Прусское реформаторское движение

редактировать

Karl Freiherr vom und zum Stein Карл Август фон Харденберг.

Прусское реформаторское движение был серией конституционных, административных, социальных и экономических реформ в начале девятнадцатого века Прусское королевство. Иногда их называют реформами Штейна-Харденберга, их главными инициаторами Карл Фрайхер фон Штайн и Карл Август фон Харденберг. Перед Второй мировой войной немецкие историки, такие как Генрих фон Трейчке, рассматривали реформы как первые шаги к объединению Германии и основанию Германской империи.

Реформы были реакцией на поражение пруссаков Наполеоном I в Йена-Ауэрштедт в 1806 году, приведшее к второму Тильзитскому договору в Пруссия потеряла около половины своей территории и была вынуждена платить огромную дань Франции. Чтобы произвести эти выплаты, ей необходимо рационализировать свое управление. Поражение и подчинение Пруссии также продемонстрировало слабость ее модели государственности абсолютной монархии и исключило ее из числа великих держав Европы.

Чтобы снова стать великой державой, она начала реформы с 1807 года., основанный на идеях Просвещения и в соответствии с реформами в других европейских странах. Они привели к реорганизации правительства и администрации Пруссии и внесению изменений в правила торговли сельскохозяйственной продукцией, включая отмену крепостного права и разрешение крестьянам становиться землевладельцами. В промышленности реформы были направлены на поощрение конкуренции путем подавления монополии гильдий. Администрация была децентрализована, а власть дворянства уменьшилась. Параллельно проводились военные реформы под руководством Герхарда фон Шарнхорста, Августа Нейдхардта фон Гнайзенау и Германа фон Бойена, а также образовательные реформы под руководством Вильгельма фон Гумбольдта. Гнейзенау ясно дал понять, что все эти реформы были частью единой программы, когда он заявил, что Пруссия должна заложить свои основы в «трехликом главенстве оружия, знаний и конституции».

Труднее выяснить, когда закончились реформы - в области конституции и внутренней политики, в частности, 1819 год стал поворотным моментом, когда Реставрационные тенденции взяли верх над конституционными. Хотя реформы, несомненно, модернизировали Пруссию, их успехи были неоднозначными, а результаты противоречили первоначальным пожеланиям реформаторов. Реформы сельского хозяйства освободили некоторых крестьян, но либерализация землевладения обрекла многих из них на нищету. Привилегии дворянства уменьшились, но его общее положение укрепилось.

Содержание
  • 1 Причины, цели и принципы
    • 1.1 Пруссия в 1807 году
      • 1.1.1 Положение Пруссии в Европе
      • 1.1.2 Финансовое положение
      • 1.1.3 Административно-правовое положение
    • 1.2 Начало реформ
      • 1.2.1 Триггер - поражение 1806 года
      • 1.2.2 Nassauer Denkschrift
      • 1.2.3 Rigaer Denkschrift
    • 1.3 Обзор реформ
    • 1.4 Основные направления реформ
  • 2 Государство и администрация
    • 2.1 Бюрократия и руководство
    • 2.2 Национальное представительство
    • 2.3 Реформа городов
    • 2.4 Таможенные и налоговые реформы
  • 3 Общество и политика
    • 3.1 Сельскохозяйственные реформы
      • 3.1.1 Октябрьский указ 1807 г.
      • 3.1.2 Регламентный указ (1811 г.)
    • 3.2 Реформа промышленности и ее результаты
    • 3.3 Еврейское эмансипация
  • 4 Другие области
    • 4.1 Образование
      • 4.1.1 Новая организация
      • 4.1.2 Новый гуманизм
      • 4.1.3 Университеты
    • 4.2 Военные
      • 4.2.1 Военная служба
      • 4.2.2 Другое
  • 5 Основные руководители
  • 6 Возрождение Пруссии
  • 7 Историография
    • 7.1 Ранний анализ
    • 7.2 Нуан критика
  • 8 Мемориалы реформаторам
    • 8.1 Статуи
    • 8.2 Кельнский мемориал
    • 8.3 Другое
  • 9 Дополнительная литература
    • 9.1 История Пруссии
    • 9.2 Реформы
    • 9.3 Аспекты реформ
  • 10 Примечания
  • 11 Ссылки
    • 11.1 Библиография
  • 12 Внешние ссылки
Причины, цели и принципы

Пруссия в 1807 г.

Положение Пруссии в Европа

Карта, показывающая прусскую территорию после Тильзита (оранжевым цветом)

В 1803 году немецкая медиатизация глубоко изменила политическую и административную карту Германии. Благоприятная для государств среднего звена и Пруссии реорганизация усилила влияние Франции. В 1805 году Третья коалиция сформировалась в надежде остановить дальнейшее продвижение французского господства в Европе, но армии коалиции потерпели поражение при Аустерлице в декабре 1805 года. Триумф, Наполеон Я продолжал работать над демонтажом Священной Римской Империи. 12 июля 1806 года он отделил от нее 16 германских государств, чтобы сформировать Рейнскую конфедерацию под французским влиянием. 6 августа того же года Франциск I Австрийский был вынужден отказаться от своего титула императора, и Империя была распущена.

Французское влияние достигло прусской границы к тому времени, когда Фридрих Вильгельм III Прусский осознал ситуацию. Воодушевленная Соединенным Королевством, Пруссия отказалась от своего нейтралитета (действовавшего с 1795 г.) и отказалась от Базельского мира 1795 г. , присоединилась к Четвертой коалиции и вступила в война против Франции. Пруссия мобилизовала свои войска 9 августа 1806 г., но два месяца спустя потерпела поражение у Йена-Ауэрштедт. Пруссия была на грани краха, и через три дня после поражения Фридрих Вильгельм III выпустил плакаты с призывом к жителям своей столицы Берлина сохранять спокойствие. Десять дней спустя Наполеон вошел в Берлин.

Война закончилась 7 июля 1807 года первым Тильзитским миром между Наполеоном и Александром I в России. Двумя днями позже Наполеон подписал второй Тильзитский договор с Пруссией, лишивший половины ее территории и вынудившего короля Пруссии признать Жерома Бонапарта сувереном недавно созданного Вестфальского королевства, к которому Наполеон аннексировал прусские территории к западу от реки Эльбы. В 1805 году в Пруссии было 9 миллионов жителей, из которых в результате договора она потеряла 4,55 миллиона. Он также был вынужден выплатить Франции 120 миллионов франков в качестве компенсации за войну и профинансировать французские оккупационные силы численностью 150 000 человек.

Финансовое положение

Резкое поражение 1806 года было не только результатом неудачных решений и военного гения Наполеона, но и отражением плохой внутренней структуры Пруссии. В 18 веке прусское государство было образцом просвещенного деспотизма для остальной Германии. На западе и юге не было ни одного государства или союза, которые могли бы бросить ему вызов. Однако в эпоху Пруссии Фридриха II это была страна, ориентированная на реформы, начиная с отмены пыток в 1740 году.

Фридрих II осматривал свои земли и разговаривал с картофелеводами. 449>Экономические реформы второй половины XVIII в. Основывались на меркантилистской логике. Они должны были дать Пруссии определенную степень самодостаточности и предоставить ей достаточные излишки для экспорта. Джозеф Рован подчеркивает, что

интересы государства требовали, чтобы его подданные были в хорошем состоянии, хорошо питались, и что сельское хозяйство и производство делали страну независимой от зарубежных стран, в то же время позволяя ей собирать деньги за счет экспорта излишков

Экономическое развитие также должно было финансировать и поддерживать военных. Инфраструктура Пруссии была развита в виде каналов, дорог и заводов. Дороги связывали его окраины с центром, болота Одер, Варта и Нотец были освоены, возделаны и развиты яблони.

Однако промышленность оставалась очень ограниченной, с жестким государственным контролем. Торговля была организована в монополистические гильдии, а налоговые и таможенные законы были сложными и неэффективными. После поражения 1806 г. финансирование оккупационных войск и военных компенсаций поставили экономику Пруссии под давление. Как и в XVIII веке, реформы начала XIX века были направлены на создание бюджетной маржи, особенно в их усилиях по экономическому развитию.

Административная и правовая ситуация

Прусский Фридрих II выступал за экономические и политические реформы. Его правительство работало над первой кодификацией законов Пруссии - абзацем 19 000 Общих государственных законов для прусских государств. В статье 22 указано, что все его подданные равны перед законом:

Законы государства объединяют всех его членов без различия статуса, ранга или пола

. Однако Фридрих умер в 1786 году, оставив кодекс неполным, и его сменил Фридрих Вильгельм II Прусский, который расширил ту же административную структуру и тех же государственных служащих.

Абсолютистская система начала укрепляться под обскурантистским влиянием Иоганна Кристофа фон Вёльнера, тайного финансового советника Фридриха Вильгельма II. Реформы застопорились, особенно в области модернизации общества. Редактирование Общих государственных законов было завершено в 1792 году, но Французская революция вызвала противодействие ему, особенно со стороны знати. Затем он был изъят из обращения для доработки и вступил в силу только в 1794 году. Его цели включали привязку государства и общества среднего класса к закону и гражданским правам, но в то же время он сохранил и подтвердил всю структуру Ancien Régime. Крепостное право, например, было отменено в королевских владениях Пруссии, но не в поместьях крупных землевладельцев к востоку от реки Эльбы. Дворянство также сохранило свои позиции в армии и администрации.

В 1797 году Фридрих Вильгельм III стал преемником своего отца Фридриха Вильгельма II, но к моменту его вступления на престол он обнаружил, что в обществе доминировала старая гвардия, не считая общих законов штата, принятых в 1794 году. Его собственное представление о государстве. был абсолютистом и считал, что государство должно находиться в руках суверена. До 1806 года несколько наблюдателей и высокопоставленных государственных служащих, таких как Генрих Фридрих Карл фон Штайн и Карл Август фон Харденберг, подчеркивали тот факт, что государство Пруссия нуждается в реструктуризации. В качестве министра финансов и экономики Штейн провел некоторые реформы, такие как стандартизация цен на соль (в то время государственная монополия) и частичная отмена экспортно-импортных пошлин между территориями королевства. В апреле 1806 года он опубликовал «Darstellung der fehlerhaften Organization des Kabinetts und der Notwendigkeit der Bildung einer Ministerialkonferenz» (буквально «Разоблачение несовершенной организации кабинета и необходимости формирования министерской конференции»). В нем он писал:

Должна быть новая и улучшенная организация государственных дел, в меру потребностей государства, порожденных обстоятельствами. Основная цель - укрепить силу и сплоченность всей администрации.

.

Начало реформ

Триггер - поражение 1806 года

Прусская королева Луиза

Война Пруссии против Наполеона выявила пробелы в его государственная организация. Выступавший за войну и решительный критик политики своего суверена, Штейн был уволен в январе 1807 года после поражения от Франции. Однако Фридрих Вильгельм III видел, что прусское государство и прусское общество смогут выжить, только если начнут реформы. После заключения Тислзитского договора он отозвал Штейна в качестве министра 10 июля 1807 г. при поддержке Харденберга и Наполеона, последний из которых видел в Штайне сторонника Франции. Королева Луиза Мекленбург-Стрелицкая также поддержала повторное назначение Штейн - действительно, она больше поддерживала реформу, чем ее муж, и была ее главным инициатором. С помощью Штейна, Харденберга и других она убедила своего мужа мобилизоваться в 1806 году, а в 1807 году она даже встретилась с Наполеоном, чтобы потребовать, чтобы он пересмотрел жесткие условия, наложенные в договоре. Харденберг написал в том же году:

Я полагаю, что королева Луиза могла сказать королю, что королева Наварры, Катерина де Фуа сказала своему мужу Жану д'Альбрету - " Если бы мы родились, ваша дорогая Екатерина и мой дорогой Жан, мы бы не потеряли свое королевство »; ибо она бы послушалась энергичных мужчин и попросила совета, она бы приняла их и действовала решительно. Таким образом восполняется то, что [королю] не хватает личной силы. Предприимчивое мужество заменило бы терпимое мужество.

Стейн поставил определенные условия для своего вступления в должность, среди которых было то, что система кабинетов должна быть отменена. Вместо этого министры должны были завоевывать свое право на власть, напрямую обращаясь к королю. После того, как это условие было выполнено, Штейн приступил к исполнению своих обязанностей и, таким образом, стал непосредственно отвечать за гражданскую администрацию, а также выполнял контрольную роль в других областях. Фридрих Вильгельм III все еще не проявлял особой склонности к реформам и долгое время колебался. Таким образом, реформаторам пришлось приложить немало усилий, чтобы убедить короля. В этой ситуации именно бюрократии и армии реформаторам приходилось бороться с дворянством, консервативными и реставрационными силами. Таким образом, идеалистическая философия Иммануила Канта оказала большое влияние на реформаторов - и Штейн, и Харденберг в 1807 г. выпустили трактат, описывающий свои идеи.

Нассауэр Денкшрифт

Карл Генрих фон Штайн, зачинщик ранних реформ

После отзыва Штейн удалился на свои земли в Нассау. В 1807 году он опубликовал Nassauer Denkschrift, главным аргументом которого была реформа администрации. В отличие от реформ в государствах Рейнской конфедерации, подход Штейна был традиционалистским и, прежде всего, антипросвещенческим, сосредоточив внимание на критике абсолютизма. Штейн следовал английским образцам, таким как Славная революция 1688 года, и скептически относился к централизованной и милитаризованной бюрократии, отдавая предпочтение децентрализованной и коллегиальной администрации. Вместе со своими сотрудниками он проводил (по его собственным словам) «политику оборонительной модернизации, но не с Наполеоном, а против него».

Согласно Стейну, администрация должна быть разделена по полям, а не по географическому принципу. площадь. Таким образом, администрация должна была быть разделена на две ветви - ветвь государственных доходов и ветвь государственной политики высшего уровня (oberste Staatsbehörde). Одна из основных целей этой концепции состояла в том, чтобы рационализировать государственную финансовую систему, чтобы собрать деньги для выплаты военного возмещения по Тильзитскому договору. Рационализация государственных финансов позволит государству повысить доходы, но ограничит потери из-за плохой административной организации.

Штейн был антиабсолютистом и антигосударственником, с подозрением относился к бюрократии и центральному правительству. По его мнению, государственные служащие были всего лишь мужчинами, которым платили за выполнение своей задачи с «безразличием» и «страхом перед нововведениями». Прежде всего, он намеревался децентрализовать и сформировать коллегиальное государство. Таким образом, Штейн предоставил больше автономии провинциям, Крайсе и городам. Благодаря различным постам, которые он ранее занимал, Штейн понял, что ему необходимо гармонизировать управление провинциями. Он прибегал к старой корпоративной конституции, как и в Вестфалии. Землевладелец, по словам Штейна, был краеугольным камнем местного самоуправления: «Если землевладелец исключен из всякого участия в управлении провинцией, то связь, связывающая его с отечеством, остается неиспользованной».

Однако, не только функциональные соображения играли роль для Штейна. Он чувствовал, что сначала ему нужно было обучить людей политике, и провинциальное самоуправление было одним из самых полезных вещей в этой области. Об участии землевладельцев в провинциальном управлении он писал

, однако, экономия в отношении административных расходов является наименее важным преимуществом, полученным благодаря участию землевладельцев в провинциальном управлении. Гораздо важнее стимулировать дух сообщества и гражданское чутье, использование спящих и плохо управляемых сил и распространение знаний, гармонию между духом нации, ее взглядами и потребностями и потребностями нации. администрации, возрождение чувства к отечества, независимости и национальной чести.

В своих проектах реформ Штейн пытался реформировать политическую систему, не упуская из виду прусское единство, потрясенное поражением 1806 года.

Рижец Денкшрифт

Статуя Нибура на памятнике в Кельне (1878)

Штейн и Харденберг не только оставили след в более поздней политике, но и представили два разных подхода к политике, с Харденбергом больше пропитан идеями Просвещения. Он воспринял принципы Французской революции и предложения, созданные практической политикой Наполеона, глубже, чем Штейн. Харденберг был государственным деятелем, который стремился укрепить государство с помощью плотного и централизованного управления. Тем не менее эти различия отражали лишь определенную смену тенденций среди реформаторов. Реализованные инициативы во многом принадлежали их времени, несмотря на последнюю зонтичную концепцию «реформ Штайна-Харденберга».

Rigaer Denkschrift было опубликовано в том же году, что и работа Штейна, и представлено 12 сентября 1807 года. Оно носило название «О реорганизации прусского государства». Ранее проживавший в Риге, Харденберг был вызван в июле королем Пруссии под давлением Наполеона. Харденберг разработал идеи об общей организации прусского государства, которые отличались от идей его соратников-реформаторов. Основными редакторами Rigaer Denkschrift были Бартольд Георг Нибур, финансовый эксперт, Карл фон Штайн цум Альтенштейн, будущий министр финансов и Генрих Теодор фон Шён. Эти трое пришли к выводу, что революция дала Франции новый импульс: «Все спящие силы были вновь пробуждены, страдания и слабость, старые предрассудки и недостатки были уничтожены». Таким образом, по их мнению, Пруссия должна была последовать примеру Франции:

Глупость думать, что можно получить доступ к революции самым безопасным способом, оставаясь привязанным к старинному режиму и строго следуя принципам, для которых он утверждает, что это только стимулировало революцию и заставляло ее постоянно расти. Сила этих принципов настолько велика - они настолько общепризнаны и приняты, что государство, которое не принимает их, должно ожидать, что оно будет разрушено или будет вынуждено их принять; даже жадность Наполеона и его самых любимых помощников подчиняется этой власти и будет оставаться таковой против их воли. Нельзя отрицать, что, несмотря на железный деспотизм, с которым он правит, он, тем не менее, широко следует этим принципам в их основных чертах; по крайней мере, он вынужден делать вид, что подчиняется им.

Таким образом, авторы одобрили революцию «im guten Sinn» или «в правильном смысле», которую историки позже описали как «революцию сверху». Таким образом, суверены и их министры проводят реформы, чтобы получить все преимущества революции без каких-либо недостатков, таких как потеря власти или страдания от неудач или вспышек насилия.

Как и в случае с Denkschrift Штайна, Rigaer Denkschrift выступает за возрождение национального духа для работы с нацией и администрацией. Харденберг также стремился определить три класса общества - дворянство, средний класс и крестьяне. По его мнению, крестьяне были частью «самого многочисленного и наиболее важного, но, тем не менее, самого запущенного и приниженного класса в государстве» и добавил, что «крестьянский класс должен стать главным объектом нашего внимания». Харденберг также стремился подчеркнуть принцип заслуг, который, по его мнению, должен был господствовать в обществе, утверждая, что «ни одна задача в государстве без исключения не предназначена для того или иного класса, но открыта для заслуг, умений и способностей всех. классов ».

Обзор реформ

В течение четырнадцати месяцев после своего назначения Штейн провел или подготовил наиболее важные реформы. Крупный финансовый кризис, вызванный требованиями Тильзита, вынудил Штейна пойти на радикальную политику жесткой экономии, задействовав государственный аппарат для получения необходимых компенсаций. Успех реформ, начатых Штейном, стал результатом дискуссии, которая уже велась в высшем бюрократическом аппарате, и роль Штейна в их проведении была переменной - например, он почти никогда не был вовлечен в подробные вопросы. Многие реформы были разработаны другими из его соратников, такими как Генрих Теодор фон Шён в случае Октябрьского указа. Однако Штейн отвечал за представление реформ королю и другим силам, противостоящим им, таким как дворянство.

Мемориальная доска, посвященная Штайну и Städteordnung в Берлине (1913 г.)

В течение короткого периода правления Штейна были обнародованы решающие законы, даже несмотря на то, что организационный закон о государственном управлении не был опубликован до 1808 года (то есть после падения Штейна). Именно во время правления Штайна были введены в действие указ от октября 1807 года и организационная реформа городов (Städteordnung) 1808 года. После короткого срока полномочий Карла фон Штайн цум Альтенштейн Харденберг восстановил контроль над политикой. С 1810 года он носил титул Staatskanzler, сохраняя его до 1822 года. Благодаря ему земельная реформа была завершена посредством Постановлений (Regulierungsedikten) 1811 и 1816 годов, а также Ablöseordnung (буквально искупление декрет) 1821 года. Он также протолкнул реформы ремесел, такие как указ о профессиональных налогах от 2 ноября 1810 года и закон о полицейских торгах (Gewerbepolizeigesetz) 1811 года. В 1818 году он реформировал таможенные законы, отменив внутренние налоги. Что касается социальной реформы, то в 1812 году для еврейских граждан был издан указ об освобождении. Несмотря на разные исходные ситуации и преследуемые цели, аналогичные реформы были проведены в государствах Рейнской Конфедерации, за исключением военной и образовательной реформ. Тенденции Реставрации положили конец реформистской политике в Пруссии примерно в 1819 или 1820 годах.

Основные области реформ

В области политической экономии реформаторы находились под сильным влиянием Адама Смита.

Реформы, которые должны были быть проведены, были по существу синтезом исторических и прогрессивных концепций. Их цель состояла в том, чтобы заменить устаревшие абсолютистские государственные структуры. Государство должно было бы предложить своим гражданам возможность участвовать в общественных делах на основе личной свободы и равенства перед законом. Основная цель политики правительства заключалась в том, чтобы сделать возможным освобождение прусской территории от французской оккупации и вернуть королевству статус великой державы посредством модернизации внутренней политики.

Прусский подданный должен был стать активным гражданином государства благодаря к введению самоуправления в провинции, районы (райсе) и города. Необходимо было пробудить национальные чувства, как предвидел Штейн в своей работе в Нассау, но обязанности гражданина в некотором смысле были важнее его или ее прав. Более того, концепция самоуправления Штейна опиралась на классовое общество. Был найден компромисс между корпоративными аспектами и современной репрезентативной системой. Старое деление на три сословия дворянства, духовенства и буржуазии было заменено делением на дворянство, буржуазию и крестьян. Право голоса также должно было быть расширено, особенно для свободных крестьян, что должно было стать одной из основ для освобождения крестьян в 1807 году.

Новая организация власти в деревне и реформа промышленности были факторы либерализации прусской экономики. В этом отношении прусские реформы пошли намного дальше, чем реформы в государствах Рейнской конфедерации, и были гораздо более успешными. Финансовый кризис 1806 года, усиленный компенсациями, затратами на оккупацию и другими военными затратами, дал необходимый импульс для этих изменений - в целом Пруссия должна была заплатить Франции 120 миллионов франков. Освобождение крестьян, промышленные реформы и другие меры устранили экономические барьеры и установили свободную конкуренцию. Прусские реформы в большей степени опирались на экономический либерализм Адама Смита (как утверждали Генрих Теодор фон Шен и Кристиан Якоб Краус ) в большей степени, чем южногерманские реформаторы. Прусские реформаторы не стремились активно поощрять прусскую промышленность, которая тогда была недостаточно развита, но пытались вылечить кризис в сельскохозяйственной экономике.

Государство и администрация

Главным приоритетом реформаторов было реорганизовать администрацию и государство. До 1806 года на самом деле существовало не одно прусское государство, а множество штатов и провинций, которые в основном удерживались вместе только одним лицом - самим королем. Не существовало единой администрации - вместо этого существовали две параллельные структуры: децентрализованная администрация (каждая отвечает за все портфели на одной данной территории) и централизованная администрация (ответственная за единый портфель по всей Пруссии). Эта двойная структура затрудняла любые согласованные действия. Правительство также не имело представления об экономическом положении Пруссии, и его правительственные министры не имели большого влияния перед королевским кабинетом, где у них было меньше власти, чем у частных политических советников короля.

Бюрократия и руководство

Начало эры Штейна ознаменовалось объединением прусского государства с отменой старой системы кабинетов. Государственное министерство (Staatsministerium) было введено 16 декабря 1808 года вместо высшей администрации, плохо определяемой как Генералдиректориум. Эта реформа была завершена в 1810 году. Теперь управление осуществлялось по принципу портфелей. В Государственный министериум входили пять основных министерств - министр внутренних дел, министр иностранных дел, министр финансов, министр юстиции и военный министр, все подчиненные только королю. Однако эти изменения не могли вступить в силу до тех пор, пока не была создана более эффективная государственная модель лидерства. Это было сделано путем замены прусского абсолютизма двойным господством короля и бюрократии, в котором министры играли важную роль, уменьшая влияние короля и означая, что теперь он мог править только через действия своих министров. В эпоху Штейна Государственный министр был организован коллегиально без премьер-министра - этот пост был учрежден при Харденберге, получившем в июне 1810 года титул Государственного канцлера или государственного канцлера вместе с контролем над отношениями министров с королем.

Роль главы государства также была существенно изменена. С 1808 г. Пруссия была разделена на округа. Различные правительства этих округов были созданы по принципу портфелей, как и национальные государственные министры. Каждому региону впервые был дан Oberpräsident, напрямую подчиненный национальным министрам и выполняющий роль стимулирования общественных дел. Их роль, которая доходила даже до установки санитарных кордонов в случае эпидемии, была аналогична роли французских префектов, то есть представлять региональные интересы перед центральным правительством. Пост был упразднен в 1810 году, но возрожден в 1815 году, чтобы играть важную роль в политической жизни. Именно в этом контексте правосудие и администрация были разделены раз и навсегда. Таким образом, при введении административных актов заинтересованные лица имели право на обжалование. Тем не менее, судебного контроля над администрацией не было. В целях уменьшения влияния на администрацию это было усилено различными административными актами. Созданная реформаторами организация послужила образцом для других немецких государств и крупных предприятий.

Национальное представительство

Фридрих Август фон дер Марвиц был одним из представителей аристократической оппозиции.

Параллельно со Государственным министериумом Штайн планировал создание Государственного совета или Тайного общества. Совет. Однако у него не было возможности создать правильно функционирующий совет к 1808 году, и именно Харденберг создал его в 1810 году. В тексте соответствующего закона говорилось:

Мы назначаем Государственный совет и своим указом отдаем приказы. и наши решения с одной стороны в этой верхней палате и с другой стороны в нашем кабинете.

Члены Государственного совета должны были быть действующими министрами или бывшими министрами, высокопоставленными государственными служащими, принцами королевского дома или цифры, назначенные королем. Была также сформирована комиссия, которая функционировала как своего рода парламент с основными законодательными правами. В качестве оплота бюрократии Государственный совет должен был предотвратить любое возвращение к абсолютизму или любые шаги по укреплению интересов Ancien Régime. Государственный совет также должен был отменить все законы, административные и конституционные процедуры.

Так же, как и самоуправление городов, Харденберг предвидел создание национального представительного органа. до корпоративных и представительских элементов. Первое собрание известных деятелей состоялось в 1811 году, а второе - в 1812 году. Корпоративная база состояла из 18 аристократических землевладельцев, 12 владельцев городской собственности и девяти представителей крестьян. Такой корпоративный состав был основан отчасти на традиционной концепции общества, а отчасти на практических и финансовых соображениях - чтобы иметь возможность выплатить военное возмещение Франции, прусское государство должно было массово прибегать к кредитным контрактам, выданным аристократами, и Чтобы получить кредит в зарубежных странах, разные государства должны были выступить в качестве поручителей.

После созыва временных ассамблей быстро стало ясно, что первоочередной задачей их депутатов были не интересы государства, а защита интересов своих классов. Дворянство рассматривало реформы как попытку уменьшить их привилегии и поэтому заблокировало их на собраниях, возглавляемых такими фигурами, как Фридрих Август фон дер Марвиц и Фридрих Людвиг Карл Финк фон Финкенштейн. Их сопротивление зашло настолько далеко, что кабинет даже прибег к заключению их в Шпандау. Историк Рейнхарт Козеллек утверждал, что создание корпоративного национального представительного органа предотвратило все последующие реформы. В конце периода реформирования округа и провинциальные представительные органы (такие как провинциальные земли) оставались основанными на корпоративных принципах. Пруссии не позволили сформировать истинно представительный национальный орган, что имело значительные последствия для внутреннего развития Пруссии и Германской Конфедерации. Таким образом, в то время как государства Рейнской Конфедерации, расположенные на юге Германии, стали конституционными государствами, Пруссия оставалась без парламента до 1848 года.

Реформа городов

Религиозная служба для первых прусских муниципальных советников в 1808 году. в Берлине

До реформ прусские города к востоку от реки Эльбы находились под прямым контролем государства, при этом любые сохранившиеся примеры самоуправления сохраняли свои названия и формы, но не имели своей власти. Городская реформа Штейна использовала эту прежнюю традицию самоуправления. Все права, присущие определенному городу, были отменены, и все города были подчинены одним и тем же структурам и правилам - это стало даже случаем для их судов и полиции. Самоуправление было в центре городских реформ 1808 года, когда города больше не подчинялись государству, а их гражданам была предоставлена ​​обязанность участвовать в политической жизни города. Это было самым ярким свидетельством отказа Штейна от централизованной бюрократии - самоуправление должно было пробуждать интерес своих граждан к общественным делам, чтобы принести пользу всему прусскому государству.

Städteordnung (Городское постановление) 1808 года определило гражданина (или, по крайней мере, гражданина в смысле жителя города) как «гражданина или члена городского сообщества, обладающего правом гражданство в городе ». Муниципальные советники были представителями города, а не сословия или сословия. Эти советники могли избираться всеми землевладельцами с налогооблагаемым доходом не менее 15 талеров. Основной задачей советника было участие в выборах муниципального совета или магистрата, возглавляемого мэром. Выборы мэра и членов совета должны были быть утверждены центральным правительством. Для выполнения административных функций были назначены разные чиновники. Совет управлял муниципальным бюджетом, а город также управлял своей собственной полицией.

Несмотря на некоторые демократические элементы, городские администрации сохранили крупные корпоративные элементы - группы были разделены в зависимости от их владений, и только граждане имели полные права. Только землевладельцы и владельцы промышленной собственности имели право на гражданство, хотя в принципе оно также было открыто для других людей, таких как Eximierten (буржуазные люди, в основном на государственной службе) или Schutzverwandten (представители низших классов без полных прав на гражданство). Затраты, связанные с октроем гражданина, многих отговорили. Только новая реформа 1831 года заменила собрания Бюргера (граждан) 1808 года собраниями жителей. До Vormärz самоуправление в городах находилось в руках ремесленников и состоявшихся бизнесменов. В городах и крупных поселках полноправные граждане и их семьи составляли около трети всего населения. Сопротивление дворянства помешало проведению этих реформ и в деревне. Эти реформы были шагом к современному гражданскому самоуправлению.

Таможенная и налоговая реформы

Налоговая реформа была центральной проблемой для реформаторов, особенно из-за военных компенсаций, введенных Наполеоном, и эти трудности отметили ранние реформы Харденберга. Ему удалось избежать государственного банкротства и инфляции за счет увеличения налогов или продажи земель. Эти серьезные финансовые проблемы привели к массовой финансовой реформе. Налоги были стандартизированы по всей Пруссии, главным образом путем замены множества мелких налогов основными налогами. Реформаторы также пытались ввести равное налогообложение для всех граждан, что привело их к конфликту с аристократическими привилегиями. 27 октября 1810 года король провозгласил в своем Finanzedikt:

Мы считаем, что нам необходимо попросить всех наших верных подданных платить повышенные налоги, в основном налоги на потребительские товары и предметы роскоши, хотя они будут упрощены и взиматься с меньшего количества. статьи, связанные с е повышение дополнительных налогов и акцизов, все как более высокие налоги. Эти налоги будут пропорционально взиматься всеми классами нации и будут снижены, как только отпадет досадная необходимость.

Акцизы были увеличены в следующем году по апелляциям.

В 1819 году акцизы (первоначально только городскими властями) был запрещен и заменен налогом на потребление пива, вина, джина и табака. В промышленной сфере некоторые налоги были заменены постепенно распространяющимся профессиональным налогом. Другими нововведениями были подоходный налог и налог на богатство, основанный на налоговой оценке, проведенной налогоплательщиком. В 1820 году произошли протесты против налога на классы, который определялся положением налогоплательщика в обществе. Этот налог на классы был промежуточной формой между подушным налогом и подоходным налогом. У городов была возможность сохранить налог на крупный рогатый скот и зерновые культуры. Результаты фискальной политики остаются противоречивыми. Налоги на дворянство не повлияли, как первоначально планировали реформаторы, настолько, что им не удалось ввести «foncier» налог, включая дворянство. В результате этих мер больше всего пострадали беднейшие слои населения.

Одним из предшественников Zollverein был Вильгельм Антон фон Клевиц, прусский министр финансов.

Это произошло только после конца наполеоновских времен. Войны и после территориальной реорганизации Европы на Венском конгрессе, что таможенные пошлины Пруссии были реформированы. На Конгрессе Пруссия вернула себе свои западные территории, что привело к экономическому соревнованию между промышленно развитой частью этих территорий, такими как Рейнская провинция, Провинция Вестфалия и территории Саксонии на одной с другой стороны - сельскохозяйственные территории к востоку от Эльбы. Таможенная политика тоже была очень разнородной. Таким образом, в 1817 г. существовало 57 таможенных пошлин на 3000 товаров, перемещавшихся с исторических западных территорий в центральную часть Пруссии, при этом налоги в центральной части страны еще не распространились на западные провинции, где раньше доминировали французы.

Это был один из факторов, сделавших реформу таможни жизненно важной. Эта реформа произошла 26 мая 1818 года, когда был достигнут компромисс между интересами крупных землевладельцев, практикующих свободный обмен, и интересами все еще слабой индустриальной экономики, требующих протекционистских таможенных пошлин. Поэтому они взяли только то, что теперь называется налогом на защиту внутренних рынков от иностранной конкуренции, и были отменены таможенные пошлины на перевозки. Таким образом, меркантильной политике, установленной Фридрихом II, пришел конец. Были сняты запреты на экспорт. Таможенные законы и пошлины, введенные реформаторами, со временем оказались настолько простыми и эффективными, что они служили моделью для налогообложения в других немецких государствах в течение примерно пятидесяти лет, и что их основные принципы оставались в силе при Германской империи. Прусская таможенная политика была одним из важных факторов в создании Deutscher Zollverein в 1830-х годах.

Общество и политика

Сельскохозяйственные реформы

В то время сельское хозяйство реформировалось по всей Европе, хотя и по-разному, и на разных этапах. Полезность существующих методов ведения сельского хозяйства была поставлена ​​под сомнение, и поэтому сельскохозяйственные структуры Ancien Régime и Священной Римской империи были упразднены. Крестьяне были освобождены и стали помещиками; и службы и барщины были упразднены. Частное землевладение также привело к распаду общинных земель, то есть к использованию лесов и лугов «совместно». Эти общинные земли в основном отдавались лордам в обмен на земли, приобретенные крестьянами. Некоторые луговые реформы проводились в некоторых частях Пруссии еще до 1806 года, например, освобождение крестьян на королевских землях в 18 веке, хотя это освобождение полностью вступило в силу только в 1807 году.

Поместное дворянство. успешно удалось противостоять подобным изменениям. Правительству пришлось столкнуться с аристократическим сопротивлением даже реформам до 1806 года, которые стали значительными. Gesindeordnung 1810 года, безусловно, был заметным прогрессом для слуг по сравнению с предложенным в Общих законах штата, но все же оставался консервативным и благоприятным для дворянства. Противодействие дворянству этому также привело к тому, что некоторые привилегии были спасены от отмены. Права полиции и судов более строго контролировались государством, но не были полностью отменены, как религиозное и научное патронат, право на охоту и финансовые привилегии. В отличие от реформ в Королевстве Бавария, от дворян не требовалось обосновывать свое звание. Реформаторы пошли на компромиссы, но дворянство не смогло заблокировать основные изменения, внесенные центральными пунктами реформ.

Указ от октября 1807 г.

Фронтиспис указа от октября 1807 г.

Освобождение крестьяне положили начало прусским реформам. Модернизация королевства началась с модернизации его базы, то есть крестьян и сельского хозяйства. В начале 19 века 80% населения Германии проживало в сельской местности. Указ от 9 октября 1807 года, одна из центральных реформ, освободил крестьян и был подписан только через пять дней после назначения Штайна по предложению фон Шена. Октябрьским указом начался процесс отмены крепостного права и его наследственности. Первыми крестьянами, которые были освобождены, были те, кто работал на владениях в Рейхсриттере, и самое позднее 11 ноября 1810 года все прусские крепостные были объявлены свободными:

День святого Мартина 1810 г. наши государства. После Дня святого Мартина 1810 года не будет ничего, кроме свободных людей, как это уже было в наших владениях в наших провинциях [...].

Однако, хотя крепостное право было отменено, барщины не были - Октябрьский указ ничего не сказал о барщинах. Октябрьский указ разрешил всем прусским гражданам приобретать собственность и выбирать свою профессию, включая дворян, которые до этого не могли выполнять работу, предназначенную для буржуазии:

Любой дворянин имеет право, без ущерба для своего состояния, заниматься буржуазная работа; и любой буржуа или крестьянин имеет право присоединиться к буржуазии в случае крестьянина или крестьянству в случае буржуазии.

Принцип «dérogeance » исчез.

Крестьянам было разрешено свободно передвигаться и селиться в городах, и им больше не нужно было покупать свою свободу или платить за нее домашними работами. Крестьянам больше не нужно было спрашивать у своего господина разрешения на брак - эта свобода в браке привела к росту рождаемости и численности населения в деревне. Освобождение крестьян, однако, было также их недостатком - барские владения были либерализованы, и крупным землевладельцам было разрешено покупать крестьянские фермы (последняя практика ранее была незаконной). Лорды больше не были обязаны обеспечивать жильем своих бывших крепостных, которые стали инвалидами или стали слишком старыми для работы. Все это привело к формированию экономического класса, состоящего из буржуазных и знатных предпринимателей, которые выступали против буржуазии.

Регламентный указ (1811 г.)

После того, как реформаторы освободили крестьян, они столкнулись с с другими проблемами, такими как отмена барщины и создание собственности. Согласно Общему государственному закону, эти проблемы могли быть решены только путем выплаты компенсаций финансистам. Необходимость законного проведения «революции сверху» замедлила реформы.

Постановление 1811 года разрешило проблему, сделав всех крестьян владельцами хозяйств, которые они обрабатывали. Вместо выкупа этих земель (что было невозможно с финансовой точки зрения) крестьяне были обязаны выплатить компенсацию своим бывшим лордам, передав от трети до половины обрабатываемых земель. Чтобы избежать разделения земель и оставления участков, которые были слишком малы для жизнеспособного ведения хозяйства, в 1816 году выкуп этих земель был ограничен крупными землевладельцами. Более мелкие остались исключенными из аллодиального названия. Другие обязанности, связанные с крепостным правом, например, обеспечение домашней прислуги и уплата разрешительных налогов при вступлении в брак, были отменены без компенсации. Что касается барщины и натуральных услуг, крестьянам приходилось выкупать у своих лордов 25% их стоимости.

Поместье Барановен

Практическая компенсация в Пруссии, без сомнения, была более выгодной по сравнению с реформами, проведенными в государствах Рейнской Конфедерации. Фактически они позволили ускорить процесс реформ. Тем не менее, площадь 12 000 феодальных поместий в Пруссии увеличилась и достигла 1,5 миллиона моргенов (около 38 000 гектаров), в основном состоящих из общинных земель, из которых только 14% вернулось крестьянам, а остальные достались лордам. Таким образом, многие мелкие крестьяне потеряли средства к существованию, и большинство из них могло только продать свои земли в долг своим лордам и стать сельскохозяйственными рабочими. Некоторые jachère земли были сделаны сельскохозяйственными, но их возделывание оставалось под вопросом из-за плохого качества почвы. Однако меры, принятые реформаторами, имели некоторый финансовый успех: площадь обрабатываемых земель Пруссии увеличилась с 7,3 до 12,46 млн га в 1848 году, а производство выросло на 40%.

На территориях к востоку от Эльбы, сельскохозяйственные реформы имели серьезные социальные последствия. В связи с ростом помещичьих поместий число дворянских семейств сильно увеличивалось вплоть до второй половины XIX века. Количество эксплуатируемых земель осталось прежним. Также был создан очень важный низший социальный класс. По регионам и действующим правам количество поденщиков и прислуги в сельском хозяйстве увеличилось в 2,5 раза. Число мелких землевладельцев, известных как Kätner по названию домов (Kotten), утроилось или даже увеличилось в четыре раза. Многие из них зависели от другой работы. Эрнст Рудольф Хубер, профессор публичного права, счел сельскохозяйственные реформы

одной из трагических ироний конституционной истории Германии. Через это было показано внутреннее противоречие буржуазного либерализма, который создал свободу личности и его собственности и в то же время - благодаря своему собственному закону о свободе собственности - развязал накопление власти в руках некоторых людей.

Реформа промышленности и ее результаты

Оружие гильдии портных - как и другие гильдии, она потеряла свое влияние из-за Gewerbefreiheit.

Реформаторы стремились освободить отдельные силы в промышленной сфере так же, как и в сельскохозяйственные, в их преданности теориям Адама Смита. Чтобы освободить эти силы, им пришлось избавиться от гильдий и экономической политики, основанной на меркантилизме. Поощрение свободной конкуренции также означало снятие всех ограничений конкуренции.

Именно в этом контексте в 1810–1811 гг. Была введена свобода промышленности (Gewerbefreiheit). Чтобы создать отрасль, нужно было получить лицензию, но даже в этом случае были исключения, такие как врачи, фармацевты и гостиницы. Гильдии потеряли свою монопольную роль и свои экономические привилегии. Они не были отменены, но членство в них теперь было добровольным, а не обязательным, как это было в прошлом. Государственный контроль над экономикой также исчез, уступив место свободному выбору профессии и свободной конкуренции. Реформа промышленности разблокировала экономику и дала ей новый импульс. Больше не существовало юридических различий в промышленной сфере между городом и деревней. Только горное дело оставалось исключением до 1860-х годов.

Первоначально планировавшаяся поощрять сельскую промышленность, свобода промышленности стала центральным условием экономического обновления Пруссии на промышленной основе. Как и в случае с дворянством, горожане поднялись, но безуспешно выступили против реформ. Их непосредственные результаты были противоречивыми - сначала конкуренция вне гильдий была слабой, но после периода адаптации количество ремесленников, не являющихся гильдиями, значительно выросло. Однако в сельской местности нагрузка ремесленников и других отраслей промышленности значительно возросла. Этот рост числа ремесленников не сопровождался аналогичным ростом остальной части населения. Увеличилось и количество мастеров, но мастера остались бедными из-за сильной конкуренции. В течение Vormärz портные, сапожники, плотники и ткачи были основными профессиями с чрезмерной подпиской. Рост числа низших классов в сельской местности обострил «социальный вопрос и стал одной из причин революции 1848 г..

еврейского освобождения

Указом об освобождении от 11 марта 1812 г. евреи получил те же права и обязанности, что и другие граждане:

Мы, Фридрих Вильгельм, король Пруссии по милости Божьей и т. Д. И т. Д., Приняв решение установить новую конституцию, соответствующую общественному благу. верующих евреев, живущих в нашем Королевстве, объявляют об отмене всех прежних законов и предписаний, не подтвержденных настоящим Указом.

Чтобы получить гражданские права, все евреи должны были заявить о себе полиции в течение шести месяцев после опубликования указа и выберите окончательное название. Этот эдикт явился результатом долгих размышлений с 1781 г., начатых Христианом Вильгельмом фон Домом, преследованием Давидом Фридлендером в диссертации Фридриху Вильгельму II в 1787 г. (Фридлендер одобрил эдикт 1812 г.). Влияние Гумбольдта позволило пересмотреть так называемый «еврейский вопрос ».

Статья 8 Эдикта позволяла евреям владеть землей и занимать муниципальные и университетские должности. Евреи могли свободно исповедовать свою религию, и их традиции были защищены. Тем не менее, в отличие от реформ в Вестфальском королевстве, эдикт об освобождении Пруссии имел некоторые ограничения - евреи не могли становиться армейскими офицерами, иметь какую-либо правительственную или юридическую роль, но могли по-прежнему требуется пройти военную службу.

Даже если некоторые традиционалисты выступили против Эдикта об освобождении, он оказался важным шагом на пути к эмансипации евреев в немецких государствах в 19 веке. Судебная ситуация в Пруссии была значительно лучше, чем в большей части южной и восточной Германии, что делало ее привлекательным местом для еврейской иммиграции.

Другие области

Образование

Новая организация

Вильгельм фон Гумбольдт хотел реформировать школьную и университетскую систему Пруссии.

Для реформаторов реформа прусской системы образования (Bildung) была ключевой реформой. Все остальные реформы основывались на создании нового типа гражданина, который должен был быть способным проявить свою ответственность, и реформаторы были убеждены, что нацию нужно обучать и заставлять расти. В отличие от государственных реформ, которые все еще содержали корпоративные элементы, Bildungsreform задумывалась вне всех классовых структур. Вильгельм фон Гумбольдт был главной фигурой, стоящей за реформой образования. С 1808 года он заведовал отделом религии и образования в министерстве внутренних дел. Как и Штейн, Гумбольдт пробыл на своем посту лишь короткое время, но смог осуществить основные элементы своих реформ.

Гумбольдт развил свои идеи в июле 1809 года в своем трактате Über die mit dem Königsberger Schulwesen vorzunehmende Reformen (О реформах, проводимых с учением в Кенигсберге). Вместо множества религиозных, частных, муниципальных и корпоративных учебных заведений он предложил создать школьную систему, разделенную на Volksschule (народные школы), гимназии и университеты. Гумбольдт определил характеристики каждой ступени образования. Элементарное обучение «действительно должно быть занято только языком, числами и мерами, и оставаться связанным с родным языком, учитывая, что природа безразлична в его конструкции». Что касается второго этапа, то есть обучения в школе, Гумбольдт писал: «Цель обучения в школе - проявить способности [ученика] и получить знания, без которых научное понимание и способности невозможны. Наконец, он заявил, что университет имел чтобы обучить студента исследованиям и позволить ему понять «единство науки». С 1812 года поступающий в университет должен был получить Abitur. Государство контролировало все школы, но даже в этом случае строго обязательное образование и контролируемые экзамены. Для поступления на государственную службу были установлены критерии успеваемости. Образование и успеваемость заменили социальное происхождение.

Новый гуманизм

Статуя Гумбольдта перед Университетом Гумбольдта в Берлине (1882 г.)

Вильгельм фон Гумбольдт поддержал новый гуманизм. В отличие от утилитарного учения Просвещения, которое стремилось передать полезные знания для практической жизни, Гумбольдт желал общего формирования человека. студенты должны были учиться древности и древних языков, чтобы развиваться интеллектуально. Они не только приобретут эти гуманистические знания, но и приобретут другие знания, необходимые для другой работы. Государство не стремилось любой ценой формировать граждан, чтобы служить ему, но оно не отказалось полностью от этой цели:

Каждый [студент], который не свидетельствует о том, что стал хорошим ремесленником, бизнесменом, солдатом, политиком, является все же человек и порядочный гражданин, честный, ясный по рангу, не считаясь с работой. Дайте ему необходимое обучение, и он очень легко обретет определенные способности для своей работы и всегда будет держаться за свободу, как это часто бывает в жизни, переходя от одного к другому.

В отличие от Гумбольдта, для которого этот человек был в центре образовательного процесса республиканец Иоганн Готлиб Фихте скорее склонялся к национальному образованию, чтобы просвещать весь народ и тем самым утверждать нацию перед лицом наполеоновского господства.

Платя профессоров и повышения их квалификации, качество преподавания в Volksschules было улучшено. Недавно основанная гимназия предлагала гуманистическое образование ученикам, готовым к поступлению в университет. Параллельно с этим были созданы Реальные школы для обучения мужчин ручному ремеслу. Некоторым школам для курсантов было разрешено остаться. Несмотря на более строгое государственное влияние и контроль, религиозные власти сохранили свою роль в проверке школ.

Университеты

Берлинский университет около 1850 года.

В мышлении Гумбольдта университет олицетворял собой венец интеллектуального образования, и важное место в нем занимало выражение идеала свободы между обучением и исследованиями. Немецкие университеты того времени были в основном посредственными. По мнению Гумбольдта, «государство не должно относиться к своим университетам ни как к гимназиям, ни как к специализированным школам, и не должно служить своей академии в качестве технического или научного представительства. Вместе они не должны [...] требовать от них ничего, что не приносит ему немедленной прибыли. и просто ".

Студенты, по его мнению, должны были научиться мыслить автономно и работать по-научному, принимая участие в исследованиях. Основание Берлинского университета послужило образцом. Он был открыт в 1810 году, и здесь преподавали великие люди той эпохи: Иоганн Готлиб Фихте, врач Кристоф Вильгельм Хуфеланд, историк Бартольд Георг Нибур и юрист Фридрих Карл фон Савиньи.

На практике результаты образовательной реформы отличались от того, чего ожидал Гумбольдт. Осуществив свой идеал филологического образования, он исключил низшие классы общества и соединил систему образования с реставрационными тенденциями. Большая стоимость образования сделала реформы в этой сфере неэффективными. Реформаторы надеялись, что люди поднимутся по социальной лестнице благодаря образованию, но это произошло не так хорошо, как они надеялись.

Военный

Статуя Шарнхорста в Берлине ( 1822) Комиссия по военной реорганизации в Кенигсберге в 1807 году. Двое мужчин на переднем плане - Гнейзенау и Шарнхорст, сидящий человек в штатском is Stein.

В отличие от реформ в государствах Рейнской Конфедерации, прусская политика с самого начала была направлена ​​против французского господства. Кроме того, прусские военные реформы были намного более глубокими, чем реформы в южногерманских государствах. Они были спровоцированы группой офицеров, сформировавшейся после поражений 1806 года, в частности Шарнхорст, Гнейзенау, Бойен, Грольман и Клаузевиц.

Начальник штаба с 1806 г. Шарнхорст возглавил военную комиссию по реорганизации, созданную Фридрихом Вильгельмом III в июле 1807 г. Для него каждый гражданин был прирожденным защитником государства. Его главной целью было изгнать французских оккупантов. В тесном контакте со Штайном Шарнхорст сумел убедить короля в том, что армия нуждается в реформе. Как и гражданская администрация, военная организация была упрощена за счет создания прусского военного министерства и армейского штаба 25 декабря 1808 года. Шарнхорст возглавил новое министерство, и его реформы были направлены на устранение препятствий между армией. и общества, и в том, чтобы заставить армию основываться на патриотизме граждан.

Военная служба

Мемориал Гнейзенау в Зоммерсдорфе-Зоммершенбурге (1835 г.)

Опыт 1806 года показал, что старая организация прусской армии больше не соответствовала мощи французской армии. По сравнению с французской оборонительной тактикой прусская тактика была слишком неподвижной. Его офицеры обращались со своими солдатами как с объектами и строго наказывали их - одно из самых суровых наказаний, Spießrutenlaufen, заключалось в том, что солдаты переходили между двумя шеренгами и были избиты ими. Вместо этого у французов была обязательная военная служба, и ее принятие прусской армией было центром военных реформ Пруссии.

Статуя Гнейзенау в Берлине (1855 г.)

Фридрих Вильгельм III сомневался в военных реформах, офицерский корпус и знать сопротивлялись им, и даже буржуазия оставалась настроенной скептически. Ключевым фактором стало начало германской кампании 1813 г.. 9 февраля 1813 года декрет заменил предыдущую систему призыва на обязательную службу по кантону (Kantonpflichtigkeit), и эта новая система должна была действовать на протяжении всей войны. Таким образом, он стремился восстановить гордость и позицию простого солдата в адаптации армейской дисциплины к гражданскому праву. Наказания и, в частности, «шлага» (избиение солдата) были отменены. Социальные различия должны были исчезнуть. Тильзитский мир сократил прусскую армию до 42000 человек, но Шарнхорст ввел в действие «систему Крюмпера», которая заключалась в обучении нескольких солдат поочередно, не превышая номера, разрешенные Договором. Также было обучено от 30 000 до 150 000 дополнительных мужчин - система подготовки менялась несколько раз, и поэтому трудно определить точные цифры. Обязательная военная служба была введена Фридрихом Вильгельмом III 27 мая 1814 года, а затем закреплена военным законом 3 сентября того же года:

Каждый мужчина в возрасте 20 лет обязан защищать отечество. Чтобы выполнить это общее обязательство, особенно в мирное время, таким образом, чтобы не нарушить прогресс науки и промышленности, необходимо применить следующее исключение с учетом условий службы и продолжительности службы.

Другое

Офицерский корпус также был реформирован, и большинство офицеров уволено. Привилегии дворянства были отменены, а карьера офицера открылась для буржуа. Аристократам это не понравилось, и они протестовали, как и Людвиг Йорк фон Вартенбург. На практике была введена система кооптации офицеров, которая в целом благоприятствовала дворянству, даже если оставалось некоторое (хотя и незначительное) влияние буржуазии. Начиная с полка егерей в походе, были созданы отряды егерей и охраны. Йорк фон Вартенбург с июня 1808 года занимался их обучением. В офицерском корпусе продвижение определяли сроки службы, а не количество лет службы. Прусская военная академия также обеспечивала лучшую подготовку офицеров, чем раньше - она ​​была распущена после поражения под Йеной и была вновь основана в 1810 году Шарнхорстом.

Начиная с 1813–1814 годов с линейной пехотой, мы также видим Ландвер, который служил резервными войсками для защиты самой Пруссии. Он был независимым по организации и имел собственные подразделения и своих офицеров. В Kreise (округах) комиссии организовали войска, в которых буржуа могли стать офицерами. Идея реформаторов об объединении народа и армии, похоже, удалась. Отряды добровольческих егерей (freiwillige Jägerdetachements) также были сформированы в качестве подкреплений.

Главные лидеры
Теодор фон Шён

Реформы иногда называют в честь их лидеров Штейна и Харденберга, но они также были плодом сотрудничество между экспертами, каждый со своей специальностью. Одним из этих экспертов был Генрих Теодор фон Шен - родился в 1773 году, он изучал право в Кенигсбергском университете, чтобы сделать карьеру в области политических наук. В 1793 году он поступил на прусскую службу. Девять лет спустя он стал финансовым советником Generaldirektorium. Когда прусское правительство после поражения под Йеной бежало в Кенигсберг, он последовал туда за Штейном. Именно там он проявил свои знания по крепостному праву, и именно его трактат помог Штейну написать октябрьский указ. В отличие от Штейна, Шен поддерживал большую либерализацию землевладения - для него экономическая рентабельность должна была быть на первом месте, даже если это было в ущерб крестьянам. С 1816 года Шен стал оберпресидентом, занимал этот пост около 40 лет и посвятил себя экономической и социальной жизни провинции, которой он управлял.

Статуи Беута и Гумбольдта на Бургграфенштрассе в Тиргартен, Берлин (1878)

Шен также принимал участие в редактировании Rigaer Denkschrift. В 1806 году он путешествовал с группой государственных служащих, которые собрались вокруг только что уволенного Харденберга - в эту группу входили также Карл фон Штайн цум Альтенштейн, Фридрих Август фон Штегеманн и Бартольд Георг Нибур. Нибур изучал право, философию и историю в Кильском университете в период с 1794 по 1796 год. В 1804 году он стал главой датского национального банка. Его репутация финансового эксперта быстро распространилась по Пруссии. 19 июня 1806 года Нибур и его семья уехали в Ригу с другими государственными служащими, чтобы работать с Харденбергом, когда он был уволен. 11 декабря 1809 года он был назначен финансовым советником и начальником отдела государственного долга. В 1810 году он отредактировал записку для короля, в которой выразил серьезные сомнения в возможности реализации финансового плана, разработанного Харденбергом. Его тон был настолько силен, что король отрекся от него, и Нибур ушел из политики.

Трое других государственных служащих, присутствующих в Риге - Карл фон Штайн цум Альтенштейн, Вильгельм Антон фон Клевиц и Фридрих Август фон Штегеманн - также сыграли важную роль в реформах. Альтенштейн стал старшим финансовым советником в Generaldirektorium. Когда Штайн был уволен в 1807 году, Альтенштейн и министр финансов Фридрих Фердинанд Александр цу Дона-Шлобиттен провели государственную реформу, задуманную Штейном. В 1810 году Клевиц и Теодор фон Шен отредактировали Verordnung über die veränderte Staatsverfassungaller obersten Staatsbehörden (Указ о новой конституции всех высших государственных портфелей). В реформах принимали участие и другие сотрудники, такие как Иоганн Готфрид Фрей (начальник полиции в Кенигсберге и настоящий автор Städteordnung), Фридрих Леопольд Reichsfreiherr von Schrötter (который сотрудничал со Штайном в Städteordnung), Христианин Петер Вильгельм Бейт (на прусской службе с 1801 г., сотрудничавший с Харденбергом по вопросам налогового и промышленного законодательства) и Кристиан Фридрих Шарнвебер (имевший некоторое влияние на Харденберга).

Возрождение Пруссии
An Mein Volk - обращение прусского короля к своему народу 17 марта 1813 г.

Начиная с 1806 г. в Германии и немецкоязычных странах происходили отдельные восстания. 26 августа 1806 года книготорговец Иоганн Филипп Пальм был расстрелян за публикацию антинаполеоновской брошюры, вызвав резкий протест общественности. В 1809 г. Андреас Хофер поднял восстание в Тироле, но постигла та же участь, что и Палм. Мало-помалу развивалось антинаполеоновское чувство, немцы чувствовали, что их дух подавлен французской оккупацией, а Пруссия все еще платила французам огромную контрибуцию. Когда Наполеоновское вторжение в Россию в 1812 г. встретилось с катастрофой, это зажгло проблеск надежды в Германии и, прежде всего, в Пруссии. 30 декабря 1812 года Йорк фон Вартенбург подписал Тауроггенскую конвенцию, по которой Пруссия фактически обратилась против Наполеона и аннулировала Тильзитский мирный договор.

13 марта 1813 года Фридрих Вильгельм III произнес речь «An Mein Volk », обращаясь с призывом:

Моему народу!... Бранденбургцы, пруссаки, силезцы, поморцы, литовцы! Вы знаете, что вы претерпели почти семь лет, вы знаете, какой будет ваша печальная судьба, если мы с честью не закончим начатую нами борьбу. Вспомните былые времена Великого Курфюрста, великого Фридриха [II]. Запомните то хорошее, что наши предки добились под его началом: свободу совести, честь, независимость, торговлю, промышленность и науку. Держите в уме великий пример наших могущественных союзников России, держите в уме испанцев, португальцев и даже меньших людей, которые объявили войну могущественным врагам, чтобы одержать те же самые хорошие дела и одержали победу [...] жертвы требуются от всех классов, поскольку наше начало велико, а количество и ресурсы наших врагов велики [...] Но какие бы жертвы ни требовали от человека, они бледнеют по сравнению со святыми благами, ради которых мы их приносим, ​​для вещи, за которые мы сражаемся и должны побеждать, если мы не хотим перестать быть пруссаками и немцами.

Следующим 27 марта Пруссия объявила войну Франции, а следующие 16-19 октября стали началом конца наполеоновской власти с битва при Лейпциге. 1 октября 1815 года открылся Венский конгресс, на котором Харбенберг представлял победоносное королевство Пруссия.

Историография

Ранний анализ

Генрих фон Трейчке долгое время оказывал влияние на позитивное восприятие прусских реформ с 19 по 20 века.

В историографии конца 19 века, Генрих фон Трейчке и другие считали прусские реформы и «революцию сверху» первым шагом в основании Германской империи на основе решения «маленькой Германии». Для Фридриха Майнеке реформы создали условия, необходимые для будущего развития Пруссии и Германии. Долгое время под влиянием Леопольда фон Ранке эпоха реформ представлялась прежде всего как рассказ о деяниях и судьбах «великих людей», о чем свидетельствует большое количество биографий. написано о реформаторах - Ганс Дельбрюк писал о Гнейзенау, а Майнеке о Бойене, например.

Действительно, именно военные реформы первыми заинтересовали исследователей. Только с биографией Макса Леманна была проанализирована жизнь и действия Штейна. В отличие от Штейна, биографы мало обращали внимания на Харденберга. Несмотря на значительные различия между Штайном и Харденбергом, историография увидела фундаментальную преемственность между их подходами, которая сделала их единой единой политикой.

Некоторые авторы, такие как Отто Хинтце, подчеркивали роль реформ. такие программы, как Общие государственные законы 1794 года. Одна такая преемственность подтвердила теорию о том, что реформаторы уже составляли отдельную группу до того, как реформы произошли. Томас Нипперди возобновил дебаты, написав, что планы реформ существовали до катастрофы 1806 года, но у тех, кто их стоял, не хватало энергии, чтобы претворить их в жизнь, а также им не хватало внутренней сплоченности. Что касается сельскохозяйственных реформ, то работы Георга Фридриха Кнаппа вызвали споры в конце XIX века - он критиковал политику реформ, заявляя, что она отвечает интересам аристократов, а не крестьян. Он считал, что либеральные интересы Адама Смита ответственны за развитие определенных проблем. Позже исследования привели к глобальной критике, которую невозможно было поддерживать. В конце концов, крестьянская собственность развивалась, даже если приобретенные ими земли чаще всего оказывались бедными.

Нюансы в критике

Только в 1848 году обсуждался план конституции в Синг-Академии.

Сегодня успех промышленных реформ также подвергается критике более подробно. Считается, что они не были непосредственной причиной страданий ремесленников, а рассматривались как уменьшение влияния законодательства на их развитие. Историк Барбара Фогель попыталась обратиться к общей концепции сельскохозяйственных и промышленных подходов и охарактеризовать их как «бюрократическую стратегию модернизации». Если принять во внимание промышленное развитие, политика реформ определенно будет сосредоточена на поощрении сельской промышленности на исторических прусских территориях, что позволило начать промышленную революцию в Пруссии.

Рейнхарт Козеллек попытался дать общую интерпретацию политики реформ с учетом революции 1848 года в своей работе Preußen zwischen Reform und Revolution (Пруссия между реформой и революцией). Он выделил три разных процесса. Общие государственные законы на момент публикации представляли собой реакцию на социальные проблемы, но оставались привязанными к корпоративным элементам. Козеллек видел рождение административного государства в эпоху реформ и во время усиления администрации между 1815 и 1825 годами, как ожидание более поздней конституции. Однако, по его мнению, в последующие десятилетия политическое и общественное движение было подавлено бюрократией. После окончания периода реформ Козеллек подчеркнул, что существует разрыв в равновесии между высокопоставленными государственными служащими и буржуа из «Bildungsbürgertum», которые не могут стать государственными служащими. По его словам, бюрократия представляла общие интересы против интересов отдельных лиц, и никакой национальный представительный орган не был создан из-за страха остановки реформаторского движения.

Статуя Прусского Фридриха Вильгельма III в Риме. Кельн, возведенный в г. Слава Пруссии - вокруг ее основания статуи великих прусских реформаторов, таких как Штейн, Харденберг, Шен и Гумбольдт памятник Кельн (1878)

Историк Ганс Розенберг, а затем представители школы Билефельда поддержали теорию о том, что конец процесса, который привел бы к конституции в Пруссии, был одной из причин конца ее демократизации и Зондервег. Ханс-Юрген Пухле, профессор Франкфуртского университета, даже считал, что прусский режим «в долгосрочной перспективе запрограммирован на собственное уничтожение». Другие писатели, более ориентированные на историзм, такие как Томас Нипперди, подчеркивали расхождение между намерениями реформаторов и неожиданными последующими результатами реформ.

Несколько десятилетий назад прусские реформы 1807–1819 гг. Утратили свое центральное место в историческом исследовании Германии XIX века. Одним из факторов, способствующих этому упадку, является то, что некоторые историки считали реформы в государствах Рейнской Конфедерации сходными. Другая причина заключается в том, что прусские регионы, динамично развивающиеся в промышленности и обществе, прямо или косвенно принадлежали к сфере французского влияния до конца наполеоновской эпохи.

Мемориалы реформаторам

Статуи

Было установлено несколько статуй реформаторов, особенно Штейна. В 1870 г. в Берлине была установлена ​​статуя Штейна работы Германа Шивельбейна. Вокруг его основания можно прочитать «Министру барону фон Штайну. Признание отечества». Рядом с ним в 1907 году была поставлена ​​статуя Харденберга работы Мартина Гетце. Сейчас статуя Штейна стоит перед прусским ландтагом в Берлине.

Кельнский мемориал

Один из самых важных памятников реформаторам - это памятник в Хоймаркте в Кельне, состоящий из конной статуи Фридриха Вильгельма III работы Густава Блазера. на базе, окруженной статуями выдающихся деятелей той эпохи, в том числе нескольких прусских реформаторов: Штайна, Харденберга, Гнейзенау, Шарнхорста, Гумбольдта, Шена, Нибура и Беута. Процесс проектирования памятника был начат в 1857 году, и он был открыт 26 сентября 1878 года с медалью, посвященной этому случаю, с изображением Вильгельма I Германии и его женой на лицевой стороне и памятника, а также фразу «Королю Фридрих Вильгельм III, Рейнские государства признают его "на обороте". Памятник напоминал берлинскую конную статую Фридриха Великого, спроектированную Кристианом Даниэлем Раухом, мастером Блейзера.

Другое

Штайн изображен на памятных марках в 1957 и 2007 годах и Гумбольдта в 1952 году, в то время как несколько улиц теперь названы в честь реформаторов, особенно в Берлине, где есть Гумбольдтштрассе, Харденбергштрассе и Freiherr-vom-Stein-Straße, Niebuhrstraße, Gneisenaustraße и Scharnhorststraße.

Дополнительная литература

История Пруссии

  • (на французском языке) Жан Поль Блед, Histoire de la Prusse (История Пруссии), Fayard, 2007 ISBN 2-213-62678-2
  • (на немецком языке) Отто Бюш / Вольфганг Нойгебауэр (Bearb. U. Hg.): Moderne Preußische Geschichte 1648–1947. Eine Anthologie, 3 тома, Walter de Gruyter, Berlin, New York, 1981 ISBN 3-11-008324-8
  • (на немецком языке) Wolfgang Neugebauer, Die Geschichte Preußens. Von den Anfängen bis 1947, Piper, Munich, 2006 ISBN 3-492-24355-X
  • (на немецком языке) Thomas Nipperdey, Deutsche Geschichte 1800–1866. Bürgerwelt und starker Staat, Мюнхен, 1998 ISBN 3-406-44038-X
  • (на немецком языке) Эберхард Штрауб, Eine kleine Geschichte Preußens, Siedler, Berlin, 2001, ISBN 3-88680-723-1

Реформы

  • Кристофер Кларк, Железное королевство - подъем и падение Пруссии, 1600–1947, Лондон, 2006, главы с 9 по 12, стр. 284–435.
  • Мэрион В. Грей, Пруссия в переходный период. Общество и политика при Министерстве реформ Штайна 1808 г., Филадельфия, 1986
  • (на французском) Рене Бувье, Le redressement de la Prusse après Iéna, Сорло, 1941
  • (на французском) Годфруа Кавеньяк, La Formation de la Prusse contemporaine (1806–1813). 1. Les Origines - Le Ministère de Stein, 1806–1808, Париж, 1891
  • (на немецком языке) Гордон А. Крейг, Das Scheitern der Reform: Stein und Marwitz. В: Das Ende Preußens. Acht Porträts. 2. Auflage. Beck, München 2001, стр. 13–38 ISBN 3-406-45964-1
  • (на немецком языке) Вальтер Хубач, Die Stein-Hardenbergschen Reformen. Дармштадт: Wissenschaftliche Buchgesellschaft, 1989 ISBN 3-534-05357-5
  • (на немецком языке) Paul Nolte, Staatsbildung und Gesellschaftsreform. Politische Reformen in Preußen und den süddeutschen Staaten 1800–1820, Франкфурт / Нью-Йорк, Campus-Verlag, 1990 ISBN 3-593-34292-8
  • (на французском) Морис Poizat, Les Réformes de Stein et de Hardenberg et la Féodalité en Prusse au beginner du XIX siecle, thèse pour le doctorat, Faculté de Droit, Париж, 1901
  • (на немецком языке) Барбара Фогель, Preußische Reformen 1807–1820, Königstein, 1980

Аспекты реформ

  • (на немецком языке) Кристоф Диппер, Die Bauernbefreiung in Deutschland 1790–1850, Штутгарт, 1980
  • (на немецком языке) Георг Фридрих Кнапп, Die Bauernbefreiung und der Ursprung der Landarbeiter in den älteren Teilen Preußens T. 1: Überblick der Entwicklung, Leipzig, 1887
  • (на немецком языке) Клеменс Менце, Die Bildungsreform Wilhelm von Humboldts, Hannover, 1975
  • (на немецком языке)) Вильгельм Рибхегге, Preussen im Westen. Kampf um den Parlamentarismus в Рейнланде и Вестфалии. Мюнстер, 2008
  • (на немецком языке) Ханс-Ульрих Велер, Deutsche Gesellschaftsgeschichte. Erster Band: Vom Feudalismus des alten Reiches bis zur defensiven Modernisierung der Reformära. 1700–1815 гг. Мюнхен: C.H. Beck, 1987 ISBN 3-406-32261-1
  • (на немецком языке) Теодор Винклер / Ганс Ротфельс, Иоганн Готфрид Фрей и унд die Enstehung der preussischen Selbstverwaltung, Kohlhammer Verlag, 1957
Примечания
Ссылки

Библиография

Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-06-02 09:08:54
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте