплстоун, Мировая архитектура, иллюстрированная история, Пол Хэмлин, (1963)
  • Ф. Х. Кроссли, переработанное, Брайан Литтл, Английское аббатство, Бэтсфорд, Лондон, (1962)
  • Додуэлл, C.R.; Живописное искусство Запада, 800-1200, 1993, Йельский университет, ISBN 0300064934
  • Бенистер Флетчер, История архитектуры на сравнительном методе (2001). Elsevier Science Technology. ISBN 0-7506-2267-9.
  • Хелен Гарднер ; Фред С. Кляйнер, Кристин Дж. Мамия, Искусство Гарднера сквозь века. Томсон Уодсворт, (2004) ISBN 0-15-505090-7.
  • Джордж Холмс, редактор, Оксфордская иллюстрированная история средневековой Европы, Oxford University Press, (1992) ISBN 0-19-820073-0
  • René Huyghe, Larousse Encyclopedia of Visantine and Medieval Art, Paul Hamlyn, (1958)
  • Paul Johnson, The National Книга доверия британских замков, Weidenfeld Nicolson, (1978) ISBN 0-297-77439-5
  • Марион Камински, Искусство и архитектура Венеции, Könemann, (1999) ISBN 3-8290-2667-6
  • Питер Кидсон, Средневековый мир, Пол Хэмлин, (1967)
  • Мэриан Моффетт, Майкл Фацио, Лоуренс Вудхаус, Всемирная история архитектуры, Издательство Лоуренса Кинга, (2003), ISBN 1-85669-353-8.
  • Николаус Певснер, Очерк европейской архитектуры. Pelican Books (1964)
  • Рольф Томан, Романский стиль: архитектура, скульптура, живопись, Конеманн, (1997), ISBN 3-89508-447-6
  • Розелла Вантаджи, Сан-Джиминьяно, Город прекрасных башен, Плюриграф, (1979)
См. Также
На Викискладе есть материалы, связанные с романской архитектурой.
Последняя правка сделана 2021-06-04 09:24:14
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте