Lancia Delta HF Integrale Group A | |
Категория | Группа A |
---|---|
Конструктор | Lancia |
Предшественник | Lancia Delta S4 |
Технические характеристики | |
Подвеска (передняя) | Стойки Макферсон |
Подвеска (задняя) | Стойки Макферсон |
Двигатель | 1,995 куб. См (121,7 у.е. дюйма) рядный четвертый, DOHC, 2 BS. Одинарный Garrett турбокомпрессор, интеркулер. Передняя - поперечная навесная. |
Коробка передач | 5- или 6-ступенчатая ручная. Передний открытый дифференциал, центральный планетарный редуктор с вискомуфтой, задний Torsen. |
История соревнований | |
Дебют | 1987 55ème Rallye de Монте-Карло |
Первая победа | 1987 55ème Rallye de Monte-Carlo |
Последняя победа | 1992 34º Rallye Sanremo |
Чемпионат конструкторов | 1987 WRC, 1988 WRC, 1989 WRC, 1990 WRC, 1991 WRC, 1992 WRC |
Чемпионат водителей |
Lancia Delta Group A - это раллийный автомобиль группы A, построенный для Martini Lancia компанией Lancia для участия в Чемпионате мира по ралли. Он основан на дорожном автомобиле Lancia Delta и заменил Lancia Delta S4. представленный в сезоне чемпионата мира по ралли 1987 года и доминировал в мировом ралли Cha mpionship, одержав 46 побед в общем зачете WRC и шесть раз подряд выиграв чемпионат конструкторов с 1987 по 1992, в дополнение к пилотам титулы чемпиона для Юха Канккунена (1987 и 1991 ) и Мики Биасион (1988 и 1989 ), что сделало Lancia самой успешной маркой в истории WRC, а Delta - самым успешным автомобилем.
В начале 1980-х годов на высшем уровне в ралли доминировали ралли Формула группы B, для которой Lancia произвела задний привод 037, а затем, когда это стало устаревшим, Delta S4. Однако вся формула была отменена в конце сезона 1986 года после серии несчастных случаев со смертельным исходом, в результате чего Группа A оставалась лучшей формулой в 1987 и последующих сезонах.
Внезапное изменение правил оставило многих производителей без подходящего автомобиля, за частичным исключением Lancia. Delta HF 4WD (Abarth SE043) с его двухлитровым двигателем с турбонаддувом и полным приводом был явно более подходящим автомобилем для раллийных гонок Группы А, чем его конкуренты, слабые Mazda 323 и Ford Sierra XR4x4, мощный, но задний привод Ford Sierra RS Cosworth и BMW M3, а также переднеприводный Opel Kadett GSi и Renault 11 Турбо. Однако не обошлось без изъянов. Колесные арки были ограничены, колеса и, следовательно, тормоза были слишком маленькими, а ход подвески был ограничен. Доступ к ключевым компонентам для обслуживания был также ограничен компактными размерами автомобиля и расположением двигателя с поперечным расположением двигателя - единственным недостатком, который последующие разработки не смогли полностью исправить. Несмотря на это, до начала сезона 1987 года не было сомнений в том, что Lancia и один из ее пилотов выиграют чемпионат мира.
В 1987 году Лансиасом управляли Массимо Биасион, Юха Канккунен и Маркку Ален. Biasion открылся победой в ралли Монте-Карло, а позже в сезоне выиграл ралли в Аргентине и Сан-Ремо. Однако четыре призовых места Юхи Канккунена в сочетании с победами на Олимпийском ралли и финальном раунде, RAC Rally, позволили ему завоевать титул, опередив Маркку Алена, надежды на титул которого закончились. на RAC с серией аварий, в том числе опрокидыванием машины перед телекамерами на одной из коротких зрительских сцен первого дня. Lancia выиграла семь из одиннадцати раундов, которые засчитывались в чемпионат производителей, а вместе с ними и титул чемпиона мира. Однако Канккунен, который, по общему мнению, разочаровался в политике команды и явном фаворитизме в отношении Biasion, покинул команду в конце сезона и вернулся в Toyota.
Delta HF 4WD также выиграл первые два этапа сезона 1988 года, Бруно Саби одержал победу в Монте-Карло и Маркку Ален в Швеции, прежде чем ВЧ интеграл "8в" (Abarth SE044) выступил в третьем туре в Португалии. Босс команды Чезаре Фиорио заметил в интервью перед этим мероприятием, что большие колеса Integrale, большие тормоза, улучшенная подвеска и большая мощность сделают его более конкурентоспособным на асфальте, хотя на гравии он представляет собой относительно небольшое улучшение по сравнению с 4WD. Маркку Ален ушел из строя из-за отказа трансмиссии на раннем этапе гонки, что вызвало некоторую озабоченность по поводу прочности трансмиссии и заставило команду предпринять серьезные меры по техническому обслуживанию машины Биазиона. Однако у итальянского гонщика не возникло серьезных механических проблем, и он продолжил одерживать победу. Новая, более мощная шестиступенчатая коробка передач уже находилась в стадии разработки и была представлена к следующему мероприятию. После этого Lancia доминировала в оставшейся части сезона. Лишь однажды они были избиты в прямом поединке на сухом асфальте Корсики Дидье Ориоль на Ford Sierra RS Cosworth. К концу сезона Lancia выиграла десять из одиннадцати раундов, которые учитывались в гонках производителей, а Биасион стал чемпионом мира среди пилотов, завоевав титул в предпоследнем раунде. Маркку Ален завершил сезон победой на ралли RAC, став личным первым для финна.
В 1989 году начали появляться серьезные соперники доминированию Lancia, в том числе Toyota Celica GT-Four ST165, которая в руках Юхи Канккунена побежала Маркку Алена на прошлогоднем ралли 1000 озер, прежде чем сошла с дистанции из-за механической неисправности. Тем не менее, Toyota оставалась ненадежной в течение первой части сезона 1989 года, и Lancia с Биазионом, Аленом и Ориолем (которых команда наняла после его выступлений в Ford в прошлом году) в качестве ведущих пилотов смогла вытащить существенное лидерство в чемпионате. К тому времени, когда приглашенный пилот Микаэль Эрикссон одержал победу на ралли Аргентина, 8v Integrale выиграла все свои предыдущие двенадцать этапов чемпионата мира. Однако позже в этом сезоне трудности с разработкой Mitsubishi Galant были преодолены, и Эрикссон, теперь выступающий за Mitsubishi, выиграл ралли 1000 Lakes, где ни один Lancias не финишировал в тройке лидеров. Затем Канккунен привел Toyota к первой победе в Австралии, его товарищ по команде Кеннет Эрикссон стал вторым, а Ален - третьим. Integrale начинала отставать от своих основных конкурентов, но к тому времени Lancia уже работала над следующей эволюцией. Integrale 16v дебютировала в 1989 Rallye Sanremo, где в первый и единственный раз он участвовал в гонках итальянского красного цвета. Дидье Ориоль выбыл из гонки после крушения на высокой скорости, но Биазон продолжал выигрывать. Выиграв титулы производителей и пилотов третий год подряд, Lancia отказалась участвовать в финальном этапе сезона - RAC Rally.
Lancia продолжала использовать HF Integrale 16V в течение сезона 1990 года. Маркку Ален покинул команду после почти пятнадцати лет, в то время как Юха Канккунен вернулся вместе с Биазион и Ориоль. Французский гонщик выиграл ралли Монте-Карло и Тур де Корс, в то время как Biasion выиграл в Португалии, что дало Lancia преимущество, которое она сохраняла до конца сезона, к этому времени она одержала шесть побед и в четвертый раз завоевала титул производителей. Однако победы разделили три пилота команды, и в гонке чемпионата Сайнс на автомобиле Toyota Celica GT-Four ST165 одержал ряд побед в середине сезона, которые и принесли ему титул. Впервые с 1986 года Lancia не выиграла чемпионаты водителей и производителей.
В сезоне 1991 года между Toyota и Lancia произошла еще одна битва. Были некоторые предположения о том, что Delta теперь превосходит Celica, и это впечатление усилилось победой Карлоса Сайнса в первом раунде в Монте-Карло. Тем не менее, в руках Юхи Канккунена Delta одержала победу в Кении, Аргентине, Финляндии и Австралии, а Дидье Ориоль также выиграл в Сан-Ремо, дав Lancia рекордный пятый титул производителя. Тем временем Сайнс потерпел аварию в Австралии и сошел с дистанции из-за неисправности электросети в Каталонии, в результате чего Канккунен стал претендентом на титул пилота. К этому времени Toyota и Lancia, по общему мнению, работали с пустыми чеками и беспроигрышными бюджетами своих материнских компаний, и ходили слухи о творческой интерпретации правил, особенно со стороны Lancia. Тем не менее, ничего не было доказано, хотя было общеизвестно, что все основные автомобили Группы А имели мощность, намного превышающую номинальный предел в 300 л.с., вероятно, ближе к 400 в большинстве случаев. Lancia была одной из самых мощных, что, наряду с ее надежностью, отчасти объясняет ее постоянный успех перед лицом таких недостатков, как плохое распределение веса (Delta всегда была тяжелой в носу) и менее сложная трансмиссия, чем у модели. Toyota. В ралли RAC 1991 года в британских лесах произошла ожесточенная битва между Канккуненом и Сайнсом, которая завершилась поздно, когда на Toyota Сайнса взорвалась прокладка головки блока цилиндров, в результате чего Канккунен стал третьим пилотом чемпионата.
Во второй половине сезона 1991 года компания Lancia разработала Delta HF Integrale "Evoluzione" (Abarth SE050), иногда прозванная "Deltona" или "Super Delta", которая дебютировала на Монте-Карло 1992 года. Эта последняя эволюция с более жестким кузовом, более широкими колесными арками, большими колесами и тормозами, улучшенной подвеской и аэродинамикой, а также более мощным двигателем в большинстве случаев была на 5-6% быстрее, чем автомобиль 16v. Тем не менее, он представлял собой все, что можно было извлечь из принципиально устаревшей конструкции, и, поскольку не планировалось создание преемника, Lancia официально отказалась от участия в ралли в конце 1991 года. В течение следующих двух сезонов автомобили будут управляться получастными. Команда Jolly Club, хотя изначально при постоянной поддержке завода.
В 1992 году у Toyota была совершенно новая Celica, в отличие от обновленной Delta Lancia, что привело к возобновлению слухов о том, что Lancia будет превосходить ее. Фактически, Celica изначально оказалась проблемной, и Ориоль доминировал в начале сезона за Lancia, одержав рекордные шесть побед и вырвав большое лидерство в чемпионате. Канккунен также стабильно поднимался на подиум и побеждал в Португалии, в то время как приглашенный пилот Андреа Агини выигрывал ралли Сан-Ремо. Таким образом, Lancia получает титул производителя шестой год подряд. Между тем, Сайнс поначалу боролся с новой машиной и отставал, иногда даже изо всех сил пытаясь обыграть возрождающуюся команду Ford с ее довольно громоздкой Sierra, но в конце сезона испанец дал ответный удар в сочетании с уходом на пенсию в Сан-Ремо и только десятым местом. в Каталонии для Ориоля, Канккунен, Ориоль и Сайнс вышли на ралли RAC в пределах трех очков друг от друга. Решение о трехсторонней гонке за титул было решено, когда двигатель Ориоля отказал, и Канккунен сошел с трассы, оставив Сайнса неожиданно завоевать второй титул пилота.
В 1993 году Ауриоль и Канккунен покинули Lancia и присоединились к команде Toyota, а Сайнс перешел в Jolly Club, где его поддерживали Агини и Густаво Треллес. Спонсорство Lancia со стороны Martini также прекратилось, и Jolly Club Deltas выступили в цветах спонсора Сайнса, нефтяной компании Repsol. По окончании участия завода технические разработки были незначительными, несмотря на заверения Сайнса в начале сезона, что разработка автомобиля будет продолжаться, и к середине сезона стало ясно, что теперь Delta превосходит более новых конкурентов, таких как последняя Toyota и Ford Escort RS Cosworth. Сайнс занял второе место на Acropolis Rally, но это было лучшее место для машины. Он снова финишировал вторым в Сан-Ремо, но команда была впоследствии дисквалифицирована и зафиксировала очки из-за неисправности топлива, а Сайнс к тому времени сошел с ралли Каталонии из-за отказа электросети. Jolly Club решил не участвовать в финальном раунде серии и отказался от участия, обозначив конец как карьеры Delta в качестве первоклассного раллийного автомобиля, так и участия Lancia в чемпионате мира по ралли.
В общей сложности четыре модификации Lancia Delta выиграли 46 розыгрышей чемпионатов мира, а серия Lancia, завоевавшая шесть последовательных титулов производителей, остается рекордом.
Вне чемпионата мира «Дельта» использовалась несколькими частными командами при разной степени поддержки со стороны заводской команды. Jolly Club выступал в качестве второстепенной команды на протяжении всей эры Группы А, прежде чем заменить официальную рабочую команду в сезоне 1992/3. Другие команды, использующие автомобиль, включали Astra Motorsport и HF Grifone. Пилоты, использующие дельты, управляемые такими командами, выигрывали титул чемпиона Европы каждый год с 1987 по 1991 год, а также в 1993 году, что стало последним крупным успехом автомобиля. В 1994 году Astra продолжала участвовать в соревнованиях Deltas на европейских и некоторых чемпионатах мира, лучшим результатом стало четвертое место для Алессандро Фиорио на ралли Акрополис. Дельта также выиграла множество национальных титулов в континентальной Европе.