Родерик Чизхолм | |
---|---|
Родился | Родерик Милтон Чизхолм. (1916-11-27) 27 ноября 1916. Северный Аттлборо, Массачусетс |
Умер | 19 января 1999 (1999-01-19) (82 года). Провиденс, Род-Айленд |
Национальность | Американка |
Альма Ма тер | Университет Брауна. Гарвардский университет |
Эпоха | Философия 20 века |
Регион | Западная философия |
Школа | Аналитическая философия |
Учреждения | Университет Брауна |
Диссертация | Основные положения теории познания (1942) |
Докторант | С. И. Льюис, Д. К. Уильямс |
Докторанты | Ричард Картрайт, Дейл Жакетт, Чарльз Талиаферро, Дин Циммерман |
Основные интересы | Эпистемология. Метафизика |
Известные идеи | Теория референции прямой атрибуции, условное противоречие, широтность |
Влияния | |
Под влиянием | |
Родерик Милтон Чизхолм (; 27 ноября 1916-19 января 1999) был американским философом, известным своими работами по эпистемологии, метафизике, свободная воля, теория ценностей и философия восприятия.
Чисхолм окончил Брауновский университет в 1938 году и получил докторскую степень в возрасте <19 лет.>Гарвардский университет в 1942 году под руководством Кларенса Ирвинга Льюиса и Д. К. Уильямс. Он был призван в Армию США в июле 1942 г. и прошел базовую подготовку в Форт Макклеллан в Алабаме. Чизолм проводил психологические тесты в Бостоне и Нью-Хейвене. В 1943 году он женился на Элеоноре Паркер, с которой познакомился, будучи студентом Брауна. Он провел свою академическую карьеру в Брауновском университете и был президентом Метафизического общества Америки в 1973 году.
Он был редактором Философии и феноменологических исследований. с 1980 по 1986 год.
Чисхолм обучал многих выдающихся философов, в том числе Селмера Брингсйорда, Фреда Фельдмана, Кита Лерера, Джеймс Фрэнсис Росс, Ричард Тейлор и Дин Циммерман. Он также оказал значительное влияние на многих коллег, включая Джэгвона Кима и Эрнеста Соса.
Первой важной работой Чизхолма было «Восприятие» (1957). Его эпистемологические взгляды были обобщены в популярном тексте «Теория познания», вышедшем в трех очень разных изданиях (1966, 1977 и 1989). Его шедевр был Человек и Объект, его название намеренно контрастирует с W. В. О. Куайн Слово и объект. Чисхолм был метафизическим платоником в традиции Бертрана Рассела и рационалистом в традиции Рассела Г. Э. Мур и Франц Брентано ; он возражал против антиреализма, бихевиоризма и релятивизма.
Куайна. Чизхолм защищал возможность эмпирического знания, апеллируя к априорным эпистемическим принципам, последствия которых включают В большинстве ситуаций разумнее доверять своим чувствам и памяти, чем сомневаться в них. Его теория познания также была известна как «фундаменталистская» по своему характеру: все оправданные убеждения либо «непосредственно очевидны», либо поддерживаются цепочками оправданных убеждений, которые в конечном итоге приводят к убеждениям, которые прямо очевидны. Он также защищал противоречивую теорию воли, названную «агентной причинностью», во многом похожую на теорию Томаса Рида. Он утверждал, что свобода воли несовместима с детерминизмом, и считал, что мы действительно действуем свободно; эта комбинация взглядов известна как либертарианство.
Он разработал весьма оригинальную теорию мышления от первого лица, согласно которой вещи, которые мы считаем свойствами, являются свойствами, а верить в них - значит приписывать их себе. (Подобная точка зрения была независимо развита Дэвидом Келлогом Льюисом и пользуется значительной популярностью, хотя теперь она известна в основном благодаря работам Льюиса.) Чисхолм также был известен тем, что защищал возможность надежного самопознания (против скептические аргументы Дэвида Хьюма ), а также объективную этику требований, аналогичную таковой W. Д. Росс. Среди других книг Чизолма - «Проблема критерия», «Восприятие», «От первого лица» и «Реалистическая теория категорий», хотя его многочисленные журнальные статьи, вероятно, известны лучше, чем любая из них.
Чизхолм широко читал историю философии и часто ссылался на работы древних, средневековых, современных и даже континентальных философов (хотя использование им этого материала иногда подвергалось сомнению). Тем не менее он очень уважал историю философии перед лицом преобладающего безразличия среди философов-аналитиков. Чисхолм перевел некоторые работы Брентано и Гуссерля и способствовал возрождению мереологии.
. Чисхолм выступал за примат ментального по языковой интенциональности, как предполагается в названии «Человек и объект» (1976), которое намеренно противопоставляется «Слову и объекту» Куайна (1960). В связи с этим он защитил теорию прямой атрибуции референции в книге «От первого лица» (1981). Он утверждает, что мы относимся к вещам, отличным от самих себя, косвенно приписывая им свойства, и что мы косвенно или относительно приписываем свойства им, напрямую приписывая свойства себе. Предположим следующую постельную сцену:
Если бы я был M, а «U» был W, то я мог бы напрямую приписать себе свойство (1) или MBW, а косвенно «U» свойство (2) или WBM, тем самым ссылаясь на «U». То есть сказать (1) относительно сказать (2) или объяснить M-B-W - значит импликации W-B-M.
Его идея косвенной атрибуции (1981) имеет отношение к Джона Сирла "косвенного речевого акта " (1975) и Пола Грайса «импликатура » (1975), в дополнение к влечению.
Стилистически Чисхолм был известен тем, что формулировал определения и впоследствии пересматривал их в свете контрпримеры. Это привело к появлению шутливого определения нового глагола:
chisholm, v. Вносить повторяющиеся небольшие изменения в определение или пример. «Он начал с определения (d.8) и продолжал трепать его, пока не закончил с (d.8 ′ ′ ′ ′ ′ ′ ′ ′).»
— Дэниел Деннет и Асбьёрн Стеглих-Петерсен, Философский лексикон, 2008Хотя этот термин задуман как шутка, он нашел некоторое применение в серьезных философских работах (например, «Чизолминг в критике эпистемической деонтологии Плантинги»).