Эрнест Геллнер | |
---|---|
Родился | (1925-12-09) 9 декабря 1925 года. Париж, Франция |
Умер | 5 ноября 1995 (1995-11-05) (69 лет). Прага, Чешская Республика |
Alma mater | Колледж Баллиол, Оксфорд |
Эпоха | Философия ХХ века |
Регион | Западная философия |
Школа | Аналитическая философия. Критический рационализм |
Учреждения | Центральноевропейский университет |
Основные интересы | политическая философия, философия науки, антропология, национализм |
Известные идеи | теория национализма Геллнера. Критика философии обыденного языка |
Влияния | |
Влияли | |
Эрнест Андре Геллнер (9 декабря 1925 г. - 5 ноября 1995 г.) был британо-чешским философом и социальным антропологом, которого The Daily Telegraph после смерти описал как одного из самых энергичных интеллектуалов мира., и The Independent как «единоличный крестоносец критического рационализма ".
Его первая книга« Слова и вещи »(1959) подтолкнула лидера в The Times и месячная переписка на странице писем по поводу его нападок на лингвистическую философию. Как профессор философии, логики и научных методов в Лондонской школе экономики в течение 22 лет, профессор социальной антропологии Уильяма Вайса в Кембриджском университете В течение восьми лет и возглавляя новый Центр изучения национализма в Праге, Геллнер всю свою жизнь боролся - в своих трудах, преподавании и политической деятельности - против того, что он считал закрытыми системами мысли, в частности коммунизм, психоанализ, релятивизм и диктатура свободного рынка. Среди других вопросов социальной мысли, теория модернизации и национализм были двумя его центральными темами, его мультикультурная перспектива позволяла ему работать в рамках предмета трех отдельных цивилизаций : западный, исламский и русский. Он считается одним из ведущих теоретиков в области национализма.
Геллнер родился в Париже в семье Анны, урожденной Фантл, и Рудольфа, юриста, городской интеллектуал, говорящий по-немецки австрийцы евреи из Богемии (которая с 1918 года входила в состав недавно созданной Чехословакии ). Юлиус Геллнер был его дядей. Он вырос в Праге, посещал чешскую начальную школу до поступления в англоязычную гимназию. Это была трехкультурная Прага Франца Кафки : антисемитская, но «потрясающе красивая», город, по которому он позже много лет тосковал.
В 1939 году, когда Геллнеру было 13 лет. рост Адольфа Гитлера в Германии убедил его семью покинуть Чехословакию и переехать в Сент-Олбанс, к северу от Лондона, где Геллнер учился в современной школе для мальчиков Сент-Олбанс, ныне Verulam School (Хартфордшир). В возрасте 17 лет он выиграл стипендию для поступления в Баллиол-колледж в Оксфорде в результате того, что он назвал «португальской колониальной политикой», которая заключалась в том, чтобы «сохранять мир среди коренных жителей, направляя способных снизу в Баллиол». «
« Прага - потрясающе красивый город, и в первый период моего изгнания, то есть во время войны, я постоянно мечтал о нем в прямом смысле: это было сильное желание ».В Balliol он изучал философию, политику и экономику (PPE) и специализировался на философии. Он прервал учебу через год, чтобы служить в 1-й Чехословацкой бронетанковой бригаде, которая участвовала в осаде Дюнкерка (1944–45), а затем вернулся в Прагу, чтобы поступить в университет. там на пол семестра.
В этот период Прага утратила свою сильную власть над ним: предвидя коммунистический переворот, он решил вернуться в Англию. Одним из его воспоминаний о городе 1945 года был коммунистический плакат, на котором было написано: «Все с чистым щитом в Партию », что якобы означает, что приветствуются те, чьи записи были хорошими во время оккупации. На самом деле, сказал Геллнер, это означало с точностью до наоборот:
Если ваш щит абсолютно грязный, мы почистим его за вас; с нами вы в безопасности; мы любим вас тем больше, потому что чем грязнее ваша запись, тем больше мы держимся за вас. Итак, все сволочи, все отличительные авторитарные личности быстро вошли в партию, и она быстро приобрела такой характер. Так что то, что происходило, было мне совершенно ясно, и это избавило меня от эмоциональной хватки, которую Прага ранее имела надо мной. Я мог предвидеть, что настала пора сталиноидов диктатуры : это произошло в 48-м году. Точную дату я не мог предвидеть, но то, что она должна была произойти, было абсолютно очевидно по разным причинам.... Я не хотел участвовать в этом, выбрался как можно быстрее и забыл об этом.
Он вернулся. поступил в Баллиол-колледж в 1945 году, чтобы получить степень, выиграв приз Джона Локка и получив отличие первого класса в 1947 году. В том же году он начал свою академическую карьеру в университете Эдинбурга в качестве ассистента профессора Джона Макмюррея на кафедре моральной философии. Он перешел в Лондонскую школу экономики в 1949 году, поступив на факультет социологии под руководством Морриса Гинзберга. Гинзберг восхищался философией и считал, что философия и социология очень близки друг другу.
Он нанял меня, потому что я был философом. Несмотря на то, что формально он был профессором социологии, он не принимал на работу своих собственных студентов, поэтому я извлек из этого пользу, и он предполагал, что любой в философии будет таким же эволюционным хобхаусаном, как он сам. Ему потребовалось некоторое время, чтобы обнаружить, что я не был.
Леонард Трелони Хобхаус был до Гинзберга профессором социологии Мартина Уайта в Лондонской школе экономики. В своей работе «Разум в эволюции» Хобхауса (1901) предлагалось рассматривать общество как организм, продукт эволюции, с индивидуумом как его основной единицей, при этом подтекст состоял в том, что общество со временем будет улучшаться по мере своего развития, телеологическое точка зрения, против которой решительно выступал Геллнер.
Гинзберг... был совершенно неоригинален и лишен резкости. Он просто воспроизвел эволюционное рационалистическое видение, которое уже было сформулировано Хобхаусом и которое, кстати, было своего рода экстраполяцией его личной жизни: начиная с Польши и заканчивая довольно влиятельным профессором в LSE. Он развивался, у него была идея большой цепи бытия, где низшей формой жизни был пьяный, польский, антисемитский крестьянин, а следующей стадией было польское дворянство, немного лучше, или Staedtl, еще лучше. А потом он приехал в Англию, сначала в Университетский колледж под руководством Дауэса Хикса, который был вполне рациональным (не таким уж рациональным - кажется, у него все еще были антисемитские предрассудки) и В конце концов, он оказался в Лондонской школе экономики с Хобхаусом, который был настолько рассудителен, что здравый смысл просто не у него в голове. Гинзберг экстраполировал это, и, по его мнению, все человечество перешло к еще большей рациональности, от пьяного польского крестьянина до Т. Хобхаус и сад Хэмпстеда.
Критика лингвистической философии Геллнером в книге «Слова и вещи» (1959) сосредоточена на Дж. Л. Остин и более поздние работы Людвига Витгенштейна, критикующие их за то, что они не подвергают сомнению свои собственные методы. Книга принесла Геллнеру высокую оценку критиков. Он получил докторскую степень. в 1961 году защитил диссертацию на тему «Организация и роль бербера» Завия и всего год спустя стал профессором философии, логики и научных методов. «Мысли и перемены» был опубликован в 1965 году, а в своей работе «Государство и общество в советской мысли» (1988) он исследовал, можно ли либерализовать марксистские режимы.
Он был избран членом Британской академии в 1974 году. Он переехал в Кембридж в 1984 году, чтобы возглавить факультет антропологии, заняв кафедру Уильяма Вайса и стал научным сотрудником из Королевского колледжа в Кембридже, что обеспечило ему непринужденную атмосферу, в которой он любил пить пиво и играть в шахматы со студентами. Описанный Оксфордским национальным биографическим словарем как «блестящий, решительный, непочтительный, озорной, иногда извращенный, с остроумным остроумием и любовью к иронии», он пользовался большой популярностью среди своих студентов, был готов потратить много дополнительные часы в день, обучая их, и считался превосходным оратором и одаренным учителем.
Его «Плуг, меч и книга» (1988) исследовал философию истории и «Условия свободы». (1994) пытался объяснить крах социализма. В 1993 году он вернулся в Прагу, теперь уже избавленную от коммунизма, и поступил в новый Центральноевропейский университет, где возглавил Центр изучения национализма, программу, финансируемую Джорджем Соросом, американского миллиардера-филантропа, чтобы изучить рост национализма в посткоммунистических странах Восточной и Центральной Европы. 5 ноября 1995 г., после возвращения с конференции в Будапеште, он перенес сердечный приступ и умер в своей квартире в Праге, за месяц до своего 70-летия.
С публикацией в 1959 году своей первой книги «Слова и вещи», Геллнер добился известности и даже известности среди своих коллег-философов., а также вне дисциплины, за его яростную атаку на философию обычного языка (или «лингвистическую философию», любимую фразу Геллнера). Философия обыденного языка, в той или иной форме, была доминирующим подходом в Оксбридже в то время (хотя сами философы отрицали, что они были частью какой-либо объединенной школы). Впервые он столкнулся с сильной идеологической поддержкой лингвистической философии, когда работал в Баллиоле:
[В то время ортодоксия, лучше всего описываемая как лингвистическая философия, вдохновленная Витгенштейном, кристаллизовалась и казалась мне полностью и совершенно ошибочной. Основная идея Витгенштейна заключалась в том, что не существует общего решения вопросов, кроме обычаев сообщества. Сообщества предельны. Он не так выразился, но это было то, к чему это привело. И это не имеет смысла в мире, в котором сообщества нестабильны и четко не изолированы друг от друга. Тем не менее Витгенштейну удалось продать эту идею, и она была с энтузиазмом воспринята как неоспоримое открытие. Сегодня людям очень трудно понять, какая была тогда атмосфера. Это было Откровение. В этом не было сомнений. Но для меня было совершенно очевидно, что это неправильно. Для меня это было очевидно в тот момент, когда я наткнулся на это, хотя изначально, если все ваше окружение и все умные люди в нем считают что-то правдой, вы предполагаете, что вы ошибаетесь, не понимая этого должным образом, и они должны быть верно. И поэтому я исследовал это дальше и, наконец, пришел к выводу, что я все понял правильно, и это был вздор, что действительно так.
Компания Words and Things жестко критикует работу Людвига Витгенштейна, Дж. Л. Остин, Гилберт Райл, Энтони Флю, П. Ф. Стросон и многие другие. Райл отказался рецензировать книгу в философском журнале Mind (который он редактировал), а Бертран Рассел (написавший одобрительное предисловие) выразил протест в письме к Times. Последовал ответ от Райла и продолжительная переписка.
В 1950-х годах Геллнер обнаружил свою большую любовь к социальной антропологии. Крис Ганн, директор Институт Макса Планка социальной антропологии, пишет, что после трезвый эмпиризма Бронислав Малиновский, Геллнер внесли большой вклад в эту тему в течение следующих 40 лет, от «концептуальной критики в анализе родства до рамок для понимания политического порядка вне государства в племенном Марокко (Святые Атласа, 1969); от сочувственного изложения работ советских марксистских антропологов до элегантных синтезов. традиций Дюркгейма и Вебера в западной социальной теории; и от грандиозной разработки «структуры человеческой истории» до новаторских анализов этничности и национализма (Мысль и перемены, 1964; Народы и Национализм, 1983) ». Он также подружился с французско-марокканским социологом Полем Пасконом, чьими работами он восхищался.
В 1983 году Геллнер опубликовал Нации и национализм. Для Геллнера «национализм - это прежде всего политический принцип, согласно которому политическая и национальная единицы должны быть согласованы». Геллнер утверждает, что национализм появился и стал социологической необходимостью только в современном мире. В прежние времена («агрограмотный» этап истории) у правителей было мало стимулов навязывать культурную однородность управляемым. Но в современном обществе работа становится технической; нужно управлять машиной, и для этого нужно учиться. Существует потребность в безличном, бесконтекстном общении и высокой степени культурной стандартизации.
Кроме того, индустриальное общество подчеркивается тем фактом, что существует постоянный рост: типы занятости меняются, и необходимо осваивать новые навыки. Таким образом, общее профессиональное обучение предшествует специализированному профессиональному обучению. На территориальном уровне существует конкуренция за перекрывающиеся зоны обслуживания (например, Эльзас-Лотарингия ). Чтобы сохранить контроль над ресурсами, выживание и прогресс, государство и культура должны по этим причинам быть согласованными. Следовательно, национализм - необходимость.
Викискладе есть медиафайлы, связанные с Эрнестом Геллнером. |
Викицитатник имеет цитаты, связанные с: Эрнестом Геллнером |
Академические учреждения | ||
---|---|---|
Предыдущий. Джек Гуди | Уильям Вайз, профессор социальной антропологии Кембриджский университет. 1984–1992 | Преемник. Мэрилин Стрэтерн |