. Вождь Таку племени, одетый в одеяло Chilkat, Джуно, Аляска, c.1913 | |
Регионы со значительной численностью населения | |
---|---|
США (Аляска ) | 14000 |
Канада (Британская Колумбия, Юкон ) | 1200 |
Языки | |
Английский, Тлинкит, Русский | |
Религия | |
Христианство, особенно русское православие, традиционная религия коренных жителей Аляски |
тлинкиты (или ; также пишется Тлинкит ; Русский : Тлинкиты) - коренные народы северо-западного побережья Тихого океана Северной Америки. Их язык тлинкитский язык (исконно Лингит, произносится ), на котором это имя означает «Люди Приливов». Русское имя Колоши (Колоши, из Сугпиак-Алутиик термина кулут'руак для лабрета, которую носят женщины) или связанное с ним немецкое имя Кулишен может встречаться со ссылкой на людей в более древней исторической литературе, такой как Шелихов карта Русской Америки.
1796 года. Тлинкиты имеют матрилинейную систему родства, где дети считаются рожденными в клане матери, и имущественные и наследственные роли, передаваемые по материнской линии. Их культура и общество развивались в тропических лесах юго-востока побережья Аляски и архипелаге Александра. Тлинкиты поддерживали сложную культуру охотников-собирателей, основанную на полуоседлом ведении рыболовства. Внутренняя группа, известная как внутренние тлинкиты, населяет крайнюю северо-западную часть провинции Британская Колумбия и южная Территория Юкон в Канаде.
Самая большая территория, исторически занимаемая тлинкитами, простиралась от Портлендского канала вдоль современной границы между Аляской и Британской Колумбией, на север до побережья к юго-востоку от Дельта Медной реки на Аляске. Тлинкиты занимали почти весь архипелаг Александра, за исключением самой южной оконечности острова Принца Уэльского и его окрестностей, где кайгани хайда двинулись непосредственно перед первым встречи с европейскими исследователями.
Прибрежные племена тлинкитов контролировали один из горных перевалов во внутренние районы Юкона; они были разделены на три племени: чилкатские тлинкиты (Jilḵáat Ḵwáan) вдоль реки Чилкат и на полуострове Чилкат, чилкут-тлинкиты (Jilḵoot Ḵwáan) и таку тлинкиты (Tʼaaḵu Ḵwáan :) вдоль реки Таку.
внутри страны тлинкиты занимали территории вдоль основных рек, которые протекают с Прибрежными горами и горами Святого Илии и текут. в Тихий океан, включая Алсек, Татшеншини, Чилкат, Таку и Стикин рек. Регулярно поднимаясь по этим рекам, тлинкиты развили обширные торговые сети с атабаскскими племенами внутренних районов и обычно вступали с ними в браки. Благодаря этим регулярным путешествиям и торговле несколько относительно крупных популяций тлинкитов поселились вокруг озер Атлин, Теслин и Тагиш, истоки которых текут из местностей, расположенных рядом с верховьями. реки Таку.
Обозначить современную территорию тлинкитов сложно, потому что они расположены через границу между США и Канадой, у них нет обозначенных резерваций, другие сложные юридические и политические проблемы делают ситуацию запутанной, и существует относительно высокий уровень мобильности среди населения. Они также пересекаются по территории с различными атабаскскими народами, такими как талтан, каска и тагиш. В Канаде современные сообщества Атлин, Британская Колумбия (Taku River Tlingit), Teslin, Yukon (Teslin Tlingit Council ) и Carcross, Юкон (Carcross / Tagish First Nation ) имеет резервы и является репрезентативным внутренним тлинкитским населением.
Территория, занятая современным тлингитским народом на Аляске, составляет не ограничивается отдельными резервациями, в отличие от большинства племен в нижних смежных 48 штатах. Это является результатом Закона об урегулировании претензий коренных жителей Аляски (ANCSA), который учредил региональные корпорации по всей Аляске со сложными портфелями земельной собственности, а не с ограниченными резервациями, управляемыми племенными правительствами. Корпорация в тлинкитском регионе - Sealaska Corporation, которая обслуживает тлинкитов, а также хайда и цимшиан на Аляске.
народ тлинкитов. в целом участвуют в коммерческой экономике Аляски. Как следствие, они живут в типично американских семьях с нуклеарной семьей с частной собственностью на жилье и землю. Многие также владеют земельными наделами из Силаски или из более ранних поселений, предшествовавших ANCSA. Несмотря на юридические и политические сложности, территорию, исторически занимаемую тлинкитами, с полным основанием можно назвать их современной родиной. Сегодня тлинкиты считают земли примерно Якутата югом и Аляскинской Панхандл, включая озера во внутренних районах Канады, как Лингит Аани, Землю тлинкитов.
Хуна, Аляска, традиционная тлинкитская деревня недалеко от Ледниковой бухты, где проживает Ксунаа ХавуСуществующую территорию тлинкитов можно условно разделить на четыре основных участка, параллельных экологическим, языковым и экологическим. и культурные различия:
Торговые и культурные взаимодействия между каждой из этих групп тлинкитов и их разрозненными соседями, различия в методах сбора урожая и диалектические различия в языке способствуют этой идентификации. Эти академические классификации поддерживаются аналогичной самоидентификацией тлинкитов.
Племя Tlingit | IPA | Перевод | Деревня или месторасположение | Anglicized, архаические варианты или адаптации |
---|---|---|---|---|
G̱alyáx̱ wáan | qaɬjáχ qʰʷáːn | Племя лососевого ручья | Якатага, район залива Контролера | Калиах |
Шунаа Цааву | xunaː | Племя или люди из Направление северного ветра | Хуна | |
Савдаан Ован | савдаан qʰʷáːn | Из С'оу (нефрит) даа (около), ан (земля / страна / деревня), потому что залив - цвет нефрита вокруг. | Сумдум | Сумдум |
Tʼaḵjik.aan Ḵwáan: | tʼaqtʃikʔan qʰʷáːn | Племя прибрежного города | северный Остров Принца Уэльского | Tuxekan |
Laax̱aayík Kwáan: | aːχaːjík qʰʷáːn | Внутри ледника Люди | Якутат | Якутат |
Tʼaaḵu Ḵwáan: <456u <456u tʼa>>Племя гусей наводнения верховья | Таку | Таку тлинкит, народ таку | ||
Ксуцнову (он же Ксудзидаа) Ḵwáan | xutsnuːwú q <áːn | Форт бурого медведя, также известный как племя сожженного леса | Angoon | , Hoochenoo, Kootznahoo |
Hinyaa Ḵwáan | hinjaː qʰʷáːn | Племя из-за воды | Klawock | Henya |
G̱unaax̱oo wáan | qʰʷáːχuː | Среди племени атабасков | Сухого залива | , народа Сухого залива |
Дейслин Ован: | тешиен qáːn | Племя Большого Сухожилия | Теслин | Теслин Тлинкит, Внутренний Тлинкит |
Ши Тика (он же Шитёка) Ован | Шиу тикша qʰʷáːn | За пределами племени ветви | Ситка | Ситка, Ши Атика |
Штаксохин Ован | ʃtaxʼhíːn qʰʷáːn | Племя Горькой Воды | Врангель | Народ Стикине, Стикин Тлингит |
Джилтаат Тваан | 146 t>Из Чаала (запас еды) xhaat (лосось) khwaan (жители): «Племя лососевых тайников»Клукван | |||
Баа Тлейн Сван | áː tɬʰeːn qʰʷáːn | Племя большого озера | Атлин | Река Таку Тлинкит, Внутренний Тлинкит |
éex̱ʼ Kwáan | qʰíːχʼ qʰʷáːn | Начало дня (рассвет) Племя, также известное как Город, который никогда не спит | Каке | |
Taanta wáan | tʰaːntʼa qʰʷáːn | Племя морского льва | Форт Тонгасс (ранее) и Ketchikan (сегодня) | |
Джилḵут wáan | tʃiɬqʰuːt 42> | Племя Чилкут | Хайнс | |
Аакув Аван | Цаːкё qʰʷáːn | Племя Малого Озера | Залив Ауке | Народ Ауке |
Коой Сван | Кːджу qʰʷu 42> | Племя Желудка | Остров Куйю | |
Санья Ḵwáan | Саннджа qːáːn | Южное племя | Деревня Кейп-Фокс (ранее) и Саксман (Cегодня) | , владеет Saxman Corporation, которой принадлежит Cape Fox Corporation |
Культура тлинкитов многогранна и сложна, что характерно для людей северо-западного побережья Тихого океана, имеющих доступ к легко используемым богатым ресурсам. В тлинкитской культуре большое внимание уделяется семье и родству, а также богатым традициям ораторского искусства. Богатство и экономическая мощь являются важными показателями ранга, равно как и щедрость и надлежащее поведение, все признаки «хорошего воспитания» и связи с аристократией. Искусство и духовность включены почти во все области тлинкитской культуры, даже предметы повседневного обихода, такие как ложки и ящики для хранения, украшены и пропитаны духовной силой и историческими верованиями тлинкитов.
Общество тлинкитов разделено на две части, Ворон и Орел. Они, в свою очередь, делятся на многочисленные кланы, которые подразделяются на родословные или группы домов. У них есть матрилинейная система родства, при которой происхождение и наследование передаются по материнской линии. У этих групп есть геральдические гербы, которые изображены на тотемных столбах, каноэ, праздничных блюдах, домашних столбах, тканях, украшениях и других видах искусства. Тлинкиты переходят вниз по улицам или одеялам, олицетворяющим доверие. Только индеец-тлинкит может унаследовать его, но они также могут передать его кому-то, кому доверяют, который становится ответственным за уход за ним, но не владеет им по праву.
Тлинкитские мысли и верования, хотя никогда официально не кодифицировались, исторически были довольно хорошо организованной философской и религиозной системой, основные аксиомы которой сформировали то, как тлинкиты смотрели на окружающий мир и взаимодействовали с ним. Тлинкиты традиционно были анимистами, и охотники ритуально очищались перед охотой на животных. Шаманы, в основном люди, лечили болезни, влияли на погоду, помогали в охоте, предсказывали будущее и защищали людей от колдовство.
В период с 1886 по 1895 год, несмотря на неспособность своих шаманов лечить болезни Старого Света, включая оспу, многие тлинкиты обратились в православие. Русские православные миссионеры перевели свою литургию на тлинкитский язык. Утверждалось, что они видели восточное православное христианство как способ противодействия ассимиляции «американского образа жизни», связанный с пресвитерией низм. После введения христианства система верований тлинкитов начала разрушаться.
Сегодня некоторые молодые тлинкиты оглядываются на свои традиционные племенные религии и мировоззрение в поисках вдохновения, безопасности и чувства идентичности.. В то время как многие старейшины обратились в христианство, современные тлинкиты «примиряют христианство и« традиционную культуру »».
Тлинкиты на юго-востоке Аляски и в Западной Канаде говорят на тлинкитском языке (Lingít ), который является филиалом из языковой семьи на-дене. Lingít имеет сложную грамматику и звуковую систему, а также использует некоторые фонемы, которые практически не слышны в любом другом языке.
У тлинкитов примерно от 200 до 400 носителей языка в США и 100 носителей в Канаде. Спикеры двуязычные или почти двуязычные на английском языке. Племена, учреждения и лингвисты прилагают огромные усилия для программ возрождения на юго-востоке Аляски, чтобы возродить и сохранить тлинкитский язык и его культуру. Институт наследия Силаска и Университет Юго-Востока Аляски имеют языковые программы тлинкитского языка, а общественные занятия проводятся в Клюкване и Ангуне.
Племена тлинкитов исторически строили дощатые дома из кедра и сегодня называют их родовыми домами; эти дома были построены с таким фундаментом, чтобы они могли хранить свои вещи под полом. Говорят, что в этих дощатых домах не было клея, гвоздей или каких-либо других крепежных приспособлений. Клановые дома обычно имели квадратную или прямоугольную форму и имели фасадные конструкции и тотемные столбы, чтобы обозначить, к какому клану и группе принадлежали их создатели.
Многие тлинкиты работают в рыбной промышленности, а женщины работают на консервных заводах или в местных кустарных промыслах. Эти изделия кустарного промысла включают такие предметы, как резьба по дереву и плетеные корзины, которые продаются для практических или туристических целей.
Различные культуры коренных народов непрерывно населяли территорию Аляски в течение тысяч лет, что привело к тлинкитам. Человеческая культура с элементами, связанными с тлинкитами, зародилась около 10 000 лет назад около устьев рек Скина и Насс. Первый контакт исторического тлинкита с европейцами произошел в 1741 году с русскими исследователями. За ними последовали испанские исследователи в 1775 году. Тлинкиты сохранили свою независимость, но пострадали от эпидемий оспы и других инфекционных заболеваний, принесенных европейцами. У коренных американцев не было иммунитета к таким эндемическим евразийским болезням, которые проникли в Европу столетия назад.
Еда - главное часть тлинкитской культуры, а земля - изобильный источник. Большинство обитателей приливных вод, обитающих на пляжах Юго-Восточной Аляски, можно собирать для еды. Хотя еда вне пляжа может обеспечить довольно здоровую и разнообразную диету, употребление в пищу ничего, кроме «пляжной еды», считается у тлинкитов презренным и признаком бедности. Действительно, шаманы и их семьи должны были воздерживаться от любой пищи, собранной на пляже, а мужчины могли избегать еды на пляже перед битвами или напряженными занятиями, полагая, что это ослабит их духовно и, возможно, также физически. Таким образом, как по духовным причинам, так и для того, чтобы разнообразить свой рацион, тлинкиты собирают много других ресурсов для еды, помимо тех, которые они легко находят за пределами своего дома. Ни один другой пищевой ресурс не получает такого внимания, как лосось ; однако печать и игра оба близкие секунды.
Палтус, моллюски и водоросли традиционно служат пищей весной, а в конце весны и летом приносят тюлень и лосось. Лето - пора сбора диких и ручных ягод, таких как лосось, мыльная ягода и смородина. Осенью ведется охота на каланов. Сельдь и эвлахон также являются важными продуктами питания, которые можно есть в свежем или сушеном виде и хранить для дальнейшего использования. Рыба дает мясо, масло и яйца. Морские млекопитающие, такие как морские львы и каланы, используются в качестве пищи и материалов для одежды. В лесах возле своих домов тлинкиты охотились на оленей, медведей, горных козлов и других мелких млекопитающих.
Генетический анализ генов HLA I и HLA II, а также частот генов HLA-A, -B и -DRB1 связывает айнов в Японии с некоторые коренные народы Америки, особенно население северо-западного побережья Тихого океана, такое как тлинкиты. Ученые предполагают, что главный предок айнов и тлинкитов восходит к палеолитическим группам в Южной Сибири.
На Викискладе есть материалы, связанные с тлинкитами. |