Книги Сивиллии (Латинский : Libri Sibyllini) были собраны из пророческие высказывания, изложенные в греческом гекзаметрах, которые, согласно традиции, были приобретены у сивиллы последним царем Рим, Тарквиний Супербус, и с ними консультировались во время серьезных кризисов в истории Республики и Империи. Сохранились только фрагменты, остальные были утеряны или намеренно уничтожены.
Сивиллинские книги не следует путать с так называемыми Сивиллинскими оракулами, двенадцатью книгами пророчеств, которые считаются иудео-христианскими. происхождение.
Согласно римской традиции, самая старая коллекция сивиллиных книг, по-видимому, была создана примерно во времена Солона и Кир в Гергис на горе Ида в Троаде ; он был приписан Геллеспонтинской Сивилле и хранился в храме Аполлона в Гергисе. Из Гергиса собрание перешло в Эритре, где оно стало известно как оракулы эритрейской сивиллы. Похоже, что именно эта коллекция попала в Кумы (см. Кумскую Сивиллу ) и от Кумов до Рима.
История приобретения Тарквинием «Сивиллиных книг» - один из самых известных легендарных элементов римской истории. Кумская сивилла предложила Тарквинию девять книг этих пророчеств; и поскольку король отказался купить их из-за непомерной цены, которую она потребовала, она сожгла три и предложила оставшиеся шесть Тарквинию по той же жесткой цене, от которой он снова отказался, после чего она сожгла еще три и повторила свое предложение. Затем Тарквиний уступил и купил последние три по полной первоначальной цене и сохранил их в хранилище под Капитолийским храмом Юпитера. Эта история упоминается в потерянных книгах Варрона, цитируемых в Lactantius Institutiones Divinae (I: 6) и Оригеном, и рассказана Авлом. Геллий (Noctes Atticae 1, 19).
Римский сенат строго контролировал Сивиллинские книги и поручил их заботе двух патрициев. В 367 г. до н.э. число хранителей было увеличено до десяти: пять патрициев и пять плебеев, которых называли decemviri sacris faciundis. Впоследствии, вероятно, во времена Суллы, их число было увеличено до пятнадцати, quindecimviri sacris faciundis. Обычно это были бывшие консулы или бывшие преторы. Они занимали должность пожизненно и были освобождены от всех других общественных обязанностей. На них лежала ответственность за сохранность и секретность книг. Эти должностные лица по приказу Сената обратились к Сивиллиным книгам, чтобы обнаружить не точные предсказания определенных будущих событий в форме пророчества, а религиозные обряды, необходимые для предотвращения чрезвычайных бедствий и искупления зловещих чудеса (кометы и землетрясения, каменные ливни, чума и т. д.). Только обряды искупления, предписанные Сивиллинскими книгами в соответствии с толкованием оракула, были доведены до сведения публики, а не сами оракулы, которые оставляли широкие возможности для злоупотреблений.
В частности, хранители Сивиллиных Книг руководили поклонением Аполлону, «Великой Матери» Кибеле или Magna Mater и Церера, которая была введена по рекомендациям в интерпретации Сивиллиных Книг. Сивиллинские книги мотивировали строительство восьми храмов в Древнем Риме, помимо тех культов, которые были интерпретированы как опосредованные Сивиллинскими книгами просто греческой природой божества. Таким образом, одним из важных эффектов Сивиллиных книг было их влияние на применение греческих культовых практик и греческих представлений о божествах к местной римской религии, на которую уже косвенно повлияла этрусская религия. Поскольку Сивиллинские книги были собраны в Анатолии, недалеко от Трои, они признали богов и богинь и соблюдаемые там обряды и помогли ввести их в римское государственное богослужение, синкретическое объединение национальных божеств с соответствующими божествами Греции и общая модификация римской религии.
Поскольку они были написаны гекзаметром стихом и на греческом языке, коллегии кураторов всегда помогали два греческих переводчика. Книги хранились в Храме Юпитера на Капитолии, и когда храм сгорел в 83 г. до н.э., они были потеряны. Римский сенат отправил послов в 76 г. до н.э., чтобы заменить их собранием подобных пророчеств, в частности собранных из Илиона, Эритры, Самоса, Сицилии и Африки. Эта новая коллекция Сивиллины была помещена в восстановленный храм вместе с аналогичными высказываниями местного происхождения, например те из Сивиллы в Тибур («Тибуртинская Сивилла ») братьев Марций, и другие, которые находились в обращении в частных руках, но которые были вызваны, для доставки Городского претора, частная собственность на такие произведения объявляется незаконной и подлежит оценке квиндесимвири, которые затем отсортировали их, оставив только те, которые казались им верными.
Из Капитолия они были переданы Августом как pontifex maximus в 12 г. до н. э. в храм Аполлона Патруса на Палатине после того, как они были исследованы и скопированы; там они оставались примерно до 405 г. н. э. По словам поэта Рутилиуса Клавдия Наматиана, генерал Флавий Стилихон (умер в 408 г.) сжег их, поскольку они использовались для нападения на его правительство.
Некоторые предположительно подлинные сивиллинские стихи сохранились в Книге чудес или памятных вещах Флегона из Тралл (2 век нашей эры). Они представляют собой оракула или комбинацию двух оракулов, всего семьдесят гекзаметров. Они сообщают о рождении андрогина и предписывают длинный список ритуалов и подношений богам. Их подлинность была поставлена под сомнение.
Сивиллинские оракулы цитировались римско-еврейским историком Иосифом (конец I века), а также многочисленными христианскими писателями во втором веке, включая Афинагора Афинского, который в письме, адресованном Марку Аврелию ок. 176 г. н.э., дословно цитируемый отрывок из дошедших до нас Оракулов, среди длинного ряда других классических и языческих ссылок, таких как Гомер и Гесиод, несколько раз заявляющих, что все эти работы уже должен быть знаком римскому императору. Копии настоящих Сивиллиных книг (воссозданных в 76 г. до н.э.) все еще хранились в римском храме в то время. Тем не менее современные ученые считают Оракулов анонимными компиляциями, которые приняли свою окончательную форму в пятом веке, после того, как Сивиллинские Книги исчезли. Они представляют собой разный сборник еврейских и христианских предзнаменований будущих бедствий, которые могут проиллюстрировать заблуждения относительно сивиллов, которые накапливались среди христиан поздней античности.
Неполный список обращений к Сивиллиным книгам, записанный историками: