Перформативность

редактировать

Перформативность - это концепция, которую можно рассматривать как язык, который функционирует как форма социальной действие и имеет эффект изменения. Эта концепция имеет множество приложений в различных областях, таких как антропология, социальная и культурная география, экономика, гендерные исследования (социальная конструкция пола ), закон, лингвистика, исследования производительности, история, исследования менеджмента и философия.

Эта концепция впервые описана философом языка Джоном Л. Остином, когда он упомянул особую способность: способность речи и общение, чтобы действовать или завершить действие. Остин отличал это от констативного языка, который он определил как описательный язык, который может быть «оценен как истинный или ложный». Распространенными примерами перформативного языка являются обещания, пари, проведение свадебной церемонии, судья, объявивший забастовку, или вынесение приговора судьей.

Под влиянием Остина, философа и гендерного теоретика Джудит Батлер утверждал, что гендер социально сконструирован посредством банальных речевых актов и невербальной коммуникации, которые являются перформативными, поскольку они служат для определения и поддержания идентичности. Этот взгляд на перформативность переворачивает представление о том, что личность человека является источником его вторичных действий (речи, жестов). Вместо этого он рассматривает действия, поведение и жесты как результат индивидуальной идентичности, а также как источник, способствующий формированию его личности, которая постоянно переопределяется посредством речевых актов и символической коммуникации. На эту точку зрения также повлияли такие философы, как Мишель Фуко и Луи Альтюссер.

Содержание
  • 1 История
    • 1.1 Дж. Л. Остин
      • 1.1.1 Влияние Остина
  • 2 Джудит Батлер
    • 2.1 Теория эффективности и гендерные аспекты
    • 2.2 Теоретическая критика
  • 3 Жан-Франсуа Лиотар
  • 4 Жак Деррида
  • 5 Переформулировка Джона Сирла
  • 6 Различные приложения
    • 6.1 Финансы и экономика
    • 6.2 Исследования в области менеджмента
    • 6.3 Журналистика
    • 6.4 Видеоарт
  • 7 Ссылки
  • 8 Дополнительная литература
История

J. Л. Остин

Термин происходит от основополагающей работы теории речевого акта философа обыденного языка Дж. Л. Остин. В 1950-х годах Остин дал название перформативными высказываниями ситуациям, когда высказывание чего-то делает что-то, а не просто сообщение или описание реальности. Парадигматическим случаем здесь является произнесение слов «Я делаю». Остин не использовал слово перформативность.

Нарушая аналитическую философию, Остин утверждал в Как делать вещи со словами, что «перформативное высказывание» нельзя назвать ни истинным, ни ложным как константой. высказывание может быть таким: оно может быть оценено как «счастливое» или «неудачное» только в зависимости от того, были ли выполнены условия, необходимые для его успеха. В этом смысле перформативность является функцией прагматики языка. Показав, что все высказывания выполняют действия, даже явно константные, Остин, как известно, отказался от различия между «перформативными» и «констативными» высказываниями в середине цикла лекций, ставших книгой, и заменил его трехуровневой структурой:

  • (фактически произнесенные слова, то, что лингвисты и философы-лингвисты того времени больше всего интересовались анализом)
  • иллокутивная сила (что говорящий пытается сделать, произнося речь)
  • перлокутивная эффект (фактический эффект, который говорящий фактически оказывает на собеседника, произнося речь)

Например, если речевой акт - это попытка кого-то отвлечь, иллокутивная сила - это попытка отвлечься, а перлокутивный эффект - это фактическое отвлечение вызванный речевым актом в собеседнике.

Влияние Остина

Представление Остина о перформативности было предметом обширных дискуссий в философии, литературе и не только. Жак Деррида, Шошана Фельман, Джудит Батлер и Ева Кософски Седжвик среди ученых, которые развили и оспорили аспекты теории Остина. отчет с выгодной позиции деконструкции, психоанализа, феминизма и квир-теории. В частности, в работах феминисток и квир-теоретиков перформативность сыграла важную роль в обсуждениях социальных изменений (Oliver 2003).

Концепция перформативности также использовалась в исследованиях науки и технологий и в экономической социологии. Эндрю Пикеринг предложил перейти от «репрезентативной идиомы» к «перформативной идиоме» в изучении науки. Мишель Каллон предложил изучить перформативные аспекты экономики, то есть степень, в которой экономическая наука играет важную роль не только в описании рынков и экономик, но и в их построении. Карен Барад утверждала, что исследования науки и технологий принижают значение перформативности языка, чтобы исследовать перформативность материи (Barad 2003).

Другое использование понятия перформативности в социальных науках включает повседневное поведение (или производительность) людей, основанное на социальных нормах или привычках. Философ и теоретик-феминист Джудит Батлер использовала концепцию перформативности в своем анализе гендерного развития, а также в своем анализе политической речи. Ева Кософски Седжвик описывает квир перформативность как продолжающийся проект по трансформации того, как мы можем определять - и ломать - границы идентичности. С помощью своего предположения, что стыд является потенциально перформативной и трансформирующей эмоцией, Седжвик также связала квир-перформативность с теорией аффектов. Новаторским в обсуждении перформатива Седжвик также является то, что она называет перперформативностью (2003: 67–91), которая фактически является вкладом группы в успех или неудачу речевого акта.

Джудит Батлер

Философ и феминистка теоретик Джудит Батлер предложила новый, более континентальный (в частности, Фуко ) толкование понятия перформативности, уходящего своими корнями в лингвистику и философию языка. Она описывает перформативность как «эту повторяющуюся способность дискурса производить явления, которые он регулирует и сдерживает». Она широко использовала эту концепцию в своем анализе гендерного развития.

Эта концепция делает акцент на манерах, с помощью которых идентичность передается или воплощается в жизнь посредством дискурса. Перформативные действия - это виды авторитетной речи. Это может произойти только с помощью закона или норм общества. Эти заявления, просто произнося их, осуществляют определенное действие и демонстрируют определенный уровень силы. Примерами таких заявлений являются заявления о праве собственности, крещения, инаугурации и судебные приговоры. Ключ к перформативности - это повторение. Эти утверждения не являются единичными по своему характеру или использованию и должны использоваться последовательно, чтобы оказывать влияние (Hall 2000).

Теория производительности и гендерные перспективы

Батлер объясняет гендер как действие. Действие, которое люди приходят выполнять в режиме из убеждения, которое репетировали во многом как сценарий. Далее утверждается, что люди создают реальность посредством повторения (точно так же, как актеры, создающие сценарий). Батлер рассматривает гендер не как выражение того, чем человек является, а как нечто, что он делает. Более того, она рассматривает это не как социальное навязывание гендерно-нейтральному телу, а скорее как способ «самотворения», посредством которого субъекты становятся социально понятными. Согласно теории Батлера, гомосексуализм и гетеросексуальность не являются фиксированными категориями. По мнению Батлера, человек просто находится в состоянии «поступать честно» или «проявлять странность» (Lloyd, 1999).

«Для Батлера различие между личным и политическим или между частным и публичным - само по себе вымысел, призванный поддержать репрессивный статус-кво: наши самые личные действия, по сути, постоянно расписываются гегемония социальные условности и идеологии "(Феллуга, 2006).

Теоретическая критика

Есть несколько критических замечаний, высказанных против концепции перформативности Батлера. Во-первых, теория индивидуальна по своей природе и не принимает во внимание другие факторы. Эти факторы включают пространство, в котором происходит представление, другие участники и то, как они могут видеть или интерпретировать то, что они видят. Кроме того, не принимаются во внимание незапланированные последствия акта исполнения и непредвиденные обстоятельства (Lloyd, 1999).

Другая критика заключается в том, что Батлер не совсем понимает концепцию субъекта. Было сказано, что в ее произведениях иногда предмет существует только в предварительном порядке, иногда они обладают «реальным» существованием, а иногда социально активны. Кроме того, некоторые отмечают, что теория могла бы больше подходить для литературного анализа, чем для социальной теории. (Brickell, 2005)

Другие критикуют Батлера за то, что он взял этнометодологический и символический интеракционистский социологический анализ пола и просто заново изобрел их в концепции перформативности (Dunn 1997; Green 2007). Например, Грин (2007) утверждает, что работа and (1978) и Уэста и Циммермана (1987) строится непосредственно из Гарфинкеля (1967) и Гоффмана (1959), чтобы деконструировать гендер. в моменты атрибуции и повторения в непрерывном социальном процессе «выполнения» мужественности и женственности в перформативном интервале. Эти последние работы основаны на представлении о том, что гендер не предшествует, а, скорее, следует из практики, воплощенной в микровзаимодействии. Батлер принижает искусственную природу пола, чтобы бороться за угнетенную идентичность.

Жан-Франсуа Лиотар

В Состояние постмодерна: отчет о знаниях (1979, английский перевод 1986), философ и теоретик культуры Жан-Франсуа Лиотар определил перформативность как определяющий способ легитимации постмодернистского знания и социальных связей, то есть власти. В отличие от легитимации современного знания через такие великие нарративы, как Прогресс, Революция и Освобождение, перформативность оперирует оптимизацией системы или вычислением входных и выходных данных. В сноске Лиотар согласовывает перформативность с концепцией перформативного речевого акта Остина. Постмодернистское знание должно не только сообщать: оно должно что-то делать и делать это эффективно, максимизируя соотношение ввода / вывода.

Лиотар использует представление Витгенштейна о языковых играх, чтобы теоретизировать, как перформативность управляет артикуляцией, финансированием и проведением современных исследований и образования, утверждая, что, по сути, это связано с угрозой террора: «быть оперативные (то есть соизмеримые) или исчезают "(xxiv). Лиотар очень критически относится к перформативности, но отмечает, что она требует от исследователей объяснять не только ценность своей работы, но и ценность этой ценности.

Лиотар связал перформативность с появлением цифровых компьютеров в период после Второй мировой войны. В книге «Послевоенная история Европы» с 1945 года историк Тони Джадт цитирует Лиотара, чтобы доказать, что левые в значительной степени отказались от революционной политики в пользу защиты прав человека. Широкое распространение обзоров эффективности, организационных оценок и результатов обучения различными социальными институтами во всем мире привело социальных исследователей к теоретическим основам «культуры аудита» и «глобальной перформативности».

Против перформативности и Юргена Хабермаса 'призыв к консенсусу Лиотар выступал за легитимацию паралогией или дестабилизирующим, часто парадоксальным, введением различия в языковые игры.

Жак Деррида

Философ Жак Деррида опирался на теорию перформативного речевого акта Остина, деконструируя ее логоцентрические и фоноцентрические предпосылки и повторно вписывая их в операции обобщенного письма. В отличие от ориентализма структурализма на лингвистическую форму, Остин ввел силу речевых актов, что Деррида согласовывает с познаниями Ницше о языке.

В «Подпись, событие, контекст» Деррида сосредоточил внимание на привилегии Остина в отношении речи и сопутствующих презумпциях присутствия говорящего («подпись») и ограничении силы перформатива действием или контекстом.. В отрывке, который стал пробным камнем постструктуралистской мысли, Деррида подчеркивает цитируемость или повторяемость любых без исключения знаков.

Каждый знак, лингвистический или нелингвистический, произносимый или записанный (в нынешнем смысле этого противопоставления), в небольшом или крупная единица, можно процитировать, заключить в кавычки; поступая таким образом, он может порвать с каждым заданным контекстом, порождая бесконечное количество новых контекстов совершенно безграничным образом. Это не означает, что знак действителен вне контекста, а наоборот, что существуют только контексты без какого-либо центра или абсолютной привязки [ancrage]. Эта цитируемость, это дублирование или двуличность, эта повторяемость знака не является ни случайностью, ни аномалией, это то (нормальное / ненормальное), без которого у знака не могло бы даже быть функции, называемой «нормальным». Какой знак нельзя было бы процитировать? Или тот, чье происхождение не потеряно по пути?

Акцент Деррида на цитатном измерении перформативности будет поднят Джудит Батлер и другими теоретиками. Обращаясь к перформативности формирования индивидуального субъекта, Деррида также поднял такие вопросы, как можно ли отметить, когда событие русской революции пошло наперекосяк, тем самым расширив область перформативности до исторических измерений.

Переформулировка Джона Сирла

In, Джон Сирл принимает и переформулирует идеи своего коллеги Дж. Л. Остин. Хотя Сирл в значительной степени поддерживает теорию речевых актов Остина и согласен с ней, у него есть ряд критических замечаний, которые он обрисовывает в общих чертах: «В целом, существует (как минимум) шесть связанных трудностей с таксономией Остина; в порядке возрастания важности: существует постоянная путаница между глаголами и действиями, не все глаголы являются иллокутивными глаголами, категории слишком сильно пересекаются, категории слишком неоднородны, многие глаголы, перечисленные в категориях, не удовлетворяют определению, данному для категории, и самое главное, нет последовательного принципа классификации ».

Его последнее ключевое отличие от Остина заключается в заявлении Серла о том, что четыре его универсальных« действия »не нуждаются в« экстралингвистическом »контексте для успеха. В отличие от Остина, который считает, что все иллокутивные акты нуждаются в экстралингвистических институтах, Сирл игнорирует необходимость контекста и заменяет его «правилами языка».

Различные приложения

Финансы и экономика

В экономике «тезис перформативности» - это утверждение, что допущения и модели, используемые профессионалами и популяризаторами, влияют на явления, которые они хотят описать; приведение мира в соответствие с теорией. Эта теория была разработана Мишелем Каллоном в книге «Законы рынков», а затем получила дальнейшее развитие в книге «Экономисты создают рынки» под редакцией Дональда Ангуса Маккензи, Фабиана Муньеса и Люсии Сиу, а также в книге «Введение в действие мрачной науки» под редакцией Ивана Болдырева и Екатерина Светлова. Самая важная работа в этой области - это работа Дональда Маккензи и Ювала Милло по социальному конструированию финансовых рынков. В основополагающей статье они показали, что теория ценообразования опционов под названием BSM (Black-Scholes-Merton) оказалась эмпирически успешной не из-за открытия ранее существовавших ценовых закономерностей, а потому, что участники использовали ее для установки цен опционов., так что оно сбылось.

Тезис о перформативности экономики подвергся обширной критике со стороны Николя Бриссе в журнале «Экономика и перформативность». Бриссет защищает идею о том, что понятие перформативности, используемое каллонианскими и латурийскими социологами, ведет к чрезмерно релятивистскому взгляду на социальный мир. Опираясь на работы Джона Остина и Дэвида Льюиса, Бриссет теоретизирует идею ограничений перформативности. Для этого Бриссет считает, что теория, чтобы быть "перформативной", должна стать конвекцией. Для этого необходимы условия. Чтобы получить статус конвенции, теория должна:

  • предоставить социальным субъектам представление об их социальном мире, позволяя им выбирать между несколькими действиями (условие «эмпиричность»);
  • указать вариант, который считается актуальным когда соглашение является обобщенным (условие «самореализации»);
  • быть совместимым со всеми условностями, составляющими социальную среду (условие «согласованности»);

Основываясь на этой структуре, Бриссет раскритиковал основополагающую работу Маккензи и Милло о перформативности финансовой модели Блэка-Шоулза-Мертона.

Подход Маккензи также подвергся критике со стороны Ускали Маки за то, что он не использовал концепцию перформативности в соответствии с формулировкой Остина. Этот момент вызвал дискуссию в экономической философии.

Исследования менеджмента

В менеджменте также была мобилизована концепция перформативности, основанная на ее разнообразных концептуализациях (Остин, Барад, Барнс, Батлер, Каллон, Деррида, Лиотар и др.).

При изучении управленческих теорий перформативность показывает, как субъекты используют теории, как они влияют на организационные практики и как эти эффекты формируют эти практики.

Например, опираясь на точку зрения Мишеля Каллона, концепция перформативности была мобилизована, чтобы показать, как концепция стратегии голубого океана трансформировала организационные практики.

Журналистика

Немецкий телеведущий Ханс Иоахим Фридрихс однажды заявил, что хороший журналист никогда не должен действовать в сговоре ни с чем, даже с хорошим. Однако вечером 9 ноября 1989 года, в день падения Берлинской стены, Фридрихс, как сообщается, нарушил свое собственное правило, объявив: «Ворота стены широко распахнуты». («Die Tore in der Mauer stehen weit offen».) На самом деле ворота все еще были закрыты. По словам историка, именно это объявление побудило тысячи жителей Восточного Берлина маршировать к стене, в конце концов заставив пограничников открыть ворота. В смысле перформативности слова Фридрихса стали реальностью.

Видеоарт

Теории перформативности распространились на множество дисциплин и дискуссий. Примечательно, что междисциплинарный теоретик Хосе Эстебан Муньос связал видео с теориями перформативности. В частности, Муньос смотрит на документальный фильм Сусаны Айкен и Карлоса Апарисио 1996 года «Преображение».

Хотя исторически и теоретически он связан с перформансом, видеоарт не является непосредственным перформансом; он опосредован, повторяется и цитируется. Таким образом, видеоарт поднимает вопросы перформативности. Кроме того, видеоарт часто помещает тела и изображения, усложняя границы, поверхности, воплощения и границы и тем самым индексируя перформативность.

Ссылки
Дополнительная литература
  • Остин, Дж. Л. 1962. Как делать вещи со словами. Oxford: Clarendon Press.
  • Остин, Дж. Л. 1970. «Перформативные высказывания». В Остине, «Философские статьи», 233–52. Лондон: Oxford University Press.
  • Бахтин, Михаил. «Беседа в романе», диалогическое воображение: четыре эссе; под редакцией Майкла Холквиста; перевод Кэрил Эмерсон и Майкл Холквист Остин: Техасский университет Press, c1981.
  • Барад, Карен. 2003. «Постгуманистическая перформативность: к пониманию того, как материя переходит в материю». Вывески: Журнал «Женщины в культуре и обществе» 28.3: 801–831.
  • Болдырев, Иван и Светлова, Екатерина. 2016. Принятие мрачной науки: новые перспективы перформативности экономики. Бейзингсток: Пэлгрейв Макмиллан.
  • Брикелл, Крис. 2005. «Мужественность, перформативность и подрывная деятельность: социологическая переоценка». Мужчины и мужественность 8.1: 24–43.
  • Бриссет, Николас. 2017. «О перформативности: теория опционов и устойчивость финансовых явлений». Журнал истории экономической мысли. 39 (4): 549–569. DOI: https://doi.org/10.1017/S1053837217000128
  • Бриссет, Николас. 2019. Экономика и перформативность. Изучение пределов, теорий и случаев. Достижения Routledge INEM в экономической методологии.
  • Батлер, Джудит. 1993. Тела, которые имеют значение. О дискурсивных границах секса. Лондон и Нью-Йорк: Рутледж.
  • Батлер, Джудит. 1997. Возбужденная речь: перформативная политика. Лондон и Нью-Йорк: Рутледж.
  • Батлер, Джудит. 2000. «Critically Queer», в Identity: Reader. Лондон: Sage Publications.
  • Батлер, Джудит. 2010. «Перформативное агентство», в журнале «Экономика культуры» 3: 2, 147–161. doi : 10.1080 / 17530350.2010.494117.
  • Каллон, Мишель. 1998. "Введение: встроенность экономических рынков в экономику". В М. Каллон (ред.), Законы рынков. Оксфорд: Блэквелл.
  • Деррида, Жак. 1971. «Подпись, событие, контекст», в Limited, Inc., Эванстон: Северо-западный университет. Press, 1988.
  • Данн Р.Г. 1997. "Я, идентичность и различие: Мид и постструктуралисты". Sociological Quarterly 38.4: 687–705.
  • Феллуга, Дино. «Модули на Батлера». Получено 30.10.06 из Модули на Батлер II: Перформативность.
  • Фельман, Шошана. 1980/2003. Скандал говорящего тела: Дон Хуан с Дж. Л. Остином, или Соблазнение на двух языках. Перевод Кэтрин Портер. Стэнфорд: издательство Стэнфордского университета.
  • Гарфинкель, Гарольд. 1967. Исследования по этнометодологии. Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси: Прентис Холл.
  • Гоффман, Эрвинг. 1959. Представление себя в повседневной жизни. Гарден-Сити, Нью-Йорк: Анкор.
  • Гласс, Майкл и Роуз-Редвуд, Рувим. 2014. Перформативность, политика и производство социального пространства. Нью-Йорк: Рутледж.
  • Гоффман, Эрвинг. 1976. "Гендерный дисплей" и "Гендерная реклама". Гендерная реклама. Нью-Йорк: Харпер и Роу.
  • Гоффман, Эрвинг. 1983. "Анализ кадров разговора". Читатель Гоффмана, Лемерт и Бранаман, ред., Блэквелл, 1997.
  • Грин, Адам Исайя. 2007. "Квир-теория и социология: определение объекта и личности в исследованиях сексуальности". Социологическая теория 25.1: 26–45.
  • Холл, Стюарт. 2000. "Кому нужна личность?" In Identity: Читатель. Лондон: Sage Publications.
  • Кесслер, Сюзанна и Венди Маккенна. 1978. Пол: этнометодологический подход. Чикаго: University of Chicago Press.
  • Кулик, Дон (апрель 2003 г.). "Нет". Язык и общение. 23 (2): 139–151. doi : 10.1016 / S0271-5309 (02) 00043-5. CS1 maint: ref = harv (ссылка )Pdf.
  • Ллойд, Моя. 1999. «Перформативность, пародия, политика», Теория, культура и общество, 16 (2), 195–213.
  • Матыня, Эльжбета. 2009. Перформативная демократия. Боулдер: Парадигма.
  • Мембретти, Андреа. 2009. «Per un uso performance delle immagini nella ricerca-azione sociale», Lo Squaderno n.12 (http://www.losquaderno.professionaldreamers.net/?p=1101 )
  • Маккензи, Джон. «Исполнение или другое: от дисциплины к исполнению». Лондон: Рутледж, 2001.
  • Маккензи, Джон, Хайке Ромс и Си Джей Ван-лин. Ви. «Конкурсное выступление: весь мир Сайты исследований ». Бейзингсток, Великобритания: Palgrave Macmillan, 2010.
  • Муньос, Выполнение дезидентификаций. Дезидентификации: цветные педики и исполнение политики. 1999.
  • Оливер, Келли. 2003. «Что трансформирующего в перформативе? От повторения к проработке». В Энн Кэхилл и Дженнифер Хансен, редакторы, Continental Femi nism Reader.
  • Паркер и Седжвик, Введение: перформативность и перформанс. Перформативность и перформанс. 1995.
  • Пикеринг, Эндрю. 1995. Уничтожение практики: время, свобода действий и наука. Чикаго: University of Chicago Press.
  • Робинсон, Дуглас. 2003. Перформативная лингвистика: говорение и перевод как действия со словами. Лондон и Нью-Йорк: Рутледж.
  • Робинсон, Дуглас. 2006. Введение в перформативную прагматику. Лондон и Нью-Йорк: Рутледж.
  • Рудавски, Станислав. 2008. Постановочные места как перформансы: творческие стратегии для архитектуры (доктор философии, Кембриджский университет)
  • Розальдо, Микеле. 1980. То, что мы делаем со словами: речевые акты илонгот и теория речевых актов в философии. Язык в обществе 11: 203–237.
  • Сирл, Джон. 1969. «Речевые акты: Очерк философии языка ». Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
  • Седжвик, Ева Косовски. 2003. Ощущение прикосновения: аффект, педагогика, перформативность. Дарем, Северная Каролина: издательство Duke University Press.
  • Уэст, Кэндис и Дон Циммерман. 1987. "Делая гендер". Гендер и общество 1.2: 121–151.
Последняя правка сделана 2021-06-01 09:20:57
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте