Соната для фортепиано № 13 ми-бемоль мажор, Op. 27 «Quasi una fantasia», № 1, - это соната, составленная Людвигом ван Бетховеном в 1800–1801 годах.
Бетховену было около 30 лет, когда он написал сонату. Он уже сделал себе имя в Вене как пианист и композитор и начал исследовать альтернативы композиционным процедурам классической эпохи, которых он в основном придерживался в течение 18 века. Самые известные произведения его «среднего периода», часто подчеркивающие героизм, были еще впереди.
Эскизы Бетховена для первой, второй и последней частей сохранились, но оригинал автографа утерян. Соната была издана отдельно от своего более известного компаньона Opus. 27 № 2 («Лунная соната»), но в то же время Каппи в Вене; Первые объявления о произведении появились 3 марта 1802 года. Оба соч. Изначально 27 сонат назывались Sonata quasi una fantasia.
Посвятителем работы была (что было типично для того времени) аристократка, принцесса Жозефина фон Лихтенштейн. Мало что известно об отношениях Бетховена с ней.
Grove Music Online переводит итальянское название Sonata quasi una fantasia как «соната в духе фэнтези ". Хотя мы не можем точно знать, почему Бетховен использовал это описание для двух соч. 27 сонат, доступно несколько объяснений. В случае настоящего произведения (но не сопутствующего) вся соната воспроизводится непрерывно, без пауз между частями, как и в большинстве фантазий. Движения расположены не в обычном для сонаты порядке: вступительная часть - медленная, а скерцо и медленная часть - в перевернутом порядке. Первая часть не в сонатной форме, как в большинстве сонат. Как заметил Кеннет Дрейк, движения резко контрастируют друг с другом, что является общей чертой частей фантазии. Наконец, появление цитаты из одной части в другой (здесь, из третьей части в четвертой) - это форма свободы, обычно не используемая в классических сонатах.
Некоторые из этих паттернов упоминаются в Обсуждение Льюисом Локвудом эстетики «quasi una fantasia» Бетховена:
Результат принципа «attacca » [т.е. выполнение всех движений без пауз] - это размытие концепции каждого движения как автономного целого... Вместо этого «аттактические» связи заставляют обратить внимание на совокупность всей композиции с ее переходами от движения к движению, и таким образом, от одного четко определенного затрагивают к другому.... Это еще более верно, когда, как в [настоящей сонате], есть также циклическое возвращение более раннего материала позже в сонате, что, таким образом, направлено на объединение его движений в единый цикл.
— Lockwood 1996, 11Оп. 27 Соната № 1 представлена в четырех частях:
Первая часть в пятичастной форме рондо вместо сонатной формы, необычной для Бетховена. Темп медленный, прерывается быстрым медиальным отделом.
Вторая часть - это скерцо в троичной форме (норма для скерци). Основная тема состоит в основном из четвертных нот в параллельных октавах. Когда он возвращается после раздела трио, левая рука играет стаккато, а ноты партии правой руки (все еще легато) смещаются на половину доли позже. Движение включает в себя краткую коду и завершается аккордом до мажор, пикардийской третей.
. Третья часть медленная по темпу и имеет лирическую благородную тему на фоне аккомпанемент восьмой ноты (позднее - 16-е). Движение не завершается в его тонической тональности, но вместо этого достигает финальной каденции, которая ведет непосредственно к финалу. Движение краткое, и поэтому некоторые слушатели могут его услышать как введение к финальной части, а не как самостоятельное движение.
финал - наиболее развернутая часть произведения; Чарльз Розен отмечает: «Этим движением Бетховен начал эксперимент, к которому он продолжал возвращаться и развиваться на протяжении многих лет, смещая часть веса произведения с вступительной части на финал». Произведение выполнено в быстром темпе, в форме сонатного рондо. В разделе кода кратко возвращается основная тема медленной части, за которой следует короткая каденция. Далее следует короткий заключительный раздел, обозначенный Presto, основанный на сильно сжатой версии основной темы.
Типичное исполнение произведения длится 15 минут.