Джомон люди

редактировать

«Дзёмон люди» ( 縄文 , Дзёмон джин) это общее название нескольких народов, которые жили в японском архипелаге в течение периода Дземона ( с. 14 000 до 300 г. до н.э.). Сегодня большинство японских историков соглашаются с возможностью того, что дзёмон не были единым однородным народом, а состояли из множества разнородных групп.

В 2019 году исследование популяции дзёмон, представленное образцом, полученным из археологического памятника Фунадомари на острове Ребун, показало, что традиционные японцы унаследовали в среднем 10% ДНК дзёмон в своем геноме.

Разные популяции в Японии демонстрируют разное количество предков Дзёмон, и одно исследование, проведенное в 2021 году, показало, что современные японцы унаследовали от 8% до 45%, в среднем 20%, своего генома от людей периода Дзёмон.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 Морфологические характеристики
  • 2 языка
  • 3 Культура
    • 3.1 Керамика
    • 3.2 Мастерство
    • 3.3 Религия
  • 4 Истоки
    • 4.1 Генетика
      • 4.1.1 Отцовское происхождение
      • 4.1.2 Материнские линии
      • 4.1.3 Ретровирус ATL
      • 4.1.4 Изучение Икавазу Дзёмона
      • 4.1.5 Исследование Funadomari Jōmon
      • 4.1.6 Исследование Ребуна Дзэмона
      • 4.1.7 Полный анализ генома 2020 года
      • 4.1.8 Исследование Хигасимё Дзэмона
      • 4.1.9 Комплексный генетический анализ образцов Дзёмон со всего Японского архипелага в 2021 году
  • 5 Потомки народа Дзёмон
    • 5.1 Айны
    • 5.2 Эмиши
    • 5,3 Ямато (японцы) люди
    • 5.4 люди рюкюань
  • 6 В популярной культуре
  • 7 См. Также
  • 8 ссылки

Морфологические характеристики

Мужской череп позднего периода Дзёмон (реплика). Раскопан в Мияно Кайдзука ( префектура Иватэ ). Выставка в Национальном музее природы и науки.

Несколько исследований многочисленных останков скелетов Дзёмон, которые были раскопаны в различных местах Японского архипелага, позволили исследователям больше узнать о населении Японии периода Дзёмон. Люди Джомона были относительно близки к другим выходцам из Восточной Азии, однако имели больше общего с образцами коренных народов Америки. В Японии были обнаружены региональные различия между различными останками Дзёмон. Исторически люди Дзёмон относились к монголоидам.

Судебно-медицинская реконструкция от человека Дзёмон из префектуры Ниигата.

Морфология зубов предполагает, что у Дземонов есть зубная структура Сундадонта, которая более распространена в современной Юго-Восточной Азии и у коренных тайваньцев.

Согласно статье Шмидта и Сегучи (2014), « Культура дзёмон и заселение японского архипелага », доисторические люди дзёмон произошли от разнообразных палеолитических популяций, и что в Японию периода дзёмон происходили множественные миграции. Они пришли к выводу: «В этом отношении биологическая идентичность дзёмон неоднородна, и это может указывать на различные народы, которые, возможно, принадлежали к общей культуре, известной как дзёмон... Эти результаты предполагают уровень межрегионального взаимодействия. гетерогенности среди групп дзёмон не ожидается. Это наблюдение дополнительно подтверждается исследованиями Канзава-Кирияма и др. (2013) и Адачи и др. (2013). Канзава-Кирияма и др. (2013) проанализировали краниометрию и извлекли аДНК из музея Образцы, взятые с места кургана ракушек Сангандзи в префектуре Фукусима, датируются последним периодом Дзёмон. Они проверили региональные различия и обнаружили, что Тококу Дзёмон (север Хонсю) был больше похож на Хоккайдо Дзёмон, чем на географически прилегающий Канто Дзёмон (центральный Хонсю). Adachi et al. (2013) описали краниометрию и последовательность аДНК особи дзёмон из Нагано (пещера Югора), датируемой серединой начального периода дзёмон (7920–7795 кал. происхождение, которое широко распространено среди современных жителей Восточной Азии (Nohira et al. 2010; Umetsu et al. 2005) и напоминали современные образцы сравнения из Восточной Азии, а не географически близкий образец Урава Джомон ».

Кондо и др. 2017, обнаружил, что население периода Дзёмон в Японии было морфологически сходным с жителями Восточной Азии, Юго-Восточной Азии и коренными американцами, однако существовала неоднородность, и образцы отличались друг от друга в зависимости от региона. Был обнаружен клин с севера на юг, при этом Дзёмон Хоккайдо более отличается от современных жителей Восточной Азии, чем останки Дзёмон с островов Хонсю, Кюсю или Рюкюань.

Исследование, опубликованное в научном журнале « Nature » Джинамом и соавт. 2015 г., используя сравнение данных SNP по всему геному, обнаружил, что образцы Хоккайдо Дземон, предков народа айнов, несли аллели генов, связанные с чертами лица, которые обычно встречаются у европейцев и жителей Ближнего Востока, но в основном отсутствуют у современных японцев и других людей. Восточные азиаты, со средней частотой. Эти аллели, возможно, попали в популяцию периода Дзёмон из палеолитического сибирского генофонда, связанного с распространением культуры микроклинков, которая пришла на Хоккайдо примерно от ~ 25000 до ~ 15000 лет назад. Гакухари и др. 2020 аналогичным образом отметил возможность переноса генов от древних северных евразийцев (выборка по образцу MA-1) или аналогичной группы в северную Японию, что может быть явно связано с внедрением культуры микролопастей в Сибири.

Недавно, в 2021 году, было подтверждено, что народ Хоккайдо Дзёмон сформировался из связанных с Восточной Азией групп Дзёмон с Хонсю и из «людей конечного верхнего палеолита» (TUP), коренных жителей Хоккайдо и палеолита Северной Евразии. Группы Хонсю Дзёмон прибыли около 15000 г. до н.э. и слились с коренными «народами ТУП», чтобы сформировать местный Дзёмон Хоккайдо. Айны, в свою очередь, образовались из Хоккайдо Дзёмон и Охотского народа.

Watanabe et al. 2021 проанализировал гаплотипы и аллели SNP, связанные с внешним видом, и обнаружил, что люди Jōmon преимущественно несли генные аллели, связанные с восточноазиатскими чертами лица и характеристиками. Это включает в себя специфические мутации Восточно - Азиатской ABCC11 и ГДДИТЕ ген. Было обнаружено, что образцы Хоккайдо Дзёмон имеют 47,6% -ную частоту специфического для Восточной Азии гена ABCC11 и 68,9% -ную частоту специфического для Восточной Азии гена EDAR. Авторы пришли к выводу, что эти результаты соответствуют краниометрическим данным, которые показывают, что большинство людей Джомона имели восточноазиатский фенотип.

Языки

Неизвестно, на каком языке или языках говорили в период Дзёмон. Предлагаемые языки: язык айнов, японские языки, тунгусские языки, австронезийские языки, палеосибирские языки или неизвестные и ныне исчезнувшие языки.

В то время как наиболее поддерживаемая точка зрения состоит в том, чтобы приравнять язык айнов к языку дзёмон, эта точка зрения небезупречна, поскольку считается, что по крайней мере четыре племени в центральной и западной Японии говорили на тунгусском языке, по крайней мере три племени на Кюсю и Окинаве. австронезийский язык, и неизвестно, были ли другие группы с другими языками.

Однако исследование Ли и Хасэгавы из Университета Васэда обнаружило доказательства того, что язык айнов произошел от населения Охотска, которое распространилось примерно 2000 лет назад - относительно недавнее распространение.

Культура

Культура народа Дзёмон известна как «культура Дзёмон». Это в значительной степени основывалось на сборе пищи и охоте, но также предполагается, что люди Дзёмон практиковали раннее земледелие. Они собирали орехи и моллюсков, занимались охотой и рыбалкой, а также в какой-то степени занимались сельским хозяйством. Люди Дзёмон также использовали керамику и глиняную посуду и обычно жили в жилищах в ямах.

Некоторые элементы современной японской культуры, возможно, пришли из культуры Дзёмон. Среди этих элементов - предшественники современного синтоизма, некоторые брачные обычаи, некоторые архитектурные стили и, возможно, некоторые технологические разработки, такие как лакировка, ламинированная юми, обработка металлов и изготовление стекла.

Керамика

Стиль глиняной посуды, созданный народом Дзёмон, можно отличить по узорам с «маркированными шнурами», отсюда и название «Дзёмон» ( 縄 文, «узор из соломенных веревок»). В стилях керамики, характерных для первых этапов культуры Дзёмон, использовались украшения, созданные путем вдавливания шнуров в поверхность влажной глины, и они, как правило, считаются одними из старейших форм керамики в Восточной Азии и в мире. Помимо глиняных горшков и сосудов, Дзёмон также сделал множество стилизованных статуй ( догу ), глиняных масок, каменных дубинок или жезлов и мечей.

Мастерство

Магатама - бусины в форме почки - часто встречаются в японских находках периода Дзёмон, а также в некоторых частях Северо-Восточной Азии и Сибири.

Есть свидетельства того, что люди Дзёмон строили корабли из больших деревьев и использовали их для рыбалки и путешествий; однако нет единого мнения относительно того, использовали ли они паруса или весла. Люди Дзёмон также использовали обсидиан, нефрит и различные породы дерева. Люди Дзёмон создали множество украшений и декоративных предметов; например, магатама, вероятно, была изобретена одним из племен Дзёмон и обычно встречается по всей Японии и в меньшей степени в Северо-Восточной Азии.

Религия

Основная статья: Ко-Синто

Религия по крайней мере некоторых людей Дзёмон была похожа на ранний синтоизм (см. Ко-синто ). Во многом это было основано на анимизме и, возможно, шаманизме. Другими, вероятно, похожими религиями являются религии рюкюань и айнов.

Происхождение

Происхождение предков Восточной Азии на материковой части Юго-Восточной Азии, которое дало начало нескольким родственным линиям, связанным с Восточной Азией, включая большинство людей Джомона.

Люди Джомона в основном произошли от аборигенов Восточной Азии (восточно-евразийских) с материковой части Юго-Восточной Азии и юго-восточной части Гималаев. Генный поток из верхнепалеолитических групп Северной Евразии и Сибири был обнаружен в локальных образцах периода Дзёмон с Хоккайдо и Тохоку. Факты свидетельствуют о том, что этнические корни населения периода Дзёмон были довольно разнородными и что маршруты миграции можно проследить до древней Северо-Восточной Азии, Тибетского плато, древнего Тайваня и палеолитической Сибири. Согласно исследованию 2009 года, народ Дзёмон представляет собой смесь нескольких различных этнических групп.

Согласно обзорной статье « Культура Дзёмон и заселение Японского архипелага » Шмидта и Сегучи (2014), доисторические люди Дзёмон произошли от разнообразных палеолитических популяций с многочисленными миграциями в Японию периода Дзёмон. Они пришли к выводу: « В этом отношении биологическая идентичность дзёмон неоднородна, и это может указывать на различные народы, которые, возможно, принадлежали к общей культуре, известной как дзёмон ».

Генетика

Дополнительная информация: Генетическая история жителей Восточной Азии. Генетическое положение проанализированных образцов периода Дзёмон. Образцы Jōmon находятся в пределах Восточно-Евразийского кластера и далеки от Западно-Евразийского или океанического / Сахульского кластеров. На этом ППТС джомоны относительно близки к древним гималайским группам.

Полный анализ генома в 2020 и 2021 годах позволил получить дополнительную информацию о происхождении народов Дземон. Генетические результаты предполагают раннее смешение между различными группами в Японии уже в палеолите, за которым последовал постоянный поток генов из прибрежных восточноазиатских групп, что привело к гетерогенной популяции, которая затем гомогенизировалась до прибытия народа яёи. Поток генов из Северо-Восточной Азии в период Дзёмон связан с линиями C1a1 и C2, поток генов с Тибетского плато и Южного Китая связан с линиями D1a2a (ранее D1b) и D1a1 (ранее D1a). Генетический поток из древней Сибири был также обнаружен у северного народа Дзёмон на Хоккайдо, с более поздним потоком генов из Хоккайдо в некоторые части северного Хонсю ( Тохоку ). Предполагается, что родословные K и F были представлены в ранний период Дзёмон, но были заменены на C и D. Генетические данные свидетельствуют о том, что восточноазиатская исходная популяция, недалеко от Гималайского хребта, внесла свой вклад в родословную популяции периода Дзёмон в Японии. и в меньшей степени - древним выходцам из Юго-Восточной Азии. Авторы пришли к выводу, что это указывает на внутреннюю миграцию через южный или центральный Китай в сторону Японии в период палеолита. Другой компонент происхождения, кажется, прибыл из Сибири на Хоккайдо. Археологические и биологические данные связывают южную культуру Дзёмон на Кюсю, Сикоку и некоторых частях Хонсю с культурами южного Китая и Северо-Восточной Индии. Распространенная культура, известная как «культура всех зеленых широколистных лесов», простиралась от юго-запада Японии через южный Китай до Северо-Восточной Индии и южного Тибета и характеризовалась выращиванием бобов адзуки.

Другое исследование, опубликованное в Cambridge University Press в 2020 году, пришло к выводу, что примерно в 6000 г. до н.э. (или уже примерно в 10 тыс. те, что были найдены на стоянке Одаи Ямамото и Дзёмон или на стоянке Аоягамиджи в префектуре Тоттори. Авторы утверждают, что эта миграция может быть источником японских языков, а не более поздней миграции яёй.

Исследование 2021 года пришло к выводу, что народ джомона произошел от общей базально-восточноазиатской исходной популяции на материковой части Юго-Восточной Азии, которая также дала начало другим популяциям, связанным с Восточной Азией. Однако люди Дзёмон оказались изолированными от других жителей Восточной Азии на японском архипелаге примерно в 15000 г. до н.э., что привело к их относительному более высокому базальному положению по сравнению с другими жителями Восточной Азии. Некоторые подгруппы Дзёмон, в частности Дзёмон Хоккайдо, получили второстепенный поток генов от группы, связанной с Яна-RHS, глубоко связанной с Европой верхнепалеолитической североевразийской популяции.

Отцовские линии

Считается, что гаплогруппы D-M55 (D1a2a) и C1a1, а также C-M217 часто встречались у людей периода Дземон. Также предполагается, что O-M119 был представлен по крайней мере некоторыми людьми периода Дзёмон. Было обнаружено, что один 3800-летний мужчина Дземон, раскопанный на острове Ребун, принадлежал к гаплогруппе D1a2b1 (D-CTS 220). Гаплогруппа D-M55 встречается примерно у 35%, а гаплогруппа C1a1 примерно у 6% современных японцев. Кроме того, предполагается, что гаплогруппа C2 существовала у небольшого количества людей Jōmon. Но никаких доказательств наличия гаплогруппы C-M217 и гаплогруппы O-M119 пока не обнаружено.

Предлагаемое расширение основных восточноазиатских гаплогрупп, Hallast et al. 2020. Распространение Y-хромосомы D в популяциях во всем мире.

D-M55 встречается только у японцев (айны, рюкюанцы и ямато). Гаплогруппа C1a1 встречается у современных японцев с частотой 6%. В других местах он редко встречался у корейцев и северо-восточных китайцев. Недавно было подтверждено, что японская ветвь гаплогруппы D-M55 отличается и изолирована от других D-ветвей более 53000 лет назад. Раскол между D1a2-M55 и D1a-F6251 (последний из которых распространен у тибетцев, других тибето-бирманских групп и алтайцев и имеет умеренное распространение в остальной части Восточной Азии, Юго-Восточной Азии и Центральной Азии) может иметь произошел недалеко от Тибетского плато. Исследование ДНК, проведенное в 2019 году, предполагает, что гаплогруппа D-M55 увеличилась примерно до 70% в конце периода Дзёмон, что предполагает рост и спад населения незадолго до миграции яёй. Другое подобное исследование пришло к выводу, что D-M55 стала доминирующей гаплогруппой в Японии в конце периода Дзёмон.

Материнские линии

МтДНК гаплогруппы людей Jōmon характеризуется наличием гаплогрупп M7a и N9b. Исследования, опубликованные в 2004 и 2007 годах, показывают, что общая частота M7a и N9b, наблюдаемая в современном японском языке, составляет от 12-15% до 17% в традиционном японском языке. N9b часто встречается в Хоккайдо Джомонах, а M7a часто встречается в Тохоку Джомонах. Однако содержание N9b в Канто Джомон очень низкое.

По оценкам, у M7a есть общий предок с M7b'c, клада, члены которой встречаются в основном в Японии (включая людей Дземон), других частях Восточной Азии и Юго-Восточной Азии, 33 500 (95% ДИ 26 300 lt;-gt; 42 000) лет до настоящего. Все существующие члены гаплогруппы M7a, по оценкам, имеют самого недавнего общего предка за 20 500 (95% ДИ 14 700 lt;-gt; 27 800) лет назад. Гаплогруппа M7a сейчас имеет самую высокую частоту на Окинаве.

Гаплогруппа N9b, по оценкам, имеет последнего общего предка с N9a и Y, двумя кладами, широко распространенными в Восточной Азии, 37 700 (95% ДИ 29 600 lt;-gt; 47 300) лет назад. Все существующие члены гаплогруппы N9b, по оценкам, имеют самого недавнего общего предка за 21 100 (95% ДИ 16 700 lt;-gt; 26 200) лет до настоящего времени. Гаплогруппа N9b сейчас наиболее часто встречается среди тунгусских народов юго-востока Сибири (особенно удэгейцев ), но было обнаружено, что она очень часто встречается в останках скелетов людей дзёмон на севере Японии (Тохоку и Хоккайдо).

Кроме того, гаплогруппы D4, D5, M7b, M8, M9a, M10, G, A, B и F также были обнаружены у людей Jōmon. Все эти последние гаплогруппы широко распространены среди населения Восточной Азии (включая современных японцев, рюкюанцев и айнов) и Юго-Восточной Азии, но некоторые из их субкладов распространены почти исключительно в Японии. Из исследования мтДНК древних Дзёмон и Яёй было обнаружено, что мтДНК D5, G, M7a, M7b, M10, N9b обнаруживаются исключительно у дзёмон, айну, рюкюань, японцев в разном проценте, но не у древних яёй в Японии.

Ретровирус ATL

Ген, распространенный у людей Jōmon, представляет собой ретровирус ATL (человеческий Т-лимфотропный вирус, HTVL-I). Этот вирус был обнаружен как причина взрослого Т-клеточного лейкоза (ATL), и исследования были продвинуты Такуо Хинума из Института вирусных исследований Киотского университета.

Хотя было известно, что в Японии существует много вирусоносителей, в соседних странах Восточной Азии он не обнаружен. Между тем, он был обнаружен у многих африканцев, коренных американцев, тибетцев, сибиряков, бирманцев, коренных жителей Новой Гвинеи, полинезийцев и т. Д. Глядя на распространение в Японии, он особенно часто встречается на юге Кюсю, префектуре Нагасаки, Окинаве и других странах. среди айнов. И со средней частотой он наблюдается в южной части Сикоку, южной части полуострова Кии, тихоокеанской стороне региона Тохоку ( Санрику ) и на островах Оки. В целом, носители ретровируса ATL чаще встречаются в отдаленных районах и на отдаленных островах. При детальном изучении хорошо развитых областей ATL в каждом регионе Кюсю, Сикоку и Тохоку, операторы связи сохраняются с высокой скоростью в небольших поселениях, которые были изолированы от окружающей среды и неудобны для движения.

Путь естественного заражения этим вирусом ограничивается вертикальным заражением между женщинами и детьми (чаще всего через грудное вскармливание) и горизонтальным заражением между мужчинами и женщинами (чаще всего от мужчин к женщинам через половой акт).

Основываясь на вышеизложенном, Хинума пришел к выводу, что область высокой частоты этого вируса указывает на то, что остается высокая плотность населения дзёмон.

Икавазу Дзёмон изучает

Частичный анализ генома McColl et al. в 2018 году о доисторическом заселении Юго-Восточной Азии было проанализировано 26 древних образцов из Юго-Восточной Азии, от позднего неолита до железного века. Они проанализировали образец Ikawazu Jōmon (названный IK002) с юго-востока Honshu, и черновая последовательность генома Jmon была определена из IK002. Анализируемый женский скелет дзёмон имеет типичную морфологию дзёмон. Было обнаружено, что этот индивид Джомона разделяет некоторую родословную с доисторическими хобиньями, которые также имеют некоторую общую родословную с Онге, Джехаи (полуостровная Малайзия) в континентальной Юго-Восточной Азии вместе с группами индейцев и жителями Папуа-Новой Гвинеи, что представляет собой возможный поток генов из этой группы в Джомон. численность населения. На «Графиках примесей, соответствующих геномам древней Юго-Восточной Азии» с использованием qpGraph, современные жители Восточной Азии могут быть смоделированы как смесь энгеподобной популяции и популяции, связанной с индивидом Тианьюан. В то время как личность Дзэмона смоделирована как смесь хабинянского (La368) и восточноазиатского происхождения. Ее митохондриальная мтДНК представляет собой гаплогруппу N9b, которая типична для населения Северо-Восточной Сибири, эта гаплогруппа у современных японцев (lt;2,0%), но обычно обнаруживается в предыдущих исследованиях мтДНК N9b Jomon 4% у жителей Окинавы, 6,9% у современных ульчей 8% у современных айнов, 32,3% у удэгейцев, народов Амуро-Уссури, где в регионе присутствуют высокие частоты N9b.

Более недавнее генетическое исследование Gakuhari et al. 2020 г., используя Ikawazu Jōmon (IK002), рядом с двумя дополнительными образцами Jōmon из северных островов Хонсю и Хоккайдо, были получены противоречивые результаты. Люди Джомона произошли преимущественно от базально-восточноазиатской популяции и не имеют общих предков с хобхинцами или онге, как было предложено Макколлом в 2018 году. Авторы отмечают, что нет никаких генетических доказательств общего происхождения или генетического дрейфа между наследственной линией Джомона и Онж. Они отвергают вывод Макколла и приходят к выводу, что также нет доказательств того, что дзёмон образовался из смеси онге / хобхинян и групп, связанных с ами, но что дзёмон в основном являются прямыми потомками связанного с Восточной Азией населения верхнего палеолита, прибывшего в Японию. около 35000 лет назад из материковой части Юго-Восточной Азии или из Гималаев. Было обнаружено, что образцы Jōmon (включая IK002) являются частью «базально-восточноазиатского кластера» (bEE), древнего населения, не имевшего расхождений среди предков жителей Восточной Азии, северо-восточных азиатов / восточно-сибиряков и коренных американцев. Джемоны генетически являются базовыми для современных жителей Восточной и Северо-Восточной Азии, а также коренных американцев, что позволяет предположить, что они имеют более близкое родство с кластером древних северо-восточноазиатских / восточно-сибирских и коренных американцев (NA-ES-NA), а не с компонентом Юго-Восточной Азии. Тем не менее, IK002 демонстрирует некоторую близость к народу амис (один из многих тайваньских коренных народов ), что может поддерживать более позднюю прибрежную миграцию в Японию, исходящую из Тайваня.

Кроме того, авторы отмечают возможную связь между культурой микропластов вокруг озера Байкал в палеолитической Сибири и периодом Дзёмон на Хоккайдо. Предполагается, что культура микроклинков пришла в Японию примерно 25000 лет назад с миграцией, связанной с древними северными евразийцами, древним населением, отдаленно связанным с современными европейцами и жителями Ближнего Востока, и которое внесло около 30% предков в коренных американцев и некоторых других. Палео-сибирские этносы. Далее они приходят к выводу, что их результаты подтверждают «модель двойной структуры» происхождения современных японцев.

Исследование Funadomari Jōmon

Полный анализ генома с использованием SNP с высокой степенью достоверности и функциональных оценок SNP для определения возможных фенотипических характеристик, а также полиморфизмов Y-хромосомы, позволил проанализировать мужские и женские образцы Jomon. Археологические раскопки Фунадомари расположены на песчаной косе, отделяющей озеро Кушу от залива Фунадомари на северном побережье острова Ребун, небольшого острова у северо-западной оконечности Хоккайдо. Результаты исследования показывают, что хоккайдо-дзёмон представляют собой отдельную популяцию и не имеют близкого родства с другими популяциями. Джомоны обычно ближе к восточно-евразийским популяциям и образуют кластер около «базальных восточно-азиатов».

Современные японцы разделяют от 9% до 13% своего генома с использованным образцом Дзёмон. Специфический геном Jmon также встречается в небольшом процентном отношении в популяциях Северо-Восточной и Юго-Восточной Азии, что позволяет предположить геномный поток из групп, связанных с Jmon, или более древней общей исходной популяции. Кроме того, у жителей Хоккайдо Дзёмон общие определенные аллели генов с популяциями в арктических регионах Евразии и Северной Америки, которых нет у других жителей Восточной Азии.

Тесты, использующие филогенетические отношения, показывают, что у Funadomari Jōmon с Хоккайдо около 86% родословных являются восточноазиатскими, а около 14% - глубоко европейскими. По мнению авторов, для объяснения этих результатов и возможных последствий необходимы дополнительные данные.

Ребун Джомон исследование

Другой полный анализ генома 3800-летней женщины Джемон показывает, что этот образец имеет общие варианты генов, которые встречаются только в арктических популяциях Евразии, но отсутствуют где-либо еще. По мнению авторов, это свидетельствует о том, что дзёмон ловили и охотились на жирных морских и наземных животных. Выборка также показала более высокую толерантность к алкоголю, чем другие популяции Восточной Евразии. Дальнейший анализ показывает, что у образца Джимон был высокий риск развития печеночных пятен, если она проводила много времени на солнце. В образце Jōmon была влажная ушная сера, что редко встречается среди населения современной Восточной Азии. Несмотря на сильные различия, образец Ребун Дзёмон относительно близок к современному японскому языку. Кроме того, образец Ребун Дземон также относительно ближе к прибрежным группам, таким как ульчи в России и некоторым аборигенным тайваньцам.

Реконструкция лица в 2018 году на основе информации о геноме 3800-летней женщины дзёмон с острова Ребун на Хоккайдо показала, что цвет кожи женщины был немного темнее, чем у современной японки, ее волосы были тонкими и тонкими, а цвет ее глаза были светло-карими. Кроме того, анализ показал, что у женщины группа крови А +.

Полный анализ генома 2020 года

Полный анализ генома, опубликованный в 2020 году, впервые проанализировал полный геном нескольких образцов Jōmon. В исследовании были отвергнуты предыдущие аргументы Макколла 2018 и Чуан-Чао Ван и др., Которые предположили, что они имеют общее происхождение с хобхинцами и андаманскими онге.

Дземоны не разделяют особых отношений с хабиньянами, как предполагалось ранее (McColl et al., 2018). Тесты на генетическое сходство не показывают, что хабиньи или дзэмоны обладают исключительно высоким генетическим сходством друг с другом.

Напротив, были обнаружены доказательства переноса генов из группы, связанной с базальной Восточной Азией, в хобхинцев и андаманских онге. По оценкам, восточноазиатское происхождение андаманских онге составляет примерно 30%. Сами джомоны имеют относительно большую часть генома с жителями Восточной Евразии и меньше с палеолитическими сибиряками, а также с современными людьми в Японии и различными группами вокруг Охотского моря.

В другом анализе, проведенном в 2020 году современных и древних восточно-евразийских образцов из Юго-Восточной Азии, Восточной Азии и Сибири, исследователи обнаружили, что народ Дзёмон (названный «Jōmon_HG» от имени охотников-собирателей периода Дзёмон) можно смоделировать из двух отдельных компонентов: один «Восточноазиатский» -связанный "компонент" и один "в настоящее время не усиленный" компонент (или несколько компонентов), вероятно, из палеолитической Сибири. Они также не смогли воспроизвести особую близость между джомоном, хоабхинцами и андаманцами, как это было предложено в исследовании Макколла 2018 года, но обнаружили противоположные доказательства того, что древнее население, связанное с тибетским чокопани, способствовало как собирателям джомонов-охотников, так и древним жителям Юго-Восточной Азии.

Исследование Хигасимё Дзэмона

Исследование, проведенное в 2021 году Adachi et al. проанализировали образец Дзёмон (~ 5000 г. до н.э.) из пещеры Хигасимё возле Саги на острове Кюсю, что добавляет дополнительные доказательства региональных различий между популяциями периода Дзёмон. Образец Хигасимё Дзёмон оказался генетически наиболее близок к другим образцам Дзёмон и различным восточноазиатским группам, таким как коренные народы Тайваня ( ами и атаял ), канканай и илокано на севере Филиппин, а также корейцы и японцы. Однако, поскольку только 6,9% ядерного генома было читаемым у особи Хигашимио, нельзя было сделать надежного вывода. По мнению авторов, основной компонент предков населения Японии периода Дзёмон имеет общие предки с современными жителями Восточной Азии, но разделился около 22000 лет назад, что близко к расколу между выходцами из Восточной Азии и коренными американцами. Тем не менее, поток генов, не относящихся к Восточной Азии, в популяцию периода Дзёмон привел к их уникальному положению и внутреннему разнообразию, которое усилилось в результате более поздней изоляции, миграции и генетического дрейфа. В отличие от образцов Хоккайдо Дзёмон, особь Хигасимё принадлежала к митохондриальной ДНК гаплогруппы M7a1, а не N9b. Как и в предыдущих исследованиях, было обнаружено различие между северным и южным дзёмон, причем южный дзёмон (представленный образцом Хигасимё), вероятно, был источником предков Дзёмон среди современных японцев, а не северного дзёмона. Авторы отмечают, что необходимы дополнительные исследования, чтобы лучше понять внутреннее разнообразие народа Дзёмон и его историческое образование.

Комплексный генетический анализ образцов Дзёмон со всего Японского архипелага в 2021 году

В 2021 году Юсуке Ватанабе и др. опубликовал наиболее полный на сегодняшний день генетический анализ образцов Jōmon и современных японцев с использованием недавно разработанной технологии « индекс-маркера происхождения » (AMI), которая представляет собой усовершенствованную форму анализа данных полного генома и SNP. Они проанализировали несколько образцов периода Дзёмон и 10 842 современных японца, набранных из всех 47 префектур Японии. Кроме того, они проверили генетическую связь между Jmon и другими популяциями, а также возможные маршруты миграции людей периода Jmon и их данные SNP относительно фенотипов.

Как и предыдущие морфологические исследования, такие как Kondo et al. 2017 г., генетические данные подтвердили, что люди периода Дзёмон были неоднородными и отличались друг от друга в зависимости от региона. Был обнаружен клин с севера на юг, при этом южный Дзёмон на Кюсю, Сикоку и юго-западный Хонсю были близки к современным восточноазиатским народам, тогда как северный Дзёмон на Хоккайдо и Тохоку был более удалён от жителей Восточной Азии. Данные SNP показали, что образцы южных Jmon имели в основном гаплотипы SNP, связанные с континентальными восточноазиатскими и восточноазиатскими фенотипами, в то время как северные Jōmon имели частично различные гаплотипы SNP, включая аллели черт лица, отсутствующие у жителей Восточной Азии и южного Jmon. Были найдены образцы Хоккайдо Дзёмон иметь 47,6% аллелей ABCC11 гена и 68,9% аллелей ГДДИ гена, распространены в континентальной Восточной Азии и южной Дзёмон. Результаты исследования подтвердили «теорию двойной структуры» относительно происхождения современных японцев, но обнаружили, что значительное количество восточноазиатских ассоциированных аллелей уже присутствовало у людей периода Дзёмон до миграции жителей Восточной Азии с континента в период Яёи. Авторы заявили, что это первое исчерпывающее генетическое свидетельство гетерогенности среди населения Японии периода Дзёмон.

Сравнение образцов дзёмон и других популяций показало, что рюкюи наиболее близки к южным дзёмонам, а айны - к северным дзёмонам на Хоккайдо. Рюкюаны и айны заметно отличались друг от друга. Материковые японцы ( Ямато ) были более далеки от образцов Дзёмон, но, как и Рюкюанцы, были ближе к образцам южных Дзёмон. У японцев из разных регионов было разное количество аллелей SNP, производных от Jōmon, от 17,3% до 24%, выбранных южным Jmon, и от 3,8% до 14,9%, выбранных северным Jmon. Было обнаружено, что аллели SNP, производные Jōmon, связанные с фенотипом, встречаются редко и составляют 2,4%. Было обнаружено, что у японцев кинки и сикоку больше всего родословных, происходящих от яёй, чем у японцев кюсю, что может быть объяснено меньшей численностью населения Сикоку периода Дзёмон по сравнению с периодом Дзёмон Кюсю.

Сравнение гаплотипов SNP между образцами древних японцев Дзёмон и современными популяциями. Люди Дзёмон относительно близки к современным людям туцзя, мяо и современным японцам.

Генетическая связь между образцами Jmon и другими азиатскими популяциями выявила дальнейшую неоднородность среди образцов Jmon. В отличие от предыдущего исследования, в котором предполагалось частично общее происхождение между образцом Икавазу Дземон (IK002) и андаманским онге, новые результаты не нашли убедительных доказательств частично общего происхождения, а скорее генетический поток от населения, связанного с Восточной Азией, от базального до андаманского. Восточные и северо-восточные азиаты, относящиеся как к людям периода Дземон, так и к андаманским онге соответственно. Кроме того, результаты не находят доказательств заслуживающей внимания связи между прибрежными жителями Восточной Азии и Jōmon или гипотетического прибрежного маршрута миграции. Напротив, большинство образцов дзёмон ближе к горцам Внутренней и Восточной Азии, таким как тибетцы, туцзя и мяо. Генетические данные свидетельствуют о том, что население восточноазиатского происхождения вблизи горного хребта Гималаев, базальнее выходцев из Восточной и Северо-Восточной Азии, внесло большое количество предков в людей периода Дземон и в меньшей степени у древних жителей Юго-Восточной Азии. Авторы пришли к выводу, что это указывает на внутреннюю миграцию через южный или центральный Китай в сторону Японии, а не на прибрежный маршрут. Другой компонент происхождения, похоже, прибыл из Сибири в Японию и был более распространен в северных Дзёмон на Хоккайдо и Тохоку. Семь образцов Jōmon были в целом ближе к современным жителям Восточной и Северо-Восточной Азии, а также к жителям Центральной Азии ( Xibo ) и довольно далеки от древних и современных жителей Юго-Восточной Азии (рис. 5).

Потомки народа Дзёмон

Недавние исследования отмечают, что народ Дзёмон состоял из нескольких этнических групп, которые прибыли в Японию в разное время, прежде чем позже слиться в до-яёйское население Японии. Однако исследования, использованные для теоретического обоснования современных потомков этой первоначально смешанной этнической группы, использовали смоделированное происхождение, сравнивая различные образцы периода Дземон с современными популяциями, и могут не указывать на фактическое общее происхождение.

Айны

Двое мужчин айнов

Принято считать, что айны являются потомками Хоккайдо Дзёмон.

Недавнее генетическое исследование (Gakuhari et al.2020) предполагает, что около 79,3% предков айнов происходят от Хоккайдо Дзёмон. Исследование Kanazawa-Kiriyama et al. (2019) предполагает около 66% происхождения Хоккайдо Дзёмон у народа айнов.

Эмиши

Emishi, бывшая группа не-Ямато в центральной части Хонсю, часто связаны с айнами, но некоторые историки предполагают, что они были либо своей собственной группа Дзёмона, и не разделяет близко культурные связи с айнами, или состоял из нескольких различных племена.

Сацумон северной части Хонсю, одна из культур, которые слились позже образуют айн культуру, часто предполагают, чтобы быть связан с культурой Emishi.

Другие историки предполагают, что Emishi на самом деле были в основном японские люди, говорящие на Идзумо диалект из японо-рюкюских языков, которые сопротивлялись императорская властью в династии Ямато.

Ямато (японцы)

В Ямато японские в основном происходят от людей Яёх, но и примесь от людей Дзёмона. Подсчитано, что происхождение Дзёмон у японцев Ямато составляет менее 20%. Другое исследование оценивает происхождение Дзёмон у жителей Токио примерно в 12%. Одно исследование оценивает около 10% предков Дзёмон у современных людей Ямато.

Недавние исследования показывают, что японцы происходят в основном от народа яёй, и что яёи в значительной степени вытеснили местных дзёмон.

Другое исследование генома (Takahashi et al.2019) дополнительно подтверждает, что современные японцы (ямато) происходят в основном от народа яёи. Анализ митохондриальной ДНК Дзёмон и современных японских образцов показывает, что существует разрыв между мтДНК людей периода Дзёмон и людей периодов Кофун и Хэйан. Это открытие предполагает, что генетическое преобразование японцев могло произойти во время или до эры Кофун, по крайней мере, на территории Сёмиодзи. Исследование аутосомной ДНК, проведенное Gakuhari et al. (2019) предполагает около 9,8% родословной дзёмон у современных японцев, в то время как оценка генного потока в том же исследовании предполагает 3,3% родословной дзёмона, а остальная часть - от народа яёй. Другое исследование аутосомной ДНК, проведенное Kanazawa-Kiriyama et al. (2019) находит около 9-13% предков дзёмонов у современных японцев (остальные - от яёй).

Народ рюкюань

Согласно нескольким исследованиям, народ Рюкюань имеет больше общих аллелей с охотниками-собирателями периода Дзёмон (16 000–3 000 лет назад), а народы айны и народы айны имеют меньший генетический вклад от азиатских континентальных популяций, что поддерживает модель двойной структуры К. Ханихара (1991), широко принятая теория, которая предполагает, что японцы ямато более смешаны с азиатскими земледельческими континентальными людьми (с Корейского полуострова), чем айны и рюкюанцы, причем основная примесь наблюдается в период яёй и после него (3000 -1,700 лет назад).

В составе японского населения рюкюи образуют отдельный кластер, охватывающий весь геном, как один из двух на главном острове Хонсю. Местное происхождение Дзёмон оценивается примерно в 28% или 50-60%, в зависимости от различных исследований. Событие примеси, которое сформировало смешанные рюкюанцы, оценивается как минимум 1100–1075 лет назад, что соответствует периоду Гусуку и считается связанным с прибытием мигрантов из Японии. Таким образом, рюкюанцы кажутся генетически наиболее близкими к айнам с точки зрения айнов, тогда как с точки зрения рюкюанцев, которые наиболее близки к японцам ямато, это прямо противоположно.

Согласно недавним исследованиям генома, рюкюанцы и особенно окинавцы наиболее близки к другим жителям Восточной Азии, но также относительно однородны на генетическом уровне. Исследование не нашло много доказательств сильного влияния Дзёмона на рюкюанцев. Было обнаружено, что в среднем окинавцы делят примесь на 80,8% с японцами и на 19,2% с китайцами. Оценки индивидуальных примесей были довольно разными и варьировались от 5,84% до 57,82% китайской примеси, что, вероятно, совпадает с историческими миграциями китайцев на Окинаву.

Исследование Kanazawa-Kiriyama et al. (2019) предполагает, что рюкюанцы наследуют около 27% своей родословной от местного дзёмона, а остальные - от народа яёй.

В популярной культуре

Аспекты культуры Дзёмон были использованы в видеоигре The Legend of Zelda: Breath of the Wild. Арт-директор Nintendo Такидзава Сатору сказал, что культура Дзёмон послужила источником вдохновения для создания в игре «Шейхских сланцев, святилищ и других древних предметов».

Воссозданную деревню Дзёмон в виде парка впечатлений (Сарасина но Сато), который предлагает различные мероприятия, можно посетить в Тикуме, Нагано.

Смотрите также

использованная литература

Последняя правка сделана 2023-03-31 01:48:21
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте