Маркку Ален (справа) и штурман Илкка Кивимяки (1976) | |
Персональные данные | |
---|---|
Национальность | Финский |
Родился | ( 1951-02-15)15 февраля 1951 (70 лет) Хельсинки |
Рекорд чемпионата мира по ралли | |
Активные годы | 1973–1993, 2001 гг. |
Штурман | Илкка Кивимяки Атсо Ахо Пол Уайт |
Команды | Форд, Фиат, Лянча, Субару, Тойота |
Митинги | 129 |
Чемпионаты | 1 ( 1978 ) |
Победы в ралли | 19 |
Подиумы | 56 |
Победа на этапе | 801 |
Общее количество очков | 840 |
Первый розыгрыш | 1973 Ралли 1000 озер |
Первая победа | 1975 Ралли Португалии |
Последняя победа | Ралли RAC 1988 года |
Последний розыгрыш | 2001 Neste Rally Finland |
Маркку Allan Alen (родился 15 февраля 1951 года, в Хельсинки ) является финский бывший ралли и гоночного автомобиля водитель. Он выступал за Fiat, Lancia, Subaru и Toyota в чемпионате мира по ралли и удерживал рекорд по количеству побед на этапах (801) в серии, пока Себастьен Леб не обогнал его на Ралли Каталонии 2011 года. Фраза Алена «теперь максимальная атака» стала широко известной.
Сам Ален никогда не выигрывал чемпионат мира, несмотря на то, что долгое время был гонщиком с наибольшим количеством побед на его счету. Тем не менее, он выиграл Кубок FIA среди пилотов в 1978 году, предшествовавший чемпионату мира среди пилотов, учрежденному в 1979 году. В 1986 году он был чемпионом мира в течение одиннадцати дней, пока Peugeot не принял апелляцию и результаты ралли Сан-Ремо, на котором выиграл Ален, не были аннулированы.
Интерес Алена к автоспорту возник у его отца, который в 1963 году был чемпионом Финляндии по ледовым гонкам. Ален начал свою раллийную карьеру в 1969 году за рулем Renault 8 Gordini и с первой попытки финишировал девятым на ралли « 1000 озер». После заключения контракта с финским импортером Volvo на управление Volvo 142 он финишировал третьим на «1000 озер» в 1971 и 1972 годах. На своем дебютном чемпионате мира по ралли на ралли « 1000 озер 1973 года» он занял второе место после Тимо Мякинена.
Выступления Алена на его домашнем мероприятии привлекли внимание как Fiat, так и Ford. С Ford Escort RS 1600 он заработал себе репутацию сильного спортсмена на RAC Rally 1973 года, заняв третье место, несмотря на то, что в первый день его машина покатилась и опустилась на 178-е место. Результатом стал «контракт мечты» с Fiat с очень большой зарплатой. Ален также стал первым раллийным гонщиком, которому была назначена персональная фитнес-программа.
В 1974 и 1975 годах Ален управлял Fiat 124 Abarth Rallye, достигнув нескольких подиумов, а затем своей дебютной победы в WRC на ралли Португалии 1975 года. В сезоне 1976 года Fiat дебютировал с новым Fiat 131 Abarth, который оказался большим улучшением по сравнению с его предшественником. Ален выиграл 1000 озер 1976 года и Ралли Португалии 1977 года и помог Fiat завоевать свой первый титул производителя в 1977 году.
Ралли Сан-Ремо 1978 года Алена - победитель Lancia Stratos HF.Затем в 1978 году Ален завоевал на этой машине две победы и пять подиумов подряд. В ралли Сан-Ремо он дебютировал на автомобиле Lancia Stratos HF компании Alitalia Fiat и выиграл свое третье ралли мира в сезоне. Эти выступления принесли ему титул Кубка FIA среди пилотов, намного опередив основных соперников Жан-Пьера Николя и Ханну Микколу, а Fiat - второй титул в автопроизводстве. Ален продолжал работать в Fiat в течение следующих трех лет, выигрывая каждый сезон.
После того, как Fiat свернул свою заводскую раллийную команду, Ален перешел в родственную команду Lancia. В 1982 году он дебютировал капера первый из двух Группа B категории омологированных моделей, Lancia 037, задние колеса автомобиля, который был, в последствии, конкретный исполнитель на асфальтовых раундах чемпионата. Несколько побед Алена в 1983 году помогли Lancia узко вывести Audi и их полноприводный Quattro с длинной колесной базой на чемпионат конструкторов того года. Действительно, именно Ален был ответственен за окончательную победу автомобиля на Тур де Корс 1984 года, в год, когда Audi вернула себе оба титула, прежде чем его заменила полноприводная Lancia Delta S4 из финала. круглые, в Великобритании, в сезоне 1985 года.
Ален за рулем своего Delta HF 4WD на ралли RAC 1987 года.Став лидером однозначен команды в период после одноклубник Анри Тойвонен смерти «s в Корсике в следующем году, Alen узко потерял 1986 Чемпионат мира по ралли с соперником водителя, Peugeot 205 Turbo 16 E2 пилот Канккунен. В конце сезона Ален одержал победу на ралли Сан-Ремо только после того, как команда Канккунена Peugeot была исключена организаторами по спорным техническим причинам. Впоследствии Peugeot подал апелляцию в FISA, которое в конечном итоге аннулировало результаты ралли, лишив Алена титула чемпиона мира, который он удерживал всего одиннадцать дней, что привело к тому, что Ален бойкотировал ралли Монте-Карло 1987 года.
Ален остался в Lancia после упразднения Группы B в конце 1986 года и успешно адаптировался к формуле замены Группы А. Он выиграл три этапа на Lancia Delta HF 4WD в 1987 году, но потерял шанс занять второе место в чемпионате мира среди пилотов после того, как прокатился на своей машине перед телекамерами на ралли RAC 1987 года. В следующем году он выиграл еще три турнира, кульминацией которых стала первая эмоциональная победа в RAC, мероприятии, которое он пытался выиграть в течение пятнадцати лет. Это должна была быть его последняя победа на чемпионате мира.
В 1990 году, Alen переехал в расцветающей Prodrive -run Subaru World Rally Team, и был ответствен за многие из Subaru Legacy ранних успехов «s, в том числе четвёртого в 1990 1000 озерах ралли, а третий и два четвертых мест следующего сезона. В 1992 году он перешел в команду Toyota, но обнаружил, что играет второстепенную роль у Карлоса Сайнса. В сезоне 1993 года Ален остался без постоянной работы, и в начале сезона он выступал за Toyota и Subaru, заняв второе место для Toyota в ралли Safari и 4-е место для Subaru в Португалии. Вместе с коллегой-ветераном и чемпионом мира 1981 года Ари Ватаненом он управлял Subaru Impreza на его дебютном мероприятии - «Ралли 1000 озер». К несчастью для Алена, он разбился на первом этапе соревнований. Это фактически означало конец его карьеры лучшего раллийного гонщика.
Он участвовал в двух гонках Международного чемпионата по кузовным гонкам 1995 года за Alfa Romeo, участвуя в таком же количестве гонок в DTM ранее в том же году. Он также участвовал в гонках Trophy Andros в 1996 и 1997 годах. Чтобы отпраздновать свое 50-летие в 2001 году, в августе того же года он участвовал в ралли Neste Rally Finland, заняв приличное 16-е место в общем зачете на Ford Focus WRC. Он также дважды участвовал в ралли Париж-Дакар в классе грузовиков. Его сын Антон Ален управляет Fiat Punto класса Super 2000 в серии Intercontinental Rally Challenge.
В марте 2010 года Лука ди Монтедземоло нанял Алена в качестве тест-пилота Ferrari. Он начал с снежных тестов на Ferrari 458 Italia.
Год | Абитуриент | Автомобиль | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | WDC | Точки |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1973 | Oy Volvo-Auto Ab | Volvo 142 | ПН | SWE | ПОР | KEN | MOR | GRE | POL | FIN 2 | AUT | ITA | Соединенные Штаты Америки | FRA | N / A | N / A | ||
Motorcraft | Ford Escort RS1600 | GBR 3 | ||||||||||||||||
1974 г. | Fiat SpA | Fiat 124 Abarth Spider | ПН C | SWE C | ПОР 3 | KEN | GRE C | FIN 3 | ITA Ret | CAN Ret | США 2 | FRA Ret | N / A | N / A | ||||
Ford Motor Company Ltd | Ford Escort RS1600 | GBR Ret | ||||||||||||||||
1975 г. | Fiat SpA | Fiat 124 Abarth Spider | ПН 3 | SWE 6 | KEN | GRE | MOR | ПОР 1 | ITA Ret | FRA | GBR Ret | N / A | N / A | |||||
Datsun | Datsun Violet 160J | FIN Ret | ||||||||||||||||
1976 г. | Fiat SpA | Fiat 124 Abarth Spider | ПН 6 | SWE | ПОР | KEN | GRE | N / A | N / A | |||||||||
Fiat 131 Abarth | MOR 12 | ITA Ret | FRA | GBR Ret | ||||||||||||||
Autonovo Oy | FIN 1 | |||||||||||||||||
1977 г. | Fiat SpA | Fiat 131 Abarth | ПН 54 | SWE Ret | ПОР 1 | KEN | NZL 3 | GRE Ret | CAN Ret | ITA | FRA | GBR Ret | NC | 0 | ||||
Autonovo Oy | FIN Ret | |||||||||||||||||
1978 г. | Alitalia Fiat | Fiat 131 Abarth | ПН | SWE 3 | KEN | ПОР 1 | GRE 2 | FIN 1 | CAN 2 | 1-й | 52 | |||||||
Lancia Stratos HF | ITA 1 | CIV | FRA | GBR Ret | ||||||||||||||
1979 г. | Alitalia Fiat | Fiat 131 Abarth | ПН 3 | SWE 4 | ПОР | KEN 3 | GRE | NZL | FIN 1 | ЖЕСТЯНАЯ БАНКА | ITA 6 | FRA | 3-й | 68 | ||||
Lancia GB | Lancia Stratos HF | GBR 5 | CIV | |||||||||||||||
1980 г. | Fiat Italia | Fiat 131 Abarth | МН Ret | SWE | ПОР 2 | KEN | GRE 3 | ARG Ret | Шестой | 47 | ||||||||
Fiat Rally / ASA | FIN 1 | NZL | ||||||||||||||||
4 Ромби Корс | ITA Ret | FRA | GBR | CIV | ||||||||||||||
1981 г. | Fiat Auto Torino | Fiat 131 Abarth | ПН 7 | SWE | ПОР 1 | KEN | FRA | GRE 2 | ARG | БЮСТГАЛЬТЕР | FIN 2 | ITA 9 | CIV | 4-й | 56 | |||
Команда Шардонне | Lancia Stratos HF | GBR Ret | ||||||||||||||||
1982 г. | Мартини Гонки | Lancia Rally 037 | ПН | SWE | ПОР | KEN | FRA 9 | GRE Ret | NZL | БЮСТГАЛЬТЕР | FIN Ret | ITA Ret | CIV | GBR 4 | 21-е | 12 | ||
1983 г. | Мартини Гонки | Lancia Rally 037 | ПН 2 | SWE | ПОР 4 | KEN | FRA 1 | GRE 2 | NZL | ARG 5 | FIN 3 | ITA 1 | CIV | GBR | 3-й | 100 | ||
1984 | Мартини Гонки | Lancia Rally 037 Evolution 2 | ПН 8 | SWE | ПОР 2 | KEN 4 | FRA 1 | GRE 3 | NZL 2 | ARG | FIN 2 | ITA Ret | CIV | GBR | 3-й | 90 | ||
1985 г. | Мартини Лянча | Lancia Rally 037 Evolution 2 | ПН | SWE | ПОР | KEN Ret | FRA Ret | GRE | NZL | ARG | FIN 3 | ITA 4 | CIV | 7-е | 37 | |||
Lancia Delta S4 | GBR 2 | |||||||||||||||||
1986 г. | Мартини Лянча | Lancia Delta S4 | МН Ret | SWE 2 | POR Ret | FRA Ret | GRE Ret | NZL 2 | ARG 2 | FIN 3 | CIV | ITA 1 | GBR 2 | США 1 | 2-й | 104 | ||
Мартини Лянча | Lancia Rally 037 Evolution 2 | KEN 3 | ||||||||||||||||
1987 г. | Мартини Лянча | Lancia Delta HF 4WD | ПН | SWE 5 | ПОР 1 | KEN | FRA | GRE 1 | США 3 | NZL | ARG | FIN 1 | CIV | ITA Ret | GBR 5 | 3-й | 88 | |
1988 г. | Мартини Лянча | Lancia Delta HF 4WD | ПН | SWE 1 | 2-й | 86 | ||||||||||||
Мартини Лянча | Lancia Delta Integrale | ПОР 6 | KEN | FRA | GRE 4 | Соединенные Штаты Америки | NZL | ARG | FIN 1 | CIV | ITA 4 | GBR 1 | ||||||
1989 г. | Мартини Лянча | Lancia Delta Integrale | SWE | ПН | ПОР 2 | KEN | FRA | GRE | NZL | ARG | FIN Ret | Австралия 3 | ITA | CIV | GBR | 9-е | 27 | |
1990 г. | Субару Техника Интернешнл | Subaru Legacy RS | ПН | ПОР | KEN Ret | FRA | GRE Ret | NZL | ARG | FIN 4 | Австралия | ITA Ret | CIV | GBR Ret | 20-е | 10 | ||
1991 г. | Subaru Rally Team Europe | Subaru Legacy RS | ПН | SWE 3 | ПОР 5 | KEN | FRA | GRE Ret | 4 новозеландских доллара | ARG | FIN Ret | Австралия 4 | ITA | CIV | ESP | GBR Ret | 8-е | 40 |
1992 г. | Toyota Team Europe | Toyota Celica Turbo 4WD (Тойота Селика Турбо 4WD) | МН Ret | ПОР 4 | GRE Ret | NZL | ARG | FIN 3 | Австралия | ITA | CIV | ESP | GBR 4 | 5-й | 50 | |||
Команда Toyota Швеция | Toyota Celica GT-Four ST165 - цена: + 0 руб. | SWE 4 | ||||||||||||||||
Toyota Team Кения | Toyota Celica Turbo 4WD (Тойота Селика Турбо 4WD) | KEN 5 | FRA | |||||||||||||||
1993 г. | 555 Subaru World Rally Team | Subaru Legacy RS | ПН | SWE | ПОР 4 | 11-е | 25 | |||||||||||
Команда Toyota Castrol | Toyota Celica Turbo 4WD (Тойота Селика Турбо 4WD) | KEN 2 | FRA | GRE | ARG | NZL | ||||||||||||
555 Subaru World Rally Team | Subaru Impreza 555 | FIN Ret | Австралия | ITA | ESP | GBR | ||||||||||||
2001 г. | Команда Голубой розы | Ford Focus WRC | ПН | SWE | ПОР | ESP | ARG | CYP | GRE | KEN | FIN 16 | NZL | ITA | FRA | Австралия | GBR | NC | 0 |