A5M | |
---|---|
A5M2b с предохранительным крюком и опускным баком | |
Роль | Перевозчик истребитель |
Производитель | Mitsubishi Heavy Industries, Ltd |
Конструктор | Дзиро Хорикоши |
Первый полет | 4 февраля 1935 года |
Введение | 1936 |
На пенсии | 1945 |
Основной пользователь | Imperial Japanese Navy Air Service |
Построено | 1094 |
Варианты |
Mitsubishi A5M, официальное обозначение ВМС Японии Mitsubishi Navy Type 96 Carrier-based Fighter (九六 式 艦上 戦 闘 機), экспериментальное обозначение ВМС Mitsubishi Navy Экспериментальный 9-Shi Carrier Fighter, обозначение компании Mitsubishi Ka-14, был японским авианосным истребителем. Это был первый в мире низкоплан моноплан, поступивший на вооружение и предшественник знаменитого Mitsubishi A6M «Zero». Подотчетное имя союзников было Клод .
В 1934 году Императорский флот Японии подготовил спецификацию на усовершенствованный истребитель, требующий максимальной скорости 350 км / ч (220 миль / ч) на высоте 3000 м (9800 футов) и способности набирать высоту до 5000 м ( 16000 футов) за 6,5 минут. В этой спецификации 9-shi (1934 г.) были разработаны конструкции как Mitsubishi, так и Nakajima.
Первый прототип с крылом перевернутой чайкиКомпания Mitsubishi поручила разработать новый истребитель команде во главе с Дзиро Хорикоши (первоначальный создатель похожего, но неудачного Mitsubishi 1MF10, а позже ответственный за знаменитый A6M Zero ). Получившаяся в результате конструкция, получившая обозначение Ка-14 компанией Mitsubishi, представляла собой цельнометаллический истребитель с низкорасположенным крылом с тонким перевернутым эллиптическим крылом крылом чайки и фиксированной ходовой частью., который был выбран, поскольку увеличение производительности (по оценкам, 10% сопротивления, но всего лишь 3% увеличения максимальной скорости), связанное с использованием убирающейся ходовой части, не было оправдано дополнительным весом. Первый прототип, оснащенный радиальным двигателем Накадзима Котобуки 5 мощностью 447 кВт (600 л.с.), совершил полет 4 февраля 1935 года. Самолет намного превосходил требования спецификации, с максимальной скоростью 450 км / ч (280 миль / ч). Второй опытный образец был оснащен модернизированным крылом с выступами и после различных изменений, направленных на повышение маневренности и снижение лобового сопротивления, был заказан в серийное производство как A5M .
. Ка-14 продемонстрировал отличные характеристики, а Imperial Японские ВВС заказали единственный модифицированный прототип для оценки как Ki-18. Хотя он продемонстрировал характеристики, аналогичные характеристикам самолетов ВМС и, следовательно, был намного быстрее, чем нынешний истребитель IJAAF, биплан Kawasaki Ki-10 , армия отказалась от этого типа из-за его меньшего размера. маневренность. Затем армия подготовила спецификацию на усовершенствованный истребитель для замены Ki-10. Компания Mitsubishi, занятая преобразованием Ка-14 в A5M, представила минимально измененный самолет как Ki-33, который был побежден самолетом-конкурентом Накадзимы, который был заказан на вооружение как Ki-27.
Самолет поступил на вооружение в начале 1937 года и вскоре участвовал в воздушных боях в начале Второй китайско-японской войны, включая воздушные бои с самолетами ВВС Китая Boeing P-26 C Model 281 "Peashooters" в первом в мире воздушном воздушном бою и уничтожении истребителей-монопланов, построенных из в основном металл.
A5M с авианосца Akagi в полете с внешним топливным баком (1938 или 1939)Пилоты китайских националистов, в основном летающие на Curtiss Hawk III, воевал против японцев, но A5M был лучше почти всех истребителей, с которыми он встречался. Несмотря на то, что он был вооружен лишь парой 7,7-мм (0,303 дюйма) пулеметов, новый истребитель оказался эффективным и устойчивым к повреждениям, отличной маневренностью и прочной конструкцией. Позже A5M также обеспечивала столь необходимое сопровождение для тогдашних, но уязвимых бомбардировщиков Mitsubishi G3M.
Команда Mitsubishi продолжала улучшать A5M, работая над версиями до финального A5M4, который имел внешний нижний откидной бак для топлива для увеличенного диапазона.
Самым конкурентоспособным противником A5M в воздухе был Поликарпов И-16, быстрый и хорошо вооруженный истребитель, которым управляли как регулярные ВВС Китая, так и советские добровольцы. Воздушные бои 1938 года, особенно 18 февраля и 29 апреля, входили в число крупнейших воздушных сражений, когда-либо проводившихся в то время. В бою 29 апреля участвовали 67 истребителей Поликарпова (31 И-16 и 36 И-15 бис) против 18 G3M в сопровождении 27 A5M. Каждая сторона заявляла о своей победе: китайская / советская сторона утверждала, что 21 японский самолет (11 истребителей и 10 бомбардировщиков) был сбит, при этом 50 японских летчиков были убиты и двое взяты в плен, когда они спаслись, потеряв 12 самолетов и 5 пилотов убитыми; японцы заявили, что они потеряли только два G3M и два A5M, при этом было сбито более 40 китайских самолетов.
104 самолета A5M были модифицированы для размещения двухместной кабины. Эта версия, используемая для обучения пилотов, получила название A5M4-K . Самолеты версии K продолжали использоваться для обучения пилотов еще долгое время после того, как стандартные A5M ушли на фронт.
Практически все A5M имели открытые кабины. Была опробована закрытая кабина, но авиаторы ВМФ не нашли ее одобрения. У всех была фиксированная, неубирающаяся ходовая часть. Колесные лопаты были особенностью стандартных истребителей, но не учебно-тренировочных самолетов.
Flying Tigers столкнулись с Type 96, хотя и не официально, и один был сбит на аэродроме Мингаладон, Бирма 29 января 1942 г..
Некоторые A5M оставались на вооружении в конце 1941 года, когда Соединенные Штаты вступили во Вторую мировую войну на Тихом океане. Источники в американской разведке полагали, что A5M по-прежнему служил основным истребителем ВМС Японии, хотя на самом деле A6M 'Zero' заменил его на авианосцах первой линии и на Tainan Kōkūtai в Тайвань. Другие японские авианосцы и Kōkūtai (авиагруппы) продолжали использовать A5M, пока производство Zero не догнало спрос. 1 февраля 1942 года американский авианосец USS Enterprise нанес авиаудары по японским военно-воздушным базам на атоллах Рой и Кваджалейн на островах Гилберта.. В ходе этих действий самолеты Mitsubishi A5M сбили три пикирующих бомбардировщика Douglas SBD, в том числе самолет лейтенанта-коммандера Халстеда Хоппинга, командующего эскадрильей VS-6. Последние боевые действия с A5M в качестве истребителя произошли в Битве за Коралловое море 7 мая 1942 года, когда два A5M и четыре A6M японского авианосца Shōhō воевали против США. самолет, который потопил их авианосец.
В последние месяцы войны большинство оставшихся самолетов A5M использовалось для атак камикадзе.
Данные с
Данные из
Восстановленных или пригодных к полетам самолетов A5M не известно. Известно, что существующий A5M находится под водой в разобранном виде на затонувшем корабле Fujikawa Maru в лагуне Чуук в Микронезии вместе с несколькими разобранными Mitsubishi A6M Zeros.
Данные японских самолетов времен Тихоокеанской войны Краткое руководство по самолетам Оси времен Второй мировой войны
Общие характеристики
Характеристики
Вооружение .
Самолет сопоставимого назначения, конфигурация, a nd эра
Связанные списки
Викискладе есть средства массовой информации, связанные с Mitsubishi A5M. |