Рапсодия на тему Паганини, соч. 43, ( русский : Рапсодия на тему Паганини, Рапсодия на тему Паганини) - концертное произведение Сергея Рахманинова для фортепиано с оркестром, очень напоминающее фортепианный концерт, все в одной части. Рахманинов написал произведение в своем летнем доме на вилле Сенар в Швейцарии, судя по партитуре, с 3 июля по 18 августа 1934 года. Сам Рахманинов, известный интерпретатор своих произведений, сыграл партию фортепиано на премьере произведения 7 ноября. 1934, в Лирическом оперном театре в Балтиморе, штат Мэриленд, с Филадельфийским оркестром под управлением Леопольда Стокски. Рахманинов, Стокски и Филадельфийский оркестр сделали первую запись 24 декабря 1934 года в студии RCA Victor 's Trinity Church в Камдене, штат Нью-Джерси. На английской премьере 7 марта 1935 года в Манчестерском зале свободной торговли также Рахманинов поставил « Халле» под управлением Николая Малко.
Деталь набрала для фортепиано и оркестр: пикколо, 2 флейты, 2 гобоя, английский рожка, 2 кларнетов в B ♭, 2 фаготов, 4 рога в F, 2 Трубы в C, 3 тромбона, туба, литавры, треугольник, малый барабан, тарелки, большой барабан, глокеншпиль, арфа и струнные.
Часть представляет собой набор из 24 вариаций на двадцать четвертой и последней из Никколо Паганини «s каприсам для скрипки соло, которая вдохновила произведения нескольких композиторов. На исполнение всей композиции уходит около 22–24 минут. Все вариации ля минор, если не указано иное.
Хотя работа Рахманинова выполняется за один проход без перерывов, ее можно разделить на три части, как показано выше. Они соответствуют трем частям концерта : до вариации 10 соответствует первой части, вариации с 11 по 18 эквивалентны медленной части, а остальные вариации составляют финал.
После краткого вступления перед темой разыгрывается первая вариация. Тема Паганини изложена на струнах, а фортепиано выделяет заметные ноты после первой вариации. Рахманинов, вероятно, придумал вариант перед темой из финала симфонии « Героическая » Бетховена. Варианты со II по VI объединяют элементы темы. Паузы и риторические расцветы фортепиано в вариации VI знаменуют собой изменение темпа и тона. Пианино рядом серьезно возглашают судный день, «день гнева» грегорианский хорал из средневековой мессы Мертвых, в то время как оркестр сопровождает более медленной версию открытия мотива темы Паганини. Это одно из нескольких произведений Рахманинова, цитирующих простую мелодию Dies Irae.
Инверсия мелодииМедленная 18-я вариация, безусловно, самая известная, и ее часто включают в компиляции классической музыки без остальной части работы. В его основе - инверсия мелодии темы Паганини. Другими словами, Незначительная Паганини тема буквально играл «вверх ногами» в D ♭ мажор, с несколькими другими изменениями. Сам Рахманинов признал привлекательность этого варианта, сказав: «Это для моего агента».
24-я вариация более игривая по тону, чем большинство других вариаций, заканчиваясь движением клавиатуры глиссандо перед цитированием исходной темы в последнем такте. Из-за скорости и больших прыжков на фортепиано 24-я и последняя вариация рапсодии представляет значительную техническую трудность для пианиста. Незадолго до выступления на мировой премьере Рахманинов, страдающий опасениями по поводу выступления, признался в трепете по поводу своей способности сыграть его. По предложению своего друга Бенно Моисейвича, Рахманинов нарушил свое обычное правило против употребления алкоголя и выпил стакан крем-де-мент, чтобы успокоить нервы, который, по общему мнению, держал под фортепиано. Его выступление имело ошеломляющий успех, и перед каждым последующим исполнением рапсодии он пил крем де мент. Это привело к тому, что Рахманинов назвал двадцать четвертый "Crème de Menthe Variation".
В 1939 году Мишель Фокин написал Рахманинову из Окленда, Новая Зеландия, где он находился с гастролями, прося разрешения композитора использовать Рапсодию на тему Паганини для своего балета « Паганини», хореография которого он почти закончил. Фокин хотел внести изменения незначительных на счет, включая повторное использование 12 предыдущих мер, как более театральны эффективное введение в 18 вариации, которую он хотел играть в D ключа майора, а не ♭ мажора. Рахманинов согласился на дополнительные меры, но сказал, что ля мажор не сработает, и попросил сыграть 18-ю вариацию ре мажор, чтобы усилить напряжение. Он также интересуется, почему Никколо Паганини был превращен в гитарной игрока в сценарии Фокина, но не возражает. Паганини был впервые в 1939 году Королевским Балетом в Королевском оперном театре в Ковент - Гарден, Лондон. Балет имел успех, что порадовало Рахманинова, и в 1940 году он написал свои « Симфонические танцы» с мыслью о Фокине. Он сыграл фортепианную версию для Фокина, но оба умерли, прежде чем идея получила дальнейшее развитие.
Рапсодия также использовалась в балетах Лавровского ( Большой балет, Москва, 1960), Фредерика Эштона (Королевский балет, Лондон, 1980) и Иво ван Цвитена.
Внешний звук | |
---|---|
Вы можете послушать « Рапсодию на тему Паганини» в исполнении Сергея Рахманинова с Филадельфийским оркестром под управлением Леопольда Стокского в 1934 году здесь, на сайте archive.org. |
Пианино | Дирижер | Оркестр | Звукозаписывающая компания | Год записи | Формат |
---|---|---|---|---|---|
Сергей Рахманинов | Леопольд Стоковски | Филадельфийский оркестр | RCA Victor Red Seal | 1934 г. | CD |
Бенно Моисейвич | Бэзил Кэмерон | Ливерпульский филармонический оркестр | Naxos Records | 1938 г. | CD |
Уильям Капелл | Фриц Райнер | Робин Гуд Делл Оркестр | RCA Victor Red Seal | 1951 г. | CD |
Артур Рубинштейн | Фриц Райнер | Чикагский симфонический оркестр | RCA Victor Red Seal | 1956 г. | CD |
Леон Флейшер | Джордж Селл | Кливлендский оркестр | Columbia Masterworks | 1957 г. | CD |
Леонард Пеннарио | Эрих Лайнсдорф | Филармония Лос-Анджелеса | Capitol Records | 1958 г. | LP, переизданный на компакт-диске Серафимом |
Владимир Ашкенази | Андре Превен | Лондонский симфонический оркестр | Лондонские отчеты | 1971 г. | CD |
Ван Клиберн | Кирилл Кондрашин | Московский филармонический оркестр | RCA Victor Red Seal | 1972 г. | CD |
Юйцзя Ван | Клаудио Аббадо | Камерный оркестр Малера | DG | 2011 г. | CD |
Даниил Трифонов | Янник Незе-Сеген | Филадельфийский оркестр | DG | 2015 г. | CD |
18-й вариант, безусловно, самый популярный, в разной степени использовался в саундтреках к различным фильмам и телешоу. Это включает:
В популярной песне The Korgis "If I Had You" использован фрагмент мелодии из 18-й вариации.
В видеоигре Gran Turismo 6 она используется в качестве темы вступления.