Предыстория Сибири

редактировать
Посмертная маска из могилы таштыкской культуры (IV вв. Н.э., Минусинск Пустота )

Предыстория Сибири отмечена территориями археологических различных культур. В энеолите культуры и Южной Сибири были скотоводами., в то время как в восточной тайге и тундре господствовали охотники-собиратели до позднего средневековья и даже позже. Существенные изменения в обществе, экономике и искусстве на развитие кочевничества в среднеазиатских степях в первом тысячелетии до нашей эры.

Содержание
  • 1 История исследований
  • 2 Топография
  • 3 Исторический обзор
    • 3.1 Палеолит
    • 3.2 Неолит ( примерно до 2400 г. до н.э.)
    • 3.3 Бронзовый век (примерно 2400–800 гг. До н.э.)
    • 3.4 Железный век (примерно 800 г. до н.э. - 500 г. до н.э. н.э.)
    • 3.5 Последующий период
  • 4 Народы и я зыки
  • 5 Культуры
    • 5.1 Сибирь до C гальколит
    • 5.2 Охотники-собиратели в Якутии и Прибайкалье
    • 5.3 Оседлые общества Сибири и Прибайкалья
      • 5.3.1 Керамика
      • 5.3.2 Искусство и мелкие находки
      • 5.3.3 Архитектура
      • 5.3.4 Общество
      • 5.3.5 Экономика
      • 5.3.6 Религия и погребальные обряды
    • 5.4 Степные жители железного века Центральной и Восточной Азии
      • 5.4. 1 Искусство
      • 5.4. 2 Общество
      • 5.4.3 Экономика
      • 5.4.4 Религия и погребальные обряды
  • 6 Ссылки
  • 7 Литература
  • 8 Внешние ссылки
История исследований

Научные исследования Археологические раскопки региона между Уралом и Тихим океаном начались во времена правления Петра Великого (1682-1725), который приказал собрать скифы золотые клады и тем самым спасли содержимое нескольких ограбленных могил. Во время его правления несколько экспедиций занимались научными, антропологическими и лингвистическими исследованиями Сибири, в том числе экспедиции датчанина Витуса Беринга (1733-1743). Также ученые проявили интерес к археологии и провели первые археологические раскопки сибирских курганов. После временного снижения интереса в первой половине девятнадцатого века археологические исследования в Сибири достигли новых высот в конце девятнадцатого века. Особенно интенсивными были раскопки в Южной Сибири и Средней Азии. Результаты Октябрьской революции 1917 г. Часто ограниченные условия для других археологических исследований, но приводят к еще более крупным проектам, особенно спасательным раскопкам в результате гигантских строительных проектов. В конце концов, даже отдаленные районы Советского Союза, такие как Саха и Чукотка, были исследованы археологически. После Второй мировой войны эти разработки продолжились. После распада Советского Союза в 1991 году стало гораздо более интенсивное сотрудничество с Западом.

Топография
Топография России

Сибирь отличается большим разнообразием климата, растительности и ландшафта. На западе Сибирь граничит с Уральскими горами. Отсюда Западно-Сибирская низменность простирается на восток, вплоть до реки Енисей. Далее находятся центрально-сибирское нагорье, ограниченное с востока бассейном реки Лена , далее - северо-восток Сибирского нагорья. Сибирь граничит с югом с неровной цепью гор, а с юго-запада с холмами на границе с Казахстаном. Климат в Сибири очень изменчив. Якутия, к северо-востоку от Лены, является одним из самых холодных мест на Земле, но каждый год температура может колебаться более чем на 50 ° C, от минус 50 ° C зимой до более чем +20 ° C. летом. Количество осадков очень мало. То же самое и с юго-западом, где степи, пустыни и полупустыни граничат друг с другом.

Земледелие возможно только в Сибири без искусственного орошения сегодня между 50 ° и 60 ° северной широты. Климатическая ситуация определяет разные биомы региона. На северном участке тундра с минимальной растительностью. Большая часть Сибири, не считая горных явлений, - это тайга, северные хвойные леса. На юго-западе это покрытая лесом степь, а еще южнее она переходит в травяные степи и среднеазиатские пустыни. До начала голоцена около 12000 лет назад ситуация была иной. Во время вейхзелевского оледенения (от 115 000 лет назад до 15 000 лет назад) тундра простиралась намного дальше на юг, и ледяной покров покрыл Урал и поверхность к востоку от нижнего Енисея.

Исторический обзор

Палеолит

Южные сибиряки раннего палеолита, по-видимому, связаны с палеолитическими европейцами и палеолитическими людьми Японии. Различные отмечают сходство между дземоном и палеолитом и бронзовым веком сибиряками. Генетический анализ генов HLA I и HLA II, а также частоты генов HLA-A, -B и -DRB1 связывает айнов и некоторых известных народов Америки, особенно населения северо-западного побережья Тихого океана, например тлинкитов, до палеолита южных сибиряков.

неолит (до 2400 г. до н.э.)

Находки из Нижний палеолит, по-видимому, засвидетельствован между Восточным Казахстаном и Алтаем. Обнаруженное в 1938 г. захоронение неандертальца ребенка показывает сходство с мустьерским из Ирака и Ирана. В верхнем палеолите, напротив, большая часть останков находится на Урале, где, среди прочего, найдены наскальные изображения мамонтов, на верховьях Енисея, западнее из озера Байкал и около 25000 на берегу моря Лаптевых, к северу от полярного круга. Остатки хижин найдены в поселении Мальта близ Иркутска. Скульптуры животных и женщин (статуэтки Венеры ) напоминают европейский верхний палеолит. Сибирский палеолит продолжается до европейского мезолита. В послеледниковый период развивалась тайга. Микролиты, встречающиеся в других местах, не обнаружены.

В Северной Азии неолит (ок. 5500–3400 гг. До н.э.) - это в основном хронологический термин, поскольку нет никаких свидетельств сельского хозяйства или даже скотоводства в Сибири во время время центральноевропейского неолита. Однако неолитические культуры Северной Азии отличаются от предшествующих мезолитических культурных и гораздо более заметными в результате внедрения керамики.

Юго-Западная Сибирь неолитического культурного уровня во время энеолита, который начался здесь в конце четвертого тысячелетия. до нашей эры, что примерно одинаково с введением обработки меди. В северных и восточных регионах никаких заметных изменений нет.

Бронзовый век (ок. 2400–800 до н.э.)

Во второй половине третьего тысячелетия до нашей эры бронзовое дело распространилось в культуре границы Сибири. Энеолитические группы в предгорьях Восточного Урала сформировали так называемую андроновскую культуру, которая принимает различные локальные формы. Поселения Аркаим, Ольгино и Синташта особенно примечательны как самые ранние свидетельства урбанизации в Сибири. В долинах Оби и Иртыша продолжаются те же керамические культуры, засвидетельствованные там во время неолита; изменения в Байкальском регионе и Якутии были очень незначительными.

Степень распространения андроновской культуры (красный цвет) в период среднего бронзового века

В середине бронзового века (ок. 1800–1500 гг. До н.э.) андроновская культура пещеры Сибири заметно расширилась на восток и даже дошли до Енисейской долины. Во всех локальных формах андроновского культа однородная керамика, которая также распространилась на культуре Оби. Однако здесь сохранились и уникальные керамические традиции эпохи неолита.

С начала позднего бронзового века (ок. 1500–800 до н. Э.) На юге Сибири произошли важные культурные события. Андроновская растворилась; его южные последователи создали новую керамику с элементами орнамента. В то же время южные культуры такжеали новые формы обработки бронзы, вероятно, в результате воздействия с юго-востока. Эти изменения были особенно значительными в Байкальском регионе. Там материальная культура энеолита, существовавшая до этого времени, была заменена скотоводческой культурой, работающей с бронзой. Там и в Якутии бронза тогда использовалась в качестве материала только впервые.

ымяхтахская культура (около 2200–1300 гг. До н.э.) была поздненеолитической культурой Сибири с очень большим археологическим горизонтом. Его истоки, по-видимому, лежат в бассейне реки Лены в Якутии, а также вдоль реки Енисей. Оттуда он распространился как на восток, так и на запад.

Железный век (ок. 800 г. до н.э. - 500 г. н.э.)

Культурная преемственность на Оби продолжалась в первом тысячелетии до н.э. железный век начался в Сибири; местный керамический стиль сохраняется и в этот период. Гораздо больший прорыв произошел в степях Центральной Азии: оседлое, преимущественно скотоводческое общество позднего бронзового века, сменилось подвижными конными кочевниками, которые продолжали доминировать в этом регионе до наших дней. Мобильность, которую позволила новая культурная форма, вызвала мощную динамику, поскольку отныне народы Центральной Азии перемещались по степи в больших количествах. Соседние оседлые культуры не остались незамеченными. Древнему Китаю угрожали хунну и древним современным современным Ирана противостояли массагеты и саки, и Римская империя в конце столкновения с гуннами. Социальные изменения четко обозначены в археологических находках. Поселения больше не появляются, представители элиты хоронят в богато обставленных курганах, развиваются совершенно новые виды искусства.

В более влажных степях на севере оседлая скотоводческая культура позднего бронзового века развивалась под25 материальной культуры кочевников. Прото-городские поселения, такие как Цитша, образуют позднюю ирменскую культуру в регистрации Сибири и поселения на севере хуннской культурной территории.

Последующий период

Во многих местах к более поздним периодам остается проблемным переходом из-за отсутствия археологических свидетельств. Тем не менее возможны некоторые обобщения. В степях Средней Азии тюркские группы стали обнаруживаться где-то в V веке; в последующие столетия они расширились на север и запад, пока в конце не взяли под свой контроль всю южную Сибирь. Район севернее, где проживали носители уральского и палеосибирского языков, до сих пор малоизвестен. Следующим явным прорывом в истории Сибири является экспансией России на восток, начавшаяся в 16 веке и завершившаяся только в 19 веке. Этот процесс знаменует начало современности в Сибири

Народы и языки

Надежные исторические свидетельства об этом районе появляются в начале первого тысячелетия до нашей эры, с источниками из Ближнего Восток. Греческие и китайские источники также доступны несколько позже. Таким образом, высказывания о народе и языках региона возможны только с железного века. Для более ранних времен и северной части Сибири доступны только археологические свидетельства. Некоторые теории, такие как гипотеза Кургана из Марии Гимбутас, пытаются связать гипотетические языковые семьи с археологическими культурами, но это очень неопределенная процедура.

Уверенные утверждение возможны только с первого тысячелетия до нашей эры, когда соседние грамотные культуры соприкоснулись с людьми степи. В степях к северу от Черного моря и к востоку от Каспийского моря греческие, ассирийские и персидские говорят о конных кочевниках, которые могут быть идентифицированы как носители иранских языков.. Первые сообщения из древнего Китая о кочевниках к северу от Китая к же периоду. Наряду с различными неопознанными группами из текстов Шан и династии Чжоу, сюнну являются заслуживает упоминания. Основываясь на личных именах и титулах, переданными китайскими источниками, различные ученые идентифицировали язык хунну как ранний тюркский язык, протомонгольский язык или Енисейский язык. В начале раннего средневековья иранские народы исчезли, и на их месте тюркские народы распространились по региону между восточной окраиной Европы и северо-востоком Сибири. Предполагается, что в районах к северу от азиатских степей были заселены носители уральских и палео-сибирских языков; в средние века здесь появляются тюркские народы, но их доисторические масштабы не ясны.

Культуры

Сибирь до энеолита

Самые ранние известные археологические находки из Сибири к нижнему палеолиту. В различных местах размещения Сибири, Прибайкалья и Якутии были обнаружены хранилища времен раннего неолита, которые часто использовались веками. Некоторые из них, слегка висящие на земле. Инструменты и оружие в основном делались из кремня, сланца и кости, с небольшими различиями между ними, несмотря на их огромный хронологический и географический охват. В некоторых поселениях были обнаружены ранние произведения искусства, состоящие из скульптур и резных фигур людей, животных и абстрактных фигур. Жители Сибири времен палеолита и мезолита были охотниками-собирателями, добытыми которыми были мамонты и северные олени, а иногда и рыба. В 6-м тысячелетии до нашей эры гончарство распространилось по всей Сибири, что науке считается начало сибирского неолита. В отличие от Европы и Ближнего Востока, это событие не ознаменовало серьезных изменений в образе жизни, или культуре.

Охотники-собиратели в Якутии и Прибайкалье

Оленеводы в Якутии (историческое фото около 1900 г.)

Доисторические жители обширных территорий тайги и тундры к востоку от Енисея и севернее Байкал во многом отличается от доисторических культурных других частей Северной Азии. Есть более веские доказательства, чем обычно, в непрерывности поселений здесь от мезолита до второй половины первого тысячелетия нашей эры, когда произошел еще не совсем четкий переход к средневековью. Несмотря на огромную географическую протяженность местности, заметны лишь незначительные местные различия, указывающие на очень мобильных жителей. Самой ранней культурой изготовления керамики в Якутии была сялахская культура, которую радиоуглеродным датированием датировали 5 тысячелетием до нашей эры. Они известны по типу керамики, украшенной сетчатыми узорами и полосами от проколов. В их останках есть оружие и инструменты, сделанные из кремня и кости. Известен ряд поселений, некоторые из которых уже использовались в мезолите, в которых ограничены очагами и ямами, а остатки построек полностью отсутствуют. Таким образом, люди, ответственные за культуру сялахов, были кочевниками, которые выжили благодаря охоте и рыбной ловле и заселили источники места на сезонной основе.

Эта культура постепенно переходит в белкачскую культуру (названную в честь поселения Белкачи в Якутии) без явного разрыва. Их керамика украшена шнурами, полосами, зигзагообразными линиями и т. Их мертвых хоронили на спине в земляных могилах. В остальном серьезных серьезных отличий от предыдущей культуры не видно.

ымяхтахская культура (2200–1300 гг. До н.э.) отмечена новым видом «вафельной керамики», верхняя сторона которой украшена текстильными оттисками и приобретает вафельный вид. как результат. К концу II тысячелетия до нашей эры бронзовое дело дошло до Якутии. В поселениях Ымыяхтаха уже есть бронзовые артефакты.

[de ] последовал за ним. В первом тысячелетии до нашей эры на полуострове Таймыр сложилась самостоятельная культура, которая в основных чертах разделяла с усть-мильской культурой. Железный век начался в Якутии примерно в наше время до нашей эры, но за исключением исключения железного оружия и инструментов, он не ознаменовал серьезных изменений в материальной культуре.

Культурное развитие в неолите и энеолите Байкальского региона, где обстановка была аналогична той, что была в Якутии до появления эпохи поздней бронзы Плиточно-могильная культура. Здесь также было несколько многослойных хранилищ, восходящих к периоду мезолита, с очагами, ямами для хранения и ямами для хранения, но без остатков построек. Гончарное дело было похоже на якутское и более или менее параллельный ход развития. Могилы чаще всего лежат на спине, но часто могилы покрывали каменными плитами. Исключением является район реки Онон, где встречаются скорчившиеся могилы. Могильный инвентарь и костяные находки указывают на то, что жители жили охотой на медведей, рыбой, лосем и животными, а также некоторыми рыбами. На охоты для их культуры указывают изображения на костях и скалах. Их основные сюжеты - люди, охотящиеся на животных. В отличие от Якутии, скотоводство было принято в Прибайкалье еще до средневековья; самые ранние свидетельства относятся к эпохе энеолита глазковской культуры.

оседлых обществ Западной Сибири и Прибайкалья

От неолита или начала энеолита развивались оседлые группы, в которых скотоводство играло важную экономическую роль. в Юго-Западной Сибири. Переход к новой экономической системе и к оседлому образу жизни прошел очень гладко. Впоследствии он распространился на Байкальский регион, где, возможно, сыграло роль влияние северного Китая.

Керамика

Сосуд игрековской культуры раннего бронзового века (Западная Сибирь, ок. 2000 г. до н.э.) с рядами точечных точек Сосуд андроновской культуры среднего бронзового века (центральный Казахстан, ок. 1600 г. до н.э.) с меандровыми полосами и заштрихованными треугольниками

На протяжении всего сибирского доисторического периода от неолита до железного века существует очень ограниченный диапазон керамических типов. Подавляющее большинство керамических находок представляют собой сосуды округлой формы, часто со загнутыми краями. В неолите у них в основном были вогнутые основания, позже стали более распространенными плоские основания. В восточной части Западно-Сибирской лесостепи, на Оби, Иртыше и Енисее, орнамент состоял из гребенчатых узоров, точечных рядов и ямок, расположенных длинными рядами или полями (изображение справа). В ходе бурного роста андроновской культуры в середине бронзового века по региону распространился другой тип. Примеры декорированы полосами меандра, узорами в елочку и треугольниками (изображение слева). Эти керамические образцы сохранились даже в железном веке в Западной Сибири, однако наблюдается резкое снижение художественного оформления, что совпадает с приходом скифских и гуннских сарматских кочевников. Это касается даже самих кочевых культур.

Искусство и мелкие находки

За исключением абстрактного декора керамики, о котором говорилось выше, художественные изделия встречаются на юге Сибири только в раннем бронзовом веке.

Фрагмент глиняной посуды с антропоморфной маской (, ранний бронзовый век ок. 2000 г. до н.э.)

Артефакты из каракольской культуры на Алтае и окуневской культуры в среднем Енисее включают антропоморфные предметы. мотивы на каменных плитах и ​​стелах; Окуневская культура также создавала гуманоидные скульптуры. С ними связано искусство Верхнего Оби. В дополнение к гуманоидным скульптурам и человеческим головам, выгравированным на глиняной посуде, культура Самус также производила керамические фаллосы и головы животных. Члены ближайшего окружения произвели гуманоидные фигуры из кости. Единственными художественными произведениями эпохи поздней бронзы являются ранние южносибирские оленьи камни, каменные стелы, украшенныеизображениями оленей, которые были скопированы скифским искусством.

Животный стиль южносибирских конных кочевников раннего железного века лишь немного повлиял на культуры западно-сибирской низменности. Совершенно уникальный стиль был разработан городом и его соседями по средней и нижней Оби. Здесь изготавливают бронзовые фигурки животных и людей, которые особенно важную рольли орлы и медведи.

Архитектура

Наскальное изображение железного века Тагарская культура (Средний Енисей, IX - III века до н.э.), изображающая поселение

Преобладающий строительный материал в доисторической Северной Азии было дерево; камень использовался в лучшем случае для фундамента. Представляет собой квадратные конструкции, погруженные в землю менее чем на 1 метр и имевший прямоугольный или круглый план земли; овальные или многоугольные планы местности встречаются редко. Конструкция крышу представить собой скатные деревянные конструкции или односкатные крыши. Во многих кульх перед входом строили небольшое крыльцо, напоминающее коридор. Во внутреннем доме были обнаружены один или несколько очагов.

Городское укрепленное поселение (эпоха поздней бронзы, ок. 1100 г. до н.э.) в Чиче, Западная Сибирь

Излюбленными местами поселения были поймы и озера. Поселения могут принимать совершенно разные формы в разных культурах; здесь встречаются небольшие группы домов, большие неукрепленные поселения, укрепленные городские поселения и возвышенные крепостные комплексы. Небольшие деревенские группы домов встречаются в большом количестве во всех оседлых культурх. В некоторых случаях, например, в энеолитическом поселении Ботай на реке Ишим, поселения значительно расширились. Для более крупных поселений не было ничего необычного в наличии стен и заочных кладбищ, как в случае западносибирских поселений Синташта и. Внутреннее пространство городских поселений было плотно и формуно заполнено прямоугольными домами. Укрепленные поселения на возвышенностях, например, в Минусинской котловине и Хакасии в бронзовом и железном векех, обычно отличаются от этих поселений небольшими размерами. Их цель до сих пор неясна; они быть временными убежищами, резиденциями элиты или убежищами.

Общество

В отличие от кочевых групп прежних времен и Северо-Востока Сибири, в оседлых отчетах зафиксировала Сибири в раннем бронзовом веке можно систему сложных структур. На их наличие указываются городские поселения и социальная дифференциация, на которые указывают в их могильном инвентаре. В среднем бронзовом веке это развитие, кажется, повернулось, вспоминается, и социальная дифференциация снова появляется только в позднем бронзовом веке и железном веке. Северном сообщении о северном сообщении этого региона. Что касается оседлого населения усуней, которое поселилось в Тяньшане и Жетысу, китайские источники указывают на существование царя и нескольких дворян

Экономика

В экономике оседлого населения доисторической Сибири преобладало скотоводство. Во всех культурах интенсивно разводили крупный рогатый скот, овец и коз. Разведение лошадей стало очень важным в сообщении Сибири, особенно с начала железного века. Несколько иную картину дают находки хунну, которые также приручили свиней и собак. Изначально охота и рыбалка были важными дополнениями, но со временем потеряли свое значение.

Основываясь на останках важных инструментов и остатков ирригационных систем, многие исследователи предложили широкое использование сельского хозяйства, но другие ученые утверждают, что остатки зерновых и другие явные свидетельства встречаются только в самых южных культурах., как остатки усуней Тянь-Шаня и Жетысу. Здесь, как и в северных частях территории хунну, выращивалось просо, а также были обнаружены следы пшеницы и риса. Семена проса также найдены в могилах из Тувы, что, возможно, указывает на то, что неизвестное до сих пор население оседлых земледельцев, которые могли отвечать за металлообработку в этом районе, существовало здесь вместе с конными кочевниками.

От энеолита также произошли горное дело и металлургия. Об этом свидетельствуют находки шлака, инструментов и мастерских в различных культурных контекстах.

Религия и погребальные обряды

Погребальные обычаи в оседлых обществах отличались большим разнообразием. В энеолите регистрируются Сибири простые плоские могилы, в которых трупут на спину. В эпоху ранней бронзы впервые были воздвигнуты курганы, жители которых были недавно сформированы класса воинов (судя по захороненному вместе с ними инвентарю) и хоронили не в простых ямах, а в деревянных или каменных конструкциях. Уже в фазе среднего бронзового века андроновской культуры курганы встречаются, но без дифференциации их погребального инвентаря. Труп хоронили в согнутом положении или кремировали. В несколько более поздней карасукской культуре в среднем Енисее гробницы прямоугольные каменные ограды, которые в дальнейшем были в каменные курганы, включают характерные для этой местности тагарской культурой в Железный век. Особое место занимает культура раннего железного века Плиточная могила в Забайкалье ; иногда их мертвых хоронили в каменных ящиках могилах. Захоронение лежащих на спине трупов, которое практиковалось в пещере Сибири, продолжалось и в состоянии скифских культур Южной Сибири, о чем говорилось отдельно, наряду с другими культурами конных кочевников ниже.

Известны только изолированные святилища. Среди них множество мест для жертвоприношений, найденных недалеко от некрополя энеолита афанасьевской культуры на юге Сибири. Они состояли из простых каменных кругов, глиня посуду, кости животных и инструменты из меди, камня и кости. Множество круглых построек с деревянными кольями и стенами в некрополях около поселения раннего бронзового века Синташта, вероятно, являются культовыми сооружениями.

Степные жители железного века Центральной и Восточной Азии

конные кочевники, которые были характерны для азиатских степей до дней, - явление относительно недавнее наших. Еще в конце второго тысячелетия до нашей эры оседлые скотоводы жили в засушливых районах Средней Азии. Их сменили первые конные кочевники в течение первого тысячелетия до нашей эры, что не совсем ясно.

Переход к оседлым группам дальше на север был плавным во многих местах. Жители Минусинской котловины оставались оседлыми скотоводами даже в железном веке, но их культурное развитие показывает сильную близость к соседним кочевникам. Хунну Забайкалья демонстрируют черты как конных кочевников, так и оседлых скотоводов и земледельцев. Ситуация на севере Тянь-Шаня и Жетысу примечательна: в раннем железном веке здесь жили кочевые саки, но имеет регион был захвачен оседлым усуном.

Более ранние кочевые культуры являются коллективно используемыми археологами с использованием термина «скиф », который является древнегреческим термином для группы конных кочевников, живущих к северу от Черного моря ; в более широком смысле он относился ко всем конным кочевникам в евразийской степи. Третий век нашей эры знаменует собой начало гуннского - сарматского периода, названного в честь двух кочевых групп с юга России, продолжался до основания каганата гоктурков в шестом веке нашей века эры.

Искусство

Ковер с лосем в линию (Пазырыкский коврик ) Войлочный ковер, изображающий битву гибридного существа и грифона (Пазырык)

В то время как искусство оседлых культур Азиатской степи в эпоху Были взяты основные мотивы, которые были использованы для повседневной жизни конных кочевников таким образом, что были взяты основные мотивы антропоморфные мотивы, приход конных кочевников сопровождался развитием скифо-сарматского звериного стиля. Вместо этих распространенными мотивами являются олени, в основном лежащие, лоси, большие кошки (что должно указывать на влияние Ближнего Востока), грифоны и гибриды. как "свернутое животное", пары разных видов животных. ом. Представители одного вида часто появляются в отдельных частях животных, таких как их головы, часто встречаются украшениями.

Особенно в западных степях изделия из металла встречаются почти исключительно с элементами звериного стиля; в вечной мерзлоте юга Сибири и Забайкалья встречаются войлочные ковры и другие ткани с элементами звериного стиля, среди которых заслуживает войлочный лебедь, набитый мхом. Камень использовался мало, в основном так называемой «оленьей стеле», вероятно, антропоморфной могильной стеле, украшенной оленями и находящейся в Южной Сибири, Забайкалье и Монголии. Наконец, тела важных людей были вытатуированы мотивами звериного стиля.

Истоки звериного стиля неясны. Основываясь на взаимодействии с древним восточным искусством, было предложено сильное влияние с юга. Однако южная датировка некоторых произведений из южной Сибири делает более вероятным локальное развитие степей. Однако несомненно, что греческое и персидское искусство особенно в Центральной Азии и в районе к северу от Черного моря оказали большое влияние на искусство степных народов.

Общество

Известные черты, которые были характерны для обществ конных кочевников бронзового века, включают могущественную военную элиту, чье богатство и сила очевидны из их тщательно продуманного погребального инвентаря. В этом контексте особенно интересны китайские отчеты, в которых дается подробное описание общества сунну. По их словам, население делилось на клановые группы, которые собирались в большие клановые союзы. Их лидеры стояли в строгой иерархии и все находились под властью Чаньюя, главнокомандующего всей конфедерацией хунну.

Экономика

Конные кочевники Внутренней Азии были кочевыми скотоводами и, вероятно, путешествовали небольшими группами. Особое внимание они уделяли овцам, козам и лошадям, а в некоторых регионах и другим животным, например, верблюдам. Земледелие велось параллельно оседлым населением, но, вероятно, не играло важной роли. Добыча руды и обработка металлов, которые известны некоторым кочевым культурам, вероятно, также осуществлялись очень неуловимыми оседлыми группами.

Религия и погребальные обряды

Все культуры конных кочевников делили захоронение мертвых в курганных могилах, которые известны как курганы. Их размер очень разный: радиус от 2 до 50 метров и высота менее одного или более 18 метров, что, очевидно, отражает различия в социальной иерархии.

Курган Пазырык на Алтае. В центре - шахта и обломки, оставленные грабителями гробниц.

В некоторых регионах курганы окружены разного рода каменными оградами. Более или менее прямоугольные гробницы более поздней тагарской культуры иногда были окружены рядом камней на краю курганного кургана, который через равные промежутки времени разбивался более высокими камнями - позже они обычно были ровными. углы. В культуре Тувы железного века некоторые, но не все курганы были окружены прямоугольной или круглой каменной стеной. Сами курганы были частично построены из земли, а частично из камня, с региональной вариацией.

В земле под курганом были похоронены одна или (очень часто) несколько гробниц. Труп лежал либо в деревянной камере, либо в каменном ящике. Найденный вместе с ними инвентарь указывает на то, что деревянные покои предназначались для людей более высокого статуса. Если в захоронениях бронзового века трупы обычно лежали на корточках, то в железном веке их обычно клали на спину. Доказательства обращения с мертвыми известны только из Алтая и Тувы, где некоторые тела сохранились в вечной мерзлоте как ледяные мумии, что делает возможным подробный анализ. В этих местах кишки и мышцы удаляли перед захоронением, а образовавшиеся отверстия зашивали сухожилиями и конским волосом. Неясно, отражает ли повреждение черепа травмы, нанесенные до смерти или полученные после смерти. Ритуал трепанации нельзя допускать. После удаления кишок выдающиеся трупы были татуированы и забальзамированы. Эти предания описаны также греческим историком Геродотом, который включил материал о скифах к северу от Черного моря в свой труд V века до н.э. и является основным греческим источником о скифах. Даже его сообщение об вдыхании каннабиса небольшими группами во время похорон подтверждается находками из пазырыкских могил. Это подтверждение не только подтверждает точность Геродота, но также указывает на культурную однородность степных народов Западной Сибири, Средней Азии и региона к северу от Черного моря. Однако великие курганы хунну представляют несколько иную картину. Там погребальные камеры более глубокие, и к ним можно попасть по пандусу.

Помимо трупа, в погребальных камерах находился инвентарь, богатство которого могло сильно различаться. Обычных конных воинов хоронили с полностью экипированной лошадью и оружием, женщин хоронили с лошадью, ножом и зеркалом. Захоронения высоких Люди в рейтинге были намного богаче. Сюда могло входить до двадцати пяти хорошо экипированных лошадей и сложная колесница; собственно погребальная камера была построена из деревянных досок (часто лиственница ). Труп с женщиной, которая, вероятно, сопровождает его в смерти, лежали одетые в длинный гроб на стволе дерева. В Монголии вместо самой женщины хоронили женские косы. Яркими примерами курганов являются некрополи Пазырык на Алтае, Ноин-Ула в Монголии и Аржан в Туве, где органическое вещество было сохранено вечной мерзлотой. Так, были найдены войлочные ковры, украшали внутренние стены погребальной камеры, украшали садели и различную одежду. Хотя содержимое многих больших курганов было украдено, исключительные примеры все еще остаются, включая бесчисленные золотые предметы.

Из-за отсутствия источников письменных источников, религии степняков основываются на параллелях с более поздними народами и на археологических находках. Погребальные ритуалы не оставляют сомнений в том, что они верят в загробную жизнь, в которой умершие нуждающиеся в тех же материальных предметах, которые были у них при жизни - отсюда и их погребение с ними.

Ссылки
Литература
  • Честер С. Чард: Северо-Восточная Азия в предыстории. The University of Wisconsin Press, Madison 1974. ISBN 0-299-06430-1 (Краткий обзор)
  • Michail Grjasnow: Südsibirien. Archaeologia Mundi. Нагель, Генф 1970 (Из медного века)
  • Карл Джеттмар: Die frühen Steppenvölker. Der eurasiatische Tierstil. Entstehung und sozialer Hintergrund. Холле, Баден-Баден 1964
  • Владимир Иванович Матющенко: Древняя история Сибири Омск 1999 ISBN 5-7779-0135-2 (Владимир Иванович Матющченко: Древняя история Сибири.)
  • М. Г. Мошкова (Ред.): Степная полоса азиатской части СССР в скифо-сарматское время. Moskau 1992. ISBN 5-02-009916-3 (Обсуждает степных жителей Южной Сибири и Монголии)
  • Герман Парзингер : Die frühen Völker Eurasiens. Vom Neolithikum bis zum Mittelalter. Historische Bibliothek der Gerda-Henkel-Stiftung, Band 1 Beck, München 2006 ISBN 978-3-406-54961-8 (Подробный обзор)
  • С. И. Руденко: Die Kultur der Hsiung-nu und die Hügelgräber von Noin Ula. Antiquitas, Reihe 3, Band 7. Рудольф Хабельт, Бонн 1969
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-06-02 04:37:23
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте