Цистерцианцы

редактировать
Католический религиозный орден
Орден цистерцианцев
(Sacer) Ordo Cisterciensis
Ordre cistercien.svg Герб Цистерцианцы
АббревиатураOCist или SOCist
ДевизCistercium mater nostra. «Cîteaux - наша мать»
Формирование1098; 922 года назад (1098)
ОсновательРоберт из Молесме, Стивен Хардинг и Альберик из Сито
Основан ваббатстве Сито
ТипКатолический религиозный орден
Главный офисПьяцца дель Темпио ди Диана, 14. Рим, Италия
Аббат генералМауро Джорджо Джузеппе Лепори
Материнская организацияКатолическая церковь
Веб-сайтwww.ocist.org
Святой Бернар Клервоский, один из самых влиятельных ранних цистерцианцев, здесь изображены в исторически подтвержденном первоначальном. Вьетнамском цистерцианском монахе, стоящем в монастыре и носящем религиозные обычаи

цистерцианцы () официально Орден цистерцианцев (латинское : (Sacer) Ordo Cisterciensis, сокращенно OCist или SOCist ), являются католическим религиозным орденом из монахов и монахинь, которые ответвились от бенедиктинцев и следуют правилу Святого Бенедикта. Они также известны как бернардинцы, в честь очень влиятельного Бернара Клервоского (хотя этот термин также используется в одном из францисканских орденов в Польше. и Литва ); или как Белые монахи, в отношении цвета «кукуллы» или белого хорового одеяния, которое цистерцианцы носили поверх своих привычек, в отличие от черной кукуллы, которую носили бенедиктинские монахи.

Термин цистерцианец (французское Cistercien) происходит от Cistercium, латинского названия деревни Сито, расположенной недалеко от Дижона на востоке Франции. Именно в этой деревне группа бенедиктинских монахов из монастыря Молесм основала в 1098 году аббатство Сито с целью более точного следования Правилу святого Бенедикта. Самыми известными из них были Роберт Молесский, Альберик Сито и английский монах Стивен Хардинг, которые были первыми тремя настоятелями. Бернар Клервоский вошел в монастырь в начале 1110-х годов с 30 товарищами и способствовал быстрому распространению ордена. К концу XII века орден распространился по территории современной Франции, Германии, Англии, Уэльса, Шотландии, Ирландии, Испании, Португалии, Италии, Скандинавии и Восточной Европы.

Лейтмотивом цистерцианской жизни было возвращение к буквальному соблюдению Правил святого Бенедикта. Отвергая некоторые изменения, которые претерпели бенедиктинцы, монахи пытались жить монашеской жизнью, как это было во времена святого Бенедикта ; действительно, в различных пунктах они выходили за рамки строгой экономии. Наиболее яркой чертой реформы было возвращение к ручному труду, особенно к сельскохозяйственным работам на полях, что было характерной чертой цистерцианской жизни. Цистерцианцы также внесли большой вклад в культуру и технологии средневековой Европы: цистерцианская архитектура считается одним из самых красивых стилей средневековой архитектуры ; и цистерцианцы были главной силой распространения технологий в таких областях, как сельское хозяйство, гидротехника.

Первоначальный акцент цистерцианской жизни был сделан на ручном труде и самообеспечении, и многие аббатства традиционно поддерживали себя такими видами деятельности, как сельское хозяйство и пивоварение элей. Однако на протяжении веков образование и академические занятия стали доминировать в жизни многих монастырей. Реформаторское движение, стремящееся к более простому образу жизни, началось во Франции 17-го века в аббатстве Ла-Трапп и стало известно как трапписты. В конечном итоге в 1892 году трапписты были объединены в новый орден, названный Орденом цистерцианцев строгого соблюдения (латинское : Ordo Cisterciensis Strictioris Observantiae), сокращенно OCSO. Цистерцианцы, которые не соблюдали эти реформы и остались в Ордене цистерцианцев, иногда называются цистерцианцами общего обряда, отличая их от траппистов.

Содержание
  • 1 История
    • 1.1 Фонд
      • 1.1.1 Цистерцианская реформа
        • 1.1.1.1 Хартия милосердия
    • 1.2 Высокое и позднее средневековье
      • 1.2.1 Распространение: 1111– 52
      • 1.2.2 Позднее расширение
      • 1.2.3 Упадок и попытки реформ
    • 1.3 Протестантская Реформация
    • 1.4 После протестантской Реформации
  • 2 Влияние
    • 2.1 Архитектура
      • 2.1.1 Теологическая принципы
      • 2.1.2 Проектирование и строительство
      • 2.1.3 Наследие
    • 2.2 Искусство
    • 2.3 Коммерческое предприятие и распространение технологий
    • 2.4 Теология
    • 2.5 Рост города
  • 3 Сегодняшний день
    • 3.1 Общие аббаты
    • 3.2 Монашеская жизнь
    • 3.3 Цистерцианские монахини
  • 4 Некатолические цистерцианцы
  • 5 См. Также
  • 6 Примечания
  • 7 Ссылки
  • 8 Внешние ссылки
История

Фонд

Иллюминация Стивена Хардинга (справа), демонстрирующая модель его церкви Пресвятой Деве Марии (Муниципальная библиотека, Дижон). Cîteaux, c. 1125. В то время цистерцианское освещение было наиболее развитым во Франции, но в течение 25 лет оно было полностью заброшено под влиянием Бернара Клервоского.

В 1098 году бенедиктинский аббат, Роберт из Молесме, покинул аббатство Молесми в Бургундии с примерно 20 сторонниками, которые считали, что общины Клуниак отказались от суровых условий и простота правила св. Бенедикта. 21 марта 1098 г. небольшая группа Роберта приобрела участок болота к югу от Дижона под названием Cîteaux (латинское: «Cistercium». Cisteaux означает тростник в Старофранцузский ), данный им специально для основания их Новум Монастериум.

Среди последователей Роберта был Альберик, бывший отшельник из близлежащих лес Колана и Стивен Хардинг, член англосаксонской знатной семьи, которая была разрушена в результате норманнского завоевания Англии. В течение первого года монахи приступили к строительству жилых помещений и возделыванию земель Сито, используя близлежащую часовню для мессы. Однако в отсутствие Роберта в Молесме аббатство пришло в упадок, и Папа Урбан II, бывший монах Клуниака, приказал ему вернуться.

Остальные монахи Сито избрали Альберика своим их аббат, под руководством которого аббатство должно было обосноваться. Роберт был идеалистом порядка, а Альберик был их строителем. Приняв на себя роль аббата, Альберик переместил участок молодой общины рядом с ручьем на небольшое расстояние от первоначального участка. Альберик прекратил использование бенедиктинской черной одежды в аббатстве и одел монахов в белые одежды из неокрашенной шерсти. Он возвратил общину к первоначальному бенедиктинскому идеалу физического труда и молитвы, посвященному идеалу милосердия и самообеспечения. Альберик также заключил союз с герцогами Бургундии, заключив сделку с герцогом Одо I Бургундским о дарении виноградника (Мерсо ), а также камни, из которых они построили свою церковь. Церковь была освящена и посвящена Деве Марии 16 ноября 1106 г. епископом Шалон-сюр-Сон.

26 января 1108 г. Альберик умер и вскоре был его сменил Стивен Хардинг, человек, ответственный за доведение заказа до его решающей стадии.

Цистерцианская реформа

Святой Бенедикт и Сен-Бернар (1542), от Диого де Контрейрас. Сенбернар изображен в белом капюшоне цистерцианцев.

Ордену повезло, что Стефан был настоятелем необычайных даров, и он создал оригинальную версию цистерцианской «Конституции» или правил: Carta Caritatis (Устав благотворительности). Хотя это было несколько раз пересмотрено для удовлетворения современных потребностей, с самого начала оно подчеркивало простую жизнь, полную работы, любви, молитвы и самоотречения. Цистерцианцы изначально считали себя обычными бенедиктинцами, хотя и «совершенными», реформированными, но вскоре они начали отличаться от монахов нереформированных бенедиктинских общин тем, что носили белые туники вместо черных, которые ранее использовались для отшельников, которые вели "ангельскую " жизнь. Цистерцианские аббатства также отказывались принимать мальчиков-новобранцев - практика, позже принятая во многих старых бенедиктинских домах.

Стивен приобрел землю для развития аббатства, чтобы обеспечить его выживание и соблюдение этических норм, первым из которых был Clos Вужо. Что касается земельных наделов, орден принимал только неосвоенные земли, которые монахи затем освоили своим собственным трудом. Для этого они со временем разработали очень большую часть необразованных братьев-мирян, известных как конверси. В некоторых случаях Орден принимал обработанные земли и переселял крепостных в другие места. Стефан передал западное крыло Сито большой группе братьев-мирян, чтобы те возделывали фермы. Эти братья-миряне были связаны обетами целомудрия и послушания своему аббату, но в остальном им разрешалось придерживаться цистерцианской жизни, которая была менее требовательной в интеллектуальном плане. Их включение в Орден представляет собой проявление сострадания к неграмотному крестьянству, а также реальное признание необходимости дополнительных источников рабочей силы для работы с "несанкционированными " цистерцианскими землями.

Хартия Благотворительность

Контуры цистерцианской реформыбыли кратко изложены Альбериком, но окончательная формула она получила в Carta caritatis (Хартии милосердия), которая была определяющим руководством того, как должна проводиться реформа. Этот документ регулировал отношения между различными домами цистерцианского ордена, а также оказал большое влияние на будущее развитие западного монашества. С одной точки зрения, это можно рассматривать как компромисс между примитивной бенедиктинской системой, в которой каждое аббатство было полностью изолированным, и централизацией Клюни, где аббат Клюни был единственным истинным начальником во всем Ордене.

Цистерцианский орден поддерживал независимую органическую жизнь отдельных домов: каждый аббатство имело своего аббата, избранного его собственными монахами, свою собственную общину, принадлежащую ему и не к порядку в целом, а к собственному имуществу и финансам безороннего вмешательства. Однако, с другой стороны, все аббатства подчинялись генеральной структуре, конституционному органу, который осуществлял бдительность над Орденом. Генеральный Капитул, состоящий из всех настоятелей, собирался ежегодно в середине сентября в Сито. Явка была обязательной, а отсутствие без отпуска строго каралось. Аббат Сито возглавил капитул. Он оказывает преобладающее влияние и мог повсюду навязывать соответствие Сито во всех деталях внешнего обряда жизни, песнопений и обычаев. Принцип заключен в том, что Сито всегда должен быть образцом, которому соответствует все четыре десятичных дома. В каких-либо расхождениях во взглядах на главу, всегда преобладало мнение аббата Сито.

Высокое и позднее средневековье

Распространение: 1111–52

Распространение цистерцианцы из их первоначальных мест в средние века

К 1111 году ряды в Сито достаточно выросли, и Стефан послал группу из 12 монахов, чтобы они основали «дочерний дом», новое сообщество, посвященное тем же идеалам строгой соблюдение святого Бенедикта. Цистерцианцы были официально сформированы в 1112 году. «Дочерний дом» был построен в Шалон-сюр-Сон в Ла-Ферте 13 мая 1113 года.

В 1112 году харизматичный молодой бургундский дворянин по имени Бернар прибыл в Сито с 35 своими родственниками и друзьями, чтобы присоединиться к монастырю. В высшей степени красноречивый, волевой мистик Бернар стал самым уважаемым церковником своего времени. В 1115 г. граф Хью Шампань передал приказу участком земли, заросшей лесом земли, известный как убежище для разбойников, в сорока милях к востоку от Труа. Бернар привел еще двенадцать монахов к основанию аббатства Клерво и начал расчищать землю и строить церковь и жилище. Вскоре аббатство привлекло сильный поток ревностных молодых людей. На тот момент у Сито было четыре дочерних дома: Понтиньи, Моримон, Ла Ферте и Клерво. Другие дочерние дома Cîteaux включали Preuilly, La Cour-Dieu, Bouras, Cadouin и Fontenay.

Член Сен-Бернара цистерцианский орден начал заметную эпоху международной экспансии; и по мере того, как росла его слава, росло и цистерцианское движение. В ноябре 1128 г. с помощью Уильяма Гиффарда, епископа Винчестера, аббатство Уэверли было основано в Суррее, Англия. Пять домов были основаны в аббатстве Уэверли до 1152 года, и некоторые из них сами дали ответвления.

В 1129 году маркграф Леопольд Сильный из Штирии ал цистерцианцев его недавно приобретенный март, который граничит с Австрией на юге. Он предоставил монахам из аббатства Эбрах в Баварии участок земли к северу от нынешней столицы провинции Граца, где они основали аббатство Рейн.. В то время это был 38-й цистерцианский монастырь, основанный, но из-за распада более ранних 37 аббатств, сегодня это самый старый сохранившийся цистерцианский дом в мире.

Аббатство Тинтерн, основанное в 1131 году

Норманское вторжение в Уэльс открыло церковь в Уэльсе для свежих, воодушевляющих потоков континентальных реформ, а также для новых монашеских годов орденов. Дома бенедиктинцев были основаны на нормированных окраинах и в тени нормандских замков, но они рассматривались как инструменты завоевания, они не смогли произвести реального впечатления на местное валлийское население. Цистерцианцы же, напротив, искали уединения в горах и вересковых пустошах и добились больших успехов. Между 1131 и 1226 годами в Уэльсе были основаны тринадцать цистерцианских монастырей, все в удаленных местах. Первым из них было которое располагалось в отдаленной речной долине и степени зависело от сельскохозяйственной и пастбищной деятельности. для выживания. Другие аббатства, такие как Neath, Strata Florida, Conwy и Valle Crucis стали одними из самых священных ид - с 13 века по 17 век. века, также используя богатый фосфатом шлак из своих печей в качестве сельскохозяйственных удобрений. Как пишет историк Ален Эрланде-Бранденбург:

Качество цистерцианской архитектуры с 1120-х годов напрямую связано с технологической изобретательностью Ордена. Они придавали значение металлу, как добыче руды, так и ее последующей переработке. В аббатстве Фонтене кузница находится не снаружи, как можно было бы ожидать, а внутри монастырской ограды: обработка металлов, таким образом, была частью деятельности монахов, а не мирских братьев. Этот дух стал причиной прогресса, проявившегося не только в строительстве, но и в сельском хозяйстве. Вероятно, этот эксперимент быстро распространился; Готическая архитектура не может быть понята иначе.

Богословие

Литургия в цистерцианском монастыре Аббатство Эйси во Франции Цистерцианские монахи в Лурде.

Автор Наиболее влиятельным из ранних цистерцианцев был Бернар Клервоский. По словам историка Пирса Пола Рида, его призвание к ордену, решение «выбрать самые узкие врата и самый крутой путь в Царство Небесное в Сито, демонстрирует чистоту его призвания». Его благочестие и аскетизм «дали ему право действовать как совесть христианского мира, постоянно наказывая богатых и могущественных и защищая чистых и слабых». Он упрекнул умеренного и примирительного аббата Петра Достопочтенного за приятную жизнь бенедиктинских монахов Клюни. Помимо благочестия, Бернард был выдающимся интеллектуалом, что он продемонстрировал в своих проповедях на Грейс, Свободная воля и Песнь песней. Он воспринимал притяжение зла не просто как очевидное притяжение богатства и мирской власти, но как «более тонкое и в конечном итоге более пагубное притяжение ложных идей». Он быстро распознал еретические идеи и в 1141 и 1145 годах, соответственно, обвинил в ереси известного схоластического богослова Петра Абеляра и популярного проповедника Генриха Лозаннского. Ему также было поручено обнародовать буллу Папы Евгения, Quantum praedecessores, и его красноречие в проповедовании Второго крестового похода произвело желаемый эффект: когда он закончил свою проповедь, так много мужчин были готовы принять Крест, которым Бернар должен был разрезать свою одежду на полоски ткани.

Хотя De laude novae militiae Бернара было в пользу тамплиеров, цистерцианец был также одним из несколько средневековых ученых ставят под сомнение существование военных орденов во время крестовых походов. Английский аббат-цистерцианец Исаак из Л'Этуаль, около Пуатье, проповедовал против «нового чудовища» ополчения Новой в середине XII века и осуждал использование силы для обращения в ислам.. Он также отверг представление о том, что крестоносцы могут считаться мучениками, если они умерли, грабя нехристиан. Тем не менее, бернардинская концепция католического воинского аскетизма преобладала в христианском мире и оказывала множественное влияние как в культурном, так и в ином плане, в частности, формируя метафизический фон потустороннего, чистосердечного рыцаря Артура сэра Галахада, цистерцианской духовности, пронизывающей и лежащей в основе средневековой «Анти-романтика» и кульминационная сублимация Grail Quest, Queste del Saint Graal - действительно, прямое цистерцианское авторство работы с академической точки зрения считается весьма вероятным. Цистерцианско-бернардинский рыцарский мистицизм особенно проявляется в том, как целомудренный священный воин Галахад, благодаря внутренней чистоте сердца (кардиогнозис в терминологии Отца-пустыни), является единственным, кому даровано блаженное видение евхаристического Святого Грааля.

Рост города

Исследование 2016 года показало, что «английские графства, которые были более подвержены воздействию цистерцианских монастырей, испытали более быстрый рост производительности с 13 века и далее», и что это влияние продолжается после роспуска монастырей в 1530-х годах. Утверждалось, что это произошло потому, что образ жизни Ордена и предполагаемое стремление к богатству были ранними проявлениями протестантской трудовой этики, которая также была связана с ростом города.

Настоящее время

Генерал аббатов

Цистерцианский аббат генерал Леопольд Ваккарж, монах аббатства Гогенфурт Амадей де Би, генерал аббат 1900-1920 гг. Мауро-Джузеппе Лепори, аббат Генерал с 2010 г.

До Французской революции аббат Сито автоматически был верховным главой ордена. Первым настоятелем был Роберт де Молесм, в том числе и другие. Позднее орден стал предметом похвальных аббатов, не являющихся монахами, среди которых был кардинал Джованни Мария Габриелли, O. Cist., Ришелье.

Монашеская жизнь

Во время монашеской профессии пять или Через шесть лет после поступления в монастырь кандидаты обещают «обращение» - верность монашеской жизни, которая включает в себя атмосферу тишины. Цистерцианские монахи и монахини имеют репутацию молчаливых людей, что привело к общественному мнению, что они принимают клятва молчания. На самом деле никогда не было так, хотя молчание - неявная часть взглядов, разделяемых цистерцианскими и бенедиктинскими монастырями. В цистерцианском монастыре есть три причины для разговора:

функциональное общение на работе или в общественных дискуссиях, духовный обмен с начальством или духовным наставником по различным аспектам личной жизни и спонтанный разговор в особых случаях. Эти формы общения интегрированы в дисциплину поддержания общей атмосферы тишины, что является важным подспорьем для постоянной молитвы.

Многие цистерцианские монастыри производят такие товары, как сыр, хлеб и другие продукты питания. В Соединенных Штатах многие цистерцианские монастыри поддерживают себя за счет сельского и лесного хозяйства и аренды сельскохозяйственных угодий. Цистерцианское аббатство Богоматери Весеннего банка в Спарте, штат Висконсин, с 2001 по 2011 год поддерживало себя группой под названием «Laser Monks», которая поставляла лазерный тонер и струйные картриджи, а также такие предметы кофе для гурманов и натуральные лакомства для собак . Кроме того, цистерцианские монахи монастыря Богоматери Далласа руководят Цистерцианской подготовительной школой, католической школой для мальчиков в Ирвинге, Техас.

Цистерцианские монахини

Настоятельница цистерцианского аббатства Святой Марии де Риенет близ Каркассона (Франция).

Есть большое количество цистерцианских монахинь ; первая община была основана в епархии Лангр в 1125 году; Говорят, что в период их наибольшего распространения здесь было 900 монастырей, а общины были очень большими. монахини в более ранние времена Ордена не только были преданы созерцанию, но и выполняли сельскохозяйственные работы на полях. В Испании и Франции ряд цистерцианских аббат пользовались исключительными привилегиями. Среди монахинь прошли многочисленные реформы. Одной из самых известных цистерцианских женских общин было, вероятно, аббатство Порт-Рояль, реформированное матерью Мари Анжелик Арно и связанное с спорами янсенистов.

Монахини также следовали разделению на разные чины, как это видно у монахов. Тех, кто следует траппистским реформам Де Рансе, называют траппистами.

некатолическими цистерцианцами

С 2010 года также существует ветвь англиканских цистерцианцев в Англии и Уэльсе. с 2017 года. Это рассредоточенный и незарегистрированный орден холостых, целомудренных и женатых мужчин, официально признанный Англиканской церковью. Орден имеет экуменическую связь с Орденом цистерцианцев строгого соблюдения.

Есть также цистерцианцы лютеранской церкви, проживающие в аббатстве Амелунгсборн и аббатстве Локкум.

См. Также
Примечания
Ссылки
  • «Искусство и архитектура: цистерцианцы», Оксфордский словарь средневековья, 4 т. (Oxford University Press, Оксфорд, 2010) т. 1, стр. 157-158.
  • Bruun, Mette Birkedal, ed. (2013). Кембриджский компаньон цистерцианского ордена. Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-17184-7. CS1 maint: несколько имен: список авторов (ссылка ) CS1 maint: дополнительный текст: авторы list (ссылка )
  • Baury, Ghislain, "Emules puis sujettes de l'ordre cistercien. Les cisterciennes de Castille et d'ailleurs face au Chapitre Général aux XIIe et XIIIe siècles", Cîteaux: Commentarii cistercienses, т. 52, фас. 1–2, 2001, стр. 27–60.
  • Baury, Ghislain, Les Religieuses de Castille. Аристократическое покровительство и порядок цистерцев, XII-XIII вв., Ренн, Presses Universitaires de Rennes, 2012.
  • Коули, Мартинус (1988). Народная география цистерцианских переводов в США, Гваделупская.
  • Кларк, Ховард Б.; Дент, Сара; Джонсон, Рут (2002). Дублиния: История средневекового Дублина. Дублин: О'Брайен. ISBN 978-0-86278-785-1.
  • Додуэлл, CR ; Живописное искусство Запада, 800–1200, 1993, Yale UP, ISBN 0-300-06493-4
  • Doran, Linda; Lyttleton, James, eds. (2008). Lordship in Medieval Ирландия: Образ и реальность (Твердый переплет, иллюстрированный ред.). Пресса "Четыре корта". ISBN 978-1-84682-041-0.
  • Дайкс, Д.У. (1980). Алан Соррелл: Воссоздание раннего Уэльса. Национальный музей Уэльса. ISBN 978-0-7200-0228-7.
  • Эрланде-Бранденбург, Ален (1995). Средневековые строители соборов. Серия «Новые горизонты ». Лондон: Thames Hudson Ltd. ISBN 978-0-500-30052-7.
  • Гимпель, Джин, Средневековая машина: промышленная революция средневековья (Нью-Йорк, Penguin, 1976)
  • Холлистер, К. Уоррен (1966). Создание Англии, 55 г. до н.э. по 1399. Том I «Истории Англии» под редакцией Лейси Болдуин Смит (шестое издание, изд. 1992 г.). Лексингтон, Массачусетс. ISBN 978-0-669-24457-1.
  • Лалор, Брайан, изд. (2003). Энциклопедия Ирландии. Джилл и Макмиллан. ISBN 978-0-7171-3000-9.
  • Логан, Ф. Дональд, История церкви в средние века.
  • Рендина, Клаудио (2002). Папы: истории и тайны. перевод Пола Маккаскера. Seven Locks Press. ISBN 978-1-931643-13-9.
  • Ричи, Александра, «Метрополис Фауста - история Берлина» (Харпер и Коллинз 1998)
  • Рихтер, Майкл (2005). Средневековая Ирландия: непреходящая традиция (пересмотренная, иллюстрированная ред.). Джилл и Макмиллан. ISBN 978-0-7171-3293-5.
  • Рудольф, Конрад, «Основные основатели и раннее художественное законодательство Сито», Исследования в цистерцианском искусстве и архитектуре 3, цистерцианский Серия исследований 89 (1987) 1-45
  • Рудольф, Конрад, «Вещи большой важности»: Апология Бернарда Клервоского и средневековое отношение к искусству (1990)
  • Рудольф, Конрад, Насилие и повседневная жизнь: чтение, искусство и полемика в Cîteaux Moralia in Job (1997)
  • Тобин, Стивен. Цистерцианцы: монахи и монастыри в Европе. The Herbert Press, LTD, 1995. ISBN 1-871569-80-X.
  • Томан, Рольф, изд. (2007). Искусство готики: архитектура, скульптура, живопись. фотография Ахима Беднорза. Тандем Верлаг ГмбХ. ISBN 978-3-8331-4676-3.
  • Ватт, Джон, Церковь в средневековой Ирландии. University College Dublin Press; Второе исправленное издание (май 1998 г.). ISBN 1-900621-10-X. ISBN 978-1-900621-10-6.
  • Вудс, Томас, Как Католическая церковь построила западную цивилизацию (2005), ISBN 0-89526-038-7.
Внешние ссылки
На Викискладе есть материалы, связанные с Цистерцианский Орден.
Викиисточник содержит оригинальный текст, относящийся к этой статье: Описание Махатмы Ганди 1895 года цистерцианских вегетарианских миссионеров
Последняя правка сделана 2021-05-15 08:37:35
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте