Русская америкаРусская Америка Русская Америка | |||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Колонии в Российской империи | |||||||||||||||||
1799–1867 | |||||||||||||||||
![]() ![]() | |||||||||||||||||
![]() | |||||||||||||||||
Столица | Кадьяк (1799–1804) Ново-Архангельск | ||||||||||||||||
История | |||||||||||||||||
Правительство | |||||||||||||||||
Губернатор | |||||||||||||||||
• 1799–1818 (первая) | Александр Андреевич Баранов | ||||||||||||||||
• 1863–1867 (последняя) | Максутов Дмитрий Петрович | ||||||||||||||||
История | |||||||||||||||||
• Устав компании [а] | 8 июля 1799 г. | ||||||||||||||||
• Покупка на Аляске | 18 октября 1867 г. | ||||||||||||||||
| |||||||||||||||||
Сегодня часть | ![]() | ||||||||||||||||
а. ^ Русско-американской компании был зафрахтован императором в 1799 году, чтобы управлять русских владений в Северной Америке от имени Российской империи. |
Часть серии о |
История Аляски |
---|
![]() |
|
Русская Америка ( Русский : Русская Америка, латинизированная : Русская Америка) - название русских колониальных владений в Северной Америке с 1799 по 1867 год. Столицей был Ново-Архангельск ( Новый Архангельск ), ныне Ситка. Поселения были в основном на Аляске, но также включали небольшие форпосты в Калифорнии и три форта на Гавайях. Формальное присоединение владений к России произошло с Указом 1799 года, который установил монополию на Российско-Американскую компанию, а также установил Русскую Православную Церковь в новых владениях. Многие из его владений были заброшены в 19 веке. В 1867 году Россия продала последние оставшиеся владения Соединенным Штатам за 7,2 миллиона долларов (133 миллиона долларов в сегодняшнем выражении).
В 1648 году Семен Дежнев отплыл от устья реки Колымы через Северный Ледовитый океан и обогнул восточную оконечность Азии к реке Анадырь. Одна из легенд гласит, что некоторые из его лодок сбились с курса и достигли Аляски. Однако никаких свидетельств поселения не сохранилось. Открытие Дежнева никогда не было передано центральному правительству, поэтому оставался открытым вопрос о том, была ли Сибирь связана с Северной Америкой.
В 1725 году царь Петр Великий созвал еще одну экспедицию. В рамках 1733-1743 Второй Камчатской экспедиции, на Sv. Петя при датчанине Витусе Беринге и св. Павел под командованием русского Алексея Чирикова отплыл из камчатского порта Петропавловск в июне 1741 года. Вскоре они были разделены, но каждый продолжал плыть на восток. 15 июля Чириков заметил землю, вероятно, западную сторону острова Принца Уэльского на юго-востоке Аляски. Он отправил группу людей на берег на баркасе, сделав их первыми европейцами, высадившимися на северо-западном побережье Северной Америки.
Примерно 16 июля Беринг и экипаж Sv. Петр увидел гору Святого Илии на материковой части Аляски; Вскоре после этого они повернули на запад, в сторону России. Между тем Чириков и Св. В октябре Павел вернулся в Россию с новостями о земле, которую они нашли.
В ноябре корабль Беринга потерпел крушение на острове Беринга. Здесь Беринг заболел и умер, а Sv. Петя на куски. После того, как застрявший экипаж перезимовал на острове, выжившие построили из обломков лодку и в августе 1742 года отправились в Россию. В 1742 году команда Беринга достигла берега Камчатки, неся весть об экспедиции. Высокое качество привезенных ими шкурок калана послужило толчком для появления русских поселений на Аляске.
Начиная с 1743 года, небольшие общества пушных торговцев начали отплывать от берегов Тихоокеанского побережья России к Алеутским островам. По мере того как маршруты из азиатской России в Америку становились все более продолжительными (продолжавшимися от двух до четырех лет и более), экипажи открывали охотничьи и торговые посты. К концу 1790-х годов некоторые из них стали постоянными поселениями. Примерно половина торговцев мехом происходила из различных европейских частей Российской империи, а остальные имели сибирское или смешанное происхождение.
Русские промышленники вместо того, чтобы сами охотиться на морских обитателей, заставляли алеутов выполнять работу за них, часто беря в заложники членов семьи в обмен на добытые шубы тюленей. Этот образец колониальной эксплуатации напоминал некоторые методы русских промышленных предприятий при их экспансии в Сибирь и на Дальний Восток России. По мере распространения слухов о потенциальном богатстве мехами конкуренция между российскими компаниями усиливалась, и большое количество алеутов, по всей видимости, было порабощено.
Екатерина Великая, ставшая императрицей России в 1763 году, заявила о доброй воле по отношению к алеутам и призвала своих подданных относиться к ним справедливо. На некоторых островах и частях полуострова Аляска группы торговцев могли относительно мирно сосуществовать с местными жителями. Другие группы не могли справиться с напряженностью и совершали акты насилия. Были взяты заложники, семьи были разделены, и люди были вынуждены покинуть свои деревни и поселиться в других местах. Растущая конкуренция между торговыми компаниями, объединяющимися в меньшее количество более крупных и могущественных корпораций, создавала конфликты, которые обостряли отношения с коренным населением.
По мере того, как поголовье животных сокращалось, алеуты, уже слишком зависимые от новой бартерной экономики, поощряемой российской пушной торговлей, все больше и больше вынуждены были брать на себя все больший и больший риск в чрезвычайно опасных водах северной части Тихого океана, чтобы охотиться на новых выдр. Когда компания Шелехова-Голикова в 1783-1799 годах стала монополистом, ее использование стычек и инцидентов с применением насилия превратилось в систематическое насилие как инструмент колониальной эксплуатации коренного населения. Когда алеуты восстали и одержали несколько побед, русские нанесли ответный удар, убив многих, уничтожив их лодки и охотничье снаряжение, не оставив им средств к существованию. Наиболее разрушительные последствия были вызваны болезнями: в течение первых двух поколений (1741 / 1759-1781 / 1799) контактов с русскими 80 процентов алеутского населения умерли от евразийских инфекционных болезней ; к тому времени они были эндемичными среди европейцев, но у алеутов не было иммунитета против новых болезней.
Хотя колония на Аляске никогда не была очень прибыльной из-за транспортных расходов, большинство российских торговцев были полны решимости оставить землю себе. В 1784 году Григорий Иванович Шелехов, который впоследствии создан в Российско-американской компании, которая переросла в Аляскинский колониальной администрации, прибыл в Трех Святителей Бей на острове Кадьяк с двумя кораблями, на Трех Святителей ( русский : Три Святителя) и Сент - Саймон. Коренные жители Кониага Аляски преследовали российскую сторону, и Шелехов в ответ убил сотни людей и взял заложников, чтобы заставить остальных покориться. Установив свою власть на острове Кадьяк, Шелехов основал второе постоянное русское поселение на Аляске (после Уналаски, постоянно поселившееся с 1774 года) в заливе Трех Святителей.
В 1790 году Шелехов, вернувшись в Россию, нанял Александра Андреевича Баранова управлять своим меховым заводом на Аляске. Баранов переместил колонию на северо-восточную оконечность острова Кадьяк, где имелся лес. Позже это место превратилось в город Кадьяк. Русские колонисты взяли Кониагов жен и создали семьи, чьи фамилии сохранились и сегодня, такие как Панамаров, Петриков и Квасникофф. В 1795 году Баранов, обеспокоенный тем, что нерусские европейцы торгуют с туземцами на юго-востоке Аляски, основал Михайловск в 10 км к северу от современной Ситки. Он купил землю у тлинкитов, но в 1802 году, пока Баранов был в отъезде, тлинкиты из соседнего селения напали и разрушили Михайловск. Баранов вернулся с русским военным кораблем и разрушил тлинкитское село. Он построил поселение Новый Архангельск ( русский : Ново-Архангельск, романизированный : Ново-Архангельск) на руинах Михайловска. Он стал столицей Русской Америки, а позже - городом Ситка.
Пока Баранов защищал поселения русских на Аляске, семья Шелеховых продолжала работать среди высших руководителей, чтобы добиться монополии на торговлю пушниной на Аляске. В 1799 году зять Шелехова, Николай Петрович Резанов, приобрел монополию на американской торговли мехом от царя Павла I. Резанов основал Российско-американскую компанию. В рамках сделки царь ожидал, что компания создаст новые поселения на Аляске и выполнит расширенную программу колонизации.
К 1804 году Баранов, ныне управляющий Русско-американской компанией, укрепил позиции компании по торговле пушниной в Америке после подавления им местного клана тлинкитов в битве при Ситке. Русские никогда полностью не колонизировали Аляску. По большей части они цеплялись за побережье и избегали внутренних районов.
С 1812 по 1841 год русские управляли фортом Росс в Калифорнии. С 1814 по 1817 год в Королевстве Гавайи действовал русский форт Елизавета. К 1830-м годам российская монополия на торговлю ослабла. Британская компания Гудзонова залива была арендована южной окраиной Русской Америки в 1839 году в соответствии с соглашением RAC-HBC, в результате чего был основан форт Стикин, который начал откачивать торговлю.
Корабль компании посещал российско-американские заставы только раз в два-три года, чтобы добыть провизию. Из-за ограниченного запаса припасов торговля была случайной по сравнению с операциями по отлову алеутских рабочих. В результате российские аванпосты зависели от британских и американских купцов в получении крайне необходимых продуктов питания и материалов; В такой ситуации Баранов знал, что предприятия РАК «не могли существовать без торговли с иностранцами». Связи с американцами были особенно выгодны, поскольку они могли продавать меха в Гуанчжоу, в то время закрытом для русских. Обратной стороной было то, что американские охотники и звероловы вторгались на территорию, которую русские считали своей.
Начиная с разрушения « Феникса» в 1799 году, несколько кораблей RAC затонули или были повреждены штормами, в результате чего аванпосты RAC остались с ограниченными ресурсами. 24 июня 1800 года американское судно отплыло к острову Кадьяк. Баранов договорился о продаже грузов на корабле на сумму более 12 000 рублей, чтобы предотвратить «неминуемую голодную смерть». За время своего пребывания в должности Баранов, к ужасу совета директоров, продал на американские поставки мехов на сумму более 2 миллионов рублей. С 1806 по 1818 год Баранов отправил в Россию мехов на 15 миллионов рублей, а провизии было меньше 3 миллионов рублей, а это едва ли половина расходов, потраченных исключительно на контору петербургской компании.
Российско-американский договор 1824 признал эксклюзивные российские права на торговлю пушниной выше Широта 54 °, 40' Север, с американскими правами и требованиями ограничивается ниже этой линии. Это разделение было повторено в Санкт-Петербургском договоре, параллельном соглашении с англичанами 1825 года (которым также была урегулирована большая часть границы с Британской Северной Америкой ). Однако вскоре соглашения отошли на второй план, и с уходом Александра Баранова в отставку в 1818 году российское влияние на Аляску еще больше ослабло.
Когда в 1821 году был обновлен устав Русско-Американской компании, он оговаривал, что с этого момента главные менеджеры будут военно-морскими офицерами. У большинства морских офицеров не было опыта в торговле мехом, поэтому компания пострадала. Вторая хартия также пыталась прекратить все контакты с иностранцами, особенно с конкурентоспособными американцами. Эта стратегия имела неприятные последствия, поскольку российская колония привыкла полагаться на американские суда снабжения, а Соединенные Штаты стали ценным покупателем меха. В конце концов российско-американская компания заключила соглашение с компанией Гудзонова залива, которое дало британцам право плавать по территории России.
В бухте Трех Святителей Шелеков построил школу, где местные жители учат читать и писать по- русски, и представил первых постоянных миссионеров и священнослужителей, проповедующих русскую православную веру. Эта вера (с ее литургиями и текстами, переведенными на алеутский язык на очень раннем этапе) была введена неофициально, в 1740–1780-х годах. Некоторые торговцы мехом основали местные семьи или символически усыновили алеутских торговых партнеров в качестве крестников, чтобы завоевать их лояльность через эту особую личную связь. Вскоре миссионеры выступили против эксплуатации коренного населения, и в их отчетах приводятся свидетельства насилия, применявшегося для установления колониального правления в этот период.
Монополия РАК была продолжена императором Александром I в 1821 году при условии, что компания будет оказывать финансовую поддержку миссионерским усилиям. Правление компании приказало главному управляющему Этолену построить резиденцию в Новом Архангельске для епископа Вениаминова Когда для финского населения Нового Архангела планировалось построить лютеранскую церковь, Вениамиов запретил лютеранским священникам обращать в свою веру соседних тлинкитов. Вениамиов столкнулся с трудностями в оказании влияния на тлинкитов за пределами Нового Архангельска из-за их политической независимости от РАК, что делало их менее восприимчивыми к русским культурным влияниям, чем алеуты. Эпидемия оспы распространилась по Аляске в 1835-1837 годах, и медицинская помощь, оказанная Вениамиовым, способствовала обращению в Православие.
Вдохновленные тем же пастырским богословием, что и Бартоломе де лас Касас или Святой Франциск Ксаверий, истоки которого восходят к потребности раннего христианства адаптироваться к культурам античности, миссионеры в Русской Америке применили стратегию, в которой ценились местные культуры и поощрялись коренные народы. руководство приходской жизнью и миссионерской деятельностью. По сравнению с более поздними протестантскими миссионерами, православная политика «в ретроспективе оказалась относительно чувствительной к коренным культурам Аляски». Эта культурная политика изначально была направлена на то, чтобы завоевать лояльность коренного населения путем установления власти церкви и государства как защитников более 10 000 жителей Русской Америки. (Число этнических русских поселенцев всегда было меньше рекордных 812, почти все они были сосредоточены в Ситке и Кадьяке).
Возникли трудности в обучении русских священников свободному владению любым из языков коренных народов Аляски. Чтобы исправить это, Вениаминов открыл в 1845 году семинарию для кандидатов из числа представителей разных рас и коренных народов в церковь. Многообещающие ученики были отправлены в дополнительные школы в Санкт-Петербурге или Иркутске, который позже стал новым местом расположения семинарии в 1858 году. Священный Синод дал указание для открытия четырех миссионерских школ в 1841 году, которые будут расположены в Амлии, Чиньяке, Кенай и Нушагаке. Вениамиов установил учебную программу, которая включала в себя историю России, грамотность, математику и религиоведение.
Побочным эффектом миссионерской стратегии было развитие новой автономной формы самобытности коренных народов. Многие местные традиции сохранились в местной «русской» православной традиции и в религиозной жизни деревень. Частью этой современной самобытности коренных народов является алфавит и основа письменной литературы почти всех этнолингвистических групп в южной половине Аляски. Отец Иван Вениаминов (впоследствии святой Иннокентий Аляскинский ), известный на всю Русскую Америку, разработал алеутский словарь для сотен языковых и диалектных слов на основе русского алфавита.
Самый заметный след русского колониального периода на современной Аляске - это почти 90 русских православных приходов, в которых насчитывается более 20 000 мужчин, женщин и детей, почти исключительно коренных жителей. В их число входят несколько внутренних групп атабасков, очень большие общины юпиков и почти все алеутское и алутикское население. Среди немногих тлинкитских православных приходов большая группа в Джуно приняла православие только после русского колониального периода, в районе, где не было ни русских поселенцев, ни миссионеров. Широко распространенные и продолжающиеся местные практики русского православия, вероятно, являются результатом синкретизма местных верований с христианством.
Напротив, испанские римско-католические колониальные намерения, методы и последствия в Калифорнии и на Юго-Западе были результатом Законов Бургоса и Индийского сокращения количества обращений и переселения в миссии ; в то время как применялось больше силы и принуждения, коренные народы также создали своего рода христианство, отражающее многие из их традиций.
Наблюдатели отметили, что, хотя их религиозные связи были непрочными, до продажи Аляски в Новом Архангельске было 400 человек, обратившихся в Православие. Число практикующих тлинкитов уменьшилось после того, как исчезло российское правление, пока в 1882 году в этом месте, которое к тому времени было переименовано в Ситка, не проживало всего 117 практикующих.
К 1860-м годам российское правительство было готово отказаться от своей колонии в Русской Америке. Ревностная чрезмерная охота резко сократила популяцию пушных зверей, а конкуренция со стороны британцев и американцев усугубила ситуацию. Это, в сочетании с трудностями снабжения и защиты такой далекой колонии, снизило интерес к территории. После того, как Русская Америка была продана США в 1867 году за 7,2 миллиона долларов (2 цента за акр, что эквивалентно примерно 127 миллионам долларов в 2021 году), все холдинги Российско-американской компании были ликвидированы.
После передачи многие старейшины местного племени тлинкитов утверждали, что « Замковая гора » была единственной землей, которую Россия имела право продать. Другие группы коренных народов также утверждали, что они никогда не отказывались от своей земли; американцы посягнули на него и захватили его. Претензии коренных народов не были полностью рассмотрены до второй половины 20-го века, когда Конгресс и лидеры подписали Закон об урегулировании претензий коренных жителей Аляски.
В период расцвета Русской Америки русское население достигло 700 человек по сравнению с 40 тысячами алеутов. Им и креолам, которым были гарантированы привилегии граждан в Соединенных Штатах, была предоставлена возможность стать гражданами в течение трехлетнего периода, но немногие решили воспользоваться этой возможностью. Генерал Джефферсон С. Дэвис приказал русским покинуть их дома в Ситке, утверждая, что жилища нужны американцам. Многие русские вернулись в Россию, а другие мигрировали на Тихоокеанский Северо-Запад и в Калифорнию.
Координаты : 57 ° 03'N 135 ° 19'W. / 57,050 ° с.ш.135,317 ° з. / 57.050; -135,317