Эрнест Геллнер

редактировать

Эрнест Геллнер
Эрнест Геллнер 2.jpg
Родился(1925-12-09) 9 декабря 1925 года. Париж, Франция
Умер5 ноября 1995 (1995-11-05) (69 лет). Прага, Чешская Республика
Alma materКолледж Баллиол, Оксфорд
ЭпохаФилософия ХХ века
РегионЗападная философия
Школа Аналитическая философия. Критический рационализм
УчрежденияЦентральноевропейский университет
Основные интересыполитическая философия, философия науки, антропология, национализм
Известные идеитеория национализма Геллнера. Критика философии обыденного языка
Влияния
Влияли

Эрнест Андре Геллнер (9 декабря 1925 г. - 5 ноября 1995 г.) был британо-чешским философом и социальным антропологом, которого The Daily Telegraph после смерти описал как одного из самых энергичных интеллектуалов мира., и The Independent как «единоличный крестоносец критического рационализма ".

Его первая книга« Слова и вещи »(1959) подтолкнула лидера в The Times и месячная переписка на странице писем по поводу его нападок на лингвистическую философию. Как профессор философии, логики и научных методов в Лондонской школе экономики в течение 22 лет, профессор социальной антропологии Уильяма Вайса в Кембриджском университете В течение восьми лет и возглавляя новый Центр изучения национализма в Праге, Геллнер всю свою жизнь боролся - в своих трудах, преподавании и политической деятельности - против того, что он считал закрытыми системами мысли, в частности коммунизм, психоанализ, релятивизм и диктатура свободного рынка. Среди других вопросов социальной мысли, теория модернизации и национализм были двумя его центральными темами, его мультикультурная перспектива позволяла ему работать в рамках предмета трех отдельных цивилизаций : западный, исламский и русский. Он считается одним из ведущих теоретиков в области национализма.

Содержание

  • 1 Предпосылки
  • 2 Слова и вещи
  • 3 Социальная антропология
  • 4 Национализм
  • 5 Избранные труды
    • 5.1 Книги
  • 6 Примечания
  • 7 Ссылки
  • 8 Внешние ссылки

Предыстория

Геллнер родился в Париже в семье Анны, урожденной Фантл, и Рудольфа, юриста, городской интеллектуал, говорящий по-немецки австрийцы евреи из Богемии (которая с 1918 года входила в состав недавно созданной Чехословакии ). Юлиус Геллнер был его дядей. Он вырос в Праге, посещал чешскую начальную школу до поступления в англоязычную гимназию. Это была трехкультурная Прага Франца Кафки : антисемитская, но «потрясающе красивая», город, по которому он позже много лет тосковал.

В 1939 году, когда Геллнеру было 13 лет. рост Адольфа Гитлера в Германии убедил его семью покинуть Чехословакию и переехать в Сент-Олбанс, к северу от Лондона, где Геллнер учился в современной школе для мальчиков Сент-Олбанс, ныне Verulam School (Хартфордшир). В возрасте 17 лет он выиграл стипендию для поступления в Баллиол-колледж в Оксфорде в результате того, что он назвал «португальской колониальной политикой», которая заключалась в том, чтобы «сохранять мир среди коренных жителей, направляя способных снизу в Баллиол». «

« Прага - потрясающе красивый город, и в первый период моего изгнания, то есть во время войны, я постоянно мечтал о нем в прямом смысле: это было сильное желание ».

В Balliol он изучал философию, политику и экономику (PPE) и специализировался на философии. Он прервал учебу через год, чтобы служить в 1-й Чехословацкой бронетанковой бригаде, которая участвовала в осаде Дюнкерка (1944–45), а затем вернулся в Прагу, чтобы поступить в университет. там на пол семестра.

В этот период Прага утратила свою сильную власть над ним: предвидя коммунистический переворот, он решил вернуться в Англию. Одним из его воспоминаний о городе 1945 года был коммунистический плакат, на котором было написано: «Все с чистым щитом в Партию », что якобы означает, что приветствуются те, чьи записи были хорошими во время оккупации. На самом деле, сказал Геллнер, это означало с точностью до наоборот:

Если ваш щит абсолютно грязный, мы почистим его за вас; с нами вы в безопасности; мы любим вас тем больше, потому что чем грязнее ваша запись, тем больше мы держимся за вас. Итак, все сволочи, все отличительные авторитарные личности быстро вошли в партию, и она быстро приобрела такой характер. Так что то, что происходило, было мне совершенно ясно, и это избавило меня от эмоциональной хватки, которую Прага ранее имела надо мной. Я мог предвидеть, что настала пора сталиноидов диктатуры : это произошло в 48-м году. Точную дату я не мог предвидеть, но то, что она должна была произойти, было абсолютно очевидно по разным причинам.... Я не хотел участвовать в этом, выбрался как можно быстрее и забыл об этом.

Он вернулся. поступил в Баллиол-колледж в 1945 году, чтобы получить степень, выиграв приз Джона Локка и получив отличие первого класса в 1947 году. В том же году он начал свою академическую карьеру в университете Эдинбурга в качестве ассистента профессора Джона Макмюррея на кафедре моральной философии. Он перешел в Лондонскую школу экономики в 1949 году, поступив на факультет социологии под руководством Морриса Гинзберга. Гинзберг восхищался философией и считал, что философия и социология очень близки друг другу.

Он нанял меня, потому что я был философом. Несмотря на то, что формально он был профессором социологии, он не принимал на работу своих собственных студентов, поэтому я извлек из этого пользу, и он предполагал, что любой в философии будет таким же эволюционным хобхаусаном, как он сам. Ему потребовалось некоторое время, чтобы обнаружить, что я не был.

Леонард Трелони Хобхаус был до Гинзберга профессором социологии Мартина Уайта в Лондонской школе экономики. В своей работе «Разум в эволюции» Хобхауса (1901) предлагалось рассматривать общество как организм, продукт эволюции, с индивидуумом как его основной единицей, при этом подтекст состоял в том, что общество со временем будет улучшаться по мере своего развития, телеологическое точка зрения, против которой решительно выступал Геллнер.

Гинзберг... был совершенно неоригинален и лишен резкости. Он просто воспроизвел эволюционное рационалистическое видение, которое уже было сформулировано Хобхаусом и которое, кстати, было своего рода экстраполяцией его личной жизни: начиная с Польши и заканчивая довольно влиятельным профессором в LSE. Он развивался, у него была идея большой цепи бытия, где низшей формой жизни был пьяный, польский, антисемитский крестьянин, а следующей стадией было польское дворянство, немного лучше, или Staedtl, еще лучше. А потом он приехал в Англию, сначала в Университетский колледж под руководством Дауэса Хикса, который был вполне рациональным (не таким уж рациональным - кажется, у него все еще были антисемитские предрассудки) и В конце концов, он оказался в Лондонской школе экономики с Хобхаусом, который был настолько рассудителен, что здравый смысл просто не у него в голове. Гинзберг экстраполировал это, и, по его мнению, все человечество перешло к еще большей рациональности, от пьяного польского крестьянина до Т. Хобхаус и сад Хэмпстеда.

Критика лингвистической философии Геллнером в книге «Слова и вещи» (1959) сосредоточена на Дж. Л. Остин и более поздние работы Людвига Витгенштейна, критикующие их за то, что они не подвергают сомнению свои собственные методы. Книга принесла Геллнеру высокую оценку критиков. Он получил докторскую степень. в 1961 году защитил диссертацию на тему «Организация и роль бербера» Завия и всего год спустя стал профессором философии, логики и научных методов. «Мысли и перемены» был опубликован в 1965 году, а в своей работе «Государство и общество в советской мысли» (1988) он исследовал, можно ли либерализовать марксистские режимы.

Он был избран членом Британской академии в 1974 году. Он переехал в Кембридж в 1984 году, чтобы возглавить факультет антропологии, заняв кафедру Уильяма Вайса и стал научным сотрудником из Королевского колледжа в Кембридже, что обеспечило ему непринужденную атмосферу, в которой он любил пить пиво и играть в шахматы со студентами. Описанный Оксфордским национальным биографическим словарем как «блестящий, решительный, непочтительный, озорной, иногда извращенный, с остроумным остроумием и любовью к иронии», он пользовался большой популярностью среди своих студентов, был готов потратить много дополнительные часы в день, обучая их, и считался превосходным оратором и одаренным учителем.

Его «Плуг, меч и книга» (1988) исследовал философию истории и «Условия свободы». (1994) пытался объяснить крах социализма. В 1993 году он вернулся в Прагу, теперь уже избавленную от коммунизма, и поступил в новый Центральноевропейский университет, где возглавил Центр изучения национализма, программу, финансируемую Джорджем Соросом, американского миллиардера-филантропа, чтобы изучить рост национализма в посткоммунистических странах Восточной и Центральной Европы. 5 ноября 1995 г., после возвращения с конференции в Будапеште, он перенес сердечный приступ и умер в своей квартире в Праге, за месяц до своего 70-летия.

Слова и вещи

Геллнер обнаружил свой интерес к лингвистической философии в Баллиоле.

С публикацией в 1959 году своей первой книги «Слова и вещи», Геллнер добился известности и даже известности среди своих коллег-философов., а также вне дисциплины, за его яростную атаку на философию обычного языка (или «лингвистическую философию», любимую фразу Геллнера). Философия обыденного языка, в той или иной форме, была доминирующим подходом в Оксбридже в то время (хотя сами философы отрицали, что они были частью какой-либо объединенной школы). Впервые он столкнулся с сильной идеологической поддержкой лингвистической философии, когда работал в Баллиоле:

[В то время ортодоксия, лучше всего описываемая как лингвистическая философия, вдохновленная Витгенштейном, кристаллизовалась и казалась мне полностью и совершенно ошибочной. Основная идея Витгенштейна заключалась в том, что не существует общего решения вопросов, кроме обычаев сообщества. Сообщества предельны. Он не так выразился, но это было то, к чему это привело. И это не имеет смысла в мире, в котором сообщества нестабильны и четко не изолированы друг от друга. Тем не менее Витгенштейну удалось продать эту идею, и она была с энтузиазмом воспринята как неоспоримое открытие. Сегодня людям очень трудно понять, какая была тогда атмосфера. Это было Откровение. В этом не было сомнений. Но для меня было совершенно очевидно, что это неправильно. Для меня это было очевидно в тот момент, когда я наткнулся на это, хотя изначально, если все ваше окружение и все умные люди в нем считают что-то правдой, вы предполагаете, что вы ошибаетесь, не понимая этого должным образом, и они должны быть верно. И поэтому я исследовал это дальше и, наконец, пришел к выводу, что я все понял правильно, и это был вздор, что действительно так.

Компания Words and Things жестко критикует работу Людвига Витгенштейна, Дж. Л. Остин, Гилберт Райл, Энтони Флю, П. Ф. Стросон и многие другие. Райл отказался рецензировать книгу в философском журнале Mind (который он редактировал), а Бертран Рассел (написавший одобрительное предисловие) выразил протест в письме к Times. Последовал ответ от Райла и продолжительная переписка.

Социальная антропология

В 1950-х годах Геллнер обнаружил свою большую любовь к социальной антропологии. Крис Ганн, директор Институт Макса Планка социальной антропологии, пишет, что после трезвый эмпиризма Бронислав Малиновский, Геллнер внесли большой вклад в эту тему в течение следующих 40 лет, от «концептуальной критики в анализе родства до рамок для понимания политического порядка вне государства в племенном Марокко (Святые Атласа, 1969); от сочувственного изложения работ советских марксистских антропологов до элегантных синтезов. традиций Дюркгейма и Вебера в западной социальной теории; и от грандиозной разработки «структуры человеческой истории» до новаторских анализов этничности и национализма (Мысль и перемены, 1964; Народы и Национализм, 1983) ». Он также подружился с французско-марокканским социологом Полем Пасконом, чьими работами он восхищался.

Национализм

В 1983 году Геллнер опубликовал Нации и национализм. Для Геллнера «национализм - это прежде всего политический принцип, согласно которому политическая и национальная единицы должны быть согласованы». Геллнер утверждает, что национализм появился и стал социологической необходимостью только в современном мире. В прежние времена («агрограмотный» этап истории) у правителей было мало стимулов навязывать культурную однородность управляемым. Но в современном обществе работа становится технической; нужно управлять машиной, и для этого нужно учиться. Существует потребность в безличном, бесконтекстном общении и высокой степени культурной стандартизации.

Кроме того, индустриальное общество подчеркивается тем фактом, что существует постоянный рост: типы занятости меняются, и необходимо осваивать новые навыки. Таким образом, общее профессиональное обучение предшествует специализированному профессиональному обучению. На территориальном уровне существует конкуренция за перекрывающиеся зоны обслуживания (например, Эльзас-Лотарингия ). Чтобы сохранить контроль над ресурсами, выживание и прогресс, государство и культура должны по этим причинам быть согласованными. Следовательно, национализм - необходимость.

Избранные произведения

Книги

  • Слова и вещи, Критический отчет лингвистической философии и исследование идеологии, Лондон: Gollancz; Бостон: Маяк (1959). См. Также переписку в The Times с 10 по 23 ноября 1959 года.
  • Мысль и перемены (1964)
  • Популизм: его значение и характеристики (1969). С [ro ]. Нью-Йорк: Макмиллан.
  • Святые Атласа (1969)
  • Современная мысль и политика (1974)
  • Дьявол в современной философии (1974)
  • Легитимация веры (1974)
  • Очки и затруднения (1979)
  • Советская и западная антропология (1980) (редактор)
  • Мусульманское общество (1981)
  • Нации и национализм (1983)
  • Релятивизм и социальные науки (1985)
  • Психоаналитическое движение (1985)
  • Концепция родства и другие эссе (1986)
  • Культура, идентичность и политика (1987)
  • Государство и общество в советской мысли (1988)
  • Плуг, меч и книга (1988)
  • Постмодернизм, Разум и религия (1992)
  • Разум и культура (1992)
  • Условия свободы (1994)
  • Антропология и политика: революции в Священной роще (1995)
  • Либерализм в Новое время: Очерки в честь Хосе Г. Меркиора (1996)
  • Национализм (1997)
  • Язык и одиночество: Витгенст Эйн, Малиновский и дилемма Габсбургов (1998)

Примечания

Ссылки

  • Некролог Философ национализма Эрнест Геллнер умер в 69 лет. Автор: Эрик Пейс The New York Times 10 ноября 1995 г.
  • Дэвис, Джон. Некролог в The Guardian, 7 ноября 1995 г.
  • Димонье, Симеон. Сравнительное исследование историзма у Карла Маркса и Эрнеста Геллнера (Саарбрюккен: Lambert Academic Publishing, 2012)
  • Холл, Джон А. Эрнест Геллнер: интеллектуальная биография (Лондон: Verso, 2010)
  • Холл, Джон А. и Ян Джарви (редакторы). Социальная философия Эрнеста Геллнера (Амстердам: Rodopi BV, 1996)
  • Холл, Джон А. (ред.) Государство нации: Эрнест Геллнер и теория национализма (Кембридж: Cambridge University Press, 1998)
  • Лесснофф, Майкл. Эрнест Геллнер и современность (Кардифф: University of Wales Press, 2002)
  • Льюкс, Стивен. «Геллнер, Эрнест Андре (1925–1995)», Оксфордский национальный биографический словарь, Oxford University Press, 2004, извлечено 23 сентября 2005 г. (требуется подписка)
  • Малешевич, Синиса и Марк Хогаард (ред.). Эрнест Геллнер и современная социальная мысль (Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 2007)
  • О'Лири, Брендан. Некролог в The Independent, 8 ноября 1995 г.
  • Стерлинг, Пол. Некролог в Daily Telegraph, 9 ноября 1995 г.
  • «Социальная и политическая значимость мысли Геллнера сегодня», доклады и веб-трансляция конференции, организованной Департаментом политологии и социологии в Национальный университет Ирландии, Голуэй, проходивший 21–22 мая 2005 г. (10-я годовщина смерти Геллнера).
  • Кирчанов, Максим. Национализм: политика, международные отношения, регионализация (Воронеж, 2007) [1] Подробный обзор работ Геллнера для студентов. На русском языке.

Внешние ссылки

Викискладе есть медиафайлы, связанные с Эрнестом Геллнером.
Викицитатник имеет цитаты, связанные с: Эрнестом Геллнером
Академические учреждения
Предыдущий. Джек Гуди Уильям Вайз, профессор социальной антропологии Кембриджский университет. 1984–1992Преемник. Мэрилин Стрэтерн
Последняя правка сделана 2021-05-19 13:54:57
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте