Профанум - это латинское слово, означающее «профанный». Различие между священным и мирским считалось Эмилем Дюркгеймом центральным в социальной реальности человеческой религии.
Светский мир состоит из всего, что мы можем познать своими чувствами; это естественный мир повседневной жизни, который мы воспринимаем как понятный или, по крайней мере, познаваемый в конечном итоге - Lebenswelt или жизненный мир.
Напротив, священное, или sacrum на латыни, охватывает все который существует за пределами повседневного, естественного мира, который мы ощущаем своими чувствами. Таким образом, священное или сверхъестественное может вызывать чувство благоговения, потому что оно считается в конечном итоге непознаваемым и выходящим за пределы ограниченных человеческих способностей к восприятию и пониманию. Однако Дюркгейм указал, что существуют степени священности, так что амулет, например, может быть священным, но мало уважаемым.
Обряды перехода представляют движения из одного состояние - профанное - другому, священному; или вернемся к профану.
Религия организована в основном вокруг священных элементов человеческой жизни и представляет собой коллективную попытку преодолеть разрыв между священным и мирским.
Модернизация и проект Просвещение привели к секуляризации культуры за последние несколько столетий - продолжению профана в (часто явный) расход священного. Преобладающее глобальное мировоззрение 21-го века является в результате эмпирическим, чувственным, договорным, посюсторонним - короче профанным.
Карл Юнг выразил ту же мысль более субъективно, когда написал: «Я знаю - и здесь Я выражаю то, что бесчисленное множество других людей знают - что настоящее время - время исчезновения и смерти Бога ».
Продвижение профанов привело к нескольким контрмодиям, попыткам ограничить сферу профана. Модернизм намеревался вернуть миф и чувство священного обратно в светскую реальность - Уоллес Стивенс выступал от имени большинства движений, когда писал, что «если ничего был божественным, тогда все сущее было, сам мир ».
Фундаментализм - христианский, мусульманский или другой - восстал против профана, вернувшись к священному писанию.
Психология тоже установила чтобы защитить границы индивидуального «я» от профанного вторжения, создавая ритуальные места для внутренней работы в противовес постмодернистской потере приватности.
Шеймус Хини считал, что «десакрализация пространства - это то, что мое поколение пережило разными способами».