Сака

редактировать
Сака A катафракт - парадная броня в стиле парадной брони сакского короля, также известного как «Золотой воин», из Иссыкский курган, историческое захоронение недалеко от бывшей столицы Алматы, Казахстан. Около 400-200 г. до н.э.

Сака, Сака, Шака, Сака или Сака (древнеперсидский : сака; брахми : Гупта аллахабад sh.svg Гупта аллахабад k.svg , aka; санскрит : शक, शाक, aka, āka; древнегреческий : Σάκαι, сакаи; Латинский : саки ; китайский : , старый * Sək, mod. Sāi; египетский : 𓐠𓎼𓋴𓎡𓈙, sꜣgskš) были группой кочевых иранских народов, которые исторически населяли северные и восточные евразийские степи и Таримский бассейн.

Хотя они были соединены, Саков следует отличать от скифов Понтийской степи и массагетов региона Аральского моря, хотя они и составляют часть шире скифские культуры. Как и скифы, саки произошли от более ранней андроновской культуры. Их язык входил в состав скифских языков. Выдающиеся археологические находки саков включают Аржан, Туннуг, пазырыкские захоронения, Иссыкский курган, Сакские курганные гробницы, Курганы Тасмолы и, возможно, Тилля-Тепе.

Во II веке до нашей эры многие саки были вытеснены юэчжи из степи в Согдию и Бактрия, а затем к северо-западу от Индийского субконтинента, где они были известны как индо-скифы. Другие саки вторглись в Парфянскую империю, в конце концов обосновавшись в Систане, в то время как другие, возможно, мигрировали в Дианское царство в Юньнань, Китай. В Таримской котловине и пустыне Такламакан области Северо-Западного Китая они поселились в Хотане, Яркенд, Кашгар и другие места, которые в разное время вассалами великих держав, например Ханьский Китай и Танский Китай.

Содержание
  • 1 Использование имени
  • 2 История
    • 2.1 Происхождение
    • 2.2 Ранняя история
    • 2.3 Миграции
    • 2.4 Индо-скифы
    • 2.5 Царства в Таримском бассейне
      • 2.5.1 Хотанское царство
      • 2.5.2 Королевство Шуле
  • 3 Историография
    • 3.1 Страбон
    • 3.2 Индийские источники
  • 4 Язык
  • 5 Генетика
  • 6 Внешний вид
  • 7 Археология
    • 7.1 Пазырыкская культура
    • 7.2 Сокровища Тиллиа Тепе
  • 8 Культура
    • 8.1 Искусство
    • 8.2 Общество
    • 8.3 Одежда
  • 9 См. Также
  • 10 Ссылки
    • 10.1 Цитаты
    • 10.2 Библиография
  • 11 Внешние ссылки
Использование имени

Современные споры об идентичности «сака» частично связаны с двусмысленным этого слова древними, несакскими властями. Согласно Геродоту, персы дали имя «сака» всем «скифам ». Плиний Старший (Гай Плиний Секунд, 23–79 г. н.э.) утверждает, что персы дали имя Сакаи только «ближайшим к ним» скифским племенам. Скифов на крайнем севере Ассирии персы также называли сака-суни (сакские или скифские сыновья). Неоассирийская империя времен Асархаддон записывает кампанию против народа, который они называли на аккадском языке Ашкуза или Ишхуза.

Другой народ, гимирраи, который был известен древним грекам как киммерийцы, был связан с саками. В библейском иврите ашкузы (Ашкеназ ) прямым ответвлением Гимирри (Гомер ).

Для Ахеменидов, там было три типа саков: Sakā tayai paradraya ( «За морем», предположительно между греками и фракийцами на западной стороне Черного моря ), Sakā tigraxaudā («С остроконечными шапками»), Sakā haumavargā («Hauma пьющие », дальний восток). Солдаты армии Ахеменидов, Ксеркса I, деталь гробницы, около 480 г. до н. Э.

вавилоняне считали сака синонимом гимирраев; оба названия используются в трехъязычной надписи Бехистун, в 515 г. до н.э. в Дарий Великий. царстве Урарту, позднее входившем в Армению, и Шакусен в Утике получил свое название от них.) Надпись Бехистун использовал давала только одну запись для S иначе, позже они были разделены на три группы:

  • Sak ā paradraya - «Сака за морем», название добавлено после скифского похода Дария I к северу от Дуная.
  • Сака тиграксауда - «Сака в остроконечных шляпах / шапочках»
  • Сака хаумаварга - интерпретируется как «хаома пьет саку», но есть и другие предложения.

Термин встречается в двух надписях в другом месте:

  • Сака пара Сугдам - ​​«Сака за пределами Сугды (Согдия )», термин использовался Дарием для людей, которые сформировали пределы его империи на противоположной стороне конец царства Куш (эфиопов), следовательно, он должен находиться на восточной окраине его империи.

Сака парадрая относится к западным скифам (европейским скифам) или сарматам. Считается, что и сака тиграксауда, и сака хаумаварга расположены в Центральной Азии к востоку от Каспийского моря.

Сака хаумаварга считается тем же самым, что и амиргианцы, Племя саков в непосредственной близости от Бактрии и Согдианы. Было высказано предположение, что Сака хаумаварга может быть Сака пара Сугдам, поэтому некоторые утверждают, что Сака хаумаварга находится восточнее, чем Сака тиграксауда, возможно, в Памирских или Синьцзян, хотя Сырдарья считается их более вероятным местонахождением, учитывая, что название говорит «за Согдией», а не Бактрией.

В современную эпоху археолог Хьюго Винклер (1863–1913) был первым, кто связал саков со скифами. Джон Мануэль Кук в «Кембриджской истории Ирана» утверждает: «Персы дали одно имя Сака как кочевникам, они столкнулись между Голодной степью (Мирзачо'л ), так и на Каспийском море, а также на тех, что к северу от Дуная и Черного моря, против которых позже выступал Дарий; а греки и ассирийцы называли всех, кто был им известен, именем Скутай (Ишкузай). Сака и Скутай, очевидно, составляли родовое название для кочевники на северных границах ». Персидские источники рассматривают их как единое племя, называемое саками (сакаи или саки), но греческие и латинские тексты предполагают, что скифы состояли из многих подгрупп

.

Современные ученые теперь используют термин сака для обозначения иранских народов, населявших северные и восточные евразийские степи и Таримский бассейн.

История
В гробницах найдены артефакты 2 и 4 из Тилля и воссоздание их использования на мужчинах и женщинах, найденных в этих гробницах

Происхождение

Саки были группой иранских народов, которые говорили на языке, принадлежащем Иранская ветвь из индоевропейских языков. Французский историк Рене Груссе писал, что они составляли особую ветвь «скифо-сарматской семьи », происходящей от кочевых иранских народов северо-западной степи Евразии. Подобно скифам Понтийской степи, они были связаны расово европеоидными и в итоге проследили свое происхождение от андроновской культуры. Считается, что пазырыкские захоронения пазырыкской культуры на плато Укок в IV и III веках до нашей эры принадлежат сакским вождям. Эти захоронения обнаруживают поразительное сходство с более ранними таримскими мумиями в Гумугоу. Иссыкский курган юго-востока Казахстана и культура Ордоса на плато Ордос также связаны с саками. Было высказано предположение, что правящая элита хунну имел сакское происхождение. Некоторые люди утверждают, что в 8 веке до нашей эры набег саков на Алтай может быть «связан» с набегом на Китай Чжоу.

Ранняя история

Саки засвидетельствованы в исторических и археологических исследований, датируемых примерно 8 веком до нашей эры. В эпоху Ахеменидов древнеперсидские надписи, найденные в Персеполе, датируемые периодом правления Дария I (годы правления 522-486 до н.э.), говорится о саках. чтобы жить за пределами Согдианы. Точно так же в надписи, датируемой правлением Ксеркса I (годы правления 486-465 до н.э.), они связаны с дахаэ людьми из Средней Азии.

Два племени сака. Названные в надписи Бехистун, Сака тиграксауда («Сака с остроконечными шляпами / шапками») и Сака хаумаварга («хаома сака для питья») могут быть расположены к востоку от Каспийского моря. Некоторые утверждали, что Сака хаумаварга может быть Сака пара Сугдам, поэтому Сака хаумаварга будет располагаться дальше на восток, чем Сака тиграксауда. Некоторые утверждали, что их местонахождение являются Памир или Синьцзян, хотя Яксарт считает их более вероятным местонахождением, учитывая, что название говорит «за пределами Согдианы», а не Бактрия.

Современный греческий историк Геродот отмечал, что Империя Ахеменидов называла всех «скифов» именем «сака».

Греческие историки писали о войнах между саками и мидянами, а также об их войнах против Кира Великого из своих Персидской империи Ахеменидов, где женщины саки сражались вместе со мужчинами. Согласно Геродоту, Кир Великий противостоял массагетам, народу, связанному с саками, во время похода к востоку от Каспийского моря и был убит в битве в 530 году до нашей эры. Дарий I также вел войны против восточных саков, сражались с ним с тремя армиями под предводителем трех царей, согласно Полиэну. В 520–519 годах до нашей эры Дарий победил племя сака тиграксауда и захватил их царя Скунха (изображенного в остроконечной шляпе в Бехистуне). Территории Саки были поглощены Империей Ахеменидов в рамках Хорасмии, которая включала большую часть Амударьи (Оксус) и Сырдарьи (Яксартес), а саки снабдили армию Ахеменидов большим большим количеством конных лучников. Они также упоминались как одни из тех, кто сопротивлялся набегам Александра Великого в Среднюю Азию.

Саки были известны как саки или сай (кит. : 塞) в древних китайских характеристиках. Эти записи на указывают то, что они используются населяли долины Или и реки Чу современного Кыргызстана и Казахстана. В Книге Хань местность называлась «страной саков», то есть сак. Точная дата прихода саков в долины Или и Чу в Среднюю Азию неясна, возможно, это было незадолго до правления Дария I. Около 30 сакских гробниц в виде курганов (захоронение курганы) также были обнаружены на территории Тянь -Шаня и датированы периодом 550–250 гг. до н.э. Признаки присутствия саков были также обнаружены в районе Таримской котловины, возможно, еще в 7 веке нашей до нашей эры. По крайней мере, к концу II века до нашей эры саки основали государства в Тарим Барине.

Миграции

Пленный царь саков Скунха, с горы Бехистун, Иран, Ахеменидов каменный рельеф времен правления Дария I (годы правления 522–486 до н.э.)

Саки были вытеснены из долин рек Или и Чу Юэчжи. Отчет о перемещении этих людей дается в Сыма Цянь в Записях великого историка. Юэчжи, используемые жили между Тангри Таг (Тянь-Шань ) и Дуньхуан из Ганьсу, Китай, подвергшиеся атакам и были вынуждены бежать из Хэси. Коридор Ганьсу сил правителя сюнну Моду Чаньюя, завоевавшего территорию в 177–176 гг. До н.э. В свою очередь, юэчжи были ответственны за нападение и вытеснение Саи (то есть саки) на запад в Согдиану, где между 140 и 130 г. до н.э. последние пересекли Сырдарью в Бактрию. Саки также двинулись на юг, в сторону Памира и северной Индии, где они поселились в Кашмире, и на востоке, чтобы поселиться в некоторых из оазисов-государств на участках бассейна Тарима, таких как Янки (焉耆, Карасахр ) и Цючи (龜茲, Куча ). Юэчжи, которые сами подверглись нападению со стороны другого племени, усун, в 133–132 гг. До н.э., снова двинулись из долин Или и Чу и заняли страну Даксия, (大 夏, «Бактрия»).

Саки как подданные Империи Ахеменидов на статуе Дария I, около 500 г. до н.э.

Древние греко- Римский географ Страбон отмечал, что четыре племени, истребившие бактрийцев в греческих и римских источниках, - азии, пасианои, тохарои и сакараулай - пришли с земель к северу от Сырдарьи, где расположены долины Или и Чу. Идентификация этих четырех племен различается, но Сакараулай может указывать на древнее племя саков, тохарои, возможно, - это юэчжи, и хотя азиои были предложены как группы, такие как усун или аланы.

Рене Груссе писал оелении саков: «Саки под давлением юэчжи [юэчжи] вторглись в Согдиану, а затем и в Бактрию, заняв там место греков». Затем, «отступив на юг юэчжи», саки заняли «страну саков, Сакастану, откуда и находится современный Персидский Систан». Некоторые из саков, спасаясь бегством от юэчжи, напали на Парфянскую империю, где они победили и убили царей Фраата II и Артабана. Эти саки были в итоге заселены Митридатом II в так называемом Сакастане. Согласно Гарольду Уолтеру Бейли, территория Дрангиана (ныне в Афганистане и Пакистане) стала известна как «Земля саков», а на персидском языке современного Ирана называлась Сакастана., на армянском языке как сакастан, с аналогичными эквивалентами в пехлевийском, греческом, согдийском, сирийском, арабском и среднеперсидском языке, используемом в Турфане, Синьцзян, Китай. Об этом свидетельствует современная надпись Харостхи, найденная на львиной столице Матхура, принадлежащей сакскому царству индо-скифов (200 г. до н.э. - 400 г. до н.э. н.э.) в Северная Индия, примерно в то же время, согласно китайским схемам, что саки вторглись и заселили страну Джибин ie 賓 (т.е. Кашмир, современные Индия и Пакистан).

Ярослав Лебединский и Виктор Х. Майр предполагают, что некоторые саки, возможно, также мигрировали в районе Юньнань на юге после их изгнания юэчжи Китая. Раскопки доисторического Дианского искусства царства Юньнани распространены сцены охоты кавказских всадников в среднеазиатской одежде. Сцены, изображенные на этих барабанах, иногда представляют этих всадников, занимающихся охотой. Сцены животных из семейства кошачьих, нападающих на волов, также временами напоминают скифское искусство как по теме, так и по композиции.

Миграции 2-го и 1-го веков до нашей эры оставить следы в Согдии и Бактрии, но их нельзя твердо отнести к сакам, как и стоянки Сиркап и Таксила в древней Индии. Богатые могилы в Тилля-Тепе в Афганистане считаются частью населения, пострадавшего от саков.

Клан Шакья в Индии, к которому принадлежал Гаутама Будда, которого звали Шакьямуни «Мудрец Шакья», вероятно, также были саки, как показал Майкл Витцель и Кристофер И. Беквит.

Индо-скифы

Регион в Афганистане и Пакистане, где переселились саки, стал известен как «земля саков» или Сакастан. Об этом свидетельствует современная надпись Харостхи, найденная на львиной столице Матхура, принадлежащей сакскому царству индо-скифов (200 г. до н.э. - 400 г. до н.э. н.э.) в север Индии, примерно в то же время, согласно китайским кодам, что саки вторглись и заселили страну Джибин 罽 賓 (то есть Кашмир, современные Индия и Пакистан). На персидском языке современного Ирана территория Дрангианы называлась Сакастана, по-армянски - Сакастан, с аналогичными эквивалентами на пехлевийском, греческом, согдийском, сирийском, арабском и среднеперсидском языке, используемом в Турфан, Синьцзян, Китай. Саки также захватили Гандхару и Таксилу и мигрировали в Северную Индию. Самым известным индо-скифским царем был Мауэс. Индо-скифское царство было основано в Матхуре (200 г. до н.э. - 400 г. н.э.). Веер Раджендра Риши, индийский лингвист, выявил лингвистическое родство между индийскими и центральноазиатскими языками, что приводит к вера в возможность исторического влияния Сакана в Северной Индии. Согласно историку Майклу Митчинеру, племя абхира было сакским народом, указанным в надписи Гунда в Западном сатрапе Рудрасимха I, датированном 181 годом нашей эры.

Царства в бассейне Тарима

Королевство Хотан

Монета Гургамойи, царя Хотана. Хотан, I век.. Аверс: Харошти легенда: «О великом царе царей, царе Хотана Гургамойе.. Преподобный: Китайская легенда: «Медная монета двадцать четыре зерна». Британский музей

Хотанское было сакским царством на южной окраине Таримской котловины. В результате ханьско-хуннской войны, начавшейся с С 133 г. до н. Э. По 89 г. н. Э., Бассейн Тарима (ныне Синьцзян, Северо-Западный Китай ), включая Хотан и Кашгар, подпадал под ханьских китайцев влияние, начиная с правления императора Ву Хань (годы правления 141-87 гг. до н.э.).

Археологические свидетельства и документы из Хотана и других мест в бассейне Тарим предоставили информацию о языке Официальным языком Хотана изначально был гандхари-пракрит, написанный на харошти, а на монетах из Хотана, датируемых I веком, есть двойные надписи на китайском и гандхари-пракрите, указывающие на связи Хотана с Индией и Китай. Сохранившийся документ Однако данные свидетельствуют о том, что иранский язык использовался людьми королевства в течение долгого времени. Документы третьего века нашей эры на пракрите из близлежащего Шаншана записывают титул царя Хотана как хинаджха (т. е. «генералиссимус »), явно иранское слово, эквивалентное санскритскому названию сенапати, но почти идентичное хотанскому сака хинайса, засвидетельствованному в более поздних хотанских документах. По словам профессора иранских исследований Рональда Э. Эммерика, это, наряду с тем фактом, что зарегистрированные периоды царствования короля назывались хотанским kṣuṇa, «подразумевает установленную связь между иранскими жителями и королевской властью». Он утверждал, что царские рескрипты Хотана на сакском языке, датированные 10 веком, «позволяют предположить, что правитель Хотана говорил на иранском языке». Более того, он утверждал, что ранняя форма имени Хотана, хватана, семантически связана с именем Сака.

Регион снова попал под китайский сюзеренитет с кампаниями завоевателей Император Тан Тайцзун (годы правления 626-649). С конца восьмого по девятый века регион переходил из рук в руки соперничающей Танской и Тибетской империй. Однако к началу 11 века регион перешел к мусульманским тюркским народам Кара-Ханидского ханства, что привело как к тюркизации региона, так и к его преобразованию из 157>Буддизм - Ислам.

Документ из Хотана, написанный на Хотанском саке, часть восточноиранской ветви индоевропейские языки, перечисляющие животных китайского зодиака в цикле предсказаний для людей, родившихся в этом году; чернила на бумаге, начало 9 века

Более поздние документы на хотанском-сакском языке, от медицинских текстов до буддийской литературы, были найдены в Хотане и Тумшуке (северо-восток от Кашгара). Подобные документы на хотанско-сакском языке,датируемые в основном X. были найдены в манускриптах Дуньхуана.

Хотя древние китайцы называли Хотан Ютянь (于闐), иногда использовалось другое, более исконно иранское имя, Джусаданна (瞿 薩 旦 那), происходящие от индоиранских городов Gostan и Gostana, названий города и региона вокруг него соответственно.

Королевство Шуле

Как и у соседних народов Королевства Хотан, жители Кашгара, столицы Шуле, говорили на сакском, одном из восточноиранских языков. Согласно Книге Хань, саки разделились и образовали несколько государств в регионе. Эти сакские государства могут быть следующие два государства к северо-западу от Кашгара, и Тумшук на его северо-восток, и Тушкурган юг на Памире. Кашгар также завоевал другие государства, такие как Яркенд и Куча во время династии Хань, но в своей более поздней истории Кашгар контролировался различными империями, включая Тан Китай, до Как он стал частью тюркского Кара-Ханидского ханства в X века. В XI веке, согласно Махмуду ал-Кашгари, некоторые нетюркские языки, такие как канчаки и согдийский, все еще использовались в некоторых регионах в окрестностях Кашгара, и считается, что канчаки принадлежать к сакской языковой группе. Считается, что Таримская котловина была лингвистически тюркизирована еще до конца 11 века.

Историография

Персы относили всех северных кочевников к сакам. Геродот (IV.64) представлены их как скифов, хотя они фигурируют под другим именем:

Саки, или скифы, были одеты в штаны, а на головах были высокие жесткие шапки, доходившие до точки. Они несли лук своей страны и кинжал; кроме того, у них был боевой топор, или сагарис. На самом деле они были амиргианскими (западными) скифами, но персы называли их саками, так как это имя они дали всем скифам.

Страбон

Скифия и Парфянская империя примерно в 170 г. до н.э. (до вторжения юэчжи в Бактрию)

В I веке до н.э. греко-римский географ Страбон обширное описание народов восточной степи, которое он поселил в Центральной Азии за пределами Бактрии и Согдианы.

Страбон продолжил перечисление названий различных племен, которые он считал «скифскими», и при этом почтиняка соединил их с неродственными племенами восточной части Центральной Азии. К племенам относились саки.

Теперь большая часть скифов, начиная с Каспийского моря, называется даэ, а те, кто расположен более восточнее этих, называются массагеты и Саки, как всем остальным дано общее название скифов, хотя каждому на дано отдельное собственное название. Все они по большей части кочевники. Но самые известные из кочевников - это те, кто забрал Бактриану у греков, я имею в Асии, Пасиани, Тохари и Сакараули, которые примыкает к Сакам и Согдианам, которые примыкает к Сакам и Согдианам, которые используются на другой стороне реки Иаксарт. и был оккупирован саками. А что касается даэ, некоторые из них называются апарни, некоторые Ксантии и некоторые писсури. Из них Апарни расположены ближе всего к Гиркании и части моря, которая граничит с ней, но остальные простираются до страны, которая простирается параллельно Арии. Между ними и Гирканией и Парфией и простирающейся до ариан великая безводная пустыня, которые они прошли долгими переходами, а захватили Гирканию, Несея, и равнины парфян. И эти люди согласились дать дань, и дань должна быть захватчикам в определенное время захватить страну и унести добычу. Но когда захватчики захватили их страну больше, чем позволяло соглашение, началась война, и, в свою очередь, их ссоры прекратились, и начались новые войны. Такова жизнь и других кочевников, которые всегда нападают на своих соседей, а затем, в свою очередь, улаживают свои разногласия.

(Страбон, География, 11.8.1; перевод 1903 г. Гамильтон и В. Фалконер.)

Индийские источники

Серебряная монета индо-скифского царя Азеса II (годы правления ок. 35–12 до н.э.). Обратите внимание на царскую тамгу на монете.

Саки получают многочисленные упоминания в индийских текстах, в том числе в Purā, as, Manusmṛiti, Ramāyaṇa, Махабхарата и Махабхашья из Патанджали.

Язык
Иссыкская надпись
Иссыкская тарелка с надписью.
Рисунок Иссыкская надпись.

Современный научный консенсус состоит в том, что восточноиранский язык является предком памирских языков в Центральной Азии и средневекового сакского языка Синьцзян, был одним из скифских языков. Свидетельства среднеиранского "скифо-хотанского" языка сохранились в Северо-Западном Китае, где документы на хотанско-сакском языке, от медицинских текстов до буддийских текстов, были найдены в основном в Хотане. и Тумшук (к северо-востоку от Кашгара). Они в степени предшествовали исламизации Синьцзяна при тюркоязычном Кара-Ханидском ханстве. Подобные документы, рукописи Дуньхуана, были обнаружены на хотанском сакском языке и датируются в основном X веком.

Свидетельства о сакском языке показывают, что это был an Восточноиранский язык. Лингвистическое сердце Саки было Хотанское, имело две разновидности, соответствующие основным поселениям в Хотане (теперь называемое Хотан ) и Тумшук (теперь названном Тумхук ). Тумшукесские и хотанские варианты сакского языка содержат много заимствований из среднеиндоарийских языков, но также имеют общие черты с современными восточноиранскими языками вахи и пушту.

Иссык. Надпись, короткий фрагмент на серебряной чаше, найденный в Иссыкском кургане в Казахстане, считается ранним образцом сака, представляющим один из очень немногих автохтонных эпиграфических следов этого языка. Надпись представляет собой вариант Харошти. Харматта идентифицирует диалект как Хотанезский продукт, переведя его так: «В сосуде должно быть вино из винограда, в нем должно быть столько же приготовленной пищи, сколько смертного, добавлено свежее приготовленное масло».

Растущее тело как лингвистические, так и физические антропологические данные свидетельствуют о том, что вакхи являются потомками сака. По мнению индоевропейца Мартина Кюммеля, вахи можно отнести к западно-сакскому диалекту; другие засвидетельствованные сакские диалекты, хотанский и тумшукесский, тогда были бы классифицированы как восточные саки.

Сакский центр постепенно был завоеван во время тюркской экспансии, начавшейся в шестом веке, и области был постепенно тюркизирован лингвистически при уйгурах.

генетике
Глава сакского воина, как побежденный враг юэчжи, из Халчаяна, I век до нашей эры.

Самые ранние исследования могли анализировать только сегменты мтДНК, таким образом только широкие корреляции родства с современными западноевразийскими или восточноевразийскими популяциями. Например, в исследовании 2002 года проанализирована митохондриальная ДНК скелетных останков мужчин и женщин сакского периода от двойного захоронения кургана на стоянке Берал в Казахстане. Было обнаружено, что эти два человека не являются близкими родственниками. Митохондриальная последовательность HV1 мужчины подобна подобной Андерсона, которая наиболее часто встречается в европейских популяциях. Последовательность HV1 самки предполагала большую вероятность азиатского происхождения.

Более поздние исследования позволили тип для конкретных линий МТДНК. Например, в исследовании 2004 г. изучали последовательность HV1, полученную от самца «скифо-сибиряка» на участке Кизил в период Алтай. Онал к материнской линии N1a, географически западной евразийской линии. Другое исследование той же группы, опять же мтДНК из двух скифо-сибирских скелетов, найденных в Алтай, показало, что это были типичные мужчины «смешанного евромонголоидного происхождения». Было обнаружено, что один из особей несет материнскую линию F2a, а другую линию - линию D, оба из характерны для популяций Восточной Евразии.

Эти ранние исследования исследуются все большими исследованиями российских ученых. Выводы: (i) раннее смешение западных и восточных евразийских ветвей в эпоху бронзы, причем западные линии были обнаружены далеко на востоке, но не наоборот; (ii) очевидное изменение нынешнего восточно-евразийских линий в западной степи; (iii) возможная роль миграции с юга, из балкано-дунайских иранских регионов в степи.

Данные о древней Y-ДНК были наконец предоставлены Кейзером и др. в 2009 году. Они гаплотипы и гаплогруппы 26 древних образцов человека из Красноярского ареала Сибири, датируемых серединой II тыс. до н.э. и IV веком нашей эры (скифские и сарматские временные рамки). Почти все субъекты принадлежали к гаплогруппе R-M17. Авторы предполагают, что их данные показывают, что между бронзовым и железным веками созвездие населения, под разными именами как скифы, андроновцы и т. Д., Было голубыми (или зелеными) глазами, светлокожими и светлокожими. волосатых людей, которые могли сыграть роль в раннем развитии цивилизации Таримской котловины. Более того, это исследование показало, что они более эффективно используются с современными популяциями в Восточной Европе, чем с популяциями Центральной и Южной Азии. Повсеместность и преобладание линии передачи Y-ДНК R1a резко контрастирует с разнообразием наблюдаемого в профилях мтДНК.

В ходе генетического исследования в журнале Природа в мае 2018 года, были изучены останки двадцати восьми саков, захороненных между ок. С 900 г. до н.э. до 1 г. н.э., захватив восемь саков южной Сибири (тагарская культура ), восемь саков центральной степи (тасмолинская культура ), и двенадцать саков Тянь-Шаня. Шесть образцов Y-ДНК, извлеченных из Тянь-Шань-Сака, принадлежали к гаплогруппам R (четыре образца), R1 и R1a1. Образцы мтДНК, извлеченные из Саки Тянь-Шаня, принадлежали C4, H4d, T2a1, U5a1d2b, H2a, U5a1a1, HV6 (два образца), D4j8 (два образца), W1c и G2a1. Исследование выявило значительные генетические различия между саками и скифами Паннонской котловины, а также между саками южной Сибири, центральной степи и Тянь-Шаня. Было обнаружено, что тянь-шаньские саки имеют около 70% предков западных степных пастухов (WSH), 25% - сибирских предков охотников-собирателей и 5% - иранских неолитических предков. Иранские предки эпохи неолита произошли в основном от мужчин, вероятно, из Бактрийско-Маргианского археологического комплекса. Было обнаружено, что саки тасмолинской культуры имеют примерно 56% -ное происхождение WSH и 44% -ое происхождение сибирских охотников-собирателей. У народов тагарской культуры было около 83,5% происхождения WSH, 9% древнеевразийского (ANE) происхождения и 7,5% сибирского происхождения охотников-собирателей. Исследование показало, что саки были источником западноевразийских предков среди хунну и что хунны, вероятно, возникли в результате завоеваний саков хунну, что характеризуется повышенным уровнем Восточноазиатское происхождение отцов в Средней Азии.

Внешний вид

Ранние физические анализы единогласно пришли к выводу, что саки, даже находящиеся далеко на востоке (например, Пазырыкский регион), обладал преимущественно «европидными» чертами, хотя смешанные «евромонголоидные» фенотипы также встречаются в зависимости от местонахождения и периода.

2 век до н.э. хань китайский посланник Чжан Цянь описал Саи (сака) как имеющих желтые (вероятно, означающие ореховый или зеленый) и голубые глаза. В Natural History римский автор 1 века нашей эры Плиний Старший характеризует Серес, иногда обозначаемый как Сала или тохарцы, рыжеволосые и голубоглазые.

Археология
A Пазырык всадник в войлочной па находка из захоронения около 300 г. до н. э. Пазырыки, по-видимому, имеют тесное родство со скифами.

Захватывающие могильные инвентарь из Аржана и других предметов в Туве датируются примерно 900 г. до н.э. и связаны с саками. В захоронениях в Пазырык в Горном Алтае были замечательно сохранившиеся саки «пазырыкской культуры», в том числе Ледяная дева V века до нашей эры.

пазырыкская культура

Сакские захоронения, задокументированные современными археологами, включают курганы в Пазырык в Улаган (Красный) район Республики Алтай, к югу от Новосибирска в Горном Алтае южной Сибири (близ Монголии). Археологи экстраполировали пазырыкскую культуру из этих находок: пять больших курганов и несколько более мелких курганов между 1925 и 1949 годами, один открыт в 1947 году русским археологом Сергеем Руденко. В курганах были скрытые помещения из бревен из лиственницы, покрытые большими пирамидами из валунов и камней.

Пазырыкская культура процветала между VII и III веками до нашей эры на территории, связанной с Саки.

Обычные пазырыкские могилы содержат только обычную утварь, но в одном из сокровищ археологи нашли знаменитый пазырыкский ковер, самый старый из сохранившихся шерстяных ворсовых восточных ковров. Еще одна поразительная находка, четырехколесная погребальная колесница высотой 3 метра, хорошо сохранившаяся с V по IV век до нашей эры.

Клад Тиллиа-Тепе

Место, найденное в 1968 году в Тиллиа Тепе (буквально «золотой холм») в северном Афганистане (бывшая Бактрия) около Шебергана состоял из могил пяти женщин и одного мужчины с чрезвычайно богатыми украшениями., датируемый примерно I веком до нашей эры и, вероятно, относящийся к племенам саков, обычно живущим немного севернее. В общей сложности в могилах было обнаружено несколько тысяч ювелирных изделий, обычно сделанных из комбинации золота, бирюзы и лазурита.

Высокая степень культурности синкретизм, однако, пронизывает результаты. эллинистические культурные и художественные влияния проявляются во многих формах и изображениях людей (от amorini до перстней с изображением Афины и ее имя, написанное на греческом языке), связано с существованием империи Селевкидов и греко-бактрийского царства на той же территории примерно до 140 г. до н.э., а также продолжающимся существованием индо-греческого царства на северо-западе индийского субконтинента до начала нашей эры. Это свидетельствует о богатстве культурного в районе Бактрии того времени.

Культура

Искусство

Батальные сцены на мемориальной доске Орлата. I век н.э.

Искусство саков было в том же стиле, что и искусство других иранских степных народов, которое вместе именуется скифским искусством. В 2001 году находка нетронутого царского скифского кургана проиллюстрировала скифское золото звериного стиля, в котором отсутствует прямое влияние греческих стилей. В этом захоронении, обнаруженном около Кызыла, столицы Сибирской республики Тыва.

Древние влияния Средней Азии тяжелыми для царской четы в 44 фунтах золота. можно идентифицировать в Китае после контактов столичного Китая с нашими западными и северо-западными приграничными территориями с 8 века до нашей эры. Китайцы переняли скифское искусство животных степей (описания животных, вступивших в схватку), особенно прямоугольные бляшки на поясе из золота или бронзы, и создали свои собственные версии из нефрита и стеатит.

После их изгнания юэчжи, некоторые саки, возможно, также мигрировали в районе Юньнань на юге Китая. Саки-воины также могли служить наемниками для различных королевств древнего Китая. При раскопках доисторического искусства цивилизации Диан Юньнани были обнаружены сцены охоты европеоидных всадников в среднеазиатской одежде.

Сакские влияния были представлены до вплоть до Кореи. и Япония. Считается, что различные корейские артефакты, такие как королевские короны царства Силла, имеют «скифский» дизайн. Подобные короны, принесенные через контакты с континентом, также можно найти в эпоху Кофуна Японии.

Общество

Братское многомужество было обычным делом среди саков. У братьев была одна общая семья, и дети считались принадлежащими старшему брату.

Одежда

Королевская корона, Тиллия Тепе «Короли с драконами», Тиллия Тепе

Подобно другим восточноиранским народам, представленным на рельефах ападана в Персеполис, саки изображаются одетыми в длинные брюки, закрывающие верхнюю часть тела. их сапоги. На плечах они набросаны на длинную мантию с диагональным краем сзади. Одно конкретное племя саков (Saka tigraxaudā) носило остроконечные шапки. Геродот в своем описании персидской армии упоминает саков как носивших брюки и высокие остроконечные фуражки.

Геродот говорит, что у саков были «высокие кепки, сужающиеся к концу и строго вертикальные». Головной убор азиатских саков хорошо виден на барельефе лестницы Персеполис Ападана - остроконечной шляпе с клапанами на ушах и затылке. От Китая до дельты Дуная мужчины, кажется, носили самые разные мягкие головные уборы - либо конические, как описанные Геродотом, либо более округлые, больше похожие на фригийские шапки.

Женщины сака одевались почти так же, как мужчины. Пазырыкское захоронение, обнаруженное в 1990-х годах, содержало скелеты мужчин и женщин, у каждого из которых было оружие, наконечники стрел и топор. Геродотнул, что у саков были «высокие чепцы и… брюки». Одежду шили из шерсти полотняного переплетения, ткани конопли, шелковых тканей, войлока, кожи и шкур.

Пазырыкские находки дают наибольшее почти полностью сохранившихся одежд и одежды, которые носили скифо-сакские народы. Древние персидские барельефы, надписи из Ападана и Бехистун и археологические находки дают визуальное представление об этой одежде.

По пазырыкским находкам (их можно увидеть также наскальных рисунках южно-сибирских, уральских и казахстанских) некоторые шапки были увенчаны зооморфными деревянными скульптурами, прочно прикрепленными к шапке и составляющими неотъемлемую часть головного убора, аналогично до уцелевших шлемов кочевников из северного Китая. Мужчины и женщины-воины носили туники, часто расшитые, украшенные аппликациями из войлока или металлическими (золотыми) бляшками.

Персеполис Ападана снова служит хорошей отправной точкой для наблюдения за туниками саков. Они представляют собой сшитую одежду с длинными рукавами, доходившую до колен и перевязанную ремнем, в то время как оружие владельца было прикреплено к поясу (меч или кинжал, gorytos, боевойор, точильный камень так далее.). Согласно многочисленным археологическим находкам, мужчины и женщины-воины носили туники с длинными рукавами, которые всегда были с поясом, часто с богато украшенными поясами. Казахстанские саки (например, Иссыкский Золотой Человек / Дева) носили более короткие и облегающие туники, чем скифы понтийских степей. Некоторые саки пазырыкской культуры носили короткие туники с поясом с лацканом на правой стороне, с вертикальным воротником, сужающимися в области запястья рукавами-фонариками и перевязанными узкими манжетами цвета, отличного от остальной туники.

Мужчины и женщины носили пальто: например, Пазырыкская сака имела множество разновидностей, от меха до войлока. Они могли носить пальто для верховой езды, которое позже стало известно как мидийское одеяние или канту. С длинными рукавами и открытыми, кажется, что в Персеполе Ападана Скудриан делегация изображена в таком пальто. Гобелен из пазырыкского войлока изображает всадника в развевающемся плаще.

См. Также
Литература

Цитаты

Библиография

  • Акинер (28 октября 2013 г.). Культурные изменения и преемственность в Центральной Азии. Рутледж. ISBN 978-1-136-15034-0.
  • Бейли, Х. У. 1958. «Языки сака». Handbuch der Orientalistik, I. Abt., 4. Bd., I. Absch., Leiden-Köln. 1958.
  • Бейли, Х. У. (1979). Словарь хотанского сака. Издательство Кембриджского университета. 1979. 1-е издание в мягкой обложке, 2010 г. ISBN 978-0-521-14250-2.
  • Баумер, Кристоф (2012). История Средней Азии: Эпоха степных воинов. И. Таврида. ISBN 978-1780760605. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Беквит, Кристофер. (1987). Тибетская империя в Центральной Азии. Принстон, NJ: Princeton University Press. ISBN 0-691-05494-0.
  • Беквит, Кристофер И. (2009). Империи Шелкового пути : История Центральной Евразии от бронзового века до наших дней. Princeton University Press. ISBN 978-0691135892. CS1 maint: ref = harv (link )
  • Бернард П. (1994). «Греческие королевства Центральной Азии». В Харматте, Янос. История цивилизаций Центральной Азии, Том II. Развитие оседлых и кочевых цивилизаций : С 700 г. до н.э. до 250 г. н.э. Париж: ЮНЕСКО, стр. 96–126. ISBN 92-3-102846-4.
  • Бейли, HW (1996) «Хотанская сакская литература. ", в Ehsan Yarshater (ed), The Cambridge History of Iran, Vol III: The Seleucid, Parhian, and Sasanian Periods, Part 2 (репринтное издание), Cambridge: Cambridge University Press.
  • Chang, Chun- шу. (2007). Расцвет Китайской Империи: Том II; Границы, иммиграция и империя в ханьском Китае, 130 г. до н. Э. - 157 г. от Р. Х. Анн-Арбор: Мичиганский университет Press, ISBN 978-0-472-11534-1.
  • Дандамаев М.А. (1 января 1994 г.). «СМИ и ахеменидский Иран». В Харматта, Янош (ред.). История цивилизаций Центральной Азии: развитие оседлых и кочевых цивилизаций, 700 г. до н.э. по 250 г. н.э.. ЮНЕСКО. С. 35–59. ISBN 9231028464. Проверено 29 мая 2015 г. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Дамгаард, ПБ; и др. (9 мая 2018 г.). «137 геномов древнего человека со всех концов Евразийских степей». Nature. Nature Research. 557 (7705): 369–373. doi : 10,1038 / s41586 -018-0094-2. PMID 29743675. S2CID 13670282. Проверено 11 апреля 2020 г.
  • Дэвид, Bruno; Ian J., McNiven (2018). Оксфордский справочник по археологии и антропологии наскального искусства. Oxford University Press. ISBN 978-0190607357. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Дэвис-Кимбалл, Жаннин. 2002. Женщины-воины: поиск скрытых героинь археологом. Warner Books, New York. 1st Trade Printing, 2003. ISBN 0-446-67983-6 (pbk).
  • Di Cosmo, Nicola (2004). Древний Китай и его враги: рост кочевой власти в истории Восточной Азии. Cambridge University Press. ISBN 052154382 7. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • День, Джон В. (2001). Индоевропейское происхождение: антропологические данные. Институт изучения человека. ISBN 0-941694-75-5. Проверено 2 марта 2015 г. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Бюллетень Азиатского института: Археология и искусство Центральной Азии. Исследования из бывшего Советского Союза. Новая серия. Под редакцией Б.А. Литвинский и Кэрол Альтман Бромберг. Перевод, сделанный Мэри Флеминг Зирин. Том 8, (1994), стр. 37–46.
  • Эммерик, Р. Э. (2003) «Иранское поселение к востоку от Памира», в Эхсане. Яршатер (редактор), Кембриджская история Ирана, Том III: Селевкиды, парфянский и сасанидский периоды, часть 1 (перепечатанное издание) Кембридж: Cambridge University Press, стр. 265–266.
  • Харматта, Янош ( 1 января 1994 г.). «Заключение». В Харматта, Янош (ред.). История цивилизаций Центральной Азии: развитие оседлых и кочевых цивилизаций, 700 г. до н.э. до 250 г. н.э.. UNESCO. Pp. 485–492. ISBN 9231028464. Проверено 29 мая 2015 г. CS1 maint: ref = harv (link )
  • Хилл, Джон Э. (2009) Через нефритовые ворота в Рим: исследование Шелкового пути во время Поздняя династия Хань, 1–2 века нашей эры. Джон Э. Хилл. BookSurge, Чарльстон, Южная Каролина. ISBN 978-1-4392-2134-1.
  • Хилл, Джон Э. 2004. Народы Запада из Вайлуэ 魏 略 Ю Хуань 魚 豢: китайский счет третьего века, составленный между 239 и 265 годами нашей эры. Проект аннотированного английского перевода.
  • Кузьмина, Елена Кузьмина (2007). Происхождение индоиранцев. БРИЛЛ. ISBN 978-9004160545. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Кузьмина, Елена Кузьмина (2008). Предыстория Шелкового пути. University of Pennsylvania Press. ISBN 978-0812240412. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • de Laet, Sigfried J.; Herrmann, Joachim (1996). История человечества: с седьмого века до нашей эры до седьмого века нашей эры ЮНЕСКО. ISBN 923102812X. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Лебединский, Ярослав (2006). Les Saces (на французском языке). Editions Errance. ISBN 2877723372. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Лебединский, Ярослав (2007). Les Nomades (на французском). Editions Errance. ISBN 978-2877722544. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Loewe, Michael. ( 1986). «Бывшая династия Хань» в Кембриджской истории Китая: Том I: Империи Цинь и Хань, 221 г. до н.э. - 220 г. н.э., 103–222 г. Под редакцией Дениса Твитчетта и Майкла Лоу е. Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-24327-8.
  • Mallory, J.P.; Майр, Виктор Х. (2008). Мумии Тарима: древний Китай и загадки древнейших народов Запада (1-е изд.). Лондон: Темза и Гудзон. ISBN 978-0500283721. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Миллуорд, Джеймс А. (2007). Евразийский перекресток: история Синьцзяна (иллюстрированный ред.). Columbia University Press. ISBN 0231139241.
  • Pulleyblank, Эдвин Г. 1970. «Ву-сун и саки и миграция юэчжи.. Бюллетень школы востоковедения и африканистики 33 (1970), стр. 154–160.
  • Пури Б.Н. 1994. «Саки и индо-парфяне». В кн.: История цивилизаций Центральной Азии., Том 2. Развитие оседлых и кочевых цивилизаций: с 700 г. до н.э. до 250 г. н.э. Харматта, Янош, изд., 1994. Париж: Издательство ЮНЕСКО, стр. 191–207.
  • Сулимирски, Тадеуш (1970). Сарматы. Том 73 древних народов и мест. Нью-Йорк: Praeger. Pp. 113–114. «Свидетельства как древних авторов, так и археологические находки указывают на массовую миграцию саков (саков) / массагетских племен из Дельта Сырдарьи (Средняя Азия) к середине II в. До н.э. Некоторые из сырдарских племен; они также вторглись в Северную Индию ».
  • Теобальд, Ульрих. (26 ноября 2011 г.).« История Китая - Sai 塞 The Saka People or Soghdians. »ChinaKnowledge.de. Проверено 2 сентября 2016 г..
  • Thomas, FW 1906. "Sakastana." Journal of the Royal Asiatic Society (1906), pp. 181–216.
  • Torday, Laszlo. (1997). Конные лучники: The Начало истории Центральной Азии. Дарем: The Durham Academic Press, ISBN 978-1-900838-03-0.
  • Синор, Денис (1990). Кембриджская история ранней Внутренней Азии, том 1. Cambridge University Press. ISBN 0521243041.
  • Тремблей, Ксавье (2007), «Распространение Буддизм в Сериндии: буддизм среди иранцев, тохарцев и турок до 13 века », в« Распространении буддизма », редакторы Энн Хейрман и Стефан Питер Бумбакер, Лейден: Koninklijke Brill.
  • Сюэ, Цзунчжэн (薛 宗正). (1992). History of the Turks (突厥 史). Beijing: Zhongguo shehui kexue chubanshe. ISBN 978-7-5004-0432-3 ; OCLC 28622013.
  • Yu, Taishan. 1998. Исследование истории саков. Sino-Platonic Papers No. 80. Июль, 1998. Отделение азиатских и ближневосточных исследований, Университет Пенсильвании.
  • Yu, Taishan. 2000. Гипотеза об источнике племен Саи. Sino-Platonic Papers No. 106. Сентябрь 2000 г., кафедра азиатских и ближневосточных исследований, Пенсильванский университет.
  • Ю, Тайшань (июнь 2010 г.), «Самые ранние тохарцы в Китае» в Викторе Х. Майр (редактор), Китайско-платонические документы, Китайская академия социальных наук, Университет Пенсильвании, факультет языков и цивилизаций Восточной Азии.
  • Юй, Ин-ши. (1986). «Ханьские международные отношения» в Кембриджской истории Китая: том I: Империи Цинь и Хань, 221 г. до н. Э. - 220 г. н.э., 377–462. Под редакцией Дениса Твитчетта и Майкла Лоу. Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-24327-8.
  • Wechsler, Howard J.; Твитчетт, Деннис К. (1979). Денис С. Твитчетт; Джон К. Фэрбэнк, ред. Кембриджская история Китая, Том 3: Суй и Тан Китай, 589–906, часть I. Издательство Кембриджского университета. С. 225–227. ISBN 978-0-521-21446-9.
  • Уэст, Барбара А. (1 января 2009 г.). Энциклопедия народов Азии и Океании. Публикация информационной базы. ISBN 978-1438119137. Получено 18 января 2015 г. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
Внешние ссылки
Wikisource содержит текст Британской энциклопедии 1911 года статьи Саки.

.

Последняя правка сделана 2021-06-06 07:55:35
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте