Соната для фортепиано № 14 (Бетховен)

редактировать
Соната для фортепиано, написанная Бетховеном в 1801 г.
Соната для фортепиано № 14
Соната quasi una fantasia
by Людвиг ван Бетховен
Соната для фортепиано Бетховена 14 - титульный лист 1802.jpg Титульный лист первого издания партитуры, опубликованного 2 августа 1802 года в Вене Джованни Каппи и Комп
Другое имяЛунная соната
Тональностьдо минор
Opus Op. 27, No. 2
СтильКлассический период
ФормаСоната для фортепиано
Сочинение1801
ПосвящениеГрафиня Джульетта Гвиччарди
ДвиженияТри

Соната для фортепиано № 14 в До-диез минор с пометкой Quasi una fantasia, Op. 27, No. 2, это фортепианная соната Людвига ван Бетховена. Он был завершен в 1801 году и посвящен в 1802 году его ученице, графине Джульетте Гвиччарди. Популярное название Лунная соната восходит к замечанию критика после смерти Бетховена.

Это произведение - одно из самых популярных сочинений Бетховена для фортепиано, и оно было популярным даже в его дни. Бетховен написал «Лунную сонату», когда ему было за тридцать, после того, как он закончил работу по заказу; нет никаких доказательств того, что ему было поручено написать эту сонату.

Содержание
  • 1 Имена
  • 2 Форма
    • 2.1 I. Adagio sostenuto
    • 2.2 II. Аллегретто
    • 2.3 III. Presto agitato
  • 3 Марка педали Бетховена
  • 4 Влияние
  • 5 Примечания и ссылки
  • 6 Внешние ссылки
    • 6.1 Очки
Имена

Первое издание партитуры озаглавлено Sonata quasi una fantasia - это произведение разделяет название с сопутствующим произведением, соч. 27, No. 1. Grove Music Online переводит итальянское название как «соната в манере фэнтези ». Название также может быть истолковано как означающее «... как бы импровизированное».

Название «Лунная соната» происходит от замечаний немецкого музыкального критика и поэта Людвига Реллштаба. В 1832 году, через пять лет после смерти Бетховена, Реллштаб сравнил эффект первого движения с лунным светом, сияющим на озере Люцерн. В течение десяти лет название «Лунная соната» («Mondscheinsonate» по-немецки) использовалось в немецких и английских публикациях. Позже, в девятнадцатом веке, соната была широко известна под этим именем.

Многие критики возражали против субъективного, романтического характера названия «Лунный свет», которое иногда называли «вводящим в заблуждение подходом к движение с почти характером похоронного марша »и« абсурд ». Другие критики одобрили это прозвище, посчитав его вызывающим воспоминания или соответствующим их собственной интерпретации произведения. Основатель Gramophone Комптон Маккензи счел название «безвредным», отметив, что «это Для суровых критиков глупо доводить себя до состояния почти истерической ярости с бедным Реллштабом »и добавляя:« Эти суровые критики не могут понять, что, если бы широкая публика не ответила на намек на лунный свет в этой музыке, замечание Реллштаба было бы давно были забыты ».

Форма

Хотя прямых свидетельств относительно конкретных причин, по которым Бетховен решил назвать оба соч. 27 работает как соната quasi una fantasia, может быть знаменательно, что макет настоящей работы не следует традиционному расположению движений классического периода быстро – медленно– [быстро] – быстро. Вместо этого соната имеет взвешенную по концам траекторию, с быстрой музыкой, отложенной до третьей части. В своем анализе немецкий критик Пауль Беккер утверждает: «Первая часть соната-аллегро с самого начала придавала произведению определенный характер... который последующие части могли дополнять, но не изменять. Бетховен восстал против этого определяющего качества в первой части. Он хотел прелюдию, вступление, а не предложение ».

Соната состоит из трех частей :

  1. Adagio sostenuto
  2. Allegretto
  3. Presto agitato

I. Adagio sostenuto

\new PianoStaff << #(set-global-staff-size 17) \new Staff \relative c' { \key cis \minor \time 2/2 \tempo 1 | 1 | 2 | q |}>>"height =" 143 "src =" / /upload.wikimedia.org/score/p/q/pqrhqzzsvtw97mcaybkb6dmtsik2fv9/pqrhqzzs.png "width =" 764 "/>
1-я часть (Adagio sostenuto) Исполняет Пол Питман для Musopen (6:03)

Проблемы с воспроизведением этого файла? См. .

Первая часть в до минор написана в модифицированной форме сонаты-аллегро. Движение начинается с октавы в левой руке и тройной конфигурации в правой. Мелодия, которую Гектор Берлиоз называл «плачем», в основном для левой руки, проигрывается на фоне аккомпанемента остинато триоли, которую одновременно играет правая рука. Движение исполняется пианиссимо или «очень тихо», а самая громкая его громкость - фортепиано или «тихо».

Адажио состенуто произвело сильное впечатление на многих слушателей; например, Берлиоз сказал об этом, что это «одно из тех стихотворений, которые человеческий язык не умеет квалифицировать». Ученик Бетховена Карл Черни назвал это «ночной сценой, в которой издалека звучит скорбный призрачный голос». Это движение было очень популярно во времена Бетховена до такой степени, что рассердило самого композитора, который заметил Черни: «Конечно, я писал лучшие вещи».

II. Аллегретто

\new PianoStaff << #(set-global-staff-size 17) \new Staff \relative c'' { \key des \major \time 3/4 \tempo 4 (| 2 4 | 4-.) Г -. | 4-. г -. | as4-. r (| 2 4 | 4-.) r -. | 4-. г -. | des4-. r} \ new Dynamics {s4 \ p} \ new Staff \ relative c '{\ clef "bass" \ key des \ major f4 (| es2 des4 | c-.) r -. | -. г -. | -. r \ ключ "тройной" bes'4 (| as2 g4 | f-.) r -. | -. г -. | -. r}>>"height =" 139 "src =" // upload.wikimedia.org/score/o/u/ou29knsqj7xzi0pfnkmrhja6rhmjumh/ou29knsq.png "width =" 559 "/>
2-я часть (Аллегретто) Исполняется Полом Питманом для Musopen. (2:12)

Проблемы с воспроизведением этого файла? См. .

Вторая часть - относительно обычное скерцо и трио, где первая часть скерцо не повторяется. Это кажущийся момент относительного спокойствия, написанный на ре мажор, более легко обозначаемом энгармоническом эквиваленте. до мажор, параллельный мажор тональности первой части, до минор. Ференц Лист, как говорят, описал вторую часть как «цветок Между двумя пропастями ". Незначительное большинство движения находится в фортепиано, но горстка сфорцандо и форте-пианино помогает поддерживать веселый характер движения.

III. Presto agitato

\ new PianoStaff <<# (set-global -staff-size 17) \ new Staff \ relative c {\ key cis \ minor \ tempo 8-. Q-. | \ Clef "бас" r16 gis, bis dis gis bis, dis gis bis dis, gis bis \ clef "trebl е "дис гис, бис дис | } \ new Dynamics {s1 \ p s2. s4 \ sf} \ new Staff \ relative c, {\ clef "bass" \ key cis \ minor \ repeat развернуть 4 {cis8-. гис'-. } | \ repeat развернуть 3 {цис, 8 гис '} гис | \ repeat развернуть 4 {бис, 8 гис '} | }>>"height =" 130 "src =" // upload.wikimedia.org/score/p/w/pwtaiwgk43k2806zp48mye62aagyme3/pwtaiwgk.png "width =" 764 "/>
3-я часть (Presto agitato) Исполняется Полом Питманом для Musopen. (8:14)

Проблемы с воспроизведением этого файла? См. .

Бурная финальная часть (C♯ минор) в форме сонаты, является самым весомым из трех, отражая эксперимент Бетховена (также проведенный в сопутствующей сонате Opus 27, No. 1 и позже в Opus 101 ), а именно размещение последнее самое важное движение сонаты. В сочинении много быстрых арпеджио / ломаных аккордов, нот с сильным акцентом и быстрых последовательностей баса альберти, которые попадают как в правую, так и в левую руки при В разное время. Эффективное выполнение этого движения требует живой и умелой игры, большой выносливости и значительно сложнее технически, чем 1-е и 2-е движения.

Из заключительного движения: Чарльз Розен написал "это т он наиболее необуздан в представлении эмоций. Даже сегодня, двести лет спустя, его свирепость поражает ».

Активное использование Бетховеном нот сфорцандо вместе с несколькими стратегически расположенными фортиссимо отрывками создает ощущение очень мощного звука, несмотря на преобладание маркировки фортепиано повсюду.

Автограф; первая страница, очевидно, потеряна
Метка педали Бетховена

На В начале первой части Бетховен включал в себя следующее направление на итальянском языке: «Si deve suonare tutto questo pezzo delicatissimamente e senza sordino» («Все это произведение следует играть с особой деликатностью и без демпфера [s]»). это достигается (как на современных фортепиано, так и на пианино времен Бетховена) нажатием сустейн-педали на протяжении всего движения - или, по крайней мере, использование педали на протяжении всего движения, но повторное применение ее в качестве гармонии

У современного пианино гораздо более продолжительное время сустейна, чем у инструментов Beeth время духовки, так что постоянное нажатие на педаль сустейна создает диссонирующий звук. Напротив, исполнители, которые используют исторически обоснованный инструмент (отреставрированное старое пианино или современный инструмент, построенный на исторических принципах), более способны буквально следовать указаниям Бетховена.

Для исполнения на современном фортепиано предложено несколько вариантов.

  • Один из вариантов - просто периодически менять педаль сустейна там, где это необходимо, чтобы избежать чрезмерного диссонанса. Это видно, например, в предоставленных редакцией отметках педалей в Ricordi edition сонаты.
  • Полупедалирование - техника, предполагающая частичное нажатие педали - также часто используется для имитации более короткого сустейна педали начала девятнадцатого века. Чарльз Розен предложил либо нажать педаль наполовину, либо отпустить педаль с опозданием на долю секунды.
  • Джозеф Бановец предлагает использовать педаль состенуто : пианист должен крутить педали аккуратно, пока позволяя сочувствующей вибрации низких басовых струн обеспечить желаемое «размытие». Это достигается путем тихого нажатия самых низких басовых нот фортепиано перед началом движения, а затем использования педали состенуто для удержания этих демпферов в течение всего движения.
Влияние

Соната C минор, в частности третья часть, как полагают, была источником вдохновения для Фредерика Шопена Fantaisie-Impromptu, и что Fantaisie-Impromptu на самом деле была данью уважения Бетховену. Он демонстрирует ключевые отношения трех движений сонаты, структуры аккордов и даже разделяет некоторые отрывки. Эрнст Остер пишет: «С помощью Fantaisie-Impromptu мы можем, по крайней мере, распознать, какие особенности Сонаты C♯ минор вызвали огонь у Шопена. Мы действительно можем считать Шопена нашим учителем, поскольку он указывает на код и говорит: "Послушайте, это здорово. Обратите внимание на этот пример!"... Фантазия-экспромт - это, пожалуй, единственный случай, когда один гений раскрывает нам - хотя бы посредством собственного сочинения - то, что он на самом деле слышит в творчестве другого гения. "

Карл Бом сочинила пьесу для скрипки и фортепиано «Медитация», соч. 296, в котором он добавляет мелодию скрипки поверх неизмененной первой части сонаты Бетховена.

Примечания и ссылки

Примечания

Ссылки

Источники

  • Розенблюм, Сандра П. (1988). Практики исполнения в классической фортепианной музыке: их принципы и применение. Блумингтон: Издательство Индианского университета.
  • Сипманн, Джереми (1998). Фортепиано: полное иллюстрированное руководство по самому популярному музыкальному инструменту в мире.
Внешние ссылки
На Викискладе есть материалы, связанные с Сонатой для фортепиано № 14 (Бетховен).

Лунная соната Adagio sostenuto играет Армен Казарян

Формальный анализ Лунной сонаты Бетховена

Ноты

Последняя правка сделана 2021-06-02 04:51:57
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте