Фигурки Венеры

редактировать

Венера Виллендорфская Венера Холе Фельс, самая ранняя фигурка Венеры

A Фигурка Венеры любая верхнепалеолитическая статуэтка с изображением женщины, обычно вырезанная в круглом. Большинство из них было обнаружено в Европе, но были найдены и другие так далеко, как Сибирь, и распространен на большей части Евразия.

Большинство датируется граветтским периодом (26 000–21 000 лет назад). Однако выводы не ограничиваются этим периодом; например, Венера из Холе Фельс восходит по крайней мере 35000 лет назад к ориньякской эре, а Венера из Монруза датируется примерно 11000 лет назад до Магдалины. Такие статуэтки были вырезаны из мягкого камня (такого как стеатит, кальцит или известняк ), кости или слоновой кости или сформированы из глины и уволен. Последние относятся к старейшей керамике, известной историкам. Всего известно более 200 таких фигурок; практически все скромного размера, от 3 до 40 см в высоту. Эти фигурки признаны одними из самых ранних произведений доисторического искусства.

. У большинства из них маленькие головы, широкие бедра и сужающиеся к концу ноги. Руки и ступни часто отсутствуют, а голова обычно маленькая и безликая. Различные фигурки преувеличивают живот, бедра, грудь, бедра или женскую анатомию, хотя многие найденные примеры не отражают эти типичные характеристики. Изображения причесок могут быть детализированы, и особенно в сибирских образцах может быть указана одежда или татуировки.

Первоначальный культурный смысл и назначение этих артефактов неизвестны. Часто предполагалось, что они могли выполнять ритуальную или символическую функцию. Существуют самые разные и спекулятивные интерпретации их использования или значения: их считали религиозными фигурами, выражением здоровья и плодородия, бабушками-богинями или самими художницами.

Содержание
  • 1 История открытия
  • 2 Имя
  • 3 Детали рисунка
  • 4 Интерпретация
  • 5 Более поздние женские фигурки и преемственность
  • 6 Известные фигурки
  • 7 См. Также
  • 8 Примечания
  • 9 Ссылки
  • 10 Дополнительная литература
  • 11 Внешние ссылки
История открытия

Vénus impudique, статуэтка, давшая название всей категории, была первым скульптурным изображением палеолита. женщина, которую предстоит открыть в наше время. Он был найден в 1864 году Полем Юро, 8-м маркизом де Вибре в Лажери-Басс в долине Везер. Эта долина является одним из многих важных памятников каменного века в и вокруг коммуны Ле-Эзи-де-Тайак-Сирей в Дордонь, юго-запад Франция. Фигурки чаще всего обнаруживались в контексте поселений, как на открытых площадках, так и в пещерах. Магдаленская Венера из Laugerie-Basse безголовая, безногая, безрукая и демонстрирует ярко выраженную женскую репродуктивную систему.

Четыре года спустя, Саломон Рейнах. опубликовал статью о группе статуэток из талькового камня из пещер Бальзи Росси. Знаменитая Венера Виллендорфская была раскопана в 1908 году из лессового месторождения в долине Дуная, расположенной в Австрии. С тех пор сотни подобных фигурок были обнаружены от Пиренеев гор до равнин Сибири.

В сентябре 2008 года археологи из Тюбингенского университета обнаружили 6 фигурка, вырезанная из бивня мамонта. Эта фигурка позже была названа Венерой Холе Фельс и может быть датирована не менее 35000 лет назад. Он представляет собой самую раннюю известную скульптуру этого типа и самое раннее известное произведение изобразительного искусства.

Название

Женские фигурки верхнего палеолита в совокупности описываются как «фигурки Венеры» в отношении римского богиня красоты Венера. Это решение было принято потому, что доисторики начала 20 века считали, что фигурки олицетворяют древний идеал красоты.

Выражение «Венера» было впервые использовано в середине XIX века в маркиз де Вибре, который обнаружил статуэтку из слоновой кости и назвал ее La Vénus impudique или Venus Impudica («нескромная Венера»). Затем маркиз противопоставил статуэтку из слоновой кости Афродите Книдской, греко-римской скульптуре, изображающей Венеру, покрывающую ее обнаженное тело обеими руками.

Использование этого имени метафорично, как и здесь. не является связующим звеном между древними фигурками и римской богиней Венерой ; хотя они были интерпретированы как изображения изначальной богини-женщины. Этот термин подвергался критике за то, что он отражает западные идеи, а не верования первоначальных владельцев скульптур, но оригинальные имена также неизвестны, поэтому термин Венера сохранился.

Как и многие доисторические артефакты, точное культурное значение этих фигур может никогда не быть известно. Однако археологи предполагают, что они могут быть символом безопасности и успеха, плодородия или богини-матери. Женские фигурки являются частью искусства верхнего палеолита, в частности категории искусства палеолита, известного как переносное искусство.

Детали фигур
Венера из Долни Вестонице, самое раннее обнаруженное использование керамики (29000 г. до н.э. - 25000 г. до н.э.)

Большинство статуэток Венеры - это изображения женщин и следуют художественным традициям того времени. Большинство фигурок имеют одинаковую форму тела с самой широкой точкой живота и увеличенными женскими репродуктивными органами. Часто другие детали, такие как голова и конечности, игнорируются или отсутствуют, что приводит к тому, что фигура абстрагируется до упрощения. Головы часто имеют относительно небольшой размер и лишены деталей. Некоторые могут изображать беременных женщин, в то время как другие не показывают признаков беременности.

Венера Виллендорфская и Венера Лаусельская (каменный рельеф >, а не статуэтка) несут следы внешнего покрытия красной охрой. Значение этого неясно, но традиционно считается, что оно носит религиозный или ритуальный характер. Некоторые человеческие тела эпохи палеолита обнаружены покрытыми аналогичным образом, поэтому предполагается, что этот цвет имел важное значение в их культуре, хотя мы не знаем, что именно.

Все общепринятые женщины палеолита фигурки из верхнего палеолита. Хотя изначально они в основном считались частью ориньякской культуры, большинство теперь связано с граветтианской и солютрейской культурами. В эти периоды преобладают фигурки более округлой формы. В культурах магдалины формы становятся более тонкими и детализированными, а стили упомянутых фигур становятся похожими в областях тесного контакта.

Интерпретация
Vénus impudique, Рисунок 1907 г.

С момента их открытия было много разных интерпретаций фигурок, одна из которых взята из. В своей книге «Появление богини» она утверждает, что последовательность в дизайне этих безликих, с большой грудью, часто беременных фигур в большом регионе и в течение длительного периода времени предполагает, что они представляют собой архетип женщины-Верховного Создателя. Жители неолита, бронзового и железного веков, вероятно, связывали женщин как создателей, врожденно связанных с циклами природы. Таким образом, считалось, что женские роды и менструальные циклы совпадают с лунными циклами и приливами.

Было высказано предположение, что из-за способа изображения этих фигур, таких как большая грудь, отсутствие ступней и лиц, эти статуи были сделаны женщинами, которые смотрели на свои тела, поскольку перспектива их тел была бы зеркальной, как у фигурок, и у них, вероятно, не было доступа к зеркалам.

Было высказано предположение, что они может быть признаком более ранней распространенности стеатопигии, которая теперь ассоциируется в основном с женщинами определенного африканского или андаманского происхождения. Однако Венеры не квалифицируются как стеатопигийские, поскольку они имеют угол около 120 градусов между спиной и ягодицами, в то время как стеатопигия диагностируется по современным медицинским стандартам только под углом около 90 градусов.

Позже женщина статуэтки и преемственность
Неолитические фигурки плодородия
Фигурки плодородия культуры Халаф, Месопотамия, 6000-5100 гг. до н.э. Лувр.
Фигурка плодородия из Мехргарх, долина Инда, около 3000 г. до н.э.
Все элементы неолитической традиции «статуэток Венеры», обильная грудь и бедра этих фигурок предполагают связь с плодородием и продолжением рода.

Некоторые ученые предполагают прямую преемственность между палеолитическими женскими фигурками и более поздними примерами женских изображений из неолита или бронзового века.

Женщина статуэтка, которая «не имеет практического применения и является переносной» и имеет общие элементы фигурки Венеры (сильный акцент или преувеличение черт, связанных с женским полом, и отсутствие полных нижних конечностей), может считаться фигуркой Венеры, даже если археологические данные предполагают, что он был произведен после основного периода палеолита. Некоторые фигурки, соответствующие этому определению, происходят из эпохи неолита и в эпоху бронзы. Период и место, в котором была изготовлена ​​фигурка, помогают археологам прийти к заключениям о том, можно ли определить найденное произведение искусства как фигурку Венеры или нет. Например, керамические фигурки из позднего керамического неолита могут быть приняты как фигурки Венеры, а каменные фигурки из более поздних периодов - нет. Это предмет постоянных дебатов, учитывая сильное сходство между многими фигурками палеолита, неолита и более поздних времен. Переделанный эндокаст брахиопода примерно 6000 г. до н.э. в Норвегии был идентифицирован как фигурка поздней Венеры.

Это означает, что данная женская фигурка может или не может быть классифицированным как фигура Венеры любым археологом, независимо от его даты, хотя большинство археологов дисквалифицируют фигурки, которые датируются более поздним, чем палеолит, даже если их назначение могло быть таким же.

Известные статуэтки
ИмяВозраст (приблизительный)МестоположениеМатериал
Венера из Холе Фелс 35,000–40,000Швабский Альб, Германия бивень мамонта
Венера из Гальгенберга 30,000Нижняя Австрия серпантинная скала
Венера из Долни Вестонице 27,000–31,000Моравия, Чехия керамика
Венера Лоссельская 25000Южная Франция известняк, но рельеф
Венера Леспугская 24000–26000Французские Пиренеи слоновая кость
Венера Виллендорфская 24,000–26,000Нижняя Австрия известняк 1
Венера из Брассемпуи 23,000Брассемпуи, Франция слоновая кость
Венера из Петршковиц 23,000Силезия, Чехиягематит
Фигурки Венеры Мальты 23,000Иркутская область, Россия слоновая кость
Венеры Буретские 23,000Иркутская область, Россия слоновая кость, змеевик
Венера Мораванская 23000Мораваны-над-Вагом, Словакия бивень мамонта
Фигурки Венеры в Костенках 20,000–25,000Костёнки – Борщево, Россияслоновая кость
Венера Савиньяно 20,000–25,000Савиньяно-суль-Панаро, Италия змеевик
статуэтки Венеры Бальци Росси 18000–25000Вентимилья, Италияслоновая кость, мыльный камень, серпентин, хлорит
Фигурки Венеры Гённерсдорфа 11,500–15,000Нойвид, Германияслоновая кость, рог, кость
Фигурки Венеры Петерсфельса 11,500–15,000Энген, Германияблэк-гагет
Венера из Монруза 11000Невшатель, Швейцария черная гагат
См. Также
  • Исторический портал
  • значок Портал изобразительного искусства
Примечания
Ссылки
  • Бек, Маргарет, в Рэтмане, Элисон Э. (ред.), Чтение тела: представления и остатки в The Archaeological Record, 2000, University of Pennsylvania Press, ISBN 0812217098, 9780812217094, google books
  • Кук, Джилл, фигурки Венеры, Видео с доктором Джилл Кук, куратором отдела европейской предыстории, Британский музей
  • Фэган, Брайан М., Бек, Шарлотта, «Фигурки Венеры», Оксфордский компаньон археологии, 1996, Oxford University Press, ISBN 0195076184, 9780195076189, google books
  • Сандарс, Нэнси К. (1968), Доисторическое искусство в Европе. Пингвин: Пеликан, ныне Йельский университет, История искусства. (прим. 1-го изд.)
Дополнительная литература
  • Абрамова З., 1962: Палеолитическое искусство на территории СССР, Москва: Акад. АН СССР, Ин-т. Archeologii, 1962
  • Абрамова, З., 1995: L'Art paléolithique d'Europe orientale et de Sibérie., Гренобль: Жером Миллон.
  • Коэн, К.: La femme des origines - images de la femme dans la préhistoire occidentale, Belin-Herscher (2003) ISBN 2-7335-0336-7
  • Конард Н., 2009: женская фигурка из базального Ориньякские отложения пещеры Hohle Fels на юго-западе Германии. Природа, 2009; 459 (7244): 248 DOI: 10.1038 / nature07995
  • Кук, Джилл 2013. Искусство ледникового периода: прибытие современного разума; Лондон: Издательство Британского музея. ISBN 978-0-7141-2333-2
  • Delporte, Henri 1993. L'image de la femme dans l'art prehistorique, éd. Пикард. (ISBN 2-7084-0440-7 )
  • Диксон, Алан Ф. и Барнаби Диксон. 2011. «Фигурки Венеры европейского палеолита: символы плодородия или привлекательности? «Журнал антропологии 2011 [sic]: 1-11.
  • Гвоздовер, М., 1995: Искусство охотников на мамонтов: находки из Авдеево, (Oxbow Monography 49), Oxford: Oxbow.
  • Шлезер, Карл Х. 2001. «Подробнее о фигурках Венеры». Current Anthropology 42: 410-12.
  • Соффер О., Адовасио Дж., Хайланд Д., 2000: The ' Фигурки Венеры - текстиль, корзина, пол и статус в верхнем течении * Палеолит, Современная антропология, том 41, номер 4, август – октябрь 2000 г.
  • Рау С., Науманн Д., Барт М., Мюлейс Y., Bleckmann C., 2009: Eiszeit: Kunst und Kultur, Thorbecke, 2009, 396p. ISBN 978-3-7995-0833-9
Внешние ссылки
Викискладе есть материалы, связанные с фигурками Венеры.
Последняя правка сделана 2021-06-18 11:13:32
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте