Liber

редактировать
Римский Бог
Liber
Бог виноделия, вина, плодородия, свободы
ХрамыАвентин Хилл (с Либерой и Церерой)
ФестивалиЛибералия
Личная информация
РодителиЦерера
Братья и сестрыЛибера (разные традиции)
КонсортЛибера (различные традиции)
Греческий эквивалентДионис
этрусский эквивалентФуфлунс

В древнеримской религии и мифологии, Liber, Латинский : ; «свободный»), также известный как Liber Pater («свободный Отец»), был богом виноградарства и вина, плодородия и свободы. Он был божеством-покровителем римских плебеев и входил в их авентинскую триаду. Его фестиваль Liberalia (17 марта) стал ассоциироваться со свободой слова и правами, связанными с достижением совершеннолетия. Его культ и функции все больше ассоциировались с романизированными формами греческого Диониса / Вакха, мифологией которого он стал делиться.

Содержание
  • 1 Этимология
  • 2 Происхождение и установление
    • 2.1 Либер, Вакх и Дионис
    • 2.2 Либер и вакханалия 186 г. до н.э.
  • 3 Фестивали, культы и духовенство
  • 4 Имперская эпоха
  • 5 Храмы и культовые изображения
  • 6 В литературе
  • 7 Примечания и ссылки
    • 7.1 Библиография
  • 8 Внешние ссылки
Этимология

Имя Līber («свободный») происходит от прото-курсивного * leuþero, и, в конечном итоге, от Протоиндоевропейский * h₁leudʰero («принадлежащий народу», следовательно, «свободный»).

Происхождение и установление

До его официального принятия в качестве римского божества, Liber была компаньонкой двух разных богинь в двух разных архаичных итальянских культах плодородия; Церера, богиня земледелия и плодородия эллинизированных соседей Рима, и Либера, которая была женским эквивалентом Либера. В древнем Лавиниуме он был фаллическим божеством. Латинское liber означает «свободный» или «свободный»; в сочетании с «патер» это означает «свободный отец», который олицетворяет свободу и защищает сопутствующие ей права в противоположность зависимому рабству. Слово «liber» также понимается в отношении концепции возлияния, ритуального подношения питья, которое в греческом языке относится к «spondé», буквально относящемуся к английскому «тратить». Римские писатели поздней республики и ранней империи предлагают различные этимологические и поэтические рассуждения, основанные на этом образе, для объяснения некоторых особенностей культа Либера.

Либер вошел в историческую традицию Рима вскоре после свержения римской монархии, истеблишмент Республики и первый из многих угрожающих или фактических плебейских отделений от патрицианской власти Рима. По мнению Ливи, диктатор А. Постумиус поклялся в играх (ludi ) и совместном публичном храме Триаде Цереры, Либеры и Либеры на Авентинском холме в Риме, около 496 г. до н. э. В 493 году клятва была исполнена: новый Авентинский храм был посвящен, и ludi scaenici (религиозные драмы ) были проведены в честь Либера на благо римского народа. Эти ранние ludi scaenici были предложены как самые ранние в своем роде в Риме и могут представлять собой самый ранний официальный праздник Либера или раннюю форму его фестиваля Liberalia. Формальное, официальное развитие Авентинской Триады могло способствовать ассимиляции ее отдельных божеств с греческими эквивалентами: Церера Деметре, Либера Дионису и Либера Персефоне или Коре.

Покровительство Либером самого большого и наименее влиятельного класса граждан Рима (плебей, или плебейских простолюдинов ) связывает его с особыми формами плебейского неповиновения гражданским и религиозным властям. республиканской патрицианской элитой Рима. Авентинская триада описывается как параллельная Капитолийской триаде из Юпитера, Марса и Квирина на Капитолийском холме, в пределах города. священная граница (pomerium ): и как его «копия и противоположность». Авентинская триада, очевидно, была создана по указанию Sibylline Books, но позиция Либера в ней с самого начала кажется двусмысленной. Он был богом винограда и вина; его ранние ludi scaenici фактически определили свой жанр после этого как сатирический, подрывной театр в законном религиозном контексте. Некоторые аспекты его культов оставались потенциально антиримскими и служили средоточием гражданского неповиновения. Либер отстаивал права плебей на экстатическое освобождение, самовыражение и свободу слова; в конце концов, он был Liber Pater, Свободным Отцом - божественным олицетворением свободы, отцом плебейской мудрости и плебейского предзнаменования.

Liber, Bacchus и Dionysus

ассоциации Liber с вином, опьянением, неограниченная свобода и ниспровержение сильных мира сего сделали его близким эквивалентом греческого бога Диониса, которого романизировали как Вакх. В греко-римской культуре Дионис был эвгемеризован как историческая личность, героический спаситель, путешественник и основатель городов; и завоеватель Индии, откуда он вернулся с первым в истории триумфом, запряженный тиграми в золотой колеснице в сопровождении свиты пьяных сатиров и менад. В некоторых культах и, вероятно, в популярном представлении, Либер постепенно ассимилировался с Вакхом и стал делиться своей романизированной «дионисийской» иконографией и мифами. Плиний называет его «первым, кто установил практику купли-продажи; он также изобрел диадему, эмблему королевской власти и триумфальное шествие». Римские мозаики и саркофаги свидетельствуют о различных изображениях этого экзотического триумфального шествия. В римских и греческих литературных источниках поздней республики и имперской эпохи несколько примечательных триумфов содержат похожие, отчетливо «вакхические» элементы процессии, напоминающие якобы исторический «Триумф свободы».

Liber и вакханалия 186 г. до н. Э.

Очень мало известно об официальных и неофициальных культах Либера в период ранней и средней республиканской эпохи. Их дионисийские или вакхические элементы, кажется, считались достаточно древними, самобытными и управляемыми римскими властями до 186 г. до н. Э., Вскоре после окончания Второй Пунической войны. Ливи, писавший спустя 200 лет после этого события, дает в высшей степени театрализованный отчет о введении Вакханалии иностранным прорицателем, «греком в низком состоянии... низменным оператором жертвоприношений». Культ распространяется тайно, «как чума». Низшие классы, плебеи, женщины, молодые, морально слабые и женоподобные мужчины («мужчины больше всего любят женщин») особенно восприимчивы: у всех таких людей есть leuitas animi (непостоянный или необразованный ум), но даже римская элита не застрахована. Жрицы вакханалии призывают свою заблудшую паству разрушить все социальные и сексуальные границы, даже нанести ритуальное убийство тем, кто противостоит им или выдает их секреты: но верный слуга открывает все шокированному сенату, чья сообразительность, мудрость и благочестие спасают Рим от божественного гнева и бедствий он иначе бы пострадал. dramatis personae, стилистические завитки и образы Ливия, вероятно, опираются на римские сатирские пьесы, а не на сами вакханалии.

Культы вакханалии, возможно, бросили вызов традиционным, официальным ценностям и ценностям Рима . мораль, но они практиковались в римской Италии как дионисийские культы в течение нескольких десятилетий до их предполагаемого раскрытия и, вероятно, были не более секретными, чем любой другой мистический культ. Тем не менее их присутствие на Авентине спровоцировало расследование. Последовавший за этим закон против них - Senatus consultum de Bacchanalibus от 186 г. до н.э. - был оформлен как ответ на ужасное и неожиданное национальное и религиозное чрезвычайное положение, и его исполнение было беспрецедентным по тщательности, широте и жестокости. Современная наука интерпретирует эту реакцию как утверждение сенатом своей гражданской и религиозной власти на всем итальянском полуострове после недавней Пунической войны и последующей социальной и политической нестабильности. Культ официально представлялся как деятельность тайного, незаконного государства внутри римского государства, заговор жриц и неудачников, способных на все. Сам Бахус не был проблемой; как любое божество, он имел право на культ. Вместо того чтобы рисковать своим божественным оскорблением, вакханалия не была запрещена полностью. Их заставили подчиниться официальному распоряжению под угрозой сурового наказания: считается, что около 6000 человек были казнены. Реформированные вакхические культы мало походили на переполненные, экстатические и раскованные вакханалии: каждое культовое собрание ограничивалось пятью посвященными, и каждое могло проводиться только с согласия претора. Подобное истощение могло иметь место и в культах Либера; попытки оторвать его от предполагаемых или реальных ассоциаций с вакханалией очевидны из официального перенесения Liberalia ludi от 17 марта на Cerealia Цереры от 12–19 апреля. Как только свирепость официальных репрессий утихла, игры Liberalia были официально восстановлены, хотя, вероятно, в измененной форме. Незаконные вакханалии тайно существовали в течение многих лет, особенно в Южной Италии, их вероятном месте происхождения.

Фестивали, культы и духовенство

Либера тесно, часто взаимозаменяемо отождествляли с Вакхом, Дионисом и их мифологией. но не был полностью ими поглощен; в конце республиканской эпохи Цицерон мог настаивать на «неидентификации Либера и Диониса» и описывать Либера и Либеру как детей Цереры. Либер, как и его авентинские товарищи, перенес различные аспекты своих старых культов в официальную римскую религию. Он защищал различные аспекты сельского хозяйства и плодородия, включая виноградную лозу и «мягкие семена» ее винограда, вино и сосуды для вина, а также мужское плодородие и мужественность. Поскольку его божественная сила воплощалась в виноградной лозе, винограде и вине, ему было предложено первое священное нажатие урожая винограда, известное как сакрима.

Вино, произведенное под патронажем Либера, было его подарком человечеству и поэтому подходило для нечестивого (нерелигиозного) употребления: его можно было смешивать со старым вином в целях ферментации, а также фальсифицировать и разбавлять в соответствии с вкус и обстоятельства. В религиозных целях он был ритуально «нечистым» (vinum spurcum). Римский религиозный закон требовал, чтобы возлияния, предлагаемые богам в их официальных культах, были vinum inferum, крепким вином чистого урожая, также известным как теметум. Он был сделан из лучшего урожая, отобран и отжат под покровительством верховного божества Рима Юпитера и ритуально очищен его фламеном (старшим жрецом). Роль Либера в виноградарстве и виноделии, таким образом, дополняла и подчинялась Юпитеру.

Либер также олицетворял мужскую репродуктивную силу, которая эякулировалась как «мягкое семя» спермы человека и животных. Его виски держали изображение фаллоса ; в Лавиниуме это было главной целью его месячного праздника, когда, по словам св. Августина, «бесчестного члена» посадили «на маленькую тележку» и повели процессией вокруг местных святилищ на перекрестке дорог, затем на местный форум для его коронации почетной матроной. Обряды обеспечивали рост семян и отражали любые злые чары (fasinatus) с полей.

Фестивали Либера приурочены к весеннему пробуждению и возобновлению плодородия в сельскохозяйственном цикле. В Риме 17 марта прошел его ежегодный публичный фестиваль Liberalia. Портативный храм пронесли по окрестностям Рима (vici ); Престарелые жрицы Либера, увенчанные плющом, предлагали медовые лепешки на продажу и приносили жертвы от имени тех, кто их покупал - открытие меда было приписано Либеру-Вакху. Внутри Либералии, более или менее на ритуальном уровне, были различные свободы и права, связанные с римскими идеями мужественности как божественной и естественной силы. Юноши праздновали совершеннолетие; они отрезали и посвятили свои первые бороды своему дому Ларес, и если граждане носили свою первую тогу вирилис, «мужественную» тогу, Овидий, возможно используя поэтическую этимологию, называет toga libera (тога Либера или «тога свободы»). Эти новые граждане зарегистрировали свое гражданство на форуме, а затем могли свободно голосовать, покинуть домус (домашнее хозяйство) своего отца, выбрать партнера по браку и, благодаря наделению Либером мужественностью, стать отцом собственных детей. Овидий также подчеркивает менее формальные свободы и права Либералии. Из своего более позднего места ссылки, куда его отправили за неназванное преступление против Августа, связанное со свободой слова, Овидий сетовал на потерянное товарищество со своими товарищами-поэтами, которые, очевидно, видели в Либералии возможность для свободного разговора.

Имперская эпоха

Август успешно ухаживал за плебсами, поддерживал их божеств-покровителей и начал восстановление храма Авентинской триады; он был повторно освящен его преемником, Тиберием. Либер входит в тройку дополнительных групп божеств Имперского культа ; фигура спасителя, такая как Геракл и сам Император. Септимий Северус положил начало своему правлению и династии играми в честь Либера / и Геракла / Мелькарт, основатель романизма божества-герои его родного города Лепсис Магна (Северная Африка); затем он построил им массивный храм и арку в Риме. Еще позже Liber Pater является одним из многих божеств, которым служил эрудит, глубоко религиозный сенатор Веттиус Агориус Претекстат (ок. 315 - 384 г. н.э.).

Святилище вакхической общины, посвященное Liber Патер был основан в Коза (в современной Тоскане), вероятно, в 4 веке нашей эры. Он оставался в употреблении «очевидно, в течение десятилетий после указов Феодосия в 391 и 392 годах нашей эры, объявивших язычество вне закона». Его оставление или, возможно, его разрушение «ревностными христианами» было настолько внезапным, что большая часть его культовых принадлежностей уцелела практически нетронутой после обрушения здания. Примерно в конце 5-го века, в «Семи книгах истории против язычников» Орозия, мифическое завоевание Индии Liber Pater воспринимается как историческое событие, оставившее безобидную, естественно мирную нацию, «сочащуюся кровью». кровь, полная трупов и оскверненная похотью [Либера] ».

Храмы и культовые изображения

Плиний Старший описывает храм Авентинской триады, спроектированный греческими архитекторами и типично греческий стиль ; от него не осталось никаких следов, а исторические и эпиграфические записи содержат лишь скудные подробности, позволяющие предположить его точное местонахождение, но описание Плиния может быть дополнительным свидетельством освященных веками и устойчивых плебейских культурных связей с Великой Грецией, существовавшей еще в имперскую эпоху. Витрувий рекомендует, чтобы храмы Либера следовали ионическому греческому образцу, как «просто мерило между суровостью дорического и нежностью Коринфского ордена, "уважая частично-женские характеристики божества.

В литературе

боги по имени Либер и Либера играют важную роль в научной фантастике / Боги домашнего хозяйства от Гарри Тертледоу и Джудит Тарр.

Примечания и ссылки

Библиография

Внешние ссылки
  • СМИ, связанные с Liber pater на Викимедиа Commons
Последняя правка сделана 2021-05-27 08:07:11
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте